1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Музыкальный инструмент с двумя палочками. «музыкальный инструмент – трещотка»

Музыкальный инструмент с двумя палочками. «музыкальный инструмент – трещотка»

Выполнил: ученик 4 «а» класса

Цель: создание музыкального инструмента — трёщотки

Задачи:

  1. Узнать об истории музыкального инструмента – трещотка.
  2. Подобрать вариант для изготовления трещотки.
  3. Сделать музыкальный инструмент.

История музыкального инструмента – трещотка.

История возникновения русских музыкальных народных инструментов уходит в далекое прошлое. Фрески Софийского собора в Киеве, иконографические материалы, миниатюры рукописных книг, лубочные картинки свидетельствуют о разнообразии музыкального инструментария наших предков.

Обнаруженные археологами древние музыкальные инструменты являются подлинными вещественными доказательствами бытования их на Руси. В недалеком прошлом повседневная жизнь русского народа была немыслима без музыкальных инструментов. Практически все наши предки владели секретами изготовления несложных звуковых инструментов и передавали их из поколения в поколение. Приобщение к тайнам мастерства прививалось с детства, в играх, в работе, посильной для детских рук. Наблюдая за работой старших, подростки получали первые навыки создания простейших музыкальных инструментов.

Шло время. Духовные связи поколений постепенно нарушались, прерывалась их преемственность. С исчезновением некогда повсеместно бытовавших в России народных музыкальных инструментов утратилось и массовое приобщение к национальной музыкальной культуре.

В наши дни, к сожалению, осталось не так уж и много мастеров-умельцев, сохранивших традиции создания простейших музыкальных инструментов. К тому же создают они свои шедевры только по индивидуальным заказам. Изготовление же инструментов на промышленной основе связано с немалыми финансовыми затратами, отсюда их высокая стоимость. Далеко не каждый может позволить себе сегодня купить музыкальный инструмент.

Вот почему я решил попробовать сделать один из ударных музыкальных инструментов – трещотку.

«Вот трещотка!» — говорят про излишне болтливых людей, однако не все знают, что именно скрывается под этим названием. А ведь трещотка — это музыкальный инструмент, известный с давних пор. Трещотки, как самозвучный музыкальный инструмент, широко использовались в свадебных обрядах во время плясок. Это исконно русский музыкальный инструмент, представляющий собой ряд деревянных плашечек, нанизанных на кожаный ремешок.

Сухие деревянные пластинки отделены друг от друга небольшими планками у основания, за счет этого и образуется довольно специфический, но приятный слуху звук, напоминающий треск. Трещотка изготавливается обязательно из совершенно сухого дерева, желательно дуба — именно это обеспечивает музыкальные свойства инструмента.

Для того, чтобы извлечь звук, следует правильно держаться за ремешок и встряхивать трещотку с разным наклоном и силой. При игре трещотку нужно растянуть как гармошку, а затем с силой сжать. Благодаря такой технике можно извлечь даже очень немаленькое количество звуков и ритмов.
Трещотка может состоять из 14 и более деревянных дощечек. Простота конструкции и обеспечила им такую популярность в стародавние времена. Впрочем, в настоящее время трещотка с успехом применяется в качестве одного из основных инструментов в народно-инструментальных ансамблях, наряду с гармонью, деревянными ложками и гуслями. Помимо этого, трещотка выполняет важную развивающую функцию — маленьким детям гораздо проще познавать этот мир через громкие, звенящие звуки трещотки.

Трещотка может быть и отличным подарком. Любому человеку, даже новичку, легко будет извлечь из трещотки звуки, что может быть отличным развлечением на досуге.

Курские трещотки — состоят из 14 пластин величиной 15×7 см. Разница заключается в том, что нижний край каждой пластины имеет закругленные углы.

В некоторых разновидностях трещоток крайние пластины имеют несколько большую длину, чем в общепринятых экземплярах. На них сделаны рукоятки из самих пластин. Иногда ручки приклеиваются к их внешней стороне.

