Борислав струлев. Борислав Струлёв: «Могу себе позволить любить жизнь
Мама, я и она. Зачем Борислав Струлёв бронирует место в самолёте для своей виолончели
О том, почему ему так дорог музыкальный инструмент, что значит жить со стереоэффектом и как себя чувствуешь, выступая перед Ростроповичем, — в большом тексте «Открытого Белгорода».
Очередная встреча в рамках крупного федерального проекта «Диалог на равных» прошла в Белгородском институте искусств и культуры. Пообщаться с Бориславом Струлёвым пришли студенты и преподаватели вуза.
Чем он так интересен?
Виолончелист исключительного темперамента и техники. Эмоциональный, фееричный, не стесняющийся в выражениях прямолинейный музыкант. Его исполнительская карьера началась в России, когда он, будучи учащимся Московской Центральной музыкальной школы, выступал в Большом зале консерватории и в Концертном зале имени Чайковского. Триумфальный путь Борислава ко всемирной славе начался в Америке — дебютом в Вашингтоне в Центре исполнительских искусств имени Джона Кеннеди в 1993 году.
Сейчас Борислав Струлёв – универсальный мультистилист, ренессанс-мэн, исполнивший практически весь классический репертуар для виолончели и объездивший с ним все уголки планеты. Струлёв представляет музыкальному миру своё исключительное видение того, что такое сплав классики, crossover (синтез стилей — прим. ОБ), джаза, танго и даже рэпа. Всё это – стильный, качественный фьюжн на грани эпатажа.
Ростропович – это космос
За год перед дебютом в Америке игру Струлёва слушал Ростропович. Знакомство с маэстро произошло в Москве в его квартире на улице Горького.
«Помню мои ощущения: чувство огромного потрясения оттого, что увидел кумира, которого я мог наблюдать только на видеокассетах. Записи эти, кстати, было невозможно найти. Одна кассета на весь город. Когда я, наконец, получал их, они уже были безобразного качества, но я старался не упустить ни одного движения каждого пальца его гениальных рук. Ростропович – это космос. Он оставил за собой свет в тоннеле для всех виолончелистов мира. Он был первопроходец, а это самое главное, на мой взгляд.
Он был другом президентов мира, королев и другом сантехников. Он не видел разницы. Он целовал всех при встрече одинаково, в щёчки три раза», — рассказал Борислав Струлёв.
Быть достойным своей фамилии
Американский пианист Byron Janis сказал о Бориславе Струлёве: «Он играет так, как будто родился с виолончелью. Звук, построение фраз, характер игры и техника делают его продолжателем русской традиции игры на виолончели». Разумеется, так было не всегда. Струлёв вспоминает, как искал того самого настоящего себя в музыке, как трудно быть не таким, как все, когда окружающие то и дело пытаются «вбить» в голову жёсткие каноны искусства.
«На мой выбор повлияла семья. Я с детства видел приношения моих близких музыке. Для меня не было просто других вариантов. С первых минут работы я понимал, что это на всю жизнь, и это нужно делать лучше, достойнее или хотя бы так же, как дедушка, бабушка, папа и мама. Я не мог халтурить. У меня была внутри жажда не делать всё, как все. Я себя не видел ещё одним мальчиком в оркестре. Когда все правильно сидят, двигают влево-вправо смычком в бабочке с фраком. Мне хотелось и до сих пор хочется инвенции, хотелось быть человеком, который придумывает что‑то новое в инструменте. Для меня виолончель – средство показать миру, что она может быть оперным инструментом.
Совесть моя в деяниях всегда была на грани фатальности. И знаете, самое главное на сцене – сила воли. Нужно выйти туда и что‑то делать с инструментом, чтобы абсолютно все в зале получали удовольствие, поняли музыкальную палитру чувств, в которую заложил композитор 300 лет назад», — отмечает Борислав Струлёв.
О коммерции в музыке
Вопрос из зала о том, как пробиться, если у тебя нет средств, оживил беседу. Струлёв не отрицает, сейчас всё покрылось коммерцией. При этом добавляет – можно получить серьёзные гранты, но без мотивации в последующем о работе мечты не может идти и речи.
«Конечно, хорошо бы родиться в богатой семье, хорошо бы быть со спонсорами или найти человека, который тебя познакомит со спонсором. Но я верю, что можно играть так, что спонсоры придут к тебе сами. Сейчас такие обеспеченные люди без нас, без искусства, далеко не уедут. Нужно же отчёты делать: «Что‑то я отдал туда, поддержал — то». Всё это есть, но нужно быть кем‑то, чтобы тебя заметили. Нести талант. Сейчас помощь есть, и она с каждым годом растёт. На продвижение Старого Оскола 15 млрд выделено. На культуру! Но я хочу ещё раз подчеркнуть: мотивируйте себя, нужно самому о себе заботиться. В ваших руках есть всё, чтобы стать заметным», — ответил музыкант.
Первая в мире виолончель из янтаря
Истории о собственном опыте переплелись с историями, о которых говорит весь мир. Например, в 2018 году в Калининграде изготовили первую в мире электрическую янтарную виолончель, на изготовление ушло четыре недели. И Борислав имеет к этому непосредственное отношение.
«Как‑то министр культуры и туризма Калининградской области в кулуарах обратился ко мне с вопросом: «Что нужно сделать в области, чтобы поднять интерес к туризму?». Я удивился. Как что? Виолончель из янтаря. Мне говорят: «Ну, Борислав, скажете тоже, такого не бывает». Я попросил связать с мастерами янтарно-краснодеревной мануфактуры «Емельянов». Самые лучшие мастера по янтарю в России. И что вы думаете, был шикарный концерт, собрался весь город, китайцы, японцы, немцы приехали на чудо посмотреть! Не на Стаса Михайлова с хитом, а на янтарную виолончель. Вчера Старый Оскол увидел на стадионе янтарную виолончель. Теперь я даю с ней концерты», — рассказал виолончелист.
Время мультипрофессий
21 век диктует каждому быть универсалом, не зацикливаться на одном единственном направлении, уверен Борислав.
«Нам нужен стереоэффект в нашей жизни. Мы играем на скрипке, но должны разбираться в 20 других направлениях. Быть чуть-чуть композитором, дирижёром и так далее. Никто за вас ничего не сделает. Время такое пришло, когда каждый себе должен быть боссом. Если вы себя не заставите что‑то сделать, то, поверьте, педагоги и ректоры бессильны. Я обращаюсь к преподавателям. Ваши студенты – не на две минутки. Вы должны выпускать артистов, которые смогут сыграть сольный концерт. Это в ваших силах — заинтересовать, тем более, сейчас прекрасное медиапространство. Сегодня в России искусство на подъёме», — утверждает Борислав Струлёв.
Пассажир – виолончель
Для музыкантов, работающих с дорогими инструментами, покупать отдельное место для своего «партнёра» — обычное дело. Если в России на такого пассажира ещё могут посмотреть с удивлением, то за границей дела обстоят иначе.
«Моя виолончель всегда рядом. Это ценный и хрупкий инструмент. Есть по случаю забавная история. Летим мы на гастроли в Японию втроём: я, моя мама и виолончель в футляре. Соответственно, японская авиалиния. Пришло время кушать. Идут стюардессы. Один бортпроводник спрашивает у мамы: курочка или рыбка? Второй проходит с моей стороны и останавливается около футляра, на японском спрашивает предпочтения. Я говорю: курочка, курочка для моей виолончели, (смеётся — прим. ОБ). У меня не было сомнений, что стюардесса пройдёт мимо и неуважительно отнесётся к чехлу, который занимает место», — рассказал Борислав.
Будьте победителями
«Я мечтаю о том, что когда‑нибудь придут к нам 20–30 именно белгородских струнников, которые будут работать в оркестре. Всё это в ваших руках. Если вы занимаетесь музыкой, должны быть результаты. Деритесь за успехи, приходите на конкурсы, работайте! Понятно, что вы безумно заняты. У вас экзамены, кто‑то подрабатывает. Но такова жизнь, и легче уж точно не будет. Но правильное понимание того, кем вы будет через 10 лет, предопределяет всё. Мне бы хотелось, чтобы вы были победителями, и наша встреча была не зря.
У музыки есть величество. И если вы это делаете достойно, то обязательно всё получится», — подытожил Борислав Струлёв.
Борислав Струлёв
Сello – номер 1.
https://www.youtube.com/watch?v=zg8qXhxRtzY
Родился он с виолончелью.
и рос под этот инструмент!
Смычком сметал – слезу порою,
сгонял тоску и звал успех!
Свои эмоции и чувства
он щедро публике дарит,
поэтому пусть Борислава
удачи ангелок хранит!
С глубоким почтением грандиозного музыкального таланта виртуозного виолончелиста,
Сандра Верели
Досье Борислава Струлёва:
БОРИСЛАВ СТРУЛЁВ (виолончель): Выдающийся виолончелист исключительного темперамента и техники, музыкант безудержной энергетики и драйва, один из первых начавший исполнять джаз на виолончели, живёт и работает между Нью-Йорком и Москвой.
