18 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Портрет ольги пшеницыной в романе обломов. Портреты второстепенных героев

Портреты второстепенных героев

Портрет Агафьи Пшеницыной

По контрасту И.А. Гончаров с портретом Ольги Ильинской ставит «бытовой» потрет Агафьи Матвеевной Пшеницыной, жены Ильи Ильича Обломова. В отличии от полного образа Ольги, который включает в себя не только внешность героини, но и черты ее характера, здесь автор показывает некоторые черты внешности Пшеницыной, ее одежду, о характере, манерах и привычках писатель умалчивает.

Вот какой Обломов видит эту женщину: «Ей было лет тридцать. Она была очень бела и полна в лице, так что румянец, кажется, не мог пробиться сквозь щеки. Бровей у нее почти совсем не было, а были на их местах две немного будто припухлые, лоснящиеся полосы, с редкими светлыми волосами. Глаза серовато-простодушные, как и все выражение лица; руки белые, но жесткие, с выступившими наружу крупными узлами синих жил. Платье сидело на ней в обтяжку: видно, что она не прибегала ни к какому искусству, даже к лишней юбке, чтобы увеличить объем бедр и уменьшить талию. От этого даже и закрытый бюст ее, когда она была без платка, мог бы послужить живописцу или скульптору моделью крепкой, здоровой груди, не нарушая ее скромности. Платье ее, в отношении к нарядной шали и парадному чепцу, казалось старо и поношено». Гончаров, И.А. Обломов. Роман в 4-х частях. – М.: Художественная литература, 1984. – 493 с. – С. 304

На Илью Обломова героиня произвела положительное впечатление, хотя у нее было «простое, но приятное лицо» и герой подумал, что она, наверное, приятная женщина. Любовь к труду и хозяйству, выдавали руки героини. И как отмечает писатель, что хлопоты по хозяйству никак не отягощали Пшеницыну, это было ее призванием.

Как такого интерьера жилища, автор не дает, но сказано, что стоит только войти к ней во дворик и будешь охвачен такое идиллией, что остаются только позавидовать.

Агафья Матвеевна полностью погрузилась в главного героя. Она готова на многое ради любви к Обломову, хотя и кажется ему застенчивой и кроткой. Ее чувство влюбленности можно заметить только по излишней рассеянности: то у нее «подгорит жаркое, переварится рыба в ухе, не положит зелени в суп…».

Если сравнить портреты героини в начале приезда И.И. Обломова и портрет после продолжительного времени совместной жизни с ним, то можно заметить существенные различия. В начале она, пышущая здоровьем, полная, румяная, круглощекая. А вот портрет уже несколько времени спустя. «Она ужасно изменилась, не в свою пользу» Гончаров, И.А. Обломов. Роман в 4-х частях. – М.: Художественная литература, 1984. – 493 с.- С.427 – замечает И.А. Гончаров – «Она похудела. Нет круглых, белых, некраснеющих и небледнеющих щек; не лоснятся редкие брови, глазу у нее впали.

Одета она в старое ситцевое платье; руки ее не то загорели, не то загрубели от работы, от огня или от воды, или от того и от другого… в лице у нее лежит глубокое уныние». Там же. – С. 427

Что же произошло с героиней? А все потому, что уже какой год всю ее стряпню не кушает Илья Ильич. Вот как трепетно Агафья Матвеевна относилась к Обломову. И стоило только поправится делам главного героя с выплатой долга, героиня снова вернулось в былое положение: «она пополнела; грудь и плечи сияли тем же довольством и полнотой в глазах светилась кротость и только хозяйственная заботливость». Там же. – С. 473

А лицо Пшеницыной показывало гораздо большее. Оно «высказывало одно и то же счастье, полное, удовлетворенное и без желаний».

В портрете Агафьи Пшеницыной И.А. Гончаров воплотил образ типичной русской женщины, которая готова полностью отдать себя хозяйственным заботам и всячески угождать типичным Обломовым.

