Островский гроза характеристика катерины и варвары. Катерина и Варвара
Сравнительная характеристика Катерины и Варвары в Грозе Островского сочинение
В 1859 году Островский создал пьесу “Гроза”, в которой обличил пороки как временного периода, в который она была создана, так и людей. Главной героиней является Катерина, которая набожна, романтична. Но выйдя замуж за Тихона, она попала в дом Кабановых, где она попадает под постоянные упрёки хозяйки дома, угнетение. В доме также проживает сестра Тихона – Варвара, которая живёт в таких же условиях, как и его жена. Но с другой стороны она похожа на мать: такая же расчётливая, изворотливая и хитрая. Несмотря на такую схожесть, Катерина и Варвара имеют различия.
Девушки в детстве выросли в разных условиях. Катерина говорит про своё детство с воодушевлением и грустью, она скучает по тому времени. Мать любила, холила и лелеяла её, одевала как куклу, она была вольна делать всё что захочет. Девочка была весьма эмоциональна и могла легко поддаться эмоциям. Это она пронесла и во взрослую жизнь, но теперь уже не может уплыть на лодке через Волгу или убежать в лес. В таком воспитании Катерина чётко нарисовала в голове образ идеальной семьи, она хотела любить и быть любимой, чувствовать поддержку и опору в виде мужа и детей. В отличие от Катерины, Варвара выросла в доме Кабановых, где, казалось, всегда царил домострой. Девушка была достаточно свободолюбива, но эта вольность ограничивалась тем, что дом семьи был влиятельным в Калинове, и члены семьи всегда должны были соответствовать.
Таким образом, перед двумя героинями встаёт выбор: прогибаться под законы «тёмного царства», Домостроя, или жить как душе угодно. Катерина выбирает первое и губит свою душу. Она понимает свою обязанность подчиняться мужу, свекрови, заниматься домашними делами. Из-за этого во встречах с Борисом она видит страшный грех. Варвара же только снаружи прислушивается к законам Домостроя, на самом деле она всегда делает всё по-своему. Она привыкла врать, подстраиваться под обстоятельства и получать выгоду из этого. В одну ночь она поддаётся желанию и уходит гулять с Кудряшом до утра.
У обеих девушек есть возлюбленный. У Катерины это, к сожалению, племянник Дикого Борис. Она влюбляется в него, но уже тут начинается внутренний конфликт. Она не может поверить, что в ней загорелось желание изменить мужу. Во время командировки Тихона Катерина всё-таки поддаётся уговорам Варвары и идёт гулять с Борисом. После этого в душе девушки происходит раскол, она не может примириться с грехом и видит в самоубийстве единственный путь искупления. Даже после признания она думает, что люди будут смотреть на неё искоса. Для Варвары такое поведение обыденно, она бы никогда не оказалась в таком состоянии внутреннего противоречия. Главное, чтобы всё «шито-крыто» было. Главным для себя она ставит себя и свои желания и не противится им.
Таким образом можно сделать вывод, что Островский вводит противоположных героинь с целью более полного раскрытия характера Катерины. Но с другой стороны можно рассматривать их как “сестёр по несчастью”. Также Варвара частично виновата в смерти девушки, так как именно она предлагает главной героине поддаться чувствам и изменить мужу.
Сочинение Катерина и Варвара
Пьесу А. Н. Островского «Гроза» можно отнести к неувядающим творениям, способным оставаться востребованными на протяжении столетий. В чем же секрет актуальности этого произведения?
Написанная в 1859 году, пьеса до сих пор продолжает волновать сердца читателей своей искренностью, проблематикой и системой разноплановых образов.
Пожалуй, очень весомыми фигурами в пьесе являются образы Катерины и ее золовки Варвары.
Катерина – жена Тихона Кабанова, сына Кабанихи. Это очень мечтательная натура. С ностальгией вспоминает она о том, как хорошо, свободно жилось ей в родительском доме, где все ее любили и лелеяли.
