5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Фёдор Петрович Толстой: биография. Толстой федор петровичкартины и биография

Толстой, Фёдор Петрович

Фёдор Петрович Толстой (10 [21] февраля 1783, Санкт-Петербург, Российская империя — 13 [25] апреля 1873, Санкт-Петербург, Российская империя) — русский живописец, рисовальщик, медальер и скульптор, представитель стиля классицизма.

Содержание

Биография

Фёдор Толстой родился в семье графа П. А. Толстого, начальника Кригс-комиссариата. С рождения был записан сержантом в Преображенский полк. Учился в Полоцком иезуитском коллегиуме, затем в Морском кадетском корпусе. Рано проявил талант к изобразительному искусству. Ещё учась в Морском корпусе, Толстой начал посещать Петербургскую Академию художеств в качестве вольнослушателя. В 1804 г. подал в отставку и начал карьеру художника.

В Академии художеств Толстой обучался скульптуре у И. П. Прокофьева.

В 1809 г. создал свою первую медаль «В память просветительной деятельности Чацкого». В том же году он был избран почётным членом Академии художеств. В 1810 г. получил назначение в Петербургский Монетный двор.

После победы в Отечественной войне 1812 года выпустил серию медальонов, пользовавшихся широкой известностью, использованных в варианте проекта Александровской колонны.

В 1818 г. Толстой вступил в тайное общество «Союз Благоденствия», где состоял одним из руководителей (председателем Коренного Совета).

В 1849 г. Совет Академии художеств утвердил Толстого в должности профессора за заслуги в области скульптуры. Толстой также участвовал в оформлении Храма Христа Спасителя.

Семья

  • Жена с 1810 Анна Фёдоровна Дудина (1792—1835)
    • дочь Елизавета (1811—1836), умерла от скоротечной чахотки.
    • дочь Мария (3 октября1817 Петербург − 22 июля1898 Петербург) — писательница, жена беллетриста П. П. Каменского.
  • Вторая жена, Анастасия Ивановна Иванова (1816, Петербург — 1.11.1889, Петербург). (Вместе с мужем добивалась освобождения Тараса Шевченко)
    • дочь Екатерина (24.11.1843, Петербург — 20.01.1913, Москва), художница, мемуаристка, основательница первой в России рисовальной школы для девушек в Киеве. Муж Юнге Эдуард Андреевич (1831—1898), врач-окулист, профессор.
    • дочь Ольга (1849 Петербург −25.10.1869 Одесса), жена статского советника А. А. Дмитриева.
  • Произведения

    Литературные сочинения

    Некоторые способности к литературе для образованного человека XIX столетия — вещь естественная и повсеместная. А поэтому нет ничего удивительного, что подобные сочинения, авторства Ф. П. Толстого, были обнаружены и опубликованы. Среди них, Обзор собственной деятельности, относящийся более к деловой документальной хронике, и традиционные для своего времени довольно любопытные Мемуары. Приводим оба эти произведения:

    Библиография

    • Мроз Е. К., Ф. П. Толстой. 1783—1873, М. — Л., 1946.

    Две миниатюры Федора Толстого «Птичка» и «Смородина», упоминаемые его дочерью Каменской-Толстой М. Ф. в «Воспоминаниях» находятся в Иркутском Художественном музее, а 17 медалей в Иркутском доме-музее декабриста Волконского.

    Примечания

    Ссылки

    • Толстой, Фёдор Петрович в библиотеке «Старатель»
    • Граф Ф. П. Толстой. (Некролог) // Русская старина. — 1873. — Т. 7. — № 5. — С. 731—732.
    • Каштанова Е.В. Римская колония русских художников в записках графа Ф. П. Толстого. – Вопросы истории. – 2002. № 3. – C. 125-132.

    Wikimedia Foundation . 2010 .

    Смотреть что такое “Толстой, Фёдор Петрович” в других словарях:

    Толстой Фёдор Петрович — (1783 1873). русский скульптор, медальер, рисовальщик и живописец. Посещал (с 1804) петербургскую АХ, где учился у И. П. Прокофьева; преподавал там же (с 1825; вице президент в 1828 59, товарищ (заместитель) президента в 1859 68). В… … Художественная энциклопедия

    Толстой Фёдор Петрович ( — Толстой Фёдор Петрович (1783—1873), граф, скульптор, медальер, рисовальщик и живописец. Окончил Морской корпус (1802). В 1804 оставил военную службу; начал посещать классы при АХ, почетный член АХ с 1809, преподавал там же с 1825 (вице… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

    Толстой Фёдор Петрович — (1783 1873), граф, скульптор, медальер, рисовальщик и живописец. Окончил Морской корпус (1802). В 1804 оставил военную службу; начал посещать классы при АХ, почетный член АХ с 1809, преподавал там же с 1825 (вице президент в 1828 59,… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

    Толстой Фёдор Петрович — (1783 1873), граф, медальер, скульптор, живописец и график, вице президент (1828 59), товарищ президента (1859 68) Петербургской АХ. В его произведениях, проникнутых поэтическим восприятием античности, принципы классицизма получили новое, близкое … Энциклопедический словарь

    Толстой, Фёдор — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Толстой. Толстой, Фёдор: Толстой, Фёдор Андреевич (1758 1849) сенатор, тайный советник, двоюродный дед Л. Н. Толстого и библиофил. Толстой, Фёдор Иванович (Американец; 1782… … Википедия

    Литке, Фёдор Петрович — У этого термина существуют и другие значения, см. Литке. Фёдор Петрович Литке Friedrich Benjamin von Lütke … Википедия

    Литке Фёдор Петрович — Фёдор Петрович Литке Род деятельности: мореплаватель Дата рождения: 17 (28) сентября 1797(17970928) … Википедия

    Уваров, Фёдор Петрович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Уваров. Фёдор Петрович Уваров Портрет Ф. П. У … Википедия

    Фёдор Петрович Толстой — Эта страница посвящена русскому художнику. О Фёдоре Толстом «Американце» см. Толстой, Фёдор Иванович. Фёдор Петрович Толстой Портрет работы С. К. Зарянко, 1850 Дата рождения: 21 (10) февраля 1783 … Википедия

    Художник Толстой Федор Петрович: биография

    Своеобразный и многосторонний талант Федора Петровича Толстого, биография этого замечательного деятеля позднего классицизма достойны внимания современных любителей искусства. О нем знают гораздо меньше, чем, например, о Репине, Шишкине или Врубеле. Предлагаем информацию об этом удивительном человеке, раскрывающую интересные моменты его жизни и творчества.

    Ветер вдохновения

    Граф Федор Петрович Толстой принадлежал к сословию дворян, младенцем был записан в Лейб-гвардии Преображенский полк. Отец будущего художника руководил военным ведомством по обеспечению армии обмундированием, продуктами, денежным довольствием. Родители мальчика страстно желали видеть сына в числе офицеров и пророчили ему военное будущее. Однако первое образование маленький граф Толстой получал в Полоцкой иезуитской коллегии, где изучались языки, богословие и был факультет свободных художеств. Возможно, там к прилежному и любознательному мальчику прикоснулись Музы, вселив в детское сердце преданную любовь к искусству.

    Профессиональный выбор

    Вскоре маленького графа увезли из Белоруссии домой в Петербург и отдали в Морской корпус. Будучи кадетом, Федор Толстой отважился посещать Академию художеств в качестве вольнослушателя. Мечта сделаться профессиональным художником окрепла настолько, что Федор Петрович Толстой решился навсегда отказаться от военной службы. Вопреки недовольству родных и мнению окружающих, он подал в отставку, всецело посвятив себя искусству. Это были годы лишений, однако ни на миг двадцатилетний слушатель художественной Академии не пожалел о своем решении. Он усердно осваивал мастерство скульптора, делал под руководством своего друга Ореста Кипренского зарисовки гипсовых моделей.

    Дыхание Эллады

    Любимая эпоха художника – Античность. Он с энтузиазмом копировал древнегреческие и римские статуи, подкрепляя пластическую достоверность тщательным изучением истории, традиций, нравов людей прежних времен. Уже спустя два года после начала обучения, рисунки и барельефы Толстого вызывают всеобщий интерес, а государь Александр Первый позволяет художнику работать в Зимнем дворце. В 1809 году, после того как он представил на суд зрителей барельеф триумфального въезда Александра Македонского в Вавилон, Федора Петровича Толстого избрали почетным членом Академии художеств. Тогда же он создал свою первую медаль, посвященную просветительской деятельности Чацкого. Годом позже император назначает Толстого на должность медальера в Монетный двор.

    Первый в медальном деле

    Любовь к деталям, легкость и точность руки позволили мастеру творить непревзойденного качества памятные знаки. Сказалось стойкое убеждение художника в том, что медаль должна быть выбита так, чтобы каждый мог понять, по какому поводу она сделана. Петербургская Академия художеств долгие годы награждала лучших учащихся медалями Толстого.

    Федор Петрович Толстой сделал 20 выразительных медальонов в память об Отечественной войне 1812 года, создал дюжину медальонов, посвященных событиям турецко-персидской войны 1826-29 годов. Исторические факты автор осмыслил аллегорически, отчего изделия приобрели глубокий смысл и большую художественную ценность. Достигнув совершенства в медальерном искусстве, Толстой написал труд о секретах творца, для тех кто жаждет стать медальером-художником, а не ремесленником. Медальоны графа Федора Толстого хорошо известны за рубежом, мастера избирали своим членом многие европейские художественные академии.

    Каким бы делом ни занимался художник Федор Петрович Толстой, его сердцем и рукой всегда двигали творческий порыв, патриотизм и эстетическое чувство, а отнюдь не желание угодить интересам власть имущих и высокопоставленных лиц. Он избегает реалистичного воспроизведения черт государственных деятелей, а пользуется символами и аллегориями в памятных изображениях.

    Дар скульптора

    Не все работы Ф. П. Толстого дошли до современных почитателей его таланта. Однако те, какими мы можем наслаждаться в музеях сегодня, поистине великолепны. В Тверской картинной галерее выставлены выпуклые рельефные работы из розового воска «Купающиеся дети» и «Мальчик под покрывалом». В них сквозит страсть автора к изысканной грациозности греческой культуры. Такова и его «Душенька», выставленная в Эрмитаже. Изящество очертаний, мягкость и выразительность линий заставляют запомнить фигурку девушки надолго.

    Профильные портреты из желтого, белого и розового воска, помещенные на черную доску или стекло, демонстрируют дар художника, знающего толк в психологической составляющей портретного жанра. В Государственном Русском музее можно увидеть скульптуры созданные рукой Ф. П. Толстого. Это выполненная в мраморе «Голова Христа» с наклоненным челом и опущенным взором, полным мудрой любви и достоинства. Или терракотовый бюст бога сна Морфея, плотно закрытые глаза которого приглашают зрителя в сладкий мир дремы. Талант скульптора не остался без внимания Совета Академии художеств, назначившего Федора Толстого профессором престижного учебного заведения.

    Кисть чудотворная Толстого

    Дар рисовальщика – особая страница в творческой судьбе Толстого. Многие рисунки, изображающие семью художника, тесно связаны с биографией Федора Петровича Толстого. Фото картины «Семейный портрет», где мастер изобразил себя, первую жену Анну Федоровну и своих дочерей Марию и Елизавету, представлено ниже. Живость и объем картине придает ансамбль расположившейся за столом группы на фоне уходящей вдаль анфилады комнат, где кипит обыденная жизнь дома.

    Внимание к реалистическим деталям сказалось и в других картинах Федора Петровича Толстого. Живописная работа «В комнатах», в которой повторяется излюбленная перспектива мира открытых дверей, дает представление о художнике, как о мастере композиции и света. Облик изящных античных статуй перекликается с тонкими женскими силуэтами в глубине комнат, блеск зеркал – с льющимся из окон светом.

    Ф.П. Толстой пробовал себя в жанре пейзажа. Зарисовки Неаполя, виды Бергена и селения Парголовского близ Петербурга гармоничны и изысканны. Недаром Пушкин упоминал «кисть чудотворную» Толстого в великом романе «Евгений Онегин», описывая альбомы прелестных барышень.

    От незамысловатых натюрмортов Федора Петровича Толстого не оторвать глаз. Вот пронзающая свежей прелестью картина «Букет цветов, бабочка и птичка», а вот достоверно подробная с переплетением бордовых, желтых и синих пятен в зеленой гуще «Ветка малины, бабочка и муравей». Можно бесконечно долго разглядывать бесподобные бусины красной и белой смородины или янтарно-матовые градинки сочного винограда.

    Борец за человеческое достоинство

    О биографии художника Федора Петровича Толстого кратко рассказать трудно, настолько она была многогранной. Например, одной из важных сторон жизни мастера была его политическая деятельность, основанная на прогрессивной гражданской позиции. Он был участником самых передовых движений своего времени, понимая, что необходимо преобразование устаревших общественных порядков. Федор Петрович Толстой состоял в масонской ложе, участвовал в создании ланкастерских школ, призванных распространять грамотность в народе, в возрасте 35 лет он вступил в тайный декабристский «Союз Благоденствия», став там одним из руководителей.

    Личная жизнь художника

    Федор Толстой был женат два раза. Жизненный путь его завершался в окружении дочерей от первого и второго браков. Два мальчика, родившиеся в союзе с Анастасией Агафоновной Ивановой, умерли в младенчестве. Жизнь дважды подарила Толстому гармоничные супружеской отношения. С первой женой, умершей от апоплексического удара, художника объединяла трогательная любовь к искусству, со второй – единство убеждений. Они вместе добивались освобождения и приютили у себя борца за независимость Малороссии Тараса Шевченко.

    В благодарность

    В годах его жизни причудливо комбинируются одни и те же цифры: был рожден в 1783 году, умер – в 1873. Федор Толстой прожил 90 насыщенных лет. Это один из тех людей, которые дают шанс всему новому, смело отказываясь от консерватизма, когда время бросает людям вызов.

    Художник Федор Толстой: картины, биография

    Автор:
    Павел Ин

    Биография Толстого

    В истории русского искусства XIX века Федор Петрович Толстой (1783—1873) предстает фигурой необычайной широты интересов и дарований. Скульптор и график, медальер и мастер силуэтов, талантливый писатель, пробовавший свои силы в живописи, в создании театральных (балетных) костюмов, в изготовлении мебели и даже в астрономии, Толстой прожил удивительно гармоничную и долгую жизнь.

    Необычен был его путь в искусство. От рождения графу Толстому была уготована блестя­щая военная карьера, но в 1804 году он подает в отставку и поступает учиться в Академию художеств. Одним из первых его учителей был О. А. Кипренский — лучший рисовальщик России тех лет. Сама по себе система академического обучения укрепила в Толстом возникшее у него и раньше увлечение искусством Древней Греции, определила его классицизирующий вкус. За годы пребывания в Академии им создана серия рисунков на темы мифологии и римской истории («Доверие Александра Македонского врачу Филиппу», «Суд Париса»). В этих рисунках уже найдено то гармоническое равновесие между этнографической точностью деталей и поэтически прочувствованным духом античного мира, которое будет присутствовать в зрелых работах художника. В годы обучения складывается в основных чертах и круг дальнейших интересов Толстого. Он выступает как скульптор в серии восковых портретов и барельефов, создает ряд рисунков, в которых сказались импульсы р­мантического искусства («У костра», «У источника»), начинает заниматься медальерным делом — и это сам Толстой считал для себя главным.

    В 1810 году художник получает назначение в Петербургский монетный двор в качестве медальера. Медальерное искусство в России находилось тогда в упадке, и именно Толстой способствовал его возрождению, сосредото­чив в одном лице функции художника и резчика и собственной практикой указав выход из кризиса. Главное создание Толстого в этой области — серия медалей на тему событий Отечественной войны 1812—1814 годов. Эту ра­боту художник начал, руковод­ствуясь патриотическими побуждениями. Специально созданный Комитет утвердил эскизы, по ко­торым в течение более чем двадцати лет (1814—1836) была соз­дана двадцать одна медаль. Классицизм Толстого выявился в этих работах во всей стилистической чистоте, он как нельзя более отвечал задаче прославления русского воинства. Содержание каждого медальона — даже решенного аллегорически — ясно читается, композиции отличаются лакониз­мом. Главные средства художест­венного воздействия — линейный ритм, игра силуэтов. Живописные светотеневые эффекты нигде не нарушают цельности графического образа. Свое представление о русском народе художник выра­зил в категориях античной доб­лести. Но ему удалось добиться органичного сплава идеальной красоты к реалистической убеди­тельности.

    В самом замысле медальонов ска­залось понимание искусства как высокого просветительства, свой­ственное декабристской эстетике. Толстой был близок декабристам не только дружески — он непо­средственно входил в тайное об­щество «Союз благоденствия» (а в 1820 году стал председателем Коренной Управы Союза). Одно­временно он возглавлял «Вольное общество учреждения училищ по методе взаимного обучения», мно­го сделавшее в области народно­го просвещения. В 1921 году Тол­стой отходит от движения и по­рывает с тайным обществом (со­хранив дружеские связи с его членами), но это не означало из­мены прежним идеалам. Худож­ник достойно ведет себя на рас­следовании по делу декабристов, критикует общественное устрой­ство России в трактате, предназ­наченном для показа императору.

    Основная часть творческого на­следия Толстого несет на себе от­печаток осмысления античности. Античный мир присутствует в ра­ботах художника как идеальная норма, как «золотой век» в эстетическом и этическом отношении. С ним связаны скульптурная дея­тельность Толстого (восковые ба­рельефы на сюжеты «Одиссеи» Гомера), графическая — рисунки 20-х годов на темы римской исто­рии и мифологии, иллюстрации к стихотворениям Н. Щербины (1856—1857) и, особенно, соста­вившие славу художника иллюст­рации к поэме И. Ф. Богдановича «Душенька» (1820—1833). Сюжет поэмы восходит к антич­ному первообразу — легенде о любви Амура и Психеи, которую Богданович перенес на русскую почву. В иллюстрациях Толстого происходит обратный процесс воз­вращения к греческому оригина­лу, русский колорит последова­тельно устраняется. Всегда свой­ственная Толстому археологичность деталей снимается легко­стью перового рисунка, торжест­вует поэтически воссозданная ат­мосфера античности. Один из лучших листов — сцена, где Ду­шенька любуется собой в зерка­ле. В пространстве дворцовых покоев (орнаменты, вазы и колон­ны выдают глубокое знакомство Толстого с реалиями греческого быта) фигура героини, троекрат­но отраженная в зеркалах, ка­жется ожившей статуей. Лег­кость ритмических сдвигов, вир­туозность очеркового рисунка уподобляют композицию музы­кальной пьесе, где основная тема обогащается все новыми вариа­циями. Иллюстрации к «Душень­ке» относятся к лучшим созда­ниям Толстого.

    Утверждение гармонического бы­тия как бытия, естественного для человека, просматривается во всех областях творческой деятельности Толстого. Его искусство—это по­иски красоты в мире, красоты, до­ступной человеку. Так появляется серия натюрмортов, где главное— любовь к вещи, желание предста­вить ее во всей достоверности («Букет»*). Натюрморты эти вклю­чают элемент игры со зрителем: хочется прогнать с листа иллю­зорную муху («Клубника», 1818), приподнять кальку над рисунком («Архитектурный пейзаж под прозрачной бумагой», 1837). Элемент игры присутствует и в силуэтах Толстого. Это искусство, которым художник занимался между делом, для отдыха, было выведено им из кризиса и подня­то на небывалую до тех пор вы­соту. В XVIII веке в технике си­луэта исполнялись только портре­ты. Толстой впервые начинает об­ращаться к созданию многофи­гурных композиций на темы исто­рические, военные, бытовые. Юве­лирная тщательность исполнения выдает столь характерное для ху­дожника внимание к деталям, восхищение красотой во всех ее проявлениях.

    Та же радость непосредственного общения с миром — в «интерьер- ных» полотнах Толстого, близких работам Венецианова и его уче­ников. Классицизм Толстого под­давался коррективам иных сти­лей: немногочисленные живопис­ные работы обнаруживают воз­действие искусства венециановского круга («В комнатах», «Се­мейный портрет», 1830), в гуа- шах ощутимо влияние романтиз­ма — как в темах, так и в худо­жественном языке («Варвик», 1819; «У окна в лунную ночь», 1822). Но классический компо­нент в его творчестве всегда был определяющим.

    В 1845—1846 годах Толстой впервые побывал в Риме, а в 1861—1862 годах совершил путе­шествие в Италию вторично. В то время художник был уже болен, но тем не менее остро и точно реагировал на общественные со­бытия в России и Европе. Лече­ние у европейских профессоров не дало результатов, и в послед­ние годы жизни художник не мог работать по причине полной сле­поты. Он умер в возрасте 90 лет, оставив огромное и поражающее разносторонностью художествен­ное наследие, сумев сказать новое слово почти в каждой области, которой занимался.

    Источники:

    https://biograf.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1583971/biograf.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/73932
    https://fb.ru/article/367297/hudojnik-tolstoy-fedor-petrovich-biografiya
    https://www.artcontext.info/pictures-of-great-artists/55-2010-12-14-08-01-06/1090-tolstoy.html

    голоса
    Рейтинг статьи
    Читать еще:  Что такое реминисценция в литературе. Реминисценции в повести Ф.М
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Для любых предложений по сайту: [email protected]