Паленов виктор анатольевич художник картины. Василий поленов картины
Новое в блогах
5 знаменитых картин художника Василия Поленова
Выдающийся русский художник Василий Поленов ушел из жизни ровно 89 лет назад – 18 июля 1927 года.
SPB.AIF.RU вспомнил пять выдающихся работ Василия Поленова, с которыми сегодня можно познакомиться в крупнейших музеях России.
«Московский дворик» (1878)
В Третьяковской галерее в Москве хранится одна из самых известных картин Василия Поленова – «Московский дворик». В 1877 году живописец перебрался в первопрестольную. К этому времени Поленов, благодаря родителям получивший прекрасное образование, уже успел в качестве пенсионера Академии художеств объехать половину Европы вместе с Ильей Репиным, а также побывать на русско-турецкой войне, где состоял в ставке цесаревича Александра. Там он занимал должность придворного художника.
В Москве Поленов начал преподавать в училище живописи. Его учениками здесь были Исаак Левитан и Константин Коровин. Художник в городе снимал квартиру в Дурновском переулке близ Спаса на Песках в доме Баумгартена. Прямо из окна своего жилища Поленов и написал этюд к пейзажу. Затем художник переписал его заново на холсте – расширил вид, добавил людей на полотно.
На картине изображен типичный старый московский дворик в начале лета. Солнце еще не взошло высоко над горизонтом. Во дворе играют дети, идет женщина с ведром, стоит запряженная в телегу лошадь. На заднем плане купола церкви.
Полотно Поленов направил в Петербург – на выставку художников-передвижников 1878 года. Там картину ждал большой успех. Поленову же работа принесла известность, а позднее полотно для своей галереи приобрел и Павел Третьяков.
Картина Поленова дает возможность понять, какой была Москва в конце XIX века. Фото: Commons.wikimedia.org
«Бабушкин сад» (1879)
Еще одна известная картина художника, также хранящаяся в Третьяковской галерее, была представлена публике всего лишь через год после завершения «Московского дворика». При этом обе работы перекликаются между собой. В «Бабушкином саду» усадебный дом, окружённый садом, тот же, что и в «Московском дворике».
Московский особняк и сад вокруг него играют в картине важную роль, давая зрителю наглядное представление о центре города того времени. После опустошительного пожара 1812 года Москва застраивалась дворянскими особняками в стиле классицизма. Если в «Московском дворике» открытое пространство, залитое солнечным светом, создаёт радостное настроение, то в «Бабушкином саду» замкнутость внутри затенённого сада вызывает у зрителя иные ассоциации.
«Бабушкин сад» перекликается с другой картиной мастера. Фото: Commons.wikimedia.org
«Заросший пруд» (1879)
Полотно «Заросший пруд» Поленов начал писать еще до своего отъезда на русско-турецкую войну. Летом 1977 года живописец провел в деревне Петушки под Киевом, где и создал этюд, послуживший основной для картины. Спустя некоторое время в Москве Поленов вдохновился прелестью старого сада на окраине города. Это настроение он и перенес в старый этюд.
На картине изображена часть пруда и мостик, подходящий к нему. На переднем плане – берег с зелёной травой и ромашками, на заднем плане – тёмный лес, у края которого в тени стоит скамейка, на которой сидит женщина.
Работу выставили на той же выставке передвижников что и «Бабушкин сад». Позднее свой «Заросший пруд» написал и ученик Поленова Левитан.
Заросший пруд впоследствии писали несколько художников. Фото: Commons.wikimedia.org
«Христос и грешница» (1887)
Поленов еще в юношеские годы был впечатлен картиной Александра Иванова «Явление Христа народу». Тогда и у него зародилась идея создать полотно, способное воздействовать на зрителя силой драматизма. Поленов считал, что такая работа отвечала бы духовным потребностям людей.
Картина «Христос и грешница» была показана на выставке передвижников в феврале 1887 года. При этом изначально цензурой она была осуждена, но за работу Поленова вступился Александр III. Он был в восторге от полотна и даже приобрел его для своего музея.
Сам Поленов с огорчением писал в одном из писем: «Картина эта была названа мною «Кто из вас без греха». В этом был ее смысл. Но цензура не позволила поставить эти слова в каталоге, разрешили «Христос и грешница». А в музее Александра III ее назвали «блудная жена», что совершенно противоречит евангельскому рассказу, где ясно сказано, что это согрешившая, а не блудная женщина. Так название и осталось. Оно и не мое, и не соответствует евангельскому рассказу».
Поленов перед написанием картины посещал Египет, Палестину и Сирию. Там он изучал местный быт, нравы. Это помогло ему создать на полотне исторически достоверную обстановку.
Сюжетом этого полотна послужил известный евангельский эпизод о Христе и грешнице (Евангелие от Иоанна, глава VIII.)
