Ветер шумит в тополях театр вахтангова содержание. Спектакль ветер шумит в тополях
Ветер шумит в тополях театр вахтангова содержание. Спектакль ветер шумит в тополях
Театр имени Вахтангова показал премьеру спектакля по пьесе современного французского драматурга Жеральда Сиблейраса “Ветер шумит в тополях” в постановке худрука театра Римаса Туминаса. Рассказывает РОМАН ДОЛЖАНСКИЙ.
Тополя, вынесенные в заголовок пьесы Жеральда Сиблейраса, видны с террасы приюта, проще говоря — дома престарелых. Есть в этом грустном заведении и другая терраса, где собираются остальные обитатели дома, но та, на которой происходит все действие пьесы, “принадлежит” всего троим из них — Густаву, Фернану и Рене. Больше действующих лиц в пьесе нет. Каждый день старики выползают на свою террасу, обсуждают новости, спорят ни о чем, вспоминают прошлое, болтают, шутят друг над другом и оглядывают окрестности. В конце концов ветер в тополях навевает на них мысль о бегстве из приюта. Надо ли объяснять, что этим мечтам не суждено сбыться, потому что на самом деле ничего, кроме смерти, в жизни персонажей Сиблейраса уже случиться не может.
Не следует, впрочем, думать, что репертуар пополнился еще одной сентиментальной историей в стиле “и жизнь, и слезы, и любовь. “. Пьеса “Ветер шумит в тополях” устроена несколько хитрее, она не злоупотребляет чувствительностью публики. Сочинение Жеральда Сиблейраса относится к тому разряду пьес, которые принято называть “интеллектуальным бульваром”: с одной стороны, автор знает законы кассового драмосложения, он заботится о живости и остроте диалога и уважает потребности демократической, буржуазной публики, но с другой стороны, ни бездумно развлекать, ни искать банального “сопереживания” зрителей не желает, в “Тополях” нашлось место и саркастической иронии, и гротеску, некоторые находят в пьесе даже переклички с Беккетом, уподобляя стариков персонажам пьесы “В ожидании Годо” — хотя Сиблейрасу много чести, пьеса все-таки невысокого полета.
Римас Туминас ни обытовлять “Тополя”, ни превращать их в банальную и цветистую комедию характеров, конечно, не хотел. И появляются его герои на сцене не как старики, а как бродячие люди ниоткуда, и есть ли вправду по соседству какие-то еще обитатели, неизвестно, и сцена не похожа ни на какую террасу дома престарелых — она почти пуста, а немногочисленные детали, придуманные художником Адомасом Яцовскисом, конкретного назначения не имеют — слабые лампочки ничего не освещают, груда кирпичей в углу по ходу дела складывается в некое подобие маленького надгробного памятника, а венские стулья с пюпитрами для нот так и стоят в глубине сцены пустыми весь спектакль. Скульптура собаки, стоящая на террасе, здесь изготовлена размером в два человеческих роста, и общую атмосферу суховатой, тревожной иррациональности происходящего она должна усиливать.
В столь малонаселенной пьесе решающее значение имеет распределение. Римас Туминас пригласил трех отличных актеров-вахтанговцев. Рене Владимира Симонова — красиво прихрамывающий аристократ с прямой спиной, не выпускающий из рук книжку и подающий каждую реплику точно чтец-декламатор. Густав Владимира Вдовиченкова — взъерошенный, озабоченный человечек с полубезумно-целеустремленным взглядом. Наконец, Фернан Максима Суханова — ветеран еще Первой мировой, с которой у него в голове застрял осколок, отчего он регулярно падает в обморок, а в остальное время говорит капризно-скрипучим голосом, косит лысую голову набок и смотрит остекленевшими глазами — в общем, в “Тополя” бережно перенесен образ, до блеска отшлифованный актером в спектаклях Владимира Мирзоева.
Парадокс в том, что сколько бы режиссер ни доказывал зрителю и самому себе, что “Ветер шумит в тополях” — не антрепризная продукция, пусть и приличной выделки, а серьезное произведение с уклоном в философию и грустный юмор, тем больше проявляется в спектакле (и в конце концов просто-таки выпирает из него) именно что непритязательная “пьеса на троих”, легкая для восприятия и удобная для гастролей,— вряд ли случайно, что сопродюсером театра в данном случае выступил известный антрепренер Леонид Роберман. Кажется, и актеров начинает неудержимо тянуть просто в комедию — замечу, что винить в этом только их несправедливо, потому что потребность повеселиться любой ценой была буквально разлита в премьерном зрительном зале. Моя соседка просто выла от восторга на каждую реплику Максима Суханова — какой уж тут, извините, Беккет.
Как-то так занятно получается, что в “Тополях” Римас Туминас существует отдельно — со всеми его многозначительными режиссерскими акцентами вроде огромной планеты, проявляющейся пару раз на заднике-экране; самого этого задника, расширяющегося из небольшой щели в черноте; зловещего ветра вечности, сдувающего в финале листы с пюпитров под вой “ожившей” собаки; громовых раскатов, напоминающих о войне, и так далее, а актеры и почтеннейшая публика — отдельно. Никто никому не мешает, каждый в меру сил занят своими делами. Но вот сами усилия, одни в других отраженные, вдруг взаимно обнаруживают свою тщету. И получается как в анекдоте — ничья в пользу антрепризы. Такая уж у нас театральная реальность: попытки перемирия между высоким искусством и бульваром непременно заканчиваются победой второго.
Ветер шумит в тополях театр вахтангова содержание. Спектакль ветер шумит в тополях
Рене – Владимир Симонов
Густав – Владимир Вдовиченков
Фернан – Максим Суханов
Густав – Владимир Вдовиченков
Рене – Владимир Симонов
Фернан – Максим Суханов
Фернан – Максим Суханов
Густав – Владимир Вдовиченков
Фернан – Максим Суханов
Густав – Владимир Вдовиченков
Фернан – Максим Суханов
Рене – Владимир Симонов
Сцена из спектакля
Рене – Владимир Симонов
Густав – Владимир Вдовиченков
Фернан – Максим Суханов
Фернан – Максим Суханов
Густав – Владимир Вдовиченков
Густав – Владимир Вдовиченков
Фернан – Максим Суханов
Густав – Владимир Вдовиченков
Сцена из спектакля
Фернан – Максим Суханов
Рене – Владимир Симонов
Густав – Владимир Вдовиченков
Рене – Владимир Симонов
Сцена из спектакля
Премьера спектакля состоялась 19 февраля 2011 г.
Спектакль – лауреат Вахтанговской премии “Человек театра”.
Автор пьесы «Ветер шумит в тополях» Жеральд Сиблейрас – современный французский драматург, родился в 1961 году. В начале писательской деятельности работал над составлением диалогов и сценариев для фильмов. В соавторстве с Жаном Делом написал ряд пьес, одна из них «Маленькая игра без последствий» принесла авторам невероятный успех, в 2003 г. удостоена театральной премии Мольера в пяти номинациях, в том числе «Лучшая французская пьеса года».
Самостоятельная работа Ж. Сиблейраса – «Ветер шумит в тополях» получила в 2006 г. премию Лоуренса Оливье в номинации «Лучшая комедия». Жеральд Сиблейрас почти не известен в России, что не справедливо, ибо обладает безусловными достоинствами. Он – мастер остроумного диалога, его чувство юмора – безусловно, он философ и провокатор. Его герои – амбициозные чудаки, их самоирония беспощадна, а мечтательность наивна.
Они ежедневно собираются на террасе дома. У каждого свое прошлое, но их неотвратимо тянет друг к другу, обсуждают новости, балагурят, шумят, строят фантастические планы. Они уже немолоды, хотя и не похожи на уходящую натуру. Жизнь будоражит их, мешает унынью. А прихватившие болячки лишь повод для самоиронии.
Соотечественник Ж. Сиблейраса – Шарль де Голль сказал: «Достоинство нации определяется чувством юмора по отношению к себе». Этим качеством всецело обладают герои пьесы, в бесконечных перепалках друг с другом протекают мгновения их жизни, они мечтают о том, что не может случиться и каждое утро приходят на террасу, как герои Беккета к засохшему дереву, понимая что впереди у них , как и у каждого их нас – вечность.
Историю трех чудаков поведают замечательные актеры – В. Вдовиченков, М. Суханов, В. Симонов в постановке Р. Туминаса, чья режиссура – то живопись, то графика, которую он творит вместе с актерами, а когда работа закончена – уходит и картина – спектакль начинает самостоятельную жизнь. Так и в этой работе, они ищут ответы на вопросы о вечности, гордости, любви, сострадании и в этой многокрасочности заключена мощная энергетика, которая, надеемся, перехлестнет через рампу и захватит зрителей.
Купить билеты на спектакль “Ветер шумит в тополях”
Продолжительность: 2 часа 40 минут
Организатор: театр Вахтангова [ репертуар театра ]
Автор: Жеральд Сиблейрас
Режиссер: Римас Туминас
Актеры: Владимир Вдовиченков, Максим Суханов, Владимир Симонов
Коротко о спектакле: Три старика живут в Доме для военных ветеранов. Они — ветераны еще Первой мировой, что придает пьесе налет некоего абсурда, театральной условности. Двое Рене и Фернан —живут здесь уже по 25 лет, уйдя сюда, как в монастырь еще до войны в Индокитае.
Расписание сеансов и продажа билетов
Если у вас возникли вопросы по приобретению билетов на спектакль Ветер шумит в тополях в театр Вахтангова, наши менеджеры с радостью проконсультируют вас по телефону +7 (495) 532-57-05
– Заказ билетов через сайт, online — круглосуточно.
– Доставка по Москве в пределах МКАД — от 500 р.
– 100% гарантия подлинности официальных билетов.
– В случае отмены мероприятия — вернем полную стоимость билетов.
У нас вы сможете купить билеты на спектакль Ветер шумит в тополях в театр Вахтангова даже в том случае, если билетов уже нет в кассе театра!
Краткое содержание спектакля Ветер шумит в тополях
Три старика живут в Доме для военных ветеранов. Они — ветераны еще Первой мировой, что придает пьесе налет некоего абсурда, театральной условности. Двое Рене и Фернан —живут здесь уже по 25 лет, уйдя сюда, как в монастырь еще до войны в Индокитае, третий — Густав — только что поступил. У Фернана осколок в голове, и он постоянно падает в обморок, у Рене — больная нога, Густав почти недвижен и никуда не выходит. И в жизни они мало что видели, как будто и не были никогда молодыми. Но ни они над собой, ни автор над ними не плачут. Напротив, смех — стихия пьесы, и нежность, и любовь к человеку. Впервые за много лет появилась комедия без черноты, без жестокости, без цинизма, где старики вечно остаются молодыми не после смерти, а при жизни, где безрассудный их побег из действительности воспринимается как единственно правильное решение и подтверждается чудом ожившей статуи.
Совместный проект Театра имени Евгения Вахтангова и Международного театрального агентства «Арт-Партнер ХХI»
Три старика живут в Доме для военных ветеранов. Они – ветераны еще Первой мировой, что придает пьесе налет некоего абсурда, театральной условности. Двое Рене и Фернан – живут здесь уже по 25 лет, уйдя сюда, как в монастырь еще до войны в Индокитае, третий – Густав – только что поступил. У Фернана осколок в голове, и он постоянно падает в обморок, у Рене – больная нога, Густав почти недвижен и никуда не выходит. И в жизни они мало что видели, как будто и не были никогда молодыми. Но ни они над собой, ни автор над ними не плачут. Напротив, смех – стихия пьесы, и нежность, и любовь к человеку.
Впервые за много лет появилась комедия без черноты, без жестокости, без цинизма, где старики вечно остаются молодыми не после смерти, а при жизни, где безрассудный их побег из действительности воспринимается как единственно правильное решение и подтверждается чудом ожившей статуи.
Понравился спектакль Ветер шумит в тополях? Расскажите друзьям!
Источники:
https://www.vdovichenkov.ru/veter-shumit-v-topolyah.html
https://www.vakhtangov.ru/shows/veter-shumit-v-topolyah
https://bilety-teatr.ru/repertuar/veter-shumit-v-topolyah.html