5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Мертвые души описание помещиков. Помещики в поэме гоголя мертвые души

Образы помещиков в поэме “Мертвые души”

Название произведения Гоголя «Мертвые души» многозначно. «Мертвыми душами» в поэме являются не только умершие крепостные, документы на которых хочет выкупить Чичиков, но и помещики, с которыми знакомится читатель в процессе чтения книги. В данной статье рассказывается кратко о помещиках в «Мертвых душах», о характерах, и их образах.

  1. Образы Манилова и Коробочки в поэме
  2. Образ Ноздрева и Собакевича в поэме
  3. Образ Плюшкина в поэме
  4. Таблица «Образы помещиков в «Мертвых душах»

Бонус

  • Полезные ссылки
  • Тест по произведению

Образы Манилова и Коробочки в поэме

Первыми помещиками, встретившимися на пути Чичикова становятся Манилов и Коробочка. С Маниловым читатель знакомится во II главе, а с Коробочкой – в III. После выхода в свет поэмы в обиход входит термин «маниловщина», обозначающий образ тунеядства и праздного безделья. В произведении автор так описывает Манилова: «человек так себе, ни то ни се, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан».

Настасья Петровна Коробочка – единственная женщина, среди тех, с кем Чичикову пришлось иметь дело. Попав к ней случайно, Чичиков узнает, что и у нее можно приобрести «мертвые души». Коробочка оказывается настоящим предпринимателем и дельцом. Она ловко торгуется с Чичиковым за свой «товар» и очень беспокоится, не продешевила ли она. Бывшая секретарская жена, ныне вдова, держит в узде все свое хозяйство в 80 душ. Она и ее крестьяне обеспечивают себя сами товарами своего производства.

Образ Ноздрева и Собакевича в поэме

Н. В. Гоголь вводит фигуру Ноздрева в IV главе. Это бесшабашный молодой человек, игрок и кутила. У Ноздрева нет никаких моральных принципов, поэтому Чичиков не сомневается в положительном исходе своего дела. Постоянные драки и подлые поступки определяют характер Ноздрева. Этот персонаж не уделяет внимание своим детям, а собак и волчонка, поселившегося в его доме, он любит сильнее своих отпрысков.

В V главе произведения Павел Иванович знакомится с Собакевичем. Внешне похожий на медведя, он и характер имеет каменный. Михайло Семенович – богатырь, как и все в его поколении. Из интересных фактов его биографии можно отметить, что он никогда не болел и даже один ходил на медведя. И этот сильный, пышущий здоровьем человек оказывается, как и все остальные помещики, мертвым внутренне. За свои «мертвые души» он предложил самую высокую цену, еще и торговался, уверяя Чичикова в качестве своего товара. Его душа, как и у других помещиков, уже умерла, осталась только жажда наживы и беспринципность.

Читать еще:  Краткая статья о н м карамзине. Начало жизни и художественные произведения

Образ Плюшкина в поэме

Степан Плюшкин находится на завершающем месте в последовательности персонажей. Эта фигура олицетворяет собой скряжничество и невероятную скупость. Несмотря на богатства, он ведет жизнь нищего человека, а его крепостные умирают от голода. В закромах Плюшкина полно товаров и еды, которая гниет и ветшает. Внешне этот человек больше похож на старушку-ключницу, чем на обеспеченного помещика. Его владения полностью отражают образ своего хозяина. Все находится в запустении, дома покосились, а крестьяне либо мрут, либо бегут от такого хозяина. Именно у Плюшкина самое большое количество «мертвых душ».

Образы помещиков в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души»

В таблице представлена сравнительная характеристика помещиков, которая включает их характер, окружающую обстановку, портрет, отношение к странной просьбе Чичикова

Скачать:

Предварительный просмотр:

Образы помещиков в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души»

Отношение к просьбе Чичикова

Манилов (познакомился в городе, ехал по приглашению)

Дом господский стоял одиноко на возвышении; скучно-синеватый лес; день не то ясный, не то мрачный, светло-серый; в доме чего-нибудь вечно недоставало; стены выкрашены какой-то голубенькой краской вроде серенькой.

На взгляд человек видный, приятный, улыбался заманчиво; был белокур, с голубыми глазами

Человек так себе, ни то ни сё, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан; дома говорил очень мало; много думал, фантазировал; уже 2 года читал 14-ю страницу

Удивился, согласился передать бесплатно; не знает, сколько у него умерло крестьян

(попал случайно во время дождя)

Небольшой домик, полный двор птиц, старенькие обои, картины с птицами, старинные маленькие зеркала, огромные перины

Женщина пожилых лет, в спальном чепце, с фланелью на шее

Гостеприимная, торгует мёдом, пенькой, салом, перьями

Интересуется, зачем они ему; знает точное количество умерших (18 душ), боится понести убытку, хочет немного подождать, согласилась продать за 15 ассигнаций

Ноздрев (познакомился в городе, встретился в трактире в пути к Собакевичу)

Конюшня, где 2 лошади; пруд; псарня в отличном состоянии: был среди псов как отец семейства; плохие земли; в кабинете висели сабли и ружья, кинжалы, шарманка, трубки

Среднего роста, черные густые волосы, румяные щеки, белые зубы, черные бакенбарды, свеж

Играет в карты, лихач, кутила, любит погулять; дома больше дня не может усидеть; исторический человек, рассказывает небылицы, врёт

«Зачем они тебе? Верно, что-нибудь затеял? Пока не скажешь, не сделаю»; не верит объяснениям Чичикова, называет его мошенником, предлагает купить в придачу коня, собак, шарманку; затеял драку, Чичиков еле-еле убежал от него

Читать еще:  Рисунок на тему фараоны и пирамиды. «Золотое сечение» в пропорциях пирамиды

(познакомился в городе, ехал по приглашению)

Большая деревня, два леса, деревянный дом с мезонином, крепкие прочные строения, решетки, картины с полководцами

Похож на медведя, фрак медвежьего цвета, рукава длинны, панталоны длинны, цвет лица каленый, горячий

Плохо отзывается о городских чиновниках

«Извольте, я готов продать» (по сту рублей за штуку); «Да вот вы же покупаете, стало быть нужен»; долго торговался: 100-75-50-30-25 рублей; продал по 2, 5 рубля (два с полтиной)

Плюшкин (ехал понаслышке, услышал от Собакевича)

Большое село, ветхость, господский дом похож на дряхлого инвалида, окна были заставлены ставнями или забиты досками; темные холодные комнаты, беспорядок, в углу куча всякого хлама, одна пара сапог для всей дворни, крестьяне убегают от него; имеет больше тысячи душ, во всех углах двора сторожа

Нельзя было определить: баба или мужик; платье как женский капот, на голове колпак; лицо как у худощавого старика, подбородок выступал далеко вперед, маленькие глазки, высоко сросшиеся брови, грязный халат, на шее или чулок, или подвязка; деревянное лицо, нет зубов; мужики прозвали его «Заплатанной»

Ходил по улицам и всё, что ни попадалось ему, тащил к себе; когда-то был женат, сосед заезжал к нему, имел троих детей; жена умерла, старшая дочь вышла замуж за офицера, сын поступил на службу, младшая дочь умерла; превратился в скупого хозяина, морит крестьян голодом; жалуется на нищету, хотя все добро его гниёт

Предложение изумило его; обрадовался (будет доход), согласился продать 78 душ по 30 копеек

СПАДИЛО.РУ

В поэме «Мертвые души» представлена целая галерея помещиков – людей, «которые считают себя лучше других».

Манилов

Открывается галерея образом помещика Манилова. Имение Манилова производит впечатление упадка. Помещик совершенно не занимается хозяйством, возможно, он попросту не умеет этого. Дом его расположен на весьма невыгодном месте – со всех сторон его обдувают ветра. Беседка, которую помещик называет храмом размышлений, давно покосилась. Крестьяне его ходят в отрепьях, а детям он дает имена мифических греческих героев.

Смыслом жизни для Манилова становится праздное времяпрепровождение. Он никогда никого не осуждает, отзывается обо всех добродетельно, но вовсе не от любви к человечеству. Он просто не любит лишних проблем. Крестьяне его нищенствуют, хозяйство разваливается, в доме полнейший хаос, а он лежит на диване и мечтает о каменном мостике через пруд и подземном ходе от дома. Его образ напрямую связан с понятием «маниловщина» – таким образом автор утверждает типичность этого образа для российского социума.

Читать еще:  Покупка мертвых душ плюшкина мертвые души цитаты. Отношение к окружающим

Коробочка

Следующий образ – помещица Коробочка. Если Манилов – расточитель, то Коробочка – накопительница. Все в ее доме устроено на старый лад – деньги она аккуратно раскладывает по маленьким мешочкам и прячет в шкаф, в хозяйстве порядок, все имеет свое место и свою цену. Она старается извлечь пользу изо всего – продает соль, сало, хлеб, крепостных. В какой-то момент разговора с Чичиковым она произносит: «А что, если мертвые души мне и самой в хозяйстве пригодятся?». Чичиков в разговоре с ней меняется – становится более развязным и дерзким, его немного раздражает ее «дубиноголовость». По мнению автора, образ тоже типичный для его времени.

Ноздрев

Ноздрев – помещик, прожигающий на выпивке и карточных играх свое имение. Смыслом своей жизни считает нагадить кому-нибудь из-за пустяка. Автор говорит о типичности образа фразой: «Ноздревы долго еще не выведутся из мира. Они везде между нами». Дом помещика под стать хозяину – хаос, безвкусица, отсутствие логики как в интерьере дома, так и хозяйстве. В доме Ноздрева Чичикова чуть не избили по приказу хозяина.

Собакевич

Помещик Собакевич, как и Коробочка, — накопитель. Его имение хорошо развито, имеет строгую организацию. Постройки хоть и невзрачны на вид, но обладают невероятной прочностью и долговечностью. Сам он похож на медведя, средней величины. И все в его доме словно скопировано под него – стулья, столы, даже дрозды в клетке – все словно кричали: «Я тоже Собакевич». При совершении сделки с Чичиковым Собакевич запрашивает самую высокую цену из всех помещиков, к тому же рекламирует свой товар, как лучший. Н.В. Гоголь предостерегает читателя сообщением о том, что если Собакевичи окажутся у еще большей власти, то не миновать беды.

Плюшкин

Последний в галерее помещиков – Плюшкин. Он – тоже накопитель, но доведший свою страсть к накопительству до крайности. Страсть эта привела его к утрате человеческого облика и разрушению хозяйства. Он экономит на всем – в доме его склад заплесневелых круп и муки, гниет сукно, валяются куски зачерствевшего хлеба. Он утратил разум от своего самодурства, и хлам посередине комнаты является ничем иным как символом его жизни.

Заключение

Так последовательно Гоголь показывает распад поместного дворянства, гибель всего человеческого в людях из-за крепостного права. Глядя на образы помещиков, приходит мысль – может быть, в названии «Мертвые души» имеются в виду мертвые духовно помещики, а не умершие крепостные? Невольно хочется согласиться с этим утверждением.

Источники:

http://obrazovaka.ru/sochinenie/mertvye-dushi/obrazy-pomeschikov.html
http://nsportal.ru/ap/library/literaturnoe-tvorchestvo/2012/02/26/obrazy-pomeshchikov-v-poeme-nvgogolya-mertvye-dushi
http://spadilo.ru/obrazy-pomeshhikov-v-poeme-n-v-gogolya-mertvye-dushi/

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector