Театр простодушных. Жизнь и творчество людей с особенностями развития
Солнечный «Театр Простодушных»
Небольшой фотоотчет о знакомстве с необычными и замечательными людьми и актерами “Театра Простодушных”.
«Театр Простодушных» – социо-культурный феномен, некоммерческий театр, дающий спектакли на разных сценах московских театров. Феномен, потому, что в театре нет актеров в привычном понимании смысла этого слова. Вся труппа «Театра Простодушных» – люди с синдромом Дауна.
«Театр Простодушных» создан в 1999 году актером и режиссёром Игорем Неупокоевым; при поддержке Асоциации Даун Синдром, Народной артистки России Екатерины Васильевой.
Целью Благотворительного творческого проекта «Театр Простодушных» является интеграция в отечественную культуру артистов – инвалидов, социальная реклама их возможностей и творческая реабилитация, которая осуществляется на занятиях по мастерству актера, сценической речи и движению. Особое место в процессе реабилитации занимают выступления артистов с инвалидностью перед широкой публикой.
Временный коллектив превратился в постоянный. Актеры и их родители подружились, и увлеченно работают, несмотря на финансовые трудности и отсутствие постоянного помещения для репетиций. Вместе с ними все радости и печали разделяют организатор театра – человек, влюбленный в своих актеров – Игорь Неупокоев и помощник режиссера – Ксения Соколовская.
“Театр Простодушных” стремится быть в авангарде театральных достижений, сотрудничает с “Театром.DOC”, признан дважды лауреатом всероссийского фестиваля “Про-театр”, версальского европейского фестиваля особых театров, награждён премией “Акция по поддержке российских театральных инициатив” совета Президента РФ по культуре и искусству, специальным призом “Хрустальный росток” за подвижничество в искусстве высшей театральной премии Москвы “Хрустальная Турандот”.
Выступления прессы о “Театре Простодушных” начинались с благоприятных откликов и доходили до экстаза.
Из труппы, выступающей время от времени, “Театр Простодушных” превратился в труппу, регулярно выступающую на сценах Московских театров, гастролировал в регионах России (Санкт-Петербург, Воронеж, Ярославль), во Франции, в Украине. У многих постоянных зрителей теперь уже не возникает вопроса «Что посмотреть ?», они сразу идут сюда.
Поскольку у театра нет своей собственной сцены, спектакли играются на разных площадках. Билеты можно приобрести за полчаса до начала спектакля. Заказать билеты можно по телефону: 8 916 293 95 36.
И у простодушных артистов больше, чем у других, проявляется эта двойственность театральной игры, возносящей человека высоко, но не выше его человеческого удела. “Я сижу в темноте / И она не хуже / чем темнота снаружи”, – писал Иосиф Бродский про себя. Но так могут сказать о себе и “простодушные” артисты. У них все по-своему. Архимандрит Тихон (Шевкунов) называет их “инопланетянами”, потому что они как из другой цивилизации. Здесь в чистом виде выражен национальный архетип Иванушки-дурачка, который на поверку оказывается счастливее своих правильных братьев, мыслящих банально и потому ущербных, или Емели, оригинала, пролежавшего всю жизнь на печи, но не упустившего своей удачи. Можно отметить, что один из меценатов, в этом году вывез ребят на отдых в Крыму Феодосии.
ЦиФрЫ и ФаКтЫ:
По статистике ВОЗ каждый 700-й ребенок в мире рождается с синдром Дауна.
• 2500 детей с синдромом Дауна ежегодно рождаются в России,
• около 100 таких детей ежегодно появляются на свет в Москве
• то есть синдром Дауна диагностируется у каждого 700-ого ребенка
• Это соотношение одинаково в разных странах, климатических зонах и социальных слоях.
•Генетический сбой происходит независимо от образа жизни родителей, их здоровья, привычек и образования.
•Известно, что риск рождения ребенка с синдромом Дауна зависит от возраста матери. Для женщин в возрасте до 25 лет вероятность рождения больного ребенка равна 1/1400, до 30 – 1/1000, в 35 лет риск возрастает до 1/350, в 42 года – до 1/60, а в 49 лет – до 1/12. Тем не менее, поскольку молодые женщины в целом рожают гораздо больше детей, большинство (80%) всех детей с синдромом Дауна в действительности рождены молодыми женщинами в возрасте до 30 лет.
