5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Милосердие сони мармеладовой. Родион Раскольников и Соня Мармеладова (по роману Ф

Раскольников и Соня Мармеладова. О самопожертвовании и воскрешении в романе «Преступление и наказание»

Говоря о связи, взаимодействии и любви Родиона Раскольникова и Сони Мармеладовой, исследователи часто строят свои рассуждения на извечной формуле «воскрешения», которая играет важнейшую роль в романе, что подчеркивается даже чтением именно эпизода о воскресении Лазаря из Евангелия. Раскольников проходит страшный путь смерти и воскрешения своей души и, как считается, именно Соня Мармеладова становится для него тем спасительным источником света, который и выводит героя из тьмы. Это подвигает многих читателей и исследователей интерпретировать отношения данных героев как отношения «убийцы» и его «спасительницы». Но в действительности, смысл, который Достоевский заложил в «Преступление и наказание» на примере взаимодействия и любви этой пары, гораздо глубже.

Почему это так? Разве Соня не спасает Родиона? Разве не сила любви в итоге (уже в эпилоге романа) заставляет героя вновь почувствовать себя живым, воскреснуть духовно и даже обрести некую надежду на будущее, которое прежде виделось ему совершенно темным, страшным и безрадостным? Все это так — любовь к Соне спасает Родиона, является той самой силой, способной воскресить умершую душу героя, прошедшую через осознание своей сути сквозь призму теории «об обыкновенных и необыкновенных людях».

Но дело в том, что не только Раскольников является преступником. Соня тоже (по словам Родиона же) переступила, она тоже — страшная грешница. И, несмотря на то, что исходя из характера, поведения этой героини и ее образа в романе в целом, многие читатели склонны обелять Соню, выставляя ее лишь невинной жертвой обстоятельств, суть преступления этой героини безапелляционно ставит ее рядом с Раскольниковым за ту черту, где они оба – переступившие через мораль и заповеди преступник и блудница, «странно сошедшиеся» за чтением Евангелия. И они оба нуждаются в спасении, оба находятся на грани смерти. Эпилог романа показывает нам, что воскресает отнюдь не только Раскольников, воскресает и Соня, также спасающаяся только силой его любви. Вот что пишет об этом исследователь Борис Тихомиров в своей книге «Лазарь! Гряди вон».

Авторскую концепцию «Преступления и наказания» часто понимают так: ложному, преступному пути Раскольникова писатель противопоставляет истинный, жертвенный путь Сони Мармеладовой. Это очень серьезное огрубление авторской художественной концепции. На последней странице романа Достоевский говорит о героях: «Их воскресила любовь» (Эпилог, 2). Не Раскольникова только воскресила любовь Сони, но «их [обоих] воскресила любовь». Сонечка у Достоевского в такой же степени нуждается в воскресении, как и Раскольников. Ее «путь» без него — это тоже тупик, как и его «путь» без нее. Они в равной степени необходимы друг другу. Соня и Раскольников — не свет и тьма, не истина и ложь; они — два «полюса» смысловой структуры «Преступления и наказания», «центростремительное» и «центробежное» начала романа. Коснемся в этой связи, хотя бы кратко, «проблемы жертвы» в «Преступлении и наказании». Путь Сонечки Мармеладовой в романе — это путь самопожертвования. Но вот как его оценивает Раскольников: «Еще бы не ужас, — говорит он ей, — что ты живешь в этой грязи, которую так ненавидишь, и в то же время знаешь сама (только стоит глаза раскрыть), что никому ты этим не помогаешь и никого ни от чего не спасаешь!» (IV, 4). Суждение героя здесь сродни лужинской «притче о разорванном кафтане». «Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее», — сказал Христос (Мк. 8: 35). Принося себя в жертву близким, Соня прежде всего спасает себя, свою живую душу. Но, действительно, спасает ли она отца? Спасает ли Катерину Ивановну?
………………………………………………………………………………………………..
Общепризнанно, что чтение Сонечкой по просьбе Раскольникова сцены воскресения Лазаря из Евангелия от Иоанна — это символический «фокус» всего романа. Чаще исследователи указывают, что евангельский эпизод символически прообразует возможность грядущего воскресения главного героя, пишут о Раскольникове, как «новом Лазаре». И гораздо реже акцентируют глубоко личный характер чтения героини, которая через евангельское слово выражает свою «настоящую и уже давнишнюю тайну», «выдавая и обличая все свое» (IV, 4). «Тайна» эта наиболее отчетливо артикулирована в черновом наброске к эпизоду, где Сонечка восклицает: «Я сама была Лазарь умерший, и Христос воскресил меня» (Д. 7; 192), — реплика, по-видимому, снятая потому, что «полное воскресение в новую жизнь» (Эпилог, 2) и у героини еще впереди.
«Огарок уже давно погасал в кривом подсвечнике, тускло освещая в этой нищенской комнате убийцу и блудницу, странно сошедшихся за чтением вечной книги» (IV, 4), — читаем в финале эпизода. В этих словах: «странно сошедшихся» – великое откровение художника. Раскольников и Сонечка потому и «сходятся» у Достоевского за чтением евангельского рассказа о «величайшем чуде» воскресения, воспринимая его (пусть и существенно по-разному) как непосредственно относящееся к их личности, их судьбе, что, самоопределяясь в трагедийной ситуации диаметрально противоположно — один на путях преступления, другая на путях христианской жертвы, они оба равно мучительно переживают. »

Читать еще:  История осады лиссабона. Жозе сарамаго - история осады лиссабона

Чувства этих героев друг к другу, безусловно, можно называть любовью, но Достоевский не был бы великим гением, если бы по своему обыкновению он не внес в эту любовь некоторые черты, периодически наводящие читателей на размышления относительно истинных чувств героев. Так ближе к финалу романа, накануне своей явки с повинной, Раскольников, думая о Соне, испытывает неоднозначные чувства к этой героине.

«Ну для чего, ну зачем я приходил к ней теперь? Я ей сказал: за делом; за каким же делом? Никакого совсем и не было дела! Объявить, что иду; так что же? Экая надобность! Люблю, что ли, я ее? Ведь нет, нет? Ведь вот отогнал ее теперь, как собаку. Крестов, что ли, мне в самом деле от нее понадобилось? О, как низко упал я! Нет, — мне слез ее надобно было, мне испуг ее видеть надобно было, смотреть, как сердце ее болит и терзается! Надо было хоть обо что-нибудь зацепиться, помедлить, на человека посмотреть! И я смел так на себя надеяться, так мечтать о себе, нищий я, ничтожный я, подлец, подлец!»

Да и на каторге Родион поначалу будет холоден с Соней, их отношения не войдут в плоскость, в которой один кается, а другой его прощает и утешает. Соня не будет лезть к Родиону с христианскими истинами и Евангелием, а он не будет вопрошать о спасении. Совсем иные мысли станут гнездиться в голове этого героя. Не будет в нем ни капли раскаяния в совершенных убийствах и никаких мук совести, кроме лишь страдания из-за того, что он своим глупым признанием загубил собственную жизнь. И все вплоть до момента того самого духовного воскрешения.

Как это случилось, он и сам не знал, но вдруг что-то как бы подхватило его и как бы бросило к ее ногам. Он плакал и обнимал ее колени. В первое мгновение она ужасно испугалась, и всё лицо ее помертвело. Она вскочила с места и, задрожав, смотрела на него. Но тотчас же, в тот же миг она всё поняла. В глазах ее засветилось бесконечное счастье; она поняла, и для нее уже не было сомнения, что он любит, бесконечно любит ее и что настала же наконец эта минута…
Они хотели было говорить, но не могли. Слезы стояли в их глазах. Они оба были бледны и худы; но в этих больных и бледных лицах уже сияла заря обновленного будущего, полного воскресения в новую жизнь. Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого.
Они положили ждать и терпеть. Им оставалось еще семь лет; а до тех пор столько нестерпимой муки и столько бесконечного счастия! Но он воскрес, и он знал это, чувствовал вполне всем обновившимся существом своим, а она — она ведь и жила только одною его жизнью!

Обратим наш взор и на то, какой была любовь со стороны Сони. Говоря об этой героине, заметим странности в ее поведении и психике, на которые писатель неоднократно делает акцент (в том числе, и в сцене с Евангелием). Соня доходит в своем чтении до исступления, до изнеможения, восторг ее в финале не знает предела, она поглощена чтением полностью, живет им, дышит им, ее зацикленность на религии действительно переходит здоровые рамки и превращается для девушки в форму защитной реакции (и форму, близкую к помешательству). Не зря Родион несколько раз говорит о том, что Соня помешанная, что они оба безумны.

Таким образом, любовь Сони проистекает именно из христианской идеи самопожертвования и спасения заблудшей души, и именно эта же любовь подвигает ее идти за Родионом на каторгу. У Достоевского данная идея касательно женских персонажей вообще имеет колоссальное значение. В том же романе Дуня Раскольникова также одержима идеей самопожертвования ради спасения заблудшего грешника или страждущего. Причем, распространяется эта одержимость не только на Родиона (когда Дуня решает выйти за Лужина ради спасения брата), но и на Свидригайлова, о чем герой сам говорит, когда дает меткую характеристику Дуне.

Знаете, мне всегда было жаль, с самого начала, что судьба не дала родиться вашей сестре во втором или третьем столетии нашей эры, где-нибудь дочерью владетельного князька или там какого-нибудь правителя, или проконсула в Малой Азии. Она, без сомнения, была бы одна из тех, которые претерпели мученичество, и уж, конечно бы, улыбалась, когда бы ей жгли грудь раскаленными щипцами. Она бы пошла на это нарочно сама, а в четвертом и в пятом веках ушла бы в Египетскую пустыню и жила бы там тридцать лет, питаясь кореньями, восторгами и видениями. Сама она только того и жаждет, и требует, чтобы за кого-нибудь какую-нибудь муку поскорее принять, а не дай ей этой муки, так она, пожалуй, и в окно выскочит.

Читать еще:  Борис заходер рассказы для детей читать. Борис заходер - избранное

Мы видим, что любовь Сони (как и Дуни) во многом опирается именно на концепцию самопожертвования и распространяется это не только на мужчин, но и вообще на всех окружающих этих женщин людей. Так Соня жертвует собой ради спасения Катерины Ивановны и ее детей, но в итоге (и роман превосходно показывает это) ее действия никого не спасают (что справедливо отмечает и Родион), а лишь усугубляют общее положение, провоцируя Мармеладова на самоубийство, а Катерину Ивановну на сумасшествие. Жертва Сони, ее преступление оказываются по сути бесполезными, так как все равно неспособны решить проблему кардинально, а лишь продлевают мучения всех героев и даже усугубляют их. Это понимает и Родион. Быть может, потому он и страшится любви Сони, не будучи уверенным в том, что ее любовь к нему — не очередная бесполезная спасительная жертва.

Только в финале романа оба героя воскресают в истинном порыве любви, отрешившись: Раскольников – от своего заблуждения в том, что он «необыкновенный», а Соня — от навязывания Родиону христианских истин. Мы понимаем, что Соня не является спасительницей для Раскольникова, а спасают они друг друга вместе, именно как блудница и убийца, странно сошедшиеся на дороге жизни у самого ее рокового порога, взявшиеся за руки в последней попытке обретения любви, спасения своих душ и жизней.

Именно поэтому глубоко ложно воспринимать Соню как мученически положительную героиню, чей спасительный потенциал способен был вытащить Раскольникова из пучины отчаяния и заблуждений. Их обоих спасает любовь, любовь в ее высшем смысле.

СПАДИЛО.РУ

Ключевые качества

Соня Мармеладова является одним из ключевых персонажей известного романа Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». Благодаря этому образу читатели задумываются о лучших человеческих качествах: самопожертвовании, милосердии, умению преданной любви и искренней веры в Бога.

Идеи и образ Сони

Соня – юная девушка в возрасте около восемнадцати лет, худенькая, голубоглазая и светловолосая. Она — дочь бывшего чиновника Мармеладова. После потери места на службе он начал беспрестанно пить, из-за чего его жена Катерина с детьми ведут нищенское существование и голодают. Девушка жертвует чистотой своего тела ради того, чтобы обеспечить пропитание семьи, однако она не винит в этом Катерину Ивановну, которая заставила ее пойти на панель, а просто смиряется со своей судьбой. Соня идет на грех ради семьи, но ей очень стыдно перед собой и перед Богом, в которого она глубоко верит. Из-за того, что она переступила нравственные законы, она стесняется находиться рядом с приличными женщинами – с матерью и сестрой Раскольникова; Соня не может даже сесть в их присутствии, боясь, что это их оскорбит. Каждый поступок кроткой и скромной девушки совершается не ради нее самой, а ради кого-то; несмотря на род своих занятий Соня предстает перед читателями как истинная христианка и праведница. В основе всех совершаемых девушкой действий лежит бесконечная, христианская любовь к ближним: из-за любви к отцу она дает ему деньги на выпивку, из-за любви к Раскольникову помогает ему очистить душу и едет с ним на каторгу.

Соня как путь к искуплению

Образ Сони Мармеладовой и ее идеи являются своеобразной противоположностью образу Родиона Раскольникова с его теорией. Девушка во всем руководствуется законом Божьим и поэтому не понимает идей молодого человека; для нее все люди – равны, и никто не может возвышаться над всеми и тем более отнимать чью-то жизнь. Именно Соне Раскольников рассказывает о совершенном преступлении, и благодаря девушке он смог раскаяться и признаться в этом и следствию. Соня готова отправиться на каторгу вместе с ним, ведь она тоже переступила библейские заповеди и считает, что должна пострадать ради очищения. “Мы вместе прокляты, вместе и пойдем”, — говорит ей Родион Раскольников. Сокаторжники молодого человека ощутили доброту и любовь ко всему окружающему, исходящие от Сони, относящейся ко всем с уважением, и потому полюбили ее. Благодаря Соне Раскольников впоследствии смог раскаяться в своем поступке по-настоящему, обратиться к Богу и начать новую жизнь с новыми убеждениями.

Читать еще:  Как ухаживает влюбленный мужчина козерог. Поведение влюбленного мужчины козерога

Любимый герой Достоевского

Соня Мармеладова была одной из любимых героинь Федора Михайловича Достоевского. Через образ и убеждения девушки писатель открывает свои собственные мысли и идеи относительно веры в добро и в Бога, любви к людям и справедливости.

Соня и Раскольников в «Преступлении и наказании» – их воскресила любовь

Главные герои романа

В романе «Преступление и наказание» Соня и Раскольников являются основными действующими лицами. Через образы этих героев Фёдор Михайлович пытается донести до нас главную идею произведения, найти ответы на жизненно важные вопросы бытия.

На первый взгляд, между Соней Мармеладовой и Родионом Раскольниковым нет ничего общего. Их жизненные дороги переплетаются неожиданно и сливаются в одну.

Раскольников – бедный студент, забросивший учёбу на юридическом факультете, создавший страшную теорию о праве сильной личности и замысливший жестокое убийство. Человек образованный, гордый и тщеславный, он замкнут и необщителен. Его мечта ‒ стать Наполеоном.

Софья Семёновна Мармеладова – робкое «забитое» существо, по воле рока оказывается на самом дне. Восемнадцатилетняя девушка необразованна, бедна и несчастна. Не имея другой возможности заработать, она торгует своим телом. Вести подобный образ жизни её заставила жалость и любовь к близким и родным людям.

У героев разные характеры, разный круг общения, уровень образования, но одинаково несчастная участь «униженных и оскорблённых». Их объединяет совершённое преступление. Оба преступили нравственную черту и оказались отверженными. Раскольников убивает людей ради идеи и славы, Соня нарушает законы морали, спасая от голодной смерти свою семью. Соня страдает под тяжестью греха, а Раскольников не чувствует себя виноватым. Но их непреодолимо тянет друг к другу…

Этапы отношений

Знакомство

Странное стечение обстоятельств, случайная встреча сталкивает героев романа. Их отношения развиваются поэтапно.

Родион Раскольников узнаёт о существовании Сони из запутанного рассказа пьяного Мармеладова. Судьба девушки заинтересовала героя. Их знакомство произошло гораздо позже и при достаточно трагических обстоятельствах. Молодые люди встречаются в комнате семьи Мармеладовых. Тесный проходной угол, умирающий чиновник, несчастная Катерина Ивановна, испуганные дети – вот обстановка первого свидания героев. Родион Раскольников бесцеремонно разглядывает девушку, которая вошла, «робко озираясь».

Свидания

Дороги Сони и Раскольникова в романе «Преступление и наказание» часто пересекаются как будто совершенно случайно. Сначала Родион Раскольников помогает девушке. Он отдаёт ей последние деньги на похороны отца, разоблачает подлый замысел Лужина, пытавшегося обвинить Соню в воровстве. В сердце молодого человека ещё нет места для большой любви, но ему всё больше хочется общаться с Соней Мармеладовой. Его поведение кажется странным. Избегая общения с людьми, расставшись с родными, он идёт именно к Соне и только ей признаётся в своём страшном преступлении. Раскольников чувствует внутреннюю силу, о которой не подозревала и сама героиня.

Жалость к преступнику

Родион Раскольников и Соня Мармеладова в «Преступлении и наказании» два отверженных человека. Их спасение друг в друге. Наверное, поэтому истерзанная сомнениями душа героя тянется к обездоленной Соне. Он идёт к ней, чтобы пожалеть, хотя сам не меньше нуждается в сострадании. «Мы вместе прокляты, вместе и пойдём», – думает Раскольников. Неожиданно Соня открывается для Родиона с другой стороны. Она не пугается его признания, не впадает в истерику. Девушка читает вслух библию «Историю о воскресении Лазаря» и плачет от жалости к любимому человеку:«Что вы, что вы это над собой сделали!

Любовь и преданность

Соня – натура глубокая и сильная. Полюбив человека, она готова для него на всё. Не задумываясь, девушка едет за осуждённым Раскольниковым в Сибирь, решив находиться рядом долгие восемь лет каторги. Её жертвенность поражает читателя, но оставляет равнодушным главного героя. Доброта Сони находит отклик в душах самых жестоких преступников. Они радуются её появлению, обращаясь к ней, говорят: «Мать ты наша, нежная, болезная». Родион Раскольников по-прежнему холоден и груб при свиданиях. Его чувства проснулись только после того, как Соня тяжело заболела и слегла. Раскольников вдруг понимает, что она стала ему необходимой и желанной. Любовь и преданность слабой девушки сумели растопить застывшее сердце преступника и пробудить в нём добрые стороны его души. Ф. М. Достоевский показывает нам, как, пережив преступление и наказание, их воскресила любовь.

Победа добра

Книга великого писателя заставляет задуматься над вечными вопросами бытия, поверить в силу настоящей любви. Она учит нас добру, вере и милосердию. Доброта слабой Сони оказалась гораздо сильнее того зла, которое поселилось в душе Раскольникова. Она всесильна. «Мягкое и слабое побеждает твёрдое и сильное», – сказал Лао-цзы.

Источники:

https://www.livelib.ru/readers-blog/post/28953-raskolnikov-i-sonya-marmeladova-o-samopozhertvovanii-i-voskreshenii-v-romane-prestuplenie-i-nakazanie
https://spadilo.ru/obraz-soni-marmeladovoj-prestuplenie-i-nakazanie/
https://obrazovaka.ru/sochinenie/prestuplenie-i-nakazanie/raskolnikov-i-sonya.html

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Для любых предложений по сайту: [email protected]