Что такое канон в аниме. Что значит канон и чем он отличается от акафиста
Рыбинское благочиние
Сайт создан по благословению Преосвященного Филарета, Епископа Канского и Богучанского
Главное меню
Навигация по записям
Канон и Акафист : что это такое, и чем они отличаются?
В православной богослужебной традиции существует несколько видов особых молитвенных последований. Сегодня мы хотим познакомить вас, дорогие друзья, с КАНОНАМИ и АКАФИСТАМИ.
Акафист (греч. неседальное [пение], т.е. гимн, при пении которого не сидят), форма церковной поэзии, близкая к древним кондакам.
Построение Акафиста
Композиционное и метрическое построение Акафиста очень своеобразно; во всей византийской литературе, за исключением последующих подражаний, не сохранилось ни одного подобного произведения. Самую близкую жанровую структуру имел древний кондак, оригинальной в композиционном и метрическом плане разновидностью которого можно считать Акафист. Акафисту предпослан зачин — так называемый проимий (греч. проимион — вступление) или кукулий (греч. кукулион — капюшон, то есть накрывающий строфы). Вслед за ним идут, чередуясь, 12 больших и 12 малых строф, всего 24, в форме алфавитного акростиха. Строфы в греческой традиции называются икосами. Они делятся на короткие (в славянской традиции они именуются кондаками), которые заканчиваются рефреном Аллилуия, и длинные, содержащие по 12 херетизмов (приветствий, начинающихся с греч. хере — радуйся), обращенных к Божией Матери и в традициях риторической поэтики представляющих Ее пространное метафорическое описание. За 12-м херетизмом следует рефрен — «Радуйся, Невесто Неневестная», встречающийся также в кондаке на Благовещение преподобного Романа Сладкопевца (+ ок. 556).
Все икосы имеют одинаковый ритмический рисунок, основанный на изосиллабизме и чередовании ударных и безударных слогов. Метрическая структура Акафиста сложна: херетизмы в икосах объединены по шесть пар, причем в каждой паре одна строка зеркально отражает другую: при строжайшей изосиллабии они связаны регулярной парной рифмой, то есть каждое слово в одной строке зарифмовано с соответствующим ему в другой. В редких случаях рифма может отсутствовать. Первая пара херетизмов представляет собой 10-сложники, вторая — 13-сложники, третья — 16-сложники, четвертая — 14-сложники, пятая и шестая — 11-сложники. Помимо ритмической соотнесенности большинства херетизмов, синтаксический и семантический рисунок Акафиста характеризует регулярное применение принципа ветхозаветной поэтики parallelismus membrorum — антитезы логической и семантической (Радуйся, Ангелов многословущее чудо; радуйся, бесов многоплачевное поражение), параллелизма (Радуйся, честный венче царей благочестивых; радуйся, честная похвало иереев благоговейных) или синонимии (Радуйся, древо светлоплодовитое, от негоже питаются вернии; радуйся, древо благосеннолиственное, имже покрываются мнози). В большинстве строк Акафиста использована парономасия (игра слов), которая утрачивается в переводе.
Историко-догматическое содержание гимна распадается на две части: повествовательную, в которой рассказывается о событиях, связанных с земной жизнью Божией Матери, и о детстве Христа в соответствии с Евангелием и Преданием (1-й — 12-й икосы), и догматическую, касающуюся Боговоплощения и спасения человеческого рода (13-й — 24-й икосы). Проимий Акафиста Взбранной Воеводе победительная не связан с содержанием гимна, имеет иную метрическую структуру и является позднейшим добавлением к тексту Акафиста. Его соотносят с осадой Константинополя летом 626 года аварами и славянами, когда Патриарх Константинопольский Сергий с иконой Пресвятой Богородицы обошел городские стены и опасность была отвращена. Проимий представляет собой победную благодарственную песнь, обращенную к Богородице от лица избавленного от ужасов нашествия иноплеменников Ее города, то есть Константинополя (в церковнославянском переводе Город Твой заменено на раби Твои), и исполненную вместе с Акафистом 7 августа 626 года (синаксарь Триоди Постной на субботу 5-й седмицы).
