113 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

« Уноси мое сердце в звенящую даль …» Я вижу, слышу, счастлив. Всё во мне

«Уноси моё сердце в звенящую даль. »

Я вижу, слышу, счастлив. Всё во мне.

Начало XX в. — время, в которое жил и творил Сергей Васильевич Рахманинов (1873—1943), было переломным для России. Столкновение нового со старым во всех сферах жизни, в том числе и в искусстве, связано с событиями Первой мировой войны, революционным движением. Многие композиторы, поэты, художники отказывались от традиций классического искусства, искали новые выразительные средства, созвучные идеям преобразования общества.

С. Рахманинова упрекали в старомодности, а он говорил: «Не хочу ради того, что я считаю только модой, изменять постоянно звучащему во мне тону, сквозь который я слышу окружающий меня мир». Он верил, что это не «фальшивый тон» и что рано или поздно его услышат. Так и случилось. С. Рахманинов искренне и очень взволнованно говорил своей музыкой о том, что на душе. А на душе бывало и светло, и мрачно. как в жизни.

Он чувствовал красоту, величие и правду стихов русских поэтов, подсказанных родной природой:

      Чудный день! – Пройдут века –
      Также будут в вечном строе
      Течь и искриться река
      И поля дышать на зное.

    Великая заслуга С. Рахманинова в его напевнейшей мелодии, рождённой сильным чувством. О мелодике С. Рахманинова говорят, что она стелется, как тропа в полях, не придуманная, не навязываемая. Подсказана ли она поэзией, навеяна ли симфоническим замыслом, напета ли чуткими пальцами Рахманинова-пианиста, в ней всегда чувствуются плавное дыхание и естественный рисунок.

    Свежестью раннего весеннего утра веет от музыки романса «Сирень». Кружевное плетение звуков фортепиано рисует лёгкое колыхание душистых ветвей, мечтательно-задумчивая интонация вырастает в распевную мелодию.

    Романсы Рахманинова «Сирень», «Здесь хорошо», «Островок» создают ясные, спокойные образы, полные душевности. Они написаны как будто прозрачными акварельными красками.

    • Как композитор выражает контраст между взволнованным чувством человека и образом безмятежной природы? Какие особенности лирического образа подчёркиваются сопоставлением плавной, размеренной мелодии и зыбко колышущегося аккомпанемента?
    • В какой части романса звучат более напряжённые интонации? Что они выражают – радость или душевную боль, мечты о счастье или горечь утраты?
    • Сравни два исполнения романса С. Рахманинова «Сирень». Какой образ создаёт каждый из исполнителей? В чём различие этих образов?
    • Какая из трактовок тебе понравилась больше? Аргументируй своё мнение.
    • Прочитай в творческой тетради отрывок из рассказа Ю. Нагибина «Сирень». Какой образ композитора создан писателем? Созвучен ли он нашему времени?

    образы покоя выразительность изобразительность приёмы развития

    Высоким слогом русского романса. (сборник) (2 стр.)

    Но когда коварны очи
    Очаруют вдруг тебя,
    Иль уста во мраке ночи
    Поцелуют не любя –
    Милый друг! от преступленья,
    От сердечных новых ран,
    От измены, от забвенья
    Сохранит мой талисман!”

    Мне грустно

    Слова М. Лермонтова

    Музыка А. Даргомыжского

    Мне грустно, потому что я тебя люблю,
    И знаю: молодость цветущую твою
    Не пощадит молвы коварное гоненье.
    За каждый светлый день
    иль сладкое мгновенье
    Слезами и тоской заплатишь ты судьбе.
    Мне грустно… потому что весело тебе.

    Любовь

    Слова П. Катенина

    Музыка неизвестного автора

    О чем, о чем в тени ветвей
    Поешь ты ночью, соловей?
    Что песнь твою к подруге милой
    Живит огнем и полнит силой,
    Колеблет грудь, волнует кровь?
    Живущих всех душа: любовь.

    Не сетуй, девица-краса!
    Дождешься радостей часа.
    Зачем в лице завяли розы?
    Зачем из глаз лиются слезы?
    К веселью душу приготовь;
    Его дарит тебе любовь.

    Покуда дней златых весна,
    Отрадой нам любовь одна.
    Ловите, юноши, украдкой
    Блаженный час, час неги сладкой;
    Пробьет… любите вновь и вновь;
    Земного счастья верх: любовь.

    Я встретил вас

    Слова Ф. Тютчева

    Музыка С. Донаурова

    Я встретил вас – и всё былое
    В отжившем сердце ожило;
    Я вспомнил время золотое –
    И сердцу стало так тепло…

    Как поздней осени порою
    Бывают дни, бывает час,
    Когда повеет вдруг весною
    И что-то встрепенется в нас, –

    Как после вековой разлуки,
    Гляжу на вас как бы во сне, –
    И вот – слышнее стали звуки,
    Не умолкавшие во мне…

    Тут не одно воспоминанье,
    Тут жизнь заговорила вновь, –
    И то же в вас очарованье,
    И та ж в душе моей любовь.

    Элегия
    (“Исполнились мои желанья…”)

    Слова К. Рылеева

    Музыка М. Богданова

    Исполнились мои желанья,
    Сбылись давнишние мечты:
    Мои жестокие страданья,
    Мою любовь узнала ты.

    Напрасно я себя тревожил,
    За страсть вполне я награжден:
    Я вновь для счастья сердцем ожил
    Исчезла грусть, как смутный сон.

    Так, окроплен росой отрадной,
    В тот час, когда горит восток,
    Вновь воскресает – ночью хладной
    Полузавялый василек.

    Когда б он знал!

    Слова Е. Ростопчиной

    Музыка Е. Кочубей

    Когда б он знал, что пламенной душою
    С его душой сливаюсь тайно я!
    Когда б он знал, что горькою тоскою
    Отравлена младая жизнь моя!
    Когда б он знал, как страстно и как нежно
    Он, мой кумир, рабой своей любим…
    Когда б он знал, что в грусти безнадежной
    Увяну я, непонятая им.
    Когда б он знал.

    Когда б он знал, как дорого мне стоит,
    Как тяжело мне с ним притворной быть!
    Когда б он знал, как томно сердце ноет,
    Когда велит мне гордость страсть таить.
    Когда б он знал, какое испытанье
    Приносит мне спокойный взор его,
    Когда взамен немого обожанья
    Я тщетно жду улыбки от него.
    Когда б он знал.

    Когда б он знал, в душе его убитой
    Любви бы вновь язык заговорил,
    И юности восторг полузабытый
    Его бы вновь согрел и оживил! –
    И я тогда, счастливица. любима…
    Любима им, была бы, может быть!
    Надежда льстит тоске неутолимой;
    Не любит он… а мог бы полюбить!
    Когда б он знал.

    Скажите ей!

    Слова Н. Долгорукова

    Музыка Е. Кочубей

    Скажите ей, что пламенной душою
    С ее душой сливаюсь тайно я.
    Скажите ей, что горькою тоскою
    Отравлена младая жизнь моя.
    Скажите ей, как страстно и как нежно
    Люблю ее, как бога херувим.
    Скажите ей, что в грусти безнадежной
    Увяну я, бездушной нелюбим.
    Скажите ей!

    Скажите ей, как дорого мне стоит
    И трудно мне притворным с нею быть.
    Скажите ей, как томно сердце ноет,
    Когда велит она любовь таить.
    Скажите ей, какое мне страданье,
    Когда спокойно глаз ее глядит,
    Когда взамен немого обожанья
    Она, как льдом, мне душу холодит.
    Скажите ей!

    Как небеса твой взор блистает

    Слова М. Лермонтова

    Музыка Н. Римского-Корсакова

    Как небеса твой взор блистает
    Эмалью голубой,
    Как поцелуй звучит и тает
    Твой голос молодой;

    За звук один волшебной речи,
    За твой единый взгляд,
    Я рад отдать красавца сечи,
    Грузинский мой булат;

    И он порою сладко блещет,
    И сладостней звучит,
    При звуке том душа трепещет,
    И в сердце кровь кипит.

    Но жизнью бранной и мятежной
    Не тешусь я с тех пор,
    Как услыхал твой голос нежный
    И встретил милый взор.

    Сомнение
    (“Уймитесь, волнения страсти. “)

    Слова Н. Кукольника

    Музыка М. Глинки

    Уймитесь, волнения страсти!
    Засни, безнадежное сердце!
    Я плачу, я стражду, –
    Душа истомилась в разлуке;
    Я стражду, я плачу, –
    Не выплакать горя в слезах.
    Напрасно надежда
    Мне счастье гадает,
    Не верю, не верю
    Обетам коварным!
    Разлука уносит любовь.

    Как сон, неотступный и грозный,
    Мне снится соперник счастливый,
    И тайно и злобно
    Кипящая ревность пылает,
    И тайно и злобно
    Оружия ищет рука.
    Напрасно измену
    Мне ревность гадает,
    Не верю, не верю
    Коварным наветам.
    Я счастлив, – ты снова моя.

    Минует печальное время, –
    Мы снова обнимем друг друга,
    И страстно и жарко
    Забьется воскресшее сердце,
    И страстно и жарко
    С устами сольются уста.

    Свеж и душист твой роскошный венок

    Музыка Н. Римского-Корсакова

    Свеж и душист твой роскошный венок,
    Всех в нем цветов благовония слышны,
    Кудри твои так обильны и пышны,
    Свеж и душист твой роскошный венок.

    Свеж и душист твой роскошный венок,
    Ясного взора губительна сила, –
    Нет, я не верю, чтоб ты не любила:
    Свеж и душист твой роскошный венок.

    Свеж и душист твой роскошный венок,
    Счастию сердце легко предается:
    Мне близ тебя хорошо и поется.
    Свеж и душист твой роскошный венок.

    Люди спят; мой друг, пойдем в тенистый сад

    Музыка С. Танеева

    Люди спят; мой друг, пойдем в тенистый сад.
    Люди спят; одни лишь звезды к нам глядят.
    Да и те не видят нас среди ветвей
    И не слышат – слышит только соловей…

    Да и тот не слышит, – песнь его громка;
    Разве слышат только сердце да рука:
    Слышит сердце, сколько радостей земли,
    Сколько счастия сюда мы принесли;

    Да рука, услыша, сердцу говорит,
    Что чужая в ней пылает и дрожит,
    Что и ей от этой дрожи горячо,
    Что к плечу невольно клонится плечо…

    Вчера, увенчана душистыми цветами

    Музыка А. Аренского

    Вчера, увенчана душистыми цветами,
    Смотрела долго ты в зеркальное окно
    На небо синее, горевшее звездами,
    В аллею тополей с дрожащими листами, –
    В аллею, где вдали так страшно и темно.

    Забыла, может быть, ты за собою в зале
    И яркий свет свечей, и нежные слова…
    Когда помчался вальс и струны рокотали, –
    Я видел – вся в цветах, исполнена печали,
    К плечу слегка твоя склонилась голова.

    Не думала ли ты: “Вон там, в беседке дальной,
    На мраморной скамье теперь он ждет меня
    Под сумраком дерев, ревнивый и печальный;
    Он взоры утомил, смотря на вихорь бальный,
    И ловит тень мою в сиянии огня”.

    Певице
    (“Уноси мое сердце в звенящую даль…”)

    Музыка П. Чайковского

    Уноси мое сердце в звенящую даль,
    Где как месяц за рощей печаль;
    В этих звуках на жаркие слезы твои
    Кротко светит улыбка любви.

    О дитя! как легко средь незримых зыбей
    Доверяться мне песне твоей:
    Выше, выше плыву серебристым путем,
    Будто шаткая тень за крылом.

    Вдалеке замирает твой голос, горя,
    Словно за морем ночью заря, –
    И откуда-то вдруг, я понять не могу,
    Грянет звонкий прилив жемчугу.

    Уноси ж мое сердце в звенящую даль,
    Где кротка, как улыбка, печаль,
    И все выше помчусь серебристым путем
    Я, как шаткая тень за крылом.

    В молчаньи ночи тайной

    Музыка С. Рахманинова

    О, долго буду я, в молчаньи ночи тайной,
    Коварный лепет твой, улыбку,
    взор случайный,
    Перстам послушную волос густую прядь
    Из мыслей изгонять и снова призывать;

    Дыша порывисто, один, никем не зримый,
    Досады и стыда румянами палимый,
    Искать хотя одной загадочной черты
    В словах, которые произносила ты;

    « Уноси мое сердце в звенящую даль …» Я вижу, слышу, счастлив. Всё во мне. И. Бунин. – презентация

    Презентация была опубликована 5 лет назад пользователемКлара Жулидова

    Похожие презентации

    Презентация на тему: ” « Уноси мое сердце в звенящую даль …» Я вижу, слышу, счастлив. Всё во мне. И. Бунин.” — Транскрипт:

    1 « Уноси мое сердце в звенящую даль …» Я вижу, слышу, счастлив. Всё во мне. И. Бунин

    2 Рахманинов Сергей Васильевич (1873–1943) русский композитор, пианист, дирижёр.

    3 «Не хочу ради того, что я считаю только модой, изменять постоянно звучащему во мне тону, сквозь который я слышу окружающий меня мир» «Не хочу ради того, что я считаю только модой, изменять постоянно звучащему во мне тону, сквозь который я слышу окружающий меня мир» Он верил, что рано или поздно его услышат. Так и случилось. Он верил, что рано или поздно его услышат. Так и случилось.

    4 Рахманинов и его музыка: Искренняя и взволнованная… Искренняя и взволнованная… Радостная и мрачная …как в жизни Радостная и мрачная …как в жизни Стелется как тропа в поле… Стелется как тропа в поле… Не придуманная, не навязанная… Не придуманная, не навязанная… Чувствуется плавное дыхание и естественный рисунок… Чувствуется плавное дыхание и естественный рисунок…

    5 Свежестью раннего утра веет от музыки романса «Сирень»

    6 Грохотова Светлана Виктор Шутка. “Чай в саду”

    9 В какой части романса звучат более напряжённые интонации? Что они выражают – радость или душевную боль, мечты о счастье или горечь утраты?

    10 Юрий Нагибин. Сирень …Верочка осторожно раздвинула ветви и в шаге от себя увидела Сережу Рахманинова, племянника хозяев усадьбы. Он приподымал кисти сирени ладонями и погружал в них лицо. Когда же отымал голову, лоб, нос, щеки и подбородок были влажными… …Верочка осторожно раздвинула ветви и в шаге от себя увидела Сережу Рахманинова, племянника хозяев усадьбы. Он приподымал кисти сирени ладонями и погружал в них лицо. Когда же отымал голову, лоб, нос, щеки и подбородок были влажными…

    11 Какой образ композитора создан писателем? Какой образ композитора создан писателем? Созвучен ли он нашему времени? Созвучен ли он нашему времени?

    12 С. В. Рахманинов познакомился с Ф.И.Шаляпиным в Русской частной опере Мамонтова, где в 1897/98 году Сергей Васильевич работал как дирижёр. С самого начала знакомства между ними возникла дружба. С. В. Рахманинов познакомился с Ф.И.Шаляпиным в Русской частной опере Мамонтова, где в 1897/98 году Сергей Васильевич работал как дирижёр. С самого начала знакомства между ними возникла дружба. Сергей Васильевич восхищался талантом Ф.И.Шаляпина, его поразительной музыкальностью, необычайной способностью быстро разучивать не только свою партию, но и всю оперу целиком. Сергей Васильевич восхищался талантом Ф.И.Шаляпина, его поразительной музыкальностью, необычайной способностью быстро разучивать не только свою партию, но и всю оперу целиком.

    13 Музыкальный образ и мастерство исполнителя.

    14 Фёдор Иванович Шаляпин русский оперный и камерный певец (высокий бас),

    15 «Ноты – это простая запись, нужно их сделать музыкой, как хотел композитор», – говорил великий русский певец. «Только правдивое – прекрасно» «Ноты – это простая запись, нужно их сделать музыкой, как хотел композитор», – говорил великий русский певец. «Только правдивое – прекрасно» Из оперы «Князь Игорь».

    17 Федор Шаляпин в роли Мефистофеля

    18 в роли Сусанина Фёдор Шаляпин в роли Сусанина Фёдор Шаляпин

    19 Чем отличается песня в опере от песни как самостоятельного жанра и от романса?

    20 Картинная галерея Левитан Исаак Ильич

    21 Под музыку Рахманинова «Здесь хорошо». Борис Христов

    22 Ночь, залитая лунным светом. 1899

    24 Вишневое дерево. 1880

    25 Весенняя пора. Последний снег. 1895

    26 Облачный день. 1895

    27 С каким чувством написаны эти живописные полотна? Что хотел нам передать художник?

    28 Как ты понимаешь слова: «Природа-музыка! Тебе внимаю…»?

    Источники:

    https://tepka.ru/muzyka_6/9.html
    https://dom-knig.com/read_233043-2
    https://www.myshared.ru/amp/1388956/

    голоса
    Рейтинг статьи
    Читать еще:  Раскраска акула в море. Простые уроки рисования: как нарисовать акулу
    Ссылка на основную публикацию
    Статьи c упоминанием слов:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]