Несколько интересных сочинений. Произведения Островского – “пьесы жизни”
Урок по литературе А.Н.Островский. «Пьесы жизни». Своеобразие драматургии. (10 класс)
Курс повышения квалификации за 340 рублей!
Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления
Хамитова Р.К., учитель русского языка и литературы,
школа-гимназия №32, город Астана.
Тема: А.Н.Островский. «Пьесы жизни» Островского. Своеобразие драматургии.
Цель: ознакомление с жизнью и творчеством А.Н.Островского; особенностями драматургии Островского.
Задачи: а) познакомить с основными фактами жизни и творчества А.Н.Островского, отдельными пьесами «Свои люди – сочтемся», «Доходное место», «Бесприданница», помочь определить своеобразие драматургии Островского.
б) вырабатывать навыки работы с текстом драматического произведения, характеристики особенностей «живой речи» персонажей; определения смысла содержания произведений и названий пьес, выразительного чтения; устной и письменной речи учащихся.
в) воспитывать интерес к драматургическому искусству, творчеству Островского; любовь к театру.
Тип урока: комбинированный
Методы: словесный, иллюстрационно-объяснительный, частично-поисковый, проблемный.
Оборудование: портрет А.Н.Островского, словарь литературоведческих терминов, эпиграф, тексты произведений.
Эпиграф: «Моя задача – служить русскому драматическому искусству». А.Н.Островский.
Формирование новых знаний, умений, навыков.
Сообщение темы и цели урока.
Вступительное слово учителя об Островском.
А.Островский – единственный знаменитый русский писатель, который писал только драматические произведения. За 40 лет писательской и театральной деятельности Островский создал более 50-ти пьес и перевел 22 произведения зарубежных драматургов. А.Гончаров, говоря о значении творчества драматурга, писал: «Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. ». Сам Островский не раз говорил: «Моя задача – служить русскому драматическому искусству».
3. Опрос д/з по хронологии жизни и творчества на знание отдельных фактов биографии (2 ученика работают у доски, учитель называет по пять основных дат из биографии драматурга, которые учащиеся записывают и комментируют).
4. Личность Островского в воспоминаниях современников .
– Каким предстает Островский из воспоминаний современников? (учащиеся делают выводы и обобщения, пользуясь отзывами).
5. Сообщение ученика об Островском.
Общее впечатление о комедии «Свои люди – сочтемся!» выразил тонкий ценитель литературы писатель В.Одоевский: «Я считаю, на Руси три трагедии: «Недоросль», «Горе от ума», «Ревизор». На «Банкруте» я ставлю номер четвертый».
– Итак, о чем это произведение?
6. Выступление ученика о содержании пьесы «Свои люди – сочтемся».
Островский – мастер речевой характеристики. Он наделяет своих героев речью, которая ясно раскрывает их психологию, взгляды на жизнь, идеалы.
– Послушаем беседу дочери богатого купца Большова (Липочки) со свахой Устиньей Наумовной.
7. Инсценирование эпизода из пьесы.
Всего несколько реплик и перед нами вырисовываются характеры действующих лиц.
– Какими предстают герои? ( учащиеся делают выводы о том, как речь героев раскрывает духовный мир и жизненные идеалы героинь)
8. Работа с текстом произведений .
– Охарактеризуйте особенности «живой речи» персонажей Островского. (учащиеся находят в текстах пьес Островского речевые характеристики героев произведений).
В название многих пьес Островского вынесены поговорки, пословицы, крылатые слова. – Как вы понимаете смысл таких выражений: «Свои люди – сочтемся», «Бедность – не порок», «Не в свои сани не садись» и др.
9. Толкование значения названий пьес. Своеобразие драматургии Островского.
– Как эти названия характеризуют стиль драматургии Островского?
В 1859 году вышло первое двухтомное собрание сочинений Островского. В этом же году на страницах «Современника» появилась статья Н.Добролюбова «Темное царство», в которой впервые было раскрыто новаторство Островского. Критик называет произведения драматурга «пьесами жизни» и обращает внимание также на «меткость и верность народного языка» в его пьесах.
Для зрелого этапа творчества писателя характерно усиление психологизма и драматизма при обрисовке характеров главных героев. В 1879 году через 19 лет после «Грозы» выходит в свет пьеса «Бесприданница», где Островский изображает беспринципных дельцов, обладающих волчьей хваткой. Многое изменилось за это время в России. По-иному выглядят купцы.
– Какими они предстают?
Выступление ученицы о кратком содержании пьесы «Бесприданница».
Островский-драматург был другом и наставником актеров, режиссером и вдохновителем Московского Малого театра , защитником интересов и прав артистов и драматических писателей. Задолго до репетиций Островский сам прочитывал свою пьесу актерам по нескольку раз, показывая «тон» всех действующих лиц, раскрывая их характер.
10. Художественное ч тение отрывка по ролям из пьесы «Бесприданница».
( 4-е действие, 11-е явление)
Лариса умирает дважды: когда перестает верить в любовь после предательства Паратова и во второй раз – от выстрела Карандышева. Но эта смерть неожиданно светла и героична.
Во второй половине 50-х годов Островский стал постоянным сотрудником журнала «Современник». В этот период расширяется круг жизненных явлений в пьесах драматурга. Кроме среды купечества, изображенной в пьесах «Свои люди – сочтемся!», «Бедность – не порок», «Гроза», Островский рисует самодуров-помещиков («Лес», «Волки и овцы»), самодуров-чиновников( «На всякого мудреца довольно простоты», «Доходное место»), театральную жизнь («Таланты и поклонники», «Без вины виноватые»)
Появляются герои, протестующие против самодурной силы. В комедии «Доходное место» (1857г.) Островский выводит на смену разночинца-труженика, бедного интеллигента, убеждения которого приходят в трагическое столкновение с действительностью.
11 . Краткий пересказ сюжета пьесы «Доходное место».
12. Творческая работа.
Задание: написать эссе по прочитанным произведениям Островского на тему:
– Какие актуальные и современные проблемы вы видите в пьесах Островского.
13. Вывод : Что изучили на уроке? Какие мысли и чувства возникли в ходе работы по творчеству драматурга?
Дать домашнее задание, выставить и прокомментировать оценки . Д/з : прочитать драму «Гроза», стр.69-78 учебника.
Пьесы жизни Островского
Островский считал возникновение национального театра признаком совершеннолетия нации. Это совершеннолетие не случайно падает на 60-е годы, когда усилиями в первую очередь Островского, а также его соратников А. Ф. Писемского, А. А. Потехина, А. В. Сухово-Кобылина, Н. С. Лескова, А. К. Толстого в России был создан реалистический отечественный репертуар и подготовлена почва для появления национального театра, который не мог существовать, имея в запасе лишь несколько драм Фонвизина, Грибоедова, Пушкина и Гоголя. В середине XIX века в обстановке глубокого социального кризиса стремительность и катастрофичность совершающихся в стране перемен создавали условия для подъема и расцвета драматического искусства.
Русская литература и ответила на эти исторические перемены явлением Островского. Островскому наша драматургия обязана неповторимым национальным обликом. Как и во всей литературе 60-х годов, в ней существенную роль играют начала эпические: драматическим испытаниям подвергается мечта о братстве людей, подобно классическому роману, обличается “все резко определившееся, специальное, личное, эгоистически отторгшееся от человеческого”.
Поэтому драма Островского, в отличие от драмы западноевропейской, чуждается сценической условности, уходит от хитросплетенной интриги. Ее сюжеты отличаются классической простотой и естественностью, они создают иллюзию нерукотворности всего, что совершается перед зрителем. Островский любит начинать свои пьесы с ответной реплики персонажа, чтобы у читателя и зрителя появилось ощущение врасплох застигнутой жизни. Финалы же его драм всегда имеют относительно счастливый или относительно печальный конец. Это придает произведениям Островского открытый характер: жизнь началась до того, как был поднят занавес, и продолжится после того, как он опущен. Конфликт разрешен, но лишь относительно: он не развязал всей сложности жизненных коллизий.
Гончаров, говоря об эпической основе драм Островского, замечал, что русскому драматургу “как будто не хочется прибегать к фабуле – эта искусственность ниже его: он должен жертвовать ей частью правдивости, целостью характера, драгоценными штрихами нравов, деталями быта,- и он охотнее удлиняет действие, охлаждает зрителя, лишь бы сохранить тщательно то, что он видит и чует живого и верного в природе”. Островский питает доверие к повседневному ходу жизни, изображение которого смягчает самые острые драматические конфликты и придает драме эпическое дыхание: зритель чувствует, что творческие возможности жизни неисчерпаемы, итоги, к которым привели события, относительны, движение жизни не завершено и не остановлено. Произведения Островского не укладываются ни в одну из классических жанровых форм, что дало повод Добролюбову назвать их “пьесами жизни”. Островский не любит отторгать от живого потока действительности сугубо комическое или сугубо трагическое: ведь в жизни нет ни исключительно смешного, ни исключительно ужасного.
Высокое и низкое, серьезное и смешное пребывают в ней в растворенном состоянии, причудливо переплетаясь друг с другом.
Всякое стремление к классическому совершенству формы оборачивается некоторым насилием над жизнью, над ее живым существом. Совершенная форма – свидетельство исчерпанности творческих сил жизни, а русский драматург доверчив к движению и недоверчив к итогам. Отталкивание от изощренной драматургической формы, от сценических эффектов и закрученной интриги выглядит подчас наивным, особенно с точки зрения классической эстетики. Английский критик Рольстон писал об Островском: “Преобладающие качества английских или французских драматургов – талант композиции и сложность интриги. Здесь, наоборот, драма развивается с простотой, равную которой можно встретить на театре японском или китайском и от которой веет примитивным искусством”. Но эта кажущаяся наивность оборачивается, в конечном счете, глубокой жизненной мудростью.
Русский драматург предпочитает с демократическим простодушием не усложнять в жизни простое, а упрощать сложное, снимать с героев покровы хитрости и обмана, интеллектуальной изощренности и тем самым обнажать сердцевину вещей и явлений. Его мышление сродни мудрой наивности народа, умеющего видеть жизнь в ее основах, сводящего каждую сложность к таящейся в ее недрах неразложимой простоте. Островский-драматург часто доверяет мудрости известной народной пословицы: “На всякого мудреца довольно простоты”. За свою долгую творческую жизнь Островский написал более пятидесяти оригинальных пьес и создал русский национальный театр. По словам Гончарова, Островский всю жизнь писал огромную картину. “Картина эта – “Тысячелетний памятник России”.
Одним концом она упирается в доисторическое время (“Снегурочка”), другим – останавливается у первой станции железной дороги. ” “Зачем лгут, что Островский “устарел”,- писал в начале нашего столетия А. Р. Кугель.- Для кого? Для огромного множества Островский еще вполне нов,- мало того, вполне современен, а для тех, кто изыскан, ищет все нового и усложненного, Островский прекрасен, как освежающий родник, из которого напьешься, из которого умоешься, у которого отдохнешь – и вновь пустишься в дорогу”.
Следующее сочинение из данной рубрики: Драма «Бесприданница»
Сочинение на тему «Пьесы жизни»
Сочинение «Пьесы жизни» (Островского)
Александр Николаевич Островский действительно является одним из самых ярких писателей русской литературы. Многие относятся к нему как к основоположнику театра, а его захватывающие произведения называют «пьесами жизни». Писатель подарил нам более семидесяти своих работ. В их числе практически нет тех, которые не затронули бы сердца читателя.Но все же произведение «Гроза» выделяется на фоне лучших пьес автора.Она увидела свет в тысяча восемьсот пятьдесят девятом году и отражала события, которые начинались в стране в те времена.
Извечные вопросы
Я целиком и полностью согласна с тем, что жизнь – это театр, а люди в нем актеры. Литературные персонажи произведений А.Н.Островского во многом схожи с нами. Писатель повествовал о жизни обычных людей еще около ста лет назад. А ведь их беспокоили те же самые вопросы, которые в современном мире тревожат и нас.
Актуальность вечных тем
Писатель в своих произведениях очень точно передает ту действительность, которая царила в те времена. Так в пьесах затрагиваются вопросы, ответы на которые люди стремятся найти и по сей день. Раздумья о таком прекрасном чувстве, как любовь, о счастье, смысле жизни, совести, можно найти в пьесах Александра Николаевича Островского. Только действительно талантливый человек смог бы написать то, что будет актуальным во все времена. Эти строки будут, своеобразным, опытом для нового поколения.
А. Н. Островский интересно писал о разногласиях, которые происходили между людьми. По одну сторону баррикад были люди живущие по совести, а по другую – те, кто жаждет богатства, тем самым выставляя на показ свою душевную бедность. Многие работы писателя пользуются спросом и в современном обществе. К превеликому сожалению, в настоящее время существуют люди с патриархальным укладом жизни, своего рода невольники, которые утратили чувство личности. Также есть и отважные смельчаки, которые борются за свое место под солнцем.
Пьесы жизни
К пьесам Александра Николаевича Островского отлично подходит фраза: «Времена меняются, а люди остаются прежними». По моему мнению, произведения писателя считают «пьесами жизни», именно потому, что в них скрыта истинная жизнь общества, точно отображена борьба и любовь, горе и счастье. В пьесах существуют также очень реалистичные герои, настолько, что после прочтения книги, может показаться, что ты уже знаком с этим человеком. За это ощущение я и ценю творчество А.Н.Островского.
Также в произведении рассматривается социальный конфликт. Ведь былые времена давным – давно прошли, а драма и по сей день пользуется немалой популярностью. Из этого следует, что проблемы затронутые в произведении не только лишь социальные, но в то же время и философские.
Если вам понравилось сочинение на тему «Пьесы жизни», то так же вы можете прочитать и следующие сочинения
Источники:
https://infourok.ru/urok-po-literature-anostrovskiy-pesi-zhizni-svoeobrazie-dramaturgii-klass-764063.html
https://www.uznaem-kak.ru/pesy-zhizni-ostrovskogo/
https://rumozg.ru/sochineniya/po-proizvedeniyu/sochinenie-na-temu-pesy-zhizni.html