11 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Кто написал севильский цирюльник автор. Опера россини “севильский цирюльник”

Севильский цирюльник (пьеса)

«Севильский цирюльник, или Тщетная предосторожность» (фр.: Le Barbier de Séville ou la Précaution inutile) — пьеса в 4-х действиях Пьера-Огюстена де Бомарше.

Время создания: 1772 год.

Премьера: 23 февраля 1775, Париж, театр Комеди-Франсез.

Этой пьесой Бомарше начал комедийную трилогию о Фигаро [1] . Впрочем, идея о продолжении удачно сочиненного образа возникла значительно позже. В первой пьесе «Севильский цирюльник» впервые появился этакий хитроватый простецкий малый, все проделки которого успешны, веселы и полны благородной добротой, несмотря на его характер пройдохи. Этот удачно найденный образ развился в следующих произведениях Бомарше: вторая пьеса: «Безумный день, или Женитьба Фигаро» (La Folle journée ou Le Mariage de Figaro), сочинявшейся несколько лет в разных реадкциях, так как первоначально пьеса была запрещена к постановке, и впервые поставленная на сцене в 1784 году; третья пьеса: мелодрама «Виновная мать, или Второй Тартюф» (La Mère coupable ou L’Autre Tartuffe) — 1792 г. [2]

Содержание

[править] Автор

Пьер-Огюстен Карон (он же Бомарше) имел много общего со своим героем Фигаро. Представитель третьего сословия, он родился в семье часовщика и продолжил семейное ремесло; первоначально он и не собирался становиться драматругом. Но судьба этого человека делала такие крутые виражи, что свою профессию часовщика, в которой он, кстати, весьма преуспел и сделал гениальные изобретения [3] , пришлось забыть, стать дворянином де Бомарше, накупить разных привелигерованных должностей, переквалифицироваться в бизнесмены и наконец вознестись на вершину мировой славы в качестве драматурга, — а литераторный стиль он оттачивал в полемиках, в основном — в судах, где он многократно фигурировал как ответчик по разным делам, в основном уголовным [3] [2] [4] .

[править] Фигаро

Само имя персонажа Фигаро, хоть и придумано автором, явно базируется на испанском слове «pícaro», что значит «хитрый, лукавый, плутоватый». Пикаро — главный персонаж плутовского романа. Пикареска — плутовской роман [5] .

Именно слово плут — вернее всего подходит для характеристики Фигаро, но это плут благородный, добрый, отзывчивый, готовый прийти на помощь другим. Хотя, конечно, и про себя он тоже не забывает. Фигаро с полным основанием замечает, что он «лучше своей репутации» слуги, которого волен унизить каждый, кому от рождения принадлежит звучный титул. Едва ли отыщутся вельможи, которые «могут сказать о себе то же самое». Единственный из персонажей трилогии, Фигаро претерпевает на протяжении действий не мнимую, а достаточно поучительную эволюцию, под конец уже мало напоминая брадобрея, который демонстрировал чудеса выдумки, когда помогал Альмавиве облапошить подозрительного Бартоло, и действовал с наглостью, извиняемой лишь его веселым нравом [1] . Приход на сцену персонажа Фигаро привел театральное искусство к неоднозначному повороту всего мирового театра, впервые представитель третьего сословия занял такое масштабное место. Недаром мировое литературоведение утверждает: «Появление Фигаро — решающий поворот в истории драматургии» [6] .

Внешне безупречный щеголь, Фигаро во всем стремится быть блистательным — и это ему вполне удается.

Бомарше особое внимание уделяет внешнему виду своего персонажа, тот безупречен в своей одежде — фигаро — короткой не застегивающейся легкой испанской куртке, заканчивающейся над талией. Эта одежда вошла в парижскую моду сразу после успеха первой пьесы трилогии.

[править] Действующие лица

  • Альмавива, граф
  • Бартоло, доктор медицины, опекун Розины
  • Розина, воспитанница Бартоло
  • Фигаро, цирюльник
  • Дон Базиль, учитель музыки Розины
  • Весна, слуга Бартоло
  • Начеку, другой слуга Бартоло, малый придурковатый и вечно сонный
  • Нотариус
  • Алкальд, блюститель закона

Действие происходит в Испании. Время действия неизвестно. У Бомарше в ремарках указаны «старинные испанские костюмы» персонажей [7] . Иными словами, действие происходит в некие далекие времена.

[править] Сюжет

Прекрасная юная сирота Розина вынуждена жить у своего опекуна доктора Бартоло, от назойливости которого бедная девушка не знает куда деваться. Старик метит на немалое состояние Розины, да и сам непрочь вспомнить молодость и получить такую красавицу в жены. Но сердце Розины занято — и виной тому влюбленный в неё молодой человек, про которого она толком ничего не знает. Он появляется в костюме скромного бакалавра, хотя на самом деле это богач граф Альмавива. Молодые люди никак не могут встретиться и поговорить — старик-опекун постоянно наблюдает за красавицей-воспитанницей и чувствует угрозу со стороны соперника.

Любви графа Альмавивы и Розины помогает случайно оказавшийся рядом цирюльник-брадобрей Фигаро. Хитростью и ловкостью он находит возможности и проникнуть в дом, и передать записку, и устранить в нужный момент доктора Бартоло — словом, он самый незаменимый человек в этой веселой комедии. И все заканчивается счастливо: Розина и граф Альмавива теперь навсегда вместе. А обязаны своим счастьем, конечно, смышленому Фигаро [1] .

[править] История создания

«Севильский цирюльник» был первоначально написан в форме фарса для домашнего театра Ленормана д’Этиоль, в светском кружке которого Бомарше блистал как автор и актер [8] . Там он сочинял фарсы и маленькие пьесы. Постановки предназначались не для широкой аудитории — зрителями были свои же.

Но личность Бомарше не признавала мелкого. Начав с маленьких фарсов, Бомарше почувствовал в себе силы и талант на большую пьесу-фарс. Так появилась комедия «Севильский цирюльник» в первом варианте. Пьеса была написана как комическая опера, и автор в ожидании ошеломляющего успеха отнес свое произведение в Театр итальянской комедии, однако театр отказался от ее постановки.

Тогда Бомарше, не привыкший отступать перед жизненными трудностями, переделал пьесу в драматическую комедию и передал ее в прославленный парижский театр «Комеди Франсез» [8] . И там ее приняли к постановке.

[править] Премьера

Неприятности начались с того, что накануне премьеры Бомарше был арестован [9] . Подобных поворотов судьбы в его жизни оказалось немало. Но в данном случае — как следствие — премьера была отменена. Бомарше, просидев в тюрьме месяц, добился, наконец, разрешения посетить жену судьи Гезмана, в результате блестяще провел операцию по «мздоимству», после чего предал всю историю со взятками широчайшей огласке, получив в свои помощники общественное мнение. Король Людовик XV счел разумным приблизить к себе прославившегося героя. Но счастью помешала внезапная смерть монарха. Впрочем, новый король Людовик XVI счел за лучшее продолжить дело предшественника, решил не ссориться в ловким придворным Бомарше и назначил премьеру его комедии [9] .

Читать еще:  Самые короткие и самые интересные рассказы в мире (1 фото). Лучшие рассказы

Премьера прошла во время масленичного карнавала 23 февраля 1775 года в парижском театре Комеди-Франсез [10] [11] [12] . Роль Фигаро исполнял французский актер по сценическому псевдониму Превиль (Préville, настоящее имя: Pierre Louis Dubus (1721—1799)) [13] .

Премьера прошла не просто плохо — спектакль провалился [9] .

Бомарше тут же, в тот же вечер, принялся сокращать длинные монологи и слишком явные намеки на своих личных врагов, коих у него оказалось немало. Новый вариант был готов на следующий день [12] . Пьеса от этого, безусловно, выиграла [11] , что показало уже следующее представление.

Последующий успех оказался таким же оглушительным, как провал премьеры. Автор «Севильского цирюльника» был незамедлительно признан выдающимся французским драматургом, а реплики симпатичного пройдохи и плута, ловкого наглеца, неистощимого выдумщика Фигаро немедленно перешли в обиход парижан [12] .

Еще через полгода Бомарше издал свою пьесу, вот тогда в ней появилось второе название: «Севильский цирюльник, или Тщетная предосторожность» [9] .

[править] Постановки

Новые постановки не заставили себя ждать. Пьеса «Севильский цирюльник», покорив парижских зрителей театра Комеди Франсез, пришла на другие европейские сцены.

А через несколько лет пьеса «Севильский цирюльник» была во Франции запрещена. Запрет последовал из-за другой пьесы — ее продолжения «Женитьбы Фигаро» (или в других переводах — «Свадьба Фигаро»). «Севильский цирюльник» был запрещен к постановке во Франции за компанию. Но к запрету очень скоро присоединились и другие европейские страны. Правда, еще через несколько лет — в 1790-х годах вспыхнувшая революция все прошлые запреты отменила, Фигаро вновь появился в парижских театрах [14] , что со своей стороны, вызвало недопонимания со стороны других европейских стран и очередные запрещения. Впрочем, европейские театры долго не держали обе пьесы под запретом, очень скоро они вновь — и уже навсегда — заняли свои места в репертуарах различных трупп.

Впервые персонажи пьесы заговорили со сцены на русском языке в 1782 г., когда комедию Бомарше «Севильский цирюльник» поставили в Петербурге своими силами воспитанники привилегированного Кадетского корпуса и показали в Зимнем дворце [15] — самым привелигированным зрителям, среди которых была Екатерина II. Императрице представление понравилось, они «были довольны и изволили зело хохотать» [8] .

О популярности этой комедии на русской сцене свидетельствует тот факт, что очень скоро по ее сюжету была создана опера композитора Джованни Паизиелло (автор либретто Джузеппе Петроселлини); премьера прошла 15 (26) сентября 1782 года в Петербурге, в Зимнем дворце [16] [17] . А затем опера Паизиелло неоднократно и с неизменным успехом обходила сцены европейских театров.

Есть данные, что пьеса игралась в московском театре Майкла Меддокса (Петровский театр, сейчас на этом месте находится Большой театр — собственно, Петровский театр и превратился со временем в нынешний Большой театр).

«Севильский цирюльник» значился и в Петербургской императорской труппе, где в роли Розины выступала Любовь Дюрова (1805—1828) [18] .

Известно, что 8 января 1829 года спектакль по пьесе «Севильский цирюльник» в переводе В. А. Ушакова был показан в бенефис А. Т. Сабуровой в московском Большом театре, роль графа Альмавивы исполнил П. С. Мочалов. К слову сказать, через несколько месяцев, 19 ноября 1829 там же и тоже в бенефис А. Т. Сабуровой состоялся и спектакль второй части трилогии — «Свадьба Фигаро» [19] .

Пьеса «Севильский цирюльник» прочно вошла в классику мировой драматургии, правда, в количестве представлений заметно уступая второй части трилогии, пьесе «Женитьба Фигаро».

[править] Использования

Успех пьесы привел к тому, что на ее сюжет стали появляться другие произведения, в том числе несколько опер. Остается только отметить, что сам автор изначально планировал сюжет для оперы, в чем ему было отказано, и лишь потому Бомарше переделал свое произведение для драматического спектакля. Опер по «Севильскому цирюльнику» было создано множество. Однако многие из них ушли небытие. Композиторы этих опер: Фридрих Людвиг Бенда — 1776 г., Дрезден [20] [21] (внимание: в Русской Википедии ошибочно назван 1782 год: (см. статью Фигаро, раздел 4.2 Оперы); Джованни Паизиелло — 1782 г. Санкт-Петербург, Зимний дворец; Йозеф Вейгль — 1782 г., опера под названием «Тщетная предосторожность»; Захарий Эльспергер — 1783; Петер Шульц — 1786; Николя Изуар — 1796; Джоаккино Россини — 1816; итальянский композитор Далль’Арджине; Акилле Граффинья — 1879; Леопольдо Кассоне — 1922; Альберто Торацца — 1924 [21] .

Самые знаменитые оперы на этот сюжет оказались две: опера композитора Джованни Паизиелло 1782 года (премьера прошла в России при императрице Екатерине Второй), в течение двух десятилетий пользовавшаяся успехом в Европе [16] , и появившаяся в 1816 году опера композитора Джоаккино Россини по либретто Чезаре Стербини «Севильский цирюльник» (итал. Il Barbiere di Siviglia). Опера Россини сразу затмила не только все остальные, но и пользовавшуся немалым успехом оперу Паизиелло. Авторы нового шедевра (а опера Россини причисляется к таковым) изменили время действия: если у Бомарше оно происходит в какие-то неведомые далекие времена, то опера вполне конкретно определила XVIII век, то есть для Бомарше это время не «старинное», а вполне ему современное [7] .

Но и после «Севильского цирюльника» Россини появились другие оперы на тот же сюжет, однако лучшей из них по-прежнему считается произведение Джоаккино Россини.

Сюжет использовался и для балетов. В частности, балет «Севильский цирюльник» сочинил композитор Родольф Крейцер, а в 1805 году он был поставлен в Парижской опере двумя балетмейстерами — Луи Дюпором и Ж.-Б. Блашем [22] ; чуть позже Жан-Батист Блаш неоднократно возвращался к этой постановке, но с названием «Альмавива и Розина», используя свою хореографию (парижский театр Порт-Сен-Мартен, Лионский театр и др.). Этот же балет по хореографии Ж.-Б. Блаша шел в театрах Петербургской императорской труппы (1830, Малый театр/бывший театр Антонио Казасси) под названием «Альмавива и Розина, или Обманутый опекун», балетмейстеры Алексис Блаш и Огюст Пуаро [23] .

Читать еще:  Социальная мобильность героев сказок. Творческое задание по социологии

Кто написал севильский цирюльник автор. Опера россини “севильский цирюльник”

Фото:

Интересные факты

  • Пьер Огюстен Карон де Бомарше написал серию из трёх произведений о “Фигаро”: «Севильский цирюльник», « Свадьба Фигаро » и «Преступная мать». Позже вся трилогия перенеслась и на оперную сцену.
  • Произведение «Севильский цирюльник» по версии Россини значительно отличается от оригинала. В отличие от комедии Бормаше, написанной во французском предреволюционном стиле, либретто композитора не содержит риторичной философии и политической сатиры. Россиниевский «цирюльник» – это воплощение демократичного национального театра с наивным юмором, весельем и комизмом. Несколько смягчен образ решительной Розины, а самоуверенный граф Альмавива предстал перед зрителем, как традиционный лирический герой.
  • «Севильский цирюльник» – это одна из первых опер, поставленных Большим театром после эвакуации во время Великой Отечественной войны. Однако преимущество иностранной оперы в ущерб отечественным музыкальным произведениям стало поводом для осуждения руководства театра и значительных кадровых изменений.
  • Изначально опера «Севильский цирюльник» имела иное название: «Альмавива или Тщетная предосторожность».
  • Во время премьеры оперы недоброжелатели осудили автора. Кроме того, ряд неприятных случайностей будто способствовал ее провалу. Так, дон Базилио поранился на сцене во время падения, Альмавива порвал струну при исполнении серенады, и в какой-то момент на сцену неожиданно вышла кошка. Во время следующей постановки зрительский зал был переполнен. Публика хотела развлечься и увидеть каскад нелепостей снова. Однако в этот раз спектакль буквально поразил зрителей, громко аплодировавших каждой арии. Россини гордился успехом «Цирюльника» и высказывался о том, что его опера полюбилась даже самым ярым противникам оперных новшеств.
  • Благодаря мультфильму «Севильский кролик» выпущенного студией Warner Bros. в 1950 году, телезрители смогли услышать увертюру из оперы на своих телеэкранах, что сделало музыку Джоаккино Россини еще популярней.

  • Итальянский композитор Джузеппе Верди был восхищен яркостью идей и звучанием оперы Россини, считая ее самым лучшим музыкальным произведением в стиле оперы-буффа.
  • В финале произведения звучит мелодия старинной русской народной песни: «Ах, зачем бы огород городить». Безусловно, ритм песни изменен, однако по мотиву можно узнать русскую мелодию.
  • «Севильский цирюльник» является одной из самых известных опер Россини. Благодаря этому произведению итальянский композитор завоевал европейскую славу, а его склонность к песенным вдохновенным мелодиям стала основанием для почетного звания «итальянского Моцарта». Россини с юных лет восхищался талантом великого австрийского композитора, во время написания своих творений он переносил достижения Моцарта в театральное искусство Италии, заимствовал мастерство оперного ансамбля. Поэтому опера-buffa «Севильский цирюльник» содержит не только традиционные оперные приемы, она также обогащена новшествами и передовыми идеями. Жизнерадостный характер Россини также вызывал восхищение у Генриха Гейне, который назвал композитора «Божественным маэстро».

Популярные арии и номера из оперы «Севильский цирюльник»

История создания «Севильского цирюльника»

«Севильский цирюльник» имеет интересную предысторию. Согласно контракту с римским театром, Джоаккино Россини обязуется написать новую оперу. Музыкальное произведение приурочено карнавалу. Все предоставленные варианты либретто не выдержали критики цензоров, поэтому в преддверии праздника известный драматург вспомнил о комедийной пьесе Бормаше, неоднократно сыгранной на итальянской сцене. Чтобы не сорвать подписанный контракт, Россини принимает решение взять за основу сюжет известного произведения. Получив разрешение цензоров, композитор принялся за работу.

Всего 20 дней понадобилось музыканту, чтобы создать комедийную оперу на основании первой части знаменитой трилогии.

Премьера состоялась 12 февраля 1816 года. Первая постановка потерпела фиаско и была освистана возмущенной публикой. Дело в том, что шедевральная опера по сюжету пьесы Бормаше уже была создана уважаемым итальянским композитором Паизиелло. Написание еще одной оперы с подобным сюжетом зрители сочли непростительной дерзостью и неуважением по отношению к пожилому драматургу. Поклонники Паизиелло устроили невиданный ранее скандал. После первой постановки композитору пришлось сбежать.

Несмотря на громкий скандал вокруг премьеры, оперу «Севильский цирюльник» ждал ошеломительный успех. Непредвзятая публика высоко оценила произведение и даже организовала триумфальное факельное шествие к дому Россини, который не осмелился прийти на представление.

Популярность «Севильского цирюльника» Россини превзошла любые ожидания. Постановки успешно прошли во многих европейских странах, а в исполнении были задействованы выдающиеся оперные певцы. Композитор объединил лучшие черты итальянской оперы и создал плодотворную почву для дальнейшего стремительного развития музыкального искусства. Подчеркивая традиционный стиль оперы-буффа, Россини сохранил актную структуру произведения со стремительной динамикой, чередованием песенных номеров и типичным бытовым конфликтом.

Постановки

10 марта 1818 года спектакль «Севильский цирюльник» увидели англичане. После удачных постановок в Риме опера была представлена на сцене лондонского Королевского театра. Для этой премьеры автор создал новую арию Розины, а ее роль исполнила известная оперная певица Жозефина Фодор-Манвьель. Летом того же года опера состоялась в Испании на сцене театра Санта-Крус. В следующем, 1819 году, спектакль увидели во Франции, Германии, Австрии и США.

Русский зритель впервые увидел музыкальное произведение в Одессе в 1821 году. Тогда постановка была выполнена итальянскими актерами. Та же труппа исполнила оперу в Москве в Театре Апраксина зимой 1822 года, а первая русская версия дебютировала осенью 1822 года на сцене петербургского Большого театра.

Во второй половине ХІХ века «Севильский цирюльник» стал одной из самых популярных опер в России. Произведение неоднократно исполнялось на сценах крупнейших театров Москвы и Петербурга.

Во времена Советского Союза оперу можно было увидеть в Большом театре, со временем сюжет претерпевал некоторые изменения. Так, во время Второй мировой войны, спектакль изменялся для актуальности, высказывания актеров должны были взбодрить присутствующих воинов, разрядить обстановку перед их возвращением на фронт.

Читать еще:  Интересные факты из жизни. Интересные факты Интересные факты из жизни про

В 1952 году оркестр Всесоюзного радио вместе с актерским составом делают запись оперы. Эта радио версия и сегодня доступна для слушателей.

Музыка из оперы «Севильский цирюльник» в кинофильмах:

  • Увертюру можно услышать в кинокартине Стэнли Кубрика “Заводной апельсин” 1971 года, а также в фильмах “Игра в классики” 1980г., “Честь семьи Прицци” 1985г. и в мультфильме с участием Майкла Джордана “Космический Джем”.
  • Известная ария Фигаро “Largo al Factotum” очень популярна и в кино-индустрии. Она звучит в фильмах: “Бэйб: Поросенок в городе” 1998г., “Имитатор” 1995г., “Тёмная звезда” 1974г., “Миссис Даутфайр” 1993г., “Оскар” 1991г., “В открытом море” 1997г., “Шоковый коридор” 1963г., “Три монеты в фонтане” 1954г., “Совершенно секретно” 1984., и в “Повороте” Оливера Стоуна 1997 года с Шоном Пенном в главной роли.
  • Каватину Розины “Una voce poco fa” можно встретить в кинолентах: “Гражданин Кейн” 1941г., “Пик сезона” 1987г. и “Джуманджи” 1995 года с Робином Уильямсом.
  • В драме Одри Уэллс “Под солнцем Тосканы” 2003 года звучит ария Берты “Il vecchietto cerca moglie”.
  • Арию Розины “Contro un cor” из сцены урока можно услышать в фантастической драме Кэтрин Бигелоу “Странные дни” 1995 года.

Комическая опера – это довольно сложный жанр искусства, требующий неординарности и особенного мировоззрения автора. При создании яркого пародийного произведения важно избежать грубой сатиры и дешевых трюков, чтобы не понизить оперное мастерство до уровня развлекательного шоу. Во время просмотра спектакля «Севильский цирюльник» зрители не высмеивают человеческую глупость, у них не возникает злорадства по отношению к персонажам. Напротив, появляется ощущение легкости, радости жизни, восхищение находчивостью главных героев, их неуемной энергией и обаянием. Публика будто заражается весельем, происходящим на сцене. Можно с уверенностью сказать, что «Севильский цирюльник» является наилучшим подтверждением таланта, изысканного вкуса и врожденного музыкального чутья Джоаккино Россини .

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Джоаккино Россини «Севильский цирюльник»

LiveInternetLiveInternet

Метки

Музыка

Всегда под рукой

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

История создания оперы Дж. Россини “Севильский цирюльник”

История создания оперы Дж. Россини “Севильский цирюльник”

Джоаккино Россини

СЕВИЛЬСКИЙ ЦИРЮЛЬНИК

Опера в трех актах (четырех картинах)

Либретто Ч. Стербини

Действующие лица:

Альмавива, граф

Бартоло, доктор медицины, опекун Розины

Розина, его воспитанница

Фигаро, цирюльник

Дон Базилио, учитель музыки Розины

Фиорелло, слуга графа

тенор

бас

сопрано

баритон

бас

баритон

бас

меццо‑сопрано

Амброжио

Берта

слуги Бартоло

Офицер, алькад, нотариус, альгвазилы, солдаты и музыканты.

Действие происходит в Севилье (Испания).

Время: XVIIIвек.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

Россини написал «Севильского цирюльника» в поразительно короткий срок — за двадцать дней. На премьере 20 февраля 1816 года опера была неожиданно освистана. Но последующие представления сопровождались шумным успехом.

«Севильский цирюльник» создан на сюжет одноименной комедии (1773) — первой части известной трилогии крупнейшего французского драматурга П. Бомарше (1732—1799). Появившаяся незадолго до французской буржуазной революции, она была направлена против феодально-абсолютистского режима, обличала аристократию. В образе главного героя комедии — ловкого и умного Фигаро — воплощены характерные черты представителя третьего сословия: жизненная энергия, оптимизм, предприимчивость. Фигаро выступает в комедии как выразитель взглядов передовых слоев общества того времени. Не все его монологи и остроумные реплики вошли в либретто Ч. Стербини (1784—1831). Но благодаря темпераментной, искрящейся юмором музыке образ Фигаро сохранил основные черты своего литературного прототипа. Образы Бартоло — скупого, сварливого старика и Базилио — интригана, шута и взяточника — мало изменились. Несколько смягченной оказалась в опере характеристика лукавой, решительной и смелой Розины. Иным предстал у Россини и граф Альмавива. Из самоуверенного повесы он превратился в традиционного лирического героя.

Жизнерадостность, искрометное веселье «Севильского цирюльника» сохранили за оперой Россини горячую любовь широких масс слушателей.

МУЗЫКА

«Севильский цирюльник» пленяет неиссякаемым остроумием, мелодической щедростью и виртуозным блеском вокальных партий. Этому произведению присущи характерные черты итальянской оперы-буффа: стремительная динамика сценического действия, обилие комических положений. Герои оперы, ее сюжет, изобилующий неожиданными поворотами, кажутся выхваченными из самой жизни.

Увертюра вводит в обстановку забавных приключений. Изящные мелодии, темпераментная ритмика, стремительные нарастания полны огня, кипения жизненных сил.

Начало первого акта овеяно дыханием южной ночи. Чувства влюбленного графа изливаются в каватине «Скоро восток золотою ярко заблещет зарею», богато украшенной колоратурами. Ярким контрастом звучит известная каватина Фигаро

«Место! Раздайся шире, народ!», выдержанная в ритме тарантеллы. Нежной страстью проникнута напевная, чуть грустная канцона Альмавивы «Если ты хочешь знать».

Второй акт открывается виртуозной каватиной кокетливой и своенравной Розины «В полуночной тишине». Популярная ария Базилио о клевете, сначала вкрадчивая, под конец поддержанная постепенным нарастанием звучности оркестра, приобретает комически грозный характер.

Дуэт выразительно передает лукавство и притворную наивность Розины, настойчивость и юмор Фигаро. Финал акта — развитый ансамбль, насыщенный действием и контрастами, богат яркими, броскими мелодиями.

Третий акт состоит из двух картин. Первая начинается комическим дуэтом Бартоло и Альмавивы, в котором притворно благочестивым и смиренным речам графа отвечают недоуменные, раздражительные реплики опекуна. В следующей сцене (квинтет) тревожные восклицания и торопливая скороговорка сменяются галантной мелодией, которая подчеркивает наигранную любезность Фигаро, Альмавивы и Розины, старающихся выпроводить Базилио.

В оркестровом вступлении второй картины глухой рокот виолончелей и контрабасов, стремительные взлеты скрипок, сверкающие пассажи флейт живописуют ночную бурю. Восторги влюбленных, их пылкие чувства нашли воплощение в изящном терцете, музыке которого придан томный нежный оттенок; лишь насмешливые реплики Фигаро, передразнивающего Альмавиву и Розину, вносят в терцет нотку комизма. Оперу завершает жизнерадостный финальный ансамбль с хором.

Опера в полном объеме:

Источники:

https://cyclowiki.org/wiki/%D0%A1%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%86%D0%B8%D1%80%D1%8E%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B8%D0%BA_(%D0%BF%D1%8C%D0%B5%D1%81%D0%B0)
https://soundtimes.ru/opera/spektakli/sevilskij-tsiryulnik
https://www.liveinternet.ru/users/levjanto/post263335081/

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Для любых предложений по сайту: [email protected]