Урал батыр эпос на русском краткое содержание. «Сказание о Урал-батыре»
Сказание о Урал-Батыре
план-конспект занятия (старшая группа) по теме
Много сказок, легенд, преданий дошло к нам из седой старины. Но самая главная легенда башкирского народа – это легенда «Урал Батыр».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект познавательного занятия в старшей группе
«Сказание о Урал-батыре»
Конспект познавательного занятия в старшей группе «Сказание о Урал-батыре»
Образовательная область «Познавательное развитие»
– Формирование первичных представлений о малой родине;
– закрепление пространственного представления: слева, справа, вверху, внизу;
– воспитание интереса к устному народному творчеству башкирского народа.
Образовательная область «Речевое развитие»
Цель : воспитание любви и интереса к художественному слову. Знакомство детей с художественной литературой.
– Формировать и совершенствовать связную речь;
– развивать литературную речь;
– вызывать интерес к художественной литературе как средству познания, приобщения к словесному искусству, воспитания культуры, чувств и переживаний;
– развитие памяти, мышления, воображения.
Предварительная работа: Чтение богатырских сказок, беседы по прочитанному, рассматривание снимков с видами природы Башкирии, иллюстраций наскальных рисунков Каповой пещеры.
О БЕРЕЗОВОМ ЛИСТЕ.
Взгляни на глобус:
Вот он шар земной
На нем Башкирия
С березовый листок величиной.
На глобусе страна не велика-
Размер обыкновенного листка.
А если вглубь веков заглянешь ты-
Узришь народного величия черты.
По тропам нашей радостной земли
Чредою поколения прошли,
И славу их вздымал за веком век,
И горе их – на дне башкирских рек.
Они ушли в века,
На скалах след клинка.
Много сказок, легенд, преданий дошло к нам из седой старины. Но самая главная легенда башкирского народа – это легенда «Урал Батыр».
«Урал Батыр» -это сказание поэтов-сэссенов или по другому народных сказителей. Эти поты не только сочиняли, но и запоминали, исполняли , передавали из поколения в поколение старинные сказания. А свои выступления сопровождали под звуки музыкального инструмента – курай.
Эти старинные сказания слушал, записывал и донес до нас учитель ,собиратель народных сказаний МухамедшаБурангулов.
Но кто же такой Урал Батыр, чем же он прославился, что даже горы носят его имя. Так вот слушайте, ребята.
Давным давно, когда еще не было Уральских гор, жили старик со старухой. И был у них сын по имени Урал. Когда Урал вырос и стал настоящим батыром, он начал заботиться о родителях, ходить на охоту, добывать пищу. Так они и жили. Но однажды Урал пошел на охоту и увидел, что листья на деревьях стали желтеть, трава никнуть, быстрые реки высыхать, трудно стало дышать. Все в округе медленно умирали- и звери, и птицы, и люди. И тогда дал старик алмазный меч сыну своему Уралу и сказал: «Говорят, где то очень далеко отсюда есть живая вода, добудь ее и все снова оживет».
Урал взял отцовский меч и пошёл, куда глаза глядят. Шёл он, так шёл, пока не вышел перекрёстку семи дорог. Там повстречал седобородого старика и обратился к нему с вопросом: «Как найти родник с живой водой?»
Старик указал дорогу и добавил, что по дороге встретится ему табун лошадей, в табуне будет один единственный конь белой мсти– это конь Акбузат. Попробуй оседлать его и он сослужит тебе верную службу.
Говорят, стоял Акбузат
Узды не ведавший никогда:
Камышинками уши торчат,
Грива – как девичья коса;
Грудь соколиная, узки бока,
Крут и легок в копытах он,
Ноздри – как дольки чеснока
Шея тонкая, как змея,
Двойная макушка, впалые щёки,
Словно вытянутые ноги, Как у хищного волка глаза,
Веки над ними – туч полоса;
А помчится, вспорхнув как птица,- Только следом пыль заклубится.
Воспитатель: Кто такой Акбузат?
Дети: Это волшебный крылатый конь Урал-Батыра
Воспитатель: Да, это волшебный крылатый конь Урал-Батыра.
Долго пришлось ехать Урал-Батыру к источнику живой воды, и тут он увидел, что путь к роднику закрывает ужасный девятиглавый дэв. Урал-Батыр долго сражался с ним и, наконец, победил. И на том месте, где упал побеждённый дэв, образовалась гора Яман-тау.
– Яман-тау в переводе на русский значит «Ужасная гора».
– Что значит Яман-тау?
И вот открылся источник живой воды, всё вокруг зацвело, зазеленело, зажужжали пчёлы, стали носить янтарный мёд в свои ульи. На лицах людей появились улыбки. Люди зажили весело, радостно, вспомнили свои любимые песни и пляски.
А давайте, ребята, и мы с вами отдохнем, исполним башкирский танец «Киндертукмау»
Воспитатель: Много лет прошло с тех пор, как Урал победил дэва. Жизнь стала хорошей, стало селиться много народа. Урал женился, и родилось у них трое сыновей: Идель, Яик и Сакмар. Много стало народа в этих местах и вскоре стало не хватать питьевой воды. И, однажды, Урал батыр выхватил свой меч, трижды взмахнул им над головой и глубоко рассек землю. И отправил он своих сыновей искать большую реку. Долго шли сыновья, не оглядываясь. Но вот обернулся назад Идель и увидел, что вслед за ним широкой лентой движется белая вода. Так родилась река Агидель. Так же родились реки Яик и Сакмар.
Так появился мир, в котором башкиры живут и ныне. И это все благодаря героическим подвигам Урал Батыра.
А сейчас наши дети прочитают отрывки из эпоса «Урал-Батыр»
Башкирские игры «Медный пень», «Сопожник».
Когда совершив свой последний подвиг Урал умер, людей охватило горе. Но потом они решили сохранить о нем память навсегда. Народ с великим уважением похоронил Урала на самой возвышенной точке. Каждый из людей принес на его могилу горстку земли. Так выросла огромная гора. Ну а горы стали называть в его честь- Уралом.
Уже много столетий в любой школе мира на уроках географии дети узнают, что граница между Европой и Азией проходит по огромному Уральскому хребту. Так имя древнего башкирского героя становится известно миллиардам жителей нашей планеты. Эти могучие вершины- вечный памятник подвигам Урал-батыра, навсегда подарившим башкирской земле и людям невероятную по красоте природу, неисчерпаемое богатство недр и великую историю.
Песня « Родина моя».
Ребята вы сегодня слушали повествование о Урал-Батыре, а сейчас ответьте на несколько вопросов.
– Ребятки, как образовались Уральские горы?
– Как звали богатырского коня Урал-Батыра?
– Как называется река Белая на башкирском языке?
– Что дал Уралу отец и куда отправил?
– С кем пришлось сражаться Урал-Батыру, чтобы добыть «живую воду»?
– Какую сказку вы сегодня услышали? Как она называется?
Вместе с воспитателями на глобусе или на карте найти Уральские горы, которые разделяют Европу и Азию.
Используемая литература: Программа воспитания и обучения в детском саду. Под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой, Москва Мозаика-Синтез 2005 г., Башкирское народное творчество. Богатырские сказки. – Уфа: Башкирское книжное издательство, 1988 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду. Формирование основы взаимодействия семьи и ребёнка, о правилах и нормах поведения в семье. В данном материале предс.
Материал для инсценипрования эпоса “Урал батыр".
Презентация “Урал батыр".
Конкурсная работа “Урал-батыр".
Конкурсная работа “Урал-батыр”. Сражение с драконом.
Авраамий смоленский краткая биография. Преподобный авраамий смоленский
«Урал Батыр» – фольклорное произведение башкирского народа, которое несет в себе дух истории этого этноса, является незабвенным символом культуры и обычаев этого древнего народа. Как и другие эпосы, «Урал Батыр» повествует современному читателю о том, как жили отдельные народы, во что они верили, каким силам поклонялись, с кем воевали и дружили.
Значение эпоса
«Урал Батыр» – это настоящий кладезь информации о давно забытом прошлом и передает ее все новым и новым поколениям башкирского народа. На протяжении долгих лет эпос существовал в исключительно устной форме. Только в 1910 году, известный фольклорист М. Бурангулов смог кодифицировать все стихи и сказания в единое произведение.
Эпос состоит из трех частей, которые включают в себя 4576 поэтических строк. «Урал батыр» относиться к древнейшему жанру народной поэзии Башкирии кубаир (разновидность героических сказаний).
Герои этого эпоса часто встречаются и в других народных башкирских сказаниях «Алпамыша», «Конгур-буга», «Заятуляк и Хыухылу». Позже были созданы произведение, которые стали продолжением легендарного эпоса: «Бабсак и Кусэк», «Акбузат».
Сюжет эпоса «Урал батыр»
Сюжетной основой данного эпоса является описание героической борьбы Урал батыра за благополучие других людей. Противники главного героя это захватчики с других земель, которым помогают злые потусторонние силы. Персонажи сказания это простые жители земли, которые отстаивают свое право на счастье.
В сюжет введены и мифические существа – небесный царь Самрау и духи природы. Каждая часть эпоса описывает жизнь одного из трех героев, которые являются детьми и внуками старика Янбирде. Первая часть эпоса повествует о самом старике и его жене Янбике.
По злой воле судьбы, они вынуждены жить на безлюдных территориях. Пожилая семейная пара занимается охотой на диких зверей, так как это единственный выход раздобыть себе пищу. На склоне лет женщины, небесный царь дарит ей двух сыновей Урала и Шульгена.
Старик Янбирде рассказал своим детям о существовании злой силы Улем, которая уничтожает все живое на земле. В момент разговора к людям подплыл лебедь, который сказал, что есть на планете бессмертный родник жизни Яншишмы. Ребята, впечатленные рассказами отца и лебедя, решают найти животворящий родник, и тем самым, уничтожить Улем.
Однако, во время их путешествия, Шульген переходит на сторону зла и всячески препятствует своему родному брату, Урал батыру, осуществить свою миссию. На помощь Шульгену приходят злые мифические существа, которые нападают на Урал батыра, однако мужественному юноше удается победить их.
Согласно башкирским преданиям, из тел убитых врагов, Урал батыр создал горы (Уральские горы). В конце второй части Урал батыр умирает, но оставляет после себя достойных наследников своих детей, которые подобно отцу становятся такими, же мужественными и отважными.
Третья часть эпоса это легенда о заселении башкирского народа уральской земли. Дети Урал батыря смогли продолжить дело отца и отыскали источник благоденствия, что позволило им счастливо жить на благодатных землях у подножья гор, воздвигнутых их родителем.
Конспект познавательного занятия в старшей группе
«Сказание о Урал-батыре»
Конспект познавательного занятия в старшей группе «Сказание о Урал-батыре»
Образовательная область «Познавательное развитие»
Формирование первичных представлений о малой родине;
Закрепление пространственного представления: слева, справа, вверху, внизу;
Воспитание интереса к устному народному творчеству башкирского народа.
Образовательная область «Речевое развитие»
Цель : воспитание любви и интереса к художественному слову. Знакомство детей с художественной литературой.
Формировать и совершенствовать связную речь;
Развивать литературную речь;
Вызывать интерес к художественной литературе как средству познания, приобщения к словесному искусству, воспитания культуры, чувств и переживаний;
Развитие памяти, мышления, воображения.
Предварительная работа: Чтение богатырских сказок, беседы по прочитанному, рассматривание снимков с видами природы Башкирии, иллюстраций наскальных рисунков Каповой пещеры.
О БЕРЕЗОВОМ ЛИСТЕ.
Взгляни на глобус:
Вот он шар земной
На нем Башкирия
С березовый листок величиной.
На глобусе страна не велика-
Размер обыкновенного листка.
А если вглубь веков заглянешь ты-
Узришь народного величия черты.
По тропам нашей радостной земли
Чредою поколения прошли,
И славу их вздымал за веком век,
И горе их – на дне башкирских рек.
Они ушли в века,
На скалах след клинка.
Много сказок, легенд, преданий дошло к нам из седой старины. Но самая главная легенда башкирского народа – это легенда «Урал Батыр».
«Урал Батыр» -это сказание поэтов-сэссенов или по другому народных сказителей. Эти поты не только сочиняли, но и запоминали, исполняли, передавали из поколения в поколение старинные сказания. А свои выступления сопровождали под звуки музыкального инструмента – курай.
Эти старинные сказания слушал, записывал и донес до нас учитель,собиратель народных сказаний МухамедшаБурангулов.
Но кто же такой Урал Батыр, чем же он прославился, что даже горы носят его имя. Так вот слушайте, ребята.
Давным давно, когда еще не было Уральских гор, жили старик со старухой. И был у них сын по имени Урал. Когда Урал вырос и стал настоящим батыром, он начал заботиться о родителях, ходить на охоту, добывать пищу. Так они и жили. Но однажды Урал пошел на охоту и увидел, что листья на деревьях стали желтеть, трава никнуть, быстрые реки высыхать, трудно стало дышать. Все в округе медленно умирали- и звери, и птицы, и люди. И тогда дал старик алмазный меч сыну своему Уралу и сказал: «Говорят, где то очень далеко отсюда есть живая вода, добудь ее и все снова оживет».
Урал взял отцовский меч и пошёл, куда глаза глядят. Шёл он, так шёл, пока не вышел перекрёстку семи дорог. Там повстречал седобородого старика и обратился к нему с вопросом: «Как найти родник с живой водой?»
Говорят, стоял Акбузат
Узды не ведавший никогда:
Камышинками уши торчат,
Грива – как девичья коса;
Грудь соколиная, узки бока,
Крут и легок в копытах он,
Ноздри – как дольки чеснока
Шея тонкая, как змея,
Двойная макушка, впалые щёки,
Словно вытянутые ноги, Как у хищного волка глаза,
Веки над ними – туч полоса;
А помчится, вспорхнув как птица,- Только следом пыль заклубится.
Воспитатель: Кто такой Акбузат?
Дети: Это волшебный крылатый конь Урал-Батыра
Воспитатель: Да, это волшебный крылатый конь Урал-Батыра.
Долго пришлось ехать Урал-Батыру к источнику живой воды, и тут он увидел, что путь к роднику закрывает ужасный девятиглавый дэв. Урал-Батыр долго сражался с ним и, наконец, победил. И на том месте, где упал побеждённый дэв, образовалась гора Яман-тау.
Яман-тау в переводе на русский значит «Ужасная гора».
Что значит Яман-тау?
И вот открылся источник живой воды, всё вокруг зацвело, зазеленело, зажужжали пчёлы, стали носить янтарный мёд в свои ульи. На лицах людей появились улыбки. Люди зажили весело, радостно, вспомнили свои любимые песни и пляски.
А давайте, ребята, и мы с вами отдохнем, исполним башкирский танец «Киндертукмау»
Воспитатель: Много лет прошло с тех пор, как Урал победил дэва. Жизнь стала хорошей, стало селиться много народа. Урал женился, и родилось у них трое сыновей: Идель, Яик и Сакмар. Много стало народа в этих местах и вскоре стало не хватать питьевой воды. И, однажды, Урал батыр выхватил свой меч, трижды взмахнул им над головой и глубоко рассек землю. И отправил он своих сыновей искать большую реку. Долго шли сыновья, не оглядываясь. Но вот обернулся назад Идель и увидел, что вслед за ним широкой лентой движется белая вода. Так родилась река Агидель. Так же родились реки Яик и Сакмар.
Так появился мир, в котором башкиры живут и ныне. И это все благодаря героическим подвигам Урал Батыра.
А сейчас наши дети прочитают отрывки из эпоса «Урал-Батыр»
Башкирские игры «Медный пень», «Сопожник».
Когда совершив свой последний подвиг Урал умер, людей охватило горе. Но потом они решили сохранить о нем память навсегда. Народ с великим уважением похоронил Урала на самой возвышенной точке. Каждый из людей принес на его могилу горстку земли. Так выросла огромная гора. Ну а горы стали называть в его честь- Уралом.
Уже много столетий в любой школе мира на уроках географии дети узнают, что граница между Европой и Азией проходит по огромному Уральскому хребту. Так имя древнего башкирского героя становится известно миллиардам жителей нашей планеты. Эти могучие вершины- вечный памятник подвигам Урал-батыра, навсегда подарившим башкирской земле и людям невероятную по красоте природу, неисчерпаемое богатство недр и великую историю.
Песня « Родина моя».
Ребята вы сегодня слушали повествование о Урал-Батыре, а сейчас ответьте на несколько вопросов.
Ребятки, как образовались Уральские горы?
Как звали богатырского коня Урал-Батыра?
Как называется река Белая на башкирском языке?
Что дал Уралу отец и куда отправил?
С кем пришлось сражаться Урал-Батыру, чтобы добыть «живую воду»?
Какую сказку вы сегодня услышали? Как она называется?
Вместе с воспитателями на глобусе или на карте найти Уральские горы, которые разделяют Европу и Азию.
Используемая литература: Программа воспитания и обучения в детском саду. Под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой, Москва Мозаика-Синтез 2005 г., Башкирское народное творчество. Богатырские сказки. – Уфа: Башкирское книжное издательство, 1988 г.
Источники:
https://nsportal.ru/detskiy-sad/regionalnyy-komponent/2018/03/27/skazanie-o-ural-batyre
https://bibia.ru/avraamii-smolenskii-kratkaya-biografiya-prepodobnyi-avraamii-smolenskii.html