Коворкинг центры и их роль. Коворкинг – что это? Коворкинги в России
Знакомьтесь, Коворкинг
Коворкинг – (от английского Co-working, «совместная работа») – это относительно новый формат организации офисного пространства и работы в нем. Суть коворкинга в том, что в одном офисе работают люди, которые не связаны между собой общим делом, но могут обмениваться опытом и идеями, взаимодействовать, сотрудничать, просто общаться.
Как появились коворкинги? Что такое коворкинг-пространство?
Предшественники коворкингов появились в 90-е годы XX века в США и Германии, это были хакерспейсы – пространства для общения людей с общими интересами, а также общественные центры для предпринимателей.
Первый коворкинг как бизнес в современном понимании открыл американский программист Бред Ньюберг в 2005 году в Сан-Франциско. Ему в голову пришла идея, что неплохо бы было создать новый вид рабочего пространства, где совершенно незнакомые люди могли работать над своими проектами и общаться, и придумал под это сам термин «коворкинг». Он поделился своей идеей со знакомой из феминистского сообщества, имевшем в своем распоряжении помещение в отличном месте, недалеко от знаменитых холмов Твин Пикс в центре Сан-Франциско. И она предложила использовать их помещение 2 раза в неделю «за чисто символические 300 долларов в месяц».
Естественно, в первые месяцы в коворкинг никто не приходил, так как просто не знал о его существовании, а платить за аренду приходилось, что стало для Бреда непосильной ношей. И в итоге он закрыл свой проект. Вот так отсутствие рекламы и жадность феминисток погубили первый в мире коворкинг. Но Бред не остановился, создал сначала онлайн-сообщество, заручился поддержкой единомышленников и через год открыл свой второй коворкинг The Hat Factory (шляпная фабрика), который во многих интернет-источниках ошибочно называют первым коворкингом в истории.
В том же 2005 году в Лондоне в районе Ислингтон открылось первое коворкинг-пространство сети The Hub. В настоящее время сеть называется Impact Hub и насчитывает более 90 хабов от Сингапура до Сан-Франциско. В России пионером стал коворкинг «Башня» (Екатеринбург, 2008 год). Сейчас в нашей стране насчитывается более 300 коворкинг-центров, треть из них находятся в Москве.
Коворкинг Impact Hub Islington, Лондон © Фото с сайта islington.impacthub.net
Ковркинг-центры более всего подходят для представителей свободных профессий – копирайтеров, художников, дизайнеров, программистов, архитекторов, биржевых брокеров и т.д. Это люди, которые обычно имеют опыт работы дома, но устали от одиночества и нуждаются в дополнительных стимулах к напряженному труду (ведь за рабочее место в коворкинге нужно платить). Кроме того они ценят творческую атмосферу, которая возникает благодаря свободному общению множества интересных людей и целенаправленным усилиям организаторов коворкинга. Коворкинги пользуются спросом также у начинающих предпринимателей или стартаперов, которые не имеют возможности или желания арендовать индивидуальный офис.
Коворкинг vs офис
Коворкинги обладают рядом преимуществ перед обычными офисами. Во-первых, рабочее место можно снимать и на постоянной основе, и в свободном режиме. Во-вторых, здесь удобно проводить и деловые переговоры, и неформальные встречи. Наконец, общение с другими резидентами в атмосфере коворкинга способствует полезным знакомствам, поиску партнеров и клиентов.
Последнее преимущество наилучшим образом реализуется в специализированных коворкинг-центрах, которые приглашают резидентов только определенной сферы деятельности, например, визажистов, швей, столяров, музыкантов.
Noize Fabrik – коворкинг для музыкантов в Берлине @ Фото с сайта noizefabrik.com
Как и обычные бизнес-центры коворкинги разделяются на классы. Бюджетный сегмент не отличается удобным расположением, изысканными интерьерами и дополнительными услугами, но обязательно предоставляет своим резидентам индивидуальные рабочие места (с компьютерами или без), переговорные комнаты, офисную технику, высокоскоростной интернет.
Коворкинги бизнес-класса находятся у метро или на оживленных трассах, имеют креативный дизайн интерьеров, предоставляют набор дополнительных услуг, например, бесплатные чай, кофе, печенье, детскую комнату, спортивные зоны.
Коворкинги премиум-класса обычно создаются в престижных деловых районах, здесь самый широкий перечень дополнительных услуг, можно получить бесплатные консультации по различным вопросам (финансы, налоги, бухучет, законодательство), посетить семинары и мастер-классы.
Коворкинг DI Telegraph в здании Центрального Телеграфа, Москва © Фото с сайта ditelegraph.com
Стоимость рабочего места в разных классах коворкингов отличается существенно – от 200 до 12 тысяч рублей в день. Средняя цена – 700-1000 рублей. Большинство коворкингов начинают приносить прибыль через 2-3 года работы. Основным источником доходов является плата за рабочие места, но некоторые коворкинг-центры используют альтернативную экономическую модель, предоставляя большой перечень дополнительных услуг, сдавая помещения для проведения платных семинаров и мастер-классов, организуя кафе, фаст-фуд, спортивные залы, прокат различного оборудования.
Коворкинг
Коворкинг – это пространство, где любой желающий может найти для себя временное или постоянное рабочее место.
Кто работает в коворкинг-центрах
Суть таких заведений одна – туда приходят люди, свободные от офисной работы, с целью креативного труда, делового и дружеского общения, рациональной организации рабочего процесса.
Коворкинг представляет собой сообщество свободных и независимых людей различных профессий, которые объединяются в одном помещении с целью выполнения определенной работы.
В одном пространстве трудятся:
веб-дизайнеры и дизайнеры,
представители творческих и ремесленных профессий;
менеджеры на удалённой работе;
сотрудники небольших компаний, которым дорого снимать целый офис.
Центры коворкинга как «офис напрокат»
Центры коворкинга оборудованы всем необходимым для осуществления полноценного труда.
При коворкинге собственник помещения предоставляет в пользование всем желающим пространство, которое разделёно на отдельные или общие рабочие зоны с доступом в Интернет, и имеет рабочие места, полностью оборудованные оргтехникой (компьютером, принтером, сканером).
Здесь также есть переговорная зона для организации встреч с заказчиками, площадки для проведения тренингов, кухня или автоматы с едой и напитками, собственная библиотека и комнаты отдыха.
Таким образом, можно сказать что коворкинг – это «офис напрокат», место в котором можно арендовать как на день, так и на весь год.
Виды коворкинг-центров
Прежде всего, коворкинг – центры бывают открытого типа и специализированные.
Вторая группа коворкинг – центров классифицируется по конкретным признакам:
для представителей определенных национальностей;
только для мужчин или только для женщин;
Другие виды коворкинг – центров:
Простой офис. Офис оборудован самым необходимым для реализации бизнес -проектов – мебель, компьютерная техника и предметы канцелярии. Можно воспользоваться дополнительными услугами.
Производственный офис – нераспространенная форма организации работы. Клиент получает в собственное распоряжение производственное помещение, предназначенное для изготовления определенного продукта. Как правило, такие центры специализируются на производстве конкретного продукта.
Творческие мастерские. Это место, куда приходят люди, чтобы раскрыть свой творческий потенциал. Тут проводят мастер-классы, творческие уроки.
Ремесленный центр. Помещение полностью оборудовано для создания продукта своими руками. Примером такого центра является столярный коворкинг – помещение, оборудованное для производства мебели и изделий из дерева.
Детский центр. В центре детей учат петь, танцевать, лепить, рисовать.
Уличный центр. Офис бывает творческим, детским, ремесленным, однако, необходимое оборудование расположено на свежем воздухе – в парке или сквере.
Антикафе. Помещение оформлено в стиле кафе.
Источники дохода коворкинг-центров
К источникам прибыли коворкинг – центра относится:
– Взимание арендной платы за аренду рабочего места клиентами коворкинг – центра.
– Сдача пространства коворкинг – центра для корпоративных мероприятий – конференций, тренингов, деловых встреч или собраний.
– Обучение разным специальностям, которое имеет несколько этапов:
привлечение участников центра к обучающим программам;
проведение тренингов с охватом большого количества посетителей.
– Организации платного питания клиентов.
– Предоставление рабочих мест крупным компаниям, взимая процент от их мероприятий.
– Получение дохода от оказания дополнительных услуг.
Критерии выбора коворкинг-центров
Коворкинг-центр должен быть полезным, комфортным, хорошо оборудованным, чистым и просторным.
При выборе офиса следует руководствоваться следующими критериями:
Внешний вид здания. Клиенты и деловые партнеры оценивают надежность компании, прежде всего, по внешнему оформлению дома и внутренней отделке помещений.
Наличие инженерных коммуникаций – электричество и водоснабжение.
Место расположения центра. Желательно, чтобы это был центр города. Необходимо оценить: удобно ли добираться ежедневно на работу в офис и сколько тратится времени на дорогу.
Наличие стабильного и высокоскоростного интернета.
Качество рабочего места, которое заключается в исправности комплекта мебели и оргтехники, наличии канцелярских принадлежностей.
Удобная планировка офиса.
Наличие дополнительных комнат – переговорных комнат с телефоном, отдельных кабинетов.
Наличие автомобильной парковки.
Наличие дополнительных услуг.
Цены на коворкинг
Цены на коворкинг формируются с учетом многих факторов:
срока аренды: чем больше срок аренды, тем дешевле клиенту обходится один день работы в коворкинг – центре;
наличия фиксированного или плавающего рабочего места.
Меньше всего стоят «динамичные места», под которыми подразумевается, что человек приходит с личным ноутбуком и занимает любое свободное место.
Дороже всего обходится аренда переговорных или отдельных кабинетов для проведения деловых встреч.
Плюсы и минусы коворкинга
Коворкинг имеет как плюсы так и минусы.
К преимуществам можно отнести следующие достоинства:
Четко спланированная и организованная рабочая обстановка позволяет максимально эффективно выполнять поставленные задачи;
Не надо проводить уборку помещения и заботиться о его сохранности;
В стоимость аренды рабочего места включены пользование офисной техникой, бесплатный Интернет и другие дополнительные услуги, на которых можно будет сэкономить;
Наличие переговорной комнаты позволяет устраивать деловые встречи;
Постоянные тренинги и семинары, проводящиеся в центре, способствует профессиональному росту;
Относительно невысокая цена аренды по сравнению с арендой офиса.
К минусам коворкинга можно отнести следующие недостатки:
Материальные и временные затраты на дорогу до коворкинг – центра;
Отсутствие нормального питания;
Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на форуме “Зарплата и кадры”.
Коворкинг: что это такое?
Откуда и для кого возникли коворкинги
Перед тем, как разобраться со столь экзотическим понятием для простого русского человека, давайте попробуем найти ответ на злободневный вопрос: «Что делать, если пришло долгожданное вдохновение и ты со горящими глазами бежишь к ноутбуку, но вокруг тебя толпой бегают домочадцы, любимый пёс просит поиграть с ним в мячик, а у кого-нибудь болит голова и не нравится, как ты стучишь по клавиатуре?»
Как найти так называемое личное пространство для преуспевающего фрилансера или небольшой команды, ведь мы – «свободные художники» привыкли сами решать, когда нам трудиться, а когда отдыхать?! С такими проблемами частенько сталкиваются не только фрилансеры, а также люди, имеющие возможность работать удаленно, а это значит- где угодно: дома, в кафе, на природе, в огороде или на даче…В общем, там, где «душа поёт»!
Но, как известно, для продуктивного труда людям просто необходимо удобное рабочее место, оборудованное необходимой оргтехникой, полное отсутствие начальника и жёсткого распорядка дня… Конечно, не помешало бы ещё весёлого соседа, чтобы можно было попить кофе в приятной компании и немного отвлечься. Но где же находится этот райский уголок и как его отыскать?
Решение проблемы рабочего места
А теперь давайте по порядку. Коворкинг – это и есть то пространство, где любой желающий может найти для себя временное или постоянное рабочее место. Название происходит от слова «co-working» («совместно работающие»), и выглядит всё примерно так: в распоряжении собственника имеется огромное помещение, разделённое на отельные или общие рабочие зоны с доступом в Интернет, полностью оборудованные оргтехникой, а также другими приятными и полезными мелочами.
Здесь есть переговорная зона для организации встреч с заказчиками, площадки для проведения тренингов и комнаты отдыха, только вот трудятся тут люди, совершенно независящие друг от друга из различных сфер деятельности (предприниматели, дизайнеры, копирайтеры, программисты, переводчики, менеджеры интернет-магазинов и др.)
Вы можете прийти в коворкинг – центр и начать полноценную работу. За такую частную зону отдают от 1500 до 25000 рублей в месяц (чаще всего что-то среднее), в зависимости от её местонахождения, уровня комфорта и собственных запросов. Вы можете принести свой ноутбук и просто занять свободное место в помещении, зачастую также можно получить своё закреплённое место. Многие коворкинги предлагают тарифы с дополнительными услугами: юридическая и бухгалтерская поддержка, и даже позвать личного секретаря. Всё зависит только от ваших пожеланий.
Плюсы коворкингов
Коворкиг-центр – это что-то среднее между строгим офисным рабочим расписанием и размеренной работой у себя дома. Всё же необходимость посещения, пусть и не совсем офиса отлично дисциплинирует, а когда вокруг царит творческая атмосфера, люди активно что-то обсуждают, спорят, смеются, разрабатывают и внедряют, то, как ни крути, ты сам того не подозревая с головой вольешься в этот процесс. От этого эффективность работы просто зашкаливает и мыслительный процесс не знает границ. Кроме того, вас никто не будет отвлекать по бытовым вопросам и различным пустякам.
Тут у вас появится уникальная возможность найти для себя новых клиентов, партнёров, единомышленников и друзей. В coworking-центре встретить можно кого угодно, ведь здесь частенько проводятся постоянные тематические совещания и мероприятия, тренинги и обучающие семинары с участием известных бизнесменов, которые с удовольствием раскрывают свои тайны и делятся секретами побед, что не только интересно, но и отлично мотивирует.
История возникновения коворкингов
Безусловно, не вспомнить о том, кто создал понятие «co-working» и дал ему жизнь – настоящее преступление. История возникновения коворкинга началась в 2005 году. Молодой американский программист- Брет Ньюберг, стремительно взбиравшийся по карьерной лестнице, решил арендовать для себя офис. Пролистав все возможные варианты, Ньюберг был удивлен завышенными ценами, так как он не требовал никакой роскоши, только удобное рабочее место. Мужчина не любил монотонную работу в офисе под чутким надзором руководителя, но и по определённым причинам работать дома тоже не мог. Он просто начинал скучать и изнывал от тоски по несмолкающим разговорам вдохновлённых коллег.
Брет решил арендовать большое помещение в одном из офисных зданий и предложил его в качестве рабочего места для таких же как он – «вольных творцов», назначив небольшую месячную плату, которую посчитал самой разумной для единомышленников. Взамен им предлагалось неограниченное пользование удобствами офиса, бесплатный Wi-Fi, совместные ланчи и прогулки на велосипедах по выходным. Всего за три месяца к нему присоединилось несколько фрилансеров и стартап-команд, а уникальная схема организации рабочего места была названа коворкингом. Ровно через год коворкинг стал известен и применим по всему миру.
Коворкинги в России
Думаете, один из первых коворкинг-центров открылся в Москве? Ошибаетесь! Это движение появилось в 2008г в городе-миллионере Екатеринбурге и носило название «Башня». Но, к сожалению, не смогло пережить кризиса 2009 года и было закрыто. Однако уже через пару лет было вновь создано более 80 коворкинг-центров, 20 из которых находились в Москве и более 5 в Санкт- Петербурге.
Впрочем, на тот момент коворкинг в России поджидало много препятствий, начиная со сложностей с решением административных вопросов, заканчивая отсутствием формализации такого рода деятельности в Законодательстве РФ. Но это вполне нормально для создания абсолютно нового типа бизнеса в России.
В то же время, уже несколько лет назад, в 2012 году идея развития co-working пространств заслужила внимание государства в рамках проекта «Москва:Коворкинг 2.0», что дало основу для дальнейшего внедрения данного формата в мейнстрим инфраструктуры, создающейся для поддержки стартапов и малого бизнеса.
С развитием коммуникаций, желанием общества пользоваться услугами коворкинг-центров и отказом от оплаты огромных суммы денег за офис – параллельно с ростом понимания минусов работы из дома – интерес к коворкингам возрастает. Скептики могут посмотреть на динамику поисковых запросов в Яндексе :).
В целом, коворкинг – это новый уровень организации работы для любого человека, пристанище для перспективных и амбициозных людей, возможность к самореализации и творчеству.
Какой коворкинг выбрать
При выборе коворкинга важно учитывать как его месторасположение и направленность, так и набор предлагаемых услуг, и уровень цен.
Мы стараемся создать удобный каталог коворкингов – присылайте нам свои идеи и предложения по улучшению каталога!
Источники:
https://roomfi.ru/stati/35002-hello-kovorking/
https://www.audit-it.ru/terms/trud/kovorking.html
https://www.kovorkingi.ru/info/kovorking-chto-eto