Канон — это жанр церковной гимнографии: сложное многострофное произведение, посвященное прославлению какого-либо праздника или святого. Входит в состав богослужений утрени, повечерия, полунощницы и некоторых других.
Канон делится на песни, каждая песнь состоит из ирмоса и нескольких тропарей (как правило, от двух до шести; в песнях некоторых канонов тропарей больше, например в Великом каноне св. Андрея Критского — до 30). Темой каждой песни являются библейские песни (которые в древности читались перед песнями канона, а в настоящее время читаются только на богослужениях утрени Великого поста).
Число песен канона может быть 2, 3, 4, 8 и 9. Трех и четырехпесенные каноны употребляются в богослужениях Великого поста и Пятидесятницы. Девятипесенный всего один — Великий канон св. Андрея Критского. Двухпесенный — тоже единственный (в Великий Вторник). Восьмипесенные (каковых большинство) — это девятипесенные каноны, в которых пропущена вторая песнь.
Ирмос является связующим смысловым звеном между содержанием библейской песни и основной темой канона, выраженной в тропарях. Между 8 и 9 песнями канона утрени поется песнь Богородицы «Величит душа Моя Господа…» (Лк. 1: 46-55) и припев, прославляющий Богородицу, — «Честнейшую Херувим…». В некоторые из двунадесятых праздников вместо песни Богородицы поются особые праздничные песнопения.
В византийских и современных греческих канонах ирмос и тропари метрически схожи, что позволяет петь весь канон; в славянских переводах единство метрики нарушено, поэтому ирмос поется, а тропари читаются. Исключение составляет пасхальный канон, который поется целиком. Мелодия канона подчиняется одному из восьми гласов. В воскресные и праздничные дни на утрене после песен поются катавасии.
Как жанр канон появился в середине VII в. Первые каноны были написаны св. Андреем Критским и св. Иоанном Дамаскиным.
Сейчас, в последние дни Великого поста, в дни, когда особо воспоминаются страдания и крестная смерть Христа Спасителя, один из самых популярных Канонов — это Канон «Плач Богородицы» .
Плач Пресвятой Богородицы
Этот канон составлен в X веке нашей эры святым Симеоном Метафрастом (Логофетом). Читаются из него стихи после Страстной Пятницы, когда Господь уже умер на Кресте. Чтение происходит в пятницу, во время Службы.
Самое богослужение является благоговейным бдением перед гробом Спасителя и погребальным гимном пострадавшему за нас Господу, Бессмертному Царю славы.
Молитвы Канона «Плач Пресвятой Богородицы» наполнены скорбью, печалью Девы Марии и учеников Иисуса. В отчаянии Богородица обретает утешение по молитве к Господу. Иисус Христос выражает трогательную заботливость о Ней. В нескольких словах Сына Пресвятая Дева находит утоление скорби.
Следует помнить всегда, что любой наш плохой поступок — это рана Пресвятой Богородице и Иисусу Христу.
Что такое канон в православии и как его правильно читать
Православные литературные труды вмещают в себя неиссякаемый источник, позволяющий общаться с Богом. Одним из видов церковного словесного искусства считается канон.
Отличие канона от акафиста
Молитва — невидимая нить между людьми и Богом, это душевный разговор с Всевышним. Она важна для нашего организма как вода, воздух, пища. Будь-то благодарность, радость или печаль через молитву Господь услышит нас. Когда она идет от сердца, с чистыми помыслами, усердием, то Господь слышит молитву и откликается на наши прошения.
Канон и акафист можно назвать одним из видов бесед с Господом, Пресвятой Богородицей и святыми.
Что такое канон в церкви и чем он отличается от акафиста?
