2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Некрасов кому на руси жить хорошо образы помещиков. В помощь школьнику

Сочинение Образы помещиков в произведении Кому на Руси жить хорошо Некрасова

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» Николая Алексеевича Некрасова написана на пике его творчества, сюжет которой есть поиск счастья на Руси. Автор преследую цель рассказать обо всех моментах жизни русской деревни сразу после отмены крепостного права. Жизнь русских крестьян в поэме тесно переплетается с вольготной и счастливой жизнью помещиков.

Твердо и последовательно автор приводит читателя к выводу, что счастья крестьян не возможно, пока есть господа. Образ помещиков Николай Алексеевич описывает, таким образом, как видят их крестьяне. Шалашинков – помещик, которого читатель узнает как полного жестокости человека, грубого, самодура и угнетателя крестьян. Помещик Поливанов предстал в образе скупого человека, не обделенного жестокостью, поступающего только в своих интересах.

Героем главы «Помещик» предстает Гаврила Афанасьевич Оболт-Оболдуев. Встреча мужиков с ним пронизана раздражением помещика, его не понимание крестьян. Автор очень точно старался донести читателю чувства бывшего крепостного относительно свободы крестьян.

Строки из произведения:

«Закон – мое желание!
Кулак – моя полиция!
Удар искросыпительный,
Удар зубодробительный,
Удар скуловорррот» – дают понимание, как ведут себя помещики. А именно: бескарность, физическое и моральное насилия над крестьянами. По мнению помещиков, строгость с их стороны к крестьянам исключительно идет из-за любви, вспоминая неравнодушные моменты для крестьян с жизни последних. А именно, совместная молитва во время военной службы или благодарность крестьян в знак барской милости. Все осталось в прошлом, «…не та уж Русь» – слова Оболт-Оболдуева, с грустью произнося пустых усадьбах, повсеместной и не обдуманной вырубке садов, пьянстве. Крестьяне слушают монолог, согласны с господином, поскольку отмена крепостного права ударила «одним концом по барину, другим по мужику…». Слезы господина понятны для крестьян. Жизнь без крепостного права – беда для помещиков.

«Последыш» – глава, в которой автор раскрывает читателю, что привычка покоряться у крестьян логично в силу устоявшейся привычки помещика властвовать над ними.

Реформирование крепостного права болезненно была воспринята Утятиным. У помещика случился удар. Крестьяне разыграли комедия для Утятина, чтобы тот продолжал искренне верить в наличие крепостного права на Руси.

«Последыш» — глава показывающая произвол помещиков, их не уважение и подавление достоинства крестьян. Постепенно автор подводит читателя к дням после реформы. Крестьяне по-прежнему полны покорности и не противоречивости, но уже не ждут потока бед от помещиков. Но, не смотря ни на что, Н.А. Некрасов верит, что Русь проснется, поднимется, и счастливых людей в России станет больше. В этом деле главное верить, так как для больших и кардинальных перемен нужно время, переоценка ценностей и смена ориентиров.

2 вариант

«Кому на Руси жить хорошо» является одним из наиболее ярких и монументальных произведений в творчестве Н.А. Некрасова. Здесь во всей полноте раскрываются главные черты российской действительности, современной писателю, для которой характерны глубокие противоречия между простым народом и поместным дворянством.

Не случайно, когда герои поэмы спорят о том, кому же «живется весело, вольготно» в России, на первый план выходит помещик. Автор противопоставляет друг другу две России – крепостную и вольную, и помещики представляют собой класс угнетателей. Их образы часто имеют сатирическую окраску, резко контрастируя с образом простого русского человека.

Читать еще:  Как писать титры в конце фильма. Титры как источник вдохновения для дизайнера

Оболт-Оболдуев. Первый помещик, которого мы встречаем на страницах поэмы, показан с точки зрения крестьян и выглядит карикатурно. Это некий барин «кругленький, усатенький, пузатенький». Используя уменьшительно-ласкательные суффиксы, автор передает снисходительное, а порой даже презрительное, отношение крестьян к тому, кто имел право владеть крепостными. Он кажется слащавым, а совсем не грозным и страшным.

При близком знакомстве образ помещика Оболт-Оболдуева кажется еще более ироничным, особенно когда он пускается в пространные рассуждения о собственном благородном происхождении и былых временах. Поначалу он выглядит испуганным появление крестьян, но когда понимает, что ему не причинят вреда, становится напыщенным и важным. Оболдуев с печалью вспоминает о временах до отмены крепостного права, когда он жил в роскоши и безделье, предавался бесконечным празднованиям и разгулу. Он считает себя патриотом, сетует о том, что государство приходит в упадок, так как нет уже крепостных и никто не хочет работать на барских полях. Тем не менее, сам помещик ничего делать не хочет, надеясь и дальше жить за счет крестьянского труда.

Под стать Оболдуеву и помещик Утятин, которого сами крестьяне прозвали Последышем. Он стар, тяжело болен и беспомощен, но при этом имеет столько гонора, что хватило бы на сотню человек. Утятин, будучи самодуром, никогда не заботился о своих крепостных, купал в проруби, нагружал непосильной работой, а с возрастом и вовсе начал творить странные вещи. Родственники так и не смогли объяснить ему, что крепостных освободили, старика едва не хватил удар. Поэтому, боясь остаться без наследства, упросили крестьян сделать вид, что они по-прежнему несвободны.

Утятин – прекрасный образ помещика, настолько закостенелого в приверженностях старым порядкам, что он совершенно неспособен измениться.

Помещики в поэме «Кому на Руси жить хорошо» являются исключительно отрицательными персонажами. Помимо тех, кому посвящены отдельные главы, автор упоминает и других представителей барского сословия. Несмотря на то, что действие произведения разворачивается после отмены крепостного права, помещичья власть все еще сильна не только законодательно, но и в умах людей. Мы узнаем о барыне, которая приказывала высечь мужиков за привычные для них бранные слова. О помещике Поливанове, купившем за взятки деревеньку и отбиравшем у народа все и о племяннике верного Якова, которого забрали в солдаты лишь потому, что барину понравилась его невеста.

Тем не менее, эти помещики – лишь остаточные образы уходящего в прошлое крепостного строя. Автор верит, что в недалеком будущем простой русский народ станет по-настоящему свободен от угнетения.

Также читают:

Картинка к сочинению Помещики в поэме Кому на Руси жить хорошо

Популярные сегодня темы

Молчалин, Чацкий и Софья являются главными фигурами комедии А.С. Грибоедова. Отношения между Чацким и Софьей зарождаются в детстве

Рассказ Бунина «Кавказ» описывает несчастную любовь. Молодая женщина, жена офицера, завела себе любовника. Из рассказа видно, что эта дамочка просто бесится от жира. Её муж—офицер, ясно, что он занят на службе

У каждого автора имеется большое количество произведений, которые помогают не только задумываться, но и порой менять что-то в своей жизни в другую сторону.

Подвиг — это такой поступок, который сделан во благо, без корысти, а просто добровольно. Такие поступки в основном совершаются в экстренных ситуациях. Людей, совершивших подвиг, называют героями. В обществе они были и будут необходимыми.

Читать еще:  Кошка умывает котенка рисунок. Как нарисовать кота - советы начинающим художникам

Город под названием Челябинск расположен на Южном Урале на территории России и был основан в 1736 году. В Челябинске преобладает континентальный климат. Зимой здесь достаточно холодно

Некрасов кому на руси жить хорошо образы помещиков. В помощь школьнику

В поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некра­сов словно от имени миллионов крестьян выступил гневным обличителем обществен­но-политического строя России и вынес ему строгий приговор. Поэт мучительно переживал покорность народа, его заби­тость, темноту. На помещиков Некрасов смотрит глазами крестьян, без всякой идеализации и сочувствия рисуя их обра­зы. Сатирически гневно рассказывает Не­красов о паразитической жизни помещиков в недавнем прошлом, когда «дышала грудь помещичья свободно и легко». Барин, вла­девший «крещёной собственностью», был полновластным царьком в своей вотчине, где всё ему «покорствовало».

Ни в ком противоречия,

Кого хочу — помилую,

Вспоминает о былом помещик Оболт — Обол­дуев.В условиях полной безнаказанности и бесконтрольного произвола складывались и правила поведения помещиков, их привыч­ки и взгляды:

Закон — моё желание!

Кулак — моя полиция!

Отмена крепостного права «ударила одним концом по барину, другим по мужику». К условиям жизни нарастающего капитализма барин приспособиться не может и не жела­ет, — неизбежным становится запустение усадеб и разорение господ. Без всякого сожаления говорит поэт о том, как «по кир­пичику» разбираются господские дома. Сати­рическое отношение Некрасова к барам сказывается и в тех фамилиях, которыми он наделяет их: Оболт — Оболдуев, Утятин — «Последыш». Особенно выразителен в поэме образ князя Утятина- «Последыша». Это ба­рин, который «весь век чудил, дурил». Жес­токим деспотом-крепостником остаётся он и после 1861года.Совершенно не зная сво­их крестьян, «Последыш» отдаёт нелепые распоряжения по вотчине, приказывает на «вдове Терентьевой женить Гаврилу Жохо­ва, избу поправить заново, чтобы жили в ней, плодилися и правили тягло!» Мужики хохотом встречают этот приказ, так как «той вдове — под семьдесят, а жениху — шесть лет!» Глухонемого дурака «Последыш» назначает сторожем, пастухам приказывает унимать стадо, чтобы коровы своим мыча­нием не будили барина. Нелепы не только приказы «Последыша», ещё более нелеп и странен он сам, упорно не желающий при­мириться с отменой крепостного права.

Карикатурен и его внешний облик:

Нос клювом, как у ястреба,

Усы седые, длинные

Один здоровый светится,

А левый — мутный, пасмурный,

Как оловянный грош!

Жестоким самодуром-угнетателем показан и помещик Шалашников, «воинскою силою» покорявший собственных крестьян. Ещё более жесток управляющий немец Фогель. При нём «настала каторга корёжскому крестьянину-до нитки разорил!» — говорит Савелий. Мужики и барин — непримиримые, вечные враги. «Хвали траву в стогу, а барина в гробу», — говорит поэт. Пока существуют господа, нет и не может быть счастья крестьянину, — вот тот вывод, к которому с железной последовательностью проводит Некрасов читателя поэмы.

Образы помещиков в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Помещики в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» — однозначно отрицательные герои. Некрасов описывает разные извращённые отношения между помещиками и крепостными. Барышня, которая секла мужиков за бранные слова, кажется доброй и ласковой по сравнению с помещиком Поливановым. Он купил за взятки деревеньку, в ней «вольничал, бражничал, горькую пил», был жадный и скупой. Верный холоп Яков заботился о барине, даже когда у того отнялись ноги. Но барин забрил в солдаты единственного племянника Якова, польстившись на его невесту.

Отдельные главы посвящены двум помещикам.

Гаврила Афанасьевич Оболт-Оболдуев.

Портрет

Для описания помещика Некрасов использует уменьшительно-ласкательные суффиксы и говорит о нём с пренебрежением: кругленький барин, усатенький и пузатенький, румяненький. Во рту у него сигарочка, а везёт его троечка. В целом образ помещика слащавый и совсем не грозный. Он немолод (шестидесяти лет), «осанистый, присадистый», с длинными седыми усами и молодецкими ухватками. Контраст рослых мужиков и приземистого барина должен вызывать у читателя улыбку.

Читать еще:  Как ведет себя безответственный человек. Кто виноват? и Что делать

Характер

Помещик испугался семерых крестьян и выхватил пистолетик, такой же толстенький, как и он сам. То, что помещик боится крестьян, типично для времени написания этой главы поэмы (1865), потому что получившие освобождение крестьяне с удовольствием при возможности мстили помещикам.

Помещик кичится своим «благородным» происхождением, описанным с сарказмом. Он рассказывает, что Оболт Оболдуев – татарин, который тешил с медведем два с половиной века тому царицу. Другой его предок по матери лет триста тому пытался поджечь Москву и ограбить казну, за что и был казнён.

Образ жизни

Оболт-Оболдуев не мыслит своей жизни без комфорта. Даже беседуя с мужиками, он просит у слуги рюмку хересу, подушку и ковёр.

Помещик с ностальгией вспоминает былые времена (до отмены крепостного права), когда вся природа, крестьяне, поля и леса поклонялись барину и ему принадлежали. Дворянские дома спорили по красоте с церквями. Жизнь помещика была сплошным праздником. Помещик держал множество слуг. Он занимался осенью псовой охотой – исконно русской потехой. Во время охоты помещичья грудь дышала свободно и легко, «в порядки древнерусские переносился дух».

Порядки помещичьей жизни Оболт-Оболдуев описывает как абсолютную власть помещика над крепостными: «Ни в ком противоречия, кого хочу – помилую, кого хочу – казню». Помещик может без разбору бить крепостных (слово удар повторяется трижды, к нему три метафорических эпитета: искросыпительный, зубодробительный, скуловорррот). При этом помещик утверждает, что карал любя, что заботился о мужиках, накрывал для них столы в помещичьем доме в праздник.

Отмену крепостного права помещик считает подобной разрыванию великой цепи, связывающей господ и мужиков: «Теперь не бьём крестьянина, зато уж и отечески не милуем его». Помещичьи усадьбы разобраны по кирпичику, леса вырублены, мужики разбойничают. Хозяйство тоже пришло в упадок: «Поля — недоработаны, посевы – недосеяны, порядку нет следа!». Помещик не хочет работать на земле, а в чём его предназначение, уже не понимает: «Коптил я небо божие, носил ливрею царскую, сорил казну народную и думал век так жить. »

Последыш

Так прозвали крестьяне последнего своего помещика, князя Утятина, при котором отменено крепостное право. Этот помещик не поверил в отмену крепостного права и так разозлился, что его хватил удар.

Побоявшись, что старик лишит наследства, родные сказали ему, что мужиков велели воротить помещикам, а сами попросили крестьян поиграть эту роль.

Портрет

Последыш – старый старичок, худой, как зайцы зимой, белый, нос клювом, как у ястреба, длинные седые усы. В нём, тяжело больном, сочетается беспомощность слабого зайца и гонор ястреба.

Черты характера

Последыш самодур, «дурит по старому», из-за его прихотей страдают и его семья, и крестьяне. Например, пришлось разметать готовый стог сухого сена только потому, что старику показалось оно влажным.

Помещик князь Утятин спесив, считает, что дворяне предали свои вековые права. Его белая шапка – знак помещичьей власти.

Утятин никогда не ценил жизни своих крепостных: купал их в проруби, заставлял играть на скрипке верхом на лошади.

В старости помещик стал требовать ещё больших глупостей: велел женить шестилетнего на семидесятилетней, унимать коров, чтобы не мычали, вместо собаки назначить сторожем глухонемого дурака.

В отличие от Оболдуева, Утятин не узнаёт о своём изменившемся статусе и умирает, «как жил, помещиком».

Источники:

http://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/nekrasov/pomeshchiki-v-poehme-komu-na-rusi-zhit-horosho
http://shcoole.do.am/blog/obrazy_pomeshhikov_v_poehme_nekrasova_komu_na_rusi_zhit_khorosho/2015-10-28-83
http://goldlit.ru/nekrasov/944-obrazy-pomeschikov

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector