Почему печорина бросает его друг доктор вернер. Сочинение Печорин и доктор Вернер
«Мы сделались приятелями. » (Печорин и Вернер в романе М. Лермонтова «Герой нашего времени»)
С доктором Вернером Печорин, главный герой романа «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова, знакомится в Пятигорске, на лечебных водах. Печорин пишет в своем дневнике: «Нынче поутру зашел ко мне доктор; его имя Вернер, но он русский». Сам рассказчик находит доктора «человеком замечательным»: «Он скептик и материалист, как все почти медики, а вместе с этим поэт, и не на шутку,— поэт на деле всегда и часто на словах, хотя в жизнь свою не написал двух стихов. Он изучал все живые струны сердца человеческого, как изучают жилы трупа, но никогда не умел он воспользоваться своим знанием».
Герои абсолютно разные и в то же время в чем-то схожие. Из всего окружения на водах доктор Вернер по духу ближе к Печорину. Им нравится вести разговоры на философско-метафизические темы, «об отвлеченных предметах». Герои резко отличаются внешне, но есть в портретном описании каждого из них то, что выделяет их из общей массы людей. В Печорине, по словам странствующего офицера, чувствовалась порода: аристократические руки, волосы светлые, а усы и брови — черные; «кожа имела какую-то женскую нежность»; «стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение»; немного вздернутый нос, «зубы ослепительной белизны и карие глаза», которые «не смеялись, когда он смеялся».
Вернер внешне уступает Печорину: доктор «был мал ростом, и худ, и слаб, как ребенок; одна нога у него была короче другой, как у Байрона; в сравнении с туловищем голова его казалась огромна: он стриг волосы под гребенку, и неровности его черепа, обнаженные таким образом, поразили бы френолога странным сплетением противоположных наклонностей. Его маленькие черные глаза, всегда беспокойные, старались проникнуть в ваши мысли. его худощавые, жилистые и маленькие руки красовались в светло-желтых перчатках».
Отношение в обществе к героям неоднозначно: «завистливые водяные медики. распустили слух», будто доктор Вернер рисует карикатуры на своих больных, вследствие чего он остался без практики. Печорин тоже конфликтует с представителями «водяного общества», но скорее от скуки. Он более удачлив в любви, богат, красив — все это и послужило поводом для конфликта с Грушницким и его единомышленниками. И Печорин, и Вернер злы на язык. «Под вывескою. эпиграммы» доктора «не один добряк прослыл пошлым дураком. ». Печорин же не дает спуску Грушницкому, высмеивая его страсть «декламировать».
Печорин служит, но достаточно богат, чтобы гнаться за чинами. Вернер «беден, мечтал о миллионах, а для денег не сделал бы лишнего шагу. ». Печорину он говорил, что «скорее сделает одолжение врагу, чем другу, потому что это значило бы продавать свою благотворительность, тогда как ненависть только усилится соразмерно великодушию противника». Я думаю, что доктору Вернеру неинтересно лечить от мнимых болезней купцов, их жен, всех представителей «водяного общества» (достаточно вспомнить о лечении, которое он назначил обеим Лиговским). «Обыкновенно Вернер исподтишка насмехался над своими больными», но Печорин однажды видел у как «он плакал над умирающим солдатом».
Суждения героев о женщинах сходны: Печорин считает, что «нет ничего парадоксальнее женского ума: женщин трудно убедить в чем-нибудь, надо их довести до того, чтоб они убедили себя сами; порядок доказательств, которыми они уничтожают свои предубеждения, очень оригинален; чтоб выучиться их диалектике, надо опрокинуть в уме своем все школьные правила логики». Вернер, в свою очередь, сравнивает женщин с заколдованным лесом: «Только приступи. на тебя полетят со всех сторон такие страхи, что боже упаси: долг, гордость, приличие, общее мнение, насмешка, презрение. Надо только не смотреть, а идти прямо,— мало-помалу чудовища исчезают, и открывается пред тобой тихая и светлая поляна, среди которой цветет зеленый мирт. Зато беда, если на первых шагах сердце дрогнет и обернешься назад!». Я думаю, Печорин более удачлив во взаимоотношениях с женщинами, ведь он молод, красив, богат, умен. Но беда в том, что любовь быстро ему надоедает, он не дорожит этим чувством, а скорее пресыщен им. Его любовь несет лишь страдание. Увлекшись Бэлой, он не задумываясь похитил девушку из родного дома, разрушил ее семью; ставит под сомнение честь Веры; бездумно играет чувствами Мери. А вот такие люди, как Вернер, «страстно любят женщин». И как замечает Печорин, «бывали примеры, что женщины влюблялись в таких людей до безумия и не променяли бы их безобразия на красоту самых свежих и розовых эндимионов».
Вернер принимает участие в судьбе Печорина. Он соглашается стать его секундантом на дуэли с Грушницким. Во время дуэли доктор настаивает на разоблачении заговорщиков, беспокоясь о судьбе Печорина. Но, услышав от Печорина, что тот, возможно, ищет смерти, отступает, предоставляя ему право самому распоряжаться своей судьбой. Я считаю, что доктор был более привязан к Печорину, нежели тот к нему. «Мы. сделались приятелями. »,— так определяет завязавшиеся отношения Печорин. Именно приятелями, потому что, как пишет в дневнике сам Печорин, он к дружбе «не способен. Из двух друзей всегда один раб другого, хотя часто ни один из них в этом себе не признается; рабом я быть не могу, а повелевать в этом случае — труд утомительный, потому что надо вместе с этим и обманывать. ».
Я считаю, что беда Печорина заключается в том, что он боится настоящей привязанности к кому-либо. Он не любит обнаруживать в себе настоящие чувства. Достаточно вспомнить его размышления по поводу слез, когда он загнал лошадь в погоне за Верой. Рассудок в нем преобладает над чувствами. Возможно, он понимает, что несет лишь смерть и страдание близким людям и поэтому ищет смерти.
Печорин и Вернер
С Вернером читатель знакомится в главе «Княжна Мери» романа «Герой нашего времени». Это единственный литературный герой, с которым Печорин до конца откровенен и чьим мнением дорожит.
Кто такой Вернер
Доктор Вернер – русский с немецкой фамилией. Печорин отзывается о Вернере как о человеке замечательном, рассудительном. По своем у мировоззрению доктор – материалист. Печорин называет его поэтом, тем самым намекая на его душевность, романтичный склад ума. В этом человеке гармонично уживались материалистический прагматизм и лирическое, поэтическое настроение.
Вернер был беден, и как все бедные мечтал разбогатеть, однако чувство собственного достоинства, порядочность не позволяли ему идти против собственной совести. В отличие от Печорина, он был некрасив. Но под неправильными чертами лица скрывалась особая душевная притягательность, и женщины влюблялись в таких мужчин, как Вернер.
Он был невысокого роста, худощавого телосложения. Одна нога короче другой, что стало причиной хромоты. Голова была несоразмерно большой. Взгляд был цепким, словно Вернер пытался проникнуть в мысли собеседника.
Что сближает Вернера с Печориным, так это, способность видеть людей насквозь, чувствовать их. Доктор не скупился на эпиграммы про своих коллег, за что другие доктора распустили слух, будто он рисовал карикатуры своих пациентов. В результате, доктор Вернер остался почти без практики. Знакомые, хорошо знавшие доктора, и служившие на Кавказе, пытались вернуть авторитет Вернера, но безуспешно.
Непривлекательная внешность, цепкий взгляд и черный цвет одежды стали причиной того, что пятигорская молодежь прозвала Вернера Мефистофелем.
Взаимоотношения Печорина с Вернером
О докторе Вернере читатель узнает из записок Печорина. Григорий Александрович признается, что он и доктор сделались приятелями. Сравнительная характеристика Печорина и Вернера показывает, что между этими литературными героями немало общего, хотя в чем-то они представляли противоположности друг другу. Они были умны, и у них всегда находилась тема для разговора. Они могли философствовать весь вечер, а потом рассмеяться друг над другом. Печорин не считал их взаимоотношения дружбой, потому что он, по собственному его признанию,
а Вернер жил своими знаниями, своим трудом.
Печорин и Вернер научились понимать друг друга с полуслова. Это заметно из диалога, который они ведут, когда автор впервые вывел доктора Вернера на сцену, когда Вернер пришел на квартиру к Печорину.
Только с Вернером Печорин делится своими мыслями и планами. Именно Вернера Печорин просит быть секундантом на дуэли, потому что уверен в его добропорядочности. Григорий Александрович, при всех своих недостатках, превыше всего ставил дворянскую честь и не мог потерпеть козней против себя. Печорин рассказал Вернеру о заговоре, заключенном Грушницким и драгунским капитаном. Дуэль с незаряженными пистолетами могла сойти за невинную шутку. Но Вернер случайно подслушал и узнал о той подлости, которую задумал драгунский капитан. Он решил зарядить пистолет, направленный против Печорина, при этом то оружие, которым должен был стрелять сам Печорин, хотел оставить не заряженным. Это было настоящей подлостью, недостойной дворянина.
Накануне дуэли Григорий не смог заснуть, но не от страха перед смертью. Его до глубины души возмутило людское коварство. Он решил проучить Грушницкого и капитана. Вернера Печорин попросил лишь не мешать ему. О себе он сам говорит:
Вернер не раздваивается. Противоречия сливаются в нем в единое целое. Во время дуэли Вернер беспокоится о Печорине, он порывался прекратить дуэль под предлогом обмана, но Печорин остановил его словами: «Какое вам дело? Может быть, я хочу быть убит…». Конечно же, Печорин не собирался погибать. Он позаботился об устойчивости, чтобы в случае ранения не улететь в пропасть.
Во время дуэли Печорин убил Грушницкого, и на следующий день, встретив Вернера, он ощутил холодность с его стороны.
Возможно, Вернер ждал, что Печорин не станет стрелять, или выстрелит в сторону. Но Печорин был возмущен до глубины души коварством Грушницкого. Он до последней минуты ждал от Грушницкого признания и отказа от дуэли. Печорин был уверен до последнего, что дуэль была надуманной, а Грушницкий был убежден в том, что Печорин ночью слезал с балкона княжны Мери. И поскольку считал княжну чуть ли не своей невестой, не мог простить коварства приятелю. Каждый был прав по-своему.
Вернер предсказал Печорину ссылку в дальний гарнизон, и в действительности так и случилось. Этой ссылкой стала крепость, в которой Печорин познакомился с Максимом Максимычем и Беллой.
Отношения Печорина и Вернера
Отношения Печорина и Вернера помогают раскрыть образ главного героя знаменитого романа Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени». Дружба персонажей доказывает мысль о том, что Печорин был личностью одинокой во всем мире.
- Схожесть персонажей
- Печорин о Вернере
- Истинные отношения героев
Бонус
- Полезные ссылки
- Тест по произведению
Схожесть персонажей
Печорин и Вернер были людьми, которых не понимало общество. Поэтому они оба выделялись среди окружающих. И не могли герои не заметить эту несхожесть с обществом, они «отличили в толпе друг друга».
Печорин о Вернере
Печорин с самой первой встречи нашел в Вернере близкую душу. Несмотря на то что Печорину было комфортно находиться с Вернером, главный герой не считал его своим другом. В том, как относится Печорин к Вернеру, отражается позиция центрального персонажа к дружбе в целом. Для Печорина Вернер был лишь хорошим приятелем, потому что главный герой, по его же словам, был «неспособен» к дружбе, развивая теорию о том, что один друг всегда является рабом другого.
Но не только Печорин не способен к дружбе, она не являлась необходимостью и для самого Вернера. Самолюбивый, равнодушный и эгоистичный характер, присущий обоим героям, не поспособствовал крепкой дружбе Печорина и Вернера.
Истинные отношения героев
Презирая общество, Вернер и Печорин сходятся из-за скуки. Они становятся приятелями, потому что другого выбора у героев нет. Печорину и Вернеру интересно друг с другом: они рассуждают между собой и выслушивают мнение, расхожее с общепринятым. Но отношения Печорина и доктора нельзя назвать дружбой, потому что герои не готовы на что-то большее ради друг друга. И Печорин, и Вернер – одинокие по природе своей личности. Они не могут существовать даже с такими же умными и образованными людьми, как они сами. Эгоизм Печорина и Вернера не позволил героям стать настоящими друзьями. Как говорил главный герой, они были «ко всему довольно равнодушны, кроме самих себя».
Вернер отличался от Печорина главным – отношением к жизни. Центральный персонаж никогда не жалел о собственных поступках, он брал за них ответственность, он был участником своей судьбы. Вернер же был наблюдателем, для которого была важна жизнь и спокойствие. Когда между Печориным и Грушницким происходит конфликт, Вернер становится секундантом центрального персонажа романа «Герой нашего времени» и просит, чтобы «дело обошлось как можно секретнее». Для Вернера тихая и привычная жизнь важнее необдуманных страстей друга.
После дуэли, в которой был убит Грушницкий, Вернер порывает дружеские отношения с Печориным, отправляя ему записку следующего содержания: «Все устроено как можно лучше: тело привезено обезображенное, пуля из груди вынута. Все уверены, что причиною его смерти несчастный случай; только комендант, которому, вероятно, известна ваша ссора, покачал головой, но ничего не сказал. Доказательств против вас нет никаких, и вы можете спать спокойно… если можете… Прощайте…».
Источники:
https://5litra.ru/soch/90-my-sdelalis-priyatelyami-pechorin-i-verner-v.html
https://lermontovm.ru/proza/geroj-nashego-vremeni/pechorin-i-verner
https://obrazovaka.ru/sochinenie/geroy-nashego-vremeni/otnosheniya-pechorina-i-vernera.html