Слово «канон» имеет два значения:
- Принятые Церковью и взятые за основу Православного учения книги Священного Писания Ветхого и Нового Заветов, собранных воедино. Слово греческое, приобретенное из семитских языков и изначально означающее палочку или линейку для измерения, а потом появилось и переносное значение — «правило», «норма» или «список».
- Жанр церковного гимна, воспевания: непростое по строению произведение, направленное на прославление святых и церковных праздников. Входит в состав утренних, вечерних и всенощных богослужений.
Канон разделяют на песни, каждая из которых отдельно заключает в себе ирмос и тропарь. В Византии и современной Греции ирмос и тропари канона метрически похожи, что позволяет весь канон петь; при славянском переводе был нарушен единый слог в метрике, поэтому тропари читают, а ирмосы поют.
Только пасхальный канон является исключением из правил — его поют целиком.
Читайте о канонах:
Мелодия произведения подчиняется одному из восьми гласов. Появился канон как жанр в середине VІІ века. Первые каноны написали св. Иоанн Дамаскин и св. Андрей Критский.
Акафист — в перевод с греческого означает «неседальная песнь», богослужебное песнопение особого хвалебного характера, которое направлено на прославление Христа, Богородицы и святых. Начинается с основного кондака и 24 следующих за ним строф (12 икосов и 12 кондаков).
При этом икосы заканчиваются таким же припевом, что и первый кондак, а все остальные — припевом «аллилуя».
Что объединяет канон и акафист
Определенное правило служит объединением этих двух жанров песнопений. Построение произведений осуществляется по закрепленной схеме.
В состав канона входят девять песен, которые начинаются ирмосом и заканчиваются катавасией. Обычно в нем 8 песен. Вторая исполняется в Покаянном каноне Андрея Критского. Из 25-ти строф состоит акафист, в котором поочередно чередуются кондаки и икосы.
Кондаки не многословны, икосы — обширные. Строятся они парно. Читаются строфы по одному разу. Запева перед ними нет. Тринадцатый кондак — молитвенное непосредственное послание к самому святому и читается три раза. Затем еще раз читается первый икос, а за ним первый кондак.
Отличие между каноном и акафистом
В составлении канонов в основном упражнялись святые отцы.
Акафист мог выйти из под пера простого мирянина. Прочитав такие произведения, высшее духовенство принимало их во внимание и давало ход для дальнейшего признания и распространения в церковной практике.
Читайте об акафистах:
После третьей и шестой песни канона, священником произносится малая ектения. Затем читают или поют седален, икос и кондак.
Важно! По правилам возможно одновременное чтение нескольких канонов. А чтение нескольких акафистов одновременно невозможно, да и строфы это произведения не разделяются напряженным молением всех присутствующих.
Читают каноны на молебнах. Их чтение благословляется и в домашних условиях. Акафисты не включают в цикл утренних, вечерних, всенощных богослужений. Заказывают акафисты на молебны, а также читают дома. Каноны четко определяются Уставом церкви. Акафист прихожанин выбирает сам, и батюшка читает его на молебне.
Каноны исполняют на протяжении всего года.
Акафисты неуместно читать во время Великого поста, ведь торжественное и радостное настроение произведения не может передать тихий и спокойный настрой великопостных дней. Каждая песня канона повествует о каком-то библейском событии. Прямой ссылки может и не быть, но второстепенное присутствие той или иной темы обязательно чувствуется. Акафист считается простым для восприятия. Его лексика легко воспринимаема, синтаксис прост, а текст раздельный. Слова акафиста идут из глубины сердца, текст его — лучшее, что обычный человек хочет сказать Богу.
Важно: лучше читать канон, когда хотят попросить о чем-то или покаяться, когда тяжело на душе. Это церковный покаянный жанр.
Акафист — благодарственная, хвалебная песнь, своего рода ода, поэтому лучшее чтение для него тогда, когда хотят поблагодарить Господа или святого за помощь.
