В чем спор классицизма и сентиментализма. Основные черты литературы сентиментализма
Разница между классицизмом и сентиментализмом
Литература – особый вид искусства, который помогает понять историческое настоящее и разобраться в том, как формировались основные тенденции общественного развития в прошлом. Эстетика классицизма, сложившаяся в западноевропейской культуре в конце XVII века, более ста лет определяла идейное содержание литературных произведений, строгую систему поэтических правил и принципы сюжетостроения, отражавшие представление об упорядоченности и совершенстве мироздания, природы и общества. «Чувствительная» словесность сентиментализма, возникшего во второй половине XVIII века, была призвана учить и воспитывать на примерах и образах, вызывающих сопереживание, пробуждающих высокие чувства, руководствуясь которыми можно победить всякое зло.
В русской литературе вплоть до начала XIX века классицизм и сентиментализм развивались, дополняя друг друга и преследуя одинаковую цель: сделать общество совершенным, утверждая разумные принципы морали и нормы поведения людей.
Способы достижения этой цели в философии классицизма определялись как утверждение главенства порядка, формы, иерархии и были основаны на четком разделении художественных стилей и жанров.
Теоретики классицизма особое внимание уделяли драматургии и поэзии. Эпические поэмы и трагедии, в которых основой сюжета всегда были важные исторические события, а действующими лицами – боги и сильные мира сего, требовали возвышенного поэтического слога, исключали просторечные обороты. Их относили к «высокому» жанру. Разговорная речь и стилистически сниженные образы могли присутствовать только в сатирах, баснях и комедиях, за которыми закрепилось определение «низкие» жанры.
Обязательное соблюдение единства времени, места, действия и правил построения трагедии и драмы с экспозицией, завязкой, развитием действия, кульминацией и развязкой ограничивали возможности сценического раскрытия образов, но подчеркивали незыблемость порядка, связь причины и следствия, четкость выражения основной идеи произведения.
Сентиментализм позволял свободнее пользоваться средствами художественной выразительности. Внимание к бытовым деталям, описание душевных переживаний, изображение внутреннего мира человека и его близости к природе требовали и новых литературных форм. В русской литературе появляется эпистолярный жанр, сентиментальный роман, путевые заметки. Развитие сентиментализма значительно расширило возможности художественной прозы и сделало ее более демократичной: в центре внимания и писателей, и читателей оказалась судьба обычного человека, понятная, близкая, вызывающая интерес и сочувствие.
Сентиментализм в русской литературе
Уже по названию понятно, что новое направление в противовес культу разума провозгласит культ чувства. На первом месте стоят чувства, а не великие идеи. Автор делает упор на восприятие читателя и его чувства, возникающие во время чтения.
Истоки направления приходятся на Западную Европу в 20-е годы XVIII века, до России же сентиментализм дошел в 70-е годы, а за первых три десятилетия XIX века занял ведущее положение.
По времени появления сентиментализм предшествовал романтизму. Это было завершение эпохи Просвещения, поэтому в произведениях сентименталистов сохраняются просветительские тенденции, что проявляется в назиданиях, морализаторстве. Но появились и совершенно новые черты.
Основные черты сентиментализма
- Во главу угла ставится не разум, а чувство. Умение сочувствовать, сопереживать рассматривалось писателями как важнейшее достоинство человеческой личности.
- Главные герои – не вельможи и цари, как в классицизме, а обычные люди, незнатные и небогатые.
- Прославлялся культ врожденной нравственной чистоты и неиспорченности.
- Основное внимание писателей направлено на богатый внутренний мир человека, его чувства и эмоции. А также на то, что душевные качества человека не зависят от его происхождения. Таким образом, в литературе появились новые герои – простые люди, которые по своим нравственным качествам зачастую превосходили героев-дворян.
- Прославление в произведениях писателей сентименталистов вечных ценностей – любви, дружбы, природы.
- Природа у сентименталистов – не просто фон, а живая сущность со всеми ее мелочами и особенностями, как бы заново открытая и прочувствованная автором.
- Свою главную цель сентименталисты видели в том, чтобы утешить человека в его жизни, полной горестей и страданий, обратить его сердце к добру и красоте.
Сентиментализм в Европе
Наиболее законченное выражение это направление получило в Англии, в романах С. Ричардсона, Л. Стерна. В Германии яркими представителями были Ф. Шиллер, И. В. Гете и предреволюционной Франции сентименталистские мотивы нашли наиболее полное выражение в творчестве Жан-Жака Руссо.
С. Ричардсон Л. Стерн Ф. Шиллер И. В. Гёте Ж. Ж. Руссо
Само название литературного направления укоренилось после написания авторами многочисленных «Путешествий», которые открывали читателю красоту природы, бескорыстную дружбу, семейную идиллию. Затрагивали самые нежные чувства читателей. Первый роман «Сентиментальное путешествие» был написан Л. Стерном в 1768 году.
Сентиментализм в России
В России представителями сентиментализма являлись М. Н. Муравьев, И. И. Дмитриев, Н. М. Карамзин со своим наиболее известным произведением «Бедная Лиза», молодой В. А. Жуковский. Просветительские традиции сентиментализма ярче всего проявились в произведениях А. Радищева.
М. Н. Муравьев И. И. Дмитриев Н. М. Карамзин В. А. Жуковский А. Радищев
В России существовало два направления сентиментализма:
Направление, которое не выступало за отмену крепостного права. Николай Карамзин, автор повести «Бедная Лиза» в конфликте между сословиями выдвинул на первое место не социальный фактор, а моральный. Он считал: «и крестьянки умеют любить…».
В литературе это направление выступало за отмену крепостного права. Основой всей культуры, как и основой общественного бытия, считал Радищев, является личность, которая заявляет о своем праве на жизнь, свободу, счастье, творчество.
Сентименталисты создали множество новых жанров в литературе. Это бытовой роман, повесть, дневник, роман в письмах, очерк, путешествие и другие, в поэзии это элегия, послание. Так как в противовес классицизму не было четких правил и ограничений, очень часто жанры смешивались.
Поскольку героями произведений сентименталистов стали простые люди, получил значительное упрощение и язык произведений, в нём появилось даже просторечие.
Отличительные черты русского сентиментализма
- Проповедь консервативных взглядов: если все люди, независимо от их положения в обществе, способны на высокие чувства, значит, путь к всеобщему счастью лежит не в изменении государственного устройства, а в нравственном самосовершенствовании, нравственном воспитании людей.
- Ярко выражены просветительские традиции, поучение, наставление, морализаторство.
- Совершенствование литературного языка путём введения разговорных форм.
Сентиментализм сыграл важную роль в литературе обращением к внутреннему миру человека, в этом плане он стал предвестником психологической, исповедальной прозы.
Что такое сентиментализм
«Человек сентиментальный воображает, что любовь может длиться, —
романтик вопреки всему надеется, что конец близок».
Френсис Скотт Фицджеральд, «Издержки хорошего воспитания»
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Рассматривая два течения в культуре XVII–XIX веков — разумный, упорядоченный классицизм (что это?) и восставший против него, полный сильных эмоций романтизм, мы обнаруживаем еще одно направление, больше всего проявившее себя в литературе.
Сентиментализм даже название свое получил благодаря роману англичанина Лоренса Стерна «Сентиментальное путешествие», в котором автор прославляет жизнь во всех ее проявлениях.
Что же такое сентиментализм — прослойка между двумя колоссами или вполне самодостаточное культурное явление? В чем его особенности? Как отличить сентименталиста от романтика?
Почему нельзя ставить знак равенства между понятиями сентиментальность и сентиментализм? Давайте разбираться.
Сентиментальность vs сентиментализм: в чем разница
В основе слов сентиментализм и сентиментальность лежит французский корень sentiment — чувство. Во французский язык слово пришло из латинского, где глагол sentire обозначал чувствовать, ощущать.
Не случайно, когда мы говорим о ком-то сентиментальный, подразумеваем, что перед нами человек чувствительный, остро воспринимающий происходящее. Правда, есть в этом слове какая-то нота негатива.
*Сергей Корсун, карикатура «Сентиментальность», 2010 год
«Неспособные любить склонны к сентиментальности точно так же,
как неспособные к братству склонны к панибратству».
Фазиль Искандер, советский писатель
Сентиментализм — это художественное направление в искусстве и литературе, которое зародилось в 1710-х годах и в полную силу заявило о себе во второй половине XVIII века.
Разумность классицизма к этому времени сдает свои позиции, и литература начинает поглядывать в сторону обыкновенных людей и их простых человеческих чувств.
Главное открытие сентиментализма
Границы сентиментализма трудно определить — это течение еще сильно привязано к традициям классицизма, но уже стремится слиться с романтизмом (его иногда так и называют — предромантизм).
Более того, сентиментализм оказал огромное влияние на реализм (что это?), особенно на творчество Диккенса, Флобера, Достоевского. Даже Пушкин в сентиментальных романах Лоренса Стерна отбраковывал лишнюю, на его взгляд, вычурную чувствительность и восхищался реалистичной наблюдательностью автора «Сентиментального путешествия».
Философский фундамент сентиментализма — идеи Жан-Жака Руссо о «естественном человеке» и сенсуализм английского мыслителя Джона Локка (1632–1704).
В человеке природой заложено нравственное чувство, с помощью которого он различает добро и зло и стремится к добродетели, но сохранить нравственную чистоту можно только вдали от цивилизации.
Открытие сентиментализма в том, что он переосмысливает человека и его связи с другими людьми. Чувствительность становится критерием нравственной ценности героя.
Сентименталистам не интересны ни героическое прошлое, ни яростная борьба страстей и пороков с добродетелью — все то, что так любили классицисты.
Круг интересов сентиментализма — частная жизнь простого человека.
Причем простого в самом демократическом смысле — героями сентиментальных произведений становятся представители низших сословий, но богатство внутреннего мира возвышает их над высшими слоями общества. Все это немыслимо для классицизма.
Основные признаки и черты сентиментализма
Выделим несколько базовых признаков сентиментализма:
- Главное достоинство личности — умение сочувствовать.
- Главные персонажи — простые люди.
- Нравственная чистота, чувствительность — врожденное качество человека.
- Во главе угла — богатый внутренний мир героев.
- Природа имеет огромное значение в жизни персонажей, чем ближе к природе человек, тем чище его душа.
- Задача искусства — направлять на путь доброты и внутренней гармонии.
*Жозеф-Дезире Кур, «Сборщица колосьев»
Больше всего сентименталисты почитали романы.
Чтобы читатель как можно глубже проник во внутренние переживания героя, авторы эпох сентиментализма находят новые жанры для произведений:
Часто повествование ведется от первого лица, а жанры произвольно смешиваются.
Сентиментализм в зарубежной литературе
Англия
Начало сентиментализму положили английские поэты Джеймс Томсон (1700–1748), Эдвард Юнг (1683–1765), Роберт Блэр (1699–1746), Томас Грей (1716–1771).
Их лирика (что это за жанр?) полна описаний природы, пронизана печальными мотивами, именно эти авторы продвигали жанр «кладбищенской поэзии», которая декларирует идею всеобщего равенства перед смертью.
Лоуренс Стерн (1713–1768), анонимно напечатавший первую часть своего романа «Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена», взорвал общественность. Необычная манера повествования, множество авторских лирических отступлений, юмор, вольное обращение с временными рамками сюжета — все это позже возьмут на вооружение писатели XIX века.
«Сентиментальное путешествие» Стерна дало не только название течению сентиментализма, но и задало тон последующей литературе этого стиля — эмоциональную непринужденность, свободу выражения авторских мыслей и глубокий интерес к духовному миру и чувствам человека.
Франция
Первая скрипка французского сентиментализма — мыслитель, предвестник Французской революции, писатель Жан-Жак Руссо (1712–1778).
Философ утверждает, что человеческий разум пассивен, и именно чувства вдохновляют человека на деятельность.
«Вечно рассуждать — это мания мелких умов».
Жан-Жак Руссо
Особенности сентиментализма Руссо:
- Культ природы — естественный человек живет в гармонии (это как?) с природой, перед лицом которой все равны. Неравенство и несправедливость спровоцированы прогрессом (это что?), поэтому цивилизация — это зло.
- Обращение к нравственности как силе, способной перестроить несправедливое мироустройство. Нравственность (что это?) и совесть (это как?) — то, что отличает человека от животного.
У Руссо было множество последователей как во Франции, так и в других странах.
Германия
В Германии сентиментализм начался в 1740–х годах со споров о праве поэта на фантазию. В классицизме с этим были явные проблемы.
Вылились эти споры в громкое течение 70–80-х годов, известное под названием «Буря и натиск» по одноименной драме Клингера «Sturm und Drang». Штюрмеры считали, что творчество должно отображать отношение автора к описываемой им действительности.
Их взгляды на искусство опирались на идеи Руссо, традиции Шекспира.
Своеобразие «Бури и натиска» заключается в сплаве традиций сентиментализма с реалистической манерой изображения действительности.
Сентиментальный герой штюрмеров стремится к природе, признает начальное равенство людей, стремится к справедливости, но находится в тесном взаимодействии с обществом, часто выводится из узкого семейного круга на историческую арену, становится деятельным борцом за справедливость.
*Страдания, как они есть.
Иллюстрация к роману «Страдания юного Вертера» художника Жана-Батиста Симоне
Раннее творчество Шиллера и Гете стало наиболее ярким образцом движения «Бури и натиска». А лирический роман Гете «Страдания юного Вертера» (1774) выводит немецкую литературу из разряда местечковой на невиданные доселе высоты, заодно вводя моду на самоубийства.
Сентиментализм в русской литературе
Первая волна сентиментальных романов началась в России в 1790 году с «Путешествия из Петербурга в Москву» А.Н.Радищева.
После него к жанру романа-путешествия обращались многие писатели: Карамзин, Сумароков, Измайлов, Шаликов и др. Такая форма открывала новые возможности для свободного выражения своих мыслей — это было важно для писателей-сентименталистов.
В романе-путешествии постоянно меняется картинка, чувства автора зависят от пейзажа за окном и от общения с простыми людьми.
Маленький человек приходит в русскую литературу именно в эпоху сентиментализма. Оказывается, что честь — это удел не только высших сословий. Доброе имя может быть у всякого человека, если у него чистая совесть.
В русской литературе сентиментализм расходится на два крыла:
- Одних авторов интересует социальный конфликт, они ищут причины несчастий человека в несправедливом устройстве общества, уж где-где, а в России с ее крепостным правом проблема маленького человека перед лицом социальной несправедливости была очевидна. Флагман этого направления А.Н.Радищев.
- Другие авторы обходили острые социальные конфликты стороной, сосредотачиваясь на чувствах и богатом духовном мире героев, пусть даже и низшего сословия. Здесь главную роль сыграл Н.М.Карамзин.
*А.Г.Венецианов, Портрет Н.М.Карамзина, 1828 г.
Признаки и черты сентиментализма в повести Бедная Лиза
Жемчужиной русского сентиментализма становится повесть Карамзина «Бедная Лиза» (1792) о роковой любви простой крестьянской девушки к дворянину.
Крестьянка в роли главной героини, да еще и наделенная способностью к высоким чувствам — такого русская литература до Карамзина и представить себе не могла! И хотя причиной неудавшейся любви становится социальная пропасть между героями, эту тему автор не поднимает.
В «Бедной Лизе» в полной мере раскрываются черты русского сентиментализма:
- высокий накал эмоций — герои постоянно рыдают и лишаются чувств;
- автор не покидает нас по ходу повести, и мы знаем его отношение к героям;
- пейзажные зарисовки отражают душевное состояние персонажей и автора;
- город противопоставлен пасторальным картинам сельской жизни, при этом тяжелый крестьянский быт представлен этаким чудным курортом;
- искренность становится добродетелью;
- идея равенства людей перед чувствами.
*О.А.Кипренский, «Бедная Лиза», 1827 г.
Повесть Карамзина стала предметом подражаний, а экспериментальный литературный язык, который вводит писатель в свои сочинения, вызвал бурные споры на несколько десятков лет вперед.
Наивность и далекие от реальности нравственные идеалы — признаки, характеризующие сентиментализм в «Бедной Лизе» и многочисленных сочинениях последователей Карамзина, тем не менее это литературное направление задало демократический вектор развития русской литературы.
Сентиментализм в живописи
В живописи сентиментализм — это то, что сегодня мы назвали бы «ми-ми-ми». Задача художника-сентименталиста — вызвать у зрителя эмоции сострадания или умиления.
В погоне за сочувствием художники часто перегибали палку, делая изображение чересчур приторными.
Грешили сентиментальные живописцы и излишним морализаторством, француз Жан-Батист Грёз, например, дополнял свои полотна нравоучительными комментариями, чтобы мы уже наверняка все поняли как надо. Такое направление в живописи называют дидактическим символизмом.
*Жан-Батист Грёз, «Отцовское проклятие» («Неблагодарный сын»), 1777 г.
К 20-м годам XIX века сентиментализм уходит с арены, уступая место романтизму.
Но традиции этого душещипательного направления часто встречаются в разных видах искусства. Произведения с эпитетом «сентиментальный» получают признание и в XIX веке, и в XX, и даже в нынешнем.
Источники:
https://thedifference.ru/otlichie-klassicizma-ot-sentimentalizma/
https://olgadyachenko.ru/sentimentalizm-russkaya-literatura.html
https://ktonanovenkogo.ru/voprosy-i-otvety/sentimentalizm-chto-ehto-takoe-priznaki-cherty-osobennosti-sentimentalizma-literature.html