Духовные искания евгения онегина. Духовные искания евгения онегина с чего
Сочинение Духовные искания Евгения Онегина
В романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» меня особенно заинтересовала судьба главного героя – Евгения Онегина.
Онегин – «молодой повеса», светский человек. Автор знакомит нас со своим героем, когда ему исполнилось восемнадцать лет. Казалось бы, это возраст, когда человек может вкусить всю прелесть молодости: дружбу, балы, первую любовь. Но Онегина все это нисколько не трогало.
Евгений слишком рано во всем разочаровался и ко всему охладел. Приехав в деревню, Онегин посещает дом Лариных, где в него влюбляется Татьяна. Неискушенную в вопросах чувства, живущую в глуши девушку поразил Онегин – умный, интересный, образованный человек. Она пишет ему страстное письмо. Онегин, который на своем веку повидал уже многое, и простенькая Татьяна его совсем не привлекла, поступает вроде бы благородно – чистосердечно говорит ей, что полюбить ее не может. Татьяна остается одна со своими страданиями.
Судьба сводит их снова через восемь лет, поменяв ролями. Татьяна – великосветская княгиня, Онегин – преследующий ее безнадежно влюбленный. Потеряв всякую надежду, он также пишет ей письмо, но не получает ответа. В прощальном разговоре Татьяна стыдит Онегина, говоря, что когда-то он не обратил внимания на никому неизвестную девушку, а теперь его, прежде всего, пленили ее положение, возможность завести интригу. «Как с вашим сердцем и умом быть чувства мелкого рабом?» – корит его Татьяна. Она не отрицает, что по-прежнему любит его, но никогда не изменит мужу. Онегин разбит, потому что понимает, какую чистую, прекрасную душу он отверг когда-то.
Не менее драматичны отношения Онегина с Ленским. Евгений относился к молодому поэту тепло, но несколько свысока. Также он смотрел на его юношескую любовь, шутка над которой переросла в дуэль. И Онегин, образованный, прогрессивный человек, понимая, что абсолютно не прав, из-за светских предрассудков не может отказаться от поединка и убивает своего друга.
В.Г. Белинский назвал Онегина «страдающим эгоистом, эгоистом поневоле». С этим трудно не согласиться. Имея все, Онегин всю жизнь разочаровывается и не может найти своего счастья.
Также читают:
Картинка к сочинению Духовные искания Евгения Онегина
Популярные сегодня темы
Произведение создается под впечатлением истории, услышанную автором от кубинских рыбаков, и изданную в качестве очерка в тридцатых годах двадцатого столетия.
В своем произведении Соседи Салтыков – Щедрин рисует разницу жизни богатого и бедного человека. Превозношение богатого и безразличие к бедному проявляются уже в обращении к ним людей
В произведении Александра Сергеевича Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» рассказывается о том, что упорный труд и благородные поступки всегда могут вознаграждаться. А жадность и эгоизм – заслуживают наказания.
Наполненное трагичности и мировоззренческой оценки справедливости действий повествование Владимира Короленко «Дети подземелья» в самом деле, можно называть примером реальных дружеских отношений и сострадания.
Рассказ Виктора Петровича Астафьева «Конь с розовой гривой» самобытен и неподражаем. Он до сих пор вызывает массу критики и откликов, как и многие произведения писателя.
Духовные искания Онегина
Роман в стихах А. С. Пушкина насыщен самыми разнообразными образами. Каждый герой Евгения Онегина имеет свой внутренний своеобразный мир, свой взгляд на окружающие вещи, свои пути к духовному успокоению души.
Главный герой романа – блистательный светский лев Евгений Онегин. Юноша имел возможность получить хорошее образование, но первоначально определив для себя ложные жизненные приоритеты, учил только то, что было ему нужно: оставался равнодушным к истории, поверхностно читал поэзию – только для того, чтоб блеснуть при возможности в высшем свете.
Евгения интересуют только произведения Адама Смита, он сравнивает себя с героями его произведения – просвещенными европейцами, ведущими праздный образ жизни. Он старается подстраивать свою жизнь под литературные произведения, надевая маску светского повесы.
К сожалению, это была только роль, которую Онегин мастерски умел играть, не давая отчета в этом даже самому себе. Попадая в светское общество и считая себя его частью, Евгений вступает в яростное противоречие с ним.
Восприятие окружающего мира Онегиным
Онегин привык воспринимать окружающий мир таким, как его описывают его любимые европейские писатели, но петербургская действительность оказывается далекой от литературного идеала.
О тонкой душевной структуре Онегина говорит и его дружба с Ленским. Онегин восхищается умением Ленским чувствовать окружающий мир и воплощать свои ощущения в стихах. Вызывая на дуэль своего друга, Онегин продолжает играть литературного героя, ведь именно так они поступили бы в его ситуации.
Однако он забывает, что находится в реальном мире, что смерть его или его друга будет настоящая. Понимание этого к Евгению придет значительно позже. Даже образ Татьяны он воспринимает как образ героини из книги, которая является абсолютно не подходящей для его героя.
Ведь Ольга более подходящая кандидатура для роли Дамы сердца в его романе. В этом и заключается трагическая судьба героя Онегина и его главные противоречия с миром, который существовал здесь и сейчас, а не летал в призрачном литературном сценарии.
Трагедия Онегина
В конце романа мы не узнаем Евгения. Только спустя несколько лет для него открылась вся глубина собственного самообмана. Онегин понимает, что ошибся еще в молодости, когда выбрал неправильные жизненные приоритеты, когда не разглядел настоящих, верных, искренне любящих его людей, которые встречались на его жизненном пути, и которых он отверг в силу своего иллюзорного призрачного восприятия мира.
Душа Евгения с самого начала стремилась к развитию и духовному поиску, но методы, выбранные для этого, привели его только к страданиям и внутреннему самоуничтожению.
Последний разговор с Татьяной показал Евгению всю необратимость его трагедии. Ведь уже нельзя заново начать с ней любовные отношения, тем более, невозможно вернуть Ленского, настоящего друга, который погиб от его руки.
А. С. Пушкин во всех трагедиях Онегина, делает виновным его и общество, которое очень часто тогда поддерживало способы юношеского формования сознания, которое было свойственно Онегину. Однако финал романа открытый. И кто знает, может быть, наконец – то хорошо разобравшись в себе, Евгений найдет новую настоящую любовь и верных друзей.
Духовные искания евгения онегина. Духовные искания евгения онегина с чего
Урок литературы в 9 классе на тему:
« Духовные искания Онегина»
Цель урока: проследить развитие внутреннего мира главного героя, выявить
условия этого развития; в процессе диалога обратить учащихся к
пониманию себя; создать условия для высказывания своего мнения
по обсуждаемым проблемам; работать над развитием ключевых
компетенций: личностных, деятельностных, общественных.
• мультимедийный проектор, компьютер, экран,
I . Словарная работа
Эволюция – развитие, процесс постепенного непрерывного количественного
изменения, подготавливающий качественное изменение чего–либо,
Духовность – свойство души, состоящее в преобладании духовных,
нравственных и интеллектуальных интересов над материальными (слайд №2)
II . Постановка цели и задач урока
III . Анализ условий духовной эволюции героя.
– Как можно выявить какие-либо изменения в характере героя, выявить, как он себя проявляет?
– В какие жизненные обстоятельства попадает герой, выстройте их в хронологическом порядке (слайд№3)
Дуэль с Ленским
Светская жизнь в Петербурге
Болезнь дядюшки, отъезд в деревню
Знакомство с Ленским
– Можем ли мы сказать, что все эти события равнозначны в жизни Евгения?
Детство ничем не примечательны, не отличаются от детства и юности других
Юность дворянских детей.
Светская жизнь в Петербурге анализ одного дня Онегина по цитатному плану (слайды №4-10).
1.Бывало еще в постели,
К нему записочки несут.
2.Надев широкий боливар,
Онегин едет на бульвар.
3. К Талон помчался; он уверен,
Что там уж ждет его Каверин.
4….звон брегета им доносит,
Что новый начался балет.
Онегин полетел к театру.
5. Еще амуры, черти, змеи
На сцене скачут и шумят…
А уж Онегин вышел вон,
Домой одеться едет он.
6. Мы лучше поспешим на бал
Куда стремглав в ямской карете
уж мой Онегин поскакал
7. Что ж мой Онегин?
Полусонный в постелю с бала едет он.
Эволюция Евгения Онегина (образа) (личности).
– Пушкин задает вопрос: «Но был ли счастлив мой Евгений?» И отвечает: «Нет».
