9 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ван дейк история искусства смотреть онлайн. Почему Ван Дейк переехал в Англию

to_priz

ИСКУССТВО и ВРЕМЯ

Творчество — свободное действие из небытия в бытие.

АНТОНИС ван ДЕЙК (Anthony van Dyke) – 1599 — 1641.

Антонис (Антон, Энтони) ван Дейк (нидерл. Antoon van Dyck, английский вариант написания имени — Anthony, Энтони; 22 марта 1599 — 9 декабря 1641) — южнонидерландский (фламандский) живописец и график, мастер придворного портрета и религиозных сюжетов в стиле барокко.

Антонис ван Дейк родился 22 марта 1599 г. в Антверпене, в семье богатого торговца тканями Франса ван Дейка. Он был седьмым из двенадцати детей. В 1609 году в 10 – летнем возрасте его отдают в мастерскую известного живописца Хендрика ван Балена, писавшего картины на мифологические темы.
Первый шедевр Антонис написал, когда ему было 14 лет, — портрет 70 – летнего старика.

С 1615 г. у ван Дейка уже имелась собственная мастерская, где он вместе с рядом молодых художников создал серию «Головы апостолов».

К ранним его работам относится Автопортрет (ок. 1615, Вена, Музей истории искусств),

отличающийся изяществом и элегантностью.

В 1618—1620 создает цикл из 13 досок, изображающих Христа и апостолов: Св. Симон (ок. 1618, Лондон, частное собрание), Св. Матфей (ок. 1618, Лондон, частное собрание). Выразительные лица апостолов написаны в свободной живописной манере. Сейчас значительная часть досок этого цикла рассеяна по музеям всего мира.

В феврале 1618 года ван Дейк был принят мастером в гильдию живописцев Святого Луки и, уже имея собственную мастерскую, сотрудничает с Рубенсом, работает как помощник в его мастерской.
Ван Дейк рано проявил себя мастером портрета и живописи на религиозные и мифологические сюжеты.
С 1618 по 1620 гг. он работал в мастерской Рубенса. Он создает произведения на религиозные темы, часто в нескольких вариантах: «Коронование терновым венцом» (1621

1й берлинский вариант — не сохранился; 2й — Мадрид, Прадо); «Поцелуй Иуды» (ок. 1618—1620, 1й вариант — Мадрид, Прадо; 2й — Минеаполис, Институт искусств); «Несение креста» (ок. 1617—1618, Антверпен, Синт-Паулускерк); «Св. Мартин и нищие» (1620—1621, 1й вариант — Виндзорский замок, Королевское собрание; 2й вариант — Завентем, церковь Сан Мартен), «Мученичество св. Себастьяна» (1624—1625, Мюнхен, Старая Пинакотека).

В конце 1620 — начале 1621 г. ван Дейк работал при дворе английского короля Якова I, но затем вернулся в Антверпен. Некоторое время жил в Италии, в основном, в Генуе.

С 1621 – 1627 Ван Дейк живет и работает в Германии. В 1627 году ван Дейк вернулся в Антверпен и стал придворным художником Изабеллы Клары Евгении.
С 1632 г. живописец снова жил в Лондоне, работая придворным художником Карла I. В 1632 г. король посвятил его в рыцари, а в 1633 г. пожаловал ему статус королевского художника. Живописец получал солидное жалование. В Англии в 1639 году он женился на дочери лорда Рутвена Мэри Ратвен.

Ван Дейк скончался 9 декабря 1641 г. в Лондоне, погребен в Соборе святого Павла в Лондоне.

Inna Sh опубликовала запись в подборке Живопись созвучная поэзии.

Император Карл V на коне

Молодая женщина с ребенком

Двойной портрет художника Франса Снейдерса и его жены (c.1621)

Генуэзская дворянка с сыном

Портрет Марии Луизы де Тасси

Портрет дамы в черном перед красной портьерой (c.1630)

Портрет неизвестной женщины (c.1630)

Портрет Анны Докит, графини Мортон и леди Анны Кирк (c.1631)

Карл I Английский и Генриетта Французская

Джеймс Стюарт, герцог Леннокский и Ричмондский

Королева Генриетта Мария и её карлик Сэр Джеффри Хадсон (1633)

Карл I, король Англии на охоте

Портрет Анны Карр, графини Бедфордской

Королева Генриетта Мария

Джорджа Дигби, 2-й граф Бристольский и Уильям Рассел , 1-й герцог Бедфордский (1637)

Диана Сесил, графиня Оксфорд

Лорд Джон и лорд Бернар Стюарты (c.1638)

Портрет леди Д`Обиньи

Вильгельм II, принц Оранский и принцесса Генриетта Мария Стюарт, дочь Карла I Английского (1641)


Семейный портрет

Антонис Ван Дейк в ГМИИ

Антонис Ван Дейк. Картины Ван Дейка в Москве

Учеников у Рубенса было много. Но Антонис Ван Дейк – это один из немногих мастеров, учеников Рубенса, который упомянут наряду с именем великого учителя. Его непререкаемый авторитет воодушевлял учеников, но не так-то просто было в этих условиях вырасти в самостоятельную творческую индивидуальность: большинство так и оставалось скромными спутниками колесницы Рубенса . Ван Дейк подобной участи избежал. Еще юношей, двадцати одного года, этот рано оперившийся птенец рубенсовского гнезда покинул Антверпен. Он отправился в многолетнее путешествие по Англии и Италии, где имел неожиданно шумный успех как портретист.

Читать еще:  Значение поговорки у страха глаза велики. Пословица «У страха глаза велики»

И если Рубенс любил многофигурные композиции, то Ван Дейк больше предпочитал портреты. Один из ранних парных портретов художника – «Портрет Адриана Стивенса».

Антонис Ван Дейк. «Портрет Адриана Стивенса». Картины Ван Дейка в Москве

Современники называли Стивенса Милостником. Он раздавал бедным бесплатные жетоны на благотворительные обеды. Не упущено это и в портрете – Ван Дейк на заднем плане изображает тарелку с жетонами. В портрете мужчины внутренняя самодостаточность купца. Лицо мастер написал мягко, он избегал ярких тонов. Художник великолепно сбалансировал чёрные и коричневые краски. Мы даже заметим светлый яркий ореол над головой мужчины.

Заказчик картины – сын Адриана Стивенса попросил именно так изобразить отца. Снова такой же воротник, как на «Портрете дамы» – «мельничьи жернова». В то время такое изображение давало не двусмысленную ассоциацию с отрубленной головой Иоанна Крестителя на блюде. Волевой жест, сжимающий перчатку – указание на то, что человек, активен, он в деле.

Вверху на полотне изображён фамильный герб. Весь поворот головы и фигуры изображенного не случаен. Это парный портрет и фигура развёрнута в сторону пары, его жены. И портрет супруги благотворителя – истинный шедевр в собрании ГМИИ, портрет написан гораздо качественнее.

Антонис Ван Дейк. “Портрет Марии Боскарт”. Картины Ван Дейка в Москве

«Портрет Марии Боскарт» – женская фигура на этом портрете развёрнута совсем в другую сторону, к своему мужу. Немного сухое лицо, сомкнутые губы, дама совсем не смотрит на зрителя. Мягкие и нежные руки чуть поглаживают мех, живое, улыбающееся, доброе лицо.

Она думает. Этот поглаживающий мех жест руки указывает на мыслительный процесс в голове женщины. В голове зародилась мысль, она сосредоточена на ней, обдумывает, даже отрешается от настоящего и рука непроизвольно (automatically, involintarly) прикасается к меху, поглаживает(to stroke) его.

Позже манера письма Антониса Ван Дейка сильно меняется.

Антонис Ван Дейк. «Леди Д’Обиньи и графиня Портленд». Картины Ван Дейка в Москве


Написанию этого портрета предшествует довольно романтичная история тайного брака Катерины Говард (дама в белом) и родственника английского короля Карла I Джорджа Стюарта. Против этого брака выступали близкие обоих сторон – для королевской династии невеста была недостаточно знатна, для родственников жених был недостаточно богат.

Ситуация изменилась, когда новоиспечённая леди Д’ Обиньи готовилась стать матерью. Семьи новобрачных смирились с этим выбором и постепенно стали примиряться. Первой шаг к примирению сделала Франсис Стюарт, в замужестве – графиня Портленд – сестра Джорджа Д’Обиньи. Мастер показал момент сближения двух дам.
Дама в белом – рука на животе, защитный жест, она оберегает свою беременность. И необыкновенный взгляд женщины, которая уже не одна, которая несёт в себе будущего наследнике – это с высочайшим мастерством передано художником.

Сестра мужа – дама слева. Она первая делает шаг навстречу примирению сторон. Женщина тянется к цветку, другой – у неё в руке. Она собирает букет для невестки (sister-in-low), чтобы подарить его в знак прощения и признания. Интересно, что Ван Дейк здесь пишет цветы лишь несколькими мазками. Мастер не выписывает их тщательно и аккуратно (thoroughly, punctually, carefully), но передаёт фактуру цветка, его свежесть.
Вот такое примирение двух знатных семей и послужило художнику основой для его холста. Следует заметить, что двух женщин Ван Дейк написал с разницей в год и на полотне это заметно – разница в манере написания.

Читать еще:  Лабрюйер характеры. Характеры или нравы нынешнего века (отрывок)

Антонис Ван Дейк. Лондонский период творчества

В творчестве Антониса ван Дейка прослеживаются два периода – фламандский и лондонский. В Антверпен вернулся Рубенс и его ученик понял, что он всегда будет в тени великого мастера, он будет вторым и остался в Лондоне.

Лондонский период в его творчестве сильно изменил манеру художника. Цвета стали яркими и насыщенными. И уже речь не идёт о глубине внутреннего мира человека. Уже нужно показать красоту и изысканность – он это делает цветом, ярким колоритом. Но в то же время художник не переступает грань сдержанности и не опускается до лести этим дамам. Другие мастера перешли этот рубеж и откровенно заигрывали с заказчиками. Забавно то, что основоположником английской школы живописи стал фламандский художник.

В XVII веке в искусстве существовало два течения – Рубенса и Пуссена. Их так и называли – рубенсисты и пуссисты. На самом деле во Фландрии был мимолётный взлёт искусства, её возрождение, но он длился совсем недолго. Фламандские мастера уступили место французским. Но это уже другая история.

Антонис Ван Дейк. Гениальный и честолюбивый портретист

Фландрия. Антверпен. В зажиточной купеческой семье в 1599 году родился Антонис Ван Дейк. Он был седьмым по счёту ребёнком. Его мать родит ещё пятерых. И умрет вскоре после 12-ых родов. Антонису было всего 8 лет.

Его отец не видел ничего дурного в том, что сын хочет стать художником. Ведь его мать виртуозно вышивала. Сам он в молодости увлекался рисованием. Поэтому с лёгким сердцем в 10 лет отец отдал мальчика в обучение к художнику.

Имея талант и необыкновенную усидчивость, уже через 4 года обучения юный Ван Дейк начал работать самостоятельно.

Ван Дейк был вундеркиндом

Вот его автопортрет, написанный в 14 лет. Ван Дейк явно был вундеркиндом. Согласитесь, уже видно, что этот мальчик слеплен из особого теста. Во взгляде читается и честолюбие, и самоуверенность.

Антонис Ван Дейк. Автопортрет. 1613 г. Музей истории искусств в Вене. Wikipedia.org

Его успехи замечены. В 18-летнем возрасте его принимают в гильдию св. Луки, которая объединяла художников. Только в рамках этой гильдии художник имел право принимать заказы и получать за них деньги.

А приняли его в гильдию благодаря серии потрясающих работ. Он создаёт “Головы апостолов”. Вот один из этюдов.

Антонис Ван Дейк. Головы старца. 1618 г. Музей “Дом Рококса” в Антверпене, Бельгия

По этой работе уже можно сказать, что быть Антонису Ван Дейку великим портретистом.

Но пока он этого ещё не осознал, он попадает в ученики к великому Рубенсу.

Кто лучше, Ван Дейк или Рубенс ?

Рубенс редко писал портреты. Чаще он получал заказы на алтарные картины или картины на мифологические сюжеты. Под его влиянием Ван Дейк создаёт немало полотен на эти же темы.

Вот одна из ранних его картин на мифологический сюжет о Самсоне и Далиле.

Антонис Ван Дейк. Самсон и Далила. 1619 г. Далвичская картинная галерея, Лондон. Commons.wikimedia.org

Сама по себе эта картина великолепна. Однако за основу Ван Дейк взял работу Рубенса. Найдите 10 отличий.

Питер-Пауль Рубенс. Самсон и Далила. 1609-1610 гг. Национальная Лондонская галерея. Commons.wikimedia.org

А если серьёзно, то Ван Дейк уже внёс много чего своего, особенного. Он не стал изображать Самсона с гипертрофированными мышцами, как его учитель. Сделав героя более человечным. При этом усилил драму, добавив эмоций. Посмотрите, как взбудоражена женщина рядом с Далилой.

Рубенс более роскошен и монументален. Ван Дейк более эмоционален и человечен. Что и сделает его впоследствии великим в портретном жанре.

По словам современников 20-летний Ван Дейк писал с тем же мастерством, что и зрелый Рубенс. До сих пор по части работ не установлено авторство. Так обстоит дело с “Пьяным Силеном”.

Антонис Ван Дейк (?). Пьяный Силен. 1620 г. Национальная Лондонская галерея. Nationalgallery.org.uk

Достигнув уровня мастерства учителя, Ван Дейк задумался. А стоит ли ему тягаться с Рубенсом на поприще исторической живописи?

Читать еще:  Что такое эпиграф в литературе определение. Значение слова «эпиграф

Тогда он начал больше принимать заказов на портреты.

Портреты, которые общаются с нами

Уже в 20-летнем возрасте Ван Дейк пишет портреты аристократов, отличающиеся невероятным мастерством. Как будто оно с неба на него свалилось. Такого уровня иные художники достигают к 40 годам.

Посмотрите на знаменитый «Семейный портрет».

Антонис Ван Дейк. Семейный портрет. 1621 г. Государственный Эрмитаж

Герои картины очень естественны. Особенно их руки. Вообще Ван Дейк будет всегда уделять особое внимание рукам. Именно по ним вы можете узнать его портреты.

Если видите красивые руки с длинными пальцами, грациозно расслабленные, значит перед вами творение Ван Дейка.

Герои “Семейного портрета” не просто позируют, они “общаются” с нами. Они рассказывают, какие у них интересы. Как они любят тихие семейные вечера. Какие у них отношения. Как они ещё узнают друг друга, поженившись пару лет назад. Но уже успев построить тёплые отношения.

Однако в этом портрете ещё мало того индивидуального стиля, по которому Ван Дейк узнаваем. Его современнники-портретисты писали в том же ключе.

Сравните его портрет с работой Корнелиса де Воса. Написанный в том же 1621 году. Правда мастер на 14 лет старше Ван Дейка.

Корнелис де Вос. Семейный портрет. 1621 г. Королевские музеи изящных искусств в Брюсселе, Бельгия. Wikipedia.org

Ван Дейк чуть не стал итальянским художником

В 22 года Ван Дейк уезжает в Италию. Где он проведёт 6 лет. Путешествовать он направился по настоянию Рубенса, который был немного задет талантом ученика. И решил, что так будет лучше для всех.

Здесь Ван Дейка привлекли шедевры Тициана . Изящество поз, которым он в будущем наделит каждого английского аристократа, он позаимствует именно у этого художника Эпохи Возрождения .

В 24 года Антонис пишет свой очередной шедевр. Портрет кардинала Гвидо Бентивольо.

Антонис Ван Дейк. Портрет кардинала Гвидо Бентивольо. 1625 г. Палаццо Питти, Флоренция

Что же особенного в этом портрете? А то, что перед нами не просто облеченный властью церковный чиновник. Перед нами человек с определенным характером. Интеллигентный и начитанный. Честолюбивый дипломат. Гвидо был противоречивой личностью.

С одной стороны он сделал многое, чтобы предотвратить повторение Варфоломеевской ночи*. С другой стороны, он был одним из тех, кто подписал смертный приговор Галилео Галилею. Хотя когда-то был его учеником.

Заказов в Италии было достаточно. Но в 1627 году Ван Дейк возвращается в Антверпен.

Ван Дейк мог стать религиозным художником

Вернуться художника заставило несчастье в семье. Серьёзно заболела его сестра. Однако живой он не успел ее застать.

Несколько лет Ван Дейк сосредотачивается на религиозных сюжетах. Видимо под влиянием происшедшего. Так появилась его картина “Вознесение Марии”.

Антонис Ван Дейк. Вознесение Марии. 1628-1629 гг. Национальная галерея Вашингтона. Nga.gov

Почему-то Ван Дейк всех святых дев изображал с толстыми шеями. Да и некоторые ангелочки у него весьма странные. Вот зачем один из них обернул голову покрывалом? Да ещё так своенравно на нас смотрит.

Вот для сравнения картина Рубенса на ту же тему.

Питер Пауль Рубенс. Вознесение Марии. 1618 г. Музей Кунстпаласт, Дюссельдорф. Artchive.ru

У Рубенса больше возвышенности, религиозной торжественности. Его герои не подразумевают двусмысленности. Мария безукоризненна. Ангелы тоже.

Нет, все-таки не зря Ван Дейк отступил. Зачем бороться с гением? Когда можно уехать в другую страну и стать равным по величию, но в другом жанре. Так Ван Дейк и поступил.

Почему Ван Дейк переехал в Англию

В 1632 году Ван Дейк получил предложение от короля Англии Карла I стать придворным художником.

Он согласился. В Англии у него были все шансы стать художником номер один. Алтарные картины англичанам были не нужны. Этим они отличались от католиков. А вот портреты с удовольствием заказывали.

Вот какой портретная живопись в Англии была до приезда Ван Дейка.

Источники:

https://to-priz.livejournal.com/148214.html
https://kraeved1147.ru/gmii-flandriya-van-deik/
https://arts-dnevnik.ru/van-deyk/

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Для любых предложений по сайту: [email protected]