В какой стране родился композитор rossini. Произведения джоаккино россини
Джоаккино Россини
Биография
Композитор Джоаккино Россини или, как его называли современники, «итальянский Моцарт», вернул опере былое величие – на счету мэтра 39 вокальных произведений, в том числе знаменитые «Севильский цирюльник» и «Золушка». Он был королем итальянской классической музыки, пока венец славы не украл Джузеппе Верди.
Детство и юность
Джоаккино Антонио Россини, рожденный 29 февраля 1792 года в итальянском городе Пезаро, был единственным ребенком трубача Джузеппе и швеи Анны (в девичестве Гвидарини). Стендаль в биографии композитора 1824 года писал, что отец одарил Россини «наследством итальянца»: умением слышать музыку, верить в Господа и сочинять произведения в духе поэта Людовико Аристо. Остальные жизненные уроки юноша получил в обществе матери и ее подруг.
Портрет Джоаккино Россини. Художник Пинакотека Брера / Пинакотека Брера
Отец Джоаккино часто попадал в передряги. Согласно историческим сводкам, Джузеппе дважды помещали под стражу: в 1790-м за уличную игру на трубе, в 1799-м – за поддержку войск Наполеона I, которые шли против католической церкви.
Анна оказалась более творческой натурой, чем супруг-музыкант: когда Джоаккино исполнилось 6 лет, мать начала карьеру оперной певицы. В течение 10 лет она добилась успехов в Триесте и Болонье, пока неподготовленный голос не начал давать сбой.
В 1802 году семья переехала в итальянскую коммуну Луго, где Россини получил базовое образование по родному языку, латыни, арифметике и музыке. Помогал осваивать общие знания священник Джузеппе Малербе, в коллекции которого хранились работы Вольфганга Амадея Моцарта и Йозефа Гайдна. Эти композиторы наложили неизгладимый отпечаток на юного Джоаккино.
Джоаккино Россини в молодости. Художник Винченцо Камуччини / Museo Teatrale alla Scala
К 12 годам Россини написал 6 сонат для четырехструнных инструментов, которые при поддержке меценатов представил публике в 1804-м. В 1806-м он поступил в Liceo Musicale в Болонье, где обучали вокалу, игре на виолончели и фортепиано, позже – композиции.
В студенческие времена Джоаккино выступал в театре, поскольку от природы обладал чистым баритональным тенором. В 1810 году по просьбе оперного певца Доменико Момбелли парень написал партитуру для драмы «Деметрий и Полибий», которая стала первой оперой Россини. Премьера состоялась в 1812 году в Риме.
Родители, будучи людьми творческими, чувствовали, что будущее музыки — в опере. Центром этого жанра в Италии была Венеция, куда 18-летний Джоаккино переехал в 1810 году под опекой знакомого семьи, композитора Джованни Моранди.
Музыка
«Деметрий и Полибий» считается дебютной оперой Россини по времени написания, а первой на сцене была поставлена комедия «Вексель на брак» в ноябре 1810 года. За нее композитор получил, как ему тогда казалось, значительную сумму — 40 скудо (в переводе на современные деньги чуть более 2 тыс. руб.). Затем Россини сочинил еще 3 пьесы: в 1812 году «Счастливый обман» и «Шелковая лестница», в 1813-м — «Синьор Брускино, или Случайный сын».
Джоаккино Россини – Увертюра к опере «Сорока-воровка»
Россини писал не только для Венеции. В Болонье он успешно презентовал свое видение «Времен года» Гайдна, но потерпел неудачу со «Странным случаем». Ставились пьесы начинающего композитора в театрах Феррари и Рима. В Милане опера «Случай делает вором, или Перепутанные чемоданы» (1812) за год игралась 53 раза, что принесло Россини не только финансовую выгоду, но и освобождение от военной службы и звание di cartello — композитора, чье имя на афишах гарантировало полный аншлаг.
Опера «Танкред» (1813), написанная по одноименной драме Вольтера, была известна за пределами Италии — представления в Лондоне (1820) и Нью-Йорке (1825) имели колоссальный успех. Через несколько недель после показа «Танкреда» в Венеции Россини в спешке написал комедию «Итальянка в Алжире» (1813), которая только расширила круг его почитателей.
Джоаккино Россини – Увертюра к опере «Итальянка в Алжире»
Оперы «Турок в Италии» и «Сигизмунд», написанные в 1814 году, не радовали венецианскую и миланскую публику. А вот 1815-й ознаменовал важный этап в творчестве Россини. В мае он переехал в Неаполь, чтобы возглавить королевские театры, в том числе Teatro di San Carlo, лучшую оперную площадку города.
Некогда Неаполь считался оперной столицей Европы: здесь создавали шедевры Доменико Чимароза и Джованни Паизиелло. Россини с новаторским видением излюбленного итальянского жанра полюбился не сразу, а потому сочинил оперу «Елизавета, королева Англии» (1815). Интересный факт: произведение состояло из уже известных слушателям отрывков других его опер, то есть лучшей музыки, на тот момент написанной «итальянским Моцартом». Успех был колоссальным.
В Неаполе Россини впервые писал спокойно, без спешки и стремления уложиться в сроки. У него в подчинении находились первоклассные певцы и оркестранты, а в распоряжении — площадка для репетиций. В благоприятной обстановке между 1815 и 1822 годами композитор сочинил еще 18 опер: 9 для театров Неаполя, еще 9 для других городов.
Дмитрий Хворостовский – Каватина Фигаро из оперы «Севильский цирюльник»
Так, в 1816 году для премьеры в Риме Россини написал произведение, которому надлежало стать визитной карточкой, — «Севильский цирюльник». Опера с таким названием уже была у Паизиелло, поэтому Джоаккино дал своей имя «Альмавива, или Тщетная предосторожность». Дебютное представление провалилось, как оказалось, именно из-за названия. Когда публика поняла, что перед ними новое прочтение «Севильского цирюльника», то обеспечила Россини полные залы. Сейчас его версия комедии Пьера Бомарше является популярнее оригинала Паизиелло.
В то же продуктивное время написаны оперы «Отелло, или Венецианский мавр» (1816), «Золушка, или Торжество добродетели» (1817), «Сорока-воровка» (1817), «Моисей в Египте» (1818), «Дева озера» (1819), «Зельмира» (1822).
Джоаккино Россини – Увертюра к опере «Золушка»
Провал «Эрмионы» (1819) показал Россини, что Неаполь устал от его творчества, поэтому, когда возникла возможность переехать в Вену, композитор ею с радостью воспользовался. Австрия встретила «итальянского Моцарта», как выражаются биографы, «лихорадкой Россини». Министр иностранных дел Клеменс фон Меттерних считал музыку Джоаккино свободной от политики, поэтому предоставил в пользование композитора все национальные театры.
В Вене Россини впервые услышал «Симфонию №3» Людвига ван Бетховена. Итальянец долго добивался встречи с композитором-затворником. Как позже Россини рассказывал Эдуарду Ганслику и Рихарду Вагнеру, беседу затрудняла глухота Бетховена и разные языки, но немец дал понять, что талант Россини не подходит для серьезной оперы, что тот должен сосредоточиться на развлекательных стилях.
После австрийских каникул Россини поставил «Семирамиду» (1823) в Венеции, что стало его финальной работой для итальянского театра — в ноябре того же года композитор уехал в Лондон. За сезон в Королевском театре на улице Хеймаркет композитор заработал более £30 тыс., а затем отправился в Париж. Здесь он написал оперы «Путешествие в Реймс, или Гостиница “Золотая Лилия”» (1825) и «Граф Ори» (1828).
Джоаккино Россини – Увертюра к опере «Вильгельм Телль»
Очередной громкой работой в творчестве Россини стал «Вильгельм Телль» (1829) по пьесе Фридриха Шиллера. Увертюра к постановке считается самой популярной оркестровой партией в мире. Ее даже использовала в мультфильме «Микки Маус» кинокомпания Walt Disney.
«Вильгельм Телль» был горячо воспринят публикой. В газете Le Globe писали, что «первый и последний акты оперы были написаны Россини, но средний акт — Богом». Никто, включая самого композитора, не знал, что эта работа станет последней.
Для Франции Россини нужно было написать еще 5 крупных произведений. Он планировал положить на музыку «Фауста» Иоганна Вольфганга фон Гёте. Однако единственными значительными работами, которые были выполнены до отъезда из Парижа в 1836 году, были молитва «Stabat Mater» (1831) и сборник салонных песен «Музыкальные вечера» (1831), куда входила знаменитая «Неаполитанская тарантелла».
Лучано Паваротти – «Неаполитанская тарантелла»,
С 1857 по 1868 годы в 13 томах вышел сборник «Грехи старости», который состоял из произведений для соло и хора, фортепиано и камерных ансамблей.
Самой значительной работой последнего десятилетия Россини стала «Маленькая торжественная месса» (1863). Скромное по инструментарию — два фортепиано и фисгармония, произведение не подходило для выступлений в концертом зале, а использование женских голосов закрывало двери на церковные служения. «Маленькая торжественная месса» получила распространение только после смерти Россини.
Личная жизнь
Россини старался держать личную жизнь в секрете, но все равно прославился любовью к певицам, с которыми работал. Среди его избранниц были Эстер Момбелли и Мариетта Марколини. Самой важной женщиной в жизни Россини, как в интимном, так и профессиональном планах, стала Изабелла Кольбран, примадонна Teatro di San Carlo.
Впервые Джоаккино услышал сопрано Изабеллы в 1807 году на сцене Болоньи. Переехав в Неаполь, композитор сочинял песни исключительно под свою возлюбленную. Кольбран появилась в главных ролях в операх «Елизавета, королева Англии», «Отелло», «Армида», «Дева озера», «Магомет II» и «Семирамида».
Изабелла Кольбран, жена Джоаккино Россини / Museo Teatrale alla Scala
В марте 1822 года Кольбран стала женой Россини. Бракосочетание состоялось в маленькой церкви в Кастеназо. На тот момент избраннице исполнилось 37 лет, а ее супругу — 30.
В 1830 году Россини оставил супругу в Кастеназо, уехав в Париж. Больше они не виделись. Новым увлечением композитора стала Олимпия Пелисье, куртизанка. Ради любимого она стала идеальной гражданской женой: готовила отвары трав, клизмы, пиявок, ухаживала за одеждой, париками и зубными протезами. Поженились они лишь в 1846 году и прожили душа в душу 22 года.
Детей у Россини не было ни от одной жены.
Смерть
После смерти матери в 1827 году здоровье Россини резко ухудшилось. Развившаяся гонорея привела к болезненным побочным эффектам — от уретрита до артрита, композитор страдал от приступов изнурительной депрессии. Ему приписывали биполярное расстройство. Кроме того, «итальянский Моцарт» был изысканным гурманом, что в конце жизни привело к болезни желудка и ожирению, последнее явно видно на портретах Россини с конца 1850-х годов.
Гробница Джоаккино Россини в базилике Санта-Кроче, Флоренция / Википедия
76-летний Россини скончался в Париже 13 ноября 1868 года. Причина смерти — букет болезней и неудачная операция по лечению колоректального рака. Попрощаться с композитором в Троицкую церковь пришли более 4 тыс. человек. Тело захоронили на кладбище Пер-Лашез. Сейчас его французский склеп пустует — в 1887 году останки перенесли в церковь Санта-Кроче во Флоренции. Там Россини «соседствует» с Микеланджело, Галилео Галилеем и Никколо Макиавелли.
Произведения джоаккино россини. Биография В какой стране родился композитор rossini
РОССИНИ, ДЖОАККИНО (Rossini, Gioacchino) (1792–1868), итальянский оперный композитор, автор бессмертного Севильского цирюльника . Родился 29 февраля 1792 в Пезаро в семье городского трубача (глашатая) и певицы. Очень рано полюбил музыку, в особенности пение, но заниматься серьезно начал только в 14 лет, поступив в Музыкальный лицей в Болонье. Там он изучал игру на виолончели и контрапункт вплоть до 1810, когда первое заслуживающее упоминания сочинение Россини – одноактная опера-фарс Вексель на брак (La cambiale di matrimonio , 1810) – была поставлена в Венеции. За ней последовал ряд опер того же типа, среди которых две – Пробный камень (La pietra del paragone , 1812) и Шелковая лестница (La scala di seta , 1812) – до сих пор пользуются популярностью.
Наконец в 1813 Россини сочинил две оперы, которые обессмертили его имя: Танкред (Tancredi ) по Тассо и затем двухактную оперу-буффа Итальянка в Алжире (L”italiana in Algeri ), триумфально принятую в Венеции, а затем и во всей Северной Италии.
Молодой композитор попробовал сочинить несколько опер для Милана и Венеции, но ни одна из них (даже сохранившая свое обаяние опера Турок в Италии , Il Turco in Italia , 1814) – своего рода «пара» к опере Итальянка в Алжире ) не имела успеха. В 1815 Россини вновь сопутствовала удача, на этот раз в Неаполе, где он подписал контракт с импресарио театра «Сан-Карло». Речь идет об опере Елизавета, королева Английская (Elisabetta, regina d”Inghilterra ), виртуозном сочинении, написанном специально для Изабеллы Кольбран, испанской примадонны (сопрано), пользовавшейся расположением неаполитанского двора и любовницы импресарио (несколько лет спустя Изабелла стала женой Россини). Затем композитор отправился в Рим, где собирался написать и поставить несколько опер. Второй из них стала опера Севильский цирюльник (Il Barbiere di Siviglia ), впервые поставленная 20 февраля 1816. Провал оперы на премьере оказался столь же громким, как и ее триумф в будущем.
Возвратившись, в соответствии с условиями контракта, в Неаполь, Россини поставил там в декабре 1816 оперу, которая, пожалуй, была наиболее высоко оценена современниками, – Отелло по Шекспиру: в ней есть действительно прекрасные фрагменты, но произведение испорчено либретто, исказившим трагедию Шекспира. Следующую оперу Россини сочинил опять для Рима: его Золушка (La cenerentola , 1817) впоследствии благосклонно принималась публикой; премьера же не давала никаких оснований для предположений о будущем успехе. Однако Россини пережил неудачу гораздо спокойнее. В том же 1817 он ездил в Милан для постановки оперы Сорока-воровка (La gazza ladra ) – изящно оркестрованной мелодрамы, сейчас практически забытой, если не считать великолепной увертюры. По возвращении в Неаполь Россини поставил там в конце года оперу Армида (Armida ), которая была тепло принята и до сих пор оценивается гораздо выше, чем Сорока-воровка : при воскрешении Армиды в наше время все еще ощущается нежность, если не сказать – чувственность, которую излучает эта музыка.
За следующие четыре года Россини ухитрился сочинить еще десяток опер, в основном не особенно интересных. Однако до расторжения контракта с Неаполем он подарил городу два выдающихся произведения. В 1818 написал оперу Моисей в Египте (Mosé in Egitto ), которая вскоре завоевала Европу; по сути дела, это род оратории, здесь примечательны величественные хоры и прославленная «Молитва». В 1819 Россини представил Деву озера (La donna del lago ), которая имела успех несколько более скромный, но содержала очаровательную романтическую музыку. Когда в конце концов композитор уехал из Неаполя (1820), он взял с собой Изабеллу Кольбран и женился на ней, однако в дальнейшем их семейная жизнь протекала не слишком счастливо.
В 1822 Россини в сопровождении жены впервые покинул Италию: он заключил договор со своим старым другом, импресарио театра «Сан-Карло», который теперь стал директором Венской оперы. Композитор привез в Вену свою последнюю работу – оперу Зельмира (Zelmira ), завоевавшую автору беспрецедентный успех. Правда, некоторые музыканты, во главе с К.М.фон Вебером резко критиковали Россини, но другие, и среди них Ф.Шуберт, давали благоприятные оценки. Что касается общества, то оно безоговорочно приняло сторону Россини. Наиболее примечательным событием поездки Россини в Вену стала его встреча с Бетховеном, о которой он позже вспоминал в разговоре с Р.Вагнером.
Осенью того же года композитора вызвал в Верону сам князь Меттерних: Россини должен был почтить кантатами заключение Священного союза. В феврале 1823 он сочинил для Венеции новую оперу – Семирамиду (Semiramida ), от которой ныне осталась в концертном репертуаре только увертюра. Как бы то ни было, Семирамида может быть признана кульминацией итальянского периода в творчества Россини, хотя бы потому, что это была последняя опера, сочиненная им для Италии. Более того, Семирамида с таким блеском прошла и в других странах, что после нее репутация Россини как крупнейшего оперного композитора эпохи уже не подвергалась никаким сомнениям. Недаром Стендаль сравнивал триумф Россини на поприще музыки с победой Наполеона в битве при Аустерлице.
В конце 1823 Россини оказался в Лондоне (где пробыл полгода), а перед этим провел месяц в Париже. Композитора гостеприимно встретил король Георг VI, с которым он пел дуэты; Россини был нарасхват в светском обществе как певец и аккомпаниатор. Самым важным событием того времени стало получение приглашения в Париж в качестве художественного руководителя оперного театра «Театр Итальен». Значение этого контракта, во-первых, в том, что он определил место жительства композитора до конца его дней, а во-вторых, в том, что он подтверждал абсолютное превосходство Россини как оперного композитора. Надо помнить, что Париж был тогда центром музыкальной вселенной; приглашение в Париж являлось для музыканта самой высокой честью, какую только можно было себе представить.
Россини приступил к своим новым обязанностям 1 декабря 1824. По-видимому, ему удалось улучшить управление Итальянской оперой, в особенности в части ведения спектаклей. С большим успехом прошли представления двух ранее написанных опер, которые Россини радикально переработал для Парижа, а самое главное, он сочинил очаровательную комическую оперу Граф Ори (Le comte Ory ). (Она имела, как и следовало предполагать, огромный успех при возобновлении в 1959.) Следующим произведением Россини, появившимся в августе 1829, стала опера Вильгельм Телль (Guillaume Tell ), сочинение, которое обычно считают крупнейшим достижением композитора. Признаваемая исполнителями и критиками абсолютным шедевром, эта опера тем не менее никогда не возбуждала такого энтузиазма у публики, как Севильский цирюльник , Семирамида или даже Моисей : рядовые слушатели считали Телля оперой чересчур длинной и холодной. Однако нельзя отрицать, что второй акт содержат прекраснейшую музыку, и к счастью, эта опера не исчезла полностью из современного мирового репертуара и слушатель наших дней имеет возможность вынести о ней собственное суждение. Заметим только, что все созданные во Франции оперы Россини написаны на французские либретто.
После Вильгельма Телля Россини не написал больше ни одной оперы, и в последующие четыре десятилетия создал только две значительные композиции в других жанрах. Излишне говорить, что подобное прекращение композиторской деятельности в самом зените мастерства и славы – уникальное явление в истории мировой музыкальной культуры. Предлагалось множество разнообразных объяснений этому феномену, но, конечно, никто не знает полной истины. Одни говорили, что уход Россини был вызван его неприятием нового парижского оперного кумира – Дж.Мейербера; другие указывали на обиду, которую нанесли Россини действия французского правительства, пытавшегося после революции в 1830 расторгнуть контракт с композитором. Упоминалось и ухудшение самочувствия музыканта и даже его якобы невероятная лень. Возможно, сыграли роль все упомянутые факторы, кроме последнего. Следует учесть, что, покидая Париж после Вильгельма Телля , Россини имел твердое намерение приняться за новую оперу (Фауст ). Известно также, что он продолжал и выиграл шестилетний судебный процесс против французского правительства по поводу своей пенсии. Что касается состояния здоровья, то, пережив потрясение в связи с кончиной любимой матери в 1827, Россини действительно ощущал недомогание, сначала не очень сильное, но позже прогрессировавшее с угрожающей быстротой. Все остальное – это более или менее правдоподобные домыслы.
В течение следующего за Теллем десятилетия Россини, хотя и оставивший за собой квартиру в Париже, жил в основном в Болонье, где надеялся найти покой, необходимый после нервного напряжения предшествующих лет. Правда, в 1831 он съездил в Мадрид, где появилась ныне широко известная Stabat Mater (в первой редакции), а в 1836 – во Франкфурт, где встретился с Ф.Мендельсоном и благодаря ему открыл для себя творчество И.С.Баха. Но все же именно Болонья (не считая регулярных поездок в Париж в связи с тяжбой) оставалась постоянным местопребыванием композитора. Можно полагать, что в Париж его призывали не только судебные дела. В 1832 Россини познакомился с Олимпией Пелиссье. Отношения Россини с женой уже давно оставляли желать лучшего; в конце концов супруги решили расстаться, и Россини женился на Олимпии, котораяя стала хорошей женой для больного Россини. Наконец, в 1855, после скандала в Болонье и разочарования от Флоренции, Олимпия убедила мужа нанять экипаж (он не признавал поездов) и отправиться в Париж. Очень медленно его физическое и душевное состояние начало улучшаться; к нему вернулась доля если не веселости, то остроумия; музыка, которая была запретной темой в течение многих лет, опять стала приходить ему на ум. 15 апреля 1857 – именины Олимпии – стало своего рода поворотным пунктом: в этот день Россини посвятил жене цикл романсов, которые сочинял втайне от всех. За ним последовал ряд небольших пьес – Россини называл их Грехи моей старости ; качество этой музыки не требует комментариев для поклонников Волшебного магазинчика (La boutique fantasque ) – балета, для которого пьесы послужили основой. Наконец, в 1863 появилось последнее – и по-настоящему значительное – произведение Россини: Маленькая торжественная месса (Petite messe solennelle ). Эта месса – не очень торжественная и совсем не маленькая, но прекрасная по музыке и проникнутая глубокой искренностью, что и привлекло к сочинению внимание музыкантов.
Россини скончался 13 ноября 1868 и был похоронен в Париже на кладбище Пер-Лашез. Через 19 лет по просьбе итальянского правительства гроб с телом композитора перевезли во Флоренцию и захоронили в церкви Санта Кроче рядом с прахом Галилея, Микеланджело, Макиавелли и других великих итальянцев.
Россини, Джоаккино (1792-1868), Италия
Джоаккино Россини родился 29 февраля 1792 года в городе Пезаро в семье городского трубача и певицы. Получив начальное образование, будущий композитор начал свою трудовую жизнь в качестве подмастерья кузнеца. В раннем возрасте Россини переехал в Болонью – тогдашний центр провинциальной музыкальной культуры Италии.
У Вагнера встречаются чарующие моменты и ужасные четверти часа.
В 1806 году, в возрасте 14 лет, он был избран членом Болонской академии наук и в том же году поступил в музыкальный лицей. В лицее Россини овладел профессиональными знаниями. Большое влияние на него тогда оказало творчество Гайдна и Моцарта. Особый успех в его обучении наблюдался в области техники вокального письма – культура пения в Италии всегда была на высоте.
В 1810 году Россини, окончивший лицей, поставил в Венеции свою первую оперу “Вексель на женитьбу”. Через год после этого спектакля он стал известен всей Италии и с тех пор посвятил свое творчество музыкальному театру.
Через шесть лет он сочинил “Севильского цирюльника”, который принес ему славу, затмившую в глазах современников даже Бетховена, Вебера и других музыкальных корифеев того времени.
Россини было всего тридцать лет, когда его имя стало известно по всему миру, а музыка стала неотъемлемой частью XIX столетия. С другой стороны вплоть до 1822 года композитор безвыездно жил на родине, а из 33 опер, написанных им в период с 1810 по 1822гг., лишь одна попала в мировую музыкальную сокровищницу.
Дайте мне счет из прачечной, и я положу его на музыку.
В ту пору театр в Италии был не столько центром искусства, сколько местом дружеских и деловых встреч, и Россини не боролся с этим. Он привносил новое дыхание в культуру своей страны – великолепную культуру belcanto, жизнерадостность народной песни Италии.
Особенно интересными были творческие искания композитора в период между 1815 и 1820 годами, когда Россини пытался внедрить достижения передовых оперных школ других стран. Это заметно в его произведениях “Дева озера” (1819) или “Отелло” (по Шекспиру).
Этот период в творчестве Россини отмечен, прежде всего, рядом крупных достижений в области комического театра. Тем не менее, ему надо было развиваться далее. Большую роль в этом сыграло его непосредственное знакомство с новейшим искусством Австрии, Германии и Франции. Россини посетил Вену в 1822 году, и результатом этого стало развитие оркестрово-симфонических начал в последующих его операх, например, в “Семириаде” (1823). В дальнейшем Россини продолжал свои творческие поиски в Париже, куда переехал в 1824 году. Причем за шесть лет он написал пять опер, две из которых представляли собой переработку его прежних произведений. В 1829 году появился “Вильгельм Телль”, написанный для французской сцены. Он стал одновременно и вершиной, и концом творческой эволюции Россини. После его выхода Россини в возрасте 37 лет перестал творить для сцены. Он написал еще две знаменитых вещи “Stabat Mater” (1842) и “Маленькая торжественная месса” (1863). Не понятно, почему в триумфе славы композитор решил уйти с вершин музыкального Олимпа, но бесспорно то, что Россини не принял новые направления в опере середины XIX столетия.
Такую музыку нужно слушать не раз и не два. Но я больше одного раза не могу.
В последние десять лет жизни (1857-1868) Россини увлекся фортепьянной музыкой. С 1855 он безвылазно жил в Париже, где и умер 13 ноября 1868 года. В 1887 его прах был перевезен на родину.
Итальянский композитор Россини Джоаккино: биография, творчество
Джоаккино Россини по праву считается одним из величайших композиторов в истории. Его знаменитую оперу “Севильский цирюльник” помнит, наверное, каждый знакомый с музыкой человек. В этой статье будет подробно рассказано о жизни Джоаккино Россини, а также о его самых известных музыкальных произведениях.
Детство Россини
О Россини было написано множество самых различных книг и публикаций. Самой распространенной среди них является биографическое произведение Елены Бронфин 1973 года. В этой книге подробно описываются все те события, что, так или иначе, были связаны с жизнью и деятельностью композитора Россини. Елена Бронфин подробно описывает детские годы маленького Джоаккино, прослеживая его путь к творческой вершине.
Джоаккино Антонио Россини был рожден 29 февраля 1792 года в небольшом итальянском городке Пезаро. Родители Джоаккино были музыкантами. Отец играл на духовых инструментах, а мать обладала прекрасным голосом с выразительным сопрано. Естественно, родители пытались влюбить маленького Джоаккино в музыку.
Беспечное детство Джоаккино омрачила Французская революция. К тому же сам будущий композитор, как утверждают многие источники, был очень ленивым и даже непослушным мальчуганом. Родители вовремя спасли положение, отдав Джоаккино на обучение к местному пастору. Именно священник преподал Россини все необходимые уроки композиции.
Первые творческие начинания юного Джоаккино
В начале 19 века семья Россини переехала в Луго. Именно в этом городе юный Джоаккино дал свой первый оперный концерт. Обладая весьма высоким дискантом, будущий великий композитор вызвал нехилый интерес у публики.
Некоторые источники указывают, что свои первые работы в качестве композитора Россини начал выпускать уже к 12 годам. В тех небольших сонатках, написанных совсем юным Джоаккино, можно проследить очень грамотные вкрапления оперных тенденций.
Большое значение для будущих творческих проявлений Джоаккино имела дружба со знаменитым итальянским тенором Момбелли. Они вместе писали музыкальные номера, сочиняли либретто и разрабатывали театральные постановки. В 1808 году композитор Россини и вовсе написал целую мессу. Это был мужской хор, сопровождаемый ярким аккомпанементом органа и оркестра.
О раннем творческом периоде
В 1810 году судьба Джоаккино кардинально изменилась: его заметили два знаменитых по тем временам итальянских музыканта: Моранли и Моролли. Эта пара написала Россини письмо, в котором изъявила желание видеть юного Джоаккино в Венеции. Начинающий композитор незамедлительно согласился. Задачей Джоаккино было написание музыкальной теме к театральному либретто. Постановка носила название “Брак по векселю”. Именно это произведение стало ярчайшим дебютом Россини как композитора.
Основным качеством, которым обладал композитор Россини, была невероятная быстрота и легкость написания музыки. Это отмечали многие современники музыканта: Джоаккино как будто уже давно знал и понимал, как именно должна выстраиваться та или иная композиция. При этом сам музыкант, как утверждают многие источники, вел весьма беспорядочный и праздный образ жизни. В Венеции он много гулял и веселился, но при этом всегда успевал написать нужный заказ к сроку.
“Севильский цирюльник”
В 1813 году композитор Россини написал поистине грандиозное сочинение, перевернувшее всю его жизнь, – это “Итальянка в Алжире”. Превосходная музыка, глубокое содержание либретто, яркие патриотические настроения, которые задавало произведение – все это наилучшим образом сказалось на будущей карьере композитора.
Однако музыкант затеял нечто более грандиозное. Монументальная двухактная опера, которая стала бы жемчужиной итальянской музыки, – вот чего добивался Джоаккино Россини. “Севильский цирюльник” стал такой оперой. Произведение было поставлено по знаменитой в 19 веке комедии Бомарше.
Новые идеи Россини
Основной специализацией Джоаккино была комедия. Композитор Россини сочинял музыкальные темы именно для легких, комедийных либретто. Однако в 1817 году музыкант вышел за рамки комического жанра, который столь часто ассоциировался с именем Джоаккино Россини. Опера “Сорока-воровка” была одним из первых произведений композитора, что носило, скорее, несколько драматический характер. Написанная в 1816 году опера “Отелло” и вовсе была шекспировской трагедией.
Джоаккино все больше обрастал идеями и новыми замыслами. Важнейшей вехой на творческом пути Джоаккино была монументальная опера-сериа, носящая название “Моисей в Египте”. Россини работал над этим произведением полтора месяца. Премьера “Моисея” состоялась в Неаполе, где сопровождалась громадным успехом.
Композитор Россини все дальше отходил от “легких” жанров, сочиняя более тяжелые и монументальные произведения. Такие знаменитые исторические сериа, как “Магомет II”, “Зельмира”, “Семирамида”, обладали крупным успехом как в самой Италии, так и за ее пределами.
Вена, Лондон и Париж
Австрийский, английский и парижский периоды сыграли большую роль в жизни Россини. Причиной отправки композитора в Вену послужил оглушительный успех оперы “Зельмира”. В Австрии композитор впервые столкнулся с массовой неблагоприятной критикой: многие немецкие композиторы считали, что любая опера Россини не заслуживает такого успеха, который сопровождал Джоаккино почти во всей Европе. Однако среди ненавистников не было Бетховена. Уже полностью оглохший Людвиг внимательно следил за творчеством Россини, читая его музыку, в прямом смысле, по нотной бумаге. Бетховен проявлял большой интерес к Джоаккино; он крайне лестно отзывался почти обо всех его произведениях.
В 1823 году композитор получил приглашение в королевский лондонский театр. Здесь была отыграна опера Россини “Итальянка в Алжире” и некоторые другие его произведения. Именно в Англии Джоаккино обзавелся как преданными почитателями, так и яростными врагами. Еще больше ненависти Россини получил в Париже: завистливые музыканты старались всячески опорочить композитора. Для Россини наступили времена острой полемики с критиками.
Почти все музыкальные деятели 19, 20 или 21 веков говорят об одном: Россини “поднял с колен” необычайно низкий уровень музыкального творчества в Англии и Франции. Вдохновленные произведениями Джоаккино музыканты, наконец, начали проявлять себя, предоставляя миру все больше прекрасного.
Все ближе к творческой вершине
В конце двадцатых годов 19 века Россини согласился работать руководителем Итальянского оперного театра в Париже. Однако задержался он на этой должности ненадолго: уже через пару лет творчество Россини стало широко известно всей Европе, а потому композитор решил принять звание “генерального инспектора пения и композитора его величество во Франции”. Джоаккино получил почетную должность при короле.
В Париже Россини написал еще один музыкальный шедевр, носящий название “Путешествие в Реймс, или Гостиница золотой линии”. Эта опера была отыграна на коронации Карла X. Однако успеха у широкой публики произведение не имело.
После “Путешествия” Россини занялся разработкой монументальной оперы “Магомет II”. Это героико-трагическое произведение отличалось многими новаторскими элементами, что не могли не заметить многие критики. Далее были написаны “Моисей в Египте” и “Осада Коринфа”. Все эти произведения оказали сильнейшее влияние на молодых французских композиторов: Обера, Буальдье, Герольда и других.
“Вильгельм Телль”
Россини, работая сразу в двух направлениях французской оперы – комическом и трагическом, задумал постановку большого произведения, совершенно самобытного и новаторского. Нечто новое, не похожее ни на одно прежнее сочинение – вот чего добивался Джоаккино Россини. Произведения прошлых лет хоть и считались новаторскими, но лишь местами. Именно поэтому композитор приступил к сочинению оперы об отважном стрелке Вильгельме – герое одной старой швейцарской легенды.
Основной особенностью произведения стало заимствование элементов местного швейцарского колорита: народные напевы, объединенные с итальянскими классическими песнями, составляли необычайно оригинальную оперу. Неудивительно, что “Вильгельма” все ждали с нетерпением. Произведение находилось в разработке около полугода. Премьера этой четырехтактной оперы состоялась в 1828 году.
Реакция как публики, так и критики была очень холодной. Произведение показалось многим утомительным, сложным и попросту скучным. К тому же длилось сочинение порядка 4 часов. Оперу почти никто не посещал. Руководство театра, пытаясь хоть как-то спасти положение, сильно сократило произведение и стало подавать его в искаженном виде. Конечно же, Россини это не устраивало. Он покинул театр, пообещав себе никогда не продолжать деятельность композитора.
Однако оперой были возмущены далеко не все. Многие начинающие композиторы увидели в “Вильгельме” нечто удивительное и прекрасное. Со временем произведение все же приобрело статус шедевра, одной из культовых опер Джоаккино Россини.
Биография бывшего композитора
Джоаккино “замолк” в возрасте 37 лет. За его спиной осталось порядка 40 опер, громадная слава и оглушительный успех. Стремительное развитие романтизма в Европе также повлияло на уход Россини из искусства.
Пробыв в забвении несколько лет, Джоаккино все же приступил к редкому написанию небольших увертюр. Однако от прежней интенсивности уже почти ничего не оставалось. Переехав в Италию, композитор увлекся педагогической деятельностью. Россини руководил болонским лицеем, воспитанником которого он сам был в детстве. Именно благодаря Джоаккино музыкальное образование получило свое быстрое и качественное развитие.
В 1855 году Россини вновь решает возвратиться в Париж. Именно здесь он проводит последние 13 лет своей жизни.
Россини-кулинар
Что могло увлечь Джоаккино Россини? Увертюры, сюиты и оперы уже остались позади. Некогда великий композитор решил твердо отойти от написания музыки. Свое обещание он, правда, нарушил лишь несколько раз. Так, в 1863 году была написана “Маленькая торжественная месса” – довольно знаменитое и по сей день сочинение.
Джоаккино был изысканным кулинаром. Остроумный Россини придумывал невероятное количество самых разнообразных блюд. Композитор был также большим любителем виноделия. Его погреб просто ломился от самых разнообразных вин, всех типов и сортов. Однако кулинария погубила Россини. Бывший композитор стал страдать ожирением и болезнями желудка.
Смерть композитора
Никто более в Париже не славился такой знаменитостью, как Джоаккино Россини. “Севильский цирюльник”, “Вильгельм Телль” – автор всех этих произведений, хоть и отошедший от дел, пользовался во Франции большим успехом.
Россини устраивал грандиозные приемы. Самые прославленные личности и политические деятели добивались возможности побывать на них. Иногда Россини дирижировал, пока еще привлекая этим внимание европейской музыкальной общественности. Личность Джоаккино была поистине великой: с ним общались Вагнер, Франц Лист, Сен-Санс и многие другие величайшие композиторы мира.
Композитор скончался 13 ноября 1868 года. Все свое имущество композитор завещал итальянскому городку Пезаро, месту, где музыкант был рожден.
Наследие
Джоаккино оставил после себя порядка 40 крупных опер и еще больше увертюр с небольшими сочинениями. Свою первую настоящую оперу, “Вексель на брак”, Россини написал в возрасте 18 лет. Нельзя не отметить и еще одно грандиозное произведение, созданное в 1817 году,- опера “Золушка”. Джоаккино Россини написал веселую и легкую комедию, основанную на знаменитой сказке. Опера пользовалась большим успехом как у критиков, так и у широкой публики.
Помимо опер, Джоаккино занимался написанием разнообразных псалмов, месс, кантов и гимнов. Наследие Россини поистине велико. Его изобретательный и новаторский стиль изучается многими композиторами уже много лет. Остается актуальной музыка Россини и сегодня.
Источники:
https://24smi.org/celebrity/24974-dzhoakkino-rossini.html
https://dilmars.ru/proizvedeniya-dzhoakkino-rossini-biografiya-v-kakoi-strane-rodilsya-kompozitor.html
https://www.syl.ru/article/308843/italyanskiy-kompozitor-rossini-djoakkino-biografiya-tvorchestvo