Образ Агафьи Пшеницыной в романе “Обломов”: портрет героини, описание хозяйства, кухни

Образ Агафьи Пшеницыной в романе “Обломов”: портрет героини, описание хозяйства и кухни

Возраст Агафьи Матвеевны Пшеницыной – около 30 лет:
“. Ей было лет тридцать. “

“. Дом вдовы коллежского секретаря Пшеницына. ”
“. Чиновница, а локти хоть бы графине какой-нибудь. “

От покойного мужа у Агафьи осталось двое детей – мальчик Ваня и девочка Маша:
“. двое детей со мной, от покойного мужа: мальчик по восьмому году да девочка по шестому. “

Судя по всему, Агафья является бедной дворянкой:
“. Она женщина благородная. ” (“благородными” называли представителей дворянства)

Героиня и ее семья живут на Выборгской стороне в Петербурге в собственном старом домике:
“. ни с того ни с сего, на Выборгскую сторону…”

“. живет только тем, что с дома получит; да разве на цыплятах и яйцах выручит кое что на одежонку ребятишкам. “

У Агаьфи приятное лицо:
“. У ней простое, но приятное лицо. “

У Агафьи полная фигура:
“. круглые, полные ноги. ”
“. заглянув в дверь, уперся взглядом в высокую грудь и голые плечи. ”
“. припадая к работе своею крепкой грудью. ”
“. грудь и плечи сияли тем же довольством и полнотой. “

Читать еще:  Балакирев м а биография. Биография композитора милия балакирева

У нее белые руки, жесткие от работы:
“. А руки то у нее были белые [. ] поцеловать не грех! Теперь стали жестки, потому что все сама. “

Агафья – добрая женщина:
“. Добрая Агафья Матвеевна. ”
“. Бог всех велел любить. ” (Агафья о доброте)

Она является славной, замечательной женщиной:
“. славная женщина! – говорил Обломов. ”
“. а есть в ней что то такое. “

Агафья – малообразованная женщина. Она с трудом пишет по-русски:
“. Она только затруднилась тем, что много понадобилось написать [. ] она подписала криво, косо и крупно. “

Она не читает книги:
“. – Книги у вас есть? – спросил он.
– У братца есть, да они не читают. Газеты из трактира берем, так иногда братец вслух читают. “

Она не посещает театр:

Агафья является трудолюбивой женщиной:
“. Вы все за работой! – сказал он ей однажды. ”
“. трудилась с любовью, с неутомимым прилежанием. “

Агафья – проворная, энергичная, живая женщина:
“. Агафья Матвеевна по прежнему была живым маятником в доме. ”
“. толкла, энергически двигая локтями, хозяйка. ”
“. видел, что локти действуют с необыкновенным проворством. ”
“. движется что-то живое и проворное. ” (об Агафье)

Она всегда находится в движении:
“. все она ходит да движется. ”
“. некогда покладываться*, – отвечала она, уклоняясь опять от стула. – Сегодня стирка у нас. ” (*некогда отдыхать)
“. беспрестанно бегала в кухню посмотреть, как жарится баранина к обеду, не пора ли заваривать уху. “

Она иногда хитрит, но только с добрыми намерениями:
“. то хитростью, то лаской отвлекала Обломова от соблазнительных покушений на вино. ”
“. А хотела еще с вечера, да память у меня словно отшибло! – схитрила Агафья Матвеевна. ” (Агафья хитрит, чтобы Обломов меньше пил вина, не ел жирного и т.д.)

Агафья Пшеницына никогда “не копается” в себе:
“. Она не думала, не сознавала ничего этого. ” (о любви Агафьи к Обломову)
“. она, как сказано, никогда не сознавала и не понимала этого, даже забыла, что несколько времени назад этого ничего не происходило в ней. ” (о любви Агафьи к Обломову)
“. Она сама и не подозревала ничего: если б это ей сказать, то это было бы для нее новостью. ” (о любви Агафьи к Обломову)

Она является прекрасной хозяйкой:

“. Хозяйственная часть в доме Пшеницыной процветала. ”
“. никто, как она, не умеет держать дома в порядке. ”
“. такой хозяйки не найдешь. “

ЕЕ не интересует ничего, кроме хозяйства:
“. В первый раз в жизни Агафья Матвеевна задумалась не о хозяйстве, а о чем то другом. “

Агафья Пшеницына – “великая”, образцовая хозяйка:

Агафья Пшеницына готовит еду сама, хотя имеет в доме кухарку:
“. Ты думаешь, это кто все готовит? Анисья? Нет! [. ] это все Агафья Матвевна делает. ”
“. А Агафья Матвевна без повара чудес бы наделала – да. “

При этом Агафья действительно вкусно готовит:
“. А дома уж накрыт стол, и кушанье такое вкусное, подано чисто. “

