191 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Участником кружка петрашевцев был. Петрашевцы кратко и понятно – самое главное

Петрашевцы кратко и понятно – самое главное

Петрашевцы кратко и понятно – самое главное

  • Поделиться с:

Петрашевцы история создания, их взгляды, лидеры

В середине XIX века в России прогрессивная мысль стала находиться под контролем разночинцев. Это были представители купцов, мещан, духовенства, отставных солдат, мелких чиновников и богатых крестьян.

Эти люди не проходили государственной службы, поэтому им было тяжело войти в социальную систему Российской империи.

Они зарабатывали на жизнь в основном умственным трудом. Разночинцы стали новой социально-культурной группой с прогрессивными идеологиями – либеральной, социалистической, революционной, анархической.

Костяк революционного движения составляла интеллигенция. И если представителями декабристов были в основном дворяне, то их преемниками уже становились разночинцы. Одни из ранних разночинных кружков считались петрашевцы, названные в честь М.В. Буташевича-Петрашевского. По методам борьбы петрашевцы были расколоты. Были среди них и реформаторы, которые составляли большинство, и революционеры.

Каждую пятницу в доме Петрашевского зачитывались доклады, посвящённые вопросам деятельности организации. На их идеологию и методы борьбы оказали влияние мировоззрения Герцена и Белинского. Организационно и идейно кружок оформиться не успел: в 1849 году, когда он был близок к этому, он был прикрыт царским правительством.

Род деятельности и идеология

Идеи и цели петрашевцев были такими же, как и у любых российских прогрессистов середины XIX века. Главной целью кружка была, конечно же, отмена крепостного права. В число других целей петрашевцев включались судебная реформа, свобода печати, а ряд петрашевцев были склонны к восстанию. Многие петрашевцы отрицательно относились к религии, отрицали существование Бога и относили себя к выраженным материалистам.

Религия, по мнению многих челнов кружка, огрубляла и подавляла человека. Религия, по мнению петрашевцев, выражена в боге, который потворствует сильным и победителям. Как и любые прогрессисты, петрашевцы были поборниками науки и просвещения. Они противопоставляли их суевериям, мистицизму и религии. Петрашевцы относились критически к идеалистам из Германии, считая их взгляды оторванными от реальности.

Петрашевцы поддерживали утопический социализм как альтернативу порокам феодальной и капиталистической систем. На их идеи оказали влияние взгляды Шарля Фурье. Они выступали против патриархальной семьи и поддерживали эгалитарную семью из-за того, что в эгалитарной модели отсутствует угнетение женщины. Личный эгоизм, по мнению петрашевцев, должен поглощаться групповым эгоизмом. Таким образом, этот кружок выступал за преобразование общества через естественную природу человека.

Социализм петрашевцев носил далеко не социалистический характер. Но в России все революционные движения того времени назывались социалистическими. Если многие либералы выступали только за права русского крепостного крестьянства и были реформистами в целом, то почти все социалисты выступали за научное мировоззрение, против религии и суеверий, за свободу личности и общества, боролись против феодализма и капитализма.

Конечно же, самым известным деятелем организации считался Буташевич-Петрашевский, санкт-петербургский дворянин, создатель “Карманного словаря иностранных слов”. После ареста оставшуюся жизнь он провёл в Сибири, где и умер в 1866 году (в Енисейской губернии).

Известным членом петрашевского кружка был и Фёдор Михайлович Достоевский, который тоже оказался в числе 20 арестованных в 1849 году. В отличие от многих членов кружка, он положительно относился к религии и придерживался позиций христианского социализма, который уже был влиятелен в ряде европейских стран. Атеистический социализм Фёдор Михайлович ставил в один ряд с буржуазностью, а многие петрашевцы противопоставляли эти понятия. Достоевский успел побывать и в более радикальных сообществах Дурова и Спешнева.

Сергей Фёдорович Дуров был более аполитичным; кружки, которые он организовывал, носили литературный характер. А Николай Иванович Спешнев в романе Достоевского “Бесы” стал прототипом Ставрогина. Он одним из первых называет себя коммунистом. В ссылке он при поддержке восточносибирского губернатора Н.Н. Муравьёва-Амурского возвращается на государственную службу.

ПЕТРАШЕВЦЫ

Советская историческая энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . Под ред. Е. М. Жукова . 1973—1982 .

Смотреть что такое “ПЕТРАШЕВЦЫ” в других словарях:

ПЕТРАШЕВЦЫ — общее название участников собраний кружков разночинной рус. интеллигенции 2й пол. 40 х гг. 19 в. Наиболее многочисл. собрания («пятницы») с осени 1845 по весну 1849 проходили у М. В, Буташевича Петрашевского. Состав И. не был постоянным,… … Философская энциклопедия

петрашевцы — петрашевцы, группа молодёжи, собиравшаяся в 40 х гг. XIX в. у чиновника и литератора М. В. Петрашевского; утопические социалисты и демократы, стремившиеся к переустройству самодержавной и крепостнической России. Собрания у Петрашевского в доме на … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

ПЕТРАШЕВЦЫ — ПЕТРАШЕВЦЫ, название в исторической и мемуарной литературе лиц, посещавших пятницы М.В. Петрашевского (конец 1844 начало 1849), на которых обсуждались проблемы внутреннего положения России, теории западноевропейских социалистов (Ш. Фурье и др.).… … Современная энциклопедия

ПЕТРАШЕВЦЫ — общество разночинной молодежи в Санкт Петербурге (кон. 1844 нач. 1849). Первоначально занимались самообразованием. На общедоступных пятницах у М. В. Петрашевского обсуждали преимущественно теоретические вопросы, в кружках братьев Дебу, Н. С.… … Большой Энциклопедический словарь

ПЕТРАШЕВЦЫ — ПЕТРАШЕВЦЫ, общее название членов кружков молодёжи в Санкт Петербурге (конец 1844 начало 1849). На общедоступных пятницах у М. В. Петрашевского обсуждали вопросы текущей политики, труды французских социалистов, в кружках братьев Дебу, Н. С.… … Русская история

Петрашевцы — группа молодёжи, собиравшаяся в 40 х гг. ХIX в. у чиновника и литератора М. В. Петрашевского; утопические социалисты и демократы, стремившиеся к переустройству самодержавной и крепостнической России. Собрания у Петрашевского в доме на… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

Петрашевцы — Петрашевцы. В истории новейшей русской литературы так наз. делоПетрашевского или петрашевцев занимает видное место, потому что ни водном из русских политич. процессов не участвовало столько литераторов иученых. Кроме самого Петрашевского,… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Петрашевцы — общество разночинной молодежи в Санкт Петербурге (кон. 1844 нач. 1849). Первоначально занимались самообразованием. На общедоступных «пятницах» у М. В. Петрашевского обсуждали преимущественно теоретические вопросы, в кружках братьев Дебу, Н. С.… … Политология. Словарь.

Петрашевцы — У этого термина существуют и другие значения, см. Петрашевцы (значения). Петрашевцы осуждённые правительством Николая I в 1849 участники собраний у М. В. Буташевича Петрашевского. Будучи все в той или иной мере «вольнодумцами»,… … Википедия

Петрашевцы — общество петрашевцев, кружок петрашевцев, группа молодёжи, собиравшаяся во 2 й половине 40 х гг. 19 в. в Петербурге у М. В. Петрашевского (См. Петрашевский); утопические социалисты и демократы, стремившиеся к переустройству самодержавной… … Большая советская энциклопедия

Петрашевцы

Петрашевцы и их мировоззрение

Петрашевцы – участники кружка, собиравшегося в доме русского мыслителя и политического деятеля М. В. Буташевича-Петрашевского для обсуждения перспектив переустройства существующего строя в России.

Участники кружка имели доступ к богатой библиотеке хозяина дома, состоящей из ряда запрещённых в России книг по истории революционных движений. Сам Петрашевский (выходец из дворян) увлекался идеями утопического социализма и был последователем французского утописта Ш. Фурье. В своих публикациях он раскрывал тему демократизации политического строя России и отмену крепостного права с последующим разделением земли между крестьянами.

Начало деятельности кружка, формирование взглядов петрашевцев

С 1844 г. в Петербурге стала собираться молодёжь, желающая переустроить существующий строй в России и считающая, что самодержавие и крепостничество тянут страну назад. С октября 1845 г. собрания стали носить регулярный характер. Участники каждую пятницу собирались в доме у Петрашевского, высказывали свои взгляды на миропонимание, зачитывали доклады о будущей деятельности организации, обсуждали различные философские учения, мечтали организовать собственную типографию, чтобы через неё пропагандировать социалистические идеи.

На идеологию петрашевцев большое влияние оказали прогрессивные взгляды Белинского и Герцена. Однако единства в выборе методов по изменению общества среди участников не было: часть из них ратовала за реформы, другая часть считала, что изменить общество можно только революционным путём.

Участники собраний и кружки, близкие к петрашевцам

Первое время кружок Петрашевского насчитывал 15 человек, но к 1849 г. число петрашевцев выросло до 158 человек. Это были молодые люди – студенты, литераторы, чиновники, офицеры.

В среде петрашевцев возникли ещё два подобных кружка:

  • с октября 1848 г. по вторникам собирались у Н. С. Кашкина – русского общественного деятеля, сына декабриста. Кружок носил название «чистых фурьеристов», представители которого изучали труды французского экономиста-утописта;
  • с весны 1849 г. собирались у С. Ф. Дурова – поэта, прозаика, переводчика. В его состав входили братья Достоевские, поэты Плещеев и Пальм и другие выдающиеся представители русской интеллигенции.

Идеи и диспуты петрашевцев

Вопросы, поднимаемые петрашевцами:

  • уничтожение самодержания и установление в России республики,
  • отмена крепостного права,
  • изучение работ Герцена и Белинского,
  • изучение западной философской и экономической мысли (особенно, трудов по утопическому социализму Ш. Фурье),
  • порядок проведения социальных реформ в России,
  • поиск своего места в народных выступлениях.

Диспуты участников кружков были направлены на обсуждение политических событий в Западной Европе, общественной роли литературы; поднимались вопросы об отношениях между верующими и атеистами. На диспутах петрашевцы активно искали ту философскую концепцию, которая объяснила бы происходящие процессы в обществе и помогла бы найти единственно правильное решение, отвергая при этом насильственные действия.

Политическая программа и «Словарь иностранных слов»

Чёткую политическую программу петрашевцы выработать не успели, но конкретные шаги были предприняты:

составили библиотеку из запрещённых в России книг зарубежных авторов — экономистов, философов, прогрессивных общественных деятелей;

основываясь на идеях утопического социализма, издали энциклопедический «Карманный словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка» (впоследствии уничтоженный властями). Специально подобранные статьи были разбросаны по всему словарю с целью обойти цензуру. В завуалированной форме в словаре критиковались крепостное право; славянофилы, препятствующие сближению России и Запада; некоторые западные мыслители, считавшие, что только классовая борьба способна изменить общество. Особые статьи в Словаре посвящены французским материалистам (Дидро) и социалистам-утопистам (Фурье, Сен-Симону и др.), а также теории исторического развития человечества;

план создания тайного общества для серьёзной подготовки к будущим социальным изменениям и распространению революционных идей среди различных слоёв российского общества посредством издания нелегальной пропагандистской литературы.

Карательные меры правительства и аресты петрашевцев

В разгар деятельности петрашевцев, когда была собрана библиотека запрещённых писателей, опубликован «Словарь», подготовлены декламации для внедрения в общество, в ночь на 23 апреля 1849 г. правительство произвело аресты на квартире Петрашевского.

Более года чиновник по особым поручениям Министерства внутренних дел Липранди вёл тайные наблюдения за участниками собраний. В его докладах указывалось на серьёзность намерений петрашевцев:

  • организация тайного общества,
  • подготовка политического заговора,
  • вероятность вооружения крестьян против помещиков,
  • подрыв религиозного чувства в разных сословиях,
  • распространение влияния тайного общества по всей Российской империи.

Результаты следствия показали на преувеличения в докладе Липранди. Было установлено, что участники собраний дальше отвлечённых рассуждений не пошли и в их рядах не было единства.

Тем не менее, военный суд проявил суровость: из 122 арестованных участников (трое сошли с ума в ожидании наказания) к смертной казни приговорены 15 человек. Остальным были назначены разные сроки каторги и тюремного заключения.

Инсценировка казни и приговор

Инсценировка казни – это вид психологического давления, при помощи которого можно добиться раскаяния или морального уничтожения личности. Такой вид пытки правительство Николая I применило в отношении Петрашевского и его коллег.

22 декабря 1849 г. на Семёновском плацу в Петербурге всё было готово к казни. На осуждённых, которые до этого провели восемь месяцев в одиночном заключении, надели предсмертные рубахи, выполнили необходимые церемонии (переломили шпагу над дворянскими головами, предложили прочитать молитву, привязали с завязанными глазами к столбу), прочитали смертный приговор и озвучили команду целиться.

Десятиминутное ожидание превратилось в кошмар, прежде чем прискакавший царский офицер объявил об отмене смертной казни.

Осуждённым прочли окончательный приговор:

  • Петрашевский — бессрочная сибирская каторга,
  • Григорьев, Львов, Момбелли, Спешнев – 10-15 лет каторги,
  • Достоевский, Дуров – 4 года каторги и служба в армии рядовыми,
  • Плещеев – рядовой в оренбургский батальон,
  • Пальм – переведён из гвардии в армию в чине поручика.

Остальные получили наказание в виде ссылки, службы в арестантских ротах и службы рядовыми на Кавказе.

В 1856 году император Александр II издал Указ о помиловании части петрашевцев и смягчения участи каторжникам (замена каторги на поселение).

Влияние идей петрашевцев на творчество прогрессивных писателей XIX века

Идеи петрашевцев отразились в творчестве Ф. Достоевского («Бедные люди»), М. Салтыкова-Щедрина («Противоречия»), В. Майкова (журнальные статьи), поэзии Пальма, Плещеева, Дурова.

Под влиянием идей петрашевцев молодой Лев Толстой написал цикл «Из Кавказских воспоминаний. Разжалованный».

А. Герцен, высоко ценивший петрашевцев и публиковавший в своём «Колоколе» полученные из Сибири мемуары, считал их наследниками декабристов, которые на долгие годы стали символом гражданского мужества для прогрессивной интеллигенции России.

Источники:

https://worknet-info.ru/read-blog/1786_%D0%BF%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%88%D0%B5%D0%B2%D1%86%D1%8B-%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%BA%D0%BE-%D0%B8-%D0%BF%D0%BE%D0%BD%D1%8F%D1%82%D0%BD%D0%BE-%D1%81%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D0%B5-%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B5.html
https://dic.academic.ru/dic.nsf/sie/13427/%D0%9F%D0%95%D0%A2%D0%A0%D0%90%D0%A8%D0%95%D0%92%D0%A6%D0%AB
https://histerl.ru/lectures/19_vek/petrashevci.htm

голоса
Рейтинг статьи
Читать еще:  Сообщение о подвиге молодого киевлянина. Описание картины подвиг молодого киевлянина
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Для любых предложений по сайту: [email protected]