Как правильно танцевать танец березка. Плывущая походка, которая заворожила мир
Плывущая походка, которая заворожила мир
На сцене БКЗ выступал ансамбль, который не нуждается в представлении. «Березка» стала популярной еще полвека назад, объездив весь Советский Союз, и даже завоевала поклонников за границей. И все это время многие пытались разгадать секрет знаменитой плывущей походки.
Корреспондент НТВ Константин Борошнев уверен, что ему это удалось.
Без костюмов увидеть легендарный плывущий хоровод случай редчайший. Худрук «Березки» Мира Кольцова журналистов на подобные прогоны обычно не пускает. То, что происходит на концерте под юбками солисток, тайна с 60-летней историей.
Плывущий шаг прославил «Березку» в день первого выступления в далеком 1948-м . С тех пор на репетициях девушки танцуют в полсилы, а на концертах прячут ноги под красные народные сарафаны «в пол».
Ольга Решетникова, зав. постановочной частью ансамбля «Березка»: «Эти костюмы наша визитная карточка. Как вы могли заметить, на всех на афишах, на всех буклетах присутствует именно этот костюм. Потому что с него все начиналось».
Коллектив, который так боится плагиата, сам начинал с копирования. Фирменный хоровод это почти слепок танца колхозниц Калининской области. Повторить его пытались еще многие отечественные ансамбли. Но «Березка» за авторское право держится крепко.
Мира Кольцова, худрук ансамбля «Березка»: «Если плагиатом занимаются коллеги, которые претендуют на название академических или знаменитых, это печально. Они говорят: „Мы имеем право подражать, копировать, взять цитату из мастера“ Нет! Это неправильно, надо это все перенести через себя, через свой коллектив».
Это проникновенное отношение к танцу коллективу прививают регулярно. Не глядя на стаж и регалии. Даже Ксения с Натальей (в «Березке» каждая больше десяти лет) ежедневно получают профессиональные Ц.У. от художественного руководителя.
Наталья Просикова, солистка ансамбля «Березка»: «Осанка, походка это все дает о себе знать. И девушки выделяются. Взгляд может быть какой-то , жесты, еще что-то… даже в общении. У нас в ансамбле этому воспитанию уделяется большое внимание. Мира Михайловна над этим работает очень серьезно».
Демонстрировать фирменный шаг барышни отказались даже без камеры. Сославшись на высокие каблуки и недопустимые для образа джинсы. Все, говорят, надо смотреть непосредственно из зрительно зала, иначе эффект будет не тот.
Секрет, над которым бьется уже не одно поколение хореографов, говорят, очень прост. Все дело в том, что солистки «Березки» в хороводе через каждый шаг делают особенное движение, аккуратно подталкивая подол сарафанов. Таким образом добиваются их плавного покачивания. И соответственно, легендарного плывущего шага.
Красавица из «Березки» раскрыла секрет волшебного шага
На канале «Россия 1» вышел в эфир сериал «Березка». Через судьбы нескольких артисток показана история легендарного хореографического коллектива, который в этом году отмечает 70-летие.
Одну из главных ролей — танцовщицу Варю — сыграла молодая актриса Любовь Константинова. О том, чем она похожа с героиней, какие трудности были на съемках, что для нее главнее: карьера или личная жизнь — в нашем эксклюзивном интервью с Любовью Константиновой.
Волшебный шаг «Березки»
— Люба, у вас на площадке, наверное, сложился свой мини-коллектив «Березка»?
— В легендарном коллективе, конечно, гораздо больше артистов, чем на площадке. Но вместе с нами снимались и действующие артистки ансамбля «Березка». Больше полугода мы существовали рука об руку.
— Не выясняли между собой, что сложнее: актрисе танцевать или танцовщице играть драматическую роль?
— Конечно, мы подружились с девчонками и много говорили о наших профессиях. Они удивлялись: «Как вы играете, как плачете, когда это нужно? Это же невозможно!» А мы у них спрашивали: «А как вы так танцуете? Со стороны кажется, что технически это несложно — красиво ходить по сцене, но зрителям передаются все эмоции, мысли…» И в этом плане у нас был замечательный обмен знаниями, опытом.
— Они научили вас делать непревзойденный хореографический прием?
— Волшебный шаг «Березки»? Девочки, артистки легендарного коллектива, отдают этому всю свою жизнь, они годами учатся двигаться так, что зрителю кажется, что красавицы просто плывут по сцене. А мы в кратчайшие сроки должны были влиться в этот ансамбль. Поэтому для меня главной задачей было не выглядеть «гостем» в коллективе. Нужно было хотя бы перенять их манеру нести себя, хотя бы скопировать и сыграть это. Потому что повторить эту технику человеку «с улицы» просто невозможно!
С поля — на сцену
— Что узнали на съемках о легендарном ансамбле?
— Изначально в ансамбле Надежды Надеждиной, основательницы «Березки», танцевали… простые рабочие бабы! С утра они пахали в поле, потом занимались домашними делами, а вечером выходили танцевать. Это и есть русская женщина, которая плывет по сцене и жизни — притом что у нее «мужские», крестьянские или рабочие руки. Но в танце она становится той, кем ее создал Бог, — женщиной. И этим женщинам рукоплескал весь мир!
— Действие сериала происходит в 80-х годах прошлого столетия. Как прошло погружение в эпоху?
— Родители с раннего детства воспитывали меня на советских фильмах. Вспоминала глаза актеров, которые играли в советском кино, ощущение, которое оставляла их игра в кадре. Я почему-то вспоминала актеров знаменитого фильма «Офицеры» — вот там играют не как в наше время, а открыто, наивно даже создавая идеальную картину. Они не играют ситуацию, а создают ощущение любви, союза, дружбы. И мне всегда хотелось проверить своим актерским организмом: возможно ли это передать в наше время.
— Удалось?
— Больше всего волнуюсь за то, какие глаза будут у моей героини в «Березке». Потому что это очень важно, чтобы это были глаза человека того времени, а не современного, который только что сидел в гаджете или в компьютере. У людей века информации — совсем другой взгляд.
Хочу быть счастливой
— Люба, расскажите о своей личной жизни.
— Я не замужем, но в личной жизни у меня все хорошо. Пытаюсь опровергнуть формулу, которая звучала у нас на съемках «Березки»: что профессионал не может состояться без пережитых любовных драм. У меня было разбито сердце, и, наверное, даже не раз. Но с меня хватит! Хочу быть счастливой — и сейчас я очень счастлива!
Любовь Константинова и Петр Рыков сыграли в сериале «Березка» влюбленную пару
Тайна ансамбля «Берёзка»: в чем секрет плавающего шага
В 1948 году конферансье московского летнего эстрадного театра «Эрмитаж» объявил о выходе на сцену никому не известного девичьего ансамбля народного танца, который должен был исполнить хореографическую композицию «Берёзка».
Сразу в яблочко
Спустя несколько минут после дебютного профессионального выступления 16 артисток из калининского (ныне тверского) самодеятельного ансамбля превратились в объект всеобщего восхищения.
Стройные красавицы, кружившиеся в хороводе под мелодию русской народной песни «Во поле берёзка стояла…» покорили публику своим изяществом, красотой, душевностью и удивительным плавающим шагом, ставшим символом этого ансамбля.
Плывут или стоят на месте?
Создательницей этого уникального танцевального па, секрет которого до сих пор не разглашается, является легендарная основательница коллектива «Берёзка» Надежда Надеждина, руководившая своим детищем до последних дней жизни.
Когда танцовщицы грациозно и степенно водят свои хороводы, у зрителей создается впечатление, будто артистки стоят на месте, а под ними вращается сцена. Длинные в пол сарафаны, закрывающие ноги девушек и не колышущиеся при ходьбе, хранят тайну этого удивительного движения, разгадать которое тщетно пытаются хореографы со всего света.[С-BLOCK]
Ходят слухи, что при поступлении в ансамбль девушки дают клятву о неразглашении тайны плывущего шага. Хотя его нынешний руководитель Мира Кольцова опровергает эту информацию. Причину молчания артистов коллектива она видит в их высоком профессионализме, преданности «Берёзке» и желании сохранить его самобытность.
Никогда не исполняемый на открытых репетициях скользящий шаг, по мнению некоторых хореографов, получается в результате того, что солистки через каждое движение делают особое па, незаметно подталкивая подол сарафанов и создавая эффект плавного покачивания. Однако их теоретические догадки остаются пока без практических доказательств. А тем временем солистки «Берёзки» за всю историю этого танца прошли своим загадочным шагом более 47 тысяч километров, что превышает длину экватора Земли.[С-BLOCK]
Судьбоносная литография
Наряду с таинственным шагом визитной карточкой танца «Берёзка», с которого начинается каждое выступление ансамбля, стал удивительно простой, но гениально точно отражающий русскую природу и культуру костюм. Надеждина создала его по мотивам, увиденной в детстве литографии, на которой были запечатлены резвящиеся в хороводе девушки. Одеты они были в сарафаны, а в руках держали зеленые березовые веточки, которые придавали их образу народность и торжественность.
Надо отметить, что костюмеры постарались на славу, поскольку в точности воплотили в жизнь идею Надеждиной и облачили излучающих неповторимое сияние солисток-народниц в длинный красный сарафан, белую блузу с кружевным узором на рукаве и голубой, как кусочек неба, платочек, довершив образ нежным берёзовым «букетом».
Несмотря на то что сегодня артисты ансамбля «Березка» в течение двухчасового концерта меняют более 20 костюмов и головных уборов, на всех афишах во всех уголках планеты они красуются в сценическом облачении, предназначенном для того танца, с которого начиналась их феерическая история.
Триумфальные гастроли
К слову, гастроли ансамбля русского народного танца проходили в более чем 80 странах мира. И каждый раз это был триумф, они всегда удостаивались восторженных комментариев критиков и зрителей.
Уровень мастерства советского коллектива заставлял иностранцев забывать о холодной войне, наслаждаясь одухотворённым искусством, которое взращивает веру в братство между людьми и рождает добрые чувства. Олицетворяя собой Россию, знакомя заграничную публику с русскими характером, душевностью и красотой, «Берёзка» способствовала разрушению барьеров, возводимых политиками.
Заслуги ансамбля на этом поприще были настолько значимыми, что 1959 году после парижского концерта он удостоился золотой медали Всемирного совета сторонников мира.
Поражённые волшебным плывущим шагом и смысловой нагрузкой хоровода «Берёзка» иностранцы, стоя, рукоплескали танцовщицам, воплощающим красавиц из русских народных сказок.
Хореографические новеллы
Помимо танца, подарившего название коллективу, в ходе зарубежных гастролей восхищённой аудитории демонстрировались иные хореографические новеллы, в которых самобытным языком пластики раскрывалось богатство русской культуры.
Композиции «Лебедушка» и «Карусель», «Тройка» и «Прялица», «На осенней ярмарке» и «Сибирская сюита», «Сударушка» и «Узоры», как и многие другие номера ансамбля «Берёзка», открывали для иностранцев невраждебную Россию с человеческим лицом.
Источники:
https://www.ntv.ru/video/193722/
https://ndn.info/citylife/19638-krasavitsa-iz-berezki-raskryla-sekret-volshebnogo-shaga
https://zen.yandex.ru/media/id/5a58c45d168a91fd9b027f16/5cc6d7615b121f00ae33c2c1