16 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

А. Архангель­ский – выдающийся русский духов­ный композитор и хоровой дирижер

АРХАНГЕЛЬСКИЙ

Александр Андреевич (11.10.1846, с. Ст. Тезиково Пензенской губ.- 16.11.1924, Прага), рус. хоровой дирижер, композитор, педагог. Род. в семье священника, окончил Пензенскую ДС. Теорией музыки занимался у Н. М. Потулова. С 1862 г. регент архиерейского хора в Пензе. С 1870 г. жил в С.-Петербурге. В 1870-1871 гг. вольнослушатель хирургического отд-ния Военно-медицинской академии, в 1871-1873 гг. студент химического фак-та Технологического ин-та. В 1872 г. сдал экзамен в Придворной певч. капелле на звание регента. В 1873-1878 гг. регент хоров Саперного батальона, Конногвардейского полка, Придворно-конюшенной ц. Преподавал сольное и хоровое пение в жен. Патриотическом ин-те (1885-1908), Александровском лицее (1891-1897), Екатерининском жен. уч-ще (1893-1898, 1904-1906), Музыкальном ин-те (1913-1919) и др. учебных заведениях. В 1902-1908 гг. руководитель и педагог организованных им бесплатных курсов хорового пения.

В 1880 г. А. создал смешанный хор (вначале из 20, впосл. до 90 чел.) и возглавлял его до 1923 г. (с 1917 Трудовой коммунальный хор). В 1887 г. А. реформировал состав хора, полностью заменив голоса мальчиков женскими. Первые программы хора (1883-1885) включали рус., слав. и западноевроп. народные песни. С 1886 г. репертуар хора пополнила рус. церковная и светская музыка XVII-XIX вв., западноевроп. музыка различных эпох и стилей; мн. произведения хор исполнял в России впервые. Исполнительский уровень хора был чрезвычайно высок. В 1897-1901 гг. хор совершал гастрольные поездки по России (более 50 городов), Польше, Финляндии, в 1907 и 1913 гг. выступал в Германии, участвовал в концертах РМО, Русских симфонических концертах М. П. Беляева, в общедоступных симфонических концертах А. Д. Шереметева, в частных антрепризах А. И. Зилоти, С. А. Кусевицкого, в спектаклях Мариинского театра и др. В 1901 г. А. создал С.-Петербургское певч. благотворительное об-во (существовало до 1918), объединившее все хоры С.-Петербурга. В 62 концертах объединенного хора в составе до 600 чел. было исполнено 125 сочинений. С 1906 г. А.- главный инспектор Святейшего Синода по устройству и инспектированию церковных хоров, в 1923 г. возглавил Общестуденческий рус. хор в Праге, к-рый впосл. носил его имя.

В сочинениях А. проявляется знание возможностей сочетания отдельных голосов и хоровых групп, нередко встречаются полифонические эпизоды. А. один из первых трактовал песнопения литургии и всенощного бдения как единый цикл, имеющий гармонические и интонационные связи. Мелодика его сочинений близка обиходным распевам и народной песне. Переложения древних распевов выполнены в строгом диатоническом стиле гармонии с ограничением диссонансов. Нек-рые циклы А. были рекомендованы для церковноприходских школ и духовных учеб. заведений.

LiveInternetLiveInternet

Метки

Цитатник

Инесса Арманд. История любви “Она была необыкновенно хороша&qu.

История одного шедевра. Н. П. Богданов-Бельский “Устный счет в народной школе С. А. Рачинского” .

15 интересных фактов о жизни и творчестве Франца Йозефа Гайдна В этом году исполняется 280 лет.

Бич любви к родине. Слово “патриотизм” одновременно и простое, и сложное слово. Простое, пот.

Царь СОЛОМОН ЦАРЬ СОЛОМОН В ЖИВОПИСИ И ГРАФИКЕ. Что было, то.

Музыка

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

А.А. Архангель­ский – выдающийся русский духов­ный композитор и хоровой дирижер.

