6 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Босх удаление камней глупости. Иероним Босх «Извлечение камня глупости

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • Авиация (132)
  • Астрономические явления (17)
  • Атмосферные конвективные явления (13)
  • Атмосферные оптические явления (30)
  • Атмосферные электрические явления (10)
  • Бабочки (18)
  • ВАТИКАН (23)
  • Владимир Джанибеков (8)
  • Водолей (20)
  • Вокруг Солнечной системы (74)
  • Вопрос-Ответ (1985)
  • Габсбурги (15)
  • Гаремы (7)
  • Далёкий космос (105)
  • Дальние страны (905)
  • ДИНАСТИИ (32)
  • Дорога — это жизнь (39)
  • Животные (479)
  • Загадки истории (445)
  • ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ ИМЕНА (775)
  • Замки и Дворцы (27)
  • ЗАПОВЕДНИКИ (13)
  • ЗДОРОВЬЕ (254)
  • Земля (135)
  • ЗЕРКАЛО (5)
  • Искусство (547)
  • Истории любви (149)
  • ИСТОРИЯ (1748)
  • История одного стихотворения (2034)
  • История одной картины (1029)
  • Книги для детей (252)
  • Краса ветвей зависит от корней (29)
  • КУЛЬТУРА (212)
  • Легенды и мифы (139)
  • ЛИТЕРАТУРА (203)
  • ЛИТЕРАТУРНЫЕ ГЕРОИ (159)
  • ЛИЦА ИСТОРИИ (496)
  • ЛИЦА РАЗВЕДКИ (145)
  • ЛЮДИ (410)
  • Люди-легенды (120)
  • МАЯКИ (9)
  • Микеланджело Буонарроти (25)
  • Микробиология: ВИРУСЫ и БАКТЕРИИ (24)
  • МИКРОмир (16)
  • Мода (43)
  • Москва (71)
  • Музеи (119)
  • Наполеон Бонапарт (58)
  • Насекомые (86)
  • НАУКА (425)
  • Облака (13)
  • Оружие (23)
  • ОТКРЫТИЯ и ИЗОБРЕТЕНИЯ (232)
  • ПАРАЗИТЫ (23)
  • Первые среди равных (181)
  • ПЛАНЕТАРИЙ (78)
  • Поэзия (729)
  • Праздники (37)
  • Притчи (34)
  • Проза (446)
  • Прошлое и настоящее Ташкента (195)
  • Психология (79)
  • Птицы (181)
  • Растения (85)
  • Рекорды (19)
  • РОЗА ВЕТРОВ (22)
  • Романовы (99)
  • Россия (999)
  • Сады и парки (34)
  • Самарканд — столица Тамерлана (22)
  • Санкт-Петербург (107)
  • Символы (136)
  • Скульпторы (34)
  • СЛОВАРЬ (35)
  • Соборы и Мечети (65)
  • СПИРАЛЬ ВРЕМЕНИ (23)
  • Судьбы человеческие (1329)
  • ТАЙНЫ и ЗАГАДКИ (326)
  • Ташкент (18)
  • Узбекистан (193)
  • Фарфор (8)
  • ФЕНОМЕН (167)
  • Фотографии (427)
  • ФОТОГРАФЫ и их фотографии (185)
  • Фра Беато Анджелико (13)
  • ХУДОЖНИКИ (725)
  • ЦВЕТЫ (40)
  • ЧАЙ (21)
  • ЧЕЛОВЕК и ПРИРОДА (42)
  • ЧТОБЫ ПОМНИЛИ (688)
  • ЭКСПЕДИЦИИ и НАХОДКИ (287)
  • ЭПОХА СССР (219)
  • ЮСУПОВЫ (21)

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Интересы

Постоянные читатели

Сообщества

Статистика

Иероним Босх. Извлечение камней глупости

Одна из самых ранних работ Иеронима Босха, дошедшая до нас, именуется «Извлечение камня глупости», где мы снова возвращаемся к мотиву глупости. Она еще не слишком совершенна в живописном отношении. Не вполне правильный анатомически, несколько суховатый рисунок; довольно монохромный, рыжеватый колорит; бедно разработанный ландшафт в глубине. Но смысловая сторона выражена и разработана очень подробно, и мысли художника переданы в высшей степени четко.

Иероним Босх. Извлечение камней глупости

Прежде всего, давайте обратим внимание на сам формат тондо. У Босха, а потом и у Брейгеля (видимо, не без влияния Босха), мы не раз будем встречать этот формат. Мы отмечали гармонию итальянских тондо от Филиппо Липпи и Боттичелли до Рафаэля.

Но если у итальянских художников круглый формат – это символ идеала, поскольку круг на плоскости, а шар в пространстве, согласно учению Платона, есть самая идеальная фигура, — то в Северном Возрождении, у Босха в том числе, и в первую очередь, круг имеет другой смысл – это знак всеобщности, всемирности.

Когда нидерландский художник заключает какую-то композицию в круг, мы сразу должны принять к сведению, что этим он подчеркивает, что перед нами не единичный случай, а аллегория всего рода человеческого.

Текст здесь, однако, связан со сценой: посреди унылого, однообразного пейзажа разместилась, непонятно как оказавшаяся здесь, компания из четырех человек.

Рядом со столиком в кресле сидит седовласый простак, над которым производят какое-то действо. В Средние века и некоторое время позже, существовало поверье о том, что глупость и другие умственные отклонения связаны с тем, что в человеческой голове есть какие-то лишние камни, наросты. И если их удалить, то человек сразу же поумнеет. Действительно, были шарлатаны, которые занимались такими операциями, – сами или с ассистентами, они бродили от города к городу и обманывали простодушных. Золотая надпись, которая является трудной для чтения современного читателя, расшифровывается: »Meester snijt de keye ras /Myne name is lubbert das» — Мастер, удалите быстро камни. / Меня зовут Lubbert.

Надписи в подобном стиле можно быть найти на гербах этого периода.

В Средневековье выражением «у него камень в голове», пользовались, чтобы сказать, что кто-то глупец (дурак). Так что Лабберт хочет быть вылеченным от глупости как можно скорее.

Читать еще:  Рисуем животных: анатомия волка. Рисуем животных: кошки и их анатомия

Шарлатанство по Босху — неотъемлемый, обязательный спутник человеческой глупости. Образы шарлатанов у него встречаются весьма часто, особенно в раннем творчестве.

Итак, шарлатан в длинной хламиде делает простаку, которого, судя по надписи, зовут Любберт, — довольно распространенное и поэтому обезличенное имя в Нидерландах, — надрез на коже головы.

И из этой маленькой ранки вырастает тюльпан, как лежащий на столе, который часто символизирует обман.

В 1956 г. были попытки объяснить связь между камнем и цветком, обращаясь к старым словарям. Установлено, что слово «tulpe» имеет коннотацию (связь) с глупостью, гвоздики — связаны со словом «keyken» (немного камня). Возможно, Босх обратился к символам, чтобы изобразить цветы вместо камней.

Смысл операции сводился к тому, чтобы, сделав такой надрез, поколдовать над ним и, спрятав в руку какой-то твердый кусок, потом показать его пациенту.

На голове у шарлатана изображена перевернутая воронка – знак хитрости, мошенничества, обмана — предмет, изспользуемый не по назначению.

У Босха мы часто будем видеть такого рода символы – вещь, которая находится не на своем месте или используется не так, как ей положено, как знак некой противоестественности.

На голове монахини-бегинки, которая присутствует здесь как спутница шарлатана, лежит книга – еще один знак лжемудрости. Знание помещено не внутри, а снаружи.

Нужно сказать, что иногда трудно свыкнуться с образным и символическим мышлением той эпохи, ведь во времена Босха и Брейгеля даже очки часто воспринимались и культурно осмыслялись не как знак несовершенства зрения, а как символ несовершенства человеческой натуры, как знак лжи и обмана, не естественное, а искусственное зрение. Человеку не хватает проницательности, и поэтому он пользуется «костылями» для глаз.

Тут же изображен монах, который произносит какую-то зажигательную речь, держа в руках кувшин с вином— знак ненасытности, жадности.

