Босх удаление камней глупости. Иероним Босх «Извлечение камня глупости
LiveInternetLiveInternet
–Рубрики
- Авиация (132)
- Астрономические явления (17)
- Атмосферные конвективные явления (13)
- Атмосферные оптические явления (30)
- Атмосферные электрические явления (10)
- Бабочки (18)
- ВАТИКАН (23)
- Владимир Джанибеков (8)
- Водолей (20)
- Вокруг Солнечной системы (74)
- Вопрос-Ответ (1985)
- Габсбурги (15)
- Гаремы (7)
- Далёкий космос (105)
- Дальние страны (905)
- ДИНАСТИИ (32)
- Дорога – это жизнь (39)
- Животные (479)
- Загадки истории (445)
- ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ ИМЕНА (775)
- Замки и Дворцы (27)
- ЗАПОВЕДНИКИ (13)
- ЗДОРОВЬЕ (254)
- Земля (135)
- ЗЕРКАЛО (5)
- Искусство (547)
- Истории любви (149)
- ИСТОРИЯ (1748)
- История одного стихотворения (2034)
- История одной картины (1029)
- Книги для детей (252)
- Краса ветвей зависит от корней (29)
- КУЛЬТУРА (212)
- Легенды и мифы (139)
- ЛИТЕРАТУРА (203)
- ЛИТЕРАТУРНЫЕ ГЕРОИ (159)
- ЛИЦА ИСТОРИИ (496)
- ЛИЦА РАЗВЕДКИ (145)
- ЛЮДИ (410)
- Люди-легенды (120)
- МАЯКИ (9)
- Микеланджело Буонарроти (25)
- Микробиология: ВИРУСЫ и БАКТЕРИИ (24)
- МИКРОмир (16)
- Мода (43)
- Москва (71)
- Музеи (119)
- Наполеон Бонапарт (58)
- Насекомые (86)
- НАУКА (425)
- Облака (13)
- Оружие (23)
- ОТКРЫТИЯ и ИЗОБРЕТЕНИЯ (232)
- ПАРАЗИТЫ (23)
- Первые среди равных (181)
- ПЛАНЕТАРИЙ (78)
- Поэзия (729)
- Праздники (37)
- Притчи (34)
- Проза (446)
- Прошлое и настоящее Ташкента (195)
- Психология (79)
- Птицы (181)
- Растения (85)
- Рекорды (19)
- РОЗА ВЕТРОВ (22)
- Романовы (99)
- Россия (999)
- Сады и парки (34)
- Самарканд – столица Тамерлана (22)
- Санкт-Петербург (107)
- Символы (136)
- Скульпторы (34)
- СЛОВАРЬ (35)
- Соборы и Мечети (65)
- СПИРАЛЬ ВРЕМЕНИ (23)
- Судьбы человеческие (1329)
- ТАЙНЫ и ЗАГАДКИ (326)
- Ташкент (18)
- Узбекистан (193)
- Фарфор (8)
- ФЕНОМЕН (167)
- Фотографии (427)
- ФОТОГРАФЫ и их фотографии (185)
- Фра Беато Анджелико (13)
- ХУДОЖНИКИ (725)
- ЦВЕТЫ (40)
- ЧАЙ (21)
- ЧЕЛОВЕК и ПРИРОДА (42)
- ЧТОБЫ ПОМНИЛИ (688)
- ЭКСПЕДИЦИИ и НАХОДКИ (287)
- ЭПОХА СССР (219)
- ЮСУПОВЫ (21)
–Поиск по дневнику
–Подписка по e-mail
–Интересы
–Постоянные читатели
–Сообщества
–Статистика
Иероним Босх. Извлечение камней глупости
Одна из самых ранних работ Иеронима Босха, дошедшая до нас, именуется «Извлечение камня глупости», где мы снова возвращаемся к мотиву глупости. Она еще не слишком совершенна в живописном отношении. Не вполне правильный анатомически, несколько суховатый рисунок; довольно монохромный, рыжеватый колорит; бедно разработанный ландшафт в глубине. Но смысловая сторона выражена и разработана очень подробно, и мысли художника переданы в высшей степени четко.
