Образ печорина на протяжении всего романа. Пренебрежение дружбой
Образ Печорина в романе “Герой нашего времени”
В русской классической литературе «золотого» и «серебряного» веков выделяются персонажи, которые заслуживают почетного звания – «герои нашего времени». Образ Печорина, мастерски изображенный М. Ю. Лермонтовым, достойно входит в их число.
Герои времени, кто они?
Национальной культурной традицией стало создание в рамках определенной исторической эпохи персонажа, выражающего самые передовые мысли, чаяния, витающие в обществе. Только изобразить такого мыслящего человека, нацеленного в будущее, было по силам лишь наиболее проницательным талантам, уловившим посреди повседневности ростки нового. Первым создателем такого образа стал А. С. Пушкин. Его Евгений Онегин – аристократ, уставший от светской жизни, постепенно превращается из «человека общества» в настоящую личность. В отличие от него лермонтовский герой, прапорщик Григорий Александрович Печорин, предстает уже в начале романа как личность сложившаяся. А все содержание книги сводится к мучительному (на протяжении всего повествования) поиску своего жизненного пути.
Уникальность образа Печорина
Персонажи Пушкина и Лермонтова по своей внутренней сути являются выражением самосознания наиболее передовой части русского общества – образованной аристократии. Они, несомненно, являются героями своего времени – начала XIX века. Образ Печорина гораздо шире того, что вкладывал в него сам Лермонтов. Он стал первым в русской литературе главным героем психологического романа. Причем творческий метод, впервые апробированный Лермонтовым, нашел свое продолжение у следующих поколений писателей. Ф. М. Достоевский называл именно автора «Героя нашего времени» своим учителем.
Образ Печорина многие литературные критики соотносят с образом самого Лермонтова. Именно в этом аспекте он рассматривается в данной статье.
Автобиографические черты, вложенные Лермонтовым в главного героя романа
Действительно, между автором и персонажем налицо общие биографические черты: военная служба, участие в боевых действиях. Кстати, сослуживцы отзывались о Михаиле Юрьевиче как о человеке решительном и храбром в бою. В сражении на реке Валерик, которая находится в 30 км от современного города Грозный, он с первыми рядами храбрецов штурмовал боевой порядок наиба Ахбердила Мухаммеда. Как и его литературный герой, Лермонтов участвовал в Кавказской войне не по своей воле, а из-за опалы. Подобно печоринской, смерть великого русского поэта оказалась нелепой, случайной и безвременной.
Почему Михаил Юрьевич утверждал, что именно образ Печорина – герой нашего времени? Ответ очевиден. Настоящим мыслящим личностям было неуютно в эпоху правления Императора Николая I, известного подавлением восстания декабристов, урезанием всяких свобод и добившегося всевластия жандармского аппарата. Что же еще происходило в те времена?
Логический порядок глав романа
Это была трагедия целого поколения молодых людей, желающих «Отчизне посвятить души прекрасные порывы». Россия в период правления Императора Николая I утратила свои идеалы. Мучительно и напряженно на страницах романа ищет свою востребованность и не находит ее молодой человек, жаждущий свободы. Именно таким предстает пред читателем образ Печорина. «Герой нашего времени» – роман, последовательно раскрывающий эволюцию души главного персонажа.
Произведение состоит из пяти частей, соединенных между собой отнюдь не в хронологическом порядке. Каждая глава – это отдельное повествование. Лермонтов не опускается до банальной констатации, его задача сложней на порядок: он повествует о переменах во внутреннем мире героя.
Хронологически последовательность событий, в которые вовлечен созданный классиком образ Печорина, кратко следует излагать, начиная с его военной службы на Кавказе в боевом отряде.
Затем герой, будучи раненным, проходит лечение в Кисловодске и Пятигорске. Здесь происходит его дуэль с Грушницким, закончившаяся гибелью последнего.
В наказание опального офицера направляют служить в крепость, где он встречает знакомого по службе в боевом отряде штабс-капитана Максима Максимовича. Из крепости Печорин по делам службы оказывается сначала в казаческой станице. Затем он на короткое время едет в Петербург, после чего следует в Персию через Кавказ.
