«Двое в ванной» и «Холодильник с бородой». Нелепые памятники большевизма
«Двое в ванной» и «Холодильник с бородой». Нелепые памятники большевизма
Дата: 17 июля 2018 в 03:18 2018-07-17T03:18:13+06:00 Категория: Новости культуры
Вместо уничтоженных большевиками монументов в честь царей и их слуг, в число которых почему-то попал и герой Русско-турецкой войны генерал Скобелев, народу предлагалось любоваться памятниками Марксу, Энгельсу, а также мало кому известным Тиберию Гракху, Дантону, Фурье и другим загадочным для русского народа личностям. И хотя в газетах регулярно появлялись статьи, поясняющие, кому именно ставит памятники победившая Советская власть, даже самые прогрессивные пролетарии при упоминании Гракха или Фурье чесали в затылке.
Памятник писателю Александру Радищеву, установленный у Зимнего дворца в 1918 году. Фото: РИА Новости
«Отмороженный» Робеспьер развалился на куски
К воплощению плана монументальной пропаганды новые хозяева страны приступили моментально, с большевистским задором. Уже к первой годовщине Октябрьской революции в Москве было открыто 12 памятников и обелисков, а с 1918 по 1921 год столица получила еще более 25 памятников, Петрограду досталось около 15. Первым памятником монументальной пропаганды принято считать гипсовый бюст Радищева, выполненный в двух вариантах — их установили почти одновременно в Москве и Петрограде. Открытие памятника Радищеву в Москве состоялось 6 октября 1918 года на Триумфальной площади. Но в отличие от петроградского, вскоре погибшего во время страшной бури, московский простоял на месте больше десяти лет и был убран только в связи с реконструкцией площади.
Цена камня: сколько стоят самые дорогие московские памятники В просмотре проектов памятника Марксу и Энгельсу, который установили 7 ноября 1918 года на площади Революции, личное участие принимал Ленин. Однако сей монумент в народе тут же получил прозвище «Двое в одной ванной». Невысокое качество исполнения памятника, должно быть, заметили и сами большевики, потому что вскоре этот двойной памятник Марксу и Энгельсу с площади Революции убрали.
Ещё раньше, 3 ноября 1918 года, у Грота Александровского сада открыли памятник Робеспьеру, но простоял он и вовсе считанные дни. Уже утром 7 ноября на его месте были обнаружены лишь обломки. По официальной версии, памятник был уничтожен чьей-то преступной вражеской рукой. Но скорее всего, причина была куда прозаичнее: во время ударившего ночью мороза бетон растрескался, и памятник развалился на куски. Как и большинство монументов, установленных по плану ленинской монументальной пропаганды, «Робеспьера» изготовили из материала не самого высокого качества.
Открытие памятника Робеспьеру. Источник: Public Domain
Свобода напоминала лицом жену Троцкого
Обелиск Свободы (обелиск Конституции РСФСР) появился на Советской площади в 1918-1919 гг. Монумент открывали в два захода. Сначала — сам обелиск со статьями из первой советской конституции, начертанными на деревянных досках. А позже, когда была сделана величественная скульптура, олицетворяющая Свободу, деревянные доски заменили бронзовыми. С 1924-го и вплоть до 1993 (!) года обелиск Свободы фигурировал на официальном гербе Москвы. Весной 1941 года его разобрали якобы из-за ветхости, так как он был сложен из простого кирпича. Однако ходили упорные слухи, что «Свобода сильно смахивает лицом на жену Троцкого». В 1962 году Хрущев внес предложение о разборке памятника Юрию Долгорукому и восстановлении на этом месте обелиска Свободы. Правда, Долгорукий остался на месте, а сняли вскоре самого Хрущева.
Монумент советской конституции на Советской (Тверской) пл. в Москве. Источник: Public Domain
Установленный в Александровском саду обелиск-монумент, посвященный 300-летию царствования дома Романовых, без излишних раздумий был переделан для большевистской пропаганды. Памятник представлял собой невысокую стелу из белого мрамора, купол которой был увенчан позолоченным двуглавым орлом, а на самой стеле были высечены фамилии всех правящих членов семьи Романовых. Большевики убрали орла, стесали фамилии царей, а вместо них написали фамилии революционеров. Сам же памятник обрел новое название — «Революционным мыслителям и деятелям борьбы за освобождение трудящихся». Монумент сохранился до наших дней. В 1966 году в связи с сооружением Могилы Неизвестного Солдата его переместили от входа в Александровский сад на площадку у грота «Руины» и Средней Арсенальной Башни.