Замужество не принесло ей ожидаемого счастья. Напротив, оно стало для нее наказанием. Правда, непонятно за какие грехи. Дом Кабановых для нее – это все равно что клетка для птицы с закрытой дверцей. Отношение матери к Катерине несопоставимо с тем, как относится к ней свекровь, привыкшая властвовать над всеми. Для невестки она становится настоящим палачом. Кабаниха и шагу не дает невестке ступить без поучений да упреков. И сына своего она пытается настроить против жены, указывая ему на недостатки и промахи Катерины.
Кабаниха и дочь свою Варвару поучает, да только та ее и не воспринимает. Варя слушает, что говорит мать, но не придает значения ее нравоучительным речам. Эта девушка нашла способ противостоять материнскому деспотизму и произволу через молчаливое противостояние. У нее своя тактика: делай, что и как хочешь, только чтобы никто не узнал об этом. Она и невестке старательно прививает те же мысли.
Однако Катерина не похожа на Варю, вставшую на путь обмана. Изменив Тихону, Катерина не в силах держать в себе эту тайну. Тяжелым камнем лежит она на сердце молодой женщины.
Почему же такая скромная, богобоязненная женщина, как Катерина, смогла предать мужа, найти ему замену, лишь только тот успел уехать из дома? Как решилась на такое?
Читая пьесу, читатель становится свидетелем душевных мук Катерины, оказавшейся перед нелегким нравственным выбором – быть с Борисом, которого она полюбила, или жить с безвольным мужем и терпеть издевательства свекрови. Подталкиваемая Варей, Катерина все же выбирает тайные встречи с любимым человеком.
Стало ли ей легче от того, что она сблизилась с Борисом? Очевидно, нет. Кроме того, ей теперь несравнимо хуже и тяжелее. К боли от унижений, которые ей приходилось терпеть от Кабановой, добавилось теперь и чувство стыда, несмываемого позора. Да и является ли Борис тем человеком, ради которого можно принять подобный грех на душу? Наверное, нет. Борис такой же безвольный и запуганный, как ее муж Тихон. Так стоило ли пачкаться?
Чистая душа Катерины не может принять такого позора. Она признается в содеянном во время грозы. Раскаты грома пугают бедную Катерину. Она считает, что это кара небесная, которая непременно ее поглотит.
В сцене признания Катерина проявляет решимость и смелость. Этими же качествами наделена Варвара. Однако у нее они подмешаны с хитростью. Варя всегда действует в своих интересах. Личная выгода для нее на первом месте. Под маской добропорядочности она проворачивает свои дела.
Катерина совсем другая. Отчаяние, нерешительность мужа, отсутствие в нем силы воли, тирания Кабанихи и, наконец, безвыходность ситуации подталкивают Катерину к греху, а затем толкают ее к волнам Волги.
Также читают:
Картинка к сочинению Сравнительная характеристика Катерины и Варвары в Грозе
Популярные сегодня темы
В далёком 1883, Владимиром Маковским была написана прекрасная картина под названием Свидание. Она вместила в себя тему обнищания и страданий бедного народа, а также заботу и силу материнской любви.
Савельич – подневольный крестьянин семьи Гриневых. Когда Петру Гриневу исполнилось пять лет, его поручили воспитанию старика.
В произведении Евгения Замятина, «Мы», огромный смысл в раскрытии темы произведения и для того, чтобы понять характер главного персонажа, имеют женские образы.
У меня, как и у каждого маленького ребенка, в детстве была любимая игрушка. Сказать честно, этот плюшевый мишка значит и сейчас для меня очень многое.
На картине изображено чаепитие большой семьи. Центральное место на полотне занимает круглый стол, покрытый светлой скатертью. На скатерти есть голубые полоски, по краям – кисти.
Сравнительная характеристика Катерины и Варвары в «Грозе»
В «Грозе» Варвара и Катерина являются двумя по-настоящему женскими образами. Эти две девушки воплощают в себе два различных подхода к жизни, к миру, к правилам игры. Однако было бы ошибкой противопоставлять образы Катерины и Варвары в «Грозе».
Что может сказать читатель о Варваре и Катерине, когда впервые видит героинь в наиболее привычной обстановке: Тихон покорно соглашается с матерью, а Кабаниха винит во всём Катерину, попутно жалуясь на жизнь?
Хотя логичнее предположить, что именно дочь, то есть Варвара, будет высказывать матери претензии. Тем не менее, когда Кабаниха уходит, Варвара, в отличие от Катерины, набрасывается на Тихона: что же это за муж, который не может защитить жену от тирании свекрови. Варваре противно смотреть на Тихона, она понимает, насколько он жалкий и безынициативный человек. Ей жаль Катю, которая вынуждена жить с Тихоном. Ошибочно полагать, что Катя не замечает недостатков Тихона, но она выше жалости к себе. И со стороны Варвары ей нужна вовсе не жалость.
Здесь открывается другая сторона персонажей, по-новому открываются образы Катерины и Варвары в «Грозе». Речь пойдёт не столько о силе характера и личных качествах, сколько о душевной глубине. Все жители Калинова противопоставлены образу Катерины по принципу мелочность — широта души. Варвара отличается от калиновцев, но всё же говорить о таком же глубоком понимании мира нельзя. Катя невероятно тонко чувствует мир, каждое дыхание, каждый луч солнца. Она религиозна, поэтому в её миропонимании большое значение имеют христианские образы-символы (например, ангелята и пение). Варвара, которая воспитывалась иначе, не может понять всей метафизики, она не способна погрузиться в сферу имманентного, не дано ей почувствовать себя вольной птицей, запертой в клетку. Нет, Варвара не так хорошо ощущает мир, зато она отлично знает жизнь. Дочь Кабанихи не питает иллюзий по поводу окружающих её людей, она решает играть по предлагаемым правилам, сохраняя при этом лицо. Её главный принцип — чтобы всё было «шито крыто», и никто ничего не узнал. Варвара кажется намного старше Катерины именно из-за такого прагматичного и даже в чём-то циничного отношения к жизни, которое не свойственно юному возрасту девушки. Возникает ощущение, что Варваре не нужно сочувствие, ведь она способна за себя постоять. А вот Катерине, хрупкой и нежной, нужно всего лишь понимание, которое никто не способен дать ей. Варвара слушает, но не слышит монологи Кати. И жизнь до свадьбы с Кабановым Варваре кажется такой же, как и после замужества: Варвара не понимает трагедии от утраты внутренней свободы.
Катерине свойственно больше рефлексировать на тему отношений и чувств. Любовь к Борису изначально страшит Катю, поэтому девушка старается отказаться от возникших переживаний. Для Варвары такая ситуация в принципе невозможна, потому что если ей нравится молодой человек, она гуляет с ним, а если понравится другой, то, соответственно, пойдёт гулять с тем. Она научилась скрывать это, поэтому предлагает такой вариант Кате. Но Катерина отказывается. Она понимает ответственность, которую влечёт за собой измена и ложь. Варваре тяжело видеть страдания девушки, поэтому она договаривается с Борисом о встрече от имени Кати.
Нужно упомянуть, что именно Варвара придумала способ как незаметно можно ускользнуть вечером из дому. Она сменила замок на калитке и подговорила служанку. Вряд ли бы Катерина проделала так много манипуляций и пустилась на столько ухищрений. Долгое время девушка не могла решиться на то, чтобы просто выйти к возлюбленному, взглянуть ему в глаза.
Варвара до последнего старалась уговорить Катю не рассказывать о тайных свиданиях с Борисом, но Катя была полна решимости признаться в содеянном. На эту ситуацию девушки смотрят с разных точек зрения. Для Варвары главным было собственное счастье, которое могло бы оборваться. А смолчав тайные встречи можно было бы продолжать. Катя Кабанова считала иначе. Для неё это были не просто ночные прогулки с тем, кто был ей симпатичен. Кате пришлось сделать тяжёлый выбор, понимая, что обман и измена являются грехами как в христианстве, так и в обществе. Дальнейшая ложь и скрывание своих чувств могло бы усугубить внутренний разлад героини. Девушка не могла жить в гармонии с собой, зная, что обманывает всех, в том числе и себя.
Девушки стремятся к свободе, но для Варвары важнее свобода передвижения, свобода, которая реализуется в материальном мире, а Катерина стремится к свободе духа. В финале пьесы автор выводит из произведения обеих героинь. Катерина бросается в Волгу, обретая таким образом свободу. Варвара сбегает из дому. Почему же для Катерины невозможен путь Варвары? Потому что это всё равно было бы ложью себе, не обретение долгожданной свободы, а побегом. Катерину преследовали бы призраки прошлого, и мучила бы совесть.
Сочинение Сравнительная характеристика Катерины и Варвары в пьесе Гроза Островского
Александр Островский, является автором такого знаменитого произведения, под названием Гроза. Действия данного произведения происходит в вымышленном городе Калинов, находящегося на берегу реки Волги. К главной героине данного произведения, является жена Тихона, Катерина. Детство Катерины проходит в родительском доме, в котором она никогда не знала плохого слова, всегда была свободная и не знала что такое злость, и обида.
Однако, судьба решила иначе, девушка в раннем возрасте становится невесткой в доме Кабановых. Её муж Тихон, является добрым, тихим и абсолютно не уверенным в своих силах человеком. Вся власть в данном доме принадлежит её свекрови. За схожесть с её фамилией и за её скверный характер, ей дали прозвище, Кабаниха. В семье также проживает и дочь свекрови, по имени Варвара. Это девушка является похожей на мать, она изворотлива, хитра и лжёт матери глядя в глаза. Складывается впечатление что обе девушки являются пострадавшими, а также судьбы их являются очень похожими.
Но между девушками всё же есть свои определенные различия, в первую очередь в обстановке в которой они выросли. Катерина, выросла в объятиях матери, та её всегда холила и лелеяла, девушка росла свободной. Но при этом, она была очень эмоциональной, очень чувствительной. Девушка росла с единственной мечтой, создать крепкую и надежную, любящую семью. Прошли года, теперь она не могла просто так сбежать, сесть в лодку и уплыть подальше.
Варвара, выросла в семье, которая имела власть и должна была, соответствовать своей семье, за это она несла определенную ответственность. Девушка выросла под началом строгой, жестокой матери, любви и ласки ей всегда не хватало. Именно поэтому, она выросла и стала изворотливой и умела искусно лгать.
Перед этими девушками всегда вставала один и тот же вопрос, стоит ли начинать, прогибаться под законы темного царства, или же нужно начать думать о себе, и жить так как им того хочется. Данные героиня является похожими друг на друга, однако если присмотреться поближе, они являются совершенно разными. Когда наступает момент и Катерина больше не может сдерживать тяжесть груза, греха, которая она возложила на свои плечи, а именно, она больше не может скрывать, о том что изменила своему мужу, она покинула этот мир утопившись.
Когда выбор встал перед Варварой, девушка предпочла выбрать жизнь и сбежала со своим возлюбленным, вместо того чтобы следовать законам темного царства в котором она проживала всю свою жизнь.
Сравнительная характеристика Катерины и Варвары в пьесе Гроза
Популярные сочинения
Сочельником у православных христиан именовали день накануне Рождества Христова. А само название рождественского сочельника связано с обычаем есть в этот день зерна пшеницы, размоченные в воде (чаще с медом) — сочиво.
В чём смысл жизни? Этот вопрос задавало такое количество людей, что не хватило бы количество ячеек для цифр на калькуляторе. В самом деле, его кто только не задавал. Учёные, философы, психологи, профессора на кафедрах
На картине Игоря Попова «Первый снег» изображен счастливый момент радости детей. Эта картина передаёт самые светлые и яркие эмоции. Тона цветов передают жизнерадостность и светлые события.
Источники:
https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/ostrovskij/sravnitelnaya-harakteristika-kateriny-i-varvary-v-groze
https://obrazovaka.ru/sochinenie/groza/katerina-i-varvara-sravnitelnaya-harakteristika.html
https://supersochinenie.ru/sochineniya/literatura/ostrovskij/sravnitelnaya-harakteristika-kateriny-i-varvary