Здание архитектора захи хадид. Музей современных искусств MAXXI в Риме, Италия
Музей MAXXI в Риме Захи Хадид
Деловой квартал > Музей MAXXI в Риме Захи Хадид
К концу XX столетия итальянцы, которые всегда гордились своей культурой, поняв, что их столица — единственная в Европе, не обладающая музеем современного искусства, решительно приступили к исправлению этого упущения. В 1998 году были подведены итоги двухэтапного международного конкурса на проект, а в мае 2010 года, после 11 лет строительства, республиканский музей был открыт.
Здание Национального музея современного искусства XXI века (MAXXI — Museo nazionale delle arti del XXI secolo), возведенное по заказу Министерства культуры Италии за 150 миллионов евро, стало самым крупным на тот момент сооружением из построек по проектам Хадид (соавтор — Патрик Шумахер). Общая площадь его, включая экспозиционные залы, конференц-зал и другие пространства для различных мероприятий и мастерские, занимает 27 000 квадратных метров.
Римский район Фламинио был известен до того, как здесь появился музей, и выделялся двухэтажным комплексом центральной казармы Монтелло, архитектура которой, как и рядом расположенных скромных малоэтажных домов, резко контрастировала с окружающими высотками.
Вход в музей на сохраненном фасаде казармы Монтелло
Хадид учла привычные парадоксы районной застройки, проектируя музей: ему была отведена территория на месте казармы, и архитектор использовала ее протяженную форму. При этом, как дань прошлому, со стороны улицы Гвидо Рени она сохраниля старый, очень скромный фасад казармы, устроив именно здесь парадный вход. Весьма длинные корпуса за ним змеятся некрутым изгибом к параллельной улице Мазаччо.
Бетонная галерея, а вернее, «галереи», стыкуются друг с другом и расходятся, как река в дельте как наплывы лавы, заставляя вспомнить однокоренное слово «лавировать» — именно лавирующим может ощущать себя посетитель внутри их длящихся пространств. (Впрочем, после открытия музей получил прозвище «макаронина».) В одном из интервью Заха Хадид рассказывала об особенностях работы над проектом: «В моих рисунках было много штриховых линий. Они превратились в макеты с прожилками, затем оказались частью диаграмм для музея МАХХI».
Традиционным (с оглядкой на знаменитую Венецианскую биеннале) является и основное подразделение помещений: предназначенные для визуальных искусств в «МАХХI Art» и для показа и фиксации новых тенденций в зодчестве в «МАХХI Architecture» (музей располагает фондом современного искусства и фондом современной архитектуры). Естественно, здесь есть сервисный ареал разного толка: для работы и отдыха (библиотека и медиатека, комнаты для просмотра видеоматериалов и занятий с детьми, кафе, мастерские, книжный магазин и т. д.). Помещения для временных выставок окружают залы основной экспозиции.
Выкрашенные в белый наливные бетонные корпуса MAXXI, пронизанные на выступающих объемах ленточными окнами, Хадид устанавливает на тонкие алюминиевые стойки, позволяя вспомнить ее первую постройку (пожарная часть компании «Витра» в немецком Вайле-на-Рейне), прочувствовать ее желание следовать архитектурным правилам Ле Корбюзье (пешеходные асфальтовые тротуары проходят между стойками под объемами верхних ярусов) и, одновременно, — восточному зодчеству и нимейеровской пластичности. Однако сложность переплетений архитектурных абрисов и маршрутов, неожиданность визуальных перспектив по мере им следования — «визитная карточка» самой Хадид. Как и понимание символики архитектуры. Над старой стеной вентрального входа нависает цементный корпус, словно отсылая знатоков к Риму как к палимпсесту культур.
Крыша музея. Фрагмент
Хадид утверждает: «В Риме фантастический свет. Главная идея проекта — заполнить помещение естественным светом, а также предоставить кураторам как можно больше свободы для формирования экспозиций». Стекло, из которого сделаны в основном стены первого этажа и крыша, стало инструментом для воплощения этого замысла.
Двухъярусный атриум формирует главное ядро музея, вокруг него группируются выставочные залы и другие служебные пространства. В интерьере главным выразительным элементом являются изгибы сплошных черных ограждений лестничных маршей, текучие ленты которых создают яркий контраст с белизной стен. Экспозиционные помещения оформлены тактично нейтрально.
Из-за сложных переплетений внутренних галерей и переходов для строительства использовался самоуплотняющийся бетон. Хадид хорошо понимает специфику музейного дела и музейного пространства сегодня: это уже не отвратительный набор комнат, соединенных общим проходом. Галерея искусств теперь место, где вы можете экспериментировать со светом и движением, изучать поведение людей, помогать возникновению диалога. Новый музей должен стать форумом для обмена информацией и постоянно меняющегося искусства, дающего силы городу… Для музея MAXXI в Риме разработали ступенчатую систему стен, которая развертывается из существующей городской ткани и сливает ее с новым зданием…
Знаете, что больше всего вдохновляет в проекте MAXXI? Это местное сообщество, для которого пространство музея стало новой римской пьяццей. Это место для всех, как ярмарочная площадь, и днем, и вечером. Это уже не просто музей, но часть общей городской системы Рима. Традиционно основным местом действия здесь оставался исторический центр. Но с открытием в 2010 году MAXXI в городе появилось со-общество современных художников, которые ведут невероятно интересную работу».
В год открытия римский музей современного искусства MAXXI был удостоен премии Джемса Стирлинга — главной награды Великобритании от Королевского института британских архитекторов (RIBA).
