Рафаэль Санти и картина «Три грации» в его исполнении. Рафаэль Санти
Рафаэль Санти и картина «Три грации» в его исполнении
Приветствую вас друзья, подписчики и посетители сайта!
Представьте, если бы в истории человечества не было такой важной эпохи, которая называлась Возрождением или Ренессансом. Перемена времени несла мировое значение в истории Европейской культуры. Но самое важное, пожалуй, это свобода во многих направлениях искусства после тысячелетнего серого времени — Средневековья.
Эпоха Возрождения — подарила миру множество талантливых художников, которые в своих работах воплотили духовные идеалы и особенности этой эпохи, показав миру волшебство и красоту живописи.
Одним из великих творцов эпохи Возрождения был художник Рафаэль Санти (1483 — 1520 гг), который воспел в своих работах чувство внешней красоты и внутренней гармонии.
Автопортрет Рафаэля Санти и картина «Мадонна Грандука» 1505 г.
В статье я кратко опишу творчество великого итальянца Рафаэля Санти и описание картины «Три грации»
Рафаэль с самого детства получал уроки художественного мастерства от своего отца, который был поэтом и художником. Город Урбино, что находится в Италии, является культурным центром художественного искусства, и в этом городе родился и вырос талантливый художник Рафаэль Санти.
Изучая искусство у мастеров того времени, Рафаэль вырабатывал свою неповторимую манеру написания картин. Так, во Флоренции, в конце 1504 году, Рафаэль познакомился с Микеланджело и Леонардо да Винчи и познавал техники в живописи этих великих художников.
Ранее в одной из статей, я писала о вспомогательном оптическом приборе, камере-обскуре, которой пользовались многие мастера того времени. Леонардо да Винчи даже упомянул ее в «Трактате о живописи»
Одни из первых творений в творчестве Рафаэля Санти были написаны в юном возрасте: «Три грации», «Сон рыцаря», «Мадонна Солли»
Главной темой в творчестве Рафаэля Санти является Мадонна, картины с этим сюжетом пропитаны спокойствием и любовью к миру. За короткую жизнь живописец написал 42 картины с изображением Мадонн: «Мадонна держит младенца в руках», «Мадонна с щеглом», «Сикстинская Мадонна», «Мадонна с рыбой», «Мадонна Альба», «Мадонна Альдобрандини»
Рафаэль Санти картины Мадонн
Одна из самых известных и узнаваемых Мадонн Рафаэля — «Сикстинская Мадонна», которую живописец специально написал для алтаря церкви, что в монастыре святого Сикста. До 18 века считалась малоизвестной работой, которая, к тому же затерялась в одном из храмов. Мировую известность «Сикстинская Мадонна» с ангелочками получила в послевоенное время.
Кстати, ангелочки с картины стали популярны настолько, что их сюжет используют в постерах, открытках и даже в росписи на стенах, как отдельный элемент.
Картина «Сикстинская Мадонна»
Увидеть картину внушительного размера можно в Дрездене рядом с другими шедеврами того времени. Как правило, хранятся такие шедевры в помещении с определенной температурой и влажностью под стеклом. В парижском музее Лувр, самая известная картина в мире Леонардо да Винчи «Джаконда» тоже под стеклом, я сама видела.
Безмятежность, свобода образов и полет художественной фантазии характерны картинам и фрескам Рафаэля, на которых изображена Мадонна. Кстати, совсем первая картина «Мадонна с младенцем» была написана юным живописцем в возрасте 15 лет. Точнее это фреска на стене в доме, где жил юный живописец в Италии, размером 97×67 см.
Ранняя работа Рафаэля Санти
К 1508 году художник переезжает в Рим, где к тому времени собрались лучшие живописцы, архитекторы и скульпторы. Рим прославляет Рафаэля, как великого мастера монументальной живописи.
Росписью Рафаэля украшены покои дворца в Ватикане, этому виду творчества художник посвятил девять лет своей жизни. Каждая фреска живописца стала прославлением духовного и физического совершенства человека.
Интеллектуальный, нравственный и эстетический аспект жизнедеятельности человека прослеживается в великих работах творца. До последних лет жизни Рафаэль работал с монументальной живописью.