В качестве солиста дебютировал в Карнеги Холле в 1999 году — играл с легендарным пианистом Байроном Дженисом а так же был специальным гостем на торжестве, посвященном Оскару Петерсону (Карнеги Холл). Участвовал в записи саундтреков к фильму «Турбулентность» («La Turbulence des fluides») Люка Бессона.
Борислав Струлёв – универсальный мультистилист, ренессанс-мэн, исполнивший практически весь классический репертуар для виолончели и объездивший с ним практически все уголки планеты, сегодня представляет музыкальному миру своё видение того, что такое сплав классики, джаза и даже рэпа. А именно – стильный, качественный фьюжн, на грани эпатажа!
Высокий авторитет музыканта, экспериментатора и лидера позволили Бориславу стать Музыкальным директором международного музыкального фестиваля ”BELGORODMUSICFEST”, ежегодного мероприятия – «День России» в Нью-Йорке, Гильдии финансистов России.
Как камерный исполнитель, Струлёв играл совместно с выдающимися музыкантами современности такими как: Байрон Янис, Денис Мацуев, Матт Херскович, Юлиaн Рахлин, Янине Янсен, Рэнди Брекер, Регина Картер, Айдар Гайнуллин, Самсон Шмитт, Рассел Мэлоун, Пакито Д’Ривера, Кристиан МакБрайд, Левис Наш, Мия Фарроу, Кэтлин Бэттл, Дэйв Грусин, Элиане Элиас, Роджер Кэллоуэй, Денис Грейвс, Шон Леннон, Бобби МакФеррин, с музыкальными коллективами Dorado, Amati и многими другими группами и оркестрами, список которых можно продолжать до бесконечности.
«Звук, построение фраз, характер игры и техника делают его продолжателем русской традиции игры на виолончели. Посмотрите на этого молодого человека, а что гораздо важнее послушайте его!» – Восхищённо писал Байрон Дженис о выдающемся музыканте и мы вам советуем того же! Ибо он играет действительно так – «как будто родился с виолончелью!»
Борислав Струлёв: “Нужно жить”
Иногда необходимо остановиться и задуматься о том, какой след мы оставим в этой жизни. Добровольно изолируя себя от, как нам кажется, депрессивных тем, способных потревожить и задеть наши чувства, мы живем с “закрытыми глазами”. Но есть люди, которые своим примером вдохновляют нас к совершенно иному отношению даже к очень сложным аспектам жизни.
Искусство – настоящая терапия, направленная на лечение эмоционального и душевного состояния. “Искусство исцеляет” – это не просто красивые слова, а истина в последней инстанции. Можно сказать, что это совершенно иная реальность, откуда черпают силы все без исключения: те, кто непосредственно причастен к ее созданию в нашем мире – артисты, и люди, прикасающиеся к этой вселенной через них.
К числу первых относится музыкант с мировым именем, виолончелист Борислав Струлёв, являющийся членом попечительского совета благотворительного фонда помощи детям с онкологическими заболеваниями “Настенька”. Помимо личного участия, Борислав помогает широкому кругу людей взглянуть, словно своими глазами, на проблемы заболевших детей и их близких. “Фонд “Настенька” заслуживает огромного внимания, как артистов, так и обычных людей. Одного меня в этой важной миссии недостаточно”, – говорит Борислав.
В этом году фонду исполняется 15 лет. Обычно на попечении фонда “Настенька” находится 150 детей из России и стран СНГ. Фонд часто проводит благотворительные мероприятия, связанные с искусством, целью которых в первую очередь является сбор средств на лечение детей. Но это не единственная задача. По словам председателя фонда Джамили Алиевой, помимо материальной помощи задачей является эмоциональная поддержка маленьких пациентов и их семей. “Мы хотим, чтобы родители не чувствовали себя одинокими в своей борьбе. Стараемся показать, что каждый ребенок важен для мира, рассказывая, кто и как нам помогает. И конечно, живя бок о бок с нашими детьми, мы не можем их не радовать и находим возможность приглашать артистов”, – рассказала Джамиля Муратовна.
26 июля в НИИ Детской онкологии и гематологии им. Н. Н. Блохина Борислав Струлёв выступил перед детьми с мини-программой, познакомившей их с миром классической музыки. Конечно, данное выступление нельзя сравнивать с обычным концертом, но здесь и стояла совершенно иная задача. Дружеская встреча – наиболее точное описание. В любой ситуации дети остаются детьми и атмосфера праздника, подкрепленная играми и музыкой, позволила им почувствовать себя беззаботными и радостными.