Иероним Босх. Извлечение камней глупости
Прежде всего, давайте обратим внимание на сам формат тондо. У Босха, а потом и у Брейгеля (видимо, не без влияния Босха), мы не раз будем встречать этот формат. Мы отмечали гармонию итальянских тондо от Филиппо Липпи и Боттичелли до Рафаэля.
Но если у итальянских художников круглый формат – это символ идеала, поскольку круг на плоскости, а шар в пространстве, согласно учению Платона, есть самая идеальная фигура, – то в Северном Возрождении, у Босха в том числе, и в первую очередь, круг имеет другой смысл – это знак всеобщности, всемирности.
Когда нидерландский художник заключает какую-то композицию в круг, мы сразу должны принять к сведению, что этим он подчеркивает, что перед нами не единичный случай, а аллегория всего рода человеческого.
Текст здесь, однако, связан со сценой: посреди унылого, однообразного пейзажа разместилась, непонятно как оказавшаяся здесь, компания из четырех человек.
Рядом со столиком в кресле сидит седовласый простак, над которым производят какое-то действо. В Средние века и некоторое время позже, существовало поверье о том, что глупость и другие умственные отклонения связаны с тем, что в человеческой голове есть какие-то лишние камни, наросты. И если их удалить, то человек сразу же поумнеет. Действительно, были шарлатаны, которые занимались такими операциями, – сами или с ассистентами, они бродили от города к городу и обманывали простодушных. Золотая надпись, которая является трудной для чтения современного читателя, расшифровывается: ”Meester snijt de keye ras /Myne name is lubbert das” – Мастер, удалите быстро камни. / Меня зовут Lubbert.
Надписи в подобном стиле можно быть найти на гербах этого периода.
В Средневековье выражением “у него камень в голове”, пользовались, чтобы сказать, что кто-то глупец (дурак). Так что Лабберт хочет быть вылеченным от глупости как можно скорее.
Шарлатанство по Босху – неотъемлемый, обязательный спутник человеческой глупости. Образы шарлатанов у него встречаются весьма часто, особенно в раннем творчестве.
Итак, шарлатан в длинной хламиде делает простаку, которого, судя по надписи, зовут Любберт, – довольно распространенное и поэтому обезличенное имя в Нидерландах, – надрез на коже головы.
И из этой маленькой ранки вырастает тюльпан, как лежащий на столе, который часто символизирует обман.
В 1956 г. были попытки объяснить связь между камнем и цветком, обращаясь к старым словарям. Установлено, что слово “tulpe” имеет коннотацию (связь) с глупостью, гвоздики — связаны со словом “keyken” (немного камня). Возможно, Босх обратился к символам, чтобы изобразить цветы вместо камней.
Смысл операции сводился к тому, чтобы, сделав такой надрез, поколдовать над ним и, спрятав в руку какой-то твердый кусок, потом показать его пациенту.
На голове у шарлатана изображена перевернутая воронка – знак хитрости, мошенничества, обмана – предмет, изспользуемый не по назначению.
У Босха мы часто будем видеть такого рода символы – вещь, которая находится не на своем месте или используется не так, как ей положено, как знак некой противоестественности.
На голове монахини-бегинки, которая присутствует здесь как спутница шарлатана, лежит книга – еще один знак лжемудрости. Знание помещено не внутри, а снаружи.
Нужно сказать, что иногда трудно свыкнуться с образным и символическим мышлением той эпохи, ведь во времена Босха и Брейгеля даже очки часто воспринимались и культурно осмыслялись не как знак несовершенства зрения, а как символ несовершенства человеческой натуры, как знак лжи и обмана, не естественное, а искусственное зрение. Человеку не хватает проницательности, и поэтому он пользуется «костылями» для глаз.
Тут же изображен монах, который произносит какую-то зажигательную речь, держа в руках кувшин с вином— знак ненасытности, жадности.
