3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Писатель аксенов биография. Василий Аксёнов: биография и личная жизнь

Биография Василия Аксёнова

Василий Павлович Аксёнов – прозаик, драматург – родился 20 августа 1932 года в Казани в семье партийных работников, Евгении Семёновны Гинзбург и Павла Васильевича Аксёнова (родители репрессированы в конце 1930-х), был отправлен в детдом для детей «врагов народа», а с 16 лет жил в Магадане, куда была сослана его мать Евгения Гинзбург (автор впоследствии написанной и получившей широкую известность книги «Крутой маршрут»). Окончил в 1956 Ленинградский медицинский институт, до 1960 работал врачом в больницах.

Печатается с 1959. Известность писателю принесла повесть «Коллеги» (1960), много раз переиздававшаяся, получившая также воплощение на сцене и на экране. Эта и вслед за нею появившиеся повести «Звездный билет» (1961) и «Апельсины из Марокко» (1963), роман «Пора, мой друг, пора» (1964) и других упрочили за Аксёновым славу одного из лидеров «молодой прозы», громко заявившей о себе на рубеже 1950-60-х (А. Гладилин, А. Кузнецов, Э. Ставский и др.). Произведения Аксёнова вызвали в критике бурную полемику, т.к. в них заострялось внимание на злободневнейших проблемах периода «оттепели» и прежде всего — на извечном конфликте поколений, который обретал особенно резкие формы в условиях характерного для того времени процесса отрицания тоталитарного прошлого. Как нельзя более соответствовали тогдашней духовной жизни общества и исповедальный характер прозы Аксёнов, и преимущественное — сочувственное — внимание писателя к внутреннему миру, психологии и даже сленгу молодого поколения: не случайно в это время он становится одним из наиболее активно печатающихся авторов журнала «Юность», в течение нескольких лет являясь членом его редколлегии. Появление в 1968 повести «Затоваренная бочкотара» свидетельствует об изменении направления эстетических поисков писателя, выходящего теперь, по его словам, к тотальной сатире: здесь открывается удивительная нелепость мира, в котором живут персонажи повести, названной Аксёновым «сюрреалистической вещью».

Изменение творческой позиции Аксёнова свидетельствовало не только о собственно художественных поисках писателя, отказывавшегося теперь в своих произведениях от принципа правдоподобия, предпочитая ему изображение «иллюзии действительности»; сами эти изменения были вызваны крепнущим у него убеждением в том, что «действительность так абсурдна, что, употребляя метод абсурдизации и сюрреализма, писатель не вносит абсурда в свою литературу, а, наоборот, этим методом он как бы пытается гармонизировать разваливающуюся, как помойная яма, действительность. ». С этого времени критика в адрес Аксёнова и его произведений становится все более резкой и даже сокрушительной, когда она звучит из уст руководителей партии и государства (например, Н.С. Хрущева). Нападки вызывала даже форма, к которой обращается теперь Аксёнов, воспринимаемая как несоветская и ненародная: так была оценена, в частности, поставленная в театре «Современник» пьеса Аксёнова «Всегда в продаже», свидетельствующая о переходе ее автора на авангардистские позиции в искусстве.

Положение Аксёнова еще более осложнилось, когда (в 1977-1978) его произведения начали появляться за рубежом (прежде всего в США). В 1979 Аксёнов вместе с А. Битовым, Вик. Ерофеевым, Ф. Искандером и Е. Поповым выступил составителем и автором альманаха «Метрополь», объединившего писателей (Ю. Алешковского, Ф. Горенштейна, В. Высоцкого и др.), решительно отмежевавшихся от социалистического реализма. Так и не изданный в советской подцензурной печати, альманах ушел в самиздат и вскоре был издан в США. Он немедленно был подвергнут уничтожающей критике, некоторые его авторы были исключены из писательского союза. Сам Аксёнов в декабре 1979 заявил о выходе из СП, 22 июля 1980 уехал в США и вскоре был лишен советского гражданства.

Поселившись в Вашингтоне, он продолжает интенсивно работать: одна за другой выходят написанные им в России, но впервые публикуемые лишь после отъезда писателя в Америку романы «Ожог» (1975), «Остров Крым» (1970), «Золотая наша железка» (1980), написанные уже в эмиграции книги «Бумажный пейзаж» (1983), «Право на остров» (1983), «Скажи изюм» (1985), «В поисках грустного бэ-би» (1986).

В 1993-1994 в России была опубликована его «Московская сага» в 3 книгах. Вскоре после переезда в США Аксёнов начинает преподавать русскую литературу в одном из вашингтонских университетов. После возвращения ему в 1990 гражданства Аксёнов часто приезжает в Россию, его произведения (кроме названных выше, «Мой дедушка — памятник», 1991; «Рандеву», 1992, и др.) охотно печатаются здесь (в т.ч. в журнале «Юность»), выходит собрание его сочинений. Но переселяться на родину Аксёнов не собирается: покинув Америку, поселяется на юге Франции. Свое отношение к происходящему сегодня, к современному человеку Аксёнов выразил в книге «Новый сладостный стиль» (1998).

Читать еще:  Существовал ли парфюмер на самом деле. А Риши даже слегка вскрикивает

Аксёнов начинал с изображения скептически настроенной по отношению к тогдашней советской действительности молодежи с характерным для нее нигилизмом, стихийным чувством свободы, интересом к западной музыке и литературе — со всем, что противостояло выработанным старшим поколением духовным ориентирам. К середине 1960-х усиливается философская насыщенность прозы Аксёнов, размышляющего о причинах неудачи «оттепели», о неустойчивости психологии человека, именно с нею связывавшего свои лучшие надежды. Обращение к такой личности способствовало перестройке индивидуальной творческой манеры писателя, соединяющего теперь в пределах одного произведения реальное и ирреальное, обыденное и возвышенное. Особенно искусно разные планы соединяются в программном для того времени произведении Аксёнов — романе «Ожог» — наиболее удачной попытке писателя полномасштабно изобразить жизнь российской интеллигенции на переломе 1960-70-х. Герои романа, каждый из которых одержим своей творческой идеей, находятся в состоянии трагического разлада с существующей в их стране системой: стремление укрыться от нее оказывается тщетным. Облик и поведение героев романа определяются их противостоянием порожденной этой системой толпе, которой чуждо все высокое, светлое. Выход для них писатель видит в устремлении к Богу, в духовном прозрении.

Прожив много лет в США, Аксёнов заявляет: «Америка — это мой дом, но я не почувствовал себя американцем и никогда не почувствую». Произведения, написанные им в эмиграции (и более всего — «Московская сага»), убеждают в том, что жизнь родной страны, происходящее в ней продолжает оставаться в центре его внимания: уехав из России, Аксёнов остается писателем истинно русским. Уже в 1960-е провозгласив приоритет общечеловеческих ценностей над классовыми, указав на христианство как на мировоззренческую основу истинно человеческой жизни, писатель остается верен этим принципам, неустанно продолжая поиск новых форм, способных воплотить его представления о многомерности все усложняющегося мира, отчетливо отдавая при этом предпочтение эстетике литературного авангарда, прежде всего — сюрреализму, нередко в то же время пытаясь соединить его с реализмом.

В 2004 в журнале «Октябрь» был опубликован роман «Вольтерьянцы и вольтерьянки», который удостоился Букеровской премии России. Книга воспоминаний «Зеница ока» (2005) носит характер личного дневника. В 2007 вышел в свет роман «Редкие земли».

15 января 2008 в Москве В. Аксёнов внезапно почувствовал себя очень плохо, был госпитализирован в больницу, где был диагностирован инсульт.

6 июля 2009 года после продолжительной болезни Василий Павлович Аксёнов скончался в Москве, в НИИ имени Склифосовского.

Василий Аксёнов был похоронен 9 июля 2009 года на Ваганьковском кладбище в Москве.

