Высказывание жан жака руссо. Жан-Жак Руссо: афоризмы, цитаты, высказывания
Высказывание жан жака руссо. Жан-Жак Руссо: афоризмы, цитаты, высказывания
Жан-Жак Руссо – родился 28 июня 1712 года в Женеве. Французский писатель, мыслитель, композитор. Разработал прямую форму правления народа государством (прямую демократию), которая используется и по сей день в Швейцарии. Автор произведений – «Новая Элоиза», «Эмиль», «Общественный договор», «Рассуждения» и др. Умер 2 июля 1778 года, Эрменонвиль, близ Парижа.
Афоризмы, цитаты, высказывания, фразы Жан-Жак Руссо
Прекрасно то, чего нет.
Дайте детству созреть в детстве.
Оскорбления — это доводы неправых.
Терпение горько, но его плод сладок.
Трудись для того, чтоб наслаждаться.
Всякая злость происходит от бессилия.
Знать хорошее важнее, чем знать многое.
Наши истинные учителя — опыт и чувство.
Всякий праздный гражданин яатяется вором.
Правдивое сердце — главное оружие истины.
Любить глубоко — это значит забыть о себе.
От природы люди вовсе не враги друг другу.
Почти во всех делах самое трудное — начало.
Лишь великие события создают великих людей.
У духа есть свои потребности, как и у тела.
Важно знать не то, что есть, а то, что полезно.
Первое и важнейшее качество женщины — кротость.
Чистая совесть гасит жажду легкомысленных забав.
Против всего можно устоять, но не против доброты.
Прямодушие украшает все сопровождаемые им чувства.
Жажда счастья никогда не иссякает в сердце человека.
Фальшивых людей опаснее иметь друзьями, чем врагами.
Иной сходит в могилу ста лет, а умер, едва родившись.
Мое дело сказать правду, а не заставлять верить в нее.
С первой минуты жизни надо учиться быть достойными жить.
Свободным родился человек — и везде он закован в железо.
Вся нравственность человека заключается в его намерениях.
Чем меньше люди знают, тем обширнее кажется им их знание.
Тысячи путей ведут к заблуждению, к истине — только один.
Царство женщины — это царство нежности, тонкости и терпимости.
Неподкупный глаз честного человека всегда беспокоит мошенников.
Тот, кто поносит порядочного человека, поносит этим самого себя.
Хорошее употребление времени делает время еще более драгоценным.
Привязанность может обойтись без взаимности, но дружба — никогда.
Чем меньше вы будете читать, тем тщательнее следует выбирать книги.
Истинная вежливость заключается в благожелательном отношении к людям.
Чтобы жить в добродетели, мы всегда должны вести борьбу сами с собой.
Доброта, высказанная нам каким-либо человеком, привязывает нас к нему.
Ничего могучего, ничего великого не может выйти из-под продажного пера.
Сама по себе жизнь ничего не значит; цена ее зависит от ее употребления.
Видеть несправедливость и молчать — это значит самому участвовать в ней.
Первая награда справедливости — это сознание, что справедливо поступили.
Истинное воспитание состоит не столько в правилах, сколько в упражнениях.
Отнимите у нашего сердца любовь к добру — вы отнимете всю прелесть жизни.
Принуждение и любовь не уживаются вместе, и нельзя наслаждаться по заказу.
Если мы будем искать счастья, не зная, где оно, мы рискуем с ним разойтись.
Дураки не бывают застенчивы, хотя застенчивость принимает все виды глупости.
Вам не удастся никогда создать мудрецов, если будете убивать в детях шалунов.
Чем более неистовы страсти, тем более необходимы законы, чтобы их сдерживать.
Есть избыток строгости и избыток снисходительности: обоих надо одинаково избегать.
Если тщеславие сделало кого-нибудь счастливым, то наверняка этот кто-то был дурак.
Как бы ни был правдив человек, но раз он католический епископ, ему приходится лгать.
Вовсе не обязательно делать из человека философа прежде, чем делать из него человека.
Ложное может выступать в бесконечных сочетаниях, истина же существует лишь в одном виде.
Мудрый законодатель начинает не с издания законов, а с изучения их пригодности для данного общества.