Можем ли мы согласиться с поэтом?
– Неужели в жизни Онегина не произойдет ничего важного?
1.Поездка в деревню (фрагмент фильма) переломное событие в жизни героя (слайд№11)
2.Знакомство и дружба с Ленским (слайд №12)
– Как вы думаете, что дала Онегину дружба с Ленским?
3.Письмо Татьяны и объяснение с ней (творческие работы).
– Как проявляет себя Онегин по отношению к Татьяне во время объяснения?
Послушайте творческие работы, вы можете согласиться с мнением ребят или опровергнуть его (приложение №1)(слайды №13-16)
– Почему Онегин не отказался от дуэли, хотя понимал всю её бессмысленность?
(фрагмент фильма, слайд №17, творческие работы приложение №2).
– Почему Пушкин отправляет своего героя в путешествие именно по России? (слайд №18)
6.Возвращение в Петербург (слайд №19)
– Скажите: чем он возвратился? Что нам представит он пока? Чем ныне явится?
– Почему автор задает такие вопросы?
7.Любовь к Татьяне ( выразительное чтение письма Онегина наизусть).
– Как содержание письма характеризует главного героя? Какие чувства вы к нему испытываете?
8.Объяснение с Татьяной (фрагмент фильма слайд №20).
– Почему, на ваш взгляд, роман заканчивается именно этим событием?
В процессе развития сюжета происходит духовная эволюция главного героя романа. Он проходит путь от «молодого повесы» до зрелого, умудренного опытом человека, прошедшего через жизненные испытания. В конце романа перед нами человек с открытой душой, человек, испытавший боль потерь, человек искренний и глубоко любящий. Онегин сделал шаг навстречу свободе, свобода эта им завоевана, за ней мучительная работа души и ума. Конечно, он сейчас одинок, но хочется верить, что жизнь для него только начинается.
V .Д/З. Написать сочинение
«Как, на ваш взгляд, сложится дальнейшая судьба Онегина?»
Как проявляет себя Онегин по отношению к Татьяне во время объяснения?
Сцена объяснения Онегина и Татьяны в саду, являясь одним из центральных его эпизодов, должна рассматриваться в контексте общей структуры произведения
С самого начала объяснения Татьяны и Онегина совершенно различны. Татьяна была воспитана на сентиментальных французских романах, где всегда действовал благородный герой, способный на глубокое чувство и находящий свою любовь и счастье с преданной, чистой, прекрасной девушкой после многих бед и страданий. Она со всей силой своей искренней «русской души» не только полюбила Онегина, но и поверила в то, что он и есть ее герой, что их, как в этих романах, ждет счастливый финал — семейный союз. Она решилась на очень смелый шаг — первой в письме признаться в своей любви. И вот он явился. Как же бешено забилось сердце девушки, она хочет верить в возможность счастья и боится услышать иной «приговор». «Татьяна мигом обежала» весь сад «и, задыхаясь, на скамью упала».
Здесь и застает ее Онегин. Но как он отнесся ко всей этой истории? Мы знаем, «получив посланье Тани, / Онегин живо тронут был». Но еще ранее мы узнаем, что «убил он восемь лет» на светские романы, поначалу бурные и страстные, а потом ставшие лишь скучной обязанностью, способом занять «тоскующую лень», так что теперь не только «в красавиц он уж не влюблялся», но и вовсе «утратил жизни лучший цвет», потерял «чувствительность сердца».
И все же… Искренний порыв Татьяны не остался без ответа, да и сама девушка давно уже обратила на себя его внимание своей неординарностью, глубиной натуры. И вот «в сладостный, безгрешный сон / Душою погрузился он. / Быть может, чувствий пыл старинный / Им на минуту овладел». Да, «пыл», но лишь «на минуту», к тому же «быть может». Как все это не похоже на состояние Татьяны перед решающим объяснением! Дальше Онегин выступает в привычной для него роли: он, умудренный жизненным опытом, вполне разбирающийся в «науке страсти нежной», рассудил, что не к лицу ему обманывать «доверчивость души невинной». Это неблагородно, да и последствия могут быть не слишком приятны для него — это все же деревня, где приняты несколько иные нормы поведения, чем в столице. Так вполне рационально он и подходит к тому разговору, который предстоит. Недаром потом Татьяна, уже тоже умудренная опытом светской жизни, с ужасом вспоминает это объяснение в саду:
И нынче — боже! Стынет кровь,
Как только вспомню взгляд холодный
И эту проповедь…
Татьяна нашла здесь очень верное определение монолога Онегина в саду — это холодная «проповедь», урок, который столичный франт решил преподать бедной провинциалке, а заодно и немного покрасоваться. Зачем же иначе было ему говорить о том, как ему мила искренность Татьяны, как она «в волненье привела / Давно умолкнувшие чувства»? Затем он добавляет, что видит в ней свой «прежний идеал» и только ее мог бы избрать себе в супруги — правда, звучит это лишь в сослагательном наклонении. А под конец своего нравоучения он еще и чуть-чуть обнадежил несчастную Татьяну:
Я вас люблю любовью брата
И, может быть, еще нежней.