Как читать канон
Во время домашнего чтения канона берут традиционное начало и окончание молитв. И если эти произведения читаются вместе с утренним или вечерним правилом, то никаких других молитв дополнительно читать не нужно.
Важно: Нужно читать так, чтобы уши слышали произносимое устами, чтобы содержимое канона ложилось на сердце, с ощущением присутствия живого Бога. Читать со вниманием, сосредотачиваясь умом на читаемом и, чтобы сердце внимало мысли, устремленные к Господу.
Самыми читаемыми в домашних условиях канонами считаются:
- Канон покаянный ко Господу Иисусу Христу.
- Канон молебный ко Пресвятой Богородице.
- Канон Ангелу Хранителю.
Эти три Канона читаются при подготовке человека к Таинству Причащения. Иногда эти три канона объединяют в один для простоты и легкости восприятия.
Все мы в жизни бываем немощны и больны, или наши родные нуждаются в нашем внимании и помощи в выздоровлении, тогда читаем Канон за болящего.
Самый великий и значимый канон — Канон Святого Андрея Критского. Он — полный, вмещает все девять песней, а в каждую входит до тридцати тропарей. Это действительно колоссальный шедевр.
Весь покаянный смысл произведения — это обращенность не только к Богу, но и к самому молящемуся. Человек настолько погружается в свои переживания при чтении канона, будто направляет свой взор внутрь своей души, говорит сам с собой, со своей совестью, прокручивает события своей жизни и скорбит о тех ошибках, которые были им совершены.
Критский шедевр — не просто зов и призыв к покаянию. Это возможность вернуть человека к Богу и принять Его любовь.
Для усиления этого ощущения автор использует популярный прием. Он берет за основу Священное Писание: примеры и великих грехопадений, и великих духовных подвигов. Показывает, что всё в руках человека и по совести его: как можно упасть до самых низин, и вознестись до вершин; как грех может взять в плен душу и как вместе с Господом можно его одолеть.
Андрей Критский уделяет внимание и символам: одновременно они поэтичны и точны по отношению к поднимаемым проблемам.
Великий Канон — это песнь песней живого, истинного покаяния. Спасение души — не механическое и заученное исполнение заповедей, не привычное творение добрых дел, а возвращение к Отцу Небесному и ощущение той самой благодатной любви, которая была утрачена нашими прародителями.
Важно! В первую и последнюю седмицу Великого поста читается Покаянный канон. На первой седмице он наставляет и направляет на покаяние, а на последней седмице Великого поста спрашивает о том, как душа поработала и ушла от греха. Стало ли покаяние действенной переменой в жизни, которая повлекла за собою изменение поведения, мышления, мироощущения.
Но современный ритм жизни, особенно в больших городах, не всегда позволяет работающему человеку побывать на богоугодных службах с пением Канона Андрея Критского. К счастью, найти этот удивительный текст не трудно.
Хоть раз в жизни желательно каждому прочесть вдумчиво это творение, которое поистине может перевернуть сознание человека, даст возможность ощущения того, что Господь всегда рядом, что нет между Ним и человеком расстояний. Ведь любовь, вера, надежда не измеряется никакими мерками.
Это милость, которую Бог дарит нам каждую минуту.
Чем отличается православный канон от акафиста
Общие сведения о понятиях
Православные христиане, обращаясь к Богу, Пресвятой Богородице и святым угодникам, читают молитвы. С самого зарождения христианской веры святыми отцами писали каноны, которые были пропитаны особым богословствованием и проникновенностью. Сложный церковный язык, которым писались многострофные произведения, не всегда был понятным и легким в восприятии для обычного, невоцерковленного человека.
Однако согласно церковному писанию, в котором сказано, что «всякое дыхание хвалит Господа», церковные служители разрешили мирянам читать «народные молитвы». В XVI столетии в православном христианстве начали появляться «народные молитвы», именуемые акафистами.
