Да винчи святая анна. Святая анна с мадонной и младенцем христом
Святая Анна с Марией и младенцем Христом — 1475-1478 Леонардо да Винчи
Святая Анна с Марией и младенцем Христом
1508-1510; 168х130 см; дерево, масло
Лувр, Париж
Вазари так описывает появление этой картины: (Леонардо) находился в монастыре в течение довольно продолжительного периода времени — ежедневно он подходил к начатой картине и, сделав два-три мазка, тут же оставлял работу. Однако когда, наконец, он закончил это произведение, его святая Анна, Богоматерь и Младенец поразили флорентийцев: мужчины и женщины, молодые и старые — на протяжении нескольких дней непрерывный людской поток направлялся в монастырь. Народ шел, как на праздник, и цель у всех была одна: увидеть эту прекрасную работу Леонардо .
«Святая Анна…» свидетельствует о зрелом мастерстве и реализме стиля Леонарда да Винчи. Причем этот реализм не лишен чувственности и нежности — вот почему он не только привлекает внимание коллег художника, но и делает искусство Леонардо близким и понятным даже ничего не сведущим в живописи людям.
Безграничная любовь во взгляде Богоматери и ее ласковый, но решительный жест, которым она пытается отвлечь сына от ягненка — символа Священного Агнца, живого воплощения Жертвы Христовой — делают ее образ эталоном материнства — универсальным для всех времен и народов.
Святая Анна улыбается почти так же, как другой известный персонаж Леонардо, однако ее улыбка наполнена не холодной иронией, а добротой и искренним сочувствием: Анна знает о великом святом предназначении Иисуса и понимает, что как бы мать ни стремилась повлиять на его судьбу, – предначертанное свыше непременно сбудется.
Фигуры гармонично вписываются в горный пейзаж на дальнем плане картины — пейзаж нереальный, придуманный художником, но выполненный им весьма тщательно, с учетом мельчайших деталей.
Помни, что не следует придавать лицу того, кто плачет, черты лица смеющегося, несмотря не то, что по сути своей они часто бывают похожими. Существует разница между смеющимся и плачущим лицом, и ее необходимо учитывать
Леонардо да Винчи
Святая Анна с Марией, младенцем Христом
и Иоанном Крестителем
1499; 141,5х104,5 см
коричневая бумага, уголь
Национальная галерея, Лондон
Эскиз, называемый «лондонским» из-за того, что он находится сегодня в Лондонской Национальной галерее, был исполнен несколькими годами ранее, чем картина «Святая Анна с Марией и младенцем Христом».
На нем представлено Святое Семейство с Иоанном Крестителем в облике ребенка. Интересна, хотя и не бесспорна, интерпретация этой работы, предложенная Зигмундом Фрейдом (1856–1939). В книге под названием «Воспоминания из детства Леонардо да Винчи» известный венский психоаналитик так объясняет слияние тел Богоматери и святой Анны:
Детство Леонардо было так же нетипично, как и этот рисунок. Ведь у него было две матери: родная — Катерина, от которой его забрали в возрасте пяти лет, и молодая мачеха, Донна Альбиция, которая относилась к пасынку так же нежно, как и Катерина. Основываясь на воспоминаниях детства (…), Леонардо создал некую двухмерную целостность из двух любящих Младенца женщин — Богоматери и святой Анны .
Да винчи святая анна. Святая анна с мадонной и младенцем христом
Леонардо да Винчи. Гравюра Дж. Пофсельуайта, изданная в энциклопедии «The Gallery of Portraits with Memoirs». 1883 год.
Леонардо да Винчи — ярчайший представитель науки и искусства эпохи Ренессанса. Изящный, аристократичный, с правильными чертами лица и ниспадающей до середины груди бородой, великолепно сложенный, в ярко-красном, вопреки моде того времени, плаще — таким в зрелом возрасте современники запомнили титана эпохи Возрождения — воплощение всесторонне развитой личности, о дарованиях и талантах которой великие умы XV–XVI веков могли только мечтать. Художник, скульптор, музыкант, поэт, филолог, анатом, физик, инженер — может ли один человек быть столь многогранным, каким был Леонардо да Винчи? Эпоха Возрождения, или Ренессанс, пришедшая на смену Средневековью, поставила во главу угла человека как личность и созидателя, сделав науку, искусство и гуманизм одним целым, и явилась благодатной почвой для развития гения Леонардо.
Он хотел все познать и во все вникнуть. Часто можно было видеть, как Леонардо наблюдает за полетом птиц или стоит с блокнотом в руках возле повешенного и делает тщательные зарисовки. В свой дом он нередко приводил настоящих уродцев и увечных, на которых смотрел как на чудо природы. Чтобы достоверно изобразить человеческое тело, Леонардо досконально изучил его внутреннее и внешнее строение, незаконно препарируя трупы.
Древние конюшни, построенные в Виджевано по проекту Леонардо да Винчи.
То, что сегодня кто-то назвал бы смелостью и упорством, в эпоху Ренессанса считали по меньшей мере странностью. Люди из низшего сословия боялись Леонардо да Винчи и называли его колдуном, а просвещенные не принимали многочисленных открытий гения. Подумать только, как изменилась бы средневековая Европа, если хотя бы некоторая часть прогрессивных изобретений этого титана науки была воплощена в жизнь в те времена. Современники Леонардо да Винчи признали лишь колесцовый замок спускового механизма пистолета, а остальные идеи нашли применение только спустя несколько веков. Летательный аппарат, акваланг, водные лыжи, автомобиль, парашют, подводная лодка — это всего лишь малая толика изобретений Леонардо да Винчи, которые сравнительно недавно стали неотъемлемой частью жизни современного мира.
Памятник Леонардо да Винчи в Милане.
Он оставил после себя богатое наследие из семи тысяч страниц дневников и манускриптов, центральное место в которых неизменно отводилось человеку. В Леонардо все было необычно, даже почерк: да Винчи писал левой рукой в зеркальном отражении (справа налево). Он оставил тысячи записей и комментариев к своим чертежам и рисункам. Вероятно, так ученый хотел зашифровать собственные изобретения, а может быть, это была естественная удобная для него манера письма. Дополнительную сложность при дешифровке комментариев создают использованные им символы и знаки.
Статуя Леонардо да Винчи, украшающая галерею Уффици (Флоренция, Италия).
Говоря о гении Леонардо, невозможно не остановиться на одной из самых ярких граней этой личности — таланте живописца. Художником да Винчи стал в мастерской Андреа дель Верроккьо, где юные мастера учились правильно и реалистично рисовать. Несомненно, Леонардо обладал талантом живописца с самого детства, однако сумел вобрать и все лучшие традиции этого искусства эпохи Ренессанса. Да Винчи постоянно занимался и вскоре превзошел по технике своего учителя. Фреска «Тайная вечеря» (1494–1498), полотна «Мадонна в гроте» (1483–1486), «Мадонна Литта» (1490–1491), «Джоконда» (1503–1519), «Иоанн Креститель» (около 1513–1516) — это настоящие звезды на небосклоне бессмертного творчества великого художника, которые еще при жизни мастера вызывали восхищение современников.
Многочисленные эксперименты с красками приводили порой к плачевным результатам (разрушению фресок «Тайная вечеря» (1494–1498) и «Битва при Анджиари» (1503–1506)), но именно желание Леонардо вникнуть в суть вещей, позволило ему достичь небывалых успехов. Так, он открыл эффект сфумато, с помощью которого живописец может передать воздушную оболочку вокруг изображаемого на полотне. Суть этого изобретения заключается в размывании границ предметов и человеческих фигур, благодаря чему создается эффект окутывания воздухом.
Персонажи его картин неизменно живые, одухотворенные, наделенные индивидуальностью.
Церковь Санта-Мария делле Грацие, где находится знаменитая работа Леонардо да Винчи «Тайная вечеря» (Милан, Италия).
Могила Леонардо да Винчи. Часовня Святого Губерта (Амбуаз, Франция).
Как художника и исследователя Леонардо интересовало не только строение тела человека, но и его движения, поведение, темперамент, характер, эмоции и их выражение. Современники говорили о нем:
«Леонардо да Винчи рисовал так хорошо, поскольку слишком много знал о том, что рисовал, и слишком много знал о вещах и явлениях потому, что хорошо рисовал».
У Леонардо как художника постоянно были клиенты, но разносторонние интересы не позволяли ему сосредоточиться на одном занятии — сроки выполнения заказов часто затягивались. Бывали случаи, когда да Винчи, не доведя работу до конца, уезжал от ее покупателя, не объяснив причину. Джорджо Вазари (1511–1574), известный итальянский художник эпохи Ренессанса и автор знаменитых «Жизнеописаний» — собрания биографий итальянских художников эпохи Возрождения, заметил:
«Леонардо достиг бы хороших результатов в науках и письменности, если бы не был таким многосторонним и непостоянным».
Вечным спутником в жизни Леонардо, как ни странно, было одиночество, о котором он так часто упоминал в дневниках. Да Винчи не был женат, не влюблялся, не имел близких друзей и не поддерживал отношения с родственниками. Есть версии о его пылких чувствах к Джоконде и одному из собственных учеников, но это не более чем предположения. По воспоминаниям современников, несмотря на свою отстраненность от людей, Леонардо был приятным и учтивым собеседником.
Леонардо да Винчи очень любил роскошь и, хотя не имел постоянного заработка, жил все же не по средствам: окружал себя дорогими вещами, носил эпатажные одежды, нанимал слуг и держал лошадей. Он постоянно искал покровителей и, предлагая услуги военного инженера и художника, служил герцогам, переезжая из Флоренции в Милан, из Милана во Флоренцию, из Флоренции в Рим, а из Рима снова в Милан. Чувство глубокого патриотизма не было знакомо Леонардо: он в равной степени и с легкостью предлагал проекты военных устройств как флорентийским, так и миланским властям, которые конфликтовали между собой.
Находясь при дворах разных правителей, да Винчи не ограничивался основными занятиями: он с удовольствием пел, играл на лире, декламировал стихи, организовывал праздники и торжества и даже демонстрировал прекрасные кулинарные способности. Собственным домом Леонардо обзавелся лишь в конце жизни. По приглашению французского короля Франциска I художник и исследователь перебрался в небольшой замок Кло-Люсе недалеко от города Амбуаз. Это время было самым спокойным в жизни Леонардо. Он привел в порядок рукописи, составил новые трактаты, которые в конце жизни по завещанию перешли к его ученику Франческо Мельци.
LiveInternetLiveInternet
–Рубрики
- Авиация (132)
- Астрономические явления (17)
- Атмосферные конвективные явления (13)
- Атмосферные оптические явления (30)
- Атмосферные электрические явления (10)
- Бабочки (18)
- ВАТИКАН (23)
- Владимир Джанибеков (8)
- Водолей (20)
- Вокруг Солнечной системы (74)
- Вопрос-Ответ (1985)
- Габсбурги (15)
- Гаремы (7)
- Далёкий космос (105)
- Дальние страны (905)
- ДИНАСТИИ (32)
- Дорога – это жизнь (39)
- Животные (479)
- Загадки истории (445)
- ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ ИМЕНА (775)
- Замки и Дворцы (27)
- ЗАПОВЕДНИКИ (13)
- ЗДОРОВЬЕ (254)
- Земля (135)
- ЗЕРКАЛО (5)
- Искусство (547)
- Истории любви (149)
- ИСТОРИЯ (1748)
- История одного стихотворения (2034)
- История одной картины (1029)
- Книги для детей (252)
- Краса ветвей зависит от корней (29)
- КУЛЬТУРА (212)
- Легенды и мифы (139)
- ЛИТЕРАТУРА (203)
- ЛИТЕРАТУРНЫЕ ГЕРОИ (159)
- ЛИЦА ИСТОРИИ (496)
- ЛИЦА РАЗВЕДКИ (145)
- ЛЮДИ (410)
- Люди-легенды (120)
- МАЯКИ (9)
- Микеланджело Буонарроти (25)
- Микробиология: ВИРУСЫ и БАКТЕРИИ (24)
- МИКРОмир (16)
- Мода (43)
- Москва (71)
- Музеи (119)
- Наполеон Бонапарт (58)
- Насекомые (86)
- НАУКА (425)
- Облака (13)
- Оружие (23)
- ОТКРЫТИЯ и ИЗОБРЕТЕНИЯ (232)
- ПАРАЗИТЫ (23)
- Первые среди равных (181)
- ПЛАНЕТАРИЙ (78)
- Поэзия (729)
- Праздники (37)
- Притчи (34)
- Проза (446)
- Прошлое и настоящее Ташкента (195)
- Психология (79)
- Птицы (181)
- Растения (85)
- Рекорды (19)
- РОЗА ВЕТРОВ (22)
- Романовы (99)
- Россия (999)
- Сады и парки (34)
- Самарканд – столица Тамерлана (22)
- Санкт-Петербург (107)
- Символы (136)
- Скульпторы (34)
- СЛОВАРЬ (35)
- Соборы и Мечети (65)
- СПИРАЛЬ ВРЕМЕНИ (23)
- Судьбы человеческие (1329)
- ТАЙНЫ и ЗАГАДКИ (326)
- Ташкент (18)
- Узбекистан (193)
- Фарфор (8)
- ФЕНОМЕН (167)
- Фотографии (427)
- ФОТОГРАФЫ и их фотографии (185)
- Фра Беато Анджелико (13)
- ХУДОЖНИКИ (725)
- ЦВЕТЫ (40)
- ЧАЙ (21)
- ЧЕЛОВЕК и ПРИРОДА (42)
- ЧТОБЫ ПОМНИЛИ (688)
- ЭКСПЕДИЦИИ и НАХОДКИ (287)
- ЭПОХА СССР (219)
- ЮСУПОВЫ (21)
–Поиск по дневнику
–Подписка по e-mail
–Интересы
–Постоянные читатели
–Сообщества
–Статистика
Леонардо да Винчи «Мадонна с Младенцем и святой Анной»
Леонардо да Винчи
Мадонна с Младенцем и святой Анной – Леонардо да Винчи. Около 1510. Музей: Лувр
Перед нами полотно Леонардо да Винчи (ок. 1510) на популярный сюжет Святой Девы с Младенцем Христом и ее матерью, св. Анной. Расположение фигур в семейной группе отличается от более ранних статических композиций. Все первые годы XVI в. Леонардо да Винчи работал над вариантами этого сюжета: сохранился рисунок с несколько отличной трактовкой группы, включающей св. Иоанна Крестителя в младенчестве (Национальная галерея, Лондон), а также утерянный ныне картон, вызвавший сенсацию, когда его выставили в монастыре Благовещения во Флоренции в 1501 г.
Хотя св. Анна изображена на обычном для нее месте, позади Святой Девы, все три фигуры очень живые и реалистичные. Отойдя от традиции изображения Анны в виде пожилой матроны, Леонардо да Винчи написал ее неожиданно молодой и привлекательной. Она едва сдерживает свое ликование при виде Младенца. Злополучный ягненок в объятиях Младенца служит аллюзией на его будущую роль агнца божьего, невинной жертвы во искупление грехов; тем не менее символичный смысл этого оживленного семейного трио на фоне подернутого дымкой пейзажа незначителен.
СВ. АННА. Культ Анны (I в. н. э.), матери Девы Марии, попал на Запад с христианскими беженцами, гонимыми мусульманскими завоевателями. Самый ранний ее образ (ок. 650 г. н. э.) появился в церкви Санта Мария Антиква, в Риме, где она изображена вместе со Святой Девой. Около XIV в. св. Анна была уже популярной фигурой частично потому, что ее материнство в позднем возрасте подтверждало доктрину о непорочном зачатии Святой Девы. Обычно ее изображают вместе с дочерью. Легенда гласит, что она была замужем три раза и имела трех дочерей. В Средние века она изображалась вместе с многочисленным семейством, так называемым Святым семейством, разными художниками, например Мастером св. Вероники. В 1479 г. монахи ордена кармелитов во Франкфурте образовали братство св. Анны и заказали посвященный ей алтарь, на котором были изображены сцены из ее жизни.
Источники:
https://www.filoli.ru/artists/037-leonardo-da-vinci/svyataya-anna.php
https://www.litmir.me/br/?b=566951&p=13
https://www.liveinternet.ru/users/stewardess0202/post456967197/