Ключевые слова: Василий Аксёнов,биография Василия Аксёнова,скачать биографию Василия Аксёнова,скачать бесплатно,русская литература 20 в.,русские писатели 20 в.,жизнь и творчество Василия Аксёнова

Василий Аксенов

Биография

Василий Аксёнов называл себя возмутителем спокойствия в мире интеллектуальных стереотипов. Повести, романы и рассказы писателя еще в середине прошлого века приобрели статус культовых. В написанных им строках тогда высказывались мысли, не вписывающиеся и в нынешнее понятие политкорректности.

Десятилетие, проведенное на американском континенте, запомнилось ему не жизненными удобствами (хотя наличие таковых Аксёнов признавал), а тем, что там печатались тысячными тиражами его книги. И, конечно, чувством внутренней свободы. С ним Василий Павлович связывал и создание «поистине больших сочинений», и предназначение писательского труда — раскрепощать, высвобождать мышление читателей, чтобы те становились согероями и соавторами произведений.

Детство и юность

Василий Павлович Аксёнов появился на свет в Казани в августе 1932 года. В семье уже подрастали двое детей — Майя, приходящаяся Василию сестрой по отцу, и Алексей, родной брат по матери. Это дети от предыдущих браков Павла Аксёнова и Евгении Гинзбург. Василий стал первым общим ребёнком пары.

Родители Василия Аксёнова были интеллигентными и довольно известными в городе людьми. Павел Васильевич — председатель горсовета и член бюро обкома КПСС. Евгения Соломоновна сначала преподавала в педагогическом вузе, позже возглавила отдел культуры в областной газете.

В 1937-м, в разгар сталинских чисток, отца и мать арестовали. На тот момент будущему писателю исполнилось 4 года. Старших брата и сестру Аксёнова было позволено забрать родственникам. А сына «врагов народа» – Василия – принудительно отправили в детский приют для таких же, как он, детей политических осуждённых.

Только через год родной дядя Васи Андреян Аксёнов смог разыскать маленького племянника и забрать его из Костромского детдома. С 1938-го по 1948-й мальчик жил у родственников в Казани (сейчас здесь открыт Дом-музей писателя, в котором разместился литературный клуб). Мама сумела добиться воссоединения с сыном, когда вышла из колымских лагерей и жила как ссыльная в Магадане.

Читать еще:  Опыт и ошибки господин из сан франциско. Размышления над рассказом И

Вспоминая о молодых годах, писатель говорил, что не считал себя советским человеком.

«Советский Союз был рабовладельческой страной, в лагерях которой использовался труд многих миллионов узников. Сталинская эпоха — страшная, чудовищно жестокая, и никаких других мнений на этот счет быть не может. Да и Москва представляла собой скучный серый город, за исключением тех моментов, когда в ресторанах все бросались танцевать и теряли контроль над собой».

В 1956-м Василий Павлович Аксёнов окончил медицинский вуз в Ленинграде. По распределению он должен был трудиться врачом на кораблях дальнего плавания, принадлежащих Балтийскому пароходству. Но допуск Аксёнову так и не дали. Мужчине пришлось работать всюду, где принимали. На Крайнем Севере писатель работал карантинным врачом. Потом ему удалось найти место в туберкулёзной лечебнице в столице. По иным сведениям, Аксёнова взяли консультантом в Московский НИИ туберкулёза.

Творчество

Творческая биография Василия Аксёнова началась в 1960-х. Первой была напечатана повесть «Коллеги», по которой чуть позже снят одноименный фильм с участием Василия Ливанова и Нины Шацкой.

ВАСИЛИЙ АКСЕНОВ: «Я ВОССОЗДАМСЯ ПО МОЛЕКУЛАМ!» . Аксенов действительно прожил несколько жизней в течение одной.

Потом вышли в свет роман «Звёздный билет» (по нему Александром Зархи создана драма, получившая название «Мой младший брат» с Александром Збруевым, Олегом Ефремовым и Андреем Мироновым) и два сборника рассказов — «Катапульта» и «На полпути к Луне». По пьесе Аксёнова «Всегда в продаже» театр «Современник» поставил спектакль.

Имя Василия Аксёнова с каждым годом становится всё более известным в литературных кругах сначала столицы, а потом и страны. Его произведения появляются в «толстых» журналах. Писателя принимают в члены редколлегии иллюстрированного издания «Юность», считавшегося либеральным возмутителем спокойствия, а потому пользующегося безмерной популярностью. Но общественная деятельность Василия Павловича не нравится властям.