Акафист – это благодарственная ода, хвалебное песнопение, исполняемое верующими христианами в честь Спасителя, Пресвятой Богородицы, святых великомучеников и архангелов. В дословном переводе с греческого языка «акафист» означает «неседальная песнь», поэтому данная молитва произносится стоя.
Прихожане, присутствующие в церкви во время проведения службы и знающие наизусть текст акафиста, могут принимать участие в хвалебно-благодарственном песнопении. Особенность «народной молитвы» заключается в том, что ее можно читать не только в храме во время богослужения, но и дома.
Акафист состоит из 25 песен, отличающихся проникновением, глубоким смыслом и легким стилем написания: 13 кондаков и 12 икосов. Каждый кондак заканчивается восклицанием «Аллилуиа», что в переводе с еврейского языка означает «хвалите Бога», а икос – «Радуйся».
Канон – это особый жанр церковной гимнографии, представляющий собой сложное многострочное произведение. Написанные священнослужителями молитвы, прославляющие церковные праздники и святых, входят в состав утрени, повечерия и полунощницы. Ветхозаветные события отражаются в новозаветных.
Сложное многострофное произведение состоит из песен, каждая из которых, в свою очередь, делится на ирмос и несколько тропарей. Зачастую количество тропарей варьируется от 2 до 6, но бывают и такие церковные многострофные песни, где количество тропарей достигает 30. Ирмос выступает связующим смысловым элементом между основной темой канона и содержанием библейской истории.
Видео «Что такое акафист, как и когда его читать?»
В этом видео протоиерей Андрей Ткачев расскажет, что такое акафист, как и когда его читать.
Отличительные черты
Многие невоцерковленные христиане интересуются, чем отличается канон от акафиста. К основным отличительным характеристикам вышеописанных жанров церковной гимнографии относят:
- Акафист как особое церковное произведение отличается более легким слогом и мелодичным произношением. «Народная песнь» не только легко читается прихожанами, но и хорошо воспринимается на слух.
- Каноны исполняются в храмах практически ежедневно, в то время как ритуал хвалебно-благодарственного песнопения, обращенного к Пресвятой Богородице, исполняется священнослужителями всего лишь один раз в год. Православные христиане, почитающие и верующие в Бога, Божию Матерь и святых великомучеников, читают акафисты во время утренней молитвы.
- При прочтении канонов необходимо соблюдать регламентированные церковным уставом правила, что считается необязательным во время исполнения народного песнопения. Существует определенный круг недельных богослужений, согласно которому подбираются произведения гимнографии. Но читая молитву в домашних условиях, верующий человек может выбрать хвалебно-благодарственную оду на свое усмотрение.
- «Народная молитва» начинается из проимии (вступительной строфы), а многострофный текст имеет простое начало.
- В канонах описания ветхозаветных событий экспроприируются на новозаветные действия. Что касается текстов хвалебных песен, в молитвах воспеваются новозаветные и более поздние церковные мероприятия.
- Каждый икос «народной молитвы» заканчивается возгласом «Радуйся», что нехарактерно для церковного многострофного произведения.
- В каноне по окончании третьей и шестой песен зачитывается малая ектения. Кондаки и икосы читаются один за другим, без каких-либо отступлений.
- Некоторые священнослужители не признают акафисты, считая хвалебно-благодарственные оды обычным народным творчеством, которому не место в церкви. Данное утверждение не относится к Акафисту Пресвятой Богородице. Остальные хвалебно-благодарственные песнопения исполняются преимущественно в домашних условиях.
Обращаться к Богу, Богородице, святым угодникам и архангелам нужно искренне и открыто. Поэтому во время прочтения молитвы рекомендуется отложить все мирские дела и заботы.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Источники:
https://chram.ortox.ru/2014/04/18/kanon-i-akafist-chto-eto-takoe-i-chem-oni-otlichayutsya/
https://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/cerkovnyj-kanon.html
https://moimolitvy.ru/info/chem-otlichaetsya-kanon-ot-akafista-703/