3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Я искала любви и не нашла ее. «Лариса: «Я любви искала и не нашла

Я искала любви и не нашла ее. «Лариса: «Я любви искала и не нашла

(Драма в четырех действиях)

Харита Игнатьевна Огудалова, вдова средних лет; одета изящно, но смело и не по летам.

Лариса Дмитриевна, ее дочь, девица; одета богато, но скромно.

Мокий Пармевыч Кнуров, из крупных дельцов последнего времени, пожилой человек, с громадным состоянием.

Василий Данилыч Вожеватов, очень молодой человек, один из представителей богатой торговой фирмы; по костюму европеец.

Юлий Капитоныч Карандышев, молодой человек, небогатый чиновник.

Сергей Сергеич Паратов, блестящий барин, из судохозяев, лет за 30.

Гаврило, клубный буфетчик и содержатель кофейной на бульваре.

Иван, слуга в кофейной.

Действие происходит в настоящее время, в большом городе Бряхимове на Волге. Городской бульвар на высоком берегу Волги, с площадкой перед кофейной; направо от актеров вход в кофейную, налево — деревья; в глубине низкая чугунная решетка, за ней вид на Волгу, на большое пространство: леса, села и проч.; на площадке столы и стулья: один стол на правой стороне, подле кофейной, другой — на левой.

Гаврило стоит в дверях кофейной, Иван приводит в порядок мебель на площадке.

Иван. Никого народу-то нет на бульваре.

Гаврило. По праздникам всегда так. По старине живем: от поздней обедни все к пирогу да ко щам, а потом, после хлеба-соли, семь часов отдых.

Иван. Уж и семь! Часика три-четыре. Хорошее это заведение.

Гаврило. А вот около вечерен проснутся, попьют чайку до третьей тоски…

Иван. До тоски! Об чем тосковать-то?

Гаврило. Посиди за самоваром поплотнее, поглотай часа два кипятку, так узнаешь. После шестого пота она, первая-то тоска, подступает… Расстанутся с чаем и выползут на бульвар раздышаться да разгуляться. Теперь чистая публика гуляет: вон Мокий Парменыч Кнуров проминает себя.

Иван. Он каждое утро бульвар-то меряет взад и вперед, точно по обещанию. И для чего это он себя так утруждает?

Гаврило. Для моциону.

Иван. А моцион-то для чего?

Гаврило. Для аппетиту. А аппетит нужен ему для обеду. Какие обеды-то у него! Разве без моциону такой обед съешь?

Иван. Отчего это он все молчит?

Гаврило. «Молчит»! Чудак ты. Как же ты хочешь, чтоб он разговаривал, коли у него миллионы! С кем ему разговаривать? Есть человека два-три в городе, с ними он разговаривает, а больше не с кем; ну, он и молчит. Он и живет здесь не подолгу от этого от самого; да и не жил бы, кабы не дела. А разговаривать он ездит в Москву, в Петербург да за границу, там ему просторнее.

Иван. А вот Василий Данилыч из-под горы идет. Вот тоже богатый человек, а разговорчив.

Гаврило. Василий Данилыч еще молод; малодушеством занимается; еще мало себя понимает; а в лета войдет, такой же идол будет.

Слева выходит Кнуров и, не обращая внимания на поклоны Гаврилы и Ивана, садится к столу, вынимает из кармана французскую газету и читает. Справа входит Вожеватов.

Вожеватов (почтительно кланяясь). Мокий Парменыч, честь имею кланяться!

Кнуров. А! Василий Данилыч! (Подает руку.) Откуда?

Вожеватов. С пристани. (Садится.)

Гаврило подходит ближе.

Кнуров. Встречали кого-нибудь?

Вожеватов. Встречал, да не встретил. Я вчера от Сергея Сергеича Паратова телеграмму получил. Я у него пароход покупаю.

Гаврило. Не «Ласточку» ли, Василий Данилыч?

Вожеватов. Да, «Ласточку». А что?

Гаврило. Резво бегает, сильный пароход.

Вожеватов. Да вот обманул Сергей Сергеич, не приехал.

Гаврило. Вы их с «Самолетом» ждали, а они, может, на своем приедут, на «Ласточке».

Иван. Василий Данилыч, да вон еще пароход бежит сверху.

Вожеватов. Мало ль их по Волге бегает.

Иван. Это Сергей Сергеич едут.

Вожеватов. Ты думаешь?

Иван. Да похоже, что они-с… Кожухи-то на «Ласточке» больно приметны.

Вожеватов. Разберешь ты кожухи за семь верст!

Иван. За десять разобрать можно-с… Да и ходко идет, сейчас видно, что с хозяином.

Вожеватов. А далеко?

Иван. Из-за острова вышел. Так и выстилает, так и выстилает.

Гаврило. Ты говоришь, выстилает?

Иван. Выстилает. Страсть! Шибче «Самолета» бежит, так и меряет.

Гаврило. Они идут-с.

Вожеватов (Ивану). Так ты скажи, как приставать станут.

Иван. Слушаю-с… Чай, из пушки выпалят.

Вожеватов. Из какой пушки?

Гаврило. У них тут свои баржи серед Волги на якоре.

Гаврило. Так на барже пушка есть. Когда Сергея Сергеича встречают или провожают, так всегда палят. (Взглянув в сторону за кофейную.) Вон и коляска за ними едет-с, извозчицкая, Чиркова-с! Видно, дали знать Чиркову, что приедут. Сам хозяин, Чирков, на козлах. — Это за ними-с.

Читать еще:  Где натянуть холст на подрамник. Недорогая натяжка холста на подрамник

Вожеватов. Да почем ты знаешь, что за ними?

Гаврило. Четыре иноходца в ряд, помилуйте, за ними. Для кого же Чирков такую четверню сберет! Ведь это ужасти смотреть… как львы… все четыре на трензелях! А сбруя-то, сбруя-то! — За ними-с.

Иван. И цыган с Чирковым на козлах сидит, в парадном казакине, ремнем перетянут так, что, того и гляди, переломится.

Гаврило. Это за ними-с. Некому больше на такой четверке ездить. Они-с.

Кнуров. С шиком живет Паратов.

Вожеватов. Уж чего другого, а шику довольно.

Кнуров. Дешево пароход-то покупаете?

Вожеватов. Дешево, Мокий Парменыч.

Кнуров. Да, разумеется; а то, что за расчет покупать. Зачем он продает?

Вожеватов. Знать, выгоды не находит.

Кнуров. Конечно, где ж ему! Не барское это дело. Вот вы выгоду найдете, особенно коли дешево-то купите.

Вожеватов. Нам кстати: у нас на низу грузу много.

Кнуров. Не деньги ль понадобились? Он ведь мотоват.

Вожеватов. Его дело. Деньги у нас готовы.

Кнуров. Да, с деньгами можно дела делать, можно. (С улыбкой.) Хорошо тому, Василий Данилыч, у кого денег-то много.

Вожеватов. Дурное ли дело! Вы сами, Мокий Парменыч, это лучше всякого знаете.

Кнуров. Знаю, Василий Данилыч, знаю.

Вожеватов. Не выпьем ли холодненького, Мокий Парменыч?

Кнуров. Что вы, утром-то! Я еще не завтракал.

Вожеватов. Ничего-с. Мне один англичанин — он директор на фабрике — говорил, что от насморка хорошо шампанское натощак пить. А я вчера простудился немного.

Кнуров. Каким образом? Такое тепло стоит.

Вожеватов. Да все им же и простудился-то: холодно очень подали.

Кнуров. Нет, что хорошего; люди посмотрят, скажут: ни свет ни заря — шампанское пьют.

Вожеватов. А чтоб люди чего дурного не сказали, так мы станем чай пить.

Кнуров. Ну, чай — другое дело.

Вожеватов (Гавриле). Гаврило, дай-ка нам чайку моего, понимаешь. Моего!

«Лариса: «Я любви искала и не нашла»»

Все действие «Бесприданницы» скон­центрировано вокруг одного персо­нажа — Ларисы — и носит целена­правленный и напряженный характер. Можно даже сказать, что в целом «Гроза» более эпична, а «Бес­приданница» — более драматична. Это проявляется, в частности, в том, что действие в «Бесприданнице» протекает быстрее, чем в «Грозе». В «Грозе» за­вязка действия происходит почти на наших глазах, а в «Бесприданнице» действие уже «завязано» до того, как поднялся занавес. Лариса еще раньше была влюблена в Паратова; после его внезапного отъезда она из отчаяния дает согласие стать женой Карандышева. Сюжетная пружина уже натянута. Поэтому драматург получает возможность соблюсти «единство времени». Самый горячий приверженец классицистических правил мог быть доволен Ост­ровским. Ведь называемое «единство времени» тре­бовало, чтобы сценическое действие продолжалось не более суток. В «Бесприданнице» же оно проте­кает даже быстрее: начинается в полдень и закан­чивается в полночь. Но эти 12 часов перевернули всю жизнь Ларисы, которая наконец-то поняла свое положение в собственническом мире.

В конце пьесы она с горечью говорит: «На меня смотрели и смотрят, как на забаву. Никогда никто не постарался заглянуть ко мне в душу, ни от кого я не видела сочувствия, не слыхала теплого, сердеч­ного слова. А ведь так жить холодно».

Драма Ларисы и заключается в том, что она живет в холодном, жестоком и. безжалостном мире, в котором нет милосердия. Это относится ко всем, кто окружает героиню: к родной матери, к Кнуро­ву, Вожеватову, Паратову, Карандышеву.

В «Бесприданнице» отчетливо проявляется столк­новение между циничной, антигуманной филосо­фией и практикой дельцов и «горячим сердцем» героини, пытающейся отстоять свою человеческую индивидуальность, гибнущую в неравной борьбе с ми­ром, в котором царствуют деньги, выгода, расчет.

Лариса — красивая, умная, гордая, самолюбивая девушка. Она наделена душевной чуткостью и от­зывчивостью. Чувство собственного достоинства не позволяет ей пассивно мириться с окружающей об­становкой. Она противопоставлена всем остальным действующим лицам. Те преследуют свои личные, своекорыстные цели, Лариса же неспособна на ложь и обман. Она живет в ожидании необыкновенного счастья, тянется к людям, готова верить им, но мечты ее о счастье несбыточны.

«Лариса» в переводе означает «чайка». Героиня «Бесприданницы», как и Катерина из «Грозы», тоже хочет улететь далеко-далеко. Отсюда ее тяготение к широкому, беспредельному пространству, что неод­нократно подчеркивается в пьесе.

Как в «Грозе», так и в «Бесприданнице», дейст­вие в основном происходит на улице, на берегу Вол­ги. Это укрупняло конфликт, помогало восприни­мать трагическую участь героини на широком фоне русской природы, символизирующей устремленность к иной — светлой, свободной жизни, к полету. Но первая же ремарка в пьесе «Бесприданница» соеди­няет две противоположные сферы: пошлое, обыден­ное, будничное «здесь» и таинственно-поэтическое «там». Здесь — обычная кофейня с официантами, там — вид на Волгу и большое пространство: леса, села и прочее. И Лариса, едва появившись на сце­не, садится на скамейку и смотрит в бинокль на Волгу. Как вы думаете, зачем Островский застав­ляет ее пользоваться биноклем? Любоваться при­родой можно и без него. Не в театре же сидит Лариса, а на бульваре. Очевидно, с помощью би­нокля она хочет приблизить к себе поэтический простор, волжскую даль и вместе с тем отодви­нуться, отгородиться от пошлой реальности, которая ей так противна.

Читать еще:  Характеристика новых людей в романе что делать. «Новые люди» в романе Н

Кульминацией пьесы можно считать сцену, когда Лариса поет романс на слова Е. А. Баратынского.

Мир романса с его нежностью, надрывом, откры­тостью в выражении чувств — это и есть мир Ла­рисы. Жизнь она воспринимает сквозь призму ро­мансных представлений и идеалов. Однако красивые иллюзии долго существовать не могут. Ее возвы­шенные представления о любви, об «идеале муж­чины», о дружбе, вообще о жизни закономерно терпят крах.

В русской литературе любовь всегда была серьез­ным испытанием для действующих лиц, испытанием на человечность, на душевную стойкость и благо­родство. В «Бесприданнице» только Лариса выдержи­вает это испытание. Все остальные (Паратов, Кну­ров, Вожеватов, Карандышев) любви недостойны. Для них существует своя система ценностей: или любовь, или расчет. Расчет побеждает.Как же относится сама Лариса к этой системе ценностей? Вряд ли можно однозначно ответить на этот вопрос. Она, конечно, решительно протестует против мира торгашества, цинизма, унижения челове­ческого достоинства, но, вместе с тем, на себе уже испытывает воздействие нового времени, его социа­льные, идейные, нравственные тенденции. У нее уже нет той цельности, которая так характерна была для Катерины. Еще раз отметим: в Ларисе, разумеется, есть нечто, резко выделяющее ее среди окружающих: яркий характер, талантливость, внутренняя чистота, правдивость. «Не в матушку,— так говорит о ней Вожеватов.— У той все хитрость да лесть, а эта вдруг, ни с того ни с сего и скажет, что не надо». «То есть правду?» — спрашивает Кну­ров. «Да, правду, а бесприданницам так нельзя»,— утверждает Вожеватов.

Даже в манере одеваться Лариса резко отли­чается от родной матери. Авторские ремарки в этом отношении точны и выразительны. Старшая Огудалова «одета изящно, но смело и не по летам», а младшая «одета богато, но скромно». (Попробуйте и здесь применить прием устного рисования.)

И все же Лариса в гораздо большей степени, чем Катерина, своя в этом мире. Она может быть без­жалостной и бессердечной. Вот в первом действии Лариса выговаривает Карандышеву, упрекая его в бестактности: «Я сделалась очень чутка и впечатли­тельна». Все это так, но чуткости она требует только по отношению к себе. Во втором действии Карандышев буквально умоляет ее: «Пожалейте вы меня хоть сколько-нибудь!» Лариса не склонна его жалеть. «Вы только о себе, — упрекает она своего жениха. — Все себя любят!» Карандышев действи­тельно думает прежде всего о себе; но разве Лариса поступает иначе?

Отмечая глубину внутреннего мира своей героини, Островский вовсе не идеализирует ее. Чувствуется в Ларисе ранняя усталость от жизни, какая-то опусто­шенность, разочарованность. В «Грозе» все же ощу­щалось, что Катерина пришла в этот мир откуда-то со стороны, что она «не от мира сего» (если вос­пользоваться названием одной из позднейших пьес Островского). Лариса же тут выросла, тут воспи­тывалась, тут получила первые представления о жизни, о людях. И друг детства Вася Вожеватов потихонечку возил ей романы, «которые девушкам читать не дают». Становится понятным, почему она не просто влюблена в Паратова: в ее глазах он — идеал мужчины, а ведь это уже критерий, та свое­образная точка отсчета, которая определяет многие противоречивые черты в ее сознании и поведении.

Тлетворное влияние среды уже затронуло герои­ню «Бесприданницы», отравило ее чистую душу. Драма происходит не только вокруг нее, но и в ней самой. Она в конечном счете сама осознает себя вещью и готова даже принять циничное предло­жение Кнурова. «Уж теперь у меня перед глазами заблестело золото, — говорит она, — засверкали брил­лианты». В финале Лариса не щадит ни Карандышева, ни, что особенно важно, самоё себя: «. я искала любви и не нашла. ее нет на свете. нечего и искать. Я не нашла любви, так буду искать золота».

В заключительном монологе Ларисы ощущается какой-то надрыв, что-то похожее на истерику. Мо­жет быть, она сама даже не отдает себе отчета в том, что она говорит, что ей несет выбор, что ожи­дает ее в будущем. «Позовите Кнурова» — ведь это все равно, что в петлю, что в омут. Поэтому вы­стрел Карандышева для нее — единственный выход, избавление от позора, от медленной мучительной казни сознания. Подобно Катерине, она сама себя судит. Не суда людей она боится, а суда соб­ственной совести. Смерть оказывается единственным и самым желанным выходом.

Читать еще:  Некрасов кому на руси жить хорошо образы. Образы крестьян в поэме Н.А

«Бесприданница» — одна из лучших пьес позд­него Островского. Здесь уже заметно усложняется психологическая характеристика действующих лиц. В отличие, например, от Кабанихи или, тем более, от Дикого, персонажи, окружающие Ларису, не вы­глядят прямыми злодеями. Характеры их более слож­ные, порою противоречивые. Внутренняя психологи­ческая сложность героев пьесы есть одно из прояв­лений жанровой специфики «Бесприданницы». Перед нами — психологическая драма, ведущая в перспек­тиве к драматургии А. П. Чехова.

Смысл жизни Ларисы Огудаловой «Я любви искала и не нашла» по пьесе (драме) Бесприданница (Островский А. Н.)

«Я любви искала и не нашла», так объясняет свое якобы самоубийство главная героиня драмы «Бесприданница» Лариса Огудалова. Всю свою жизнь она провела «в поисках» того единственного любящего и мужчины. В отличие от других людей современного ей общества, Лариса не мечтала о шикарном доме, о дорогих одеяниях, о роскошных украшениях, ей не нужна была вся эта внешняя «красота» жизни, ее стремлением было обрести красоту духовную, успокаивающую, ту, которая заменит все земные блага.

Вынужденная, после смерти своего отца, терпеть ежедневные «вечера» проводимые ее матушкой, на которых собирались «потенциальные женихи» из разных слоев тогдашнего общества, Лариса каждый раз надеялась встретить того надежного и понимающего, для которого мораль и чувства будут превыше всего. И вот на одном из таких приемов она познакомилась с Паратовым – человеком, имеющим более чем приличное состояние, глубина души и яркий ум которого, навсегда приковали к себе сердце Ларисы. Жаль только, что Лариса, отуманенная встречей, не смогла понять, что такой влиятельный и в то же время открытый человек, однако не способен любить. Но для новой, ожившей Ларисы, уже и это не столь важно, ей нужно только чтобы он был рядом с ней, и она верит, что тогда Паратов сможет полюбить ее. Паратову же абсолютно все–равно, Лариса ему нравится и он бы охотно взял ее замуж, если бы не одно обстоятельство: для людей как Паратов, живущих в постоянном стремлении к наживе, было бы глупо жениться на девушке, не имеющей ни копейки за душой, семья которой живет исключительно за счет подарков богатеньких женихов.

Одарив Ларису безграничным количеством различных мечтаний о предстоящей их жизни, Паратов покидает Ларису.

После долгих страданий, отчаявшаяся Лариса, принимает решение, выйти замуж за первого кто попросит ее руки. Такой чести удостоился мелкий чиновник Карандышев – совершенно не пара Ларисе, которая, несмотря на бедность своего положения, была привлекательна и отнюдь не глупа. Карандышев, будучи не новым гостем в доме Ларисы, испытывал искреннее счастье от того, что теперь он сможет отомстить за все свои унижения, которые он терпел от богатых, а счастья от присутствия Ларисы в его душе было намного меньше, а точнее не было вовсе. Дом Карандышева находился в деревне, куда они с Ларисой должны были переехать, но пока «весь мир» не узнает об его трофее, Карандышев и слышать об этом не хотел.

Дело уже подходило к свадьбе, как неожиданно для Ларисы вдруг в город возвратился Паратов.

Тем временем Карандышев решил устроить у себя торжественный прием по случаю своей женитьбы, куда был приглашен и Паратов.

При встрече с ним Лариса, вновь загорелась надеждой, и резко холодеет к Карандышеву, но Паратов в один день дает ей понять, что она ему не нужна и сообщает что помолвлен с девушкой, в которой его заинтересовало лишь многомиллионное приданое.

Окончательно потеряв смысл своего существования Лариса пытается найти хоть каплю сочувствия у друга своего детства, крупного дельца Вожеватова, но, получив в ответ лишь пару пустых слов, Лариса в корне меняет свое мировоззрение и решает принять предложение богатого купца Кнурова стать его содержанкой и поехать с ним в Париж на выставку.

Разговаривая после этого с Карандышевым, Лариса окончательно дает ему понять, что она не любит его и от теперь единственной отрадой в ее жизни будут деньги. Разъяренный Карандышев, потеряв контроль над своими эмоциями, стреляет в Ларису. Умирая, она вынимает пистолет из рук Карандышева, тем самым, делая его невиновным при виде собравшихся, потому что понимает что ее жизнь без любви была бессмысленной, а жить для добычи денег она бы не смогла, поэту смерть как раз является для нее этим счастьем и той свободой которую она искала.

Источники:

https://www.litmir.me/br/?b=21262&p=19
https://www.allsoch.ru/sochineniya/18954
https://www.kritika24.ru/page.php?id=6528

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Для любых предложений по сайту: [email protected]