Крестный отец пересказ. Главные актеры “крестного отца”, вошедшие в историю кино
Интересные факты про первую часть Крестного отца
Фильм снят по мотивам романа Марио Пьюзо «Крёстный отец» (The Godfather, 1969).
В январе 2008 года компания McFarlane выпустила 16-ти сантиметровую фигурку Дона Корлеоне.
По некоторым сведениям, на роль Вито Корлеоне также претендовал Фрэнк Синатра.
Марио Пьюзо (на фото ниже) был полностью разорен, когда подписывал контракт с «Random House» на издание «Крестного отца».
Студия Paramount приобрела права на экранизацию романа еще до того, как он был опубликован. В распоряжении студии был лишь 20-страничный план романа. Книга Пьюзо затем стала бестселлером, разойдясь тиражом 10 миллионов экземпляров. Сам писатель как-то признался, что все свои знания о мафии он почерпнул из других книг.
Место режиссёра фильма было сначала предложено Серджио Леоне, но тот отказался. Впоследствии Леоне сожалел о своём решении и в 1983 году решил снять столь же масштабный фильм «Однажды в Америке» (на фото ниже).
Кинокомпания Paramount Pictures до начала съёмок хотела отобрать проект у Копполы и передать его режиссёру Элии Казану (режиссеру “Трамвая желание” (на фото ниже), но Брандо сказал, что тоже уйдёт, если уволят Копполу.
На разные роли в фильме рассматривались: Уоррен Битти, Ален Делон, Берт Рейнолдс, Роберт Редфорд, Дастин Хоффман, Джек Николсон, Роберт Де Ниро, Лоуренс Оливье и другие. Но Коппола отверг все эти кандидатуры.
Во время съёмок Брандо носил специальную капу, чтобы его челюсть выглядела как челюсть бульдога.
Ленни Монтана, который играл Луку Брази, был профессиональным борцом, прежде чем стать актером. Он настолько нервничал, что постоянно сбивался во время диалога с Брандо во время сцены в кабинете крестного отца. Поскольку у Копполы не было времени переснимать эту сцену, он добавил новую, где Лука Брази репетирует свой разговор с Вито Корлеоне и поясняет свое заикание волнением.
Слово «коппола» (итал. coppola) обозначает традиционную сицилийскую шляпу, такие шляпы можно увидеть в некоторых «итальянских» сценах фильма.
Корлеоне (итал. Corleone) — это название горной сицилийской деревушки, многие годы служившей убежищем для мафиози.
Композитор Нино Рота был номинирован на «Оскар» за лучшую музыку к фильму, но номинацию отменили, когда выяснилось, что он не писал новой музыки для фильма целиком, а переработал отрывки из старой (из фильма «Фортунелла», 1958).
Музыка из “Фортунелла”
Музыка из “Крестного отца”
Прототипом Вито Корлеоне являлся знаменитый гангстер Джозеф «Джо» Бонанно (на фото ниже).
В 2006 году по фильму вышла компьютерная игра с одноименным названием.
Манеру говорить хриплым голосом создатели фильма взяли дону Корлеоне от знаменитого гангстера Фрэнка Костелло. В детстве Фрэнку случайно повредили голосовые связки во время операции по удалению аденоидов.
Аль Мартино, который сыграл в фильме Джонни Фонтейна, вне фильма также был эстрадным певцом и сам исполнил песню к фильму “Speak Softly Love”. В некоторых источниках говорят, что фигура Фонтейна была во многом основана на собственных приключениях Мартино. Однако большинство зрителей посчитало, что за ней стоит Фрэнк Синатра.
Песня в исполнении Аль Мартино “Speak Softly Love” к “Крестному отцу”.
Съёмки фильма проходили в течение четырёх месяцев в середине 1971 года.
По словам Аль Пачино, слезы Марлона Брандо в сцене в госпитале были настоящими.
Джеймс Каан и Аль Пачино лишь на 10 лет младше актрисы Морганы Кинг (на фото ниже), которая сыграла их мать, а Джон Казале — на 5 лет.
Считается, что одной из сцен, в которой показывают жестокость Дона Корлеоне, является сцена, в которой он предлагает избить человека, при этом нежно поглаживая кошку, сидящую у него на коленях. Но дело в том, что никакой кошки не было в сценарии. Эта кошка бродила по съемочной площадке и запрыгнула на колени к Марлону Брандо как раз перед началом съемок.
Фильм занимает первое место в списке среди 10 лучших гангстерских фильмов по версии Американского института кино (AFI).
Френсис Форд Коппола загорелся идеей снять фильм после прочтения книги. По его словам, если бы он пришёл с этой идеей в студию Paramount на 4 месяца позже, то ему бы не доверили съемки этого фильма. Кинокомпания изначально отнеслась к проекту как к небольшой гангстерской драме и не ожидала большого успеха. После того, как начались съемки, продюсеры были недовольны тем, что фильм превращается в драму со множеством диалогов. Они хотели гангстерский фильм со множеством стрельбы, поэтому постоянно угрожали уволить Копполу. Спустя полгода книга Марио Пьюзо обрела большую популярность, а фильм стал ожидаемым проектом. Кинокомпания не решилась менять режиссёра посреди съемок.
При утверждении кинопроекта студия Paramount выдвинула требование не привлекать к съемкам Брандо. К тому времени он был известен своими выходками на съемочной площадке, а также проблемами с алкоголем. На роль крестного отца пробовалось несколько актёров, но лучшую игру показал именно Брандо. Студия вынуждена была согласиться с этим фактом.
По словам Марио Пьюзо, персонаж Джонни Фонтейна не был основан на факте из биографии Фрэнка Синатры, по слухам получившего роль в фильме Фреда Циннемана «Отныне и вовеки» (1953) вследствие давления на продюсера картины со стороны мафии. Но впоследствии это стало стереотипом, неоднократно опровергаемым биографами Фрэнка Синатры.
«Я сделаю ему предложение, от которого он не сможет отказаться», – фраза, которую Вито Корлеоне говорит своему крестнику певцу Джонни Фонтейну, стала культовой, и по сей день используется во многих криминальных фильмах. В «Крестном отце» дон Корлеоне произносит эту фразу в ответ на жалобу Фонтейна, который не может получить роль в кинофильме. Вито же обещает, что глава студии даст Джонни эту роль.
Коппола отчаянно отстаивал знаменитый логотип.
Студия изначально хотела изменить знаменитый и знаковый сегодня логотип с «веревочками марионеток» (который впервые был создан графическим дизайнером С. Нилом Фуджита для романа). Коппола настаивал на сохранении логотипа, потому что писал сценарий совместно с автором романа Марио Пьюзо.
Paramount желал сэкономить. Режиссер настаивал на сохранении временных рамок и места развития сюжета. Чтобы снизить затраты на реквизит, Paramount попросил Копполу модернизировать сценарий таким образом, чтобы сюжет развивался в 1972 году, а также снять кино в Канзас-Сити, а не в более дорогом Нью-Йорке. Коппола убедил продюсеров в том, что фильм нужно снимать в Нью-Йорке по событиям, происходящим после Второй мировой войны.
Режиссерская установка была не выходить из образа. Коппола проводил импровизационные репетиции, во время которых приглашал актеров на семейный ужин. При этом они должны были находиться в образе своего персонажа.
Всего в фильме показано 18 трупов, включая лошадь. Голова лошади в постели была настоящей. Это был не муляж — отрезанную голову принесли с местной бойни. Сцена с отрубленной головой животного в кровати главы киностудии Джека Уолтса стала не только классикой кинематографа (сцена повторялась, копировалась и пародировалась несчетное количество раз), но и перекочевала в реальную жизнь. После выхода фильма итальянские гангстеры начали подкладывать головы лошадей, козлов и ослов неуступчивым людям, как знак предупреждения.
В картине используется особый язык преступного мира Америки, который после выхода фильма стал понятен для большинства людей. Также фильм породил новые приметы и знаки; например, апельсин в фильме является признаком смерти: каждый раз, когда в кадре появляются эти фрукты, кто-то погибает.
В книге у Майкла и Кей Корлеоне было 2 сына, а в фильме — сын и дочь.
Большинство актеров, исполнивших роль в «Крестном отце», были до этого неизвестны. Особенно показателен в этом плане пример Аль Пачино; изначально студия не хотела брать актера на роль ввиду его неизвестности. Продюсеры всеми силами пытались заставить Френсиса Форда Копполу уволить Пачино со съемок фильма. Просматривая отснятый материал, они постоянно задавали режиссеру один и тот же вопрос: «Когда же он, наконец, начнет ИГРАТЬ?» Только увидев сцену, в которой Майкл Корлеоне убивает комиссара полиции, они поняли гениальную режиссерскую прозорливость Копполы.
Аль Пачино предпочитал съемки по старинке. Он по-настоящему ударил себя, чтобы выглядеть естественно при дальнейших съемках (ранее его персонажа по сюжету ударили кулаком в лицо).
Роберт Де Ниро пробовался на роль Сонни, но Коппола счел, что его личность была слишком жестокой для этой роли. Де Ниро позже появился в качестве молодого Вито Корлеоне в «Крестном отце 2» и выиграл приз за лучшую мужскую роль второго плана.
Чтобы добавить ощущения реальности в свадебных сценах (а также потому, что у него было всего два дня для съемки), Коппола полностью импровизировал во время этих сцен.
Сцена, в которой Санни избивает Карло, снималась в течение 4 дней и потребовала 700 статистов.
Фрэнсис Форд Коппола в фильме чередует сцены семейных церемоний со сценами бандитских разборок, что делает сагу более динамичной, напряженной. Одна из самых жестоких сцен фильма, где показывается расправа над главами пяти семей, чередуется со сценой крещения сына Карло и Конни.
Резиденция Корлеоне была настоящей и находилась на Стейтен-Айленд.
Резиденция была выставлена на продажу в 2014 году чуть менее чем за 3 млн долларов.
В 1972 году, когда «Крестный отец» вышел на экраны, он побил все возможные рекорды популярности. При бюджете в 6 миллионов долларов в прокате сага собрала около 270 миллионов; первый фильм саги получил 3 «Оскара» и 5 «Золотых глобусов», второй фильм получил шесть «Оскаров» и шесть «Золотых глобусов». Третий фильм саги, несмотря на 7 номинаций, ни одной награды не получил. Но, на мой взгляд, все три части “Крестного отца” замечательные.
Главные актеры “Крестного отца”, вошедшие в историю кино
Легендарный роман Марио Пьюзо о жизни итальянской мафии взбудоражил умы всех поклонников криминальных историй. Он был издан в 1969 году. Прототипом книги выступила реальная семья Бонанно, одна из пяти могущественных семей, контролирующих криминалитет в Нью-Йорке и США. Роман получил огромную популярность, но ее нельзя сравнить с ошеломительным успехом экранизации гангстерской саги.
Режиссер “Крестного отца”
В 1971 году начались съемки фильма, впоследствии признанного одним из лучших за всю историю американского кинематографа. Режиссером и по совместительству автором сценария был неизвестный на тот момент Фрэнсис Форд Коппола. Каждый аспект нового грандиозного фильма становился предметом споров между продюсерами и режиссером. Не исключение и актеры «Крестного отца».
Даже персона самого Копполы неоднократно подвергалась критике со стороны владельцев компании “Парамаунт” и некоторых коллег со съемочной площадки. Френсиса хотели заменить режиссером Элией Казаном уже во время съемок. Но за него вступился сам Марлон Брандо и заявил, что покинет проект, если режиссера сменят.
“Крестный отец”
Съемочный процесс стартовал в 1971 году. Первая часть была отснята за 4 месяца. Не обошлось на площадке без интриг, драк, громких скандалов и увольнений. Актеры «Крестного отца» были людьми разношерстными, не у всех за спиной имелись театральная школа или актерские курсы. Некоторые, например Ленни Монтана, услышав о пробах на роль в новой грандиозной гангстерской драме, пришел к режиссеру и объявил ему, что был телохранителем в одной из итальянских криминальных семей. Это было подарком судьбы для Кополлы. Пробы на роль Луки Брази можно было считать состоявшимися.
Кастинг на роль самого Дона Корлеоне – это вообще отдельная история. Френсис Форд Коппола видел в этом образе только Марлона Брандо. К тому времени актер уже обладал статусом мегазвезды. Пробы мистер Брандо не проходил. Ему приносили сценарии и, изучив их, он сам решал, будет ли сниматься в том или ином фильме. Но в этот раз вышла загвоздка: на роль Корлеоне в компании «Парамаунт» хотели выбрать более покладистого актера.
Марлон уже успел зарекомендовать себя как скандалист, постоянно опаздывающий на съемки и закатывающий истерики прямо на площадке. Не все хотели с ним связываться, хотя и знали, что участие этого человека в картине сразу обеспечивает ей 50% успеха.
Правила компании были неизменны, на роль должны были пробоваться как минимум десять актеров. Среди претендентов были Энтони Куинн, Раф Валлоне, Берт Ланкастер, Ричард Конте и еще несколько именитых персон. Пробовали всех, в том числе и Брандо. Но его кастинг был настолько завуалированным, что сам Марлон не сразу понял, что Коппола делает в его саду с камерой в руках.
Актеры «Крестного отца» в большинстве своем мало что знали об этом режиссере. И тем не менее практически все участники съемок признаются, что Френсис Форд Коппола многому научил их.
Любимого сына Дона Корлеоне сыграл никому тогда не известный итальянец Аль Пачино. Его притягательность и внутренняя энергия сразу же запомнились режиссеру. Хотя компания «Парамаунт» хотела видеть в этой роли более именитого актера.
Джеймс Каан воплотил в жизнь роль Санни Корлеоне. Актеры «Крестного отца» — люди темпераментные, Джеймс был тоже таким. В одной из сцен избиения своего кровного врага он так вошел в роль, что нанес противнику несколько ударов крышкой от мусорного бака.
Роберт Дюваль сыграл Тома Хогана. Дайан Китон воплотила в жизнь сюжетную линию Кей Адамс, она вынуждена была играть в пышном парике и постоянно переживала, что он спадет. Гонорар по 35000 долларов получили все исполнители главных ролей. Марлон Брандо – 50000 и процент от кассовых сборов. Участие в фильме Копполы принесло звездам еще большую любовь публики, теперь это были самые хорошо оплачиваемые актеры. «Крестный отец-1» собрал огромные кассовые сборы в прокате и вошел в элиту мирового кинематографа.
Второй фильм
По словам режиссера нашумевшей криминальной драмы «Крестный отец», продолжение не задумывалось как сиквел первого фильма. Это была отдельная история об уже полюбившихся персонажах. И тем не менее уже через 2 два года картина вышла на экраны. Актеры фильма «Крестный отец-2» были уже звездами мирового масштаба. К компании Френсиса Кополлы, Аль Пачино, Роберта Дюваля и Дайан Китон присоединился Роберт Де Ниро. Фильм получил 6 статуэток киноакадемии.
“Крестный отец-3”
Практически через 20 лет после выхода первого фильма гангстерской саги о Доне Корлеоне и его семье вышла третья часть эпопеи. Главные актеры фильма «Крестный отец-3» остались неизменными — Аль Пачино, Майкл Корлеоне, Дайан Китон, Кей Адамс. Нового персонажа саги Винсента Мансини воплотил на экране Энди Гарсиа, а руководил всем этим действом бессменный режиссер трилогии, неподражаемый Френсис Форд Коппола. В мировом прокате третья часть гангстерской франшизы не имела большого отклика у зрителей.
История создания «Крестного отца»
Если выбирать один момент, вобравший в себя все великолепие и шарм «Крестного отца», то неплохо подходит такая сцена: на фоне Статуи Свободы Клеменца (Ричард С. Кастеллано), капо – помощник – дона Корлеоне, отливает в камышах, а его подручный убивает рядового мафиозо Поли (Джон Мартино). Когда грязная работа сделана и можно уже уходить, Клеменца мягко напоминает подручному: «Оставь пистолет, захвати канноли». Это не просто нотка черного юмора посреди серьезного фильма, в этой фразе заключена вся динамика, лежащая в основе «Крестного отца»: от пут преступного мира до теплых семейных уз. То, что шедевр Копполы так непринужденно показывает обе эти стороны – с оперным размахом или с трогательной интимностью – лишь одно из многочисленных достоинств картины, которая, без сомнения, занимает место среди самых ярких достижений кинематографа.
Кадр из фильма
Этот фильм можно смело ставить в один ряд с лучшими представителями любого вида искусств: «Гамлет» Шекспира (ок. 1599)… «Реквием» Моцарта (1791)… «Подсолнухи» Ван Гога (1888)… «Крестный отец» Копполы (1972). Во многих аспектах это практически идеальное кино, сочетающее в себе вкусы аудитории, критики и киноиндустрии. В «Крестном отце» сильный сюжет, запоминающиеся герои, великолепно организованный экшн и эмоциональная насыщенность, подобающие любой классике жанра. Здесь достаточно подтекстов и сложностей, чтобы выдержать самый пристальный критический анализ. В картине чувствуется строгий режиссерский контроль – над движениями камеры, цветовой гаммой, звуком, музыкой, – который всегда будет предметом зависти других кинематографистов. Творение Фрэнсиса Форда Копполы располагает к себе еще больше, когда узнаешь о закулисной драме фильма: бульварный роман, ставший бестселлером; фильм, который никто не хотел снимать; вмешательства мафии; постоянные возражения по кастингу; немодный режиссер, получивший работу лишь потому, что он итальянец, и постоянно находящийся на грани увольнения. Однако не меньше поражает (хотя и реже рассказывается) история о том, как «Крестный отец» стал всеми любимым и почитаемым феноменом, навсегда изменившим лицо Голливуда.
Кадр из фильма
Когда 14 марта 1972 года состоялась премьера «Крестного отца», вокруг фильма уже стояла оглушительная шумиха. Очереди в кинотеатр Loews State на углу Бродвея и Таймс-Сквер растянулись на целый квартал. В этот праздничный день лил проливной дождь, но едва ли что-то было способно сломить дух команды «Крестного отца». Продюсер Роберт Эванс, досаждавший Копполе на протяжении всего производства, наконец сделал что-то полезное: после того как Марлон Брандо отказался посетить премьеру, Эванс заполнил образовавшуюся огромную пустошь, пригласив государственного секретаря США Генри Киссинджера. Это громкое событие подкрепило рекламную пресс- и ТВ-кампанию стоимостью в один миллион долларов, нацеленную на колеблющуюся аудиторию, знакомую с романом Марио Пьюзо, но еще не решившуюся на поход в кино – на разворотах TV Guide пестрели заголовки «»Крестный отец« стал фильмом».
Это был триумф, который подвергался сомнениям до самого конца. Предлагая фильм прокатчикам, Эванс решил не организовывать серию закрытых показов, а сделал один сеанс для пятисот представителей ведущих кинотеатров. Тот факт, что фильм пропустил намеченную ранее декабрьскую дату релиза, заставил прокатную индустрию бить тревогу, и начальные показы не сняли напряжения: «мало стрельбы», «слишком много разговоров», «слабые перспективы на мировом рынке» – такими были первые вердикты. Прокатчиков также раздражало то, что фильм длился 175 минут без перерыва – это исключало драгоценную возможность сбывать кондитерские изделия в антракте. Кроме того, шеф Paramount Фрэнк Ябланс продавил контракт, согласно которому «Крестный отец» стартовал сразу на 400 экранах – в то время ленту обычно показывали сначала в одном кинотеатре на эксклюзивных правах, а потом уже передавали кинотеатрам второй, а затем третьей очереди. Упорство Ябланса наряду с требованием более сурового разделения прибылей (90/10 в пользу студии) не просто радикально увеличило поток доходов Paramount, но и реанимировало чахнущее финансовое состояние всей индустрии. Эра блокбастеров началась не с «Челюстей» или «Звездных войн» – она началась с «Крестного отца».
Кадр из фильма
Когда фильм стал доступен широкой публике, тучи уже рассеялись, и длинные очереди выстроились у касс нью-йоркского Loews. Рецензии, выражаясь языком Rotten Tomatoes, были на 91% свежими; самая первая рецензия появилась, как ни странно, в британской Daily Express, на страницах которой пел дифирамбы Айвор Дэвис: «Лучший фильм Брандо!» Фильм стал считаться обязательным к просмотру, и особо восторженные посетители предлагали менеджерам кинотеатров двадцатидолларовые взятки, только чтобы оказаться впереди очереди. Предприимчивая молодежь стояла в очередях часами, чтобы продавать свои места у кассы состоятельным опоздавшим. В те времена билет в среднем стоил примерно полтора доллара. На первых показах «Крестного отца» Paramount решили поднять цену до $3.50, но когда боссы студии узрели повальную корлеонеманию во всей ее красе, цены задрали до $4 за сеансы на выходных. Есть легенда, что Чарли Блудорн, директор Gulf+Western – корпорации, владевшей тогда Paramount, – поехал как-то с обходом кинотеатров и, увидев гигантские очереди в кассы на «Крестного отца», выскочил из своего лимузина и налетел на какого-то незадачливого менеджера с криком: «Не стой столбом, идиот, поднимай цены!» «Крестный отец» в конечном счете собрал 101 миллион долларов и стал крупнейшим хитом бокс-офиса того времени, так что в этом, наверное, не было нужды.
Кадр из фильма
Во всей этой шумихе не участвовала главная фигура фильма, Фрэнсис Коппола. Укрываясь от неминуемой, как ему казалось, катастрофы, Коппола взялся адаптировать для большого экрана «Великого Гэтсби» (еще один многострадальный проект, который позднее циники окрестили «Ужасный Гэтсби»), дабы не растрачивать попусту творческую жилку, держать на плаву компанию American Zoetrope и баловать печеньем свою маленькую Софию. Однако поскольку «Крестный отец», напротив, оказался золотой жилой (по контракту режиссер получал шесть процентов от прибыли), Копполе сполна воздалось за его работу: он купил радиостанцию, журнал в Сан-Франциско, вертолет Jet Ranger и особняк в престижном районе Сан-Франциско на 28 комнат. Дом, который построил Корлеоне, уместил в себе огромный зал, переоборудованный под домашний кинотеатр, и отдельную комнату под игрушечную железную дорогу. Также у создателя «Крестного отца» появилась недвижимость в Долине Напа, Лос-Анджелесе, Нью-Йорке и Маниле; Элеонора Коппола, жена режиссера, как-то подсчитала, что для поддержания гигиены у них имеется в общей сложности 27 ванных комнат.
Кадр из фильма
Но помимо собственно богатства «Крестный отец» также произвел ошеломительный эффект как на карьеру Копполы, так и на Голливуд в целом. После четырех неоднозначных фильмов, «Крестный отец» наконец-то сделал Фрэнсиса Копполу модным режиссером – и в творческом, и в коммерческом плане. Фильм предвосхитил процесс воскрешения умирающих жанров, который в конце десятилетия начали Лукас и Спилберг; Коппола воспринимал «Крестного отца» как сугубо коммерческое предприятие, но в то же время, он стал одним из его самых личных проектов, гимном в честь его корней и дань памяти, не говоря уж о заключенной в фильме аллегории его борьбы с корпоративной системой киностудий. В эту картинку вложено столько личного, сколько вообще возможно для блокбастера. Если «Беспечный ездок» и «Бонни и Клайд» открыли дверь новой волне режиссеров, то «Крестный отец» сделал респектабельным целое поколение молодых, бородатых выпускников киношкол, грозившихся прорваться в мейнстрим. Например, Джордж Лукас, снявший во второй съемочной группе «Крестного отца» сцену, в которой гангстеры пытаются убить дона Вито на улице, никак не мог запустить свой бунтарский рок-н-ролл проект «Американские граффити», однако с патронажем Копполы сценарий получил зеленый свет и превратился в большой хит. Paramount пригласила двух молодых режиссеров, Питера Богдановича («В чем дело, Док?») и Уильяма Фридкина («Французский связной»), которые вместе с Фрэнсисом Копполой образовали The Director’s Company, пристанище для авторского кинематографа, спродюсировавшее в конечном счете лишь один фильм Копполы, «Разговор».
Кадр из фильма
Так или иначе, появление таких режиссеров, как Стивен Спилберг, Мартин Скорсезе, Пол Шредер, Хэл Барвуд, Мэттью Роббинс, Кэррол Бэллард и Уолтер Мерч стало возможным лишь благодаря громкому успеху «Крестного отца». Джон Милиус, однажды назвавший Копполу «Муссолини из Сан-Франциско», сказал: «Фрэнсис всех нас спонсировал. Он в ответе за целое поколение. Мы ему обязаны, и никто не вправе преуменьшать этот долг». «Крестный отец» не только изменил ландшафт киноиндустрии, он оказал огромное влияние на фильмы как таковые. Наиболее очевидно это в «Крестном отце 2» и «Крестном отце 3». Шедевр Фрэнсиса Копполы открыл новую эпоху гангстерских фильмов, среди которых были безупречные («Славные парни»), нелепые («Подводная братва») и масса прочих фильмов о мафии.
Вместе с тем «Крестный отец» сделал в кино и менее очевидный вклад. Он снарядил в путь целый ряд ярких талантов: Аль Пачино, Джеймс Каан, Роберт Дювалл, Джон Казале и Дайан Китон (не говоря уж о Де Ниро во второй части). Они бросили вызов белокурым и голубоглазым Ньюманам и Редфордам. К тому же «Крестный отец» привнес в мейнстримовое кино новые мрачные тона – речь не о нравственной неоднозначности и жестоких сценах, а в мрачности в буквальном смысле слова. Гордон Уиллис привнес свои смелые оттенки в традиционно светлую палитру голливудского блокбастера, окрасив офис дона Корлеоне в черный, по-настоящему черный цвет, а экстерьер – в ностальгические оранжевые тона. За эту эстетическую смелость «Крестного отца» можно по праву называть первым крупнобюджетным голливудским артхаусом.
Кадр из фильма
«Классика вроде »Крестного отца« напрашивается на сатирическое переосмысление, потому что играет очень большую роль в нашей культуре, – говорит Стивен Спилберг. – Этот фильм стал частью жизни всех нас». Почти сразу же после выхода «Крестный отец» прочно обосновался в народном сознании и лексиконе. «Я сделаю ему предложение, от которого он не сможет отказаться» – с этой фразы начинается ключевой диалог фильма, но по прошествии десятилетий уже кажется, что в «Крестном отце» нет ни единой сцены, которую бы не пародировали и над которой бы не иронизировали – далеко за пределами привычных шуток в «Симпсонах» и «Гриффинах». Фразы «спать с рыбами» и «залечь в матрасы» (популяризованную фильмом), концепции «пяти семей» и консильери, культовые сцены типа лошадиной головы в кровати (вариации на эту тему встречались в самых разных работах – от «Города-близнеца» и «Ох уж эти детки!» до «Задержки в развитии») регулярно используются в кино.
Кадр из фильма
В более широком смысле «Крестный отец» стал олицетворением организованной преступности (даже шрифт, которым написано названием фильма, фактически считается «мафиозным»), «итальянскости», мужественности (подобно футболу, «Крестный отец» породил свой язык и манеру поведения, с помощью которой мужчины выражают привязанность) и трепетного отношения в семье. На «Крестного отца» повлияли порядки реальной мафии, но ровно настолько же фильм впоследствии повлиял на манеру поведения и образ мафиози. Считается, что именно «Крестный отец» положил начало ритуалу, в котором в знак уважения Дону целуют руку – нет свидетельств того, что эта традиция существовала до фильма. Также фильм упрочил стереотип мафии как феодальной организации, во главе которой стоит Дон, защитник простолюдинов. Ему платят за благожелательность, а его семью чтят на манер королевской – взгляните хотя бы на Джона Готти, также известного как «Дон Щеголь», главу одной из настоящих Пяти семей Нью-Йорка.
Кадр из фильма
Мало кто смог уловить веяния «Крестного отца» лучше, чем сериал HBO «Клан Сопрано». «Когда мы начинали придумывать »Клан Сопрано«, это была одна из ключевых идей – снять криминальный сериал о первом поколении мафиози, на которых повлиял фильм Копполы», – рассказывает создатель сериала Дэвид Чейз. Начиная с клуба Тони «Бада-Бинг» (названием взято из фразы Сонни) и заканчивая клаксоном в стиле композиции Нино Роты, от апельсинового сока, который Тони покупает аналогично тому, как Вито покупал апельсины, до выстрела в глаз, который описывается как «фирменное блюдо Мо Грина», «Крестный отец» определяет поведение героев «Клана Сопрано» настолько, что они могут ссылаться на фильмы Копполы, не упоминая их названия, просто указывая порядковый номер. «В »Крестном отце« есть что-то от вестерна, – объясняет Чейз. – В нем заключена целая мифология, которая грандиознее, чем его герои. Поэтому люди так любят его цитировать».
Кадр из фильма
Среди этих людей есть великие персоны Голливуда. По Лос-Анджелесу ходят слухи, что Том Хэнкс и Роб Райнер регулярно устраивают вечеринки в стиле «Крестного отца», на которых собравшиеся едят, пьют, смотрят кино и произносят реплики одновременно с актерами на экране. То, что Хэнкс совсем не похож на типичного фаната «Крестного отца», хорошо демонстрирует, какой звонкий резонанс имеет фильм Копполы. Как говорит Джо Фокс, персонаж Хэнкса из картины «Вам письмо»: «»Крестный отец« – это »И Цзин«. »Крестный отец« – это совокупность всей мудрости. »Крестный отец« – это ответ на любой вопрос. Что мне взять с собой в отпуск? Оставь пистолет, захвати канноли».
Источники:
https://www.spletnik.ru/blogs/govoryat_chto/134975_interesnye-fakty-pro-pervuyu-chast-krestnogo-ottca
https://fb.ru/article/179645/glavnyie-akteryi-krestnogo-ottsa-voshedshie-v-istoriyu-kino
https://www.film.ru/articles/amerikanskiy-papasha