Да, привычки «коварного обольстителя», покорителя женских сердец так быстро не уходят. Но есть в этом монологе и нечто совсем иное: недаром сам герой называет его «исповедью». Действительно, несмотря на некоторое позирование, Онегин говорит о своем подлинном внутреннем состоянии, о своих взглядах на жизнь, даже высказывает довольно критичную самооценку:
Но я не создан для блаженства;
Ему чужда душа моя;
Напрасны ваши совершенства:
Их вовсе не достоин я.
Почему же все-таки он «не создан для блаженства» семейной жизни? Теперь самое время вспомнить о том, что этот герой, как уже говорилось, напрямую связан с романтизмом, точнее, с его особым проявлением — «байронизмом». Для такой личности свобода превыше всего, она не может быть ограничена ничем, в том числе и семейными узами:
Когда бы жизнь домашним кругом
Я ограничить захотел…
Именно «ограничить», а вовсе не найти родную душу в любимом человеке, как думает Татьяна. Вот она, разница двух жизненных систем, сформированных в разных культурно-этических традициях. Видимо, Татьяне будет трудно понять эту позицию «современного героя», о котором так точно сказал Пушкин:
Все предрассудки истребя,
Мы почитаем всех нулями,
А единицами — себя.
Мы все глядим в Наполеоны…
Но именно таков Онегин, нисколько не обращающий внимания на чувства бедной девушки, которая, «сквозь слез не видя ничего, / едва дыша», молча слушает беспощадный урок своего неожиданного учителя. Ему самому кажется, что эта «наука» поможет Татьяне в дальнейшей жизни:
Полюбите вы снова: но…
Учитесь властвовать собою;
Не всякий вас, как я, поймет,
К беде неопытность ведет.
По сути, Онегин прав: ведь Татьяне мог повстречаться и вовсе бессовестный человек. Да и Пушкин так комментирует эту сцену:
Вы согласитесь, мой читатель,
Что очень мило поступил
С печальной Таней наш приятель;
Не в первый раз он тут явил
Души прямое благородство…
Что ж? Нам остается только согласиться с автором? Но сам он дальше даст читателю возможность увидеть проявление жестокости и эгоизма Онегина во всей их неприглядности — я имею в виду сцену именин и историю дуэли с Ленским. А разве в объяснении с Татьяной в саду нет этой жестокости и даже бессердечия? С каким упоением расписывает он перед наивной девушкой «ужасы» семейной жизни! Где же его чуткость и деликатность, которые он вполне может проявить — когда хочет. Ведь, говоря с пылким романтиком-мечтателем Ленским, «он охладительное слово / В устах старался удержать», хоть в душе и посмеивался над ним. Но нет, с Татьяной он суров, он «вошел в роль», и она ему нравится, а о том, что при этом может чувствовать Татьяна, Онегин как-то позабыл.
Должны были произойти страшные события, чтобы в представлениях героя что-то поколебалось. Смерть Ленского — вот цена его преобразования, цена, может быть, слишком высокая. «Окровавленная тень» друга пробуждает в нем застывшие чувства, совесть гонит его из этих мест. Нужно было пережить все это, «проездиться по России», чтобы осознать, что свобода может стать «постылой», чтобы возродиться для любви. Только тогда ему станет немного понятнее Татьяна с ее «русскою душою», с ее безупречным нравственным чувством.
Почему Онегин не отказался от дуэли, хотя понимал всю её бессмысленность?