Для творчества Рафаэль черпал вдохновение в условиях непревзойденной красоты, которая его окружала. Настоящие произведения искусств украшали дворцы и храмы, пробуждая воображение и вдохновляя художника на создание новых шедевров.
Фрески Рафаэля в Папском дворце Ватикана
Теперь давайте поговорим о ранней картине «Три грации» написанной примерно 1504 году. Я считаю ее особенно-завораживающей. Невинность, которой окутана картина образно очищает душу человека при единственном взгляде на нее. Совершенство форм, возвышенные чувства и пикантная красота нагого женского тела вызывает у человека эмоциональное спокойствие и внутреннюю гармонию.
В образах богинь Древней Греции и Древнего Рима многие художники и скульпторы черпали вдохновение. В картине очень маленького размера, 17 × 17 см, просматривается черты именно древних античных культур. Привлекает внимание картина тем, что в ней как бы просматривается чистота, невинность, юность и поэтичность.
Возможно, это не спроста, так как писал картину«Три грации» живописец в юном, романтическом возрасте 20 лет. К тому же, Рафаэль любил поэзию и сам писал, возможно, это и отразилось в ранней картине художника.
«Три грации» Рафаэля Санти масло, холст
Изображение трех Граций своего рода аллегория Любви, Невинности и Красоты. Это первая картина, где женщины изображены без одежд. Каждая Грация держит в руке золотой шар, символизирующий совершенство. Иногда шары интерпретируются как золотые яблоки, которые Геракл, древнегреческий герой в мифологии, получил из сада Гесперид в своем предпоследнем подвиге.
Если присмотреться и рассмотреть круглую сферу в руках, то она больше похожа на форму шара, который имеет внушительный вес. Многие со мной не согласятся, а у искусствоведов, картины старых мастеров, вечная тема споров и обсуждений. Ведь именно их трактовать можно по разному, так как не все живописцы прошлых эпох записывали в трактатах смысл своих произведений.
А значит, современному человеку остается додумывать, чтобы в картине увидеть скрытый смысл. Поэтому шар в руках Граций может напомнить планету, солнце или луну… Именно тогда мир узнал, что земля имеет форму шара, что солнце центр вселенной, а не планета. Может смысл картины и символизм кроется именно в шаре, а не в трех Грациях?
Шар означает мир, вечность, самодовлеющую власть над вселенной, а в руках трех Граций по имени Любовь, Невинность и Красота они приобретают смысл. Помните, как говорят, что все важное кроется в мелочах? Так вот шар и есть та мелочь, где кроется смысл картины.
Фрагмент картины «Три грации»
Есть предположения, что миниатюрная картина писалась со статуй римской скульптуры. Посмотрите какое изумительное сходство. Правда, скульптура греческих богинь под названием «Три Грации» ниже на фото выполнена чуть позже, но думаю, что она не сильно отличалась от той скульптуры, которая стала прототипом Граций Рафаэля Санти. Сходство Граций удивительное, вы не находите?
Кстати, стоит эта скульптура в человеческий рост в музее Лувра, я имела честь ее созерцать.
Скульптура «Три грации»
Произведение «Три грации» хранится в музее Конде, который расположился в замке-усадьбе Шантийи — Château de Chantilly во Франции. Надо бы мне туда съездить, так как собрание картин, скульптур там удивительное!
Музей Конде -Musée Condé
Вообще же, тема Трех Граций была популярной в разные времена от 15 века до 19 века. Было писано немало картин и другими известными живописцами : Лукас Кранах Старший (1472 -1553), Питер Пауэл Рубенс (1577- 1640), Ханс фон Аахен (1552-1615) , Жан-Батист Ванлоо (1684-1745), барон Жан-Батист Реньо (1754-1829)
Чистота и невинность Граций притягивает взгляды любителей искусства, вызывая трогательные впечатления и приятные эмоции. С изменением стандартов женской красоты, менялись взгляды обывателей на красоту форм женского тела, но неизменным остается внутренний свет, исходящий от девушек, что действительно завораживает.
В принципе, многие живописцы воспевали женскую красоту на полотнах, но интересно то, что рисовали картины художницы и художники одинаково… только известны нам художники с мужскими именами все таки больше. Так почему так, и кто рисует больше?