Биография Василия Аксенова

Василий Павлович Аксенов (1932-2009) — русский писатель, драматург и переводчик, он родился в Казани 20 августа 1932 года. Его романы неоднократно запрещались, прозаика называли «несоветским и ненародным». Из-за этого литератору даже пришлось на время покинуть родину. Но он с детства привык к переездам и преследованиям, ведь Васе было всего четыре года, когда его родителей арестовали. По мотивам сочинений этого автора неоднократно снимали фильмы, ставили спектакли в разных театрах. Самыми популярными его произведениями стали повести «Пора, мой друг, пора», «Апельсины из Марокко» и роман «Звездный билет». Критики определяли жанр литератора как «молодежную прозу».

Отношения в семье

Будущий писатель был третьим ребенком в семье Павла и Евгении Аксеновых. У отца и матери уже были дочь и сын, но от предыдущих браков. Вася стал их первым совместным ребенком, родители его долго ждали и очень любили. Павел был членом бюро обкома КПСС и председателем городского совета. Его жена преподавала в одном из местных университетов, позже ей удалось возглавить отдел культуры в газете «Красная Татария». Евгения Гинзбург также написала и издала мемуары о сталинских концлагерях — «Крутой маршрут».

В 1937 родителей Василия арестовали. Брата Алексея и сестру Майю забрали родственники, а четырехлетнего мальчика отправили в приют к другим детям политических узников. Там он провел два года, пока не приехал Андреян Аксенов, брат Павла. Дядя забрал племянника в Казань, следующие десять лет жизни мальчика прошли именно там. Только в 1948 матери удалось выйти из колымских лагерей и вернуть сына. Вместе с матерью Аксенов перебрался в Магадан. Там он окончил среднюю школу. Воспоминания о том жизненном периоде прозаик позже опишет в романе «Ожог».

В 1956 юноша окончил медицинский ВУЗ в Ленинграде. По распределению ему нужно было работать врачом на кораблях Балтийского пароходства. Но из-за родителей Вася не смог получить разрешение, пришлось искать другое место работы. Он был карантинным врачом в Калерии, в Ленинградском порту, затем получил место в столичном НИИ туберкулеза.

Первые публикации

В 1958 были выпущены первые рассказы Аксенова. В журнале «Юность» напечатали произведения «Факелы и дороги» и «Полторы врачебных единицы». Но они не принесли начинающему писателю известности. Только после публикации повести «Коллеги» в 1960 его начали воспринимать всерьез. Вскоре по ее мотивам вышел одноименный кинофильм.

Через некоторое время был напечатан роман «Звездный билет», который также экранизовали. Кинолента получила название «Мой младший брат». Аксенов попробовал себя и в роли драматурга, опубликовав пьесу «Всегда в продаже». Позднее ее поставили члены труппы театра «Современник».

В начале 60-х годов Василий Павлович выпустил несколько сборников («Катапульта», «На полпути к Луне») и отдельные рассказы. В их числе «Местный хулиган Абрамашвили», «Жаль, что вас не было с нами» и «Товарищ красивый Фуражкин». В 1968 была опубликована фантастическая повесть с элементами сатиры «Затоваренная бочкотара».

Читать еще:  Дом из фильма железный человек. Сколько стоят особняки героев известных фильмов

Агрессия со стороны властей

С каждым днем произведения Аксенова становились все более популярными. Его приняли в редколлегию журнала «Юность», публиковали в разных печатных изданиях. В семидесятые годы Василий выпустил дилогию для детей — «Мой дедушка памятник» и «Сундучок, в котором что-то стучит». В 1972 вышел экспериментальный роман под названием «Поиски жанра». В том же году была опубликована пародия «Джин Грин — неприкасаемый», написанная в соавторстве с Горчаковым и Поженяном. В 1976 Аксенов перевел с английского языка сочинение Доктороу «Рэгтайм».