Мужчина лучше женщины философствует о сердце человеческом, но женщина лучше его читает в сердце мужчин.
Всякая власть — от Бога, я это признаю; но и всякая болезнь от Него же: значит ли это, что запрещено звать врача?
Всякого рода привилегии выгодны для частных лиц, которые их получают, и ложатся бременем на нацию, которая их дает.
Не надо смешивать смелость с наглостью и грубостью: нет ничего более несходного и по своему источнику, и по результату.
Мы всего больше заботимся о жизни по мере того, как она теряет свою ценность; старики больше сожалеют о ней, чем молодые.
Один только урок нравственности годен для детства и в высшей степени важен для всякого возраста — это не делать никому зла.
Из всех способностей человека разум, представляющий собою объединение всех других, развивается труднее всего и позже всего.
Воспитание человека начинается с его рождения; он еще не говорит, еще не слушает, но уже учится. Опыт предшествует обучению.
Жена, домогающаяся власти, становится тираном своего мужа, а господин, сделавшийся рабом, бывает смешным и жалким созданием.
Воздержанность и труд — вот два истинных врача человека: труд обостряет его аппетит, а воздержанность мешает злоупотреблять им.
Люди, будьте человечны! Это ваш первый долг. Будьте такими для всех состояний, для всех возрастов, для всего, что не чуждо человеку.
Естественное состояние — это такое состояние, когда забота о нашем самосохранении менее всего вредит заботе других о самосохранении.
Необходимым следствием порядка вещей становится то, что злой извлекает двойную выгоду: из собственной несправедливости и из честности других.
Если вы уступите ребенку, он сделается вашим повелителем; и для того. чтобы заставить его повиноваться, вам придется ежеминутно договариваться с ним.
Жить — это не значит дышать, это значит действовать. Не тот человек больше всего жил, который может насчитать больше лет, а тот, кто больше всего чувствовал жизнь.
Дурной поступок мучает нас не тогда, когда он только что совершен, а когда спустя долгое время вспоминаешь его, потому что память о нем не угасает.
Ежели супруги много лет любят друг друга, то влюбленность неприметно переходит в сладостную привычку и пылкая страсть сменяется нежной дружбой.
Имейте в виду, что никогда незнание не делает зла; пагубно только заблуждение. Заблуждаются же люди не потому, что не знают, а потому, что воображают себя знающими.
Мужчина говорит то, что знает, женщина — что нравится; первый, чтобы говорить, нуждается в знаниях, вторая — во вкусе; первый должен иметь в виду полезные вещи, вторая — приятные.
Всякий человек, рожденный в рабстве, рождается для рабства; ничто не может быть вернее этого. В оковах рабы теряют все, вплоть до желания от них освободиться.
Много рассуждают о качествах хорошего воспитания. Первое, которое я потребовал бы от него — а оно предполагает и много других, — это не быть человеком продажным.
Когда мужчина берет жену ниже себя по званию., он не унижает себя, но возвышает свою супругу; наоборот, заключая брак с особою более высокого звания, он унижает ее и сам не возвышается.
Вместо того чтобы обуздывать роскошь при помощи законов против роскоши, лучше предупреждать ее при помощи такого управления, которое делает ее невозможною.
Одно из преимуществ хороших поступков состоит в том, что они возвышают душу и предрасполагают ее к еще лучшим делам. Опаснейший подводный камень для правосудия — это предубеждение.
Весьма опасаюсь, как бы тот, кто с первого знакомства обходится со мною так, будто мы дружим лет двадцать, не обошелся бы со мною двадцать лет спустя как с незнакомцем, попроси я его о важной услуге.
Всякий, кто зависит от других и не имеет своих внутренних средств, не сможет стать свободным. Союзы, договоры, доверие людей — все это может привязать слабого к сильному, но не сильного к слабому.
Время — движущийся образ неподвижной вечности. Все, что нарушает единство общества, никуда не годится; все установления, ставящие человека в противоречие с самим собою, не стоят ничего.
Красноречие производит сильное, но зато минутное действие. Люди, легко поддающиеся возбуждению, так же легко и успокаиваются. Холодное и мощное убеждение не производит такого подъема; но если оно охватило человека, оно проникает в него, и действие его неизгладимо.
Единственное средство удержать государство в состоянии независимости от кого-либо — это сельское хозяйство. Обладай вы хоть всеми богатствами мира, если вам нечем питаться — вы зависите от других. Торговля создает богатство, но сельское хозяйство обеспечивает свободу.
Надо найти такую общую форму соединения, которая защищала бы и охраняла своей общей силой личность и имущество каждого своего члена и посредством которой каждый, соединяясь со всеми, повиновался бы, однако, только самому себе, оставаясь столь же свободным, как и раньше.
Родина не может существовать без свободы, свобода без добродетели, добродетель без граждан. У вас будет все, если вы воспитаете граждан; без этого у вас все, начиная с правителей государства, будут лишь жалкими рабами. Однако воспитать граждан — дело не одного дня; и чтобы иметь граждан-мужей, нужно наставлять их с детского возраста.
Пусть же родина явит себя общей матерью граждан; пусть выгоды, коими пользуются они в своей отчизне, сделают ее для них дорогою; пусть правительство оставит им в общественном управлении долю, достаточную для того, чтобы они чувствовали, что они у себя дома; и пусть законы будут в их глазах лишь поручительством за общую свободу.
Не соединяйте брачными узами людей, кои подходят друг другу лишь в известных условиях жизни и не будут подходить, если эти условия изменятся; но соединяйте людей, которые будут соответствовать друг другу, в каком бы положении они ни очутились, в какой бы стране ни обитали, в каком бы звании ни оказались.
Не трудно понять, что война и завоевания, с одной стороны, и усугубляющийся деспотизм — с другой, взаимно помогают друг другу; что у народа, состоящего из рабов, можно вволю брать деньги и людей, чтобы с их помощью покорять другие народы; что война дает одновременно и предлог для новых денежных поборов, и не менее благовидный предлог для того, чтобы постоянно содержать многочисленные армии, дабы держать народ в страхе. – Никто не может быть счастлив, если он не пользуется своим собственным уважением.
Отказаться от своей свободы — это значит отречься от своего человеческого достоинства, от прав человеческой природы, даже от ее обязанностей. Невозможно никакое возмещение тому, кто от всего отказывается. Подобный отказ несовместим с природою человека; лишить человека свободы воли — это значит лишить его действия какой бы то ни было нравственности.
Если брать этот термин в точном его значении, то никогда не существовала подлинная демократия и никогда таковой не будет. Противно естественному порядку вещей, чтобы большее число управляло, а малое было управляемым. Нельзя себе представить, чтобы народ все свое время проводил в собраниях, занимаясь общественными делами, и легко видеть. что он не мог бы учредить для этого какие-либо комиссии, чтобы не изменилась и форма управления.
Два противоположных состояния ввергают людей в оцепенение безделья: одно из них — то душевное спокойствие, в силу которого мы довольствуемся тем, чем обладаем; второе — это ненасытное вожделение, дающее чувствовать невозможность его удовлетворения. Тот, кто живет, не имея желаний, и тот, кто знает, что не может получить того, что желает, равным образом пребывают в бездействии. Чтобы действовать, нужно и стремиться к чему-либо, и быть в состоянии этого достигнуть.
Мы видим вокруг нас почти только таких людей, которые жалуются на свою жизнь, и многих таких, которые лишают себя жизни, когда это в их власти; законы, божеский и человеческий, вместе едва способны остановить беспорядок. А случалось ли вам когда-либо слышать, чтобы дикарь на свободе хотя бы только подумал о том, чтобы жаловаться на жизнь и кончать с собою. Судите же с меньшим высокомерием о том, по какую сторону мы видим подлинное человеческое несчастье.
Недостаточно сказать гражданам: «Будьте добрыми!» -« надо научить их быть таковыми; и даже пример, который в этом отношении должен служить первым уроком, не есть единственное необходимое здесь средство. Любовь к отечеству всегда действенна, ибо всякий человек добродетелен, когда его частная воля во всем соответствует общей воле; и мы с охотою желаем того же, чего желают любимые нами люди.
Люди от природы ленивы; но страстное стремление к труду — это первый плод благоустроенного общества; и если народ вновь впадает в состояние лени и безразличия, то это происходит опять-таки из-за несправедливости этого же самого общества, которое не придает уже больше труду той цены, которой он заслуживает.
Главные движущие силы, которые заставляют людей действовать, если их хорошенько рассмотреть, сводятся к двум: сластолюбию и тщеславию; если вы отнимете у первого то, что принадлежит второму, то обнаружите при окончательном рассмотрении, что все сводится почти что к одному только тщеславию.
Если вы хотите воспитать ум вашего ученика, воспитывайте силы, которыми он должен управлять. Постоянно упражняйте его тело; делайте его здоровым и сильным; пусть он работает, действует, бегает, кричит; пусть всегда находится в движении; пусть будет он человеком по силе, и вскоре он станет им по разуму. Если мы хотим извратить этот порядок, то произведем скороспелые плоды, в которых не будет ни зрелости, ни вкуса и которые не замедлят испортиться: у нас будут юные ученые и старые дети.
Опыт давно уже приучил народ быть благодарным своим правителям за то, что они ему не причинили всего того зла, какое они могли ему причинить, и обожать своих правителей, когда народ им не ненавистен. Глупец, которому повинуются, может, как и всякий другой, карать преступления — настоящий государственный деятель умеет их предупреждать; он утверждает свою достойную уважения власть не столько над поступками, сколько, в большей еще мере, над волею людей.
Страх и надежда — вот два орудия, при помощи которых управляют людьми, но вместо того, чтобы пользоваться этими двумя орудиями, не делая различия между ними, следует использовать их в соответствии с их природой. Страх не возбуждает, он сдерживает; и использование его в законах о наказаниях служит не тому, чтобы побуждать делать добро, а тому, чтобы помешать творить зло. Не видно даже, чтобы страх перед нищетою делал когда-либо бездельников трудолюбивыми. Вот почему для того, чтобы возбудить среди людей настоящее соревнование в труде, следует показывать им, что труд — это не средство избежать голода, а способ достигнуть благосостояния.
Цитаты Жана Жака Руссо
Если за целое взять все способности человека. Самым сложным и неразгаданным является мыслительная активность и разумность поведения – развиваются умственные способности и сознание долго, кропотливо, в муках.
В заблуждение можно попасть тысячью дорогами, к истине ведет узкая горная невидимая тропа, усланная камнями, буреломами и проходит над пропастью. Скользнул вниз, оступился – ты заблудился и потерял истинный путь веры.
У неподвижной вечности есть движущийся в одностороннем направлении образ, названный временем. – Жан Жак Руссо
Мужчина считается лучшим сердечным философом. Женщина сердце читает как открытую книгу, понимая все закорючки и каракули.
Доброта низменно связывает нас и привлекает.
Жан Жак Руссо: Хорошее воспитание должно научить молодежь принципам, чтобы продажных чиновников стало меньше.
Уступая ребенку первенство, вы делаете его повелителем над вами. Общаться станет тяжелее из-за постоянных его капризов.
С роскошью борются управленческими методами и систематизированными законами, которые исключают принцип обогащения в зародыше, делая богатство невыгодным и вредным.
Продолжение цитат Жан Жака Руссо читайте на страницах:
Красноречие производит сильное, но зато минутное действие. Люди, легко поддающиеся возбуждению, так же легко и успокаиваются. Холодное и мощное убеждение не производит такого подъема; но если оно охватило человека, оно проникает в него, и действие его неизгладимо.
Пусть же родина явит себя общей матерью граждан; пусть выгоды, коими пользуются они в своей отчизне, сделают ее для них дорогою; пусть правительство оставит им в общественном управлении долю, достаточную для того, чтобы они чувствовали, что они у себя дома; и пусть законы будут в их глазах лишь поручительством за общую свободу.
Тот, кто поносит порядочного человека, поносит этим самого себя.
Царство женщины — это царство нежности, тонкости и терпимости.
Главные движущие силы, которые заставляют людей действовать, если их хорошенько рассмотреть, сводятся к двум: сластолюбию и тщеславию; если вы отнимете у первого то, что принадлежит второму, то обнаружите при окончательном рассмотрении, что все сводится почти что к одному только тщеславию.
Первое и важнейшее качество женщины — кротость.
Человеку всегда будет свойственно стремление быть счастливым.
Есть избыток строгости и избыток снисходительности: обоих надо одинаково избегать.
Неподкупный глаз честного человека всегда беспокоит мошенников.
От природы люди вовсе не враги друг другу.
Свободным родился человек — и везде он закован в железо.
Истинная вежливость заключается в благожелательном отношении к людям.
Трудись для того, чтоб наслаждаться.
Знать хорошее важнее, чем знать многое.
Жить — это не значит дышать, это значит действовать. Не тот человек больше всего жил, который может насчитать больше лет, а тот, кто больше всего чувствовал жизнь.
Прямота обычно сопровождается и другими смежными чувствами.
Родина не может существовать без свободы, свобода без добродетели, добродетель без граждан. У вас будет все, если вы воспитаете граждан; без этого у вас все, начиная с правителей государства, будут лишь жалкими рабами. Однако воспитать граждан — дело не одного дня; и чтобы иметь граждан-мужей, нужно наставлять их с детского возраста.
Всякий человек, рожденный в рабстве, рождается для рабства; ничто не может быть вернее этого. В оковах рабы теряют все, вплоть до желания от них освободиться.
Продажное перо не может создать что-то великое и достойное, ибо пишет не от души, а на заказ.
Дайте детству созреть в детстве.
Толковый законодатель сначала изучит общество и для него создаст закон, а не наоборот.
Любить глубоко — это значит забыть о себе.
Хорошее употребление времени делает время еще более драгоценным.
Иной сходит в могилу ста лет, а умер, едва родившись.
Чем меньше люди знают, тем обширнее кажется им их знание.
Цена жизни зависит от того, на что мы ее тратим, а сама по себе она ничего не стоит.
Прекрасно то, чего нет.
Если вы хотите воспитать ум вашего ученика, воспитывайте силы, которыми он должен управлять. Постоянно упражняйте его тело; делайте его здоровым и сильным; пусть он работает, действует, бегает, кричит; пусть всегда находится в движении; пусть будет он человеком по силе, и вскоре он станет им по разуму… Если мы хотим извратить этот порядок, то произведем скороспелые плоды, в которых не будет ни зрелости, ни вкуса и которые не замедлят испортиться: у нас будут юные ученые и старые дети.
Ежели супруги много лет любят друг друга, то влюбленность неприметно переходит в сладостную привычку и пылкая страсть сменяется нежной дружбой.
Всякий праздный гражданин яатяется вором.
Принуждение и любовь не уживаются вместе, и нельзя наслаждаться по заказу.
Истинное воспитание состоит не столько в правилах, сколько в упражнениях.
Почти во всех делах самое трудное — начало.
Чем меньше вы будете читать, тем тщательнее следует выбирать книги.
Не надо смешивать смелость с наглостью и грубостью: нет ничего более несходного и по своему источнику, и по результату.
Оскорбления — это доводы неправых.
Опыт давно уже приучил народ быть благодарным своим правителям за то, что они ему не причинили всего того зла, какое они могли ему причинить, и обожать своих правителей, когда народ им не ненавистен. Глупец, которому повинуются, может, как и всякий другой, карать преступления — настоящий государственный деятель умеет их предупреждать; он утверждает свою достойную уважения власть не столько над поступками, сколько, в большей еще мере, над волею людей.
Вам не удастся никогда создать мудрецов, если будете убивать в детях шалунов.
Всякая власть — от Бога, я это признаю; но и всякая болезнь от Него же: значит ли это, что запрещено звать врача?
Как бы ни был правдив человек, но раз он католический епископ, ему приходится лгать.
Лишь великие события создают великих людей.
Необходимым следствием порядка вещей становится то, что злой извлекает двойную выгоду: из собственной несправедливости и из честности других.
С первой минуты жизни надо учиться быть достойными жить.
Чем более неистовы страсти, тем более необходимы законы, чтобы их сдерживать.
Единственное средство удержать государство в состоянии независимости от кого-либо — это сельское хозяйство. Обладай вы хоть всеми богатствами мира, если вам нечем питаться — вы зависите от других. Торговля создает богатство, но сельское хозяйство обеспечивает свободу.
Чтобы жить в добродетели, мы всегда должны вести борьбу сами с собой.
Преимущество хорошего поступка заключается в очищении души и ее стремлении творить добро. Предубеждение является наиопаснейшим подводным камнем для людей, свершающих правосудие.
Правдивое сердце — главное оружие истины.
Ложь обычно выступает в разных вариациях, истина же всегда выглядит одинаково.
Воспитание человека начинается с его рождения; он еще не говорит, еще не слушает, но уже учится. Опыт предшествует обучению.
Мы всего больше заботимся о жизни по мере того, как она теряет свою ценность; старики больше сожалеют о ней, чем молодые.
Когда мужчина берет жену ниже себя по званию., он не унижает себя, но возвышает свою супругу; наоборот, заключая брак с особою более высокого звания, он унижает ее и сам не возвышается.
Дураки не бывают застенчивы, хотя застенчивость принимает все виды глупости.
Отнимите у нашего сердца любовь к добру — вы отнимете всю прелесть жизни.
Не соединяйте брачными узами людей, кои подходят друг другу лишь в известных условиях жизни и не будут подходить, если эти условия изменятся; но соединяйте людей, которые будут соответствовать друг другу, в каком бы положении они ни очутились, в какой бы стране ни обитали, в каком бы звании ни оказались.
Один только урок нравственности годен для детства и в высшей степени важен для всякого возраста — это не делать никому зла.
Если тщеславие сделало кого-нибудь счастливым, то наверняка этот кто-то был дурак.
Всякого рода привилегии выгодны для частных лиц, которые их получают, и ложатся бременем на нацию, которая их дает.
Если мы будем искать счастья, не зная, где оно, мы рискуем с ним разойтись.
Наши истинные учителя — опыт и чувство.
Важно знать не то, что есть, а то, что полезно.
Вся нравственность человека заключается в его намерениях.
Привязанность может обойтись без взаимности, но дружба — никогда.
Видеть несправедливость и молчать — это значит самому участвовать в ней.
Чистая совесть гасит жажду легкомысленных забав.
У человека есть два лекаря – труд и воздержание, первый – разжигает аппетит, а второе – не позволяет этим злоупотреблять.
Терпение горько, но его плод сладок.
Мое дело сказать правду, а не заставлять верить в нее.
Имейте в виду, что никогда незнание не делает зла; пагубно только заблуждение. Заблуждаются же люди не потому, что не знают, а потому, что воображают себя знающими.
Против всего можно устоять, но не против доброты.
Дурной поступок мучает нас не тогда, когда он только что совершен, а когда спустя долгое время вспоминаешь его, потому что память о нем не угасает.
Надо найти такую общую форму соединения, которая защищала бы и охраняла своей общей силой личность и имущество каждого своего члена и посредством которой каждый, соединяясь со всеми, повиновался бы, однако, только самому себе, оставаясь столь же свободным, как и раньше.
Естественное состояние — это такое состояние, когда забота о нашем самосохранении менее всего вредит заботе других о самосохранении.
Всякая злость происходит от бессилия.
Мужчина говорит то, что знает, женщина — что нравится; первый, чтобы говорить, нуждается в знаниях, вторая — во вкусе; первый должен иметь в виду полезные вещи, вторая — приятные.
Вовсе не обязательно делать из человека философа прежде, чем делать из него человека.
Властная жена – тиран для мужа, а превратившийся в раба муж – жалок и смешон.
Люди, будьте человечны! Это ваш первый долг. Будьте такими для всех состояний, для всех возрастов, для всего, что не чуждо человеку.
Всякий, кто зависит от других и не имеет своих внутренних средств, не сможет стать свободным. Союзы, договоры, доверие людей — все это может привязать слабого к сильному, но не сильного к слабому.
Весьма опасаюсь, как бы тот, кто с первого знакомства обходится со мною так, будто мы дружим лет двадцать, не обошелся бы со мною двадцать лет спустя как с незнакомцем, попроси я его о важной услуге.
Первая награда справедливости — это сознание, что справедливо поступили.
Фальшивых людей опаснее иметь друзьями, чем врагами.
У духа есть свои потребности, как и у тела.
Жан-Жак Руссо – Цитаты и афоризмы
Если тщеславие сделало кого-нибудь счастливым, то наверняка этот кто-то был дурак.
Искусство усиливать наслаждение заключается в умении быть скупым на него.
Во все времена будут люди, которым суждено подчиняться воззрениям своего века, своей страны и своего общества. Иной корчит из себя сегодня вольнодумца и философа; по той же причине он обязательно был бы фанатиком во времена Лиги.
Жить — это не значит дышать, это значит действовать. Не тот человек больше всего жил, который может насчитать больше лет, а тот, кто больше всего чувствовал жизнь.
Золото и серебро — на взгляд поэта, железо и хлеб — на взгляд философа — вот что цивилизовало людей и погубило человеческий род.
Иной сходит в могилу ста лет, а умер, едва родившись.
Ходьба оживляет и воодушевляет мои мысли. Оставаясь в покое, я почти не могу думать; необходимо, чтобы мое тело находилось в движении, тогда ум тоже начинает двигаться.
Самым близким к естественному состоянию из всех тех занятий, которые способны обеспечить существование человека, является труд его рук. Из всех общественных положений самое независимое от судьбы и от людей — положение ремесленника.
Люди от природы ленивы; но страстное стремление к труду — это первый плод благоустроенного общества; и если народ вновь впадает в состояние лени и безразличия, то это происходит опять-таки из-за несправедливости этого же самого общества, которое не придает уже больше труду той цены, которой он заслуживает.
Воздержанность и труд — вот два истинных врача человека: труд обостряет его аппетит, а воздержанность мешает злоупотреблять им.
Трудись для того, чтоб наслаждаться.
Честность еще дороже порядочным людям, чем ученость людям образованным.
Неподкупный глаз честного человека всегда беспокоит мошенников.
Видеть несправедливость и молчать — это значит самому участвовать в ней.
Первая награда справедливости — это сознание, что справедливо поступили.
Хула — очень удобная вещь: нападают с помощью одного слова, а нужны целые страницы для защиты.
Фальшивых людей опаснее иметь друзьями, чем врагами.
Лгать самому себе для своей выгоды — подделка; лгать для выгоды другого — подлог; лгать для того, чтоб повредить, — клевета; это худший вред лжи.
Оскорбления — это доводы неправых.
Мое дело сказать правду, а не заставлять верить в нее.
Есть принципы для разговоров, а другие для применения в жизни; противоречие между ними никого не возмущает — по общему убеждению, они не должны согласовываться между собою; даже от писателя, особенно же от моралиста, не требуют, чтобы он говорил то же, что пишет в своих книгах, и действовал так, как говорит.
Ложное может выступать в бесконечных сочетаниях, истина же существует лишь в одном виде.
Я принял сообразно природному моему разумению сторону истины, и чего бы я ни добился, одна награда все же не уйдет от меня — я найду ее в глубине моего сердца.
Тысячи путей ведут к заблуждению, к истине — только один.
Правдивое сердце — главное оружие истины.
Мы видим вокруг нас почти только таких людей, которые жалуются на свою жизнь, и многих таких, которые лишают себя жизни, когда это в их власти; законы божеский и человеческий вместе едва способны остановить этот беспорядок. А случалось ли вам когда- либо слышать, чтобы дикарь на свободе хотя бы только подумал о том, чтобы жаловаться на жизнь и кончать с собою. Судите же с меньшим высокомерием о том, по какую сторону мы видим подлинное человеческое несчастье.
Печаль, тоска, сожаления, отчаяние — это невзгоды преходящие, не укореняющиеся в душе; и опыт нас учит, как обманчиво горькое чувство, под влиянием которого мы думаем, что наши беды вечны.
Источники:
https://aphorism-citation.ru/index/0-127
https://icitata.ru/zhan-zhak-russo-citaty/
https://dastiham.ru/publ/velikikh_ljudej/zhan_zhak_russo/308