Итальянский художник Рафаэль Санти рано умер, в возрасте 37 лет, предположительно, причина смерти является римская лихорадка, которой он мог заразиться во время посещения раскопок.
А на гробнице живописца и архитектора написаны чудесные слова: Ille hic est Raffael, timuit quo sospite vinci, rerum magna parens et moriente mori, что значит, «Здесь покоится великий Рафаэль, при жизни которого природа боялась быть побеждённой, а после его смерти она боялась умереть»
Гробница Рафаэля Санти
Живопись старых мастеров прекрасна и посредством созерцания, можно удивительным образом вдохновляться! Творчество Рафаэля Санти тому хороший пример, особенно, если вы сами пишете картины, и не важно, художник вы профессионал или художник-самоучка. Оценить красоту можно вне зависимости от художественного образования!
Дорогие друзья, поддержите статью, поставьте лайк, также поделитесь со своими друзьями в соц сетях с левой стороны.
Если вы любите музеи и выставки картин, то приглашаю вас посмотреть мое видео по музею на юге Франции постимпрессиониста Пьера Боннар. В видео я познакомлю вас с творчеством двух художников.
Задавайте ваши вопросы внизу в комментариях, обычно, я отвечаю быстро на все вопросы
Три грации
Музей Конде. Замок Шантийи, Франция
[ картины Рафаэля Санти ]
художник: Рафаэль
1504-05
Масло на панели, 17 x 17 см
Фигуративные энергии, которые Рафаэль развивал во Флоренции, привели к более синтетической концепции формы, обработке интеллектуального выражения, которые видимы в картине “Мечта Рыцаря” в Национальной галерее, Лондон и “Три Грации” из Шантильи. Критики полагают, что эти две картины, возможно, сформировали единственный диптих, представленный Сципионе ди Томмазо Боргезе при его рождении в 1493 году. Тема картин возможно взята из стихотворения Пуника (Punica), Силиуса Италикуса (Silius Italicus), который был известен в старине и чья гуманистическая культура была возвращена к известности. В первой панели Сципио, спящий рыцарь, должен выбрать между Венерой (удовольствие) и Минервой (достоинство); во втором Грации вознаграждают его выбор Достоинства с Золотыми Яблоками из Гесперид (Golden Apples Hesperides). Классическое происхождение этой темы возвращает нас без сомнения к флорентийской окружающей среде. Состав, который является во власти смысла большой гармонии, является фигуративным последствием литературной темы.
Три Грации – персонификация изящества и красоты в изображении нескольких богинь. В искусстве они часто – служанки Венеры, разделяя несколько из ее символов, такие как розу, мирт, яблоко и игральные кости. Их именами согласно Хесоиду (Теогония 905) была Аглайя, Ефросиния и Талия. Они как правило группируются так, чтобы два внешних фигуры оказались перед зрителем, а средняя фигура располагается спиной. Это было их старинной формой, известной и скопированной во времена Ренессанса.
Группа была предметом большой аллегоризации в различных возрастах. Сенека (c. 4 B.C.-нашей-эры. 65) (Де Бенефисии l.3:2) описал их как улыбающихся дев, нагих или прозрачно одетых, кто поддерживал тройной аспект великодушия, предоставления, получения и возвращения подарков или преимуществ: “ut una sit quae det beneficium, altera quae accipiat, tertia quae reddat”. Флорентийские философы 15-го века рассматривали их как три фазы любви: красота, пробуждение желания, привод к выполнению; альтернативно как персонификация Целомудрия, Красоты и Любви, возможно с надписью “Castitas, Pulchritudo, Amor”.
Эти Три Грации – первое исследование Рафаэля обнаженной фигуры женского пола и в передней части и в видах сзади. Это было, вероятно, не основано на живых моделях, сокорее всего Рафаэль использовал классическую скульптурную группу этих Трех Граций в Сиене.
Три грации вдохновляли художников от Боттичелли до Пикассо
Творческая свобода и оригинальность могут начинаться со старых тропинок. Художники всегда подсматривали и впредь будут подсматривать идеи друг у друга. Мы помним историю Микеланджело и Рафаэля, описанную незабвенным Вазари). Но в этом главное – подсмотренное сделать по-своему.