Памятник-обелиск работы архитектора С. И. Власьева, посвященный 300-летию династии Романовых, открыт после восстановления в историческом облике в Александровском саду возле Московского Кремля. Фото: РИА Новости/ Сергей Пятаков
«Рабочий и колхозница», монстр имени Дантона и памятник Иуде
Сроков завершения эпопеи монументальной пропаганды советское правительство не предусматривало. В проектах, выполненных по этому плану, принимали участие скульпторы и архитекторы, ставшие впоследствии мастерами советского искусства. И в наши дни перед старым зданием Московского университета на Моховой улице с 1922 года стоят памятники Герцену и Огареву скульптора Андреева. Гранитный Тимирязев скульптора Меркурова возвышается на Никитском бульваре с 1923 года. Скульптура «Рабочий и колхозница» Веры Мухиной и вовсе считается эталоном, символом советской эпохи. В 1937 году она украшала советский павильон на Всемирной выставке в Париже, а спустя десять лет стала фирменным знаком киностудии «Мосфильм».
«Вторая скрипка» коммунизма. Как топ-менеджер Энгельс готовил революцию
Но, конечно же, далеко не все «монументальные пропагандисты» баловали народ шедеврами. Про судьбу двойного памятника Марксу и Энгельсу уже сказано, но что интересно, появившийся в 1961 году на Театральной площади новый памятник Марксу тоже понравился далеко не всем. Например, язвительная Фаина Раневская называла этот монумент «Холодильник с бородой». Установленный в июне 1919 года у Мясницких ворот памятник Бакунину вызвал гневный протест анархистов. Он представлял собой хаотическое нагромождение геометрических форм, что, по мысли автора, символизировало философию анархизма. Памятник убрали по решению Моссовета.
Памятник Карлу Марксу на Театральной площади. Фото: Commons.wikimedia.org
Установленный в 1919 году на площади Революции памятник Дантону оказался не просто неудачным, но и антихудожественным. Обработанная жёсткими рублеными плоскостями почти квадратная голова Дантона напоминала маску чудовищного механического монстра. Народ моментально окрестил это произведение говорящей головой из «Руслана и Людмилы». По постановлению Моссовета этот памятник также был убран.
Не отставала в монументальном творчестве и провинция. Пожалуй, самым неординарным проявлением губернского «монументализма» стал памятник Иуде Искариоту, открытый в волжском Свияжске по инициативе местных властей.
«Двое в ванной» и «Холодильник с бородой». Нелепые памятники большевизма
100 лет назад, 17 июля 1918 года Совнарком под председательством Ленина обсудил вопрос об установке в Москве в рамках плана монументальной пропаганды не менее 50 памятников великим людям, удостоившимся особого уважения со стороны новой власти.
Памятник Карлу Марксу и Фридриху Энгельсу. © / РИА Новости
Вместо уничтоженных большевиками монументов в честь царей и их слуг, в число которых почему-то попал и герой Русско-турецкой войны генерал Скобелев, народу предлагалось любоваться памятниками Марксу, Энгельсу, а также мало кому известным Тиберию Гракху, Дантону, Фурье и другим загадочным для русского народа личностям. И хотя в газетах регулярно появлялись статьи, поясняющие, кому именно ставит памятники победившая Советская власть, даже самые прогрессивные пролетарии при упоминании Гракха или Фурье чесали в затылке.
«Отмороженный» Робеспьер развалился на куски
К воплощению плана монументальной пропаганды новые хозяева страны приступили моментально, с большевистским задором. Уже к первой годовщине Октябрьской революции в Москве было открыто 12 памятников и обелисков, а с 1918 по 1921 год столица получила еще более 25 памятников, Петрограду досталось около 15. Первым памятником монументальной пропаганды принято считать гипсовый бюст Радищева, выполненный в двух вариантах — их установили почти одновременно в Москве и Петрограде. Открытие памятника Радищеву в Москве состоялось 6 октября 1918 года на Триумфальной площади. Но в отличие от петроградского, вскоре погибшего во время страшной бури, московский простоял на месте больше десяти лет и был убран только в связи с реконструкцией площади.
Ещё раньше, 3 ноября 1918 года, у Грота Александровского сада открыли памятник Робеспьеру, но простоял он и вовсе считанные дни. Уже утром 7 ноября на его месте были обнаружены лишь обломки. По официальной версии, памятник был уничтожен чьей-то преступной вражеской рукой. Но скорее всего, причина была куда прозаичнее: во время ударившего ночью мороза бетон растрескался, и памятник развалился на куски. Как и большинство монументов, установленных по плану ленинской монументальной пропаганды, «Робеспьера» изготовили из материала не самого высокого качества.
Свобода напоминала лицом жену Троцкого
Обелиск Свободы (обелиск Конституции РСФСР) появился на Советской площади в 1918-1919 гг. Монумент открывали в два захода. Сначала — сам обелиск со статьями из первой советской конституции, начертанными на деревянных досках. А позже, когда была сделана величественная скульптура, олицетворяющая Свободу, деревянные доски заменили бронзовыми. С 1924-го и вплоть до 1993 (!) года обелиск Свободы фигурировал на официальном гербе Москвы. Весной 1941 года его разобрали якобы из-за ветхости, так как он был сложен из простого кирпича. Однако ходили упорные слухи, что «Свобода сильно смахивает лицом на жену Троцкого». В 1962 году Хрущев внес предложение о разборке памятника Юрию Долгорукому и восстановлении на этом месте обелиска Свободы. Правда, Долгорукий остался на месте, а сняли вскоре самого Хрущева.
Установленный в Александровском саду обелиск-монумент, посвященный 300-летию царствования дома Романовых, без излишних раздумий был переделан для большевистской пропаганды. Памятник представлял собой невысокую стелу из белого мрамора, купол которой был увенчан позолоченным двуглавым орлом, а на самой стеле были высечены фамилии всех правящих членов семьи Романовых. Большевики убрали орла, стесали фамилии царей, а вместо них написали фамилии революционеров. Сам же памятник обрел новое название — «Революционным мыслителям и деятелям борьбы за освобождение трудящихся». Монумент сохранился до наших дней. В 1966 году в связи с сооружением Могилы Неизвестного Солдата его переместили от входа в Александровский сад на площадку у грота «Руины» и Средней Арсенальной Башни.
«Рабочий и колхозница», монстр имени Дантона и памятник Иуде
Сроков завершения эпопеи монументальной пропаганды советское правительство не предусматривало. В проектах, выполненных по этому плану, принимали участие скульпторы и архитекторы, ставшие впоследствии мастерами советского искусства. И в наши дни перед старым зданием Московского университета на Моховой улице с 1922 года стоят памятники Герцену и Огареву скульптора Андреева. Гранитный Тимирязев скульптора Меркурова возвышается на Никитском бульваре с 1923 года. Скульптура «Рабочий и колхозница» Веры Мухиной и вовсе считается эталоном, символом советской эпохи. В 1937 году она украшала советский павильон на Всемирной выставке в Париже, а спустя десять лет стала фирменным знаком киностудии «Мосфильм».
Но, конечно же, далеко не все «монументальные пропагандисты» баловали народ шедеврами. Про судьбу двойного памятника Марксу и Энгельсу уже сказано, но что интересно, появившийся в 1961 году на Театральной площади новый памятник Марксу тоже понравился далеко не всем. Например, язвительная Фаина Раневская называла этот монумент «Холодильник с бородой». Установленный в июне 1919 года у Мясницких ворот памятник Бакунину вызвал гневный протест анархистов. Он представлял собой хаотическое нагромождение геометрических форм, что, по мысли автора, символизировало философию анархизма. Памятник убрали по решению Моссовета.
Установленный в 1919 году на площади Революции памятник Дантону оказался не просто неудачным, но и антихудожественным. Обработанная жёсткими рублеными плоскостями почти квадратная голова Дантона напоминала маску чудовищного механического монстра. Народ моментально окрестил это произведение говорящей головой из «Руслана и Людмилы». По постановлению Моссовета этот памятник также был убран.
Не отставала в монументальном творчестве и провинция. Пожалуй, самым неординарным проявлением губернского «монументализма» стал памятник Иуде Искариоту, открытый в волжском Свияжске по инициативе местных властей.
«Двое в ванной» и «Холодильник с бородой». Нелепые памятники большевизма
Вместо уничтоженных большевиками монументов в честь царей и их слуг, в число которых почему-то попал и герой Русско-турецкой войны генерал Скобелев, народу предлагалось любоваться памятниками Марксу, Энгельсу, а также мало кому известным Тиберию Гракху, Дантону, Фурье и другим загадочным для русского народа личностям. И хотя в газетах регулярно появлялись статьи, поясняющие, кому именно ставит памятники победившая Советская власть, даже самые прогрессивные пролетарии при упоминании Гракха или Фурье чесали в затылке.
«Отмороженный» Робеспьер развалился на куски
К воплощению плана монументальной пропаганды новые хозяева страны приступили моментально, с большевистским задором. Уже к первой годовщине Октябрьской революции в Москве было открыто 12 памятников и обелисков, а с 1918 по 1921 год столица получила еще более 25 памятников, Петрограду досталось около 15. Первым памятником монументальной пропаганды принято считать гипсовый бюст Радищева, выполненный в двух вариантах — их установили почти одновременно в Москве и Петрограде. Открытие памятника Радищеву в Москве состоялось 6 октября 1918 года на Триумфальной площади. Но в отличие от петроградского, вскоре погибшего во время страшной бури, московский простоял на месте больше десяти лет и был убран только в связи с реконструкцией площади.
В просмотре проектов памятника Марксу и Энгельсу, который установили 7 ноября 1918 года на площади Революции, личное участие принимал Ленин. Однако сей монумент в народе тут же получил прозвище «Двое в одной ванной». Невысокое качество исполнения памятника, должно быть, заметили и сами большевики, потому что вскоре этот двойной памятник Марксу и Энгельсу с площади Революции убрали.