«Архангельский прислушивался к тем таинственным глаголам,
которые звучат в душе человека, обуреваемой волнами житейского моря.
В своих лучших произведениях он вводит нас в тайники души страдающей
и ищущей смирения в Боге».

Александр Андреевич Архангель­ский – выдающийся русский духов­ный композитор и хоровой дирижер. Хоть он прожил более 20 лет в XX в., все же он остается ярким представителем Петер­бургской композиторской школы конца XIX в.

В сочинениях Архангельского проявляется знание возможностей сочетания отдельных голосов и хоровых групп, нередко встречаются полифонические эпизоды. Александр Андре­евич одним из первых русских композиторов трактовал песнопения Литургии и всенощного бдения как единый цикл, имеющий гармо­нические и интонационные связи. Мелодика его сочинений близка обиходным распевам и народной песне. Переложения древних рас­певов выполнены в строгом диатоническом стиле гармонии с ограничением диссонансов.

По оценкам исследователей, составить пол­ную «картину» жизнедеятельности Александра Андреевича не удастся уже, видимо, никогда: к великому сожалению, часть архива Архангельского была утеряна при разграблении его петербургской квартиры в 1924 г.

Читать еще:  Что вызывает аллергию чихание. Причины аллергической реакции на людей

«Мне редко приходилось встречать людей, так радостно, до конца своих дней воспри­нимавших жизнь. Тот, кто, как я, видел нежный свет в глазах Александра Андреевича в нерадостную пору бо­лезни, поймет, почему он никогда не заканчивал музыкальную мысль на печальном стихе псалма, а всегда приводил ее к успокаивающему разреше­нию. Поэтому не кажется случайностью, что многие из своих сочинений Александр Андреевич начинал простой и умилительной молитвой: “Господи, воззвах к Тебе, услыши мя”» (из воспоминаний современников).

Александр Андреевич Архангельский родился 11 (23) октября 1846 г. в селе Старое Тезиково Наровчатского уезда Пензенской гу­бернии, в семье священника Андрея Иванови­ча Архангельского. Мать, Елизавета Федоровна, устраивала дома в минуты отдыха домашние концерты. Кроме младшего Александра в семье было еще двое детей.

Крестьянский быт и внезапная потеря отца с раннего детства приучили будущего регента и композитора к постоянной упорной работе. В детстве и начал проявляться главный интерес Александра – к музыке.

В возрасте десяти лет мальчик поступил на обучение в Краснослободское духовное училище. К концу первого года обучения в училище прибыл епи­скоп Пензенский и Саранский Варлаам (Успен­ский). Певческие способности юного Алексан­дра привлекли внимание Владыки – осенью 1859 г. талантливого юношу перевели сразу во II класс Пензенского губернского духовного училища и зачислили его певцом-солистом в архиерейский хор. А после успешного оконча­ния училища в 1862 г. Архангельского перевели в Пензенскую духовную семинарию. Архангельский быстро приобрел необ­ходимые профессиональные навыки и уже в шестнадцать лет успешно заменял заболевше­го регента, но, несмотря на это, остро ощущал недостаток знаний. Для того чтобы восполнить пробелы, он активно занимался самообразованием и тратил свой скромный заработок на уроки по теории музыки, композиции и гармонии; в течение семи лет учился играть на скрипке у концертмейстера оперного театра Рубиновича. В это же время он познакомился с известным пензенским музыкальным деятелем и композитором духовной музыки Николаем Михайловичем Потуловым. Летом 1870 г., на 24-м году жизни, молодой регент отправился в Петербург и осенью этого же года стал вольнослушателем хирургическо­го отделения Военно-медицинской академии. Но не забывал и о музыке, параллельно нака­пливая и углубляя свои музыкально-профессиональные знания. Он брал частные уроки по фортепиано и сольному пению. Архангельский считал, что регент-дирижер должен сам петь профессионально, знать правила постановки голоса, дабы «не портить» голоса певчих. Не проучившись и года в Медицинской академии, Александр Архангельский перешел в Техно­логический институт. Но и тут он понял, что такая жизнь не соответствовала его духовным интересам и физическим возможностям. И тогда 26-летний студент подал прошение ди­ректору Певческой капеллы Николаю Ивано­вичу Бахметеву о сдаче экстерном экзамена на звание регента. После получения аттестата повышенного разряда Архангельский устроился на должность регента Саперного батальона, потом – Конногвардейского полка и наконец – Придворно-конюшенной церкви. В связи со сложными материальными условиями регент­ство приходилось сочетать с государственной службой бухгалтера при Контрольной палате Министерства путей сообщения.

С середины 1870-х гг. Архангельский думал об организации собственного хора. Благодаря помощи своего земляка, министра путей сооб­щения Ф. Неронова, Архангельский в 1880 г. соз­дает собственный хор из 16-ти человек 4 , и уже через три года впервые состоялось публичное его вы­ступление, которое сразу привлекло к себе вни­мание публики и музыкальных деятелей.

В 1885 г. Александр Андреевич воплотил давно задуманное решение – произвел пере­мены в хоре, заменив мальчиков женским со­ставом, что явилось нововведением в практике исполнения хоровых произведений. Это позво­лило иметь постоянный состав хора и достигать вершин исполнительского мастерства.

С началом концертной деятельности хора связаны и успехи Архангельского как компо­зитора. В его творчестве духовные сочинения занимали значительное место. Исследователи его жизненного пути отмечают, что он, наряду с такими авторами, как Дмитрий Бортнянский, Алексей Львов, Николай Римский-Корсаков, сделал «крупный шаг вперед» по пути создания своей русской самобытной церковной музыки. Духовные сочинения Архангельского (а это и есть основное в его творчестве – около ста) от­личались высоким профессиональным уров­нем.

Концертная деятельность хора Архан­гельского стала яркой страницей в истории мирового музыкального искусства. Лучшие образцы песнопений Православной Церкви были открыты широкой публике. Благодаря таланту и организаторским способностям Ар­хангельский руководил хором 43 года – явле­ние уникальное в истории русского искусства. Александр Андреевич много внимания уделял регентам церковных хоров, помогая им расши­рять и обогащать репертуар.

Читать еще:  На каких инструментах учился играть глинка. Михаил иванович глинка

Хор Архангельского совершал поездки как по России, так и за рубежом, его популярность была необычайной. Александра Андреевича называли лучшим хоровым дирижером мира. Из рецензий того времени можно прочитать: «Господин Архангельский не только серьезный музыкант, но и замечательный знаток того дела, которому он служит с любовью и редкой энергией. Вся Россия любит молиться под музыку А.А. Архангельского».

Революционные события Александр Андре­евич принял как православный христианин – со смирением, разделяя скорбный удел своего народа. В 1918 г. небольшое имение композито­ра в костромском селе Каликино было разгра­блено. «Народная» власть объявила, что музыкант лишен прав на свое имущество. Репертуар хора теперь утверждал Наркомат просвещения, изгнав всю православную музыку, а сам хор переименовали в Государственный хоровой коллектив. Несмотря ни на что, Архангельский продолжил работать и зимой 1921 г., во время празднования 50-летия хоровой деятельности Архангельского, ему – первому из хоровых ди­рижеров – присвоили звание заслуженного ар­тиста республики.

О своей жизни в Петрограде ничего осо­бенного не могу сказать; хор мой (в уменьшен­ном составе) функционирует, но все окружа­ющее до того тяготит. А что делать? Разруха полная и общая. »

В связи с переименованием Петербургской придворно-певческой капеллы в Государствен­ную академическую капеллу было сочтено «не­совместимым» существование в одном городе двух государственных хоров, Архангельскому предложили организовать Государственную ка­пеллу в Москве. Однако от этого предложения Архангельский отказался, ссылаясь на болезнь и преклонный возраст.

В 1923 г. через Александра Гречанинова ком­позитор получил приглашение поработать в Праге. Вместе с супругой Пелагеей Андреевной переехал он в Чехословакию. Здесь Александр Андреевич успешно работал с Общестуденче­ским русским хором7. Репетиции вновь создан­ного коллектива прерывались в связи с болез­нью руководителя. Летом 1924 г. Архангельского пригласили на лечение в Италию. Почувствовав улучшение, он возвратился в Прагу. Вместе с тем последствия октябрьского переворота на родине оставили тяжелый след в душе компо­зитора. 16 ноября 1924 г. он назначил очередную спевку хора, однако за час до ее начала сердце великого композитора навсегда остановилось.

В октябре 1925 г. прах Александра Анд­реевича, согласно высказанной им воле, был перевезен его женой в Ленинград, и там после соборно совершенной заупокойной Литургии в Казанском соборе, при пении «бывшего» хора любимого регента России, его предали по­гребению на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры. На надгробии начертаны слова: «Внуши, Боже, молитву мою».

Наталия Кузина, руководитель таллинн­ского хора «Радуга», следующими словами охарактеризовала творчество Александра Анд­реевича Архангельского: «Музыкальный язык Архангельского естественен, как естественна и выразительна речь человека. Его сочинения отличаются необыкновенной мягкостью, ясно­стью, теплотой в музыке, молитвенностью».

По наблюдению одного из современников Александра Архангельского, «молящийся оча­ровывается не только красотой голосоведения, но, что самое главное, загорается под влиянием музыки Архангельского еще более сильным ре­лигиозным чувством. Причина этого влияния в глубоком религиозном чувстве самого автора. »

Не случайно я вспомнил об этом великом русском композиторе. 6 апреля состоится очередное выступление нашего хора. И мы будем петь одно из его песнопений. “Помышляю день страшный”.

Духовный концерт «Помышляю день страшный» был создан в 1898 году. Музыкальный гармонический язык Архангельского естественен, как естественна и выразительна речь человека. Его сочинения отличаются необыкновенной мягкостью, ясностью, теплотой в музыке, молитвенностью. Послушайте великолепное исполнение этого произведения мужским хором Святотроицкой лавры в Москве.

Сольный запев басов символизирует мысль, гнетущую человека всю жизнь – «помни о судном дне». Эта мысль о неизбежности расплаты за содеянные грехи в масштабе всего человечества выражены унисонным звучанием всего хора и только в 13-ом такте голоса расходятся на уменьшённый септаккорд, подчёркивая зловещее звучание слова «страшный». Интонации плача на словах «и плачу деяний моих лукавых» переданы с помощью секундовых попевок и имитационными вступлениями голосов. Кульминация произведения достигается за счет ускорения темпа, нарастания динамики, высокой тесситуры, красочного звучания малого вводного терцквартаккорда на словах «или коим дерзновением воззрю на Судию». Резкий спад динамики и звучание хора в низком регистре образно выражают смущение человечества перед грозными очами Творца, и осознанием своих грехов. Спокойный, величественный хорал – мольба о спасении и прощении завершает концерт. В музыке слышны интонации просьбы – скачок в партии сопрано вверх – и в то же время покорности Господу – приглушённое звучание хора в низкой тесситуре на заключительных словах «помилуй мя»

Читать еще:  Как пробудить сексуальную энергию. Будьте ближе к природе, лесу, горам, воде

Архангельский Александр Андреевич (1846-1924 гг.)

А.А. Архангельский – русский хоровой дирижер и композитор.

Учился в Краснослободском духовном училище, затем в Пензенской духовной семинарии, где руководил архиерейским хором. С 1872 г. состоял в Петербургской певческой капелле. Преподавал пение в Александровском лицее.

В 1880 г. А.А. Архангельский организовал смешанный хор. Через три года впервые состоялось публичное выступление, что сразу привлекло внимание публики и музыкальных деятелей. А. Архангельский одним из первых ввел в русское церковное пение женские голоса. Произведенная перемена позволяла иметь постоянный состав хора и достигать высоких вершин исполнительского мастерства. Дирижера приглашали руководить объединенными хоровыми коллективами в несколько сот человек, на концерты, устраиваемые по торжественным случаям. На своих концертах А.А. Архангельский знакомил публику с русскими народными песнями, частью в собственной гармонизации, с произведениями церковной и светской хоровой музыки русских и иностранных авторов как старинных, так и современных, составляя программы со вкусом и знанием музыкальной литературы. Его хор, отличающийся прекрасным подбором голосов, образцовым ансамблем и тонкой отделкой деталей, получил широкую известность, а вся его деятельность – громкое общественное признание. Хор совершал поездки как по России, так и за рубежом (Германия, Финляндия, страны Прибалтики). Концертная деятельность хора Архангельского стала яркой страницей в истории мирового музыкального искусства. Лучшие образцы песнопений Православной Церкви были открыты широкой публике. Благодаря таланту и организаторским способностям, композитор руководил хором 43 года.

А.А. Архангельский – автор хоровых сочинений, многочисленных обработок народных песен (“Сумрак ночи пал на землю”, “Зеленый луг весь в цвету”). Его перу принадлежат более ста духовных сочинений: “Милость мира”, “Господи, услыши”, “Всенощная” и до пятидесяти более мелких сочинений, в том числе восемь херувимских песен, восемь гимнов, шестнадцать песнопений, употребляемых при богослужении вместо причастных стихов. Композитор также издал “Репертуар концертов А.А. Архангельского (серия из 14 разделов, Спб., 1893-94)”.

Источник:

Библиография

Книги

1. Локшин Д. Замечательные русские хоры и их дирижеры : (краткие очерки). – Москва : Музыкальное издательство, 1963.

2. Ткачев Д. Александр Андреевич Архангельский (1846-1924) : очерк жизни и деятельности. – Ленинград : Музыка, 1974.

Статьи

1. Артемова Е. Г. Александр Архангельский – церковный композитор и хоровой дирижер / Евгения Георгиевна ; Евгения Артемова // Музыкальная академия. – 2013. – № 3. – С. 102-108. – Библиогр. в примеч.

Представлена деятельность петербургского композитора духовной музыки и хорового дирижера Александра Андреевича Архангельского. Проанализированы композиции на церковные тексты и напевы, как в контексте творческой деятельности композитора, так и в русле основных проблем Нового направления в русской духовной музыке конца 19 – начала 20 века.

2. Плотникова Н. К родным берегам / Н. Плотникова // Встреча: Культур.-просвет. работа. – 2002. – №2. – С. 19-21.
О жизненном и творческом пути хорового дирижера, духовного композитора Анатолия Михайловича Архангельского.

3. Птица К.Б. А.А. Архангельский // Музыкальная энциклопедия. Т. 1 : А – Гонг / гл. ред. Ю. В. Келдыш. – Москва : Советская энциклопедия, 1973. – 1072 с.: ил. – (Энцикл. Слов. Справ.). – С. 233.

Нотные сборники

1. Архангельский А. Духовно-музыкальные сочинения для хора : избранное / конс. Б. Абальян. – Санкт-Петербург : Северный Олень, 1993. – 40 с. – (Шедевры русской духовной музыки).

2. Архангельский А. Избранные обработки : для смешан. хора без сопровожд. / сост. П. Оболенский. – Ленинград : Музгиз, 1961. – 49 с.

3. Архангельский А. Литургия Святого Иоанна Златоуста (Заупокойная) : для 4-х голос. хора. Вып. 6 / сост.-ред. Амвросий (Носов). – Партитура. – Москва : Издат. отдел Москов. Патриархата, [19–]. – 34 с. – (Традиц. песнопения православного богослужения).

4. Архангельский А. Пение Всенощного бдения : для 4-х голос. хора. Вып. 1 / сост.-ред. Амвросий (Носов). – Москва : Издат. отдел Москов. Патриархата, [19–]. – 24 с. – (Традиц. песнопения православного богослужения).

Источники:

https://www.pravenc.ru/text/76438.html
https://www.liveinternet.ru/users/3620784/post410307808
https://pesny.pskovlib.ru/pesny/PEVCHESKIE_PRAZDNIKI_PROKHODIVS/PEVCHESKIJ_PRAZDNIK_1911_G/UCHASTNIKI/11_UCHASTNIKI.HTM

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Для любых предложений по сайту: [email protected]