25 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Морис утрилло, картины и биография художника. Утрилло морискартины и биография

Морис Утрилло. Биография и картины

Морис Утрилло. Биография и картины gorodkrasota 2016-01-25T20:05:46+00:00

Морис Утрилло (Maurice Utrillo). 1883-1955 г. Французский художник-импрессионист. Мастер городского пейзажа. Биография и картины.

Родился в районе Монматр в Париже 25 декабря 1883 года. Мать художника, Сюзанна Валадон, долгое время была натурщицей, в том числе у таких художников как Берта Моризо и Огюст Ренуар.

Когда Морису было 8 лет, его усыновил Мигель Утрийо, писатель и критик из Испании. Долгое время художник подписывал свои работы фамилией Валадон, впоследствии стал подписываться фамилией отчима.

Получить качественное художественное образование Утрилло не мог. Все его навыки развивались благодаря двум факторам. Во-первых, многие тонкости художественного мастерства Морис узнал от матери, которая много общалась с художниками. Во-вторых, Морис следил за работой художников родного района. Результатом такого обучения стали работы, ориентированные, прежде всего, на реакцию публики.

Морис отдавал предпочтение городским пейзажам. Однако такие картины долго не приносили Утрилло признания в профессиональных художественных кругах.

Однако Мориса Утрилло с самого начала его творческой карьеры отличал особый стиль, который не позволял отнести его ни к одному из существующих направлений живописи. Художник создал новый стиль живописи, пришедший на смену импрессионизму. Утрилло писал особенные пейзажи, изображающие уголки Парижа. В видении художника Париж полон скрытой тревоги и ощущения бесконечного одиночества.

Пик популярности Утрилло пришелся на начало 20 столетия. До этого момента Утрилло создавал оригинальные образы парижских соборов, с этого времени он активно работает над видами Монматра.

Во власти художника оказывается не только цветовое решение картин, но и фактура изображаемых зданий. Чтобы точно передать структуру материалов, художник добавляет в краски песок, известь, клей и даже мох.

Цвета картин Утрилло невероятно концентрированны и насыщенны. Пейзажи Мориса Утрилло неизменно наполнены тоской и печалью. Несколько меняется тематика творчества художника после Первой мировой войны. Пейзажи становятся более легкими, светлыми. Картины этого периода напоминают пейзажи из мира марионеток.

От темы любимого Монматра художник не откажется никогда, а слава придет к нему уже на склоне лет. Морис Утрилло умер 5 ноября 1955 года.

Утрилло Морис
Творчество и биография

Утрилло Морис (Utrillo Maurice) (1883–1955), французский живописец стиля модерн, мастер городского пейзажа. Морис Утрилло родился 25 декабря 1883 года в парижском районе Монмартр. Мать художника, Мари-Клементин Валадон, была известной профессиональной натурщицей (с ней работали Огюст Ренуар, Пьер Пюви де Шаванн, Винсент Ван Гог, Анри де Тулуз-Лотрек и другие), а затем и художницей (под именем Сюзанна Валадон). Ее смелые уверенные наброски восхитили Эдгара Дега, и, освоив под его руководством технику мягкого лака, она стала писать картины в интенсивной красочной гамме, напоминающей работы фовистов.

В 1902 году, после очередного приступа алкоголизма и наркомании, от которых Утрилло страдал всю жизнь, Валадон убедила сына заняться живописью, и он сразу обнаружил замечательные способности. Морис не получил систематического художественного образования, что-то ему подсказала мать, что-то он подсмотрел у художников, работавших на Монмартре.

В результате Морис Утрилло начал писать городские пейзажи, которые нравились простой парижской публике, но долго оставались непризнанными среди искусствоведов и критиков. В манере Утрилло можно найти черты примитивизма, постимпрессионизма. Однако импрессионистическая манера передачи света и воздуха была художнику неинтересна, гораздо больше привлекала художника ощутимая графическая материальность предмета.

Вскоре композиционной основой большинства его пейзажей становится уходящая вдаль улица, фланкируемая боковыми кулисами домов; на дальнем плане – преграда из домов или башен, заслоняющая небо и делающая пространство замкнутым. В отличие от картин Писсарро в пейзажах Утрилло царит ровное, одинаковое освещение, ветра не чувствуется, небо почти всегда безоблачно.

Картина Мориса Утрилло «Флаг над мэрией».
Перед нами вид провинциального городка, в котором царит дух спокойствия; несколько человек остановились возле белой стены, окружающей сад. Колорит картины выдержан в приглушенных тонах, на фоне которых кажутся особенно яркими цвета французского флага, развевающегося над ратушей. Благодаря безупречному владению цветом. Утрилло умел создать в пейзаже ощущение эмоционально насыщенной атмосферы. Утрилло писал, по преимуществу, городские пейзажи, особенно часто изображая окрестности Монмартра. Его виды Монмартра завоевали такую популярность, что стали объектом бесчисленных подражаний и подделок. Творчество Мориса Утрилло значительно обогатило французскую пейзажную живопись начала XX века. Вместе с Марке и Боннаром он принадлежал к поколению, сменившему в области городского пейзажа художников-импрессионистов.

Художник Утрилло упрощает реальные формы, обобщая контуры, он сводит очертания предметов к их основе; одним движением кисти создает ощущение скользкой лестницы или отсыревшей штукатурки, провалы окон часто только намечает. Масляные краски кажутся ему чересчур прозрачными, и для передачи фактуры оштукатуренных и заплесневелых стен он добавляет в краску песок, гипс, клей, использует известь, накладывает кусочки мха, покрытые чернилами и эмалью дощечки, листы бумаги. Растирая краску в чашке, наносит ее на холст ножом, разглаживает пальцами. Эта живописная манера, сформировавшаяся довольно рано, с годами почти не претерпела изменений. До 1906 года художник подписывал свои работы как Морис Валадон, затем остановился на имени усыновившего его, когда он был восьмилетним мальчиком, друга его матери испанца Мигеля Утрилло-и-Молинс. Утрилло писал Монмартр, этот по его словам «оригинальный квартал Парижа с его провинциальными уголками и нравами богемы». Там, в стороне от центральных площадей и бульваров столицы Франции начала XX века Утрилло открыл красоту захолустных улочек, живописность черепичных крыш и потрескавшихся стен.

Читать еще:  Сравнительная характеристика Катерины и Варвары (по пьесе А. Островского «Гроза»)

Наиболее интересный и плодотворный период в искусстве Утрилло – это 1910–е годы. Наиболее оригинальными были у него изображения французских соборов, мощных, давящих своей тяжестью; они вдруг зажили на холстах живописца своей самостоятельной жизнью. Всемирную известность художнику принесли его картины с изображениями Монмартра – древнего уголка Парижа, сохранившего свое своеобразие и до наших дней. Монмартрский холм, прежде предместье Парижа, к тому времени, когда художник начал писать его, утратил свою идиллическую прелесть: вместо живописных лачуг поднялись многоэтажные доходные дома, извилистые узкие улочки, карабкающиеся по склонам холма, стали напоминать колодцы, маки, некогда украшавшие Монмартр, исчезли, лишь немногочисленные уголки сохранили свой первоначальный полудеревенский вид. Однако для Утрилло, одинокого, измученного своей болезнью, Монмартр с 1910–х годов и до глубокой старости стал главной темой творчества. Картины Утрилло скупали кабатчики за рюмку аперитива и бессовестно эксплуатировали талант художника. Один из его биографов вспоминает: «На бледной маске лишь глаза лучились теплом и ясностью, как глаза ребенка или затворника. Но этому взгляду противоречила горькая складка губ. Нет, улыбкой ее нельзя было назвать. Слишком много было в ней принужденности. ».

В 1909 году работы художника впервые были экспонированы в парижском Осеннем салоне, а вскоре он с матерью и отчимом отправился в путешествие на Корсику и в Бретань, однако и там по памяти продолжал писать виды Монмартра. Первая персональная выставка Утрилло состоялась в 1913, и у него, кроме кабатчиков, появились и другие поклонники – настоящие любители живописи.
После Первой мировой войны в искусстве Утрилло наблюдаются некоторые изменения. Тема Монмартра продолжает оставаться главной, хотя и разнообразится рядом новых мотивов. Колорит же становится менее сдержанным, более светлым, звучным, полихромным. Краска кладется тоньше, начинает блестеть на холсте. Теперь Утрилло особенно любит писать город в праздничные дни, когда он разукрашен трехцветными флагами, яркими полотнищами и афишами. Художник начинает замечать цветы на балконах, красоту раскидистых крон деревьев, свежие чистые хлопья снега на крышах и мостовых (“Кабачок “Резвый кролик”). Однако регулярная организованность композиции, тяготеющая подчас к симметрии, возрастающая сухость контура со временем начинают придавать его работам некоторую схематичность и жесткость. Но даже в поздних произведениях Утрилло с их резкой геометризацией линий, плоскостностью объемов есть удивительная привлекательность. Плоскостность придает архитектуре в пейзажах Утрилло странный оттенок декораций, а миру – некое сходство с театром марионеток, чаще всего грустным, но в то же время трогательным и в чем-то наивным.

Критики оценили работы Утрилло лишь в 1910–х годах. В 1920–х художник стал знаменитостью международного масштаба. В 1929 году правительство Франции наградило Утрилло орденом Почётного легиона. После войны в творчестве художника произошли некоторые изменения. Кроме монмартровских тем, появились новые мотивы: церковь Сакре-Кер, Мулен де ла Галетт, кафе «Розовый кролик», площадь Тертр и др. Колорит картин стал менее сдержанным. Художник пишет город в праздничные дни, когда он украшен флагами, полотнищами и афишами. В этот период Утрилло работает также акварелью и гуашью, пробует свои силы в технике литографии. Слава художника растет, регулярно устраиваются его выставки, публикуются монографии. Вместе с семьей он живет в старинном замке Сен-Бернар, ставшем его собственностью (разбогатели и многие хозяева питейных заведений, получившие пейзажи Утрилло за рюмку аперитива и продавшие их впоследствии за немалые деньги). Последние годы художник почти не работал с натуры (Монмартр его молодости безвозвратно изменился), для написания очередной картины ему теперь было достаточно почтовой открытки. Пейзажи постепенно становятся все однообразнее и монотоннее. И все же поздние картины художника также имеют свое очарование – плоскостность придает архитектуре оттенок декораций, а миру Утрилло – сходство с театром марионеток: грустным, трогательным и наивным.

Не примкнувший ни к одному направлению, получавший уроки только у своей матери Сюзанны Валадон, Утрилло создал свой собственный образ Парижа, мир, пронизанный чувством одиночества и скрытой тревоги. Скончался Морис Утрилло 5 ноября 1955 года в городе Дакс департамента Ланды. Похоронен на монмартрском кладбище Сен-Венсан, рядом со своей матерью.

Читать еще:  Характеристика героев война и мир по главам. "Война и мир": персонажи

Морис Утрилло. Скитания одинокого певца Монмартра

Имя французского художника Мориса Утрилло навсегда осталось в истории пейзажной живописи начала ХХ века. Он, как никто другой, страстно любил Париж, особенно Монмартр, и на протяжении всей жизни воспевал обыденные улицы города на своих полотнах.

Ранние годы

Морис Утрилло появился на свет 26 декабря 1883 года в Париже и был единственным ребенком Сюзанны Валадон – известной в те времена талантливой натурщицы и художницы. С юности она позировала прославленным Ренуару, Пюви де Шаванну, Дега, Тулуз-Лотреку, а в будущем стала первой женщиной, которую приняли во французский союз художников. Сюзанна Валадон имела много поклонников, вела насыщенную богемную жизнь, в которой с детства существовал ее сын.

Это наложило печальный отпечаток на психику и чувствительный характер будущего художника. С детства Морис был замкнут, робок, неуравновешен, случались нервные припадки. Он никогда не знал своего отца (этого не знала даже его мать, или она не хотела рассказывать). Один из поклонников Сюзанны Валадон, испанский писатель Мигель Утрилло-и-Молинс, усыновил мальчика, дал свою фамилию и больше никогда не появлялся в его жизни. До 13 лет Морис воспитывался у бабушки, которая часто лечила его успокоительным напитком крестьян – вином, смешанным с молоком.

Увлечение живописью

К сожалению, алкоголь так на всю жизнь и остался верным спутником художника. В 18 лет Морис Утрилло впервые попал в психиатрическую лечебницу. После этого случая, Сюзанна Валадон решила привлечь сына к рисованию. И он по-настоящему увлекся. Живопись станет его единственной радостью в этом мире – мире одиночества, заброшенности и тревоги.

Морис Утрилло никогда не проявлял дара и тяги к рисованию, не имел художественного образования. Его единственными учителями были мать и уличные художники, за которыми он наблюдал мальчишкой. Чудесным образом подаренные матерью кисти и краски пробудили в Утрилло спящего гения.

В начале 1900-х семья Валадон жила в предместье Парижа Монманьи, поэтому художник подолгу бродил по предместьям, берегам Сены, иногда выезжал в город и тренировался писать с натуры, развивая проснувшийся талант только своей творческой интуицией.

Свои первые картины он подписывал как «Морис Валадон», а в 1906 году из-за непростых отношений с матерью Морис переехал жить в мастерскую на Монмартре и сменил подпись. Но какими бы непростыми были их отношения, художник всегда испытывал к матери нежное обожание и почтение и всю дальнейшую жизнь подписывал свои картины как «Морис Утрилло В.»

«Пейзаж в Монманьи» около 1906 г.

Рисование на пленере давались Утрилло тяжело психологически. Он обладал стеснительным и робким характером, а назойливое внимание и насмешки прохожих выбивали его из колеи. Именно поэтому художник не рисовал портреты – стеснялся разглядывать людей в лицо. Главным в его творчестве стал безмолвный городской пейзаж. Поселившись на Монмартре, Утрилло стал чаще, а с конца 1900-х и окончательно, рисовать по памяти и открыткам.

«Ворота Сен-Мартен» 1908 г.

1902-1910 годы. Ранний период творчества

Творчество Мориса Утрилло негласно разделено на несколько периодов, а связано это с изменением цветов палитры в его работах. Пейзажи раннего периода (примерно 1902-1910 года) отличаются темными красками, а в городских пейзажах проявляется особенность, которая в будущем будет отличать работы художника – отсутствие действующих лиц.

Париж Утрилло пустынен даже в разгар дня. Если персонажи и появляются, то они расплывчаты, одиноки и отчуждены друг от друга и зрителя. Город – вот главное действующее лицо. Он самодостаточен и живет своей собственной потаенной жизнью, как и сам художник.

«Виадук» 1908 г.

Начало XX века – это время рождения разных направлений живописи: кубизма, футуризма, фовизма, авангардизма. Но Утрилло был далек от всего этого и в одиночестве создавал свою маленькую Вселенную.

В загородных пейзажах Утрилло развивает мастерство в написании деревьев, травы. Он очень тонко чувствовал природу и рисовал не по правилам искусства, а от чувств и ощущений, возникающих при наблюдении за природой. От того его деревья получались просто изумительными.

Важной темой в раннем творчестве художника является церковная архитектура. Утрилло не получил религиозного воспитания, но всегда внутренне стремился к духовному и возвышенному и принял католичество в зрелом возрасте.

1910-1918 годы. «Белый период» творчества

Период примерно с конца 1900-х по 1918 годов называют «белым периодом» из-за большого интереса художника к изображению белых плоскостей стен различных городских построек. Палитра картин становится светлой, приглушенной, почти монохромной.

Главным местом действия пейзажей становится Монмартр. В этот период Утрилло совершил потрясающее открытие в живописи – открытие белого цвета, белых стен, белого Парижа. Его белый цвет – не просто белый цвет, он имеет множество оттенков, нюансов и изгибов.

Читать еще:  Подарок на новый год 13 лет. Что подарить на Новый год родным и близким: лучшие идеи

У художника Мориса Утрилло было собственное чувство города. В своих картинах он был очень педантичен и рисовал почти под линейку. Какой еще живописец будет рисовать по линейке забор? Но Утрилло желал быть достоверным. Он с любовью вырисовывал прямые улицы, заборы, извилистые деревья, обвалившуюся штукатурку, грязь и плесень на стенах.

Но эта точность не внешняя, а внутренняя. Это не просто прямые улицы, серое небо, грязь – это внутренние переживания. Каждый цвет, особенно белый – это экзистенциальное состояние. Утрилло как будто вышел извне и вошел вовнутрь.

Его картины нравятся именно этим, мы восхищаемся его внутренним переживаниям, которые чувствуем сами. Художник тихо приглашает нас на городскую прогулку, предлагает рассмотреть каждый кусочек грязной облупленной стены и увидеть сказку.

Для усиления осязаемости и натуральности Морис Утрилло часто примешивал к краске известь, гипс, клей, яичную скорлупу, иногда наклеивал на картон кусочки настоящей травы и листьев.

В «белый период» на полотнах художника появляются «главные герои», которых он будет изображать снова и снова в последующие года с разных ракурсов и в разные времена года: артистический кабачок «Проворный кролик», мельница Мулен де ла Галетт и собор Сакре-Кёр. По этим работам можно проследить эволюцию Утрилло как живописца, восхищаясь его способностью находить в одних и тех же родных местах новую прелесть.

В 1913 году состоялась первая персональная выставка Мориса Утрилло, но успеха она не имела. После выставки художник совершил путешествие на Корсику, где написал с натуры несколько десятков картин. Корсика показалась Утрилло более дружелюбной по отношению к человеку, чем его родной Париж, поэтому все корсиканские работы светлы и жизнерадостны.

«Корсиканский пейзаж» около 1913-1914 гг.

Душевные переживания, тоска, одиночество и алкоголь никогда не оставляли художника, и в 1916 году он вновь оказался в психиатрической клинике, где долго лечился. Результатом этого события стала картина «Безумие». Впервые центром работы становится человек, заброшенный и одинокий, окруженный мраком и лучами недостижимого света. Таким Утрилло увидел свой автопортрет.

До конца 1910-х годов живописец оставался невостребованным и почти неизвестным. Все изменится после первой мировой войны. Но это будет уже другой мир, другой Париж и другой Утрилло.

1919-1955 годы

Послевоенный Париж стремительно преображался. Облезлые домики и дешевые кабаки сменялись новыми аккуратными постройками. Город украшали флаги, разноцветные рекламы и афиши. Изменилась и живопись Утрилло.

Белый одинокий пасмурный Париж становится ярким и насыщенным, на улицах появляются кокетливые парижанки в тесных юбках. Тот таинственный и тихий Монмартр, который Утрилло выписывал с искренней любовью, стал совсем архаичным и ушел в прошлое.

Постепенно к художнику приходит заслуженный успех. В начале 1920-х годов организуются несколько персональных выставок Утрилло, выходят первые альбомы, посвященные его творчеству.

Его картины начали продаваться и расти в цене. Теперь живописцу не приходилось бедствовать и отдавать работы за бесценок, чтобы прокормиться. А в 1928 году Утрилло даже был награжден орденом Почетного легиона.

Несмотря на успех, Утрилло продолжал оставаться одиноким. Мечтательный, подверженный ностальгии, чуждый материализму, он по-прежнему проводил жизнь в уединении и сосредоточенной работе. Даже цветной послевоенный Париж художник рисовал почти не выходя из дома, улавливая изменения, наблюдая со стороны.

С женщинами у Мориса Утрилло отношения не складывались. В 1935 году в возрасте 47 лет он женился на давней подруге семьи Люси Валор, вдове банкира и коллекционера. Этот брак состоялся во многом благодаря матери Утрилло, Сюзанны Валадон, которая очень переживала за судьбу неприспособленного к жизни сына после её смерти.

Вскоре семья переехала за город, в местечко Ле-Везин. В следующем 1936 году Валадон умерла, а Утрилло оказался под присмотром жены, которая полностью взяла на себя заботы о нём.

Утрилло умер 5 ноября 1955 года в городке Даксе и был похоронен в Париже на кладбище Сен-Венсан, прямо напротив своего любимого кабачка «Проворный кролик» и недалеко от дома, где провел молодость.

Последние десятилетия своей жизни мастер жил прошлым и продолжал изображать Монмартр и его «главных героев», не теряя лиричности и душевности в своих работах. Никому не подражая, оставаясь всегда одиноким, художник Морис Утрилло стоит особняком в истории живописи XX века, создав собственную легенду о Париже…

В России творчество Мориса Утрилло мало известно и представлено всего тремя работами. Две из них хранятся в Москве в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, а одна — «Улица Кюстин на Монмартре» — в Санкт-Петербурге в Государственном Эрмитаже.

Источники:

https://www.hudojnik-impressionist.ru/utrillo.htm
https://smallbay.ru/artfrance/utrillo_maurice.html
https://tvorogin.ru/moris-utrillo-skitaniya-odinokogo-pevtsa-monmartra/

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Для любых предложений по сайту: [email protected]