Ещё раньше, 3 ноября 1918 года, у Грота Александровского сада открыли памятник Робеспьеру, но простоял он и вовсе считанные дни. Уже утром 7 ноября на его месте были обнаружены лишь обломки. По официальной версии, памятник был уничтожен чьей-то преступной вражеской рукой. Но скорее всего, причина была куда прозаичнее: во время ударившего ночью мороза бетон растрескался, и памятник развалился на куски. Как и большинство монументов, установленных по плану ленинской монументальной пропаганды, «Робеспьера» изготовили из материала не самого высокого качества.
Свобода напоминала лицом жену Троцкого
Обелиск Свободы (обелиск Конституции РСФСР) появился на Советской площади в 1918-1919 гг. Монумент открывали в два захода. Сначала — сам обелиск со статьями из первой советской конституции, начертанными на деревянных досках. А позже, когда была сделана величественная скульптура, олицетворяющая Свободу, деревянные доски заменили бронзовыми. С 1924-го и вплоть до 1993 (!) года обелиск Свободы фигурировал на официальном гербе Москвы. Весной 1941 года его разобрали якобы из-за ветхости, так как он был сложен из простого кирпича. Однако ходили упорные слухи, что «Свобода сильно смахивает лицом на жену Троцкого». В 1962 году Хрущев внес предложение о разборке памятника Юрию Долгорукому и восстановлении на этом месте обелиска Свободы. Правда, Долгорукий остался на месте, а сняли вскоре самого Хрущева.
Установленный в Александровском саду обелиск-монумент, посвященный 300-летию царствования дома Романовых, без излишних раздумий был переделан для большевистской пропаганды. Памятник представлял собой невысокую стелу из белого мрамора, купол которой был увенчан позолоченным двуглавым орлом, а на самой стеле были высечены фамилии всех правящих членов семьи Романовых. Большевики убрали орла, стесали фамилии царей, а вместо них написали фамилии революционеров. Сам же памятник обрел новое название — «Революционным мыслителям и деятелям борьбы за освобождение трудящихся». Монумент сохранился до наших дней. В 1966 году в связи с сооружением Могилы Неизвестного Солдата его переместили от входа в Александровский сад на площадку у грота «Руины» и Средней Арсенальной Башни.
«Рабочий и колхозница», монстр имени Дантона и памятник Иуде
Сроков завершения эпопеи монументальной пропаганды советское правительство не предусматривало. В проектах, выполненных по этому плану, принимали участие скульпторы и архитекторы, ставшие впоследствии мастерами советского искусства. И в наши дни перед старым зданием Московского университета на Моховой улице с 1922 года стоят памятники Герцену и Огареву скульптора Андреева. Гранитный Тимирязев скульптора Меркурова возвышается на Никитском бульваре с 1923 года. Скульптура «Рабочий и колхозница» Веры Мухиной и вовсе считается эталоном, символом советской эпохи. В 1937 году она украшала советский павильон на Всемирной выставке в Париже, а спустя десять лет стала фирменным знаком киностудии «Мосфильм».
Но, конечно же, далеко не все «монументальные пропагандисты» баловали народ шедеврами. Про судьбу двойного памятника Марксу и Энгельсу уже сказано, но что интересно, появившийся в 1961 году на Театральной площади новый памятник Марксу тоже понравился далеко не всем. Например, язвительная Фаина Раневская называла этот монумент «Холодильник с бородой». Установленный в июне 1919 года у Мясницких ворот памятник Бакунину вызвал гневный протест анархистов. Он представлял собой хаотическое нагромождение геометрических форм, что, по мысли автора, символизировало философию анархизма. Памятник убрали по решению Моссовета.
Установленный в 1919 году на площади Революции памятник Дантону оказался не просто неудачным, но и антихудожественным. Обработанная жёсткими рублеными плоскостями почти квадратная голова Дантона напоминала маску чудовищного механического монстра. Народ моментально окрестил это произведение говорящей головой из «Руслана и Людмилы». По постановлению Моссовета этот памятник также был убран.
Не отставала в монументальном творчестве и провинция. Пожалуй, самым неординарным проявлением губернского «монументализма» стал памятник Иуде Искариоту, открытый в волжском Свияжске по инициативе местных властей.
Источники:
https://aqparat.info/news/2018/07/17/8917023-dvoe_v_vannoi_i_holodilnik_s_borodoi_nel.html
https://vk.com/@drk_off-dvoe-v-vannoi-i-holodilnik-s-borodoi-nelepye-pamyatniki-bols
https://aif.ru/society/history/dvoe_v_vannoy_i_holodilnik_s_borodoy_nelepye_pamyatniki_bolshevizma