Тургенев дворянское гнездо анализ. Роман “Дворянское гнездо” И.С
«Дворянское гнездо», анализ романа Ивана Сергеевича Тургенева
Первое упоминание о романе «Дворянское гнездо» встречается в письме И. С. Тургенева к издателю И. И. Панаеву в октябре 1856 года. Иван Сергеевич планировал окончить произведение к концу года, но свой замысел не осуществил. Всю зиму писатель тяжело болел, а затем уничтожил первые наброски и стал придумывать новый сюжет. Возможно, итоговый текст романа существенно отличается от первоначального. В декабре 1858 года автор внес в рукопись последние правки. «Дворянское гнездо» впервые было напечатано в январском номере журнала «Современник» в 1859 году.
Роман произвел огромное впечатление на русское общество. Он сразу стал таким популярным, что не читать «Дворянское гнездо» считалось чуть ли не дурным тоном. Даже Тургенев признавался, что произведение имело очень большой успех.
В основу романа положены размышления писателя о судьбах лучших представителей русского дворянства. Автор сам принадлежал к этому сословию и прекрасно понимал, что «дворянские гнезда» с их атмосферой возвышенных переживаний постепенно вырождаются. Не случайно Тургенев приводит в романе родословные главных героев. На их примере писатель показывает, что в различные исторические периоды происходили существенные изменения дворянской психологии: от «дикого барства» до преклонения перед всем чужеродным. Прадед Федора Ивановича Лаврецкого – жестокий самодур, дед – безалаберный и хлебосольный ненавистник Вольтера, отец – англоман.
Гнездо, как символ родины, покинуто его обитателями. Современники писателя предпочитают проводить время за границей, разговаривают по-французски, бездумно перенимают чужие традиции. Трагично и карикатурно выглядит престарелая тетушка Лаврецкого, помешанная на стиле Людовика XV. Несчастно складывается судьба самого Федора, чье детство было искалечено иностранной «системой воспитания». Общепринятая практика поручать детей нянькам, гувернанткам, а то и вовсе отдавать в чужую семью разрывает связь поколений, лишает корней. Те же, кому удается осесть в старом родовом «гнезде», чаще всего ведут сонное существование, заполненное сплетнями, музицированием и картами.
Столь разное отношение матерей Лизы и Лаврецкого к детям не случайно. Марья Дмитриевна равнодушна к воспитанию дочерей. Лизе ближе нянька Агафья и учитель музыки. Именно эти люди оказывают влияние на формирование личности девушки. А вот крестьянка Малаша (мать Федора) «тихо угасает» после того, как ее лишают возможности воспитывать сына.
Композиционно роман «Дворянское гнездо» построен прямолинейно. Его основа – история несчастной любви Федора и Лизы. Крушение их надежд, невозможность личного счастья перекликаются с социальным крахом дворянства в целом.
Главный герой романа Федор Иванович Лаврецкий имеет много сходных черт с самим Тургеневым. Он честен, искренне любит родину, ищет рациональное применение своим способностям. Воспитанный властолюбивой и жестокой теткой, а затем по своеобразной «спартанской системе» отца, он приобрел богатырское здоровье и суровый вид, но добрый и застенчивый характер. Лаврецкому сложно общаться. Пробелы в своем воспитании и образовании он чувствует и сам, поэтому стремится их исправить.
Расчетливая Варвара видит в Лаврецком лишь глупого увальня, богатством которого легко завладеть. Искренность и чистота первого настоящего чувства героя разбиваются о предательство жены. В результате Федор перестает доверять людям, презирает женщин, считает себя недостойным настоящей любви. Встретив Лизу Калитину, он не сразу решается поверить в чистоту и благородство девушки. Но, узнав ее душу, поверил и полюбил на всю жизнь.
Характер Лизы формировался под влиянием няни из староверов. Девушка с детских лет трепетно относилась к религии, «образ вездесущего, всезнающего Бога с какой-то сладкой силой втеснялся в ее душу». Однако Лиза ведет себя слишком независимо и открыто для своего времени. В девятнадцатом веке девицы, стремившиеся удачно выйти замуж, были гораздо покладистее тургеневской героини.
До встречи с Лаврецким Лиза не часто задумывалась о своей судьбе. Официальный жених Паншин не вызывал особого неприятия у девушки. Ведь главное, по ее мнению, честно выполнять свой долг перед семьей и обществом. В этом и состоит счастье каждого человека.
Кульминацией романа является спор Лаврецкого с Паншиным о народе и последующая сцена объяснения Лизы с Федором. В мужском конфликте Паншин высказывает мнение чиновника с прозападными взглядами, а Лаврецкий выступает с позиций, близких к славянофильству. Именно во время этого спора Лиза понимает, насколько созвучны ее мысли и суждения взглядам Лаврецкого, осознает свою любовь к нему.
В ряду «тургеневских девушек» образ Лизы Калитиной – один из самых ярких и поэтичных. Ее решение уйти в монахини основывается не только на религиозности. Лиза не может жить вразрез со своими нравственными принципами. В сложившейся ситуации для женщины ее круга и духовного развития просто не существовало другого выхода. Лиза жертвует личным счастьем и счастьем любимого человека, поскольку не может поступать «неправильно».
Кроме главных героев, Тургенев создал в романе галерею ярких образов, которые отражают дворянскую среду во всем ее разнообразии. Здесь есть любитель казенных денег отставной генерал Коробьин, старый сплетник Гедеоновский, ловкий щеголь Паншин и многие другие герои провинциального общества.
Есть в романе и представители народа. В отличие от господ, крепостные и бедные люди изображены Тургеневым с сочувствием и симпатией. Загубленные судьбы Малаши и Агафьи, так и не раскрывшийся из-за бедности талант Лемма, множество других жертв барского произвола доказывают, что история «дворянских гнезд» далеко не идеальна. И главной причиной происходящего социального распада писатель считает крепостное право, которое развращает одних и низводит до уровня бессловесной твари других, но калечит всех.
Состояние героев очень тонко передано через картины природы, речевые интонации, взгляды, паузы в разговорах. Этими средствами Тургенев достигает удивительного изящества в описании душевных переживаний, мягкого и волнующего лиризма. «Я был потрясен. светлой поэзией, разлитой в каждом звуке этого романа», – отзывался о «Дворянском гнезде» Салтыков-Щедрин.
Художественное мастерство и философская глубина обеспечили первому крупному произведению Тургенева выдающийся успех на все времена.
Анализ романа И.С. Тургенева “Дворянское гнездо”
Размышления И.С.Тургенева о судьбе лучших в среде русского дворянства лежат в основе романа «Дворянское гнездо» (1858).
В этом романе дворянская среда представлена почти во всех ее состояниях — от захолустной мелкопоместной усадьбы до правящих верхов. Все в дворянской морали Тургенев осуждает в самой основе. Как дружно в доме Марьи Дмитриевны Калитиной и во всем «обществе» осуждают Варвару Павловну Лаврецкую за ее заграничные похождения, как жалеют Лаврецкого и, кажется, вот-вот готовы помочь ему. Но стоило только появиться Варваре Павловне и пустить в ход чары своего шаблонно-кокотского обаяния, как все — и Мария Дмитриевна, и весь губернский бомонд — пришли от нее в восторг. Это развращенное существо, пагубное и исковерканное той же дворянской моралью, вполне по вкусу и высшей дворянской среде.
Паншин, воплощающий в себе «образцовую» дворянскую мораль, подан автором без саркастических нажимов. Можно понять Лизу, которая долго не могла как следует определить своего отношения к Паншину и по существу не сопротивлялась намерению Марьи Дмитриевны выдать ее замуж за Паншина. Он обходителен, тактичен, в меру образован, умеет поддерживать беседу, он даже интересуется искусством: занимается живописью — однако пишет всегда один и тот же пейзаж, — сочиняет музыку и стихи. Правда, одаренность его поверхностна; сильные и глубокие переживания ему просто недоступны. Подлинный артист Лемм это видел, а Лиза об этом, может быть, только смутно догадывалась. И кто знает, как бы сложилась судьба Лизы, если бы не спор. В композиции тургеневских романов идейные споры всегда играют огромную роль. Обыкновенно в споре или образуется завязка романа, или борьба сторон достигает кульминационного накала. В «Дворянском гнезде» важное значение имеет спор между Паншиным и Лаврецким о народе. Тургенев позднее заметил, что это был спор между западником и славянофилом. Эту авторскую характеристику нельзя понимать буквально. Дело в том, что Паншин — западник особого, казенного толка, а Лаврецкий — не правоверный славянофил. В своем отношении к народу Лаврецкий больше всего похож на Тургенева: он не пытается дать характеру русского народа какое-то простое, удобно запоминаемое определение. Как и Тургенев, он считает, что прежде, чем изобретать и навязывать рецепты устроения народной жизни, нужно понять характер народа, его нравственность, его подлинные идеалы. И вот в тот момент, когда Лаврецкий развивает эти мысли, рождается любовь Лизы к Лаврецкому.
Тургенев не уставал развивать мысль о том, что любовь по самой своей глубинной природе — чувство стихийное и всякие попытки рационального ее истолкования чаще всего просто бестактны. Но любовь большинства его героинь почти всегда сливается с альтруистическими устремлениями. Они отдают свои сердца людям самоотверженным, великодушным и добрым. Эгоизм для них, как, впрочем, и для Тургенева, самое неприемлемое человеческое качество.
Пожалуй, ни в одном романе Тургенев не проводил так настойчиво ту мысль, что в лучших людях из дворян все их хорошие качества так или иначе, прямо или косвенно связаны с народной нравственностью. Лаврецкий прошел школу педагогических причуд своего отца, вынес бремя любви своенравной, эгоистичной и тщеславной женщины и все-таки не утратил своей человечности. Тургенев прямо сообщает читателю, что своей душевной стойкостью Лаврецкий обязан тому, что в его жилах течет крестьянская кровь, что в детстве он испытал на себе влияние матери-крестьянки.
В характере Лизы, во всем ее мироощущении начало народной нравственности выражено еще определеннее. Всем своим поведением, своей спокойной грацией она, пожалуй, больше всех тургеневских героинь напоминает Татьяну Ларину. Но в ее личности есть одно свойство, которое в Татьяне только намечено, но которое станет главной отличительной чертой того типа русских женщин, который принято называть «тургеневским». Это свойство — самоотверженность, готовность к самопожертвованию.
В судьбе Лизы заключен тургеневский приговор обществу, которое убивает все чистое, что рождается в нем.
Тургенев И.С., “Дворянское гнездо”, краткий анализ
Из всех русских писателей Тургенев, пожалуй, имел наибольшее число оснований и возможностей для размышлений о специфике, содержании «русского». Предельно концентрированное выражение эти размышления получили в произведении «Дворянское гнездо».
Символизм романа
Уже в самом названии романа заложен глубокий символический смысл. Заглавная метафора «гнезда» становится центральным мотивом, который раскрывается по мере развертывания сюжетной линии. Моделирование образа дворянского гнезда осуществляется в сопоставлении с Парижем.
Характеристики Парижа в произведении представлены несколькими параметрами:
- его соотношением с другими географическими единицами;
- типографией и внутренним строением французской столицы;
- предметно-вещественным наполнением Парижа;
- ценностно-смысловым наполнением концепта.
Париж в романе служит крайней точкой удаления от русской деревни, поместья, дворянского гнезда. Сюжетно это удаление осуществляется опосредовано: сначала через Петербург, где Лаврецкий некоторое время живет с молодой женой; потом через Германию и Швейцарию, которые названы в романе как место временного пребывания:
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
«…как оно и следовало ожидать, поехали в Париж…»
При описании Парижа Тургенев отдельно останавливается на описании Sorbonne и Collège de France, Французской комедии. В результате подобного описания осуществляется характеристика персонажей, подчеркивается антагонизм между жизнью французской столицы и русской деревни. Комплекс реалий французской жизни позволяет отразить ее фальшь, неестественность, которая противопоставляется природным, мужицким, почти звериным реакциям, эмоциональных состояний русского человека. В частности, узнав о неверности жены Лаврецкий
«…почувствовал, что в это мгновение он был в состоянии истерзать ее, избить до полусмерти, по-мужицки, задушить ее своими руками…»
Помимо образа Парижа глубокой символичностью обладают в произведении отсылки к античности, например, прическа «à la Titus», с которой Иван Петрович предстает перед отцом. В результате отсылок к античности формируется высокая интертекстуальность произведения.
Образ гнезда
Центральным образом произведения является образ дворянского гнезда, который формируется на примере усадьбы Лаврецких. Важно добавить, что история семьи Лаврецких показательно возводится к выходцу из Пруссии. В данном аспекте Тургенев подчеркивает генетическую, неразрывную взаимосвязь России с Европой. Огромную значимость приобретает образ прабабки Лаврецкого:
Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!
«Пучеглазая, с ястребиным носом, с круглым желтым лицом, цыганка родом, вспыльчивая и мстительная. »
Изображая своего персонажа в облике хищной птицы, Тургенев усиливает семантику гнезда, которая приобретает негативные коннотации, вызывая ассоциации с жестокостью, хищностью. Образ ястреба появляется и в эпизоде разрыва между дедом и отцом Лаврентьева, в переживаниях самого Лаврецкого, узнавшего об измене жены.
Те же коннотации хищности, жестокости сохраняются в образе Глафиры, вытесненной из «дворянского гнезда» Варварой Павловной.
Вся история рода Лаврецких строится автором в аспекте взаимодействия с Европой, с которой «дворянское гнездо», саму Россию соединяют общие корни. Это взаимодействие может принимать разные формы:
- форму пассивного сопротивления бабки Лаврецкого новой европейской моде: пудриться, по ее словам, было для нее смертью;
- форму бонвиванского франкофильства княжны Кубенской, которая на старости лет вышла замуж за гувернера-француза, была брошена им.
Наиболее полно выписана история отца Лаврецкого, которая течет в Петербурге уже двенадцатый год. Именно в его сознании пробуждается чувство национальной гордости, понимание и принятие собственной «русскости»:
«…вся Россия поднималась на врага, и. они почувствовали, что русская кровь течет в их жилах…»
В то же время, едва опасность миновала, он вернулся к своей привычной жизни, уверенно и комфортно чувствуя себя, в том числе, и в Париже.
В данном аспекте Тургенев подчеркивает как генетическое единство России с Европой, так и отличия между их народами, заключающиеся в готовности русского человека пожертвовать своей жизнью ради родины, его возможности испытывать дикую, почти звериную ярость, не имеющую ничего схожего с европейской цивилизованностью.
Чем дальше развивается линия повествования Тургенева, тем острее становится его сарказм при изображении русских «европейцев», оторвавшихся от родной почвы и не нашедших новой.
Динамика сюжетной линии формируется перемещениями между родной деревней и Европой, причем, в родную деревню, в свое «дворянское гнездо» герой возвращается с каждым разом все более надломленным.
Наиболее полно непримиримое расхождение России с Европой проявляется в системе ценностей Ивана Петровича, отразившейся на воспитании сына. Основной пружиной сюжета становится сложная коллизия между внутренним и поверхностным, родным и чужим, органичным и наносным. Причем, сложность конфликта кроется не в явной оппозиции между европейскими городами и русской деревней, но в самой усадьбе, в самом дворянском гнезде, жители которого утрачивая свою «русскость», утрачивают самих себя. Тургенев не стремится к противопоставлению идеализированного образа России Европе, но старается проникнуть вглубь национального самосознания, подвергнуть глубокому анализу суть национальной жизни.
Таким образом, на основании проведенного анализа можно сделать вывод, что произведение Тургенева характеризуется высоким символизмом, направлено на отображение авторского понимания всего русского, «русскости» как таковой. Понимание национальной самобытности России осуществляется на основании сопоставления ее с Европой, противопоставлении французской столицы с русской глубинкой.
Так и не нашли ответ
на свой вопрос?
Просто напиши с чем тебе
нужна помощь
Источники:
https://goldlit.ru/turgenev/726-dvorianskoe-gnezdo-analiz
https://5litra.ru/proizvedeniya/russian_classik/387-roman-is-turgeneva-dvoryanskoe-gnezdo.html
https://spravochnick.ru/literatura/russkaya_literatura/turgenev_i_s_dvoryanskoe_gnezdo_kratkiy_analiz/