Дуэль Онегина и Ленского- это трагичный и загадочный эпизод в романе Александра Сергеевича Пушкина. На данный момент Онегину исполнилось 24 года, он взрослый мужчина. Ленскому всего восемнадцать лет. Они друзья. Онегин к своему молодому другу относится немного покровительственно, он по-взрослому смотрит на его юный жар и бред. В характере друзей много сходных черт. Они оба достаточно яркие личности, оба эгоцентричны. К помещикам относятся одинаково, так как знают им цену. Но все-таки они разные. Дружба у них прекращается после инцидента на именинах у Татьяны Лариной. Евгений решил немного отомстить Ленскому, который пригласил его на именины. Онегин забывает, что его молодой друг искренне любит Ольгу Ларину, флиртует с ней. Ольга, как обычная женщина, рада вниманию и ухаживаниям Онегина, забывает о Ленском. Он, Владимир, взбешен, покидает бал с мыслями отомстить своему обидчику. Чуть позже с торжества уезжает Онегин, ему стало скучно.
На следующее утро Онегину приносят послание о том, что его вызывает на дуэль Владимир Ленский. Послание приносит Зарецкий. Незначительная ссора – лишь повод для дуэли. Причину надо искать намного глубже. В их конфликт вмешивается огромная сила, на которую ничем нельзя повлиять. Силой является общественное мнение. Носителем данной силы и явился Зарецкий. Автор ненавидит его, в каждом слове, написанном про него, слышим неприязнь великого поэта. Зарецкий раньше был повесой, атаманом картежной шайки, да просто бандит, а теперь он примерный семьянин, на котором держится мир фляновых и петушковых. Он, Зарецкий – законодатель, опора мира, вершитель приговоров и хранитель законов.
Онегин, все прекрасно понимает, но изменить ничего не может. Если бы он не боялся общественного мнения, то мог бы все исправить. Достаточно было бы просто извиниться перед своим молодым другом Ленским, объяснить ситуацию, да просто сказать: «Я был не прав!» Но уже поздно! В их отношения вмешался бывалый дуэлист, который только разовьет событие с новой силой. Да еще мнение высшего света, разве Онегину приятно будет слышать в след упреки и насмешки в трусости. В Онегине говорила совесть, но разве он мог ее услышать. Для того чтобы поступить так, как велит совесть надо обладать мужеством, следовательно, восстать против мнения буяновых и пустяковых.
Ленский, напротив, очень рад, что его вызов на дуэль принят. Он обижен на Ольгу, не хочет ее видеть, но не выдерживает и идет к Лариным. Возлюбленная его встречает, как ни в чем не бывало, ласково, только с одним упреком, почему он так неожиданно покинул бал. Владимир осознает, что он еще любим. Он не чего не говорит Ольге, с тоской смотрит на нее и уходит. Дома спать не ложится, пишет стихи. Онегин не о чем не переживает, спокойно спит всю ночь, да еще и на дуэль опаздывает. На дуэли Евгений Онегин вынужден убить своего молодого друга. Он презирает, ненавидит высшее общество, но все-таки считается с его мнением, боится, что над ним будут смеяться и упрекнут в трусости. Евгений губит ни в чем неповинную душу, из-за ошибочного чувства чести. Кем бы стал Ленский, будь он жив? Есть два варианта ответа, на этот вопрос. Первый, Ленский мог бы стать декабристом. Второй, может быть, стал бы просто обывателем. В. Г. Белинский считал, что Владимира, скорее всего, ждал бы второй вариант развития. Но Ленский убит.
Я думаю, что, скорее всего, для Ленского, это хорошее стечение обстоятельств, как бы это ужасно не звучало, так как для него это был единственный выход, ведь он не был готов к жизни в обществе начала XIX века. Любовь Ольги недолго длилась. Она поплакала, да и забыла Ленского. Вскоре влюбилась в улана, который ее обворожил, вышла за него замуж и уехала с ним. Вот Татьяна не перестала любить Онегина. Она стала понимать всю его истинную сущность, он пред ней предстал настоящий. Онегин после дуэли уехал путешествовать по России. Ленского похоронили рядом с селением. 1
Источники:
https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/pushkin/duhovnye-iskaniya-evgeniya-onegina
https://www.nado5.ru/e-book/dukhovnye-iskaniya-onegina
https://www.sites.google.com/site/solodcenkoolga/svitova-literatura/duhovnye-iskania-onegina