Содержание рассказа история одного города. События главы «голодный город»
«История одного города», краткое содержание по главам романа Салтыкова-Щедрина
От издателя
«История одного города» издана по подлинным документам. По утверждению автора, он обнаружил в глуповском городском архиве связку тетрадок, имеющих общее название, – «Глуповский Летописец». Записи велись четырьмя архивариусами в период с 1731 по 1825 год. В основном они содержат биографии местных градоначальников. К «Глуповскому Летописцу» прилагаются несколько детских тетрадок. В них – рассуждения градоначальников «на различные темы административно-теоретического содержания». По словам автора предисловия, он не касался содержания летописи – фантастического и местами даже практически невероятного, исправив только «тяжелый и устарелый слог» и поработав над орфографией.
Обращение к читателю
Автор обращения – последний архивариус-летописец Павлушка. Он рассказывает, как появился «Глуповский Летописец». По мнению Павлушки, в Глупове были градоначальники, чьи деяния достойны описания и ничуть не уступают деяниям «Неронов преславных» и «Калигул, доблестью сияющих». Как верно замечает в сноске автор «Истории одного города», здесь архивариус демонстрирует явный недостаток образования. Ни Калигулу, ни Нерона нельзя назвать образцово-показательными правителями. Также в обращении к читателю кратко описывается город Глупов, который имеет три реки, стоит на семи холмах и активно торгует «квасом, печенкой и вареными яйцами».
О корени происхождения глуповцев
В древние времена жил народ, который называли головотяпами. Обитал он далеко на севере. Там, где, по мнению римских и греческих историков и географов, находилось Гиперборейское море. Этот народ так именовали из-за того, что его представители обо все «тяпались» головой. С головотяпами соседствовало множество племен. В их числе – кособрюхие, долбежники и лягушечники. Между собой народы постоянно воевали. Дошли до того, что не осталось у них «ни жен, ни дев», а кора с последней сосны пошла на лепешки. Головотяпы предложили тяпаться друг с другом головами, пока не определится победитель. Естественно, они всех одолели.
Долго в мире племена не прожили и снова начали враждовать. Тогда было решено позвать князя. Пришли к одному – тот назвал их глупыми и не захотел ими править. Зато посоветовал искать столь же глупого князя. Найти такого удалось только при помощи вора. Так у головотяпов появился князь, который правил ими издалека. Вор стал его наместником. Найдя князя, головотяпы построили город Глупов, а себя назвали глуповцами. Вор-наместник начал провоцировать народ на бунты. Усмиряя бунтовщиков, он брал с них взятки и при этом выслуживался перед правителем. Вскоре князю это надоело, и наместник в Глупове сменился. Новый оказался ничуть не лучше старого. После отставки еще пары вороватых наместников князь прибыл в Глупов и воскликнул: «Запорю!». «С этим словом начались исторические времена».
Опись градоначальникам
Перечисляются все градоначальники, служившие в Глупове в период с 1731 по 1826 год, даются их краткие характеристики. О некоторых из них подробнее написано ниже.
Органчик
В августе 1762 года в Глупов прибыл новый градоначальник – Дементий Варламович Брудастый. Местные жители ждали его с нетерпением, проявляя «обычную глуповскую восторженность» и «обычное глуповское легкомыслие». Брудастый показал себя человеком молчаливым и угрюмым. Единственное, что он произнес при первом знакомстве с чиновниками: «Не потерплю!». После градоначальник заперся в кабинете, где постоянно подписывал различные приказы. Иногда он выходил, отдавал письмоводителю кипу бумаг и снова кричал «Не потерплю!». Во всех концах города закипела работа – людей хватали, секли, их имущество описывали и продавали.
Вскоре глуповцы приуныли. В городе воцарился «зловещий и безотчетный страх». В итоге выяснилось, что внутри головы у градоначальника – органчик, умеющий исполнять всего две пьесы: «разорю!» и «не потерплю!». Когда Брудастый ехал в Глупов, механизм отсырел и испортился. Починить его пытался часовых и органных дел мастер Байбаков, но не сумел. Поэтому новую голову заказали в Петербурге. Пока она шла, секрет Брудастого и раскрылся. Заканчивается его история тем, что в Глупове встретились сразу два градоначальника. У одного Брудастого была голова, выписанная из Петербурга, у второго – отремонтированная наспех Байбаковым. Издатель «Истории одного города» в сноске поясняет, что оба градоначальника – самозванцы.
Сказание о шести градоначальницах
Градоначальников-самозванцев увез рассыльный, положив их в специальные сосуды, наполненные спиртом. После этого в Глупове началась смута. Власть несколько раз переходила из рук в руки. Первой захватила город Ираида Лукинишна Палеологова – бездетная вдова, промышлявшая ростовщичеством и жестоко истязавшая четырех своих крепостных служанок. Ее свергла Клемантинка де Бурбон – авантюристка, дочка бывшего градоначальника, уволенного за нечестную игру в карты, и ставленница польских панов. Третья претендентка на власть – ревельская уроженка Амалия Карловна Штокфиш, «два месяца жившая у какого-то градоначальника в помпадуршах». Клемантинку она велела посадить в клетку и выставить на площади.
Амалию победила вторая ставленница польских панов – Анеля Алоизиевна Лядоховская. По ее приказу Штокфиш посадили в клетку к Клемантинке. К утру от двух бывших градоначальниц остались только кости – дамы съели друг друга. Тем временем объявились еще две претендентки на власть – Дунька-толстопятая и Матренка-ноздря. В Глупове царила анархия. Анеля под шумок удалилась, вернувшись к прежней жизни. На седьмой день от начала смуты в город прибыл новый градоначальник – Семен Константинович Двоекуров.
Известие о Двоекурове
В «Глуповском Летописце» Двоекуров фигурирует трижды – в описи всех градоначальников, в финале рассказа о смуте и при изложении истории либерализма в Глупове. Из этих упоминаний можно сделать вывод, что человеком он был передовым и к выполнению своих обязанностей подходил серьезно. По мнению издателя «Истории одного города», в «Глуповском Летописце» нет подробной биографии Двоекурова, так как ее уничтожили его преемники. Они опасались, что эта биография станет свидетельством «слишком явного либерализма».
Двоекуров ввел в Глупове пивоварение и медоварение. При нем стало обязательным употребление горчицы и лаврового листа. Самое главное – он сочинил записку о необходимости открытия в городе академии.
Известно, что Двоекуров то ли имел некий талант, которого «не оправдал», то ли ему дали какое-то поручение, которое градоначальник, оробев, не выполнил. Из-за этого он грустил всю оставшуюся жизнь. Что случилось на самом деле, точно сказать нельзя, так как единственный оставшийся листок из биографии Двоекурова сильно испорчен.
Голодный город
1776 год обещал быть хорошим для глуповцев. Шесть лет подряд с городом ничего плохого не случалось – ни пожара, ни голода, ни болезней. Местные жители считали, что этим они обязаны правлению градоначальника Петра Петровича Фердыщенко – человека простого и любящего в речи употреблять слово «братик-сударик».
Однажды благоденствию глуповцев пришел конец. Фердыщенко влюбился в замужнюю даму Алену Осипову. Из-за этого он сильно изменился – «сделался деятелен и настойчив до крайности». Градоначальник несколько раз пытался склонить ее к сожительству, но женщина решительно отказывала, оставаясь верной супругой. В результате он добился того, что мужа Алены арестовали и отправили в Сибирь, после чего Осиповой пришлось сдаться.
Грехопадение градоначальника отразилось и на глуповцах. В городе началась засуха, которая привела к страшному голоду. Недовольство правлением Фердыщенко росло, а он ждал подмоги – либо хлебом, либо войсками, усмиряющими бунты. Горожане же написали жалобу «во все места Российской империи». Время шло, а ответа на нее не было. Фердыщенко принялся за аресты. Глуповцы не выдержали, захватили Аленку и сбросили с колокольни. Сразу после этого в город прибыли войска, вызванные Фердыщенко.
Соломенный город
В противоположных концах Глупова располагались две слободы – Стрелецкая и Пушкарская. Обитатели их – стрельцы и пушкари – издавна враждовали. Разнимать одно из их побоищ пришел сам Фердыщенко. Так он влюбился в стрельчиху Домашку – женщину резкую, решительную, мужественную и гулящую. Стрельцы отдавать ее градоначальнику не желали, но в итоге пришлось ему покориться. Пушкари начали над ними насмехаться. Их стычки участились, от чего страдал весь Глупов.
Второе грехопадение Фердыщенко обернулось для города пожаром, начавшимся вечером 7 июля и продолжавшимся несколько дней. Глуповцы опять пошли разбираться к градоначальнику. Он лицемерно покаялся и отдал толпе стрельчиху Домашку, которую народ трогать не стал и вернул в Стрелецкую слободу. Как только опасность миновала, Фердыщенко начал писать жалобы во все инстанции – якобы глуповцы против него устроили «великий бунт». Через некоторое время в город вновь прибыли войска для усмирения местных жителей.
Фантастический путешественник
После всех бед, случившихся в Глупове, Фердыщенко решил путешествовать. Правда, под его началом находился только городской выгон. Глуповцам было приказано собраться там, бить в тазы, преподносить дары и поздравлять градоначальника, будто он издалека приехал. Развлечений на выгоне оказалось мало. Фердыщенко успел пострелять горохом из маленькой пушки, несколько раз напиться, задержать встреченного во время «путешествия» пастуха. На третий день пребывания на выгоне градоначальник скончался от переедания. Ему на смену через неделю прислали Василиска Семеновича Бородавкина, что положило начало «золотому веку Глупова».
Войны за просвещение
Бородавкин «поражал расторопностью и какою-то неслыханной административной въедчивостью». Изучив биографии предыдущих градоначальников Глупова, он взял себе в качестве образца для подражания Двоекурова. Первым делом Бородавкин попытался вернуть обязательное употребление горчицы, от которого глуповцы успели отвыкнуть. Кроме того, он приказал есть прованское масло. Жители Глупова подчиняться его воле не захотели. Так начались «войны за просвещение».
Как говорилось выше, причиной первой войны стала горчица. Бородавкину удалось усмирить бунтовщиков путем покорения Стрелецкой слободы, которую он считал «источником всего зла». Целью второй войны было объяснение глуповцам пользы от «устройства под домами каменных фундаментов». Третья разразилась из-за отказа горожан разводить персидскую ромашку. Причина четвертой – разнесшийся по Глупову слух об учреждении академии. Походы Бородавкина привели к упадку города. Жители насажали столько ромашки и горчицы, что товары эти обесценились. Из-за этого стали задерживаться выплаты податей. В 1790 году во Франции произошла революция и глуповский градоначальник начал воевать уже против просвещения. От полного разорения Глупов спасла только смерть Бородавкина.
Эпоха увольнения от войн
«В 1802 году пал Негодяев». К концу его правления город превратился в «беспорядочную кучу почерневших и обветшавших изб», а местные жители покрылись шерстью и принялись сосать лапу. Новым градоначальником стал «черкашенин» Микаладзе. Чтобы привести глуповцев в порядок, он решил временно отказаться от насаждения просвещения и связанных с этим экзекуций, а также от принятия новых законов. Положительный результат появился уже через месяц. В дальнейшем Микаладзе правил спокойно. Единственная слабость этого градоначальника – излишнее увлечение женщинами. Скончался он в 1806 году. Причиной смерти стало «истощение сил».
Следующим градоначальником стал Беневоленский – человек, имевший особую страсть к написанию законов. Оказалось, что глуповские правители собственные законы издавать не имеют право. Он огорчился и начал писать проповеди. В итоге Беневоленский все-таки не выдержал. Жажда сочинять законы победила. Распространял градоначальник свои приказы странным способом – разбрасывал ночью листочки по улицам. Однажды Беневоленского арестовали за измену. Он писал письма Наполеону, приглашая французского правителя в Глупов. Дело в том, что Бонапарта хотела увидеть купчиха Распопова, у которой жил Беневоленский.
Далее прислали майора Ивана Прыща. Законов он не издавал, но Глупов в его правление процветал. Оказалось, что у Прыща фаршированная голова. Это распознал глуповский предводитель дворянства. Он же и съел голову градоначальника.
Поклонение мамоне и покаяние
Следующий градоначальник – статский советник Иванов, отличавшийся очень маленьким ростом. Говорили, что он умер от испуга, так как получил слишком большой сенатский указ, который боялся не понять. По другой версии, его уволили. Якобы голова Иванова «перешла в зачаточное состояние» из-за «присыхания мозгов», произошедшего вследствие их ненужности.
Далее глуповцами правил «французский выходец» виконт дю Шарио, веселившийся без устали и рабочими делами не занимавшийся. Так как в Глупове долгое время царил покой, местные жители «забылись». Это привело к «скоропреходящему глуповскому баловству». Например, глуповцы решили снова поклоняться Перуну и Волосу, перестали «возделывать поля», придумали новый язык – наполовину человеческий, наполовину обезьяний.
Тем временем выяснилось, что дю Шарио – переодетая женщина. В Глупове появился новый градоначальник – Эраст Андреевич Грустилов, человек чувствительный и при этом имевший порочные наклонности. В частности, он воровал, будучи в действующей армии провиантмейстером. Распущенность, царившая в Глупове, Грустилову пришлась по вкусу. Несмотря на это, спустя некоторое время Эраст Андреевич решил навести в городе порядок. Вскоре в Глупове «бездействие весело-буйственное» сменилось «бездействием мрачным». Впрочем, возделывать поля народ так и не начал.
Подтверждение покаяния. Заключение
Грустилова сменил Угрюмов-Бурчеев. Идеалы, к осуществлению которых он стремился, – «прямая линия, отсутствие пестроты, простота, доведенная до наготы». Новый градоначальник принадлежал к тому типу идиотов, которые принимают какое-то мрачное решение и дают себе клятву привести его в исполнение. При этом движутся они напролом. Угрюмов-Бурчеев задумал вместо Глупова построить город Непреклонск, где жизнь бы подчинялась строгому порядку и везде царила одинаковость. Второй его целью было устранение реки. Так как с рекой он справиться не смог, ему пришлось строить Непреклонск на новом месте. Угрюмов-Бурчеев таинственно исчез в 1826 году. После этого «история прекратила течение свое».
Оправдательные документы
К основному повествованию прилагаются три документа – «Мысли о градоначальническом единомыслии, а также о градоначальническом единовластии и о прочем» (сочинение Бородавкина); «О благовидной всех градоначальников наружности» (сочинение Микаладзе); «Устав о свойственном градоправителю добросердечии» (сочинение Беневоленского).
Краткое содержание книги «История одного города» по главам (М. Е. Салтыков-Щедрин)
Многомудрый Литрекон любит прозу М. Е. Салтыкова-Щедрина, но считает ее сложной и труднодоступной для молодого поколения. Все-таки русский язык с тех пор сильно изменился, и тяжеловесный слог классика с намеками и отсылками столетней давности не всем понятен. Чтобы помочь Вам разобраться в тексте, он составил краткий пересказ книги, где перечислил основные события из «Истории одного города». В сокращении гораздо проще понять витиеватый исторический сюжет. Приятного просвещения!
От издателя
В этой части повести представлено обращение автора к своим читателям. Он рассказывает, что материал произведения был взят из тетрадей «Глуповского летописца». Писатель уверяет, что все фантастические образы и явления он сохранил, подкорректировал лишь орфографию и пунктуацию. В этой главе уже представлены черты характера глуповцев и градоначальников. В любую эпоху остаются неизменными две вещи: жестокость чиновников и смирение жителей.
Автор обращает внимание на эту летопись небольшого города, чтобы предостеречь читателя, предотвратить его превращение в одного из глуповцев.
Обращение к читателю
В этой главе повествование ведётся непосредственно от лица архивариуса Павлушки Маслобойникова. Он раскрывает причину его стремления (и еще трёх архивариусов) описывать события из жизни города Глупов – желание прославить градоначальников. Однако можно сразу выделить недалёкость и необразованность летописца – он причисляет Нерона и Калигулу (императоров, которые прославились жестокостью) к доблестным историческим деятелям.
Так, летопись превращается в описание правления градоначальников в 1731 по 1826 год.
О корени происхождения глуповцев
Глуповцы раньше называли себя головотяпами из-за того, что всегда обо что-нибудь ударялись головой. Они были неуклюжим, но хитрым племенем. Головотяпы сумели подчинить себе разные народы, но без управления над собой им не удавалось наладить жизнь внутри своего общества. Тогда они обратились к князю, который, увидев жителей, назвал их глуповцами. Он отказался властвовать над ними и сказал найти самого недалёкого правителя.
Глуповцы нашли такого князя, который согласился ими «володеть». Однако он не поехал на их территорию, а послал вместо себя «вора-новатора». Князь сразу установил свой порядок:
Из тех из вас, которым ни до чего дела нет, я буду миловать; прочих же всех – казнить.
Глуповцы смиренно согласились с несправедливостью и с жестоким обращением.
Вору-новатору не по душе приходилось пребывание в Глупове: здесь не было ни войн, ни бунтов, которые он хотел усмирить, чтобы получить награду от князя. Вскоре он сам начал создавать волнения в городе. Слухи о его «воровстве» дошли до самого князя. Правитель прислал подчинённому петлю в наказание. Однако вор и тут «извернулся»: он предварил казнь, зарезавшись огурцом.
Следующим наместником был одоевец. Он также донимал глуповцев, создавал хаос внутри города. Князь узнал об этом и сам остановил бунт, «перепалив всех до единого». После того, как орловец и калязинец оказались ещё пущими ворами, князь с воплем «запорю» сам приехал править в Глупов. С этого и начинается история города.
Опись градоначальникам
В этой части названы все градоначальники Глупова, и представлены их краткие биографии. Следует отметить, что никто из властвующих не был образованным: Клементий славился искусной стряпней, Ферапонтов – бригадир, Ламврокакис – торговец, без имени, отчества и «даже без чина».
Самый «блестящий» градоначальник – Бородавкин. Он прославился не только продолжительной службой, но и тем, что спалил много деревень «во благо народа». Все градоначальники умерли нелепой смертью, а деятельность их была незначительна, нередко даже разрушительна.
Органчик
Читатель подробно знакомится с биографией одного из градоначальников Глупова – Дементия Варламовича Брудастого. Наивность, простота жителей отражается в их ожидании нового правителя. Глуповцы ещё не знали, что за человек к ним едет, но уже называли его «красавчиком» и «умницей». Они мечтали, что при новом начальнике совершенно изменится жизнь города – процветут науки, будет развиваться искусство.
Однако во время приёма правитель был с ними холоден, бросил лишь фразу: «Не потерплю!». Глуповцы, «беспечно-добродушные, веселые», сильно огорчились таким появлением. Они были нежными, избалованными, потому любили, когда с ними ласково обращались. Им было неважно, какой деятельностью занимался их градоначальник, они даже терпели жестокость с его стороны. Самое главное для глуповцев – приветливость. Угрюмость, молчаливость нового правителя погрузила весь город в уныние.
В один день жители раскрыли сущность Брудастого. Письмоводитель, войдя к градоначальнику, увидел страшную сцену: его голова лежала на столе, отдельно от тела. Оказалось, что в голове Брудастого помещался органчик, который исполнял две песни: «Разорю!» и «Не потерплю!». Однако во время поездки необычная часть тела Брудастого отсырела. Мастер Байбаков не смог починить механизм, потому пришлось ждать, пока отправят голову из другого города.
В городе началось безвластие, которое длилось около недели.
Сказание о шести градоначальниках. Картина глуповского междоусобия
В тихом городе Глупов началась анархия: жители утопили невинных людей, разбили стёкла в доме француженки. Воспользоваться безвластием захотели честолюбивые женщины. Первой в борьбу за правление вступила Ираида Лукинишна Палеологова. Она обокрала казну, взяла в плен бухгалтера и казначея. Претензии героини на правление основывались на том, что её муж когда-то занимал должность градоначальника.
Однако вскоре появилась новая «кандидатура» — Клемантика. Началась настоящая борьба между двумя женщинами, которая закончилась победой Клемантики. На этом смятение в городе не закончилось: прибыли новые «претендентки». Теперь глуповцы метались от Шткофиш к Нельки Лядоховской, от Дуньки — толстопятой к Матрёнке-ноздри. В период «смутного времени» они губили своих жителей, всюду наводили беспорядок.
Наконец, прибыл новый градоначальник – Семён Константинович Двоекуров. С его появлением закончилась эта «смеха достойная» эпоха.
Известие о Двоекурове
С 1762 по 1770 год правил Семён Константинович Двоекуров. Его можно отнести к «передовым» деятелям эпохи (ведь он правил в екатерининское время). Он действительно внёс немало изменений в существование обывателей.
Благодаря нему в городе появилось медоварение, пивоварение, стали употреблять горчицу. Однако самое главное то, что Двоекуров стремился к просвещению. Он хотел открыть в Глупове академию. Двоекуров был либеральным правителем, поэтому его биография не представлена подробно.
Голодный город
С 1770 года начинается мирное время в городе Глупов. На протяжении шести последующих лет спокойно правил бригадир Петр Петрович Фердыщенко. Именно в эти годы глуповцы ощущали себя самыми счастливыми. Им по душе была простота градоначальника, его невмешательство в дела жителей. Они радовались вместе с ним тихой, обывательской жизни.
Однако на седьмой год градоначальника «смутил бес» — Фердыщенко влюбился в женщину. Желая стать строже, чтобы понравиться Алёнке, он вымещал злобу на глуповцах. Более того, градоначальник начал обворовывать граждан. Хитростью Фердыщенко отправил мужа Алёнки в Сибирь. За все грехи пришлось расплачиваться бедным глуповцам: в городе началась страшная засуха, голод, из-за чего стали умирать люди.
Жители города решили взять ситуацию в свои руки. После нескольких безуспешных попыток мирным путём достучаться до градоначальника, они пошли на крайние меры — сбросили Алёнку с колокольни. Однако вскоре в Глупов послали солдат для подавления бунта.
Соломенный город
Стрельчиха Домашка стала следующим «легкомыслием» градоначальника. Фердыщенко захотелось испытать «бабу строптивую». Вместе с ней нагрянули новые бедствия в городе – пожары. Одно за другим, сгорели многие здания Глупова.
Жители роптали на своего градоначальника: они были недовольны тем, что вынуждены терпеть мучения из-за бесчинства Фердыщенко. Градоначальник вернул девушку обратно стрельцам.
Фантастический путешественник
У Фердыщенко внезапно появилось новое безумное желание – путешествовать. Этого «озорства» опасались и приближенные градоначальника, и сами жители Глупова. Но ничего не удалось ему увидеть сверхъестественного в этой местности. Главной достопримечательностью здесь была навозная куча.
Жители сами пострадали от такого путешествия – он заставлял их отдавать съестные припасы. Путешествие Фердыщенко закончилось нелепо – он умер от обжорства. Спустя некоторые время в Глупов прибыл новый градоначальник.
Войны за просвещение
Следующий правитель – Василиск Семёнович Бородавкин – решил серьёзно взять за улучшение города Глупов. Перечитав всю его историю, он выделил лишь деятельность градоначальника Двоекурова, которая уже почти была забыта жителями. Бородавкин попытался ввести снова горчицу и добавить прованское масло. Однако жители проявили свое неповиновение, что привело к военному походу на Стрелецкую слободу. В войске градоначальника была измена: на утро он заметил, что часть его солдат заменили оловянными. Но Бородавкин решил закончить начатое. Он подошёл к слободе, разобрал все здания по бревнам. Слобода сдалась.
Таким же путем Бородавкин пытался внедрить нововведения в обывательскую жизнь глуповцев. После подчинения Стрелецкой слободы он организовал еще несколько войн за духовное развитие. К сожалению, город лишь оскудел во время правления Бородавкина.
Эпоха увольнения от войн
Бородавкина сменил еще пущий разоритель – Негодяев. По мнению летописца, его сместили с правления из-за демократических взглядов и намерений. Более того, Глупов был уже обессилен многочисленными войнами за просвещение, поэтому он мог бы не выдержать еще одной борьбы.
После Негодяева правил Микаладзе. Он не имел никакого представления о конституции, поэтому идеально подходил для города. В его правление не произошло серьезных изменений. Микаладзе почти не интересовался делами своего города, персонаж слишком был занят представительницами женского пола.
На место Микаладзе пришёл Беневоленский Феофилакт Иринархович. Новый правитель отличался своим пристрастием к написанию законов. Ему приходилось тайно создавать свои изречения и по ночам распространять их в городе. Когда его деятельность была рассекречена, градоначальника сместили с его должности. Беневоленского даже заподозрили в сотрудничестве с Наполеоном.
Следующий градоначальник – Прыщ. Его особенность состояла в фаршированной голове. Глуповцы заподозрили что-то неладное, когда на протяжении долгого времени в городе собирали немало урожаев, все жили в изобилии, хотя Прыщ ничего не делал для процветания деятельности Глупова. Предводитель дворянства почуял запах трюфелей от головы градоначальника и напал на него. Он съел голову правителя.
Поклонение мамоне и покаяние
В Глупове начались нелегкие времена. Вся общественная жизнь «залегла на дно». Градоначальника Прыща сменил Иванов. Однако его пребывание в городе было недолгим, до сих пор неизвестна причина его ухода. Некоторые полагают, что Иванов умер от испуга (его маленькая голова не способна принимать серьезные законы), другие, что правитель был просто уволен из-за неисполнения своих обязанностей (его голова пришла в «зачаточное» состояние)
С 1815 года в Глупове правил француз виконт дю Шарио. Он вёл весёлую, разгульную жизнь, интересовался мужчинами (впоследствии было проведено исследование, при котором выяснилось, что дю Шарио – женщина). Великих дел градоначальник не вершил, государством почти не занимался. Глуповцам надоела спокойная и счастливая жизнь, они стали творить беспорядки, перенимать новую веру (язычество). Правителя, который одобрял любые действия граждан, выслали за границу.
Эраст Андреевич Грустилов – следующий градоначальник. К этому времени глуповцы совершено отвергли Бога, начали вести развратную жизнь. Из-за их нежелания работать в городе наступил голод. Сначала Грустилова такое положение дел не заботило, он был занят развлечениями. Однако жена аптекаря указала ему истинные нравственные ценности. Люди, занимавшие самое низкое положение в обществе, стали важнейшими в городе. Глуповцы раскаялись в своих грехах, но трудиться не начали. Когда выяснилось, что по ночам они читают г. Страхова, Грустилова сместили с правления.
Подтверждение покаянию. Заключение
Угрум- Бурчеев, «чистейший тип идиота», стал последним правителем Глупова. Жители боялись его: он стремился превратить город в Непреклонск, в котором улицы все одинаково прямые, здания и люди идентичны.
Угрум- Бурчеев решительно подошёл к исполнению своего плана – он снес весь город. Строительству препятствовала река, она разрушала все укрепления. Тогда градоначальник вместе с жителями нашёл новое место, но строительству не суждено было закончиться. Летописец признаётся, что тетради были утеряны, поэтому невозможно узнать, что случилось с глуповцами на самом деле. Пришло «оно» и «земля затряслась, солнце померкло». С этого момента история «прекратила течение своё».
Оправдательные документы
Некоторые градоначальники написали наставления своим преемникам. Так, Бородавкин призывает градоначальников к единению, к сохранению административной стройности.
Микаладзе уделяет особое внимание внешнему виду правителя. Он устанавливает «идеальные» пропорции градоначальника. По его мнению, всё в правителе должно быть гармонично, как в природе.
Наконец, Беневоленский пишет о добросердечности градоначальника. Он призывает издавать законы «человеческому естеству приличные», всегда выслушивать приходящих, не проявлять жестокости по отношению к гражданам.
История одного города. Краткое содержание по главам
От издателя
Автор-издатель сообщает о своем желании опубликовать историю какого-нибудь города и о случайной находке им «Глуповского Летописца». Автор дает понять читателю, что в своей книге представляет историю России с древнейших времен, якобы отображенную в лицах градоначальников.
Обращение к читателю от последнего архивариуса-летописца «Летописец» обращается к читателю, выражая надежду, что сумел найти в истории родного города своих Неронов и Кадигул, овеянных сомнительной славой.
О корени происхождения глуповцев
Автор пересказывает норманнскую теорию появления Киевской Руси. «Летописец» возводит глуповцев к головотяпам, обитавшим по берегам северного Гиперборейского моря. Головотяпы не смог ли навести порядок на своих землях и задумали пригласить заморского князя. Два князя от них отказались, назвав не головотяпами, а глуповцами.
Третий князь согласился владеть головотяпами и поставил их в столь суровые условия, что они эакручинились, построили себе город Глупов и стали там с тех пор жить. Сам князь сначала отказался переехать в Глупов.
Здесь замещал его вор, а затем одоевец, который «на грош постных яиц купил», и другие мошенники. Народ поднимал против них восстания, а князь все думал, кого бы еще во главу города поставить. Наконец решил править в городе сам и открыл новый период в истории Глупова угрозой «Запорю!»
Опись градоначальникам
Дается полный перечень градоначальников Глупова с кратким указанием их заслуг. В сжатом и карикатурном виде отображается хроника Российской империи,в XVIII в.
Некоторые из упомянутых градоначальников в дальнейшем не рассматриваются автором, как непримечательные: их исчерпывающая характеристика помещается в одном предложении.
Таков, например, Богдан Богданович Пфейфер, гвардии сержант, голштинский выходец. Он, «ничего не свершив, сменен в 1762 г. за невежество» (прототипом послужил процарствовавший 186 дней Петр Ш, свергнутый Екатериной Щ.
Органчик
Описывается правление градоначальника Брудастого, прозванного Органчиком. Брудастый вместо посещения пиров заперся в кабинете и только «скрипел пером». Внутри головы градоначальника, как впоследствии оказалось, находилось устройство — органчик, который исполнял «две несложные пьесы»: «Разорю» и «Не потерплю».
Это были единственные фразы из лексикона Брудастого. Когда голова сломалась, в народе началась смута и появились атаманы-бунтари и самозванцы.
Сказание о шести градоначальницах
Глава рисует «картину глуповского междоусобия», иносказательно изображая различные события из эпохи дворцовых переворотов в России. В центре повествования — борьба за власть шестерых женщин: «злоехидной Ираидки», «авантюристки Клемантинки», «шельмы Амальки», «Нельки Лядоховской», «Дуньки-толстопятой» и «Матренки-ноздри».
Известие о Двоекурове
Глава рисует правление «передового человека» Семена Константиновича Двоекурова, чье правление якобы полно « слишком явного либерализма». Известно, что он всю жизнь грустил, об
остальной его деятельности за неимением фактических сведений приходится строить догадки. В частности, автор предполагает у Двоекурова «тайную наклонность к конституционализму».
Голодный город
В главе рассказывается, как закончился шестилетний период благополучия во время правления бригадира Петра Петровича Фердыщенко, который был очень прост.
На седьмом году главенствования «простого Фердыщенко» « смутил бес», после чего тот превратил ходить по кабакам в замасленном халате. Он сделался «деятелен и настойчив», а именно увел у «вора и разбойника» Митьки его жену Аленку. После этого сама природа перестала благоволить глуповцам, отчего в городе случился голод.
Соломенный город
В главе рассказывается о борьбе глуповских стрельцов и пушкарей, в которую оказалась замешана стрельчиха Домашка.
В наказание за то, что Фердыщенко увел и стрельчиху, позабыв об Аленке, на город обрушился пожар. Спасти город удалось лишь после того, как бригадир всенародно дал «аспидово» покаяние.
Фантастический путешественник
Неугомонный Фердыщенко после всех приключений «вздумал путешествовать», повторяя деяния князя Потемкина. Во время этого путешествия вокруг навозных куч градоначальник скончался от чрезмерного употребления водки и переедания.
Войны за просвещение
Бригадира сменил Василиск Семенович Бородавкин, поразивший глуповцев «какой-то неслыханной административной въедчивостью» и тем, что «кричал необыкновенно».
Политика Бородавкина, направленная на возвращение « древней Византии под сень Российския державы», описывается как пародия на балканский проект Екатерины П. В дальнейшем Бородавкин успешно провел четыре войны за просвещение, чем отвадил население от бунтов.
Эпоха увольнения от войн
Войны за просвещение превратились в войны против просвещения при гатчинском демократе Негедяеве (во многом образ списан с Павла I), который был низложен и сменен на посту градоначальника миролюбивым и либеральным Микаладве (списан с Лагарпа).
Правление Микаладве было ознаменовано мирными подвигами: отменой просвещения и прекращением законодательной деятельности. После смерти этого градоначальника город возглавил Беневоленекий (Сперанский), обожавший сочинять законы и писать проповеди.
После того как Беневоленский вступил в тайные сношения с Наполеоном, его сменили на Прыща, обладавшего фаршированной головой.
Поклонение мамоне и покаяние
Глава повествует о правлении нескольких градоначальников: Иванова, легендарного прародителя микрокефалов («корогкоголовых» ), у которого усохли мозги ввиду неупотребления; дю Шарио, призывавшего глуповцев уверовать в богиню Разума; Грустилова, намеревавшегося сечь кокоток.
Подтверждение покаяния. Заключение
Грустилова сменил Угрюм- Бурчеев (Аракчеев), «чистейший тип идиота». Он разрушил город в стремлении спрямить все улицы, сделал всех глуповцев равными перед шпицрутеном, признал разум врагом человечества и запугал всех горожан.
Оправдательные документы
Заключительная глава содержит извлечения из «летописи» и прочих «исторических документов», которые позволили Щедрину составить историю города Глупова.
Источники:
https://goldlit.ru/saltykov-shchedrin/1204-istoriia-odnogo-goroda-kratkoe-soderzhanie
https://litrekon.ru/kratkie-soderzhaniya/istoriya-odnogo-goroda-po-glavam/
https://info-shkola.ru/istoriya-odnogo-goroda-kratkoe-soderzhanie-po-glavam/