Иногда пластину и прокладку делают из целой дощечки, на которой они составляют единое целое, как показано на рисунке. Размеры — длина 180 мм, ширина 50 мм, выступы на пластине по 3 мм с каждой стороны, пластина 6 мм, отверстия на пластине 3 мм.

Иногда на ручке трещотки крепятся несколько пластин. Сама ручка закреплена на одной из внешних пластин, а остальные пластины вместе с прокладками привязываются к ней шнуром или нейлоновой леской.

Примеры игры на трещотке:

  • Прием «стаккато» — инструмент держат на уровне груди. Большие пальцы правой и левой руки играющего продеваются сверху в петли пластин. Остальные четыре пальца обеих рук энергично с большей или меньшей силой ударяют по крайним пластинам. Удары производятся поочередно пальцами то правой, то левой руки, или одновременно.
  • Прием «дробь» — инструмент держат за пластину с каждой стороны. Для извлечения звука резко поднимают правую руку и опускают левую, и наоборот, поднимают левую и опускают правую.
  • Другой вариант — инструмент держат концами пластин вверху над головой, делая попеременные движения правой и левой рукой. За счет чередования быстрых движений обеих рук на трещотке можно воспроизвести сложные ритмические рисунки в быстром темпе. Мастерство исполнения зависит от творческой фантазии исполнителя
Читать еще:  Какое настоящее имя максима горького. Загадочная смерть максима горького

Этапы изготовления моей трещотки:

  1. Рассмотрение различных вариантов трещоток.
  2. Подбор материала, в данном случае – деревянная рейка.
  3. Распиливание рейки на равные части (пластины).
  4. Обработка каждой пластины наждачной бумагой для предания гладкой формы.
  5. Использование пластмассовой серединки от катушки ниток для изготовления меж пространственных перемычек между пластинами.
  6. Просверливание дырок в пластинах.
  7. Окрашивание пластин.
  8. Соединение деталей на шнур.

Время работы:4 часа

Материалы: деревянная рейка, пластмассовая серединка от катушки, шнур.

Помощники: дядя и мама.

Положительные и отрицательные стороны моей работы:

Мастер-класс «Музыкальный инструмент «Трещотка»

Ирина Сподобаева
Мастер-класс «Музыкальный инструмент «Трещотка»

Хочу представить вашему вниманию мастер-класс по изготовлению музыкального инструмента трещотка своими руками.

Изготавливаются трещотки из 14-20 тонких дощечек длиной 15-18 см, сделанных обычно из дуба и соединяются между собой плотной верёвкой, которая продевается в отверстия верхней части дощечек. Чтобы дощечки вплотную не прикасались друг к другу, между ними вверху вставляются небольшие пластинки из дерева шириной приблизительно 2-2,5 см.

За счет этого и образуется довольно интересный, но приятный слуху звук, напоминающий треск. За такие специфические звуки инструмент и получил своё название.

Одну трещотку я с помощью своего мужа смастерила из школьных линеек.

Для нее понадобятся восемь или десять линеек длиной 25 сантиметров.

Линейки распилили пополам и в верхней части, отступив от края 1,5-2 см просверлили по две дырочки на каждой линейке.

Затем прописываем веревочку, завязывать между каждой узелки.

Второй инструмент сделан из дощечек, приобретенных в строительном магазине. Муж распилил их четырнадцать штук по 16 сантиметров и по три сантиметра двенадцать.

Продлеваем между дощечками веревочку, вставляя между длинными дощечками маленькие.

Вот такие замечательные инструменты у нас получились.

Дети с удовольствием опробовали инструменты.

Музыкотерапия как инструмент терапевтической работы педагога-психолога в образовательном учреждении В лечебных целях музыку применяют с давних времен, так как приятные эмоции, вызываемые мелодиями, повышают активность коры головного мозга,.

Мастер-класс по изготовлению музыкального инструмента «трещотка» Данный музыкальный инструмент сделан для оформления музыкального уголка нашей группы. На красивой, на трещотке Очень весело играть. И поэтому.

Мастер-класс «Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольников» Цель: повышение компетентности педагогов в применении театрализованной деятельности в детском саду, развитие фантазии и творческих способностей.

Метафорические карты как инструмент психологической работы Популярность метафорических карт растет с каждым годом, и это естественно, так как зрительные впечатления чрезвычайно важны для человека.

Метафорический инструмент как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста Презентация опыта работы с элементами мастер-класса «Использование метафорического инструмента в азвитии речи детей старшего дошкольного.

Китайский народный музыкальный инструмент своими руками Всем здравствуйте! Я как воспитатель детского сада прекрасно понимаю для чего и зачем проводят конкурсы и выставки. Но как мама ребенка,.

Музыкальный инструмент из бросового материала Я работаю социальным педагогом в Детском саду «Жемчужинка» города Балаково. Мой ребёнок, его зовут Стёпа, ходит в этот же сад. Однажды в.

НОД «Колокольные звоны. Музыкальный инструмент колокол» «Непосредственная образовательная деятельность с использованием информационно – коммуникационных технологий» Тема НОД «Колокольные звоны.

Проект организации совместной деятельности детей и родителей «Музыкальный инструмент своими руками» Проект По организации совместной деятельности детей и родителей «МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ СВОИМИ РУКАМИ» Цель: сформировать у дошкольников.

Рисование, как основной инструмент выражения эмоций и чувств ребенка Вспомните, как подчас сложно выражать свои эмоции и чувства словами! А как же сложно выразить их маленьким детям Иногда, единственной возможностью.

История о трещотке музыкальном инструменте. Мастер-класс: «Как из доступного материала и предметов домашнего обихода изготовить музыкальный инструмент-трещотку»

Трещeтки — ударный инструмент, заменяющий хлопки в ладоши. Употреблялся ли этот инструмент в Древней Руси в качестве музыкального инструмента письменных свидетельств нет. При археологических раскопках в Новгороде в 1992 году были найдены 2 дощечки, которые, по предположению В. И. Поветкина, входили в комплект древних новгородских трещеток в XII веке.

Впервые трещeтки как музыкальный инструмент описал Квитка. В. Даль в толковом словаре объясняет слово «трещетка» как снаряд, устроенный для того, чтобы трещать, грохотать, шуметь.

Трещётки использовались в свадебном обряде при исполнении величальных песен с приплясыванием. Хоровое исполнение величальной песни сопровождается нередко игрой целого ансамбля, насчитывающего иногда более 10 человек. Во время свадьбы трещотки украшают лентами, цветами, иногда бубенчиками.

Использование трещeток в свадебном обряде позволяет предположить, что в прошлом этот инструмент кроме музыкальной, выполнял ещё и мистическую функцию оберегания молодых от злых духов. В ряде деревень до сих пор жива не только традиция игры, но и традиция изготовления трещeток.

Состоят трещeтки из набора 18 — 20 тонких дощечек длиной 16 — 18 см., сделанных обычно из дуба и соединённых между собой плотной верёвкой, продетой в отверстия верхней части дощечек. Для того, чтобы дощечки вплотную не прикасались друг к другу, между ними вверху вставлялись небольшие пластинки из дерева шириной приблизительно 2 см.

Трещотку берут за концы веревок в обе руки. От резкого или плавного движения пластины ударяются друг о друга, издавая сухой, щёлкающий звук. Держат трещeтку обычно на уровне головы или груди, а иногда выше; ведь инструмент этот привлекает внимание не только своим звуком, но и внешним видом.

Читать еще:  Сценарии выпускного вечера в начальной школе. Сценарий выпускного в начальной школе

Плоская трещeтка представляет собой как бы снизку деревянных пластинок, которые при встряхивании ударяются друг о друга и издают трескучие звуки. Этот забавный и эффектный инструмент можно сделать своими руками. Из сухого дерева (желательно дуба) вырезаются и обстругиваются примерно 20 гладких ровных пластин размером 200 x 60 мм

Столько же изготовляется промежуточных деревянных прокладок между ними толщиной 5 мм. Эти прокладки необходимы для разъединения пластин. Без них пластины висели бы соединенными слишком плотно и удары друг о друга получались бы слабыми. Размер и расположение прокладок указаны на рисунке пунктиром. В верхней части каждой пластинки на небольшом расстоянии от краев (около 10 мм) и одновременно в приложенной прокладке просверливаются два отверстия диаметром около 7 мм.

Через все эти отверстия продевается плотный прочный шнур или изолированный провод, и все пластинки, чередуясь с прокладками, повисают на нем. Чтобы пластины были всегда плотно сдвинуты, при выходе из них на шнуре завязывается по 4 узла. Свободные концы связываются в кольцо. Оно должно быть нешироким, способным пропустить в образовавшиеся полукольца кисти рук играющего.

При исполнении трещотка растягивается наподобие гармошки, но веерообразно, потому что вверху пластины плотно скреплены узлами. Коротким толчком свободной части обеих кистей трещотка как бы мгновенно сжимается. Пластины стукаются друг о друга, издавая треск. Манипулируя кистями рук, ударяя ими то одновременно, то порознь, можно извлекать на этом инструменте самые разнообразные ритмы.

Держат трещeтку обычно на уровне головы или груди, а иногда выше; ведь инструмент этот привлекает внимание не только своим звуком, но и внешним видом. Нередко ее украшают цветными лентами, цветами и прочее.

    Введение
  • 1 Конструкция
  • 2 Исполнение
  • 3 История

Введение

Трещотка — народный музыкальный инструмент, идиофон, заменяющий хлопки в ладоши.

1. Конструкция

Трещотки состоят из набора 18 — 20 тонких дощечек (обычно дубовых) длиной 16 — 18 см. Они соединяются между собой плотной верёвкой, продетой в отверстия верхней части дощечек. Для разделения дощечек между ними вверху вставляются небольшие пластинки из дерева шириной приблизительно 2 см.

Существует и другая конструкция трещотки — прямоугольный ящичек с помещённым внутри деревянным зубчатым колесом, прикреплённым к маленькой рукоятке. В одной из стенок этого ящичка делается прорез, в отверстии которого неподвижно укреплена тонкая упругая деревянная или металлическая пластинка.

2. Исполнение

Трещотка держится за верёвку двумя руками, резкие или плавные движения позволяют издавать различные звуки. При этом руки находятся на уровне груди, головы, а иногда поднимаются чтобы привлечь внимание своим внешним видом.

3. История

При археологических раскопках в Новгороде в 1992 году были найдены две дощечки, которые, по предположению В. И. Поветкина, входили в комплект древних новгородских трещоток в XII веке.

Трещотки использовались в свадебном обряде при исполнении величальных песен с приплясыванием. Хоровое исполнение величальной песни сопровождается нередко игрой целого ансамбля, насчитывающего иногда более десяти человек. Во время свадьбы трещотки украшают лентами, цветами, иногда бубенчиками.

скачать
Данный реферат составлен на основе статьи из русской Википедии . Синхронизация выполнена 12.07.11 15:34:25
Похожие рефераты: Ди (музыкальный инструмент) , Уд (музыкальный инструмент) , Ипу (музыкальный инструмент) , Тар (музыкальный инструмент) , Лад (музыкальный инструмент) , Рог (музыкальный инструмент) ,

Страница 1
МОУ «СОШ № 3»

п. Яйва, Александровского района, Пермского края

Выполнил: ученик 4 «а» класса

Цель: создание музыкального инструмента — трёщотки

  1. Узнать об истории музыкального инструмента – трещотка.
  2. Подобрать вариант для изготовления трещотки.
  3. Сделать музыкальный инструмент.

История музыкального инструмента – трещотка.

История возникновения русских музыкальных народных инструментов уходит в далекое прошлое. Фрески Софийского собора в Киеве, иконографические материалы, миниатюры рукописных книг, лубочные картинки свидетельствуют о разнообразии музыкального инструментария наших предков.

Обнаруженные археологами древние музыкальные инструменты являются подлинными вещественными доказательствами бытования их на Руси. В недалеком прошлом повседневная жизнь русского народа была немыслима без музыкальных инструментов. Практически все наши предки владели секретами изготовления несложных звуковых инструментов и передавали их из поколения в поколение. Приобщение к тайнам мастерства прививалось с детства, в играх, в работе, посильной для детских рук. Наблюдая за работой старших, подростки получали первые навыки создания простейших музыкальных инструментов.

Шло время. Духовные связи поколений постепенно нарушались, прерывалась их преемственность. С исчезновением некогда повсеместно бытовавших в России народных музыкальных инструментов утратилось и массовое приобщение к национальной музыкальной культуре.

В наши дни, к сожалению, осталось не так уж и много мастеров-умельцев, сохранивших традиции создания простейших музыкальных инструментов. К тому же создают они свои шедевры только по индивидуальным заказам. Изготовление же инструментов на промышленной основе связано с немалыми финансовыми затратами, отсюда их высокая стоимость. Далеко не каждый может позволить себе сегодня купить музыкальный инструмент.

Вот почему я решил попробовать сделать один из ударных музыкальных инструментов – трещотку.

«Вот трещотка!» — говорят про излишне болтливых людей, однако не все знают, что именно скрывается под этим названием. А ведь трещотка — это музыкальный инструмент, известный с давних пор. Трещотки, как самозвучный музыкальный инструмент, широко использовались в свадебных обрядах во время плясок. Это исконно русский музыкальный инструмент, представляющий собой ряд деревянных плашечек, нанизанных на кожаный ремешок.

Читать еще:  Аудиокнига дело трезвых скоморохов. Андрей белянин - дело трезвых скоморохов

Сухие деревянные пластинки отделены друг от друга небольшими планками у основания, за счет этого и образуется довольно специфический, но приятный слуху звук, напоминающий треск. Трещотка изготавливается обязательно из совершенно сухого дерева, желательно дуба — именно это обеспечивает музыкальные свойства инструмента.

Для того, чтобы извлечь звук, следует правильно держаться за ремешок и встряхивать трещотку с разным наклоном и силой. При игре трещотку нужно растянуть как гармошку, а затем с силой сжать. Благодаря такой технике можно извлечь даже очень немаленькое количество звуков и ритмов.
Трещотка может состоять из 14 и более деревянных дощечек. Простота конструкции и обеспечила им такую популярность в стародавние времена. Впрочем, в настоящее время трещотка с успехом применяется в качестве одного из основных инструментов в народно-инструментальных ансамблях, наряду с гармонью, деревянными ложками и гуслями. Помимо этого, трещотка выполняет важную развивающую функцию — маленьким детям гораздо проще познавать этот мир через громкие, звенящие звуки трещотки.

Трещотка может быть и отличным подарком. Любому человеку, даже новичку, легко будет извлечь из трещотки звуки, что может быть отличным развлечением на досуге.

Курские трещотки — состоят из 14 пластин величиной 15×7 см. Разница заключается в том, что нижний край каждой пластины имеет закругленные углы.

В некоторых разновидностях трещоток крайние пластины имеют несколько большую длину, чем в общепринятых экземплярах. На них сделаны рукоятки из самих пластин. Иногда ручки приклеиваются к их внешней стороне.

Иногда пластину и прокладку делают из целой дощечки, на которой они составляют единое целое, как показано на рисунке. Размеры — длина 180 мм, ширина 50 мм, выступы на пластине по 3 мм с каждой стороны, пластина 6 мм, отверстия на пластине 3 мм.

Иногда на ручке трещотки крепятся несколько пластин. Сама ручка закреплена на одной из внешних пластин, а остальные пластины вместе с прокладками привязываются к ней шнуром или нейлоновой леской.

Примеры игры на трещотке:

  • Прием «стаккато» — инструмент держат на уровне груди. Большие пальцы правой и левой руки играющего продеваются сверху в петли пластин. Остальные четыре пальца обеих рук энергично с большей или меньшей силой ударяют по крайним пластинам. Удары производятся поочередно пальцами то правой, то левой руки, или одновременно.
  • Прием «дробь» — инструмент держат за пластину с каждой стороны. Для извлечения звука резко поднимают правую руку и опускают левую, и наоборот, поднимают левую и опускают правую.
  • Другой вариант — инструмент держат концами пластин вверху над головой, делая попеременные движения правой и левой рукой. За счет чередования быстрых движений обеих рук на трещотке можно воспроизвести сложные ритмические рисунки в быстром темпе. Мастерство исполнения зависит от творческой фантазии исполнителя

Этапы изготовления моей трещотки:

  1. Рассмотрение различных вариантов трещоток.
  2. Подбор материала, в данном случае – деревянная рейка.
  3. Распиливание рейки на равные части (пластины).
  4. Обработка каждой пластины наждачной бумагой для предания гладкой формы.
  5. Использование пластмассовой серединки от катушки ниток для изготовления меж пространственных перемычек между пластинами.
  6. Просверливание дырок в пластинах.
  7. Окрашивание пластин.
  8. Соединение деталей на шнур.

Время работы:4 часа

Материалы: деревянная рейка, пластмассовая серединка от катушки, шнур.

Помощники: дядя и мама.

Положительные и отрицательные стороны моей работы:

Использование ресурсов Интернета:

  1. http://spacenation.info/treschotka.html приёмы игры на трещотке
  2. http://www.samoffar.ru/tre.shtml сайт «Гуляй душа»
  3. http://eomi.ws/percussion/rattle/ История трещотки
  4. http://spacenation.info/ Сайт Русские народные музыкальные инструменты

страница 1 Трещотка

Трещотка — народный музыкальный инструмент, идиофон , заменяющий хлопки в ладоши.

Конструкция

Трещотки состоят из набора 18 — 20 тонких дощечек (обычно дубовых) длиной 16 — 18 см. Они соединяются между собой плотной верёвкой, продетой в отверстия верхней части дощечек. Для разделения дощечек между ними вверху вставляются небольшие пластинки из дерева шириной приблизительно 2 см.

Существует и другая конструкция трещотки — прямоугольный ящичек с помещённым внутри деревянным зубчатым колесом, прикреплённым к маленькой рукоятке. В одной из стенок этого ящичка делается прорез, в отверстии которого неподвижно укреплена тонкая упругая деревянная или металлическая пластинка.

Исполнение

Трещотка держится за верёвку двумя руками, резкие или плавные движения позволяют издавать различные звуки. При этом руки находятся на уровне груди, головы, а иногда поднимаются чтобы привлечь внимание своим внешним видом.

История

При археологических раскопках в Новгороде в 1992 году были найдены две дощечки, которые, по предположению В. И. Поветкина , входили в комплект древних новгородских трещоток в XII веке.

Трещотки использовались в свадебном обряде при исполнении величальных песен с приплясыванием. Хоровое исполнение величальной песни сопровождается нередко игрой целого ансамбля, насчитывающего иногда более десяти человек. Во время свадьбы трещотки украшают лентами, цветами, иногда бубенчиками.

Источники:

http://moglobi.ru/stati/uznate-ob-istorii-muzikalenogo-instrumenta-treshotka/main.html
http://www.maam.ru/detskijsad/master-klas-muzykalnyi-instrument-treschotka.html
http://crimea-fun.ru/istoriya-o-treshchotke-muzykalnom-instrumente-master-klass-kak-iz/

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector
×
×