У Босха часто встречаются фигуры монахов в негативных, иногда очень острых, полупристойных ситуациях, и не только монахов, но и духовенства. Это нисколько не свидетельствует об антирелигиозности мастера, наоборот, — это сатира, бичующая дурных пастырей, плохих монахов, плохих священников.

Никто никогда не отрицал, что среди служителей церкви есть и такие. Босх и Брейгель вслед за ним, не щадят в этом случае иерархов, начиная от папы и кончая епископами и клиром – настоятелями, священниками, последними служками и причетниками в храме.

Если присмотреться, то в пейзаже, среди коричневато-рыжих равнин, появляется изображение виселицы как знака неизбежной расплаты, может быть, не на этом свете, но в каком-то отдаленном будущем. Виселица, колесо как инструмент пытки и казни, на фонах у Босха встречаются очень часто, потом эти мотивы будут присутствовать и у Брейгеля.

В. М. Клеваев. Лекции по истории искусства. Киев, «Факт», 2007

Еру́н Анто́нисон ван А́кен (более известный как Иеро́ним Босх (около 1450—1516) — нидерландский художник, один из крупнейших мастеров Северного Возрождения, считается одним из самых загадочных живописцев в истории западного искусства.

Босх удаление камней глупости. Иероним Босх «Извлечение камня глупости

2605 дн. с момента
La campanella в программе «Непобедимый Дон Кихот»

Извлечение камня глупости

Ещё один достаточно популярный сюжет Средневековья — удаление камня глупости.
В Средние века и некоторое время позже, существовало поверье о том, что глупость и другие умственные отклонения связаны с тем, что в человеческой голове есть какие-то лишние камни, наросты(оттуда голландское выражение «иметь камень в голове» — «быть глупым, безумным, с головой не на месте»). И если их удалить, то человек сразу же поумнеет. Действительно, были шарлатаны, которые занимались такими операциями, – сами или с ассистентами, они бродили от города к городу и обманывали простодушных.
Этот сюжет прослеживается в голландских гравюрах, живописи и литературе вплоть до XVII в.

Наверное, самая известная картина на этот сюжет — «Извлечение камня глупости» или «Операция глупости» Иеронима Босха.
Это одна из самых ранних работ художника, дошедшая до нас. Она еще не слишком совершенна в живописном отношении, но смысловая сторона выражена и разработана очень подробно, и мысли художника переданы в высшей степени четко.

Картина «Извлечение камня» написана в форме тондо (тондо — это круглая по форме картина (сокращение от итал. rotondo – круглый). Такая форма картин была особенно популярна в ренессансной Италии, в частности, во Флоренции). У Босха, а потом и у Брейгеля (видимо, не без влияния Босха), мы не раз встречается этот формат. В работах итальянских художников от Боттичелли до Рафаэля тондо — это символ идела, поскольку круг на плоскости, а шар в пространстве,согасно учению Платона, есть самая идеальная фигура. Но в Северном Возрождении, и у Босха в первую очередь, круг имеет другой смысл — это знак всеобщности, всемирности. Когда нидерландский художник заключает какую-то композицию в круг, мы сразу должны принять к сведению, что этим он подчеркивает, что перед нами не единичный случай, а аллегория всего рода человеческого.

Читать еще:  Тренировки сергей михалок. Сергей Михалок: «Был алкаш и торчок, а стал боксер и качок

В «Извлечении камня глупости» посреди унылого, однообразного пейзажа разместилась, непонятно как оказавшаяся здесь, компания из четырех человек. Рядом со столиком в кресле сидит седовласый простак, над которым производит какое-то действо шарлатан в длинной хламиде. Шарлатанство по Босху — неотъемлемый, обязательный спутник человеческой глупости. Образы шарлатанов у него встречаются весьма часто, особенно в раннем творчестве.

Орнаментальная надпись на чёрном фоне гласит: «Мастер, удали камень. Меня зовут Любберт Дас». Любберт — обезличенное имя, во времена Босха оно означало слабоумного.

Итак, простаку по имени Любберт делает «операцию глупости» шарлатан, но из разреза вопреки ожиданиям извлекается не камень, а цветок, ещё один цветок лежит на столе. Установлено, что это тюльпаны, а в средневековой символике тюльпан подразумевал глупую доверчивость и/или обман (почему не известно, но в старых сонниках зафиксировано именно такое значение этого цветка).

Смысл операции сводился к тому, чтобы, сделав такой надрез, околдовать над ним и, спрятав в руку какой-то твердый кусок, потом показать его пациенту. На голове у шарлатана изображена перевернутая воронка – знак хитрости, обмана — предмет, изспользуемый не по назначению. У Босха мы часто будем видеть такого рода символы – вещь, которая находится не на своем месте или используется не так, как ей положено, как знак некой противоестественности. На голове монахини-бегинки, которая присутствует здесь как спутница шарлатана, лежит книга – еще один знак лжемудрости (книга, положенная на голову женщине, понималась как «руководство» для жуликов и обманщиков). Знание помещено не внутри, а снаружи. По другой версии закрытая книга на голове монахини и воронка хирурга соответственно символизируют, что знание бесполезно, когда имеешь дело с глупостью, и что врачевание подобного рода — шарлатанство.
Если присмотреться, то в пейзаже, среди коричневато-рыжих равнин, появляется изображение виселицы как знака неизбежной расплаты, может быть, не на этом свете, но в каком-то отдаленном будущем. Виселица, колесо как инструмент пытки и казни, на фонах у Босха встречаются очень часто, потом эти мотивы будут присутствовать и у Брейгеля, она символизирует зло этого мира.

Картина «Извлечение камня» по-видимому имела успех и после неё появилась масса других картин с таким же сюжетом.

B. Removing the rocks in the head-1550-1599


Jan Sanders van Hemessen_1554-1560

Загадки шедевра: Извлечение камня глупости Иеронима Босха

Считается, что картина «Извлечение камня глупости» была написана самим Иеронимом Босхом или как минимум в его мастерской маслом на дереве в последней четверти XV века. Её обычно относят к его раннему творчеству. Надпись золотой краской готическим шрифтом гласит: « Мастер, удали камень. Меня зовут Лубберт Дас » (вверху и внизу картины). Лубберт — имя нарицательное, обозначающее слабоумного (обозначало — «балда», «лопух», «олух»).

Во времена средневековья было поверье, по которому у сумасшедших или очень глупых людей был камень глупости в голове и если его удалить, то можно излечить оперируемого. Даже существовало выражение: «Он знает не больше глупых камней».

Но почему-то вместо камней на картине мы видим извлекаемыми цветы: два цветка — на столе, уже вероятно удалённые, а третий — торчащим из головы пациента. Считается, что это намёк на то, что врач — шарлатан. Он удаляет нечто иное, чем «камень глупости».

Исследователь творчества Босха Баск считал, что удаляемые цветы — это тюльпаны. Объяснялось это тем, что тюльпан означал глупую доверчивость. Через сто лет после смерти художника в Нидерландах произойдёт бум цен на тюльпаны с последующим обрушением цен. Многие разорятся в результате лопнувшего тюльпанного «пузыря» . Однако тюльпаны во времена Босха ещё не встречались в Голландии, а были завезены позднее. Остаётся загадкой, что за цветок был изображён и вкладывал ли какой-то смысл в выбор цветка художник.

В качестве пациента мы видим хорошо одетого, дородного мужчину, снявшего верхнюю одежду и привязанного к креслу. Однако кошель и кинжал он оставил при себе.

Читать еще:  PHARAOH (Фараон) — Биография рэпера, личная жизнь, фото, альбом.

И это указывает, что оперируемый — достаточно богатый господин, чтобы возбудить корыстолюбие у шарлатана. То, что кинжал, видимо, проткнул кошель, символизирует аферу.

Врач одет почему-то в перевёрнутую воронку, а не в биретту или квадратную академическую шапочку — знак учёных и студентов. В картинах Босха неоднократно встречается перевёрнутая воронка, одетая на голову или человека или демона.

Обычно перевёрнутую воронку в качестве головного убора трактуют как атрибут ложной мудрости и шарлатанства. Также есть точка зрения, что воронка — это отсыл к алхимии. Не оспаривая это, я бы всё же обратил внимание как в средневековье могли изображать еврейский головной убор — шляпу. Например, в кодексе Бодмера, на картинке ниже, иудеи в характерных головных уборах. Похоже на воронку? При чём носить отличную от христиан одежду иудеи должны были по решению католического собора 13 века. Подобные изображения мы встретим и в иных миниатюрах. Также следует отметить, что в средневековье иудеи широко практиковали врачевание, хотя и часто запрещенное по отношению к христианам, но практикуемое.

Пустой кувшин на поясе у врача указывает на неутолимое, безграничное корыстолюбие.

Французский философ Поль-Мишель Фуко писал:

«вспомним знаменитого босховского врача, еще большего безумца, чем тот, кого он хочет излечить, – всей его лжеучёности хватило лишь на то, чтобы облачиться в худшие обноски безумия, бросающегося в глаза всякому, кроме него самого.» (цитата из Фуко М. История безумия в классическую эпоху/Пер. с фр. И.Стаф , 1997.)

Если мы обратимся к пейзажу на заднем фоне, то увидим город.

Вероятно, это родной город художника — Хертогенбос . Еще не на одной картине Босха мы можем встретить этот город. Также мы видим виселицу и колесо для пыток — явное указание на наказание и неминуемую смерть за обман. Возможно — это напоминание не только о «земном» суде, но и «высшем» — божьем.

На голове женщины, смотрящей на операцию — закрытая книга. Если предположить, что книга — это Библия, то в закрытом виде она символизирует Страшный суд.

Есть мнение. что закрытая книга символизирует глупость и является аллегорией на суеверия и невежество духовенства того времени. Дон Скемер (Don C. Skemer) считает, что это сатира на фламандский обычай носить амулеты из книг и писаний. Есть версия, что воронка на голове у врача и закрытая книга на голове у монахини говорят нам, что знание бесполезно, когда имеешь дело с глупостью. А может быть, что женщина — ведьма с книгой заклинаний!?

Монах то ли увещевает врача, то ли отпускает грехи, то ли отвлекает внимание оперируемого.

Кувшин в руках у монаха вероятно с вином. Если монах участвует в операции, то — это средство, чтобы забыть о боли. Вино может указывать и на пьянство монаха. Как правило кувшин рассматривается негативно.

Традиционно картина трактуется как антиклерикальная аллегория, где монах с монашкой убедили несчастного на бесполезную операцию у шарлатана. Они в сговоре против несчастного.

И тогда кошель у женщины указывает и на её материальный интерес в афере, что она толкнула Лубберта Даса на операцию.

Однако я склонен полагать, что монах и женщина противопоставлены операции. Тогда мы видим обратившегося наивного глупца, но монах как бы противостоит врачу-шарлатану, еще и иудею по моей версии трактования здесь воронки. Известно негативное видение многими христианами иудаизма, в т.ч. католиками позднего средневековья. А Иероним Босх не просто был верующим христианином, обличающим пороки своего времени. Великий художник состоял в католическом «Братстве Богоматери», существующем до сих пор. Было, что он нёс некоторые общественные обязанности в оном.

Не услышана проповедь монаха-пьяницы. Женщина молчаливо, возможно из-за невежества, печально смотрит на безумие операции. Но они всё еще причастны к небесному, к истинной вере. Об этом говорит круглый стол цвета неба. У многих народов круг указывает на небо, а тут еще и голубой цвет — как самый верх небес вверху картины. И стол сам по себе символизирует и Небо, но и единство Церкви. И опираются на стол и женщина и монах. Но отринул богатый бюргер слово истинной веры и попал в руки шарлатана-еретика.

Если вам повезет оказаться в мадридском музее Прадо, то вы сможете увидеть » Извлечение камня глупости » в оригинале, о чём и я мечтаю.

автор статьи Лямшин Илья Николаевич

Источники:

http://www.liveinternet.ru/users/stewardess0202/post375468485/
http://www.sites.google.com/site/sonkincerdak/iskusstvo/zivopis/ieronim-bosh/izvlecenie-kamna-gluposti
http://zen.yandex.ru/media/id/5b12db793dceb77c728469d2/5b15b1cf77d0e6b3a92abe8d

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector