Фамилия скульптура девушка с веслом. А что вы знаете про девушку с веслом
Фамилия скульптура девушка с веслом. А что вы знаете про девушку с веслом
«Девушка с веслом» – так сначала назывались только скульптуры Ивана Шадра и Ромуальда Иодко, которые они выполнили в разное время. Однако впоследствии это название стало нарицательным и начало использоваться при упоминании всех аналогичных статуй, которые одна за другой стали появляться в различных парках культуры на территории СССР.
Куратор и историк искусства Екатерина Деготь отмечает: «Само выражение «девушка с веслом» стало идиомой, обозначающей советский китч. Услышав его, все, кто все еще помнит Советский Союз, начинают смеяться».
Статуи Ивана Шадра
В далеком 1934 году, когда в столице проходила реконструкция парка имени Горького, архитектору Власову пришла в голову идея интересной скульптуры, которую он хотел разместить в бассейне рядом с фонтанами. Фигура обнаженной женщины, как предполагалось, должна была стать символом равноправия женщин и мужчин в Советском Союзе. Дирекция парка идею архитектора одобрила, а ее реализацию доверили скульптору Ивану Шадру.
Моделью для статуи, стала студентка физкультурного института Вера Волошина. В итоге в 1935 году на главной аллее парка имени Горького в Москве, в центре бассейна была установлена двенадцатиметровая статуя, изображающая обнаженную молодую спортсменку с веслом в руке. Такие габариты были продиктованы соотношением с площадью бассейна, однако комиссии не понравились столь внушительные размеры и чрезмерная чувственность, достигнутая благодаря динамике и пластике форм.
В связи с этим центральный элемент парка Горького вскоре был перемещен в один из парков в Луганск. Ивану Шадру пришлось сделать второй вариант скульптуры, не такой габаритный и не такой чувственный. Он представлял собой восьмиметровую статую, моделью для которой на этот раз стала гимнастка Зоя Бедринская.
Теперь фигура стала более женственной и романтичной, ее образ перестал восприниматься как чувственный и был принят критикой достаточно благосклонно, поскольку соответствовал принципам социалистического реализма гораздо больше, нежели предыдущая версия. Статуя осталась в столице, однако была уничтожена немцами в 1941 году.
Скульптуры Ромуальда Иодко и их бесчисленные копии
Коллега Шадра Ромуальд Иодко ещё в 1935 году создал скульптуру, которая и стала прототипом для тиражирования, вопреки распространенному мнению о том, что копировались преимущественно статуи Шадра. Скульптура изображает женщину в купальнике, опирающуюся на весло.
Можно сказать, что вариант «Девушки с веслом» Ромуальда Иодко, выполненный из гипса, и послужил прототипом для множества образцов так называемого гипсового соцреализма, которые буквально заполонили парки культуры и отдыха по всей территории Советского Союза. Это легко объясняется кампанией по поощрению советского спорта, в рамках которой многочисленные скульпторы со всей страны старались проявить себя. Кроме того, скульптура Иодко была более «спортивной» и на ней присутствовала одежда, а ваять такие фигуры было куда безопаснее, чем следовать примеру Шадра.
Заведующая отделом скульптуры 20-го века Третьяковской галереи Людмила Марц поясняет: «Каждый мелкий начальник в каждом маленьком городке хотел свою собственную «Девушку с веслом». Идеальные женские фигуры, сотворенные Шадром и Иодко, в новых воплощениях стали тяжеловесными и мужеподобными. Таким образом, символ активной жизненной позиции, здоровья, нового прекрасного времени и коммунизма после многократного копирования бездарными скульпторами превратился в символ безвкусицы и посредственности.
Тем не менее, в 2011 году в Парке Горького в Москве была установлена обнаженная фигура «Девушка с веслом», которая является копией исходной статуи Ивана Шадра. Благо, сохранилась ее уменьшенная версия из гипса, которая в 1950-х годах была переведена в бронзу и находится в Третьяковской галерее. Именно она послужила основой для воссоздания первоначального творения Шадра, украшавшего парк в течение всего полугода. Советская чемпионка по гребле Юлия Аникеева, автор идеи о возвращении скульпторы, считает восстановленную «Девушку с веслом» одновременно напоминанием о советской спортивной доблести и укором коммунистическим нравам.
Скульптура «Девушка с веслом»: авторы, история скульптуры, фото
Символ “Гипсового” соцреализма, скульптура “Девушка с веслом”, пережила сотни перерождений и перевоплощений. Воспетая поэтами советской эпохи, украшающая сотни парков СССР, самая первая скульптура была создана скульптором Иваном Шадром еще в далеком 1935 году. Первая “версия” была высотой 12 метров и предполагалась для украшения парка Горького. Критика отнеслась к произведению с большим предубеждением. Поэтому, простояв в столичном парке меньше полугода, за “холодное отношение к форме и содержанию” ее отправили в ссылку. Теперь она украшала Луганский городской парк.
Интересна история модели, позировавшей скульптору. Вера Волошина была достаточно известной спортсменкой и весьма скромной девушкой. Стесняясь позировать обнаженной, она настояла на том, чтобы во время работы в мастерской присутствовала жена мастера. Известно также, что Вера мужественно сражалась во время войны в партизанском отряде и погибла, выполняя очередное боевое задание в тылу.