Архитектурные особенности музея MAXXI:
• Постройка трехуровневая;
• Пересекающиеся галереи. По словам Хадид, MAXXI не должен восприниматься как одно здание — только как несколько;
• Модернистские стойки должны ассоциироваться с колоннадой главной площади Рима перед собором Святого Петра и создавать ощущение пьяццы;
• Здание занимает 27 000 м2;
• Крутые изгибы современной архитектуры вторят линиям древних сводов;
• Кажущаяся массивность внешнего облика в интерьере трансформируется в легкие динамичные пространства;
• MAXXI расположен в районе Фламинио.
Современное искусство и архитектура в Риме
На противоположном конце города, к югу от центра, любителям модерна и авангарда стоит побывать в квартале EUR. Далеко от центра расположен и район Тор-Тре-Тесте, но слепящая белизна «Церкви третьего тысячелетия» Дивес-Мизерикордия, построенной американцем Ричардом Мейером, производит потрясающее впечатление.
А ещё современный Рим — это атмосфера популярных у молодёжи кварталов Тестаччо, Остиенсе и Гарбателла, где знаменитые кинорежиссёры и дизайнеры стоят в очередь за самыми эксклюзивными лофтами, которые появляются в бывших здешних промышленных зданиях — например, рядом с газгольдером.
Музей MAXXI
В квартале Фламинио, на территории казармы Монтелло, находится музей MAXXI, построенный по проекту англо-иракского архитектора Захи Хадид, выбранной из 273 кандидатов со всего мира. Это комплекс с горизонтальным развитием, задуманный как «дельта с несколькими реками»: здесь восемь продольных корпусов, пересекающихся и огибающих друг друга, которые распределены по участку в 30 тысяч квадратных метров.
Экспозиция музея посвящена различным проявлениям современного художественного творчества, экспериментам, исследованиям в области культуры нашего времени.
Музей современного искусства MACRO
Цель этого музея — перекинуть культурный мост между центром и периферией с помощью современного искусства и тех явлений культуры, которые уже существуют на территории Рима — ассоциаций, фондов, спонтанно возникающих даже в глухих окраинах музеев.
MACRO — это не только Рим, амбиции его создателей простираются на международную арену.
В залах музея на улице виа-Ницца и в квартале Тестаччо проходят выставки зарубежных художников, которых соединяет с Римом некая особая связь. Постоянно проводятся выставки в сотрудничестве с посольствами и институтами культуры других стран, ведётся совместная работа с крупнейшими центрами современного искусства Европы и всего мира с целью проведения общих выставок и обмена мероприятиями.
Регулярно проходят ретроспективы и персональные выставки главных действующих лиц итальянского искусства и культуры.
MACRO — это ещё и музей нашего времени, и он с возрастающим вниманием смотрит на появление и рост популярности новых художников, а также на события и новые тренды современной арт-сферы, стремясь приблизить к музею и миру искусства самых юных посетителей.
Здание, построенное по проекту Одиль Декк, располагает выставочными площадями почти на 4 350 квадратных метров, а также пространствами, предназначенными для услуг посетителям: здесь есть большая терраса, конференц-зал, книжный магазин, ресторан, бар, парковка и учебная зона. Динамичные и формы и изгибы нового здания, прекрасно интегрированные в контекст, создают чувственный и полный света пейзаж, где различные языки современного искусства существуют в естественной для себя среде.
«Церковь третьего тысячелетия»
Корабль с поднятыми парусами — вот с чем сравнивают церковь Дивес-ин-Мизерикордия, построенную по проекту американского архитектора Ричарда Майера.
Три великолепных паруса из белого бетона высотой 26 метров — мощный символ, который отсылает и к раннехристианскому образу души, которая, словно корабль, стремится к маяку Христа, и к историческому значению понтификата Иоанна-Павла II: церковь уподобляется парому, на котором верующие переправляются в третье тысячелетие.
Это произведение современной архитектуры появилось в квартале Тор-Тре-Тесте на окраине Рима в 2003 г. Благодаря инновационному материалу, использованному при строительстве, она будет сохранять свой цвет в неизменном виде многие годы.
Концертный комплекс «Музыкальный парк Auditorium»
Этот комплекс, разместившийся в низине между холмами Париоли с востока и возвышенностью, на которой построена Олимпийская деревня, появился в 2002 г.
Органичные объёмы трёх концертных залов расположились, словно волшебные жуки, прибывшие с далёких планет, вокруг амфитеатра под открытым небом — площади «Города музыки».
Всё это построено из традиционных римских материалов: трибуны из травертина и основание из римского кирпича. Залы различной вместимости (самый большой назван в честь святой Цецилии) спроектированы таким образом, чтобы удовлетворить нужды любых музыкантов; объединяет их и великолепная акустика. В тёплое время годы многие концерты проходят в летнем амфитеатре — сердце комплекса; его вместимость достигает 3 000 зрителей.
Похожие материалы
Спасибо, что снова читаете нас!
Кретто-ди-Бурри: затерянный лабиринт
«Камунская роза»: наскальная живопись в Валь-Камонике
Где кататься на лыжах в Трентино?
Милан: по следам Леонардо да Винчи
Палаццо Дукале в Мантуе
Знаменитые русские в Лигурии
Условия и положения загрузки и хранения фотографий на сайт «Твоя Италия»
Загружая свои фотографии на сайт «Твоя Италия», пользователи принимают нижеследующие условия и положения:
1. К участию допускаются все пользователи, заполнившие форму с указанием фамилии, имени, контактных данных и описанием фотографии.
2. Фотография должна быть оригинальной, и права на неё должны принадