Центральный конфликт в пьесе вишневый сад. Основной конфликт в пьесе «Вишневый сад
Основные конфликты в пьесе Вишневый сад Чехова
Произведение А. П. Чехова “Вишнёвый сад” (краткое содержание) было написано на рубеже эпох. В стране назревала революция. Люди начинали мечтать о новых горизонтах, а писатели старались найти выход из противоречий, которые складывались в обществе.
“Вишнёвый сад” стал последней пьесой Чехова. Критики причисляли её к трагедии, но сам писатель утверждал, что это – комедия. Произведение затрагивает много проблем, которые являются актуальными, и по сей день.
Основной конфликт пьесы – противоречия между поколениями. На смену дворянству приходит новое прогрессивное общество. Молодые люди хотят воплотить самые смелые мечты в жизнь. Смело смотрят в будущее, желая перемен для страны.
Представителями старых устоев в пьесе выступают Раневская Любовь Андреевна и Гаев Леонид Андреевич. Они беспечны и беспомощны перед новым укладом жизни. Их пугают перемены. Но они бессильны перед грядущими изменениями.
Любовь Андреевна не желает продавать поместье и вместе с ним Вишнёвый сад. Ведь это напоминание о беззаботном детстве и беспечной жизни. Понимая, что от продажи сада зависит дальнейшее будущее, долгое время упрямится, но все же сдаётся под натиском домочадцев.
Лопахин представляет буржуазию, пришедшую на смену дворянству. Этот персонаж умен, красноречив. Он смело говорит о том, что нужны перемены и даже знает, что для этого нужно сделать.
Ермолай Алексеевич выступает главным оппонентом Раневской и Гаева. Он предлагает продать сад, разделив на участки. Приняв это решение, Любовь Андреевна сможет рассчитаться с долгами. Но все уговоры тщетны, старые дворяне не хотят прощаться с призраком прошлого.
В отличие от Гаева и Раневской, Лопахин знает, как достать денег. Он привык полагаться на свой ум и свои силы. Но сам Чехов не считал его главным действующим лицом. Этот человек хочет только обогатиться, а России нужны новые люди, способные своими идеями сдвинуть страну с мертвой точки.
К новому поколению писатель относит Аню Раневскую и Петю Трофимова. Это молодые, амбициозные люди. В их глазах горит огонь свершений. Анна мечтает окончить гимназию и пойти работать, чем расстраивает мать. В этом их отличие: страстная, молодая Аня, желающая обеспечивать себя сама, и Любовь Андреевна, принимающая деньги от тётки и надеющаяся на то, что кто-то решит её проблемы.
Образ революционной России показан через Петю Трофимова. Первые ростки революции прорастали среди студентов. Петр какое-то время скрывался в поместье Раневской. Он осуждает дворянство, призирает буржуазию. Он горд, независим от мнения общества, уверен, что новая жизнь близко. Через убеждения Трофимова, Чехов показывает, какой путь приведёт Россию к светлому будущему.
Не являясь революционером, Антон Павлович не нашёл правильного выхода из сложившегося конфликта. Герои покинули Вишнёвый сад, каждый оставшись при своём мнении.
2 вариант
Отличительным признаком драматургических пьес является наличие ярко выраженных конфликтов. Ломая стереотипы, Чехов в своих произведениях не показывает конфликты в открытой форме. Через образы, характеры, поведение своих персонажей автор отражает проблемы того времени. Читатель сам должен понять смысл произведения.
Последнее театральное произведение «Вишневый сад» не исключение. Время написания творения совпало с предреволюционной ситуацией в России. Люди понимали, что грядут огромные перемены, и каждый по разному относился к предстоящему событию. Ломались традиции, создаются различные революционные общества, молодежь стремится к независимости. Именно этим событиям посвящена пьеса А.П.Чехова «Вишневый сад».
Не восприятие перемен отличает старшее поколение в пьесе. Любовь Андреевна Раневская понимает, что к старому укладу жизни вернуться уже нельзя, но она не хочет перемен в своей жизни. Ее жизнь текла по установленным дворянским законам, а новая жизнь ломает ее привычный ритм. Однако в силу своего характера, воспитания, возраста бороться Раневская не хочет. С такой же жизненной позицией выступает и Леонид Андреевич Гаев, привыкший жить лишь в свое удовольствие, не думая о завтрашнем дне. Для героев вишневый сад- символ спокойной и беззаботной жизни. Кончились деньги. По дворянским обычаям вырубать сад нельзя, сдавать его в арену, чтобы получать доходы пошло. Теперь возникла острая необходимость в продаже поместья и Раневская соглашается, понимая, что это единственный выход, чтобы не умереть с голоду.
Новый хозяин вишневого сада Лопахин – представитель нового буржуазного течения. Он целеустремленный, предприимчивый и умный человек. Противоположность Гаева и Раневской, Ермолай Алексеевич знает, как заработать деньги, он ярый сторонник перемен и с радостью идет им навстречу. Ему не жалко прошлого, он смело глядит в будущее, которое сулит ему не малые денежные возможности. Несмотря на свои передовые взгляды, Лопахин не может быть движущей силой страны. Его цель – получение личной прибыли.
Молодость и желание быть полезной людям воплотил в себе образ Анны Раневской. Девушка не хочет жить по дедовским законам, ее мечта получить хорошее образование и пойти работать, чтобы быть полезной обществу. Она не хочет быть как мама, ждущая подачек от своей тетки. Девушка мечтает сама зарабатывать деньги и быть независимой.
Петя Трофимов- студент, скрывающийся в поместье Раневской. Юноша не признает законов дворянства, к классу буржуазии относится с недоверием. Юноша верит в светлое будущее и ненавидит тех, кто тормозит развитие России.
На первый взгляд, основной конфликт пьесы – борьба прошлого и будущего. Однако автор тонкой нитью проводит через все произведение внутренние конфликты самих персонажей. Петя Трофимов мечтая о развитии России говорит красивые речи, при этом достает старые галоши. Студент не признает чистую любовь, в его сердце нет место жалости и сострадания.
Лопухов, искренне переживая и любя Раневскую, покупает ее поместье. Чувства обогащения и гуманизма борются в человеке. Он пытается повысить самооценку, но в душе понимает, что его родители были обычными мужиками и он ни чем не отличается от них.
А.П.Чехов на момент написания пьесы не стал делать свои выводы. Его герои покинули вишневый сад, словно давая возможность читателю самому разрешить внутренние конфликты пьесы. Проблемы, затронутые Чеховым в своем произведении актуальны до настоящего времени. Люди замыкаются в себе, не замечая, что жизнь развивается.
Также читают:
Картинка к сочинению Основные конфликты в пьесе Вишневый сад
Популярные сегодня темы
В наше время иногда сложно найти человека, который бы открыто говорил о том, что любит и ценит тот край, в котором родился. Однако, я являюсь именно такой личностью. Так же, как меня переполняет уважение и благодарность
Что такое равнодушие? Что такое жестокость? Это звенья одной цепи или это разные вещи? Есть много качеств присущих только человеку.
Любой город для своих жителей любим, какой бы он ни был со своими прелестями и недостатками. Так и мой город Набережные Челны – любимый.
Савел Прокофьевич – зажиточный купец в городе Калинове. Из всех жителей он там самый богатый. У него есть семья: жена и дочери подросткового возраста. Все люди относятся к нему с уважением из-за его характера.
Главным персонажем комедии «Ревизор» является И.А. Хлестаков. Давая ему краткую характеристику в «Замечаниях для господ актёров», Гоголь примечает, что это пустейший глуповатый человек
Сочинение Основной конфликт в пьесе Вишневый сад Чехова
Пьеса «Вишневый сад» Антона Павловича Чехова имеет глубочайшее историческое и философское значение. Образ вишневого сада представляет собой образ России. Автор анализирует ее прошлое, настоящее и будущее через образы героев. Центральный конфликт состоит в том, что их ожидания и мечты не находят связи с реальностью.
Образом прошлого России предстает Любовь Андреевна Раневская. Эта женщина говорит лишь о прошлом: о своей юности и годах, проведенных в вишневом саду и имении, о друзьях прошлого, светских вечерах и порядках. Настоящие и будущее совершенно не волнует. Она живет вчерашним днем и не может насладиться днем сегодняшним, а уж тем более, проникнуть в тайны будущего. Любовь Андреевна изображает собой представителя старой аристократии, который чувствует вырождение дворянства, ему это не нравится, но и исправить это он никак не может.
Россия настоящего представлена Лопахиным. Этот молодой человек является выходцем из низов. Именно он и покупает вишневый сад. Это своеобразная метафора отмирания старого и возникновения нового общественно-политического строя. Он немного дик, не знает правила этикета и нравственные порядки, однако он очень предприимчив, знает, как заработать, как открыть свое дело. Да, конечно ему не хватает академических знаний и светских, но он прекрасно живет и без них.
Основной конфликт пьесы поддерживается спорами и столкновениями между героями. Например, Лопахин начинает рубить ветки деревьев еще до отъезда хозяев, причиняя им боль. Этим эпизодом Антон Павлович хотел показать столкновения между сторонниками старого и сторонниками нового в реальной жизни.
Однако, ни одна из этих моделей не является жизнеспособной. Первая не делает ничего для настоящей и будущей жизни, лишь предается сладостным воспоминаниям. Вторая модель сильно активная, не готовая ни с чем мириться, конфликтная и слегка агрессивная. Как же быть дальше?
Здесь автор включает в действия других героев: Петю и Аню. Это очень молодые люди, студенты, которые ничего о жизни не знают, но знают как изменить ее, перевернуть, исправить ошибки предшественников. В них очень много энергии, которая ждет освобождения в активных и продуктивных делах. По мнению автора, будущее страны именно в таких ярких и активных людях.
Центральный конфликт пьесы Антона Павловича Чехова состоит в том, что концепции и мысли героев не находят связи с реальностью и не имеют возможностей существования.
Вариант 2
В классическом варианте есть разные трактовки пьесы Вишневый сад. Как правило, основным конфликтом тут усматривают смену общественных формаций и зарождение новой эпохи, нового класса людей и нового сознания. Как минимум, подобным образом трактовали Вишневый сад на территории России довольно длительный период существования СССР.
Смена политической формации и идеологии привели к смене трактовок, да и ранее тоже были другие варианты, не только в духе исторического движения и классовых преобразований.
Тем не менее, мне хотелось бы поговорить совершенно об ином конфликте пьесы, который, на мой взгляд, и является основным. Этот конфликт представляет собой конфликт внутренний, между пониманием героями себя и действительностью, между их мечтами и реальностью. Наверное, этот конфликт вообще относится к вечным для людей, по крайней мере, для большинства таковых, но и Вишневый сад тоже, в каком-то смысле является вечным произведением.
Кстати говоря, эта разница, между реальностью и воображением человека о себе, умозрительным пониманием и является основой для юмора. Так гласит теория юмора: нужно сравнить реальность и понимание реальности тем или иным человеком. Возникнет некий промежуток и именно там будет юмор.
Возвращаясь непосредственно к героям, везде наблюдаем такое противоречие. Конечно, Раневская и Гаев самые яркие примеры и именно из-за этой разницы между их понимание реальности и реальностью они терпят крах, собственно, как все их сословие. Раневская надеется на обманщика-любовника, Гаев собирается реформировать свое имение, восстановить, но явно не способен даже на малые дела и малую смелость.
Просматривая героев подобным образом далее, видим продолжение этого конфликта. Тут даже горничная, как подчеркивает автор, имеет руки барышни, то есть не рабочие, да и мыслит себя не совсем прислугой, как видно по тексту. Пожалуй, только Фирс избегает этих противоречий, но он выглядит в пьесе пришельцем из другого мира, каким-то гостем из иной эпохи древней, хтонической космогонии, когда на арене уже возникают боги и герои нового времени, если использовать аналогию со структурой мифологических воззрений.
Лопахин, конечно, добивается своего, но у него тоже имеется этот внутренний конфликт. Этот конфликт и побуждает его много работать и относиться к остальным людям так, как он относится. В этом тоже своеобразная трагикомичность, если разобраться, что именно побуждает человека действовать и жить именно таким образом.
Резюмируя, следует сказать о глубоком психологизме пьесы. Во многом Чехов не только определил смену эпох, но и трансформацию акцента в искусстве, который достигнет своего предела в экзистенциализме 20 века.
Основной конфликт Вишневого сада
Произведение Чехова «Вишневый сад» было создано как раз во времена революции. Многие люди мечтали о том, что совсем скоро их жизнь в корне поменяется и так как они живут сейчас, никогда больше жить не будут. А тем временем каждый писатель или художник старался отыскать свой выход из любой сложившейся ситуации.
Как только писатель довел свое произведение до критиков, то они сразу причислили его к трагедии. А вот Чехов наоборот считал его комедией. Кроме этого здесь имеется огромное количество проблем, которые стали актуальными и сегодня и многие не могут с ними справиться.
Но если внимательно прочитать произведение, то можно понять, что главной проблемой здесь является противоречие, которое появляется у разных поколений. У молодого поколения появляются новые мечты, и им хочется поскорее их воплотить в жизнь. И ради достижения своей цели они готовы на многое.
Но среди героев есть и те кому ничего не хочется менять и их все итак устраивает. Кроме этого им не хочется, чтобы и другие люди что-то пытались изменить в жизни. Они боятся перемен.
У Любови Андреевны имеется не только большое поместье, но и вишневый сад. И больше всего на свете ей не хотелось продавать это все, а все, потому что она здесь родилась и выросла. Именно здесь прошли самые веселые и беззаботные дни. Вот только другие ее сожители очень хотели, чтобы она продала этот дом. Также у нее имеются долги, которые она много лет не может выплатить и если продать дом, то все долги можно закрыть и деньги останутся на дальнейшую жизнь.
А вот другой герой Лопахин наоборот старается поскорее все поменять и для этого даже готов посодействовать. Кроме этого он может помочь Любови выплатить все долги. Вот только доверять ему никак нельзя, а все, потому что он все это делает ради собственной выгоды. Также Чехов считал, что для того чтобы все поменялось нужны новые люди, которые готовы не только меняться, но и менять что-то в своей жизни.
В произведении имеются и те герои, которые хотят и стараются меняться и менять свою жизнь. Анна после окончания школы делает все для того чтобы поступить в институт. А вот ее мать ничего такого не хочет. Ей хотелось обеспечивать себя самостоятельно и помогать во всем матери и не просить у нее денег.
Основной конфликт в пьесе Вишневый сад
Несколько интересных сочинений
Максим Юрьевич Лермонтов невероятно сильно любил свою Родину, народ, с которым он проживал, он мог прочувствовать, насколько прекрасна природа родного края, при этом подчеркивал ее утонченность
Родители есть у каждого человека. Даже если жизнь сложилась так, что родители не воспитывают ребенка с раннего детства, все-равно родители дали жизнь новому человеку.
В рассказе «Юшка» писатель рассказывает о судьбе странного, с точки зрения окружающих, человека, о людской жестокости и слишком позднем раскаянии.
Однажды мы отправились с родителями и с моим братом за грибами. Погода была великолепной, светило солнышко, пели птички, и трава была сочной и зеленой. У меня было отличное настроение и мне хотелось бегать по лесу и собрать больше всех грибов.
Основной конфликт в пьесе «Вишневый сад»
Конфликт в драматическом произведении
Одной из особенностей драматургии Чехова было отсутствие открытых конфликтов, что весьма неожиданно для драматургических произведений, ведь именно конфликт является движущей силой всей пьесы, а ведь Антону Павловичу было важно показать жизнь людей через описание повседневности, тем самым приблизив сценические персонажи к зрителю. Как правило, конфликт находит выражение в сюжете произведения, организуя его, внутренняя неудовлетворенность, желание что-то заполучить, или не потерять подталкивает героев к свершению каких- либо поступков. Конфликты могут быть внешними и внутренними, а их проявление бывает явным или скрытым, так конфликт в пьесе «Вишневый сад» Чехов успешно спрятал за бытовые трудности действующих лиц, присутствующий как неотъемлемая часть той современности.
Истоки конфликта в пьесе «Вишневый сад» и его своеобразие
Что бы понять основной конфликт в пьесе «Вишневый сад» необходимо учитывать время написания этого произведения и обстоятельства его создания. Чехов писал «Вишневый сад» в начале ХХ века, когда Россия находилась на стыке эпох, когда неотвратимо приближалась революция, и многие чувствовали надвигающиеся громадные перемены всего привычного и устоявшегося образа жизни русского общества. Осмыслить и понять происходящие в стране изменения пытались многие писатели того времени и Антон Павлович не стал исключением. Пьеса «Вишневый сад» была представлена публике в 1904 году, став финальной в творчестве и жизни великого писателя, и в ней Чехов отразил свои раздумья о судьбе своей страны.
Упадок дворянства, вызванный изменениями в социальном укладе и не умение приспособиться к новым условиям; отрыв от своих корней не только землевладельцев, но и крестьян, начавших перебираться в город; зарождение нового класса буржуазии, пришедшего на место купечества; появления интеллигентов, вышедших из простого народа – и все это на фоне зарождающегося всеобщего недовольства жизни – вот, пожалуй, главный исток конфликта комедии «Вишневый сад».
Ощущая грядущие перемены, Чехов попытался передать свои чувства зрителю через своеобразие конфликта в пьесе «Вишневый сад», ставший новым типом, характерный для всей его драматургии. Этот конфликт зарождается не между людьми или социальными силами, он проявляется в несовпадении и отталкивании реальной жизни, её отрицании и замещении. И это нельзя было сыграть, этот конфликт можно было только прочувствовать. К началу ХХ века общество еще не было способно это принять, и требовалось перестраивать не только театр, но и зрителя, а для театра, знавшего и умеющего раскрывать открытые противостояния передать особенности конфликта в пьесе «Вишневый сад» было практически не возможно. Поэтому- то Чехов и был разочарован премьерным показом. Ведь по привычке конфликтом было обозначено столкновение прошлого в лице обедневших помещиков и будущего. Однако, будущее тесно связанное с Петей Трофимовым и Аней не укладывается в логику Чехова. Навряд ли Антон Павлович связывал будущее с «облезлым барином» и «вечным студентом» Петей, не способного проследить даже за сохранностью своих старых галош, или Аней, при пояснении роли которой, Чехов делал главный упор на ее молодость, и это было главным требованием к исполнительнице.
Лопахин – центральный персонаж в раскрытии главного конфликта пьесы
Почему Чехов делал основной упор на роли Лопахина, говоря, что если его образ не удастся, то и всю пьесу ждет провал? На первый взгляд именно противостояние Лопахина легкомысленным и пассивным владельцам сада является конфликтом в его классической интерпретации, а торжество Лопахина после покупки его разрешением. Однако именно такого истолкования и опасался автор. Драматург много раз говорил, опасаясь огрубления роли, что Лопахин это купец, но не в традиционном его понимании, что он человек мягкий, и доверять его изображение «крикуну» ни в коем случае нельзя. Ведь именно через правильное раскрытие образа Лопахина становиться возможным понимание всего конфликта пьесы.
Так в чем же заключен основной конфликт пьесы? Лопахин пытается подсказать хозяевам имения как можно спасти свою собственность, предлагая единственный реальный вариант, но они не внемлют его советам. Чтоб показать искренность его желания помочь, Чехов дает понять о нежных чувствах Лопахина к Любови Андреевне. Но несмотря на все попытки образумить и повлиять на хозяев, Ермолай Алексеевич, «мужик мужиком» становиться новым владельцем прекрасного вишневого сада. И он рад, однако это веселье сквозь слезы. Да он купил. Он знает, что делать со своим приобретением, чтоб получать прибыль. Но почему Лопахин восклицает: «Скорее бы это все это прошло, скорее бы изменилась как-нибудь наша нескладная, несчастливая жизнь!» И именно эти слова служат указателем на конфликт пьесы, оказывающимся в большей степени философским – несоответствие потребностей душевной гармонии с миром и действительностью в переходной эпохе и как следствие не совпадение человека с самим собой и с историческим временем. Во многом именно поэтому этапы развития основного конфликта пьесы «Вишневый сад» выделить практически не возможно. Ведь он зародился еще до начала действий, описываемых Чеховым, и своего разрешения так и не нашел.
Источники:
https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/chekhov/osnovnye-konflikty-v-pese-vishnevyj-sad
https://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/chexov-a.p/osnovnoj-konflikt-v-pese-vishnevyj-sad
https://obrazovaka.ru/sochinenie/vishnyovyj-sad/konflikt-v-pese-chehova.html