Сочинения прозаика постоянно подвергались критике со стороны правительства. В 1963 Никита Хрущев устроил «разнос» писателю на показательной встрече с интеллигенцией в Кремле. Там же он обругал поэта Вознесенского. Главной причиной такого отношения стало вольное поведение литераторов. Они участвовали в демонстрациях на Красной площади (после этого инцидента Аксенова задержали дружинники). В конце 1960-х Василий подписался под письмами в защиту диссидентов. За это ему назначили выговор с занесением в личное дело.

Вынужденная эмиграция

Когда «оттепель» закончилась, прозаика перестали публиковать в СССР. Он предчувствовал это, поэтому романы «Ожог» и «Остров Крым» издал намного позже, уже в США. Там же вышел альманах «Метрополь», созданный Василием совместно с Битовым, Ахмадулиной, Искандером, Поповым и Ерофеевым. Двоих последних вскоре исключили из Союза писателей. В знак протеста несколько писателей, в том числе и Аксёнов, самостоятельно вышли из этого общества. Об этих событиях он позднее написал в романе «Скажи Изюм».

В июле 1980 талантливого прозаика пригласили в США. Он согласился, и сразу же после отъезда был лишен гражданства СССР. В течение десяти лет он работал в Америке профессором литературы в разных ВУЗах. Также Аксенов был журналистом на «Радио Свобода» и «Голос Америки». В местных альманахах часто публиковали его радиоочерки, позднее даже вышел сборник «Десятилетие клеветы».

После переезда Василий написал несколько новых романов — «Бумажный пейзаж», «В поисках грустного бэби» и «Московская сага». Последний из них был издан в трех книгах, позднее по его мотивам был снят сериал. В роли режиссера выступил Дмитрий Барщевский. В это же время вышел сборник рассказов «Новый сладостный стиль», в котором повествовалось о жизни после эмиграции.

В 1989 Аксенов опубликовал роман «Желток яйца», написанный на английском языке. Позже он перевел его на русский. В том же году писатель получил приглашение посетить СССР от американского посла Джека Мэтлока. В 1990 ему вернули гражданство, но возвращаться на родину прозаик так и не захотел. Его сочинения снова публиковались в России, Василия даже неоднократно награждали.

Последние годы жизни

В 2002 вместе с семьей писатель переехал в Беарицце. Последние годы Аксенова прошли во Франции, но он часто наведывался в Москву. В 2004 он получил Букеровскую премию за роман «Вольтерьянцы и вольтерьянки». В следующем году литератор выпустил своеобразный дневник воспоминаний под названием «Зеница ока». Также в 2005 его удостоили французского Ордена литературы и искусств.

В январе 2008 писателя госпитализировали в московскую больницу № 23 с инсультом. Через сутки его перевели в НИИ Склифосовского, удалили тромб сонной артерии. В течение полугода состояние Аксенова диагностировалось как «стабильно тяжелое». Пятого марта 2009 его снова прооперировали вследствие появившихся осложнений. Шестого июля того же года Василий Павлович умер в Москве. Его похоронили на Ваганьковском кладбище.

Последние романы прозаика издали уже после его смерти. Один из них вышел в октябре 2009, он назывался «Таинственная страсть. Роман о шестидесятниках» и был автобиографичным. Во втором произведении Аксенов также описывал свою жизнь и воспоминания, но так и не успел его дописать. Этот роман был назван «Ленд лизовские» и вышел и 2010 году.

За свою жизнь Василий Павлович был женат дважды. Его первой супругой стала Кира Менделеева, дочь первого ректора педиатрического ВУЗа в Ленинграде. Девушка родила возлюбленному сына Алексея. Их отношения прекратились после встречи прозаика с Майей Кармен, женой известного кинодокументалиста. Аксенов без памяти влюбился в женщину, ради нее бросил семью. Вместе они переехали в США, там Майя преподавала русский язык. Она оставалась с любимым вплоть до его смерти.

Источники:

https://md-eksperiment.org/post/20170425-biografiya-vasiliya-aksyonova
https://24smi.org/celebrity/1531-vasilij-aksyonov.html
https://stories-of-success.ru/vasiliya-aksenova

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Для любых предложений по сайту: [email protected]