Также она сама делает домашнюю настойку на смородиновом листу:
“. Своя, домашняя: сами настаиваем на смородинном листу. “

Она сама солит огурцы и делает варенье:
“. закупка сахару, чаю, провизии, соленье огурцов, моченье яблок и вишен, варенье – все приняло обширные размеры. ”
“. Солонины запасем, варенья вам наварю. “

Она сама штопает и чинит одежду:
“. появилась Агафья Матвеевна с двумя пирамидами чулок в обеих руках. ”
“. Ничего, наше дело хозяйское: у вас некому разбирать, а мне в охоту, – продолжала она. ”
“. Хозяйка сегодня принесла: вымыли и починили халат, – сказал Захар. “

Она сама шьет шторы, одеяла и т.д.:
“. сядет за шитье, игла у ней ходит мерно, как часовая стрелка. ”
“. синими и зелеными драпри и кисейными занавесками с красными фестонами – всё работа рук Агафьи Матвеевны. ”
“. Агафья Матвеевна собственноручно кроила, подкладывала ватой и простегивала их. ” (одеяла, халат)

Также она сама крахмалит рубашки Обломову:
“. Сама крахмалит мне рубашки! – с чувством, почти со слезами произнес Обломов. – Ей богу, так, я сам видел.

Трудолюбивая Агафья Пшеницына работает по хозяйству, как машина:
“. бывало, она движется целый день, как хорошо устроенная машина, стройно, правильно. ”
“. отворит шкаф, вынет что нибудь, отнесет – все, как машина. “

Агафья Пшеницына – характеристика героини в романе И.А. Гончарова “Обломов”

Сюжет романа

Если описать кратко, то действие романа ведется вокруг судьбы двух близких друзей: Ильи Обломова — доброго, но ленивого человека, и Андрея Штольца — целеустремленного и трудолюбивого. В начальных главах описан образ жизни Ильи Ильича — барина, проживающего в петербуржской квартире и владеющего имением Обломовка. Он мало чем интересуется и ничем не занимается. Его любимое времяпрепровождение — лежать на диване и думать, что не мешало бы навестить родную деревню Обломовку, чтобы поправить там дела, но лень мешает ему это сделать.

Читать еще:  Анализ произведения отцы и дети по главам. Анализ «Отцы и дети» Тургенев

Деятельный и энергичный Андрей Штольц, приехав навестить друга, старается его расшевелить, водит на приемы и знакомит с умницей и красавицей Ольгой Ильинской. Между мужчиной и девушкой появляются чувства, они собираются пожениться, но откладывают свадьбу до наведения порядка в Обломовке, отъезд куда так и не происходит, а для ведения дел Обломов нанимает управляющего. Из-за своего пассивного характера Обломов расстается с любимой, для которой большое значение имела жизненная позиция возлюбленного. Позднее Ольга выходит замуж за Штольца.

Все это время Илья Ильич снимает жилье у молодой вдовы с двумя детьми Агафьи Пшеницыной и постепенно сближается с ней. Женщина принимает Обломова со всеми недостатками, окружает его заботой и любовью и становится его незаконной супругой. Позже у них рождается сын, названный в честь Штольца Андреем. Материальное положение Ильи Ильича ухудшается, так как нанятый в Обломовку управляющий присваивает деньги, но Штольц добивается, чтобы его выгнали из поместья.

Брат Агафьи шантажирует Обломова незаконной связью со своей сестрой, тот окончательно разоряется, начинает пить. Штольц и тут добивается справедливости, и материальное положение Обломова улучшается, он по-прежнему ведет праздную жизнь и умирает от инсульта в сорок лет. Агафья сильно горюет за любимым мужем и почти теряет смысл жизни, единственной отрадой в которой остается сын Андрей.

Характеристика Агафьи Пшеницыной

В романе «Обломов» ее образ показан не менее глубоким и многогранным, чем у других персонажей, но об Агафье критики и читатели отзывались отрицательно. Для них она символизировала мещанскую любовь в противовес чистым и возвышенным чувствам Ольги Ильинской. С таким мнение можно поспорить, видя всю искренность, самоотверженность и бескорыстность героини и то, как она меняется под влиянием чувств к Обломову.

Жизненные обстоятельства

Полное имя одной из главных героинь книги — Агафья Матвеевна Пшеницына. Это вдова лет тридцати, муж которой служил коллежским асессором и, умерев, оставил ее с двумя детьми:

  • Ваней, восьми лет.
  • Машей, шести лет.

До замужества она носила фамилию Мухоярова. У героини есть родной брат — чиновник-махинатор Иван Мухояров. Ее называют женщиной благородной, поэтому можно предположить, что она из обедневших дворян. Грамоте обучалась мало — пишет коряво и с трудом. В доме Пшеницыной нет книг и никто не любит заниматься чтением, только брат Агафьи иногда вслух читает газеты, принесенные из трактира. Не бывает героиня и в театре, считает, что ей некогда тратить время на пустые развлечения.

Живет с семьёй в стареньком ветхом домике на Выборгской стороне в Петербурге. Для того чтобы как-то прокормить и одеть детей, ей приходится разводить кур и продавать яйца.

Портрет героини

Внешность Агафьи Пшеницыной можно представить себе по описаниям в романе. Это простая женщина с приятным лицом и простодушными серыми глазами, выглядящая свежей и здоровой. Волосы у неё слишком светлые и кажется, что бровей нет совсем. Кожа на пухлых щечках настолько белая, что сквозь неё никогда не проступает румянец. Но в героине проглядывается и благородное происхождение:

  • белые, хотя и загрубевшие от работы руки, которые не грех и целовать;
  • чиновница, а локти как у графини, ещё и с ямочками.

Агафья стесняется своих натруженных рук с синими жилками и старается прятать их под шаль. Молодая вдова — не худенькая девушка, она полновата и женственна, а округлые плечи и высокая крепкая грудь сияют довольством и полнотой. Платья сидят на ней в обтяжку, хотя Агафья не носит нижних юбок и не прибегает ни к каким уловкам, чтобы увеличить объем бёдер и уменьшить талию. Движется плавно и без суеты, кажется, что женщина не идёт, а плывет. Носит простую одежду, надевая для торжественных случаев только нарядный чепец и шаль на повседневное платье.

Черты характера

Всем домашним хозяйством она управляет спокойно и с достоинством. О её трудолюбии говорят часто замечаемые другими персонажами открытые локти — героиня постоянно что-то делает, засучив рукава. Обломов не раз засматривался на голую шею и локти Агафьи. Андрей Штольц считает Пшеницыну простой бабой и не может понять, то ли она глуповата, то ли плутовка.

В тексте романа упоминается глуповатый взгляд героини, который иногда постепенно становится осмысленным, когда речь заходит о темах, с которыми Агафья знакома. Она любит приговаривать, что Бог велел любить всех и относиться к людям по-доброму. Взгляд у женщины отличается кротостью, но всегда бодрый и живой. Знакомые считают Агафью Матвеевну человеком славным и добродушным.

Героиня бескорыстно ухаживает за Обломовым во время болезни — сидит у его кровати всю ночь до зари. Будучи женщиной русской национальности и православного вероисповедания, ходит в церковь ставить свечку за здравие и никогда даже в разговоре не упоминает об этом. Но ей не чужда и некоторая доля упрямства — Агафья может плакать, но все равно настоять на своём или твердить одно и то же. Ей всегда есть чем заняться, она любит домашние хлопоты и очень редко ходит в гости — только водит детей к родне мужа на обед в Светлое воскресение и на Рождество.

Читать еще:  Что такое эмо стиль, и кто такие эмо. Кто такие эмо? Какие существуют эмо-группы

У героини узкий кругозор и поговорить с ней можно разве что о хозяйстве. Она не привыкла ни о чем задумываться, да и, как видно из цитаты, «не к лицу это ей». До встречи с Обломовым Агафью ничего и не интересовало, кроме хозяйства, на нем сосредоточивалось все ее самолюбие. И только когда женщина влюбилась, она задумалась о чем-то другом. Она скромна и застенчивая, ей совершенно не приходит в голову хотя бы пококетничать с мужчиной.

Хозяйственные качества

Пшеницына — прекрасная хозяйка. Она с достоинством господствует у себя дома и повелевает поварихой и дворником. У Агафьи все дела быстро спорятся, она энергичная и проворная женщина и постоянно находится в движении — успевает и стиркой заниматься, и приглядывать за готовкой на кухне, где героиня — не сторонняя наблюдательница, а непосредственная участница. Агафья вкусно готовит, чисто и аккуратно накрывает на стол. Она умеет:

  • мочить яблоки и вишни;
  • солить огурцы и делать варенье;
  • печь роскошные пироги;
  • варить вкуснейший кофе;
  • готовить настойку на смородиновых листьях;

В доме у Пшеницыных чисто и тихо — уборка начинается ещё до рассвета. Везде порядок, вещи находятся под рукой и на своём месте. Хозяйка и одежду чинит сама, шьет шторы, одеяла и стеганые халаты. Когда Агафья своими руками накрахмалила Обломову рубашки, он так расчувствовался, что почти прослезился.

Отношения Обломова и Агафьи Пшеницыной

При знакомстве Илья Ильич получает впечатление, что в Агафье есть что-то особенное, но не проявляет интереса, как к женщине — в это время он ещё собирается жениться на Ольге Ильинской. Разрыв отношений с невестой наносит удар по здоровью Обломова, он впадает в горячку и долго болеет. Добросердечная Агафья Матвеевна искренне волнуется о своём постояльцев и заботится о нем.

Зарождение чувств

После выздоровления Обломов в шутку предлагает Пшеницыной вести совместное хозяйство, но та с радостью соглашается. Она очень рада, что может окружить мужчину ещё большим уютом. Агафья и не заметила, что уже влюбилась в Илью Ильича, который казался ей человеком непостижимым, каких она ещё никогда не встречала. Замуж в юности она вышла без любви и только дожив до 30 лет, познала это чувство к мужчине, который стал для Агафьи особенным.

Когда героиня впервые в жизни влюбляется, она не осознает появления новых чувств, потому что не привыкла копаться в себе. Пшеницына даже не помнит, что некоторое время назад ничего такого с ней не происходило. Если бы кто-то ей сказал, что она любит Обломова, это стало бы для неё новостью. Агафья любит Обломова таким, какой он есть, апатичным и ленивым, не предъявляя никаких требований. Её чувство естественно и бескорыстно, но остаётся долгое время тайной для Обломова, окружающих и нее самой.

Илья Ильич полагает, что отношение Пшеницыной обусловлено только добрым характером, но сам симпатизирует ей и часто любуется полной фигурой Агафьи. Жизнь в её доме очень нравится Обломову, она сытная и спокойная, и ничем не напоминает полную тревог и волнений историю любви с Ольгой Ильинской.

Семейная жизнь

Первый шаг во взаимоотношениях делает мужчина. Главный герой по-своему тоже влюблён в Пшеницыну, но эта любовь совсем не такая, как его чувство к Ольге. Она спокойная и ровная — лишь лёгкое волнение будоражит его сердце, глаза не блистают, хочется только сидеть на диване и любоваться локтями Агафьи. На вопрос Штольца, любит ли он женщину, Обломов прямо не отвечает — краснеет и отшучивается. Возможно, он стыдится признаваться в своей любви.

Со временем отношения героев развиваются и перетекают в гражданский брак, у них рождается сын Андрюша. Теперь Агафья смогла обрести цель в жизни — обеспечивать мужу поддержку, уют и сытую жизнь. Героиня является преданной женой, она ухаживает за Обломовым, а когда он пьянствует — ждёт его домой, чутко прислушиваясь к шуму на улице. Иногда Агафья хитрит, чтобы отвадить мужа от спиртного и жирной еды.

Агафья любит Обломова со всей полнотой сердца — как мужа, как любовника и как барина, а его смерть становится страшным ударом. Ей нечего больше желать и некуда идти. Она продолжает жить как обычно, но больше нет в Агафье той жизненной энергии, которая бурлила в ней раньше. Сына женщина вынуждена на воспитание семье Штольц, потому что понимает — мальчик не похож на других детей и она не сможет обеспечить Андрею должное образование.

Сравнение с Ольгой Ильинской

Две любимые женщины Обломова совершенно не похожи друг на друга. Это хорошо заметно из их сравнительной характеристики, приведенной в сопоставительной таблице:

Источники:

https://studbooks.net/683853/literatura/portrety_vtorostepennyh_geroev
https://www.literaturus.ru/2015/07/obraz-agafja-pshenicyna-oblomov.html
https://nauka.club/literatura/kharakteristika-agafi-pshenitsynoy.html

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Для любых предложений по сайту: [email protected]