Лысые горы имение генерала болконского. Салон Анны Павловны Шеррер
В имение Болконских Лысые горы
Салон Анны Павловны Шеррер
Салон А.П.Шеррер – это место, где собираются сливки петербугского общества. (26, 43)Среди гостей салона Анны Шеррер множество центральных героев: Андрей Болконский с женой, Пьер Безухов, семья Курагиных и др. Смысл её жизни заключается в содержании своего салона. Одним из первых гостей она встречает князя Василия Курагина. Их разговор постепенно от обсуждения ужасающих действий Антихриста-Наполеона и светских сплетен переходит к темам задушевным. Анна Павловна говорит князю, что неплохо бы женить его сына Анатоля – «беспокойного дурака». Женщина тут же предлагает подходящую кандидатуру – свою родственницу княжну Болконскую, живущую со скупым, но богатым отцом. На выходе к князю Василию подошла пожилая дама – Друбецкая Анна Михайловна. Женщина, пытаясь использовать былой шарм, просит, чтобы мужчина устроил ее сына Бориса в гвардию.Во время разговора о политике Пьер высказывается о революции, как о великом деле, идя наперекор другим гостям, которые считают действия Наполеона ужасающими. Юноша не смог до конца отстоять свое мнение, но его поддержал Андрей Болконский.. Гости собираются в отдельные кружки, где, как правило, кто-то находится в центре внимания, а Анна Павловна прохаживается между ними и особое внимание уделяет тому кружку, где затухает разговор. Дама обладает чувством юмора, умом, она преподносит новые «лица» своим гостям, чтобы сделать интереснее свой вечер: «в нынешний вечер Анна Павловна сервировала своим гостям сначала Виконта, потом Аббата, как что-то сверхъестественно утонченное». «Быть энтузиасткой сделалось её общественным положением». Разные люди бывают в салоне Шерер. Вот князь Андрей Болконский. (61)Он скоро отправится воевать с Бонапартом. Ему ровным счетом ничего не интересно в гостиной Анны Павловны и приезжает он туда, чтобы сопроводить свою жену, которая не может выезжать в большой свет по причине беременности, а маленькие званые вечера посещает.
В доме Графа Безухова 366
Бездушная корыстная атмосфера царит и в доме умирающего графа Безухова. Мы видим происходящее глазами наивного Пьера. Молодой человек не понимает, чем вызвано повышенное внимание к его скромной особе, что волнует родных, из-за чего происходят скандалы и даже драки возле смертного одра его отца. Окружающих мало беспокоит состояние графа. Им важно не упустить шанс урвать кусок от богатого наследства. У графа Безухова случился шестой удар, после которого доктора объявили, что надежды к выздоровлению больше нет – скорее всего, больной умрет ночью. Князь Василий узнает от княжны Екатерины Семеновны, что письмо, в котором граф просит усыновить Пьера, находится в мозаиковом портфеле у графа под подушкой.Пьер и Анна Михайловна приезжают в дом Безухова. Направляясь в комнату к умирающему, Пьер не понимает, зачем он туда идет и стоит либо вообще появляться в покоях отца. Во время соборования графа Василий и Екатерина незаметно забирают портфель с бумагами. Видя умирающего Безухова, Пьер наконец понял, насколько отец близок к смерти.В приемной Анна Михайловна замечает, что княжна что-то прячет и пытается отобрать портфель у Екатерины. В разгар ссоры средняя княжна сообщила, что граф умер. Все огорчены смертью Безухова. На следующее утро Анна Михайловна говорит Пьеру, что его отец обещал помочь Борису и она надеется на исполнение воли графа.
Именины у Ростовых
Ростовы празднуют именины матери и младшей дочери – двух Наталий.(175) Женщины сплетничают о болезни графа Безухова и поведении его сына Пьера. Юноша ввязался в дурную компанию: последний его кутеж привел к тому, что Пьера выслали из Петербурга в Москву. Женщины гадают, кто станет наследником богатства Безухова: (183)Пьер или прямой наследник графа – князь Василий.Старый граф Ростов говорит, что Николай, их старший сын, собирается бросить университет и родителей, решив идти с другом воевать. Николай отвечает, что действительно чувствует тягу к военной службе.
Наташа(195) («черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка, со своими детскими открытыми плечиками»), случайно увидев поцелуй Сони (племянницы графа) и Николая, зовет Бориса (сына Друбецкой) и сама целует его. Борис признается девочке в любви, и они договариваются о свадьбе, когда ей исполнится 16. Вера(217), увидев воркующих Соню(204) с Николаем и Наташу с Борисом(200), отчитывает, что дурно бегать за молодым человеком, старается всячески задеть молодых людей. Это всех огорчает, и они уходят, но Вера остается довольна.Анна Михайловна Друбецкая рассказывает Ростовой, что князь Василий устроил ее сына в гвардию, но у нее нет денег даже на обмундирование для сына. Друбецкая надеется лишь на милость крестного отца Бориса – графа Кирилла Владимировича Безухова и решает сейчас же его навесить. Анна Михайловна просит сына«будь мил, как ты умеешь быть» по отношению к графу, но он считает, что это будет подобно унижению. Праздник у Ростовых. Пока ожидают крестную Наташи – Марью Дмитриевну Ахросимову – резкую и прямолинейную женщину, в кабинете Ростова двоюродный брат графини Шиншин и эгоистичный гвардейский офицер Берг спорят о преимущества и выгоде службы в кавалерии перед пехотой. Шиншин подшучивает над Бергом.Пьер приехал перед самым обедом, чувствует себя неловко, садится посередине гостиной, мешая гостям ходить, от стеснения не может вести беседу, постоянно словно кого-то высматривая в толпе. В это время все оценивают, как такой увалень мог участвовать в затее с медведем, о которой судачили сплетники.За обедом мужчины говорили о войне с Наполеоном и о манифесте которым эту войну объявили. Полковник утверждает, что только благодаря войне можно сохранить безопасность империи, Шиншин не согласен, тогда полковник обращается за поддержкой к Николаю Ростову. Юноша соглашается с мнением, что «русские должны умирать или побеждать», но понимает всю неловкость своей реплики.
В имение Болконских Лысые горы
Имение Николая Андреевича Болконского – человека строгого, считающего основными человеческими пороками «праздность и суеверие» располагалось в Лысых Горах. Он сам воспитывал дочь Марью и со всем окружающими был требовательно-резок, поэтому его все боялись и слушались.Андрей Болконский с женой Лизой приезжают в имение к Николаю Болконскому. Андрей, рассказывает отцу о грядущей военной кампании, в ответ встречает явное недовольство. Старший Болконский против желания России участвовать в войне. Он считает, что Бонапарт — «ничтожный французишка, имевший успех только потому, что уже не было Потемкиных и Суворовых». Андрей не соглашается с отцом, ведь Наполеон – его идеал. Разозлившись на упрямство сына, старый князь кричит ему, чтобы ступал к своему Бонапарту.Андрей собирается к отъезду. Мужчину мучают смешанные чувства. Марья, сестра Андрея, просит брата надеть «старинный образок спасителя с черным ликом в серебряной ризе на серебряной цепочке мелкой работы» и благословляет его образом.Андрей просит старого князя позаботиться о жене Лизе. Николай Андреевич, хотя и кажется строгим, предает рекомендательное письмо Кутузову. При этом, прощаясь с сыном, он расстраивается. Холодно попрощавшись с Лизой, Андрей уезжает.
Аустерлицкое сажение
Начало Аустерлицкого сражения. В 5 утра началось движение русских колонн. Стоял сильный туман и дым от костров, за которыми не было видно окружающих и направления. В движении происходит беспорядок. По причине смещения австрийцев вправо произошла сильная путаница.Кутузов становится во главе 4-й колонны и ведет ее.. Перед битвой император спрашивает у Кутузова, почему сражение еще не началось, на что старый главнокомандующий отвечает: «Потому и не начинаю, государь, что мы не на параде и не на Царицыном Лугу». Перед началом сражения Болконский твердо уверен, что «нынче был день его Тулона». Сквозь рассеивающийся туман русские видят французские войска намного ближе, чем ожидали, разбивают строй и бегут от противника. Кутузов приказывает остановить их и князь Андрей, бежит вперед, ведя за собою батальон.На правом фланге, которым командует Багратион, в 9 часов еще ничего не начинается, поэтому командующий посылает Ростова к главнокомандующим за распоряжением начать военные действия. Ростов, продвигаясь по российскому фронту, не верит, что враг уже практически у них в тылу.Около деревни Праца Ростов находит лишь расстроенные толпы русских. За деревней Гостиерадек Ростов наконец увидел государя, но не решился к нему подойти. В это время капитан Толь, увидев бледного Александра, помогает ему перейти канаву, за что император жмет ему руку. Ростов сожалеет о своей нерешительности и едет к штабу Кутузова.В пятом часу в Аустерлицком сражении русские проиграли по всем пунктам. Русские отступают. На плотине, Аугеста их настигает артиллерийская канонада французов. Солдаты пытаются продвинуться, идя по мертвым. Долохов прыгает с плотины на лед, за ним бегут другие, но лед не выдерживает, все тонут. На Праценской горе лежит раненый Болконский, истекая кровью и сам того не замечая тихо стонет, к вечеру впадает в забытье. Очнувшись от жгучей боли, он вновь почувствовал себя живым, думая том, что «ничего, ничего не знал до сих пор».Внезапно слышится топот приближающихся французов, среди них и Наполеон. Бонапарт хвалит своих воинов, смотря на убитых и раненых. Увидев Болконского, он говорит, что его смерть прекрасна, тогда как для Андрея все это не имело значения: «Ему жгло голову; он чувствовал, что он исходит кровью, и он видел над собою далекое, высокое и вечное небо. Он знал, что это был Наполеон — его герой, но в эту минуту Наполеон казался ему столь маленьким, ничтожным человеком в сравнении с тем, что происходило теперь между его душой и этим высоким, бесконечным небом с бегущими по нем облаками». Бонапарт замечает, что Болконский жив и приказывает отнести его в перевязочный пункт.Весте с другими ранеными мужчина остается на попечении местного населения. В бреду ему видятся тихие картины жизни и счастье в Лысых Горах, которое разрушает маленький Наполеон. Доктор утверждает, что бред Болконского завершится скорее смертью, чем выздоровлением.
Анна Павловна Шерер и ее салон в романе “Война и мир”: образ и характеристика, посетители салона Анны Шерер (гости, встречи)
Салон Анны Павловны Шерер – это место, где собираются сливки петербургского общества.
Среди гостей салона Анны Шерер мы встречаем множество центральных героев: Андрей Болконский с женой, Пьер Безухов, семья Курагиных и др.
Ниже представлен цитатный образ и характеристика Анны Павловны Шерер в романе “Война и мир”, встречи в салоне Анны Шерер в хронологическом порядке, а также список ее обычных гостей.
Смотрите также: Все материалы по роману “Война и мир”
Образ и характеристика Анны Павловны Шерер
“. несмотря на свои сорок лет. “
Внешность Анны Павловны Шерер:
“. Сдержанная улыбка, игравшая постоянно на лице Анны Павловны, хотя и не шла к ее отжившим чертам, выражала, как у избалованных детей, постоянное сознание своего милого недостатка, от которого она не хочет, не может и не находит нужным исправляться. ”
“. И она улыбнулась своею восторженною улыбкой. ”
“. Анна Павловна дала поцеловать ему свою сухую руку. “
Анна Павловна Шерер – живая и энергичная дама:
“. Анна Павловна Шерер, напротив, несмотря на свои сорок лет, была преисполнена оживления и порывов. Быть энтузиасткой сделалось ее общественным положением, и иногда, когда ей даже того не хотелось, она, чтобы не обмануть ожиданий людей, знавших ее, делалась энтузиасткой. “
Анна Павловна – дама с хорошими, придворными манерами:
“. Анна Павловна, с свойственною ей придворною и женскою ловкостью и быстротою такта. “
Анна Павловна Шерер – хозяйка светского салона. Она устраивает дома светские вечера, где бывают “сливки общества”:
“. Анна Павловна по-прежнему давала у себя в свободные дни такие вечера, как и прежде, и такие, какие она одна имела дар устроивать, – вечера, на которых, во-первых, собиралась la crême de la véritable bonne société, la fine fleur de l’essence intellectuelle de la société de Pétersbourg*. ”
(*сливки настоящего хорошего общества, цвет интеллектуальной эссенции петербургского общества)
Анна Павловна Шерер устраивает хорошие светские вечера. Она умеет развлечь гостей:
“. вечера, как и прежде, и такие, какие она одна имела дар устроивать. ”
“. Анна Павловна с своим обычным искусством устроила кружки своей гостиной. “
Анна Павловна любит “угощать” своих посетителей интересными гостями, например, виконтом Мортемаром др.:
“. всякий раз на своем вечере Анна Павловна подавала своему обществу какое-нибудь новое, интересное лицо. ”
“. только новинкой, которою угащивала Анна Павловна своих гостей, был теперь не Мортемар, а дипломат, приехавший из Берлина. ”
“. Лицо, которым, как новинкой, угащивала в этот вечер Анна Павловна своих гостей, был Борис Друбецкой. ”
В своем салоне Анна Павловна ведет светские и политические беседы:
“. Чтение это, как и все вечера Анны Павловны, имело политическое значение. На этом вечере должно было быть несколько важных лиц, которых надо было устыдить за их поездки во французский театр и воодушевить к патриотическому настроению. ”
“. Вот что указывал политический термометр на вечере Анны Павловны разговор, руководимый Анной Павловной, шел о наших дипломатических сношениях с Австрией и о надежде на союз с нею. “
Урок литературы в 10 классе. Анализ эпизода. Именины у Ростовых. ЛысыеГоры
Курс повышения квалификации за 340 рублей!
Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления
Урок литературы в 10 классе.
Анализ эпизода. Именины у Ростовых. Лысые Горы.
Учитель МКОУ «Охочевская средняя общеобразовательная школа»
Федосова Галина Ивановна.
Анализ эпизода. Именины у Ростовых. Лысые Горы.
показать, какие ценности утверждаются
Л.Н Толстым; выявить сопоставление и контраст как
основной композиционный принцип романа.
Задачи: развивать навыки анализа художественного
Тип урока: комбинированный
Средства обучения: интерактивная доска, диск «Уроки литературы Кирилла и Мефодия», Аудиоучебник для 10 класса «Литература 19 века»
1.Организационный этап 1 мин.
2.Проверка домашнего задания 5 мин.
3. Актуализация ранее изученного материала 4 мин.
4 . Анализ эпизода.
1) Именины у Ростовых. Просмотр иллюстраций. 8 мин.
2) Лысые Горы. Просмотр фрагмента фильма (Анализ эпизода) 12 мин.
3) Работа с тренажёром 3 мин.
4)Иллюстрации аудиоучебника (Комментарии обучающихся) 5 мин.
5.Подведение итогов урока. Выводы. 5 мин.
6. Домашнее задание. 2мин.
Что нужно человеку для счастья?
Тихая семейная жизнь с возможностью делать
Л.Н. Толстой (Эпиграф на доске)
I . Начнём наш урок с проверки домашнего задания. Вам письменно, в виде таблицы, предложено было показать, в чём различие и сходство в поведении гостей и хозяев на именинах у Ростовых и в салоне А.П.Шерер.
Учащиеся читают по тетради. Затем проверяют по таблице на экране.
Вечер у А.П. Шерер
Ведут себя неестественно и фальшиво.
Ростовы – хлебосольны, простодушны, просты, доверчивы, щедры (эпизод с деньгами для А.М. Друбецкой; Соня, воспитывающаяся в их семье). Отношения между родителями – взаимоуважение, почтение. Положение матери – положение хозяйки дома (именины). Отношение к гостям – радушие ко всем без почитания чинов (именины)
2. Отношения в семье между взрослыми и детьми.
В салоне Шерер нет детей.
Доверчивость, чистота и естественность (рассказы Наташи матери обо всех своих увлечениях). Уважение друг к другу, желание помочь без нудных нотаций (история с проигрышем Николая). Свобода и любовь, отсутствие жёстких воспитательных норм (поведение Наташи во время именин; пляска графа Ростова).Верность семейным отношениям (Николай не отказался от долгов отца) Главное в отношениях – любовь, жизнь по законам сердца)
3.Отношения к гостям.
У Шерер есть определённая иерархия: центральная фигура – виконт.
Ростовы встречают всех одинаково радушно. Центральная фигура – М.Д. Ахросимова.
4. Отношение к войне.
На войну идут сыновья, поэтому эта тема действительно значима.
-По какому принципу мы сравнивали эпизоды? (по принципу контраста)
-Как представлены главы о Ростовых?
(Вперемежку с главами о смерти графа Безухова)
– Что помогает понять приём сопоставления?
(Сложность и многообразие жизни)
В то время, как у Ростовых танцевали в зале шестой англез… с графом Безуховым сделался шестой удар.
Эпизоды «Салон А.П. Шерер» и «Именины у Ростовых» сцеплены по контрасту.
Сцепление – так называл Толстой внутреннюю связь отдельных глав и картин.
Итак, с самого начала романа приём сопоставления становится ведущим.
Тонкий исследователь человеческой души, Толстой утверждал, что «Люди как реки, у каждого своё русло, свой исток.
Исток этот – родной дом, семья, её традиции и уклад. ( «Мысль семейная»)
Духовную общность всех членов семьи автор обозначает одним словом – Ростовы.
– Как подчёркивает автор близость матери и дочери? (Одним именем – Натальи). У Толстого мать – символ мира семьи.
-Какая атмосфера царит в доме Ростовых? (Именины двух Наталий. Сообщение учащегося)
На экране иллюстрации (Ростовы).
Предлагается обучающимся найти соответствующие строки в тексте.
-Что говорит о Наташе М.Д. Ахросимова? (Найти в тексте)
Здесь всё естественно, нет фальши.
Вывод: Ростовы и Шерер – люди одного класса, но разные. Для Ростовых характерны такие качества, как простота, радушие, естественность поведения, сердечная любовь, благородство, чуткость, вместе с тем соблюдение светского образа жизни и светских условностей, но за ними не стоят расчёт и корысть. В семье Ростовых царит атмосфера радости и веселья.
Из Москвы действие переносится в Лысые Горы, имение генерал-аншефа Н.А. Болконского, где ожидают отправляющегося на войну князя Андрея Болконского.
Жизнь Болконских в чём-то сходна с жизнью Ростовых, но существуют и различия.
ПРОСМОТР ФРАГМЕНТА ФИЛЬМА (Н.А. Болконский провожает сына на войну, его напутственная речь)
– Что отличает Болконских от Ростовых?
Вывод. Болконских от Ростовых отличает глубокая работа мысли, высокий интеллект всех членов семьи, характерной чертой является гордость.
Тест на интерактивной доске.
-Подумайте, какая семья ближе Л.Н. Толстому?
Слово учителя. Начиная работать над романом, Толстой стремился определить характеры героев романа и составил на них своего рода «анкеты» по следующим рубрикам: имущественное, общественное, любовное, умственное, семейное.
В процессе создания романа многие из первоначальных характеристик менялись, но основное содержание почти каждого из образов было взято Толстым из этих «анкет».
Графа Ростова в ранних набросках романа писатель называет Толстым.
Работа с иллюстрацией.
-Что это за эпизод в романе? (Это Лысые Горы. Андрей Болконский и Марья Болконская).
(Десятиклассники находят в тексте романа разговор молодого князя и сестры)
В качестве вывода предлагаю материал аудиоучебника.
Обращаемся к эпиграфу.
У Л.Н. Толстого есть любимое им в полной мере счастливое русское семейство – Ростовы. Толстой пишет, что с молодым поколением в гостиную проникает луч солнца.
Вывод. Подведение итогов урока.
Роман построен на антитезах. Эта часть романа (1 том) является экспозицией всего романа: в ней показаны основные слои русского общества, намечаются основные сюжетные линии, отражающие сложность и многообразие жизни.
Домашнее задание: написать в тетради, как относится автор к нормам жизни Ростовых и Болконских, каковы нравственные ценности этих семей.
Источники:
https://poisk-ru.ru/s37428t3.html
https://www.literaturus.ru/2016/01/Anna-Pavlovna-Sherer-Vojna-i-mir-salon-obraz-harakteristika.html
https://infourok.ru/urok_literatury_v_10_klasse._analiz_epizoda._imeniny_u_rostovyh._lysyegory-108381.htm