Шадр создал второй вариант скульптуры. На этот раз она была на 4 метра ниже, поза ее стала свободнее, критика приняла новую версию достаточно нейтрально, статуя осталась в столице.
Коллега Шадра – Ромуальд Иодко – также был вдохновлен идеей создания образцовой скульптуры для украшения парка. Работа Иодко была менее монументальной и более “живой”. Девушка изображена в спортивных трусах и купальном бюстгальтере. Изменена и поза девушки: опирается модель только на одну ногу, вторая немного согнута в колене, отведена в сторону. Таким образом автору удалось сделать скульптуру более “спортивной”.
Оба автора пытались соединить в своих произведениях идею женственности и здоровья, активной жизненной позиции и мягкости. С несомненным талантом и Шадр, и Иодко создали очень непохожие, но объединенные одной идеей работы, по-настоящему украшавшие парки и стадионы СССР. Идеальные женские фигуры подчеркивались точными линиями весла (в античной скульптуре этому служило изображение копья в руках богов или богинь). В работе Шадра так и вовсе можно усмотреть прямое заимствование постановки фигуры в искусстве античной скульптуры.
В дальнейшем скульпторы всей необъятной страны получали заказы на копии и свои версии “скульптуры молодой физкультурницы”. Большинство копий и версий, увы, не выдерживают критики. Созданные образы отличаются тяжеловесностью и отсутствием женственности. Идея Шадра и Иодко была уничтожена в новых воплощениях. Со временем “Девушка с веслом” становится символом безвкусицы и пошлости. Утрированно спортивная фигура, отсутствующее выражение лица, формальный подход к внутреннему содержанию работы – все это превратило реплики работ талантливых скульпторов в откровенную нехудожественную халтуру.
В настоящее время бронзовую копию “Девушки” можно увидеть в Третьяковской галерее. Оригинал, стоявший в парке Горького, был полностью уничтожен прямым попаданием бомбы во время Великой Отечественной войны.
Девушка с веслом (13 фото + 1 гиф)
А на днях Ассоциация любителей гребного спорта заявила, что хочет восстановить этот символ гребли для ЦПКиО. Похоже, пора рассказать всю правду про эту скульптуру.
В 1934 году по заказу ЦПКиО имени Горького в Москве Иван Шадр создал скульптуру «Девушка с веслом». Моделью скульптора стала Вера Волошина, студентка Московского Института физкультуры. Высота фигуры составляла около 4 метров. Она была установлена в центре фонтана на главной магистрали ЦПКиО им. Горького в 1935 году.
Однако скульптура подверглась критике, и в том же году ее переместили в ЦПКиО тоже имени Горького города Луганска, где она и пропала. Получить представление о первом варианте скульптуры можно лишь по одной единственной сохранившейся фотографии Александра Гринберга 1935 года, где скульптор сфотографирован за работой в своей мастерской.
К лету 1936 года Шадр создал новую увеличенную восьмиметровую скульптуру из тонированного бетона. Моделью для нее стала гимнастка Зоя Бедринская. Новый вариант «Девушки с веслом» установили на прежнем месте в центре фонтана на главной магистрали ЦПКиО имени Горького. Скульптура была разрушена в 1941 году при бомбежке.
Ошибочно считается, что скульптуры Ивана Шадра послужили прототипами для создания гипсовых копий, которые были массово установлены в парках практически по всему СССР. На самом деле, в их основу были положены работы скульптора Ромуальда Иодко, выполненные в 1935 и 1936 годах. Скульптура «Женщина с веслом» (в трусах и майке, 1935) была установлена на московском стадионе «Электрик» в Черкизово. Скульптура «Девушка с веслом» (в купальнике, 1936) была выполнена для парка водного стадиона «Динамо» в 1936 году. Именно эти скульптуры, как более соответствующие образу советской спортсменки, были массово растиражированы по всей стране. А единственный экземпляр первоначального варианта скульптуры Шадра хранится в Третьяковской галерее. В 1956 году по настоянию вдовы художника небольшую гипсовую работу И.Д. Шадра перевели в бронзу.
Судьба первой модели скульптуры «Девушка с веслом» оказалась трагичной. Родилась Вера Волошина 30 сентября 1919 года в городе Кемерово, в семье шахтёра и учительницы. Осенью 1941 года девушка ушла добровольцем на фронт и была зачислена в одну из частей разведотдела штаба Западного фронта для работы в тылу врага. Воевала в том же разведотряде, что и Зоя Космодемьянская.
21 ноября 1941 года разведгруппа, где Вера была комсоргом, перешла линию фронта для выполнения задания в районе деревни Крюково Наро-Фоминского района. При возвращении из немецкого тыла между деревнями Якшино и Головково Вера была тяжело ранена, ее не смогли забрать, так как к месту обстрела очень быстро прибыли немецкие солдаты. Веру казнили, но по свидетельствам очевидцев, она до последней секунды вела себя героически.
Источники:
https://russian7.ru/post/chto-na-samom-dele-simvolizirovala-de/
https://muzei-mira.com/sculpture/1607-skulptura-devushka-s-veslom-avtory-istoriya-skulptury-foto.html
https://fishki.net/1528363-devushka-s-veslom.html