Возвращаясь в Россию из заморского путешествия, главный герой произведения погибает.
Композиция романа такова, что читатель вначале знакомится с Печориным из рассказа благоговеющего к нему Максима Максимовича, а затем – из дневника самого Григория Александровича.
Лермонтов с предельной силой наполнил проблематикой своего времени образ Печорина. Кратко его «бешенная гонка за жизнью», его попытки изменить свою судьбу могут быть выражены шекспировским «быть или не быть». Ведь Печорин предельно искренен в своих поисках и для достижения цели готов пожертвовать всем.
Повесть “Бэла”. Эгоцентризм Печорина
Логика эволюции души Печорина определила хронологический порядок следования входящих в произведение частей. Роман начинается с повести «Бэла». По-юношески горячим, настоящим максималистом предстает в нем образ Печорина. «Герой нашего времени» являет читателю офицера, презирающего светские условности и желающего обрести настоящее счастье в любви с вольной горянкой Бэлой.
Однако, к сожалению, произошедшее – лишь порыв страсти. Вскоре Бэла надоедает молодому человеку. Он не умеет отвечать за других людей. Он желает реализоваться как личность лишь сам, к встречающимся же на жизненном пути людям относится потребительски, считая абсолютной доминантой лишь собственный интерес.
Поэтому, бросив наскучившую горянку, он даже не подумал о смертельной опасности, грозившей девушке по законам тех мест со стороны жестокого Казбича. Также герой Лермонтова не отягощал себя размышлениями о судьбе брата красавицы – Азамате, ранее помогавшего ему украсть Бэлу, а затем вынужденного покинуть семью и стать изгоем.
Пренебрежение дружбой. Повесть “Максим Максимович”
Не отличается и далее душевным теплом образ Печорина. «Герой нашего времени» повествует в следующей части романа – «Максим Максимович», о том, как легкомысленный и зацикленный на своих проблемах Печорин обижает невниманием дружески к нему расположенного бывшего сослуживца.
Их встреча, несмотря на предварительную договоренность, к глубочайшему разочарованию последнего, не состоялась. Необязательностью и легкомыслием по отношению к другим людям отличается образ Печорина в этой части повествования.
“Тамань”. Романтика расследования
В третьей части произведения под названием «Тамань» автор представляет читателю уже другого, повзрослевшего главного героя.
Его активность целенаправленна и очевидна. Печорин в системе мужских образов лермонтовского произведения, несомненно, выделяется среди офицеров. Несмотря на средний рост, он крепок, ловок, энергичен. В нем ощущаются харизма и жажда деятельности. Он быстро ориентируется и принимает верные решения. Герой Лермонтова волею судьбы поселяется в доме у сообщников контрабандистов и вскоре раскрывает схему их нехитрого промысла. Однако внутреннего удовлетворения проведенное расследование ему не приносит.
Более того, он сочувствует контрабандистам, занимающимся этим незаконным промыслом, чтобы просто иметь источник к существованию. Харизматичен моряк Данко, идущий за товаром в море на утлой лодочке, а его любящая молодая подруга – отчаянна. И все же эта пара проявляет великодушие, обеспечивая всем нужным для жизни слепого мальчика и беспомощную старуху. Напуганные перспективой уголовной ответственности преступники уплывают. Читателю не понятно, как будут жить дальше мальчик и старуха.
Григорий впоследствии даже называет их честными контрабандистами и жалеет, что по своей воле ввязался в этот частный сыск.
“Княжна Мери”. Предельная откровенность Лермонтова
Приобретенным житейским опытом и харизматичностью отличается Печорин в системе мужских образов повести «Княжна Мери». Он наконец налаживает дружеские отношения с доктором Вернером. Их сблизили общие личностные черты: проницательность и скептицизм, подобные сложившиеся взгляды на эгоизм окружающих, занятых, прежде всего, своими личными интересами.
В дружбе же, по мнению Григория, оба товарища должны быть равными, избегать доминирования.
Поначалу сблизился герой и с юнкером Грушницким, впоследствии получившим офицерское звание. Их общение, впрочем, не переросло в дружбу. Наоборот, оно закончилось трагедией. Почему так получилось? Попробуем ответить.
Психологический автопортрет Лермонтова
Печорин в системе образов, созданных Лермонтовым, занимает особое место. Более того, автор исповедуется перед всем миром устами этого героя. Если отбросить придуманную автором легенду (историю жизни), то получим тонкий психологический автопортрет Михаила Юрьевича. Поэт, по воспоминаниям современников, был по-настоящему душевен лишь в узком кругу близких по духу людей. Поэтому и его герой, как и сам классик, искренне разочарован фальшью и лживостью большинства окружающих. Читателю сперва кажется, что юнкер Грушницкий также не удовлетворен порядками, царящими в обществе. Собственно говоря, на почве рассуждений об этом досадном обстоятельстве молодой человек и познакомился с Печориным. Однако вскоре проницательный герой осознает, что жизненная позиция этого молодого человека – сплошная поза, что этот офицер душевно пуст и фальшив. Григорию становится обидно, он не приемлет ханжества и лжи.
Он принимает решение щелкнуть по носу Грушницкого. Затея его, правда, не совсем безобидна. Герой, пользуясь предрасположенностью юнкера к княжне Лиговской, сам знакомится с ней и отбивает девушку у бывшего товарища. Правда, при этом и сам Печорин идет на моральные издержки по отношению к княжне Мэри, ведь он влюбляет ее в себя, не желая дальнейшего развития отношений.
Мог ли предчувствовать Печорин, что Грушницкий, покорный раб кукольных понятий о чести, царящих в высшем свете, вызовет его на дуэль? Григорий такого исхода событий не желал. Более того, он передал своему визави право первого выстрела, тем самым предложив ему альтернативу прекратить это сумасшествие. Однако Грушницкий выстрелил. У Печорина не осталось вариантов, кроме как стреляться всерьез. В результате юнкер был убит.
Лермонтов – заложник сюжета своей книги?
Как связан с судьбой автора произведения придуманный им образ героя? Печорина смело можно сравнивать с Лермонтовым, ведь он в этом эпизоде как бы предвосхитил трагическую гибель самого своего создателя. Роковая дуэль в Пятигорске началась с подначивания поэтом Мартынова. Подобно созданному ранее своему самому любимому литературному персонажу, Михаил Юрьевич не мог перенести фальши. Сам проявлявший мужество в бою, он не переносил Николая Соломоновича Мартынова, фальшиво изображавшего из себя в обществе дам героя на отдыхе. Лермонтов стал подначивать отставного майора. Как известно, их дуэль закончилась гибелью поэта.
Вернемся, однако, к повести «Княжна Мери». Выстраивая ее композицию, Лермонтов образ Печорина щедро наделял чертами своей собственной личности. Федор Михайлович Достоевский писал, что именно в этом произведении впервые в русской литературе прозвучал щемящий, берущий за душу психологизм.
Возможно, именно поэтому повесть написана автором в виде дневниковых записей героя, пребывающего на лечении «на водах».
Почему завершает роман повесть “Фаталист”?
Опальный после летальной дуэли, главный герой следует в Персию. По дороге он оказывается в казачьей станице, где проводит досуг в офицерском обществе за картами и вином. Военные общаются между собой, вспоминая боевые эпизоды. Прапорщика Печорина, глубоко разочарованного в русском обществе, но верящего в судьбу, тяжело чем-либо удивить. Однако, такой случай, все-таки происходит.
В одном обществе с ним оказывается поручик Вулич, вообще ни во что не верящий. Печорин, имея опыт боев, каким-то внутренним чутьем определяет, что этому офицеру вскоре грозит смерть. Вулич не верит в это и, пытаясь доказать, сам с собой играет один тур в «гусарскую рулетку». Поднесенный к виску заряженный пистолет дает осечку. Однако, когда все офицеры расходятся по местам расквартирования, возвращающегося Вулича совершенно бессмысленно убивает шашкой пьяный казак.
Случайно ли образ Печорина в романе представляется вещателем? Современники автора книги отмечали глубинный мистицизм последнего. Они упоминают тяжелый взгляд классика: если Лермонтов смотрел на спину человека, тот непременно оборачивался. Он забавлялся этим своим свойством. За это его ненавидели светские дамы. Известен факт: Михаил Юрьевич во время единственной встречи с Белинским так повлиял на критика, что тот, дотоле иронически относящийся к нему, стал повсеместно и безоговорочно его поддерживать. Экстрасенсы назвали бы это трансом.
Михаил был последним в роду Лермонтовых. Все его ближайшие предки умирали безвременно, и смерть классика окончательно пресекла фамильное древо. Современники поэта вспоминали и необычную бурю, разразившуюся при спокойном небе после рокового выстрела Мартынова в Пятигорске. А спустя 166 лет (в нумерологии это – число мироздания), весной 2007 года, молния другой бури расщепила и сожгла сосну, растущую на месте дуэли.
Психологи отмечают амбивалентность личности Лермонтова (парадоксальную связь ангельских и демонических начал). Его идеал – отбросивший смирение и побеждающий барса бывший монах Мцыри. Его Пушкин погибает с жаждой мести и пребывая в гордыне («поникнув гордой головой»), тогда как реальный отходит со смирением, приняв христианские обеты.
Григорий Печорин, как и сам Лермонтов, одержим гордыней. Хотя он не прошел испытаний ни любовью, ни дружбой, но достиг того, что превалирует над человеческими чувствами. Он не смог изменить мир, но он изменил себя. Ему открылся фатум. Дальнейший жизненный поиск бессмысленен, соответственно, и развитие сюжета романа предсказуемо: главный герой внезапно и нелогично погибает. Стремился ли к такой судьбе сам Лермонтов? Кто знает. Пишут, что перед роковой дуэлью он был удивительно спокоен.
Заключение
Михаил Юрьевич в романе «Герой нашего времени» создал противоречивый и яркий психологический образ Григория Александровича Печорина. Классик наделил любимого героя своим же творческим душевным складом, неуспокоенностью, нигилизмом, неприятием лжи и ханжества. Благодаря этому замыслу автора, в русской литературе появился новый жанр – психологический роман.
Особенность всех классиков в том, что их сочинения зачастую получаются более глубокими, чем первоначальные замыслы. Возможно, именно поэтому все новые и новые герои нашего времени образ Печорина пытаются осознать и постигнуть.
Дружба в жизни Печорина
Дружба в жизни людей играет большую роль. Человек существо социальное. Кроме близких и дальних родственников у него обязательно появляются друзья, приятели. Кто-то сохраняет дружеские отношения с детства и до преклонных лет, кто-то относится к дружбе поверхностно.
Печорин утратил романтическое отношение к дружбе и любви, он не умел крепко привязываться к людям, был критичен к ним.
Печорин и Максим Максимыч
С Максимом Максимычем Печорин прослужил год. Сам Максим Максимыч сильно привязался к молодому сослуживцу. Узнав, что тот остановился в одной гостинице, буквально светился от радости. Он не поехал по служебным делам, ждал, чтобы провести с Григорием Александровичем вечер, как когда-то они коротали вечера в крепости. Слуге Печорина он сказал:
Простодушный штабс-капитан был уверен, что Печорин, узнав о том, что он находится в гостинице, тут же прибежит. Однако Печорин предпочел ночевать в доме некоего полковника Н., и в гостиницу явился и только для того, чтобы отправиться в путь. Печорин, не то, чтобы не был рад встрече. Но он не выразил такой радости и эмоциональности, как штабс-капитан. Очевидно, он не придавал столь огромного значения отношениям, сложившимся между ними за время службы в крепости.
Максим Максимыч решил, что тот загордился и предпочитает его скромной персоне богатых и знаменитых. Но нет. Печорин также бы встретил Максима Максимыча даже в том случае, если бы он был владельцем парочки деревень в российской глубинке. У него такой характер. Он не впускал людей глубоко в душу, потому что когда привязываешься, и приходится расставаться, расставания проходят больнее. Тяжело бывает разочаровываться в предательстве тех, кому доверял.
Печорин и Грушницкий
Печорин именно держал людей на некотором расстоянии от себя, не впуская глубоко в сердце. Печорин хорошо знал Грушницкого, и не любил.
Тем не менее, к Грушницкому Печорин относился как приятелю. При встрече они обнялись, на протяжении всего развития событий до самой встречи у дома Лиговских продолжали встречаться. Втайне Печорин забавлялся Грушницким, старался разозлить его. Печорина раздражало то, что приятель считал княжну Мери почти своей. Он видел, что в избалованной барышне любви ни на грош. Она считала Грушницкого разжалованным, видя его хромоту, сочувствовала ему. Но не более. Печорин понимал, что как только Грушницкий наденет офицерский мундир, девушка потеряет к нему интерес. Так и случилось. Его забавляла и сама княжна. Он знал, что от любви до ненависти один шаг, и сначала возбудил в душе девушки ненависть к своей персоне.
Печорин и Вернер
Вернера Григорий Александрович искренне уважал. Они почти с полуслова понимали друг друга. Вернер был примечательной наружности, за что молодежь прозвала его Мефистофелем. Он был умен, образован, и у Печорина всегда находились темы для беседы с Вернером. С доктором Печорину не было скучно. Вернер стал секундантом Печорина во время дуэли его с Грушницким. Суть отношений между ними Печорин как-то высказал Вернеру:
Трудно не согласиться с Печориным в том, что дружба редко бывает равноправной, когда люди привязываются друг к другу по велению души. И счастливы те, кто имеют именно таких – бескорыстных и сердечных друзей. На жизненном пути Печорина такого друга, наверное, не было, либо он не разглядел в людях бескорыстия. Он считает, что
И хотя Печорин считает что «повелевать … – труд утомительный», он людей использует. На всем протяжении романа доктор Вернер служил для Печорина источником информации. Грушницкий был в роли подопытного кролика, за которым Григорий Александрович наблюдал и потешался. Впрочем, Печорин никого не считал друзьями, а только приятелями, и никогда никого не впускал в свое сердце.
Дружба в жизни Печорина (по роману «Герой нашего времени»)
Возможность дружбы в жизни Печорина
Все персонажи «Героя нашего времени», с которыми сталкивается в романе Печорин, раскрывают нам новые и разные черты главного героя. Так, отношения с Максим Максимычем, Вернером, Грушницким выявляют его понимание дружеских, приятельских отношений. Возможна ли дружба в жизни Печорина, что думает и как понимает ее главный герой?
Каков смысл слова дружба? Значение слова не изменилось со времен Лермонтова. «Дружба, дружество, – читаем у В. Даля в «Толковом словаре живого великорусского языка», – взаимная привязанность двух или более людей, тесная связь их; в добром смысле, бескорыстная, стойкая приязнь, основанная на любви и уважении…»
Печорин и Максим Максимыч
Подобную привязанность видим мы в бесхитростном штабс-капитане – первом, кто рассказывает нам о Печорине. Несмотря на то, что Максим Максимыч считает его странным человеком и явно не одобряет того, как поступает Григорий с Бэлой, он привязан к Печорину и считает того своим другом. «Мы были приятели», «были друзья закадычные», – служа вместе, люди становятся близкими, почти родными, именно в этом искренне убежден Максим Максимыч.
Уже будучи знакомыми с Печориным, мы, читая о предстоящей встрече, сомневаемся, что со стороны Печорина она будет теплой и радостной, – ведь он не скрывает от штабс-капитана своего характера и не обещает дружбы: «глупец я или злодей, не знаю; … во мне душа испорчена светом, воображение беспокойное, сердце ненасытное; мне все мало: к печали я так же легко привыкаю, как к наслаждению, и жизнь моя становится пустее день ото дня». Но вот встреча состоялась, слова радости и благодарности, что не забыл Максим Максимыч Печорина, произнесены, старый знакомый обнят Григорием дружески, но почему так веет холодом от Печорина, почему обижен и расстроен Максим Максимыч, ради встречи впервые нарушивший правила? «Неужели я не тот же. Что делать?всякому своя дорога…» – говорит герой, и мы понимаем: он никого не собирается обижать, просто встретил старого знакомого, которого никогда не считал своим другом.
Печорин и Грушницкий
Совсем по-другому состоится встреча Печорина с Грушницким: «мы встретились старыми приятелями», но уже с первых строк описания понятно, что под дружескими отношениями скрыты совсем другие. И действительно, Грушницкий – человек, чье главное наслаждение – «производить эффект» и кто «важно драпируется в необыкновенные чувства» и играет в разочарованного. Печорин же – само разочарование, это его болезнь, и он не может не чувствовать искусственности юнкера и по этой причине не принимать его. «Я его понял, и он за это меня не любит».
Драматическая развязка этих отношений не оставляет Печорина равнодушным. «Вид человека был бы мне тягостен: я хотел быть один». Нет ответа на вопрос « зачем я жил? для какой цели я родился?» у героя. «Одни скажут: он был добрый малый, другие – мерзавец. И то и другое будет ложно».
Никто из проходящих мимо вереницей людей не может понять внутреннего мира Печорина. Единственная женщина, которая поняла Печорина «совершенно, со всеми моими мелкими слабостями, дурными страстями», «Вера стала для меня дороже всего на свете – дороже жизни, чести, счастья!» Но наша надежда на то, что равнодушие главного героя и его разочарованность можно излечить, оказываются напрасными.
Любовь и дружба в жизни Печорина так же невозможна, как и многие другие общепринятые человеческие отношения – не в силу того, что герой плох или хорош, а в силу его характера и отношения к жизни. «Двадцать раз жизнь свою, даже честь поставлю на карту … но свободы моей не продам» – так строит свою жизнь Печорин, отрицая и любовь, и дружбу, желая остаться независимым от людей и сам страдая от этого.
Печорин и Вернер
Пожалуй, именно в отношениях с Вернером ярче раскрывается тема дружбы в «Герое нашего времени», возможно, с доктором у Печорина могла бы сложиться дружба, они во многом так похожи. С той минуты, как Вернер и Печорин «отличили в толпе друг друга», отношения их для других так ее напоминают. «Вернер человек замечательный», главный герой знает сильные и слабые стороны доктора в совершенстве. Что же свело вместе двоих? «Мы ко всему довольно равнодушны, кроме самих себя», «мы друг друга скоро поняли и сделались приятелями». Ни Вернер, ни Печорин к дружбе неспособны.
Григорий отрицает истинные дружеские отношения, дружба в жизни Печорина не существует, поскольку требует самозабвения, открытости, доверия, – всего того, чего у главного героя романа нет. Он говорит что «из двух друзей всегда один раб другого», и, вполне вероятно, это не убеждение, а желание скрыть неспособность пустить кого бы то ни было в свое сердце.
«Он скептик и материалист, … а вместе с этим поэт», – говорит Печорин о приятеле, а доктор оттеняет и проявляет то лучшее, что находим мы в характере Григория: аналитический ум, сильную волю, развитый интеллект, искренность. Вместе с тем, невольно сравнивая героев, мы отчетливее воспринимаем и другие качества Печорина – эгоизм, бесчувственность и даже жестокость.
Понимание дружбы главным героем романа
Понятие дружба Печорин никак не связывает ни с Максим Максимычем, ни с Грушницким, ни с Вернером, ни с кем бы то ни было. Но значит ли это, что он не знает, не понимает истинного смысла слов «дружба», «друг»? Вслед за Лермонтовым, описывающим водяное общество, мы наблюдаем, насколько «в свете» обесценено понятие: «мой друг» – так обращаются друг к другу люди, совершенно равнодушные, или, более того, даже, как драгунский капитан, вовлекающие собеседника в свои подлые дела.
Печорин перед дуэлью обращается к Грушницкому со словами «мы были когда-то друзьями», давая возможность тому одуматься. А когда душевное напряжение достигает накала, герой «чувствовал необходимость излить свои мысли в дружеском разговоре». Но не с кем разделить дружбу главному герою – он, опираясь на жизненный опыт и убеждения, отвергает безоговорочно любую привязанность. Анализируя свои поступки и душевные переживания, становится равнодушным и к людям, и к себе.
Источники:
https://www.syl.ru/article/188644/new_obraz-pechorina-v-romane-geroy-nashego-vremeni
https://lermontovm.ru/proza/geroj-nashego-vremeni/druzhba-v-zhizni-pechorina
https://obrazovaka.ru/sochinenie/geroy-nashego-vremeni/druzhba-v-zhizni-pechorina.html