Так обстоит дело в течение тысячелетий для художников, которые создавали три грации. От Боттичелли до Пикассо они воспевали вечность великолепного триумвирата, который, конечно же, создавали в своих уникальных стилях.
Рафаэль
На картине изображены три Грации, — Невинность, Красота и Любовь, — каждая держит в руке совершенный золотой шар, символ совершенства.
Грации идеальный эстетический образ. Они – часть свиты Афродиты. И когда они вместе, то это уже тот самый образ, так волнующий и радующий глаз: грация, красота и шарм. И волшебное мифическое число – 3.
Присмотритесь: они похожи, и визуальная гармония почти встроена в это сходство.
В греческой мифологии они богини благодати, которые связаны с Афродитой. Они – дочери Зевса и Эвриномы, и еще любимицы искусства.
Вот скульптура (Мет ею владеет), она копия древнегреческой – свидетельство широко распространенного увлечения римлянами всем эллинским. Она – ранняя, 2-й век нашей эры; обнаружена под римскими улицами в 1892 году.
Неизвестный художник вырезал Грации в мраморе; они стоят в элегантном, динамичном контрапосте в одну линию, две обращены вперед и одна назад, обнимая друг друга. Мгновенно узнаваемая, каноническая формула гармонии и красоты.
А это Сандро Боттичелли, Ла Примавера (Весна), 1477, одна из его самых любимых картин.
Здесь Грации как часть композиции. В прозрачных платьях они движутся по кругу посреди замысловато украшенного леса.
Смысл картины остается загадочным «праздником любви, мира и процветания».
Несколько лет несколько лет спустя Боттичелли вернулся к этой теме с еще одной ансамблевой сценой «Венера и три грации, дарившей дары молодой женщине» , ок. 1483–85.)
Антонио Канова (1757 – 1822) скульптор неоклассицизма. Его стиль во многом вдохновлен искусством Древней Греции, а его произведения сравнивались современниками с лучшими произведениями античности.
Для своих итераций по теме Кранах отверг пасторальный пейзаж в пользу монохромного фона. Свои грации он написал с разными прическами: на одной из голов богинь светлые локоны, а на другой – шляпа. Если грации Рафаэля выглядят как близнецы-тройня, Кранах намекает на индивидуальность.
Три грации — картина Рубенса. Прекрасны, правда? Сегодня ею любят иллюстрировать статьи про целлюлит). Но во времена Рубенса они были идеалом красоты. Картина хранилась в личной коллекции художника до его смерти.
Ну, а потом модерн….
В течение модернисткого периода – а он сам по себе своего рода ренессанс 20-го века – художники снова вспомнили про три грации.
В 1923 году Пикассо написал их в гризайле или в оттенках серого.
И все же их раздробленные, отвлеченные тела открывают новый взгляд на мир.
В 1999 году к концу своей жизни французская художница Ники де Сен Фалль предложила женский взгляд на Грации.
В течение многих лет она делала «Нанас», или красочные, масштабные скульптуры с преувеличенными женскими формами. Les Trois Grâces (1999) состоит из трех мозаичных нан с черными, белыми и желтыми телами, все в ярких одеждах, танцующих в кругу. Размещенная во дворе Национального музея женщин в искусстве в Вашингтоне, округ Колумбия, скульптура прославляет женственность.
Современные художники с глобальными перспективами также нашли концептуальный потенциал в Трех грациях
Теперь изображения трех граций стали менее верными легенде. Правда, надо сказать, что происходило это постепенно, что легко можно увидеть даже по этой подборке.
Грации всегда образ того, что общества и отдельные художники считают добродетельными и красивыми. Пока моральные и эстетические представления продолжают изменяться, Грации будут оставаться мощной темой, бесконечно возобновляемой каждой новой группой художников.
Источники:
https://www.viktoria-latka.com/rafael-santi-i-kartina-tri-gracii-v-ego-ispolnenii/
https://www.wm-painting.ru/MasterPieces/p19_sectionid/7/p19_imageid/20
https://tanjand.livejournal.com/2724778.html