Конспект нод “откуда музыка пришла”. Прослушивание звучания контрабаса
Конспект нод “откуда музыка пришла”. Прослушивание звучания контрабаса
Цель: обобщить представления школьников об источниках музыкального искусства, элементы музыкального языка и развития музыки.
Общая логика развертывания последней учебной темы обусловлена задачей целостно обобщить учебный материал первого и второго семестров. Поэтому начинается урок с актуализации знаний учащихся о музыки как одного из видов искусств (см. схему «Цветок искусств» на с. 128).
Об истоках музыкального искусства детям напомнит стихотворение «Откуда музыка пришла?», который дал название учебной теме. Следует обратить внимание, что поэтические образы стихотворения напрямую связаны с музыкальными произведениями, с которыми дети знакомились в течение учебного года: «Полет шмеля» Н. Римского-Корсакова, «Дождик» Г. Свиридова, «Попутная песня» Н. Глинки или бразильская народная песня «Поезд» и другие. Ярко выраженная изобразительность этих произведений дает возможность актуализировать знания школьников по «преобразованию» шумовых звуков окружающего мира на музыкальные.
На образах уже известных детям музыкальных произведений построено и схему на с. 130 учебника, которая помогает школьникам обобщить: источниками музыкального искусства могут быть внутренний мир людей, события жизни, природа, созданные человеком предметы и тому подобное.
Предложенный для слушания произведение Е. Грига «В пещере горного короля» является образцом сказочных, фантастических образов в музыке. Представленный в учебнике детский рисунок побуждать учеников к подобного выражения собственных музыкальных впечатлений (это задание целесообразно дать для домашнего выполнения). Вместе с тем, в произведении Е. Грига ярко представлены изменения динамики, что создает предпосылки для актуализации знаний учащихся относительно этого и других элементов музыкального языка и соответствующих видов развития музыки.
Вспомнить роль основных элементов музыкального языка в произведении поможет дидактическая сказка, которая одновременно вводит учащихся в эмоционально-образной и музыкальной сферы предложенной для разучивание песни «Родной край». Поэтому чтение текста учитель сопровождает показом ритма и мелодии песни:
Учебный год подходил к концу. На улице буйствовала весна. Теплое ласковое солнышко раз-в-раз заглядывало к классу и почему-то загадочно подмигивало второклассникам.
Длился урок музыкального искусства. Учительница сказала:
— Сегодня, друзья, нас ждет встреча с прекрасной песней о родном крае. Только послушайте, какие красивые слова:
Родилась я в краю,
где свирель красиво играет,
где калина и ель,
и над домом аист.
«Интересно, — подумала Девочка, — а какая здесь музыка?». Она попыталась тихонько напеть, но мелодия не сложилась. Девочка пыталась напеть еще раз, но вновь ничего не получилось.
Она растерянно смотрела на песенный текст в учебнике и ничего не понимала: как может быть песня без музыки.
— Ой, извините, опоздал! —вдруг услышала Девочка. Откуда-то, из глубины страниц, выбрался маленький сказочный человечек.
— Не пугайся! Я — музыкальный волшебник Ритм. Путешествовал по миру чарующих звуков, вот и опоздал. Остальные тоже скоро будут. Какая здесь проблема? Сейчас все быстренько сделаем. Давай, хлопай за мной (учитель проплескує ритм первых двух строк песни, а дети повторяют).
— Не так быстро, как кажется! — выступила на страницу красивая стройная госпожа. — Ритм есть, а где же Мелодия? Ни одна песня не существует без меня! Недаром именно меня называют душой музыки! Сейчас спою этот ритм на определенной высоте!
— Так, так, дорогая Мелодия! — подхватили два брата-лада. Один из них, веселый блондин, сразу же радостно предложил:
— Напишем эту песню в до-мажоре!
— Всегда ты, Мажоре, спешишь, — возмутился черноволосый брат. — Пусть хоть на этот раз песня будет в до-миноре!
— Ладно! Пусть будет в миноре! — согласилась Мелодия и спела (учитель поет мелодию первых двух строк песни, школьники повторяют).
— Ура! Песенка готова! — обрадовались Ритм и Лады и весело захлопали в ладоши.
— Готова, и не совсем! Чего-то опять забыли про Темп. А от меня в значительной мере зависит характер музыки! — Упругой походкой подошел к группе подтянутый человечек с метрономом. — Впрочем, я сегодня добрый. Пусть поют, как хотят, чтобы весело было.
И дядюшки Темп написал на доске только одно слово: «Весело». Только хотел положить мел, как ему на руку села маленькая птичка:
— Меня прислала принцесса Динамика! Очень задержалась она в Стране громко-тихой луны, поэтому велела выбрать громкость песни на выбор исполнителей!
Зазвучала волшебная музыка, и Девочка вдруг услышала голос учительницы:
— Дорогие дети! Сейчас разучим ритм и мелодию песни, а потом сами определим динамику и темп!
После прослушивания сказки учащиеся с помощью учителя обобщают, какие элементы музыкального языка участвуют в создании музыки и какова роль каждого из них в музыкальном произведении.
А исполнение самой песни «Родной край» композитора из Ивано-Франковской области Игоря Тучака на слова поэтессы Аллы Кох можно организовать в нескольких вариантах, например: запев — солистка или ансамбль девочек; припев — общий хор или ансамбль мальчиков.
Откуда музыка пришла?
Откуда музыка пришла?
И эти чудные мгновенья,*
И соловьиной рощи пенье,
А ночь волшебна и светла.
Откуда музыка пришла,
И где, скажи, её начало?
Где нота тихо прозвучала,
Где речка донышком текла?
И как звенели ручейки,
Леса и травы, как шептали,
И птицы звонко щебетали!
Откуда музыка пришла?!
Она слетела к нам с небес,
С планеты Маленького принца?
Звучала и текла водицей.
И колыхала тихий лес.
Откуда музыка пришла?
И раненной летела птицей,
Чтоб насмерть сердцу не разбиться.
А после облачком плыла.
Откуда музыка пришла?
Она из воздуха и света.
И озорное мчится лето,
И, распахнув свои крыла,
Витает где-то лёгкий гений,
Рифмуя наших заблуждений
И слов, и ритмов кружева
Плетёт, творит седой художник –
Её гармонии заложник.
. А впереди летит молва –
Покуда музыка жива.
Откуда музыка пришла.
. Её услышал музыкант.
Собрал все звуки. На рояле.
Как пальцы трепетно порхали!
Напоминая трепет трав.
Все говорили: он талант!
И у него душа артиста!
Как он играет! Быстро-быстро!**
Ах! У него большой талант!
Звучали музыкой дубрав
Ноктюрны юного Шопена.
Рукоплескала Листу Вена.
-Ах! Моцарт-Моцарт! Ты не прав!
-Когда б вы знали, из чего***
Рождаются ТАКИЕ звуки!
И эти слёзы – эти муки!
Кого разжалобят?! Кого!?
Как умирает ваш артист,
На высоте какого жеста
Истает вечное блаженство?!
А он душою, люди, чист!
Летит к нам гений, смерть поправ.
О, эти чудные мгновенья?!*
И ангелов в соборе пенье.
И фуги Баха вдохновенье.
Откуда музыка пришла!?
О, из каких небесных сфер?
Где воздух соткан паутинкой?
Блестит снежком, мерцает льдинкой.
Она не знает полумер!
Она берёт тебя всего,
В смятеньи, в радости, в покое –
Кто знает, что это такое –
Не слышит больше ничего!
А что даёт она взамен?
-Да, ничего! Ну, просто – СЧАСТЬЕ!
В божественной её мы власти.
Она ж – во власти перемен.
. А что даёт она взамен.
О, из каких небесных сфер.
Откуда музыка пришла.
*, **, *** – аллюзии к Пушкину, Вознесенскому и Ахматовой.
Конспект нод “откуда музыка пришла”. Прослушивание звучания контрабаса
Весь материал, предоставленный на нашем сайте, предназначен только для ознакомления и не должен использоваться в коммерческих целях. За нарушение пользователями использования материала, не соотвествуещему действующих законов РФ, администрация сайта не несёт никакой ответственности.
Где музыка берет начало. Комплекты детских песен о музыке, музыкантах, музыкальных инструментах.
Подборка комплектов детских песен о музыке, музыкантах, музыкальных инструментах к Международному Дню Музыки, ежегодно проводимому во всем мире 1 октября, а также к любым другим детским мероприятиям, праздникам и концертам.
Vol . 1
Балалайка (плюс/минус/текст) (авт. Варламов)
Где музыка берёт начало (плюс/минус)
Доверяю музыке я свою судьбу (плюс/минус)
Мажор и минор (плюс/минус)
Музыка (плюс/минус/караоке) (авт. Г. Струве, С. Исакова)
Музыка звучит (плюс/минус)
Музыка моя (плюс/минус) (авт. Жанна Колмагорова)
Музыкальные страницы (плюс/минус)
Мы купили пианино (плюс/минус)
Одинокий саксофон (плюс/минус)
Откуда музыка пришла (плюс/минус) (авт. Наталья Жемойтук)
Vol . 2
Восьмая нота (плюс/минус)
Карусель мелодий (плюс/минус)
Клавиши – мои крылья (плюс/минус)
Музыка (плюс/минус) (авт. Елена Обухова)
Музыка рисует дождь (плюс/минус) (авт. Ермолов)
Музыкальная радуга (плюс/минус) (авт. Виктор Ударцев)
Музыки свет (плюс/минус) (Даниил Козлов – Junior Eurovision Song Contest 2010, Belarus )
Ноктюрн Шопена (плюс/минус) (авт. Савенков)
Семь нот (плюс/минус) (авт. Варламов)
Три аккорда (плюс/минус)
Фея музыки (плюс/минус) (авт. А. Дерябина)
Флейта (плюс/минус)
Волшебный мир искус c тва (плюс/минус)
Играет рояль (плюс/минус) (ар. Скороходов)
Нотная песенка (плюс/минус)
Нотные бусинки (плюс/минус)
Пятый океан (плюс/минус)
Рояль (плюс/минус) (Е. Сокольская)
Старый рояль (плюс/минус) (авт. Ермолов)
Фортепиано (плюс/минус/текст) (авт. А. Кривошеев, О. Тарельникова)
Хочу учиться музыке (плюс/минус)
Царица-музыка (плюс/минус) (Андрей Билль)
Я дарю вам музыку (плюс/минус)
Бах творит (плюс/минус) (Цветы)
В минуты музыки (плюс/минус) (А. Савва, Н. Рубцов)
Вечная музыка (плюс/минус) (Крылатов, Энтин)
Гимн музыке (плюс/минус/текст) (авт. Ермолов)
Музыка (плюс/минус) (Таривердиев)
Музыка для всех (плюс/минус) (Верасы)
Не надо слов (плюс/минус) (Вл. Сидоров)
Скрипка Паганини (плюс/минус) (Мигуля)
Спасибо, музыка, тебе (плюс/минус) (Пирагс Ольга)
Источники:
https://schooled.ru/lesson/music/2klas_2/35.html
https://www.stihi.ru/2014/06/20/4065
https://www.kosar.net.ua/music/minusovki/4222-2011-09-26-12-20-38