• 85% семей отказываются от ребенка с синдромом Дауна в роддоме, в том числе по рекомендации медицинского персонала.
• в Москве от детей с синдромом Дауна отказываются 50% семей
•В Скандинавии не зафиксировано ни одного случая отказа от этих детей
• В странах Европы и в Америке отказ от таких детей не превышает 5%, кроме того для этих детей существует сиcтема подбора приемной, или опекунской семьи
•В Америке 250 семей стоят в очереди на их усыновление.
• Случаи усыновления детей с синдромом Дауна в России пока единичны.
• Продолжительность жизни людей с синдромом Дауна в Европе в среднем составляет 64 года. В нашей стране такая статистика не ведется.
• В России отсутствует система государственной помощи ребенку с синдромом Дауна и его семье. Дети с синдромом Дауна обучаются в специализированных коррекционных школах восьмого вида.
• В Европе и Америки система ранней помощи детям синдромом Дауна является частью государственной социальной системы.
• По статистике Минздравсоцразвития России, в нашей стране насчитывается около 13 миллионов людей-инвалидов, что составляет почти 10% населения нашей страны.
Солнечные дети. Благословленные родители. Когда-то именно так говорили о семьях, в которых появлялся ребенок с трисомией ХХI хромосомы.
Как ни странно, но создается впечатление, что с годами развития, люди деградируют. Сейчас «принято» называть глупых людей «даунами». Гнобить и издеваться над неполноценными детьми, ставить на сотни ступеней выше тех детей, которые «вкладываются» в параметры нормы над теми, которые выходят за их рамки.
Не будем же мы голословными: сколько гениальных открытий было сделано сумасшедшими и неполноценными людьми? Как часто успехов добиваются все из себя успешные и умные?
Наверное, пора начать называть вещи своими именами. Люди все разные, и эту разность необходимо научиться принимать, обучая этому и младшее поколение. Не только заболевания требуют особого отношения к человеку. Стоит исчерпать свои резервы, как человек впадает в депрессию или срывается на окружающих. Но родные почему-то не отказываются от такого человека, хоть он и вышел за рамки нормы. Он позволил себе стать другим: слабым и пренебрег мнением окружающих.
Дети с синдромом Дауна рождаются другими. И они были бы абсолютно счастливы от того, какой им видится жизнь, если бы не высокоинтеллектуальные, прогрессивные, успешные окружающие их люди, одевающие корону от того, что природа дала им другой набор хромосом. Ну, тот, который входит в границы нормы.
Самое интересное, что таких деток, во всем мире, рождается примерно одинаковое количество, вот только отношение к ним, и условия для них создаются совершенно разные. Вот вам и мир цифровых технологий и великих умов.
Болезнь Дауна. 47 хромосом, вместо 46 (3 копии 21-й хромосомы, или частичное нарушение ее строения — транслокации). Вот и вся «поломка», вследствие которой, появляются на свет дети с болезнью Дауна. Синдром Дауна подразумевает набор характерных фенотипических признаков для этой болезни, но может не подтверждаться кариотипически. В материале будет употребляться термин «синдром», ввиду наиболее распространенного употребления.
Конечно же, не во все времена, адекватно воспринимались солнечные дети. Долгое время, людям с синдромом Дауна, приписывали психические расстройства и привязывали их внешние особенности к монголоидному типу («Монгольский идиотизм»), что в дальнейшем вызвало серьезный протест по поводу расизма. Позже, было отслежено, что такие дети могут рождаться у представителей абсолютно всех рас, в любых уголках планеты. Было время, когда все дети с психическими и физическими нарушениями подвергались уничтожению в буквальном, «физическом» смысле. Длительные протесты искоренили эти «гуманные мероприятия».
Многие годы, риск рождения ребенка с синдромом Дауна, привязывали к возрасту матери. Теория по прежнему подтверждается на практике, и тем не менее, все чаще, такие дети рождаются у матерей нормального репродуктивного возраста, или даже у матерей, юного возраста. Синдром Дауна не выбирает асоциальных или обеспеченных, больных или здоровых. Он просто проявляется с частотой 1-2 случая на 1000 человек. С учетом возможностей пренатальной диагностики, сегодня, фиксируется 1 случай на 700 рожденных детей (в подавляющем большинстве, мамы выбирают прерывание беременности).
Помимо комплекса стигм, о которых хорошо известно докторам, стоит помнить о том, что наиболее тяжелые варианты, подразумевают наличие порока сердца, катаракты, аномалий костно-суставной системы и других пороков развития, серьезно нарушающих состояние здоровья малыша. Реакция организма такого ребенка может быть совершенно нетипичной: не смотря на приличный комплекс особенностей, такие дети могут совершенно спокойно жить, редко болея и не ощущая тревог и переживаний, до зрелого возраста (в среднем, 45-50 лет). А могут, хватать малейшую инфекцию и тяжело переносить каждый недуг, встречающийся на пути.
Несмотря на то, что умственная отсталость у детей-Даунов – характерный признак, она не препятствует обучению, определенной адаптации к социальной жизни.
Некоторые из таких деток даже могут ходить в обычную школу и иметь не больше проблем с обучением, нежели некоторые здоровые дети. Все зависит от того, на сколько выражены проблемы со слухом, речью, моторикой.
Лучше, конечно, когда дети-Дауны обучаются по специальной программе, но имеют доступ к общению со здоровыми детками. И тем не менее, были случаи, когда «солнечные дети» получали образование и в ВУЗах. Готовы ли мы обеспечить оптимальные условия для таких людей? «Ну да, тут сами еле справляемся в сложившихся условиях» — наверняка подумает каждый.
Такие дети «не торопятся жить», они медленнее остальных обучаются привычным навыкам. И получают истинное удовольствие от того, чем они занимаются. Практически всегда в хорошем настроении и улыбаются. Вот почему их называют солнечными! Радоваться жизни дано далеко не каждому человеку. А эти дети любят практически все, что дает им жизнь. Не знают волнения, стрессов, страха. Их не одарили высоким интеллектом, но одарили большим сердцем, созданным для того, чтобы любить, и наверняка для того, чтобы научить любить жизнь окружающих.
ТеатрПростодушных.РФ
История
“ Творчество человека не есть требование человека и право его, а есть требование Бога и обязанность человека. Бог ждет от человека творческого акта как ответа на творческий акт Бога.” Николай Бердяев
Более 300 театров насчитывается в столице, известных и не очень, модных и непризнанных, и, каждый – со своим лицом, по своему неповторимым. Но есть среди этого множества театральных образований воистину необычная труппа – не только в Москве и нашей стране, но и для всего театрального мира. Это “Театр Простодушных”, который называют социо-культурным феноменом современной России. Это некоммерческая группа, дающая спектакли в регионах и за рубежом. Здесь нет актеров в привычном понимании, основной состав – это люди с синдромом Дауна. У уникального театра нет собственной площадки – “Простодушные” играют на разных сценах. Справки по тел. 8 916 293 95 36.
“Театр Простодушных”, созданный в 2000 году, стремится быть в авангарде театрального процесса, сотрудничает с театром. Doc, признан лауреатом международных конкурсов: “Протеатра”, европейского фестиваля “Орфей” (Версаль), фестиваля “Доверие” в Санкт-Петербурге (”Балтийский Дом”), фестиваля “Нить Ариадны”, награжден премией “Акция по поддержке российских театральных инициатив” совета президента РФ по культуре и искусству, специальным призом высшей театральной премии Москвы “Хрустальная Турандот”.
Актеры с проблемами здоровья и их близкие, увлеченно участвуют в общем деле, несмотря на финансовые трудности, отсутствие репетиционной базы и сцены для выступлений. Вместе с ними все радости и печали разделяют – Стас Губин, автор световой партитуры и звука, Слава Бухаров, куратор и разработчик этого сайта. Информационное обеспечение – Севиль Набиева, художник-оформитель Вера Бучкина. В становлении театра участвовала Ксюша Соколовская.
Другой театр противопоставляется тривиальному, обывательскому взгляду на мир, механически пошлому считыванию действительности. Индивидуальности этих исполнителей – колоритные, такие несовременные, даже вневременные, придают их игре исключительную художественную значимость. Сложившийся ансамбль образовался в универсальную коллективную личность, где все выступают в одном амплуа – “инженю” (франц. ingenue – “наивная”, “простушка”, а в мужском варианте – “простак”).
Тут сплавляются воедино элементы народного театра, символтзма и, собственно, индивидуального творчества. Эти составляющие объединяются и сочетаются в полу-профессиональных формах, потому что в строго-профессиональной сфере не может быть реализован потенциал этих исполнителей. “Простодушных” относят к направлению Арт Брют (от франц. art brut – “сырое”, не-ограненное искусство) – это творческий акт в наиболее чистом его проявлении, свободным от всех установившихся влияний, как спонтанный выплеск из глубин сознания. Близкие по смыслу явления: интуитивное творчество, творчество аутсайдеров.
Обязательные признаки искусства – путешествие и встреча, странствие и сретение, возможность заглянуть в чужой неведомый мир, который создается художником – проводником первозданных смыслов. В этом контексте, “странное” находится в состоянии брют в культуре, а настоящий художник – странный, маргинальный. Но Неупокоев не ищет альтернативного или оригинального на своем пути, ибо сама идея “простодушного театра” связывает эти понятия в единый узел, где иное, сугубое – означает живое, подлинное, а качество спектакля, парадоксальным образом, определяется по актуальности истинного в нем.
В анализе любой суб-культуры важно уяснить реалии, определяющие особенности этого культурного образования. “Особый театр” не профессиональный и не любительский, это опричный театр (от русского «опричь» – особый, кроме). Участие необычных исполнителей в своих постановках Неупокоев определяет как реконструкцию двусмысленного поведения скоморохов. Это, в некоторой степени, род фолк-искусства, где выражается национальный архе-тип Ивана-дурака, который на поверку оказался счастливее своих “правильных” братьев, мыслящих банально и потому ущербных, или Емели, оригинала, пролежавшего всю жизнь на печи, но не упустившего своей удачи.
В России “Арт Брют” также набирает обороты: успех “Простодушных”, как исключительного события на московской сцене, свидетельствует об этой тенденции. Выступления прессы о новом театре начинались с благоприятных откликов и доходили до восторженных. Так творческий союз из переменной величины стал постоянной, а опричная команда “Простодушных” превратилась в регулярно выступающую труппу в двух столицах и регионах: в Воронеже, Ярославле, Екатеринбурге, Иванове, Уфе, а также представляла любезное отечество – в Париже, Киеве.
В арт-новации “Простодушных” совмещаются художественная и социальная направленности и каждая самодостаточна. Неупокоев последовательно занимается апологией своих товарищей по сцене. Исследуя новые способы постановки, при помощи собственного интеграционного метода, режиссер бросает вызов привычной для публики эстетике театра. В этом сплаве осмысленного понимания бытия и наивного, почти детского, само-восприятия – может открыться цельная картина мира. И это не просто театр, а больше чем театр, тут художественными средствами осуществляется апостольство инако-одаренных, это “территория иных возможностей”.
Важнейшей целью реабилитации этих артистов является их интеграция в отечественную культуру. Все участники “Театра Простодушных”, которые еще вчера признавались изгоями общества, воспринимают свои выступления на сцене – как миссионерское задание и призвание. Этот театр, как продукт маргинального искусства, оставаясь в оппозиции к доминирующей культуре, при этом, стремится вписаться в нее, выйти из подполья. Исключительное значение в процессе адаптации этих исполнителей придается их выступлениям перед широкой публикой. Развитие этого уникального проекта послужит преодолению негативного отношения к людям с интеллектуальной недостаточностью, осознанию гражданским сообществом ответственности за своих “слабых” членов, и, в результате, становлению в России “общества без лишних людей”.
А говорят, простачки.
Театр, где актеры с синдромом Дауна играют пьесы Шекспира и трагедии Пушкина
Фото: Алексей Филиппов / ТАСС
Во Всемирный день психического здоровья, 2 ноября, актеры «Театра Простодушных» и студии «Гистрион-театр» покажут премьеру — мистерию Федора Сологуба «Победа смерти». О том, как становятся актерами люди с синдромом Дауна и другими особенностями психического развития, рассказывает «Лента.ру» в продолжении спецпроекта «Страна добрых дел».
В московском театре «Кураж» премьера. Режиссер Игорь Неупокоев, известный своими работами в области маргинального театра, поставил мистерию «Победа Смерти» по мотивам произведения Федора Сологуба. Особенность этого спектакля в том, что все роли в нем исполняют не профессиональные актеры, а люди с различными особенностями психического и физического развития — душевнобольные артисты пермской студии «Гистрион-театр» и артисты столичного «Театра Простодушных», страдающие синдромом Дауна.
Сегодня в нашей стране немало так называемых «особых театров», в которых играют люди с ограниченными возможностями: инвалиды-колясочники, больные ДЦП, глухонемые. Однако в основном такие актеры заняты в пластических постановках. «Театр Простодушных» — драматический, а играют в нем люди с синдромом Дауна. Аналогов ему в России нет.
«Театр Простодушных» родился из авантюры. В 1999 году Игорь Неупокоев, на тот момент выпускник ВГИКа (мастерская Е.С. Матвеева) и актер, сыгравший десяток ролей в кино, отдыхал в санатории. В том же санатории отдыхали и лечились несколько человек с синдромом Дауна — Елена Чумакова, Алексей Крыкин, Дмитрий Поляков. Все они были уже взрослые — 30-35 лет, но все из-за задержек в развитии нуждались в постоянной опеке, поэтому в санаторий приехали с родителями.
— В санатории было скучно, — вспоминает Игорь. — Вот родители этих ребят и уговорили меня поставить с ними какой-нибудь спектакль. Я сделал «Дюймовочку». Получилось так неожиданно, что я подумал: почему бы таким актерам не сыграть серьезный спектакль?
Так появился проект, который Игорь назвал «Театр Простодушных». Простаками, или ingénue, во французском классическом театре называли актеров, исполнявших роли наивных, неопытных героев.
— Все мои актеры яркие, колоритные, все они хоть и измененные, но индивидуальности, — говорит Неупокоев. — Этим-то они мне и понравились. Как хорошо написал один из наших зрителей в «Живом Журнале»: «Они понимают, ЧТО играют, но не понимают, что ИГРАЮТ».
Для первого спектакля Игорь взял отрывок из романа «Мертвые души» Гоголя — «Повесть о капитане Копейкине». Драматическую историю об инвалиде, герое Отечественной войны, который, приехал в Петербург хлопотать о пенсии. Репетировали долго —– два года. А когда показал премьеру в «Театре.doc» — это был триумф. Зрители во время спектакля плакали, не скрываясь, а после подходили к режиссеру, говоря, что, покупая билеты на «Простодушных», они ждали нехитрого представления инвалидов, а увидели настоящее художественное произведение.
— Кстати, тогда к нам на премьеру приехала актриса Екатерина Васильева, — рассказывает Игорь. — Она поздравила ребят, подарила им большой букет белых роз. Для всех нас это до сих пор одно из самых светлых воспоминаний.
С тех пор прошло 14 лет. За эти годы «Tеатр Простодушных» вырос и окреп. Репертуар расширился: вслед за Гоголем Игорь поставил трагифарс «Зверь» по мотивам антиутопии М. Гиндина, В. Синакевича, мистерию «Бесовское действо над неким мужем, с прологом: Прение Живота со Смертью» по А.Ремизову и две маленькие трагедии Пушкина «Скупой рыцарь» и «Моцарт и Сальери».
Труппа «Простодушных» тоже увеличилась: с семи человек до шестнадцати. Чтобы всем хватало ролей, в «Капитана Копейкина» пришлось даже дописывать сцены — например ту, что во французском ресторане. Но главное, выросло мастерство актеров.
— Знаете, что мне было труднее всего добиться от моих актеров? Четкой речи, — рассказывает Игорь. — Поначалу многие из них читали Пушкина, как камни из мешка вытряхивали: пыр-пыр-пыр. А теперь они у меня могут со сцены, если нужно — кричать, а если нужно — тихонечко петь.
— Я играю Марину Мнишек. Она в белом платье. Красавица. Но злая, — Вика даже морщится от отвращения. — Не любит она Дмитрия, злая.
— А моя самая любимая роль — Аратырь (демон в «Бесовском действе» — прим. «Ленты.ру»), он такой смешной и довольный, — присоединяется к разговору Витя. — А еще нравится играть в «Гамлете» злодея. «Рука тверда, дух черен, крепок яд…» И он отравляет короля. Мне Игорь поставил его хорошо.
22 октября, четверг, вечер. Как обычно, в это время «Простодушные» собираются на репетицию. В эту осень — в Российской государственной библиотеке по искусству на Большой Дмитровке. В маленьком и тихом зале, кроме Игоря Неупокоева, еще пятеро: Дима Сенин с папой, Витя Бодунов с мамой и Вика Каразеева — как взрослая — одна.
На повестке дня — Пушкин, сцена у фонтана из «Бориса Годунова», и Баратынский, отрывок из поэмы «Вера и неверие». Вика и Витя, занятые в отрывке, выходят в центр комнаты.
— «Под этой липою густой…» — начинает читать Витя. Стихи звучат вначале тихо, но по мере того, как актеры входят в образ, их голоса крепнут. В лирическом порыве Витя берет Вику за руку, галантно целует. Вика клонит голову ему на плечо.
Актриса московского «Театра Простодушных» в гримерной перед выступлением
Фото: Илья Питалев / РИА Новости
Актеры «Театра Простодушных» — счастливые люди. Им нравится все: короткие читки, долгие репетиции, во время которых они успевают выучить не только свою роль, но и роль товарища, генеральные прогоны перед спектаклем. Но больше всего они любят выходить на сцену.
— Сцены они совершенно не боятся, — рассказывает Игорь. — Хотя почти у каждого из них бывают казусы. Как-то раз, играя в «Капитане Копейкине», Витя забыл слова. Но ничуть не смутился: «Нет. Не надо подсказывать, — громко прервал он шепот мамы из зала. — Я все помню. Я сам…»
Между тем режиссеру работать с такими необычными артистами непросто. Синдром Дауна накладывает свои особенности. Люди, страдающие им, с одной стороны, добрые, послушные, пластичные, часто обладают прекрасной памятью и артистизмом. С другой, они не самостоятельны, им требуется постоянная опека. Им трудно без посторонней помощи добраться до театра, выучить роль, даже надеть костюм.
Подготовка спектакля для «Простодушных» — не простой период. Игорь, например, никак не может приучить своих актеров во время монологов смотреть в зал. Они все норовят поднять глаза куда-то кверху — в потолок.
— А еще я постоянно добиваюсь от них экспрессии — это у меня на репетициях любимое слово, — улыбается Игорь. — Когда они играют спокойно, это никому не интересно. Как только появляется экспрессия, все — сцена сделана, она цепляет зрителя.
Важен и выбор пьесы — «Простодушным» подходит не каждый драматург и не каждый жанр.
— Как выяснилось, ставить с ними комедии совершенно не интересно. Поэтому все пьесы у нас серьезные, — говорит Игорь. — Но и тут есть свои нюансы. Пробовали делать Метерлинка «Слепые» — не пошло. Оказалось, слишком статично. Зато нам отлично подходят русские авторы — Гоголь, Ремизов, Сологуб, те, у кого нет излишнего реализма и психологизма, а есть карнавальность, буффонада, фарс.
Наконец, еще есть декорации и костюмы. «Простодушные» — малобюджетный театр. Все деньги, которые удается выручить на продаже билетов, идут на оплату технического персонала. Актеры же играют ради удовольствия. Так что от сложных декораций Игорю сразу пришлось отказаться: стол, стул, пара ширм да напольное покрытие из холстины — вот и весь их нехитрый набор.
А вот костюмы, напротив, очень важны, все «Простодушные» очень любят наряжаться. В «Победе смерти», например, все мужчины носят темные одеяния типа монашеских ряс, а женщины — эннены — высокие головные уборы с вуалью, В «Звере», где действие происходит после конца света, актеры одеты в странные, почти средневековые хламиды, а на головах у них парики, имитирующие лысину.
— Но самый роскошный наш спектакль — это «Капитан Копейкин», — говорит Игорь. — Костюмы для него нам дали в костюмерном цехе Театра Ермоловой. Я брал эти костюмы каждый раз, как мы играли спектакль, а потом отвозил обратно. Так продолжалось много лет, пока костюмеры мне не сказали: хватит тебе уже ездить — давай их спишем, а вы себе заберете.
К счастью, у Игоря есть помощники — родители его артистов. Они берут на себя добрую половину работы. Разучивают с ребятами роли, подбирают реквизит — например, скрипку, на которой играет в «Моцарте и Сальери» слепой музыкант, мамы одолжили по знакомству у одного из солистов Большого театра. Самая же главная задача родственников — привозить «Простодушных» на репетиции и спектакли.
— В первом составе труппы была артистка Елена Чумакова, — рассказывает Игорь. — Очень талантливая. Я ей говорил: «Лена, плачь!» И она плакала. А заплакать по команде может не каждый профессиональный актер. Но вот несколько лет назад мать Лены неожиданно умерла, а вместо нее появились опекуны, которым театр и вся Ленина игра оказались не нужны. Лену увезли куда-то, и мы совершенно потеряли с ней всякий контакт.
Но есть у «Театра Простодушных» одна беда — они лишены сцены. Года до 2009-го они постоянно играли в «Театре.doc», когда же труппа выросла и актеры перестали помещаться на маленьких подмостках, началось скитание по Москве: Театр Рубена Симонова, «Эрмитаж», «Мастерская»…
— К сожалению, мы редко где приживаемся надолго, — говорит Игорь. — В этом городе мы никому не нужны. На эту зиму я договорился с театром «Кураж», они будут давать нам сцену один раз в месяц. Мы же готовы играть три-четыре спектакля.
Из-за этой неустроенности у Игоря порой опускаются руки.
— Мы сейчас доделаем сцену из «Годунова» и Баратынского — на случай, если нас будут приглашать на какие-то концерты с короткой программой, — говорит Игорь. — И все: никаких новых пьес ставить пока не будем. Зачем, если все равно негде играть?
А жаль. Сцена, так неожиданно доставшаяся в удел «Простодушным» взамен санаториев и интернатов, раздвинула границы их жизни. Почти с самого начала актеров с синдромом Дауна заметили и другие режиссеры. Так, Сергей Макаров сыграл у Андрея Смирнова в фильме «Жила-была одна баба» и у Владимира Мирозеева в «Борисе Годунове». Мария Нефедова не только снимается в кино и телесериалах, но и выступает на музыкальных концертах в посольствах Франции, Англии, Норвегии. А Витя Болдырев, Дима Сенин и Вика Каразеева сейчас играют у Кирилла Серебренникова в «Гоголь-центре» — в спектакле «Идиоты», поставленном по одноименному фильму Ларса фон Триера.
Кроме того, вместе с «Театром Простодушных» актеры объездили многие города России: Санкт-Петербург, Воронеж, Екатеринбург, Уфу. И даже побывали в Версале — на международном фестивале особых театров «Орфей».
— В Версаль мы привезли спектакль о капитане Копейкине, — рассказывает Игорь. — Играли его в театре «Монтансье». Французская публика нас очень тепло принимала. Мы выучили несколько реплик по-французски и вставили их в представление. А после спектакля был банкет, двери зала были распахнуты в сад, и можно было пойти прогуляться по знаменитому версальскому парку. Это тоже произвело на наших артистов большое впечатление.
Но «Театр Простодушных» нужен не только актерам с синдромом Дауна. Он прежде всего нужен зрителям.
— Публика часто относится к «Простодушным» как к театру, который находится где-то на периферии искусства, — говорит Игорь Неупокоев. — Я же считаю, что мы как раз в самом его центре. Русская культура она же вся пронизана христианской идеей милосердия, о сострадании к слабому, ущербному человеку. И меня очень греет мысль, что на спектаклях «Простодушных» нам с актерами хоть до кого-то из зрителей эту идею удается донести.
Источники:
https://oppps.ru/solnechnyj-teatr-prostodushnyx.html
https://xn--80aib8adafhblecfq5a0c0c.xn--p1ai/?page_id=2
https://lenta.ru/articles/2015/10/31/downssyndrome/