Несмотря на довольно короткую программу, рассчитанную таким образом, чтобы поддержать интерес маленьких зрителей, но не утомить их, выступление имело уникальный характер. Дети приняли непосредственное участие и в музыкальной составляющей встречи: в рамках проекта Борислава Струлёва “ArtCello” маленькие художники подготовили свои картины для виолончели. Проект позволил соединиться детским рисункам и музыке, образуя прекрасное сочетание: музыка звучала через картины, а картины обогащали музыку.
Корреспондент “Музыкального Клондайка” обсудил с Бориславом Струлёвым его участие в жизни фонда “Настенька”, общение с детьми и проект “ArtCello”.
Что вас подвигло начать сотрудничество с фондом?
– Дружба с председателем фонда Джамилей Алиевой. Мы познакомились с ней в рамках фестиваля “Усадьба Jazz”, а потом сделали совместный концерт в Воронеже, при этом посетив там больных детей. Отправной точкой стал момент нашего визита, когда мы увидели комнату, где находились дети в ожидании процедур. Там, где должны быть игрушки и картины, были лишь голые бетонные стены. Благодаря неравнодушным людям, спонсорам и нашему концерту, мы обустроили это помещение, и, я надеюсь, оно до сих пор существует именно в таком виде и приносит пользу.
Вы состоите в попечительском совете. Расскажите о вашей работе с фондом и проекте “ArtCello”.
– Это две огромные величины, которые сегодня объединились. Я бы не назвал сотрудничество с фондом работой, это часть моей жизни. Конечно, когда я в Москве, я готов помочь, при этом никогда долго не раздумываю. Также какая-то часть денег от моих концертов идет на помощь детям. В Нью-Йорке был случай, когда ко мне подошла директор фонда “Оранжевый пингвин” и, зная, что я сотрудничаю с “Настенькой”, передала мне необходимые медицинские принадлежности для наших детей. Замечательно, что люди начинают узнавать друг друга и объединяются в стремлении помочь.
Что касается “ArtCello”, то одно из призваний артиста – спасать людей, но не уколами, а арт-инъекциями. “ArtCello” является вспомогательным инструментом, который сближает ребенка и его семью с музыкой и искусством, предоставляя возможность отвлечься от такой страшной реальности и почувствовать себя лучше. Этот проект – создание моего сумасшедшего внутреннего чувства искусства, который на нашей встрече с детьми вылился в абсолютное доказательство того, что если ты во что-то веришь, то это обязательно получится. Это не просто картины, которые вкладывая в квадратную рамку, выставляют в музее.
Многим людям свойственно некое табуирование тем о тяжелых болезнях. Они делают вид, что такой проблемы не существует. Как вы считаете, такие проекты способны изменить данное отношение?
– Конечно. Передо мной, как перед артистом, стояла задача выступить, словно я пришел в детский сад к самым обычным детям. Не замечая ни капельниц, ни масок, воссоздать атмосферу концерта, переступив через свои эмоции. Задача общества, именно осознавая состояние детей и их семей, – помочь. При этом понимая, что наши радостные эмоции передадутся больному ребенку. Он тоже будет улыбаться и относиться к происходящему с ним иначе.
Не нужно бояться говорить об этом. Раньше рак был смертельным приговором, но сейчас это болезнь. А болезнь лечится. Нужно лечиться, нужно слушать музыку, нужно жить.
Принимая во внимание особенность выступления, какой формат встречи вы выбрали?
– Дружеское времяпрепровождение. Рассказ-игра в инструменты в начале встречи послужила ключиком и введением в музыкальную часть. Я “познакомил” детей с двумя виолончелями: одна из них времен Страдивари, ничуть не изменившаяся за всю свою жизнь. И вторая, для которой ребята старались, создавая свои шедевры. Нам удалось воссоздать звук органа на виолончели, и ребята услышали Баха в оригинальном звуке.
Подбирая программу, я помнил, что передо мной будут дети, поэтому сделал ее максимально интересной. Мне кажется, что когда они выздоровеют и придут в Большой зал консерватории на концерт, то вспомнят весь набор инструментов, который мы, играя, заучивали и наш творческий полдень. Надеюсь, что звук виолончели останется у них в сердцах.
Александра САЙДОВА
Фото предоставлены благотворительным фондом помощи детям с онкологическими заболеваниями “Настенька”
Источники:
https://openbelgorod.ru/kultura/842.html
https://www.stihi.ru/2013/12/25/704
https://www.art-center.ru/about/charity/borislav-strylev-nyzhno-zhiti/