Записи с меткой «Интуитивные танцы. Интуитивный танец с кирпичами для йоги
Интуитивные танцы
Описание
В начале был танец…
Порой мышечные зажимы и телесные блоки отравляют нашу жизнь, не давая возможности чувствовать жизнь во всей её полноте. Однако, в последнее время появилась панацея, которая позволяет не только стряхнуть с плеч груз усталости, но и избавиться от душевных тягот и треволнений — и имя ей “интуитивные танцы”. В настоящее время они приобретают большую популярность среди всех тех, кто жаждет наладить контакт с собственным телом и в полной мере познать свой духовный мир.
Разговор телом
Танец издавна славился как один из древнейших способов самовыражения. Учась пластичности и гибкости у зверей и птиц, наши предки осваивали новые способы телодвижения, постигали искусство влагать смысл в те или иные жесты. Со временем танец превратился в сакральный ритуал для обретения связи с духами: ему приписывалось мистическое могущество, способное отворять дверь между мирами.
В эпоху, когда женщины впервые за долгое время решились снять корсеты, знаменитая танцовщица Айседора Дункан, чьё мировоззрение сильно повлияло на становление интуитивных танцев, предложила воспринимать танец как продолжение естественного человеческого движения. В своей книге “Танец будущего” она описывала свободных, счастливых, интеллектуально развитых людей, постигающих в пластике танца саму жизнь.
Идеи великой танцовщицы заложили фундамент, на котором впоследствии было возведено здание интуитивного танца. Начиная с середины XX века известные деятели культуры, такие, как Эмиль Жака-Далькроза и Рудольф Лабан, начали ратовать за телесное раскрепощение и физическое совершенствование. В интуитивном танце они видели возможность для развития личности и полноценного приятия собственного тела как её неотъемлемой составляющей.
Тому, кто танцует, светит солнце
Сочетая в себе техники театральной пластики, сценического движения, и контактной импровизации, интуитивный танец ставит акцент на гармоничном выстраивании взаимоотношений с собственным телом и использовании его как языка для живого общения.
Когда человек пробуждается для танца, он “протанцовывает”, выражает в нём свои житейские проблемы и трудности — и затем, преображённый, вступает в новую жизнь очищенным и просветлённым. Поэтому главное кредо интуитивного танца — не думать, но чувствовать. Лишь расслабившись и отпустив гнетущие мысли, можно оказаться свободным для истинного движения.
Развивая и тело, и душу, интуитивные танцы способствуют раскрытию подлинного потенциала личности. Благодаря интуитивному танцу бережно укрепляются основные группы мышц, значительно улучшается координация движений и эластичность связок. Также интуитивный танец позволяет раскрыть подлинную суть человеческой природы: он способствует развитию интуиции и приятию своей истинной сущности.
Как говорили древние: “Танец — это язык, который понимает весь мир”. Действительно, танец является уникальным средством для самовыражения, для которого нет культурных и языковых преград. Он позволяет раскрывать наш природный магнетизм и харизму и утверждаться в вере в собственные силы и способности — ведь духовный потенциал любого человеческого существа практически безграничен.
Интуитивный танец с кирпичами для йоги
Интуитивный танец – одновременно и древний, и новый для современного человека способ самовыражения и совершенствования физического тела. В нем нет обязательных движений, нет схем, правил. Вы слышите музыку и двигаетесь под нее так, как чувствуете, что надо двигаться.
Смысл – дать энергии перераспределиться по телу. Это больше, чем танец на дискотеке, так как в клубе мы ограничены социальными рамками.
Например, вы просидели 8 часов за компьютером, и чувствуете, что у вас ромбовидная мышца (между лопатками) затвердела, как доска. Звучит музыка, и вы прогибаете спину, опускаете голову, чувствуете, что надо вытянуть правую руку вперед. Только что вы избавились от застоя в ромбовидной мышце и вывели патогенную энергию через правую руку. Это одновременно и удовольствие, и творчество, и самопомощь.
Не нужно соблюдать ритм, можно застыть в любой нелепой позе, главное, что этого просит ваш организм.
Рекомендации к исполнению
Новичкам лучше всего подойдет танец, в котором используются кирпичи для йоги – так вы быстрее раскрепостите тело, будете двигаться естественнее, и распределение энергии будет идти автоматически. На каждую ладонь кладется по кирпичу, они должны лежать свободно, нельзя сжимать их пальцами, и далее вы узнаете, почему. Педагог включает музыку, задача занимающегося – двигаться так, как подсказывает тело, при этом вращая ладони с блоками в горизонтальной или вертикальной плоскости по часовой стрелке или против. Идея в том, что для удержания кирпичей вам придется подстраивать все тело, активизируя зоны, которые при обычных условиях у вас «спят». Начинают работать мышцы и сухожилия, которые не задействованы в повседневной жизни.
Когда освоено движение ладоней с кирпичами в горизонтальной и вертикальной плоскости, можно переходить к вращению по восьмеркам: к себе, от себя, по диагонали. Можно выполнять движения над головой, или переходить в партер, приседая или совсем опускаясь на пол.
Со временем, когда ваше тело запомнит, как надо двигаться, можно заниматься без кирпичей, воспроизводя ощущения, которые возникали при движениях с ними. Если вдруг почувствуете, что снова начали закрепощаться, верните кирпичи.
Какое действие оказывает?
В теле человека более 600 мышц, но половина из них не задействована из-за малоподвижного образа жизни. Танец – прекрасный способ поддерживать необходимую телу активность.
Вы улучшите общую гибкость организма и координацию – что, кстати, очень полезно для «молодости» мозга.
Во время интуитивного танца открываются каналы для свободной циркуляции энергии, убираются застои, снимаются блоки и зажимы.
Человек начинает лучше чувствовать линии концентрации, расслабляет сознание и открывает творческое начало.
Танцуйте в свое удовольствие, а магазин «Рамайога» предоставит вам все необходимое для занятий!
Медитация и Танец. Как перезагрузить ум и соединиться с собой через 5 ритмов танца.
«Самый быстрый, чистый, наиболее радостный способ вырваться из свой скорлупы — это танец. Я не говорю о том, чтобы просто встать и качаться в такт музыке. Я говорю про танец настолько глубокий, настолько полный ритма, что ты исчезаешь и остается только этот танец и ритм и пот и жар. 5 ритмов трансформируют танец. Движение — это лекарство, медитация и метафора. Вместе мы очищаем слой за слоем, срываем маски и танцуем, пока не исчезнем. Только для того, чтобы возродиться и заново открыть себя.»
«Вот она. Я нашла свою практику», — подумала я, наткнувшись на эти слова Габриель Рот и открыв для себя 5 ритмов. Танец для меня — это прежде всего свобода, свобода сливаться с музыкой, чувствовать свое тело, свобода выражать себя. Знаете упражнение, которое встречается часто в книгах по поиску призвания: «Если бы у вас было 5 воображаемых жизней, кем бы вы были в каждой из них?». Одна из этих жизней у меня неизменно отдана современной хореографии, хотя в этой жизни я танцами профессионально не занималась, а только прыгала со стиля на стиль, не достигая даже минимального уровня мастерства.
До занятия по 5 ритмам, мой опыт танцевальной медитации был чисто интуитивный. Я включала музыку и позволяла тело двигаться само, наблюдая за ощущениями и чувствами, которые появлялись. Музыку я выбирала чаще всего инструментальную, но на занятиях можно услышать любую музыку, от классики до транса.
Первое впечатление от занятия оказалось немного неожиданным — возможно, у меня были завышенные ожидания. Захожу в студию, играет музыка, часть людей просто двигается в такт, часть растягивается и делает движения, похожие на виньясы в йоге. Перед записью на занятие я просмотрела видео с преподавателем, Алексом Никифоровым, но по-видимому сработала программка, убежденная, что на занятиях танцев должны учить танцевать. Здесь никто не учил, преподаватель только слегка давал направление, акцентируя смысл каждого из ритмов и напоминая не зажимать и отпускать тело.
Основную структуру занятию придает музыка. Занятие начинается с легких и плавных мелодий, музыка ускоряется, пока не доходит до трансовой кульминации, а потом сворачивается и замедляется, пока не затихает в тишине.
Что символизируют 5 ритмов?
Ритм Потока (Flowing)
Плавные движения, льющаяся мелодия, c этого ритма начинается занятие. Это практика следования за своим телом, за своей внутренней правдой. Если говорить про элементы — это практика воды. Здесь мы учимся слушать себя, принимать себя и свой внутренний мир, наблюдать и принимать мир вокруг нас. Вода легко адаптируется, но она сильна именно в этой гибкости.
Ритм Стаккато
Здесь мы отдаемся мужской энергии, африканским ритмам, бою барабанов. Стаккато про движение за своим сердцем, про манифестицаю себя в мире в соединении со своими чувствами. Стаккато — это огонь, это энергия воина, это та часть нас, которая готова постоять за себя, за правду и за то, что мы любим. Это также об отстаивании своих границ. Если вода — это моя родная стихия, то попытки воплощать огонь на тренингах по эмбодименту у меня практически заканчивались слезами. Но в 5ти ритмах, именно благодаря этой сменяющейся мелодике и энергиям, практика стаккато дается мне намного легче.
Ритм Хаоса
Это свобода, это полное отпускание головы, плеч, ног, тела, это про скорость движения быстрее скорости мысли. Полностью присутствуя в своем теле в каждый момент времени, мы этим высвобождаем творчество и интуицию внутри нас. Это связь с чем-то большим, чем мы. Если смотреть на группу, которая танцует в этом ритме — это выглядит, как безумие, толпу сумасшедших в экстазе. Здесь и юмор, и легкость, отсутствие страха и неизвестности. Хаос — это энергия воздуха, легкая и свободная. Эта практика про прорыв, про выход за рамки через танец.
Лирический ритм
Это возвращение на землю из хаоса, перегрузка и перерождение, выход за рамки деструктивных паттернов, которые нас держали. Здесь наступает ясность и легкость, но заземленная, основанная на внутренней силе. Это про состояние, искусство бытия, в котором есть и повторения, и циклы, и понимание связей со всем сущим.
Тишина и Неподвижность
Как занятие по йоге заканчивается шивасаной, так и практика 5 ритмов заканчивается тишиной — мы у цели. Но это не про отдых после физической нагрузки, это про слушание тишины, энергии, которая идет через нас и вокруг нас. Движения медленные, выверенные, каждое маленькое изменение в теле осознается нами, движения и формы не придумываются умом, мы идем за телом, пока все движение не останавливается в полной неподвижности сидячей медитации.
Практика в группе и дома
Практику 5 ритмов называют по-разному. Кто-то называет ее Танцем Свободы (Freedom Dance), кто-то экстатическим танцем. Но смысл её в любом случае в перезагрузке, к которой мы идем через Стаккато и Хаос, выходя на уровень примитивного ума, к корням. Мы как-будто выходим за рамки границ, на которых построено наше я — наше эго. Через практику мы стираем свою идентичность для того, чтобы выйти к чему-то новому, в место, где мы еще не бывали. Примитивный ум дает доступ к творческим ресурсам. И через неподвижность и тишину, успокаивая ум, мы соединяемся с собой, и с этого белого листа можно начинать процесс трансформации.
Практика не стала «моей практикой», как я в начале подумала. Но именно к ней я обращаюсь в кризисные моменты, когда мне нужна полная перегрузка. Например, на занятие по «5 ритмов» я сбежала в первый кризис с ребенком, когда ему было 5 месяцев. Эйфорию первых месяцев материнства сменило истощение, физическое и эмоциональное, и мне нужно было сделать что-то для себя. И в момент, когда не помогала ни регулярная медитация, ни йога, я обратилась к 5ти ритмам. Практика настолько мощная, что я вернулась обновленная и «светящаяся». Это не я придумала, так сказал муж, который натерпелся дома с малышом, отказывающимся от бутылки с молоком.
В 5 ритмах мне нравится структура и смена состояния, которую дают сменяющиеся мелодии и ритмы. Но это не единственная форма танцевальной медитации. Аутентичное движение, контактная импровизация с партнером — это все разные формы медитации в движении. Разница между практикой (самостоятельной или в группе) и обычным «потанцевать» — в осознанности. В каждый момент времени мы находимся в теле, чувствуя каждое движение.
Если у вас есть возможность пойти на формальное занятия и окунуться в эту энергетику — прекрасно. Групповое занятие — это еще и прекрасная практика принятия других, различий между людьми, неосуждения. Энергии 5ти ритмов очень по разному проявляются в людях, и если подходить к занятию «с умом», то можно подумать, что оказался на вечеринке безумцев.
Если вы не можете посвятить 2-3 часа формальному занятию, попробуйте эту практику дома. Танцевальная медитация тем хороша, что ее можно делать с ребенком, начиная с момента, когда он плавает в своем персональном океане в вашем животе. Ходячий и бегающий гномик с удовольствием потанцует рядом с вами, а с совсем маленькими можно танцевать на руках. У меня сохранилось видео, где я танцую под латину с совсем еще крошечным Эдриеном, растрепанная и в домашнем халате, но улыбающаяся и счастливая.
Попробуйте сложить плейлист или из композиций, которые я предложила, или выбрать свои, и потанцевать, полностью отдавшись в музыке. Выделите хотя бы 30 минут на это, чтобы дать себе время погрузиться в каждый из ритмов.
Главное в танцевальной медитации, забыть обо всем, слушать свое тело, забыть про других и про то, что они могут о вас подумать, просто быть собой и позволить телу говорить. Как сказала Айседора Дункан: «Если бы я могла сказать это, мне не пришлось бы это танцевать».
Источники:
https://samopoznanie.ru/schools/intuitivnye_tancy/
https://ramayoga.ru/blog/articles/intuitivny-tanez-s-kirpichami-dlya-yogi/
https://littlebuddhablog.com/5-rythms-meditatsi-i-tanets/