Изначально эта работа мастера была не по нраву цензуре. Фото: Commons.wikimedia.org
«Золотая осень» (1893)
К началу 1890-х Василий Поленов обосновался в усадьбе «Борок» у деревни Бехово. Там он и написал знаменитую картину «Золотая осень». На ней мастер изобразил вид на Оку в сентябре.
Пейзаж Поленова с его спокойным и широким разворотом пространства, обилием света и воздуха производит умиротворяющее впечатление. «Золотая осень» по праву стала символом русской природы, которую художник любил по-настоящему.
Картина, которая стала символом русской природы. Фото: Commons.wikimedia.org
В работе, как и во многих других своих творениях, ему удалось передать зрителю что-то по-настоящему важное. «Мне кажется, что искусство должно давать счастье и радость, иначе оно ничего не стоит», – говорил Поленов. Этого правила он придерживался в своем творчестве всю жизнь.
10 картин Василия Поленова
В. Д. Поленов.
Портрет работы И. Репина (1877)
Василий Дмитриевич Поленов — художник, мастер исторической, пейзажной и жанровой живописи, педагог.
Родился в Петербурге 20 мая (1 июня) 1844 года в старинной дворянской семье. Отец Поленова, Дмитрий Васильевич, был известным историком, археологом и библиографом. Мать, Мария Алексеевна, урожденная Воейкова, была детской писательницей и художницей-любительницей.
С детства будущему художнику прививали глубокую любовь к природе. И впечатления от жизни на даче в Царском Селе, в родительской усадьбе в Олонецком крае, среди первозданной северной природы, в бабушкином имении в Тамбовской губернии, воспоминания о местных жителях и красоте этих мест позже нашли отражение в его творчестве.
В петербургском доме Поленовых, где собирались художники, профессора университета, музыканты, ученые, царила интеллектуальная и художественная атмосфера, к которой рано приобщился и будущий художник. Рисовать Василий Поленов начал с ранних лет. В 1860-е годы Поленов учился одновременно в Петербургском университете, на физико-математическом факультете, и в Академии художеств, которую называл впоследствии своей «духовной родиной».
В 1872 году Поленова отправили на шесть лет за границу в качестве пенсионера Академии художеств «для дальнейшего усовершенствования в искусстве», посетил Вену, Мюнхен, Венецию, Флоренцию и Неаполь, длительное время жил в Париже, написал там картину «Арест графини д’Этремон», за которую в 1876 году получил звание академика.
Важным событием в жизни художника стало знакомство с Саввой Ивановичем Мамонтовым.
Летом 1874 Илья Репин, с которым Поленов был дружен, приглашает художника в Нормандию. Здесь Поленов открывает новые для себя задачи пейзажной живописи и создает картины «Нормандский берег», «Рыбацкая лодка. Этрета. Нормандия».
В 1876 году Василий Поленов отправился на русско-турецкую войну, в продолжение которой состоял официальным художником при главной квартире наследника-цесаревича (впоследствии императора Александра III).
В 1878 году на VI Передвижной выставке Поленов показывает картину «Московский дворик», которая принесла ему оглушительный успех и стала впоследствии его визитной карточкой.
В 1881—1882 годах Василий Дмитриевич отправляется в своё первое путешествие на Ближний Восток и по библейским местам: в Константинополь, Палестину, Сирию и Египет. Отсюда он привозит эскизы и наброски к масштабному полотну «Христос и грешница», которое он задумал еще в 1868 году, и на работу над которым у Поленова ушло около 20 лет.
В 1882—1895 годах художник преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, и его учениками были будущие выдающиеся художники И. И. Левитан, К. А. Коровин, И. С. Остроухов, А. Я. Головин и другие.
В 1888 пишет картину «На Тивериадском (Генисаретском) озере».
Василий Поленов, будучи городским жителем, всегда мечтал жить на природе. В 1890 приобрёл небольшое имение Бёхово в Тульской губернии, на высоком берегу над Окой. На деньги, вырученные от продажи картины «Христос и грешница», Поленов построил здесь дом по собственному проекту, и при доме художественные мастерские, где Поленов много работал, а также проводил занятия для сельских детей. Также по просьбе крестьян Поленов построил здесь церковь. В настоящее время в этой усадьбе (переименованной в Поленово) находится Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В. Д. Поленова.
В 1899 во второй раз отправился на Ближний Восток, чтобы собрать материалы для серии картин на евангельскую тему «Из жизни Христа», которую завершил в 1909. Работу над этим циклом Поленов считал главным делом своей жизни. В 1914 в Москве устраивалась выставка картин этого цикла для сбора средств в пользу раненых в Первой мировой войне.
В 1918—1919 художник живёт в своей усадьбе и пишет картину «Разлив на Оке».
В 1924 прошла первая персональная выставка, посвящённая 80-летию художника, в Государственной Третьяковской галерее.
Художник скончался 18 июля 1927 года в своей усадьбе и был похоронен на сельском кладбище.
Василий Поленов
В асилий Поленов увлекался живописью с детства. Он окончил Академию художеств с Большой золотой медалью, путешествовал по Европе, изучая разные школы и стили живописи и посещая множество музеев и картинных галерей. Художник долго искал свое направление — и уже в зрелом возрасте обрел известность как пейзажист и мастер жанровой живописи. Благодаря картине «Московский дворик» Поленов стал родоначальником «интимной живописи», а его картину «Христос и грешница» приобрел для своей коллекции император Александр III.
Медалист Академии художеств
Василий Поленов родился в Петербурге в многодетной дворянской семье. Его отец Дмитрий Поленов — секретарь Русского археологического общества — изучал летописи и историю, увлекался искусством. Мать Мария Поленова (урожденная Воейкова) брала уроки живописи у художника Карла Брюллова. Благодаря портретам ее кисти известно, как выглядел Василий Поленов в детстве. Родители поддерживали в своих детях интерес к искусству и нанимали им педагогов из Академии художеств. Павел Чистяков, в то время еще студент Академии, обучал рисунку и основам живописи Василия и его младшую сестру Елену. Чистякову удалось заложить в юноше осмысленное отношение к творчеству: «Не подумавши, ничего не начинать, а начавши, не торопиться», — советовал он.
Василий Поленов с удовольствием учился живописи и хотел поступить в Академию художеств. Однако его родители настояли на получении классического университетского образования. В 1863 году, после окончания гимназии, Василий Поленов поступил вместе с братом Алексеем на физико-математический факультет Петербургского университета. Однако вскоре оставил университет и стал заниматься только живописью. Он посещал вечерние классы при Академии художеств, учился рисованию, анатомии, строительному искусству, геометрии и истории изящных искусств. В 1867 году Василий Поленов закончил ученический курс и получил серебряные медали за рисунки и этюд.
Позже художник все-таки решил окончить университет: он поступил на юридический факультет и в 1871 году успешно защитил диссертацию по теме «О значении искусства в его применении к ремеслам». В этом же году Поленов получил высшую награду — Большую золотую медаль — за картину «Воскрешение дочери Иаира». Эту же тему готовил его сокурсник Илья Репин, он тоже стал медалистом. Также художники получили право на заграничную пенсионерскую поездку на шесть лет.
Европейское пенсионерство — Германия, Италия, Франция
В это время Василию Поленову было уже 27 лет, однако с художественной «специализацией» он пока не определился. Поэтому во время заграничной стажировки он часто бывал в музеях. В Германии Поленов изучал искусство немецких художников — Карла Пилоти, Габриэля Макса, Арнольда Беклина, Ганса Макарта. Как вспоминал живописец, их работы действовали на него как «опьянение опиумом». Поленов посещал рыцарские замки и делал там эскизы — по ним он позже написал картину «Право господина», которую купил Павел Третьяков за большие деньги и даже не торгуясь.
После Германии Поленов отправился в Неаполь, Венецию и Флоренцию.
Это впечатление художника отразилось в его картине «Итальянский пейзаж с крестьянином». В Италии зародилась дружба Поленова с меценатом Саввой Мамонтовым и членами Абрамцевского кружка. Художник участвовал в их спектаклях и концертах, дискуссиях и карнавалах. Занятия живописью отступили на второй план: «Я попал в такую круговоротную струю, что совершенно завертелся в суете мирской, а об своем собственном аскетическом подвиге и забыл». Позже Поленов не раз бывал в Абрамцево — в подмосковной усадьбе Мамонтова.
Большое влияние на творчество Поленова оказала поездка по Франции. Парижские художественные школы и стили живописи восхищали и вдохновляли живописца. Здесь он ближе познакомился с представителями барбизонской школы, увидел картины пейзажиста Камиля Каро. Под влиянием барбизонцев Поленов создал картину «Ливень» в серой гамме, как вспоминал художник — он написал ее «для себя, для отдыха». Однако полотно очень понравилось Ивану Тургеневу, с которым художник познакомился там же, в столице Франции.
По совету художника Алексея Боголюбова, вокруг которого в Париже образовался своеобразный кружок, Василий Поленов вслед за Ильей Репиным отправился на север Франции — в Нормандию, в небольшой город у моря Вёль. Здесь Поленов прожил несколько месяцев и написал множество пейзажей: «Белая лошадь», «Нормандия», «Старые ворота. Вёль», «Этрета. Нормандия» и многие другие.
Фронтовые зарисовки и пейзажи старой Москвы
За два года до официального окончания заграничной поездки, художник стал хлопотать о досрочном возвращении на родину. В Академию художеств он представил две картины — «Право господина» и «Арест гугенотки» — и 50 парижских этюдов. За свои работы Поленов получил звание академика.
Сразу по возвращении в Россию Василий Поленов отправился добровольцем на сербско-турецкий фронт. Свои военные впечатления художник отразил в этнографических типах, архитектурных зарисовках, сценах из бивуачной жизни — эти иллюстрации с поля боя публиковал журнал «Пчела». Живописец не создавал батальных полотен. В письме к русской певице Марье Климентовой-Муромцевой он писал: «Сюжеты человеческого изуродования и смерти слишком сильны в натуре, чтобы быть передаваемы на полотне, по крайней мере, я чувствую еще в себе какой-то недочет, не выходит у меня того, что есть в действительности, там оно так ужасно и так просто».
В 1877 году Василий Поленов, как и хотел, поселился в Москве. Вдохновленный видами старой столицы, он начал работать над полотном «Пострижение негодной царевны». Картина так и не была написана, но Поленов создал зарисовки кремлевских соборов и старинных теремов, научился писать древнерусские интерьеры. Этюд со Спаса на Песках лег в основу пейзажного образа старой Москвы — картины «Московский дворик». С ней Василий Поленов дебютировал на выставке Товарищества передвижников 1878 года. Однако самому художнику полотно не нравилось, и он сетовал на то, что не уделил картине больше внимания: «К сожалению, я не имел времени сделать более значительной вещи, а мне хотелось выступить на передвижную выставку с чем-нибудь порядочным, надеюсь в будущем заработать потерянное для искусства время». Однако «Московский дворик» имел огромный успех у критиков: работа выделялась на фоне подвижнической эстетики особой поэтичностью и элегическим тургеневским настроением. В выставках также участвовали картины Поленова «Бабушкин сад» и «Заросший пруд».
Просветительский центр Василия Поленова
В 1881 году Василий Поленов начал работу над картиной «Христос и грешница» — первой из будущего цикла о жизни Христа. Художник хотел «создать Христа не только грядущего, но уже пришедшего в мир и совершающего свой путь среди народа». Вместе с искусствоведом Адрианом Праховым и промышленником Семеном Лазаревым он отправился на Ближний Восток. Путешественники побывали в Турции, Египте, Палестине, Сирии и Греции. Поленов вдохновлялся яркими восточными пейзажами и пестрыми одеждами местных жителей. Этюды, привезенные из поездки, Павел Третьяков купил прямо с выставки передвижников в 1885 году.
Однако первая поездка по Ближнему Востоку отвлекла художника от первоначального замысла, и его зарисовки к задуманной серии о жизни Христа отношения не имели. Поэтому Поленов отправился на поиски натуры в Италию. Там он создал эскизы к полотну «Христос и грешница». Художник делал наброски карандашом, маслом, углем. Саму картину Поленов писал в 1886–1887 годах в кабинете Саввы Мамонтова. Впервые эта работа увидела свет на XV Передвижной выставке. Там картину купил Александр III. Император опередил Павла Третьякова, который уже вел переговоры с Поленовым о покупке полотна.
Давно мечтая о «домике на берегу Оки… где будет музей, галерея и библиотека», Василий Поленов в начале 1890 года приобрел старую усадьбу. На ее месте по чертежам самого художника построили дом. Он, как и задумывал автор, стал важным просветительским центром. Здесь поселилась семья Поленова, разместились музей и картинная галерея, в которой висели картины самого художника и его многочисленных учеников: Константина Коровина, Исаака Левитана, Ильи Остроухова и других. В окрестностях села Бёхово Поленов построил две школы, а также диораму для крестьянских детей — кругосветное путешествие в картинках в виде маленького светового театра.
В 1905 году Поленов завершил работу над картинами евангельского цикла. Полотна выставляли по всей России, и они имели большой успех.
После Октябрьской революции Василий Поленов продолжил свою просветительскую деятельность: самостоятельно водил экскурсии по усадьбе, работал с крестьянской молодежью, организовывал театральные кружки, преподавал детям основы живописи. Не забросил художник и творчество — в 1919 году он написал картину «Разлив на Оке». Критики признавали ее одной из лучших в позднем творчестве Поленова. В 1924 году в Третьяковской галерее была организована персональная выставка художника — в честь его 80-летия. А через два года Поленову одному из первых присвоили звание народного художника РСФСР.
В 1927 году живописец скончался в своей усадьбе.
Источники:
https://maxpark.com/community/3610/content/5376869
https://foma.ru/10-kartin-vasiliya-polenova.html
https://www.culture.ru/persons/9349/vasilii-polenov