3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Кто написал русские женщины. Николай Некрасов поэма «Русские женщины

Русские женщины. Н. А. Некрасов


Княгиня Трубецкая


Часть первая

Покоен, прочен и легок
На диво слаженный возок;

Сам граф-отец не раз, не два
Его попробовал сперва.

Шесть лошадей в него впрягли,
Фонарь внутри его зажгли.

Сам граф подушки поправлял,
Медвежью полость в ноги стлал,

Творя молитву, образок
Повесил в правый уголок

И — зарыдал. Княгиня-дочь.
Куда-то едет в эту ночь.

«Да, рвем мы сердце пополам
Друг другу, но, родной,
Скажи, что ж больше делать нам?
Поможешь ли тоской!
Один, кто мог бы нам помочь
Теперь. Прости, прости!
Благослови родную дочь
И с миром отпусти!

Бог весть, увидимся ли вновь.
Увы! надежды нет.
Прости и знай: твою любовь,
Последний твой завет
Я буду помнить глубоко
В далекой стороне.
Не плачу я, но не легко
С тобой расстаться мне!

О, видит бог. Но долг другой,
И выше и трудней,
Меня зовет. Прости, родной!
Напрасных слез не лей!
Далек мой путь, тяжел мой путь,
Страшна судьба моя,
Но сталью я одела грудь.
Гордись — я дочь твоя!

Прости и ты, мой край родной,
Прости, несчастный край!
И ты. о город роковой,
Гнездо царей. прощай!
Кто видел Лондон и Париж,
Венецию и Рим,
Того ты блеском не прельстишь,
Но был ты мной любим —

Счастливо молодость моя
Прошла в стенах твоих,
Твои балы любила я,
Катанья с гор крутых,
Любила плеск Невы твоей
В вечерней тишине,
И эту площадь перед ней
С героем на коне.

Мне не забыть. Потом, потом
Расскажут нашу быль.
А ты будь проклят, мрачный дом,
Где первую кадриль
Я танцевала. Та рука
Досель мне руку жжет.
Ликуй . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . »

Покоен, прочен и легок,
Катится городом возок.

Вся в черном, мертвенно бледна,
Княгиня едет в нем одна,

А секретарь отца (в крестах,
Чтоб наводить дорогой страх)

С прислугой скачет впереди.
Свища бичом, крича: «Пади!»

Ямщик столицу миновал.
Далек княгине путь лежал,

Была суровая зима.
На каждой станции сама

Выходит путница: «Скорей
Перепрягайте лошадей!»

И сыплет щедрою рукой
Червонцы челяди ямской.

Но труден путь! В двадцатый день
Едва приехали в Тюмень,

Еще скакали десять дней,
«Увидим скоро Енисей, —

Сказал княгине секретарь.
Не ездит так и государь. »

Вперед! Душа полна тоски,
Дорога всё трудней,
Но грезы мирны и легки —
Приснилась юность ей.
Богатство, блеск! Высокий дом
На берегу Невы,
Обита лестница ковром,
Перед подъездом львы,
Изящно убран пышный зал,
Огнями весь горит.
О радость! нынче детский бал,
Чу! музыка гремит!
Ей ленты алые вплели
В две русые косы,
Цветы, наряды принесли
Невиданной красы.
Пришел папаша — сед, румян, —
К гостям ее зовет.
«Ну, Катя! чудо-сарафан!
Он всех с ума сведет!»
Ей любо, любо без границ.
Кружится перед ней
Цветник из милых детских лиц,
Головок и кудрей.
Нарядны дети, как цветы,
Нарядней старики:
Плюмажи, ленты и кресты,
Со звоном каблуки.
Танцует, прыгает дитя,
Не мысля ни о чем,
И детство резвое шутя
Проносится. Потом
Другое время, бал другой
Ей снится: перед ней
Стоит красавец молодой,
Он что-то шепчет ей.
Потом опять балы, балы.
Она — хозяйка их,
У них сановники, послы,
Весь модный свет у них.

«О милый! что ты так угрюм?
Что на́ сердце твоем?»
— Дитя! мне скучен светский шум,
Уйдем скорей, уйдем! —

И вот уехала она
С избранником своим.
Пред нею чудная страна,
Пред нею — вечный Рим.
Ах! чем бы жизнь нам помянуть —
Не будь у нас тех дней,
Когда, урвавшись как-нибудь
Из родины своей
И скучный север миновав,
Примчимся мы на юг.
До нас нужды, над нами прав
Ни у кого. Сам-друг
Всегда лишь с тем, кто дорог нам,
Живем мы, как хотим;
Сегодня смотрим древний храм,
А завтра посетим
Дворец, развалины, музей.
Как весело притом
Делиться мыслию своей
С любимым существом!

Под обаяньем красоты,
Во власти строгих дум,
По Ватикану бродишь ты
Подавлен и угрюм;
Отжившим миром окружен,
Не помнишь о живом.
Зато как странно поражен
Ты в первый миг потом,
Когда, покинув Ватикан,
Вернешься в мир живой,
Где ржет осел, шумит фонтан,
Поет мастеровой;
Торговля бойкая кипит,
Кричат на все лады:
«Кораллов! раковин! улит!
Мороженой воды!»
Танцует, ест, дерется голь,
Довольная собой,
И косу черную как смоль
Римлянке молодой
Старуха чешет. Жарок день,
Несносен черни гам,
Где нам найти покой и тень?
Заходим в первый храм.

Не слышен здесь житейский шум,
Прохлада, тишина
И полусумрак. Строгих дум
Опять душа полна.
Святых и ангелов толпой
Вверху украшен храм,
Порфир и яшма под ногой
И мрамор по стенам.

Как сладко слушать моря шум!
Сидишь по часу нем,
Неугнетенный, бодрый ум
Работает меж тем.
До солнца горною тропой
Взберешься высоко —
Какое утро пред тобой!
Как дышится легко!
Но жарче, жарче южный день,
На зелени долин
Росинки нет. Уйдем под тень
Зонтообразных пинн.

Княгине памятны те дни
Прогулок и бесед,
В душе оставили они
Неизгладимый след.
Но не вернуть ей дней былых,
Тех дней надежд и грез,
Как не вернуть потом о них
Пролитых ею слез.
Исчезли радужные сны,
Пред нею ряд картин
Забитой, загнанной страны:
Суровый господин
И жалкий труженик-мужик
С понурой головой.
Как первый властвовать привык,
Как рабствует второй!
Ей снятся группы бедняков
На нивах, на лугах,
Ей снятся стоны бурлаков
На волжских берегах.
Наивным ужасом полна,
Она не ест, не спит,
Засыпать спутника она
Вопросами спешит:
«Скажи, ужель весь край таков?
Довольства тени нет. »
— Ты в царстве нищих и рабов! —
Короткий был ответ.

Она проснулась — в руку сон!
Чу, слышен впереди
Печальный звон — кандальный звон!
«Эй, кучер, погоди!»
То ссыльных партия идет,
Больней заныла грудь.
Княгиня деньги им дает, —
«Спасибо, добрый путь!»

Иллюстрация Д. А. Шмаринова к поэме Н. А. Некрасова «Русские женщины»

Ей долго, долго лица их
Мерещатся потом,
И не прогнать ей дум своих,
Не позабыться сном!
«И та здесь партия была.
Да. нет других путей.
Но след их вьюга замела.
Скорей, ямщик, скорей. »

Читать еще:  Проблема научно технического прогресса аргументы из литературы. ЭГЭ Русский язык

Мороз сильней, пустынней путь,
Чем дале на восток;
На триста верст какой-нибудь
Убогий городок,
Зато как радостно глядишь
На темный ряд домов,
Но где же люди? Всюду тишь,
Не слышно даже псов.
Под кровлю всех загнал мороз,
Чаек от скуки пьют.
Прошел солдат, проехал воз,
Куранты где-то бьют.
Замерзли окна. огонек
В одном чуть-чуть мелькнул.
Собор. на выезде острог.
Ямщик кнутом махнул:
«Эй вы!» — и нет уж городка,
Последний дом исчез.
Направо — горы и река,
Налево — темный лес.

Кипит больной, усталый ум,
Бессонный до утра,
Тоскует сердце. Смена дум
Мучительно быстра;
Княгиня видит то друзей,
То мрачную тюрьму,
И тут же думается ей —
Бог знает почему,
Что небо звездное — песком
Посыпанный листок,
А месяц — красным сургучом
Оттиснутый кружок.

Пропали горы; началась
Равнина без конца.
Еще мертвен! Не встретит глаз
Живого деревца.
«А вот и тундра!» — говорит
Ямщик, бурят степной.
Княгиня пристально глядит
И думает с тоской:
Сюда-то жадный человек
За золотом идет!
Оно лежит по руслам рек,
Оно на дне болот.
Трудна добыча на реке,
Болота страшны в зной,
Но хуже, хуже в руднике,
Глубоко под землей.
Там гробовая тишина,
Там безрассветный мрак.
Зачем, проклятая страна,
Нашел тебя Ермак.

Чредой спустилась ночи мгла,
Опять взошла луна.
Княгиня долго не спала,
Тяжелых дум полна.
Уснула. Башня снится ей.
Она вверху стоит;
Знакомый город перед ней
Волнуется, шумит;
К обширной площади бегут
Несметные толпы:
Чиновный люд, торговый люд,
Разносчики, попы;
Пестреют шляпки, бархат, шелк,
Тулупы, армяки.
Стоял уж там какой-то полк,
Пришли еще полки,
Побольше тысячи солдат
Сошлось. Они «ура!» кричат,
Они чего-то ждут.
Народ галдел, народ зевал,
Едва ли сотый понимал,
Что делается тут.
Зато посмеивался в ус,
Лукаво щуря взор,
Знакомый с бурями француз,
Столичный куафер.

Приспели новые полки:
«Сдавайтесь!» — тем кричат.
Ответ им — пули и штыки,
Сдаваться не хотят.

Иллюстрация К. А. Клементьевой к поэме Н. А. Некрасова «Русские женщины»

Какой-то бравый генерал,
Влетев в каре, грозиться стал —
С коня снесли его.
Другой приблизился к рядам:
«Прощенье царь дарует вам!» —
Убили и того.

Явился сам митрополит
С хоругвями, с крестом:
«Покайтесь, братия! — гласит, —
Падите пред царем!»
Солдаты слушали, крестясь,
Но дружен был ответ:
— Уйди, старик! молись за нас!
Тебе здесь дела нет. —

Тогда-то пушки навели,
Сам царь скомандовал: «Па-ли. »
Картечь свистит, ядро ревет,
Рядами валится народ.
«. О милый! Жив ли ты?»
Княгиня, память потеряв,
Вперед рванулась и стремглав
Упала с высоты!

Пред нею длинный и сырой
Подземный коридор,
У каждой двери часовой,
Все двери на запор.
Прибою волн подобный плеск
Снаружи слышен ей;
Внутри — бряцанье, ружей блеск
При свете фонарей;
Да отдаленный шум шагов
И долгий гул от них,
Да перекрестный бой часов,
Да крики часовых.

С ключами старый и седой,
Усатый инвалид —
«Иди, печальница, за мной! —
Ей тихо говорит. —
Я проведу тебя к нему,
Он жив и невредим. »
Она доверилась ему,
Она пошла за ним.

Шли долго, долго. Наконец
Дверь визгнула — и вдруг
Пред нею он. живой мертвец.
Пред нею — бедный друг!
Упав на грудь ему, она
Торопится спросить:
«Скажи, что делать? Я сильна
Могу я страшно мстить!
Достанет мужества в груди,
Готовность горяча,
Просить ли надо. » — Не ходи,
Не тронешь палача! —
«О милый! что сказал ты? Слов
Не слышу я твоих.
То этот страшный бой часов,
То крики часовых!
Зачем тут третий между нас. »
Наивен твой вопрос. —

«Пора! пробил урочный час!» —
Тот «третий» произнес.

Княгиня вздрогнула — глядит
Испуганно кругом,
Ей ужас сердце леденит:
Не всё тут было сном.

Луна плыла среди небес
Без блеска, без лучей,
Налево был угрюмый лес,
Направо — Енисей.
Темно! Навстречу ни души,
Ямщик на козлах спал,
Голодный волк в лесной глуши
Пронзительно стонал,
Да ветер бился и ревел,
Играя на реке,
Да инородец где-то пел
На странном языке.
Суровым пафосом звучал
Неведомый язык
И пуще сердце надрывал,
Как в бурю чайки крик.

Княгине холодно; в ту ночь
Мороз был нестерпим,
Упали силы; ей невмочь
Бороться больше с ним.
Рассудком ужас овладел,
Что не доехать ей.
Ямщик давно уже не пел,
Не понукал коней,
Передней тройки не слыхать.
«Эй! жив ли ты, ямщик?
Что ты замолк? не вздумай спать!»
— Не бойтесь, я привык. —

Летят. Из мерзлого окна
Не видно ничего,
Опасный гонит сон она,
Но не прогнать его!
Он волю женщины больной
Мгновенно покорил
И, как волшебник, в край иной
Ее переселил.
Тот край — он ей уже знаком —
Как прежде неги полн,
И теплым солнечным лучом
И сладким пеньем волы
Ее приветствовал, как друг.
Куда ни поглядит:
«Да, это юг! да, это юг!» —
Всё взору говорит.

Ни тучки в небе голубом,
Долина вся в цветах,
Всё солнцем залито, на всем,
Внизу и на горах,
Печать могучей красоты,
Ликует всё вокруг;
Ей солнце, море и цветы
Поют: «Да, это юг!»

В долине между цепью гор
И морем голубым
Она летит во весь опор
С избранником своим.
Дорога их — роскошный сад,
С деревьев льется аромат,
На каждом дереве горит
Румяный, пышный плод;
Сквозь ветви темные сквозит
Лазурь небес и вод;
По морю реют корабли,
Мелькают паруса,
А горы, видные вдали,
Уходят в небеса.
Как чудны краски их! За час
Рубины рдели там,
Теперь заискрился топаз
По белым их хребтам.
Вот вьючный мул идет шажком,
В бубенчиках, в цветах,
За мулом — женщина с венком,
С корзинкою в руках.
Она кричит им: «Добрый путь!»
И, засмеявшись вдруг,
Бросает быстро ей на грудь
Цветок. да! это юг!
Страна античных, смуглых дев
И вечных роз страна.
Чу! мелодический напев,
Чу! музыка слышна.

«Да, это юг! да, это юг!
(Поет ей добрый сон)
Опять с тобой любимый друг,
Опять свободен он. »

Характеристика княгини Трубецкой из поэмы Николая Алексеевича Некрасова «Русские женщины»

Особое место в творчестве Н. Некрасова занимает галерея женских образов. В своих стихах поэт описывал не только женщин дворянского происхождения, но и простых крестьянок. Особый интерес у Некрасова был к судьбе жен декабристов. Ниже будет представлена характеристика княгини Трубецкой.

Читать еще:  Личная совместимость. Любовная совместимость по дате рождения и имени

История создания поэмы

Прежде чем приступить к характеристике княгини Трубецкой, читатель должен узнать об истории написания поэмы “Русские женщины”. Она состоит из двух частей. Центральным персонажем первой части является Екатерина Ивановна. Первая поэма была написана в 1871 году и опубликована в журнале “Отечественные записки” в 1872 году.

До этого состоялось знакомство Некрасова с Михаилом, сыном Марии Волконской, героини второй части поэмы. Его воспоминания, а также “Записки декабриста”, написанные Андреем Розеном, послужили материалом для поэмы “Дедушка”. Выход этого произведения не ослабил интереса Некрасова к судьбе жен декабристов.

Зимой 1871 года он начал собирать материал для поэмы “Русские женщины”. Во время написания поэт столкнулся с несколькими трудностями – цензурой и практически отсутствием фактов о жизни Екатерины Ивановны. Из-за этого, по мнению некоторых современников, характеристика княгини Трубецкой немного не совпадала с реальным образом. Но недостаток фактов компенсировало воображение поэта, представившего себе ее отъезд.

Краткое содержание сюжета

Первая часть поэмы “Русские женщины. Княгиня Трубецкая” начинается с прощания Екатерины Ивановны со своим отцом. Храбрая женщина отправилась вслед за мужем в Сибирь. По дороге до Иркутска героиня вспоминает свои детские годы, беспечную юность, балы, то, как она вышла замуж, путешествовала с мужем.

Далее описывается встреча княгини и губернатора Иркутска. Происходит противостояние между Трубецкой и губернатором. Тот пытается напугать женщину тяготами пути, условиями каторжной жизни. Он говорит, что ей придется отказаться от всего, что она имеет. Но храбрую женщину ничто не останавливает. Тогда губернатор, восхищенный ее смелостью и верностью, дает разрешение на выезд из города.

Поступок княгини Трубецкой

Ключевым моментом поэмы является противостояние губернатору, в котором раскрывается характер женщины. Зная, что ее мужа приговорили к бессрочным каторжным работам за участие в восстании декабристов, она решает отправиться за ним. В “Княгине Трубецкой” Некрасов рассказал, как губернатор пытался всеми способами отговорить Екатерину Ивановну от этого решения.

Для этого он пытается сыграть на ее родственных чувствах, говоря, что решение отправиться в Сибирь губительно для ее отца. Но княгиня отвечает, что несмотря на всю свою любовь к отцу, долг жены для нее важнее. Затем губернатор начинает описывать ей все тяготы пути, предупреждая, что дорога настолько трудная, что может подорвать ее здоровье. Но даже это не пугает целеустремленную Екатерину Трубецкую.

Губернатор пытается запугать ее рассказами об опасностях жизни с каторжниками, напоминает ей о той обеспеченной жизни, которую она вела. Княгиня остается непреклонной. Тогда он сообщает, что, последовав за мужем, она лишается всех прав и больше не принадлежит дворянскому сословию, а добираться до Нерчинских рудников княгиня будет под конвоем. Но Трубецкая готова подписать все бумаги, только бы она смогла увидеться с мужем.

Пораженный и восхищенный ее силой духа, мужественностью, преданностью мужу и чувству долга, губернатор рассказывает ей правду. Ему было поручено остановить ее любыми способами. Наконец, он дает ей разрешение на выезд из Иркутска к мужу.

Образ княгини в поэме

Среди критических замечаний к произведению были и касающиеся образа главной героини. Многие отмечали, что характеристика княгини Трубецкой данная в поэме, не совсем соответствовала реальному образу Екатерины Ивановны. Но, возможно, поэт и не стремился в точности передать характер Трубецкой. Ему удалось показать мужественность ее поступка.

Образ княгини Трубецкой в поэме “Русские женщины” получился ярким и выразительным. Екатерина Ивановна показана смелой и решительной, готовой преодолеть все препятствия. Она верная и любящая жена, для которой брачные узы важнее всего.

Для нее общество – это всего лишь сборище лицемерных людей, трусов, которые побоялись присоединиться к декабристам. Готовность к трудностям, вера в то, что с мужем они смогут преодолеть все, желание быть ему поддержкой – вот какой мы видим образ княгини Трубецкой, поразившей Некрасова.

Художественное оформление

Поэма “Русские женщины. Княгиня Трубецкая” состоит из двух частей, написанных ямбом. Это добавляет повествованию динамичности и напряженности. В начале показана сцена прощания героини с отцом и ее воспоминания о детстве, юности, замужестве. Во второй части описывается встреча Трубецкой и губернатора Иркутска, во время которой она проявляет волю и стойкость.

Особенностью первой части поэмы “Русские женщины. Княгиня Трубецкая” является смешение “сна и яви”. Героиня смотрит на зимнюю дорогу, потом неожиданно проваливается в сон, в котором вспоминает важные моменты жизни. По мнению некоторых литературоведов, поэт специально так построил первую часть. Это показывает, что княгиня охвачена эмоциональным порывом, стремлением быстрее встретиться с мужем. При написании этой поэмы Некрасов опирался на воспоминания людей, знавших Екатерину Ивановну, и на “Записки декабриста” А. Розена.

До восстания декабристов

Княгиня Трубецкая была урожденной графиней Лаваль, дочерью французского эмигранта и наследницы капиталов И.С. Мясникова. Родители обеспечили Екатерине и ее сестрам беззаботное детство. Они ни в чем не знали отказа, получили прекрасное образование и могли длительное время жить с родителями в Европе.

По описаниям современников, Екатерина Лаваль не слыла красавицей, но обладала неповторимым очарованием. В 1819 году в Париже она познакомилась с князем Сергеем Петровичем Трубецким. В 1820 году пара сыграла свадьбу. Все считали князя завидным женихом. Он был знатного происхождения, богат, воевал с Наполеоном, умен, имел чин полковника. Екатерина Ивановна имела все шансы стать генеральшей. Спустя 5 лет семейной жизни она узнает об участии мужа в восстании декабристов.

Решение княгини отправиться за мужем

Екатерина Ивановна была одной из первых жен, которым удалось добиться разрешения последовать за своими мужьями в Сибирь. В 1826 году она добралась до Иркутска, где какое-то время пребывала в неведении о том, где находился ее муж. Губернатор Цейдлер получил приказ отговорить Трубецкую от ее решения.

Женщина пробыла в Иркутске 5 месяцев, прежде чем ей разрешили отправиться к мужу в Нерчинские рудники. В 1845 году семейство Трубецких получило разрешение поселиться в Иркутске. Главными центрами иркутских декабристов были дома Трубецких и Волконских. Екатерина Ивановна, по воспоминаниям ее современников, была умна, образованна, обаятельна и необыкновенно сердечна.

Поэма “Княгиня Трубецкая” Некрасова показала всю силу и твердость духа русских женщин.

Читать еще:  Рапидо архив тиражей. Лото рапидо, как участвовать, где посмотреть архив тиражей

Кто написал русские женщины. Николай Некрасов поэма «Русские женщины

Николай Алексеевич Некрасов

Покоен, прочен и легок На диво слаженный возок;

Сам граф-отец не раз, не два Его попробовал сперва.

Шесть лошадей в него впрягли, Фонарь внутри его зажгли.

Сам граф подушки поправлял, Медвежью полость в ноги стлал,

Творя молитву, образок Повесил в правый уголок

И – зарыдал. Княгиня-дочь. Куда-то едет в эту ночь.

?Да, рвем мы сердце пополам

Друг другу, но, родной, Скажи, что ж больше делать нам?

Поможешь ли тоской!

Один, кто мог бы нам помочь

Теперь. Прости, прости! Благослови родную дочь

И с миром отпусти!

Бог весть, увидимся ли вновь,

Увы! надежды нет. Прости и знай: твою любовь,

Последний твой завет Я буду помнить глубоко

В далекой стороне. Не плачу я, но нелегко

С тобой расстаться мне!

О, видит бог. Но долг другой,

И выше и трудней, Меня зовет. Прости, родной!

Напрасных слез не лей! Далек мой путь, тяжел мой путь,

Страшна судьба моя, Но сталью я одела грудь.

Гордись – я дочь твоя!

Прости и ты, мой край родной,

Прости, несчастный край! И ты. о город роковой,

Гнездо царей. прощай! Кто видел Лондон и Париж,

Венецию и Рим, Того ты блеском не прельстишь,

Но был ты мной любим

Счастливо молодость моя

Прошла в стенах твоих, Твои балы любила я,

Катанья с гор крутых, Любила плеск Невы твоей

В вечерней тишине, И эту площадь перед ней

С героем на коне.

Мне не забыть. Потом, потом

Расскажут нашу быль. А ты будь проклят, мрачный дом,

Где первую кадриль Я танцевала. Та рука

Досель мне руку жжет. Ликуй . . . . . . . . . . .

Покоен, прочен и легок, Катится городом возок.

Вся в черном, мертвенно-бледна, Княгиня едет в нем одна,

А секретарь отца (в крестах, Чтоб наводить дорогой страх)

С прислугой скачет впереди. Свища бичом, крича: “Пади!”

Ямщик столицу миновал. Далек княгине путь лежал,

Была суровая зима. На каждой станции сама

Выходит путница: “Скорей Перепрягайте лошадей!”

И сыплет щедрою рукой Червонцы челяди ямской.

Но труден путь! В двадцатый день Едва приехали в Тюмень,

Еще скакали десять дней, ?Увидим скоро Енисей,

Сказал княгине секретать. Не ездит так и государь.

Вперед! Душа полна тоски,

Дорога всJ трудней, Но грезы мирны и легки

Приснилась юность ей. Богатство, блеск! Высокий дом

На берегу Невы, Обита лестница ковром,

Перед подъездом львы, Изящно убран пышный зал,

Огнями весь горит. О радость! нынче детский бал,

Чу! музыка гремит! Ей ленты алые вплели

В две русские косы, Цветы, наряды принесли

Невиданной красы. Пришел папаша – сед, румян,

К гостям ее зовет: ?Ну, Катя! чудо сарафан!

Он всех с ума сведет!? Ей любо, любо без границ.

Кружится перед ней Цветник из милых детских лиц,

Головок и кудрей. Нарядны дети, как цветы,

Нарядней старики: Плюмажи, ленты и кресты,

Со звоном каблуки. Танцует, прыгает дитя,

Не мысля ни о чем, И детство резвое шутя

Проносится. Потом Другое время, бал другой

Ей снится: перед ней Стоит красавец молодой,

Он что-то шепчет ей. Потом опять балы, балы.

Она – хозяйка их, У них сановники, послы,

Весь модный свет у них.

?О милый! что ты так угрюм?

Что на сердце твоем?? – Дитя! Мне скучен светский шум, Уйдем скорей, уйдем!

И вот уехала она

С избранником своим. Пред нею чудная страна,

Пред нею – вечный Рим. Ах! чем бы жизнь нам помянуть

Не будь у нас тех дней, Когда, урвавшись как-нибудь

Из родины своей И скучный север миновав,

Примчимся мы на юг. До нас нужды, над нами прав

Ни у кого. Сам-друг Всегда лишь с тем, кто дорог нам,

Живем мы, как хотим; Сегодня смотрим древний храм,

А завтра посетим Дворец, развалины, музей..

Как весело притом Делиться мыслию своей

С любимым существом!

Под обаяньем красоты,

Во власти строгих дум, По Ватикану бродишь ты,

Подавлен и угрюм; Отжившим миром окружен,

Не помнишь о живом. Зато как странно поражен

Ты в первый миг потом, Когда, покинув Ватикан,

Вернешься в мир живой, Где ржет осел, шумит фонтан,

Поет мастеровой; Торговля бойкая кипит,

Кричат на все лады: ?Кораллов! раковин! улит!

Мороженой воды!? Танцует, ест, дерется голь,

Довольная собой, И косу черную как смоль

Римлянке молодой Старуха чешет. Жарок день,

Несносен черни гам, Где нам найти покой и тень?

Заходим в первый храм.

Не слышен здесь житейский шум,

Прохлада, тишина И полусумрак. Строгих дум

Опять душа полна. Святых и ангелов толпой

Вверху украшен храм, Порфир и яшма под ногой,

И мрамор по стенам.

Как сладко слушать моря шум!

Сидишь по часу нем; Неугнетенный, бодрый ум

Работает меж тем. До солнца горною тропой

Взберешься высоко Какое утро пред тобой!

Как дышится легко! Но жарче, жарче южный день,

На зелени долин Росинки нет. Уйдем под тень

Княгине памятны те дни

Прогулок и бесед, В душе оставили они

Неизгладимый след. Но не вернуть ей дней былых,

Тех дней надежд и грез, Как не вернуть потом о них

Пролитых ею слез.

Исчезли радужные сны,

Пред нею ряд картин Забитой, загнанной страны:2

Суровый господин И жалкий труженик-мужик

С понурой головой. Как первый властвовать привык,

Как рабствует второй! Ей снятся группы беняков

На нивах, на лугах, Ей снятся стоны бурлаков

На волжских берегах. Наивным ужасом полна,

Она не ест, не спит, Засыпать спутника она

Вопросами спешит: ?Скажи, ужель весь край таков? Довольства тени нет. – Ты в царстве нищих и рабов! Короткий был ответ.

Она проснулась – в руку сон!

Чу, слышен впереди Печальный звон – кандальный звон!

?Эй, кучер, погоди!? То ссыльных партия идет,

Больней заныла грудь, Княгиня деньги им дает,

?Спасибо, добрый путь!? Ей долго, долго лица их

Мерещатся потом, И не прогнать ей дум своих,

Не позабыться сном! ?И та здесь партия была. Да. нет других путей. Но след их вьюга замела. Скорей, ямщик, скорей.

Источники:

https://xn—-7sbb5adknde1cb0dyd.xn--p1ai/%D0%BD%D0%B5%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BE%D0%B2-%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5-%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D1%89%D0%B8%D0%BD%D1%8B/
https://www.syl.ru/article/368172/harakteristika-knyagini-trubetskoy-iz-poemyi-nikolaya-alekseevicha-nekrasova-russkie-jenschinyi
https://www.litmir.me/br/?b=65464&p=1

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Для любых предложений по сайту: [email protected]