Обнаженка в картинах современных художников. «Водяные лилии» Клода Моне
Водяные лилии
О работе:
Ослепительная, если говорить о манере, и вызывающая, если говорить о её размерах и композиции, эта картина Клода Моне является одной из наиболее поразительных в серии из 60 холстов, изображающих пруд с кувшинками, которые Моне написал в период между 1914 и 1917 годами.
Впечатляющее двухметровое квадратное полотно написано более смело и свободно, чем ранние варианты, относящиеся к 1903 – 1908 годами.
Этот вид пруда с кувшинками обнаруживает революционный отход Моне от идеи картины как «описания» природы и выглядит шагом художника к абстрактной живописи. На этой удивительной картине округлые островки розовых и желтых кувшинок располагаются на тёмно-синей, зелёной и фиолетовой поверхности воды. Отвергая общепринятые правила композиции, Моне отказывается от такого понятия, как горизонт, и полностью сосредотачивает внимание на изолированном участке покрытой кувшинками водной глади. Плавающие на воде кувшинки резко обрезаются краями холста, создавая впечатление, что картина на самом деле является лишь частью чего-то большего.
Многослойная вода. Во время работы Моне, нарисовав листья кувшинок, часто добавлял новый слой воды. Здесь мы видим голубые, небрежные мазки розовато-лиловой и фиолетовой краски, заполняющие пространство между двумя группами плавающих кувшинок, огибающие, а порой и перекрывающие контур листьев.
Вертикальные мазки синего, зелёного и фиолетового придают картине ощущение динамики, движения. С их помощью передаются отражения на поверхности воды и создаётся ощущение массы спутанных корней и водорослей, стелющихся под поверхностью воды.
Участки не закрашенного холста, такие, как этот слева от цветка, добавляют картине ощущение спонтанности, и от этого творческий процесс работы над картиной кажется незавершенным.
Цветки кувшинки являются главным элементом картины. Моне писал розовые и желтые кувшинки короткими густыми мазками, усиливая впечатление от выступающих над поверхностью воды цветов.
Почему водяные лилии Клода Моне словно затянуты голубой дымкой
Как известно, Клод Моне очень любил писать водяные лилии, которых было очень много в его саду. Всего было создано более 80 работ с изображением кувшинок.
Поселившись во французской деревне Живерни, Моне собственноручно создал пруд, в котором он выращивал восхитительные водяные цветы, ставшие главными героями его картин. Они вдохновляли художника своей чистотой, красотой, светлостью и нежностью.
Однако в серии картин с кувшинками можно заметить одну особенность — они словно окутаны голубой или зеленоватой дымкой. Эта деталь делает полотна Моне сказочными и таинственными. Они словно погружают зрителя в волшебную страну, полную загадок и приключений.
Все считали Моне гением. Близкий друг живописца — врач Жорж Клемансо — говорил, что у него уникальная сетчатка глаза, которая помогает видеть то, что не видят другие. Сам Моне говорил, что хотел бы родиться слепым:
«Я хотел бы родиться слепым, а затем внезапно прозреть — так, чтобы начать писать, не зная, что собой представляют предметы, которые я вижу»
Хотя родился Моне зрячим, но перспектива ослепнуть приблизилась к нему в преклонном возрасте. После 60 лет художник начинал видеть всё хуже. У него развилась катаракта, в результате чего он стал видеть мир словно в дымке.
Вот так стал видеть свой сад Моне, приобретя катаракту.
Именно поэтому его лилии нарисованы так, словно всё находится голубовато-зеленоватом тумане. Особенность картин этого периода объясняется ухудшением зрения Моне, хотя сами картины от этого ничуть не стали хуже. Они только получили ещё большую уникальность и неповторимость, которая позволяет отличить картины Моне от произведений остальных художников. Причём сделать это может даже не сильно близкий к искусству человек.
К 72 двум годам художник почти полностью ослеп, но не переставал создавать картины. Моне сам писал о том, что из-за плохого зрения ему приходилось запоминать, в каком месте находятся различные цвета на палитре.
Художник долго не соглашался на операцию, говоря:
« Откуда я знаю, может, они дадут мне другие глаза? А мне нужны глаза Моне! Как иначе я продолжу работать?»
В итоге мастер сдался и ему удалили хрусталик в одном глазу. В результате операции зрение частично восстановилось.
Полотна Моне и по сей день пользуются невероятной популярностью и стоят огромных денег. Например, картина «Пруд с водяными лилиями» или «Пруд с кувшинками», созданная мастером в 1919 году, была продана на аукционе Christie`s в Лондоне за $80 млн. Эта работа Моне занимает девятое место в рейтинге самых дорогих картин мира, проданных на аукционах. У кого находится сейчас «Пруд с кувшинками» — неизвестно, поскольку коллекционеры, покупая подобные картины, часто предпочитают остаться неизвестными.
30 лет Клод Моне выращивал кувшинки и писал их .
Автор – Seniorin. Это цитата этого сообщения
30 лет Клод Моне выращивал кувшинки и писал их .
Водяные лилии в саду и на картинах импрессиониста Клода Моне: самые красивые картины и удивительные факты.
Когда картина Клода Моне попадает в аукционный дом Christie’s или Sotheby’s, ее сразу объявляют топ-лотом предстоящих торгов, а цена продажи часто превышает оценочную стоимость. Моне на аукционе — это всегда повод для возбуждения, волнения, азарта и внушительных ценников.
Самые дорогие, а скорее бесценные, шедевры именитого импрессиониста, конечно, находятся в музеях (хвала небесам, арт-дилерам и меценатам, жертвовавшим в течение последней сотни лет свои коллекции музеям всего мира!) Трудно себе представить ценник в любой из земных валют, например, под панно с водяными лилиями из музея Оранжери. Но Моне написал достаточно водяных лилий, чтоб некоторые из них украшали чью-то гостиную.
В действительном на сегодняшний день топ-10 самых дорогих картин Клода Моне — 6 картин с водяными лилиями. Все они написаны в те годы, когда Моне было далеко за 60, а чаще — за 70. Не многие художники-импрессионисты в старости (почти все дожили до седин, букета болезней и запоздалого признания) смогли совершить по-настоящему новаторский и мощный переворот по отношению к себе молодому и по отношению к искусству в целом. Моне один такой.
Настоящий повод, смысл и сюжет картин с лилиями — переменчивая, манящая глубина воды. Арт-дилер Рене Гимпель вспоминал, как впервые увидел вблизи сразу много картин с кувшинками Моне: «В этой бесконечности воде и небу не было начала и конца. Это было, как если бы мы присутствовали на одном из первых часов рождения мира».
Водяные лилии
Пруд с водяными лилиями, 1919 (Цена: $80 451 178)
Это полотно не случайно возглавляет список самых дорогих картин Моне, проданных с аукционов, вот уже много лет. «Пруд с водяными лилиями» — одна из четырех масштабных работ (размер 1×2 метра), которые Моне выполнил как эскизы (при этом вполне доработанные и завершенные) к своему проекту «Декорации». Одна из них находится в музее Метрополитен в Нью-Йорке, вторая была продана за 12 млн. долларов с аукциона в 1992 году, а третья сохранилась в виде двух кусков — кто-то из неразборчивых обладателей решил из одной картины сделать две поменьше. Эта четвертая.
Японский мостик
Водяные лилии, 1914
«Я бы хотел использовать тему водяных лилий для украшения гостиной: располагаясь вдоль стен, окутывая весь интерьер целиком, он будет производить иллюзию бесконечного целого, водной поверхности, без горизонта и без берега. Нервы, расстроенные работой, обретут здесь свой покой, следуя примеру стоячей воды. А если бы кто-нибудь пожил в этой комнате, она бы стала его убежищем для спокойной медитации в центре цветущего аквариума…» Наверняка, человек, заплативший 36 миллионов за полотно, каждый вечер успокаивает расстроенные работой нервы, глядя на эту стоячую воду.
16 ноября 2016 года был установлен новый рекорд стоимости на произведения Клода Моне: на торгах Christie’s в Нью-Йорке картина из серии «Стога сена» была продана за 81,4 миллиона долларов, что почти в два раза превысило предпродажную оценку в 45 млн долларов.
Источники:
https://legacy-time.ru/works-art/3/
https://zen.yandex.ru/media/id/5c6015b014574e00b13017d0/5d4944e7ddfef600add60997
https://kolybanov.livejournal.com/17219774.html