У Босха часто встречаются фигуры монахов в негативных, иногда очень острых, полупристойных ситуациях, и не только монахов, но и духовенства. Это нисколько не свидетельствует об антирелигиозности мастера, наоборот, – это сатира, бичующая дурных пастырей, плохих монахов, плохих священников.
Никто никогда не отрицал, что среди служителей церкви есть и такие. Босх и Брейгель вслед за ним, не щадят в этом случае иерархов, начиная от папы и кончая епископами и клиром – настоятелями, священниками, последними служками и причетниками в храме.
Если присмотреться, то в пейзаже, среди коричневато-рыжих равнин, появляется изображение виселицы как знака неизбежной расплаты, может быть, не на этом свете, но в каком-то отдаленном будущем. Виселица, колесо как инструмент пытки и казни, на фонах у Босха встречаются очень часто, потом эти мотивы будут присутствовать и у Брейгеля.
В. М. Клеваев. Лекции по истории искусства. Киев, “Факт”, 2007
Еру́н Анто́нисон ван А́кен (более известный как Иеро́ним Босх (около 1450—1516) — нидерландский художник, один из крупнейших мастеров Северного Возрождения, считается одним из самых загадочных живописцев в истории западного искусства.
Босх удаление камней глупости. Иероним Босх «Извлечение камня глупости
2605 дн. с момента
La campanella в программе “Непобедимый Дон Кихот”
Извлечение камня глупости
Ещё один достаточно популярный сюжет Средневековья – удаление камня глупости.
В Средние века и некоторое время позже, существовало поверье о том, что глупость и другие умственные отклонения связаны с тем, что в человеческой голове есть какие-то лишние камни, наросты(оттуда голландское выражение «иметь камень в голове» – «быть глупым, безумным, с головой не на месте»). И если их удалить, то человек сразу же поумнеет. Действительно, были шарлатаны, которые занимались такими операциями, – сами или с ассистентами, они бродили от города к городу и обманывали простодушных.
Этот сюжет прослеживается в голландских гравюрах, живописи и литературе вплоть до XVII в.
Наверное, самая известная картина на этот сюжет – «Извлечение камня глупости» или «Операция глупости» Иеронима Босха.
Это одна из самых ранних работ художника, дошедшая до нас. Она еще не слишком совершенна в живописном отношении, но смысловая сторона выражена и разработана очень подробно, и мысли художника переданы в высшей степени четко.
Картина “Извлечение камня” написана в форме тондо (тондо – это круглая по форме картина (сокращение от итал. rotondo – круглый). Такая форма картин была особенно популярна в ренессансной Италии, в частности, во Флоренции). У Босха, а потом и у Брейгеля (видимо, не без влияния Босха), мы не раз встречается этот формат. В работах итальянских художников от Боттичелли до Рафаэля тондо – это символ идела, поскольку круг на плоскости, а шар в пространстве,согасно учению Платона, есть самая идеальная фигура. Но в Северном Возрождении, и у Босха в первую очередь, круг имеет другой смысл – это знак всеобщности, всемирности. Когда нидерландский художник заключает какую-то композицию в круг, мы сразу должны принять к сведению, что этим он подчеркивает, что перед нами не единичный случай, а аллегория всего рода человеческого.
В «Извлечении камня глупости» посреди унылого, однообразного пейзажа разместилась, непонятно как оказавшаяся здесь, компания из четырех человек. Рядом со столиком в кресле сидит седовласый простак, над которым производит какое-то действо шарлатан в длинной хламиде. Шарлатанство по Босху – неотъемлемый, обязательный спутник человеческой глупости. Образы шарлатанов у него встречаются весьма часто, особенно в раннем творчестве.
Орнаментальная надпись на чёрном фоне гласит: “Мастер, удали камень. Меня зовут Любберт Дас”. Любберт – обезличенное имя, во времена Босха оно означало слабоумного.
Итак, простаку по имени Любберт делает “операцию глупости” шарлатан, но из разреза вопреки ожиданиям извлекается не камень, а цветок, ещё один цветок лежит на столе. Установлено, что это тюльпаны, а в средневековой символике тюльпан подразумевал глупую доверчивость и/или обман (почему не известно, но в старых сонниках зафиксировано именно такое значение этого цветка).
Смысл операции сводился к тому, чтобы, сделав такой надрез, околдовать над ним и, спрятав в руку какой-то твердый кусок, потом показать его пациенту. На голове у шарлатана изображена перевернутая воронка – знак хитрости, обмана – предмет, изспользуемый не по назначению. У Босха мы часто будем видеть такого рода символы – вещь, которая находится не на своем месте или используется не так, как ей положено, как знак некой противоестественности. На голове монахини-бегинки, которая присутствует здесь как спутница шарлатана, лежит книга – еще один знак лжемудрости (книга, положенная на голову женщине, понималась как «руководство» для жуликов и обманщиков). Знание помещено не внутри, а снаружи. По другой версии закрытая книга на голове монахини и воронка хирурга соответственно символизируют, что знание бесполезно, когда имеешь дело с глупостью, и что врачевание подобного рода — шарлатанство.
Если присмотреться, то в пейзаже, среди коричневато-рыжих равнин, появляется изображение виселицы как знака неизбежной расплаты, может быть, не на этом свете, но в каком-то отдаленном будущем. Виселица, колесо как инструмент пытки и казни, на фонах у Босха встречаются очень часто, потом эти мотивы будут присутствовать и у Брейгеля, она символизирует зло этого мира.
Картина “Извлечение камня” по-видимому имела успех и после неё появилась масса других картин с таким же сюжетом.
B. Removing the rocks in the head-1550-1599
Jan Sanders van Hemessen_1554-1560
Загадки шедевра: Извлечение камня глупости Иеронима Босха
Считается, что картина “Извлечение камня глупости” была написана самим Иеронимом Босхом или как минимум в его мастерской маслом на дереве в последней четверти XV века. Её обычно относят к его раннему творчеству. Надпись золотой краской готическим шрифтом гласит: « Мастер, удали камень. Меня зовут Лубберт Дас » (вверху и внизу картины). Лубберт — имя нарицательное, обозначающее слабоумного (обозначало – “балда”, “лопух”, “олух”).
Во времена средневековья было поверье, по которому у сумасшедших или очень глупых людей был камень глупости в голове и если его удалить, то можно излечить оперируемого. Даже существовало выражение: “Он знает не больше глупых камней”.
Но почему-то вместо камней на картине мы видим извлекаемыми цветы: два цветка – на столе, уже вероятно удалённые, а третий – торчащим из головы пациента. Считается, что это намёк на то, что врач – шарлатан. Он удаляет нечто иное, чем “камень глупости”.
Исследователь творчества Босха Баск считал, что удаляемые цветы – это тюльпаны. Объяснялось это тем, что тюльпан означал глупую доверчивость. Через сто лет после смерти художника в Нидерландах произойдёт бум цен на тюльпаны с последующим обрушением цен. Многие разорятся в результате лопнувшего тюльпанного “пузыря” . Однако тюльпаны во времена Босха ещё не встречались в Голландии, а были завезены позднее. Остаётся загадкой, что за цветок был изображён и вкладывал ли какой-то смысл в выбор цветка художник.
В качестве пациента мы видим хорошо одетого, дородного мужчину, снявшего верхнюю одежду и привязанного к креслу. Однако кошель и кинжал он оставил при себе.
И это указывает, что оперируемый – достаточно богатый господин, чтобы возбудить корыстолюбие у шарлатана. То, что кинжал, видимо, проткнул кошель, символизирует аферу.
Врач одет почему-то в перевёрнутую воронку, а не в биретту или квадратную академическую шапочку – знак учёных и студентов. В картинах Босха неоднократно встречается перевёрнутая воронка, одетая на голову или человека или демона.
Обычно перевёрнутую воронку в качестве головного убора трактуют как атрибут ложной мудрости и шарлатанства. Также есть точка зрения, что воронка – это отсыл к алхимии. Не оспаривая это, я бы всё же обратил внимание как в средневековье могли изображать еврейский головной убор – шляпу. Например, в кодексе Бодмера, на картинке ниже, иудеи в характерных головных уборах. Похоже на воронку? При чём носить отличную от христиан одежду иудеи должны были по решению католического собора 13 века. Подобные изображения мы встретим и в иных миниатюрах. Также следует отметить, что в средневековье иудеи широко практиковали врачевание, хотя и часто запрещенное по отношению к христианам, но практикуемое.
Пустой кувшин на поясе у врача указывает на неутолимое, безграничное корыстолюбие.
Французский философ Поль-Мишель Фуко писал:
“вспомним знаменитого босховского врача, еще большего безумца, чем тот, кого он хочет излечить, – всей его лжеучёности хватило лишь на то, чтобы облачиться в худшие обноски безумия, бросающегося в глаза всякому, кроме него самого.” (цитата из Фуко М. История безумия в классическую эпоху/Пер. с фр. И.Стаф , 1997.)
Если мы обратимся к пейзажу на заднем фоне, то увидим город.
Вероятно, это родной город художника – Хертогенбос . Еще не на одной картине Босха мы можем встретить этот город. Также мы видим виселицу и колесо для пыток – явное указание на наказание и неминуемую смерть за обман. Возможно – это напоминание не только о “земном” суде, но и “высшем” – божьем.
На голове женщины, смотрящей на операцию – закрытая книга. Если предположить, что книга – это Библия, то в закрытом виде она символизирует Страшный суд.
Есть мнение. что закрытая книга символизирует глупость и является аллегорией на суеверия и невежество духовенства того времени. Дон Скемер (Don C. Skemer) считает, что это сатира на фламандский обычай носить амулеты из книг и писаний. Есть версия, что воронка на голове у врача и закрытая книга на голове у монахини говорят нам, что знание бесполезно, когда имеешь дело с глупостью. А может быть, что женщина – ведьма с книгой заклинаний!?
Монах то ли увещевает врача, то ли отпускает грехи, то ли отвлекает внимание оперируемого.
Кувшин в руках у монаха вероятно с вином. Если монах участвует в операции, то – это средство, чтобы забыть о боли. Вино может указывать и на пьянство монаха. Как правило кувшин рассматривается негативно.
Традиционно картина трактуется как антиклерикальная аллегория, где монах с монашкой убедили несчастного на бесполезную операцию у шарлатана. Они в сговоре против несчастного.
И тогда кошель у женщины указывает и на её материальный интерес в афере, что она толкнула Лубберта Даса на операцию.
Однако я склонен полагать, что монах и женщина противопоставлены операции. Тогда мы видим обратившегося наивного глупца, но монах как бы противостоит врачу-шарлатану, еще и иудею по моей версии трактования здесь воронки. Известно негативное видение многими христианами иудаизма, в т.ч. католиками позднего средневековья. А Иероним Босх не просто был верующим христианином, обличающим пороки своего времени. Великий художник состоял в католическом “Братстве Богоматери”, существующем до сих пор. Было, что он нёс некоторые общественные обязанности в оном.
Не услышана проповедь монаха-пьяницы. Женщина молчаливо, возможно из-за невежества, печально смотрит на безумие операции. Но они всё еще причастны к небесному, к истинной вере. Об этом говорит круглый стол цвета неба. У многих народов круг указывает на небо, а тут еще и голубой цвет – как самый верх небес вверху картины. И стол сам по себе символизирует и Небо, но и единство Церкви. И опираются на стол и женщина и монах. Но отринул богатый бюргер слово истинной веры и попал в руки шарлатана-еретика.
Если вам повезет оказаться в мадридском музее Прадо, то вы сможете увидеть ” Извлечение камня глупости ” в оригинале, о чём и я мечтаю.
автор статьи Лямшин Илья Николаевич
Источники:
https://liveinternet.ru/users/stewardess0202/post375468485/
https://sites.google.com/site/sonkincerdak/iskusstvo/zivopis/ieronim-bosh/izvlecenie-kamna-gluposti
https://zen.yandex.ru/media/id/5b12db793dceb77c728469d2/5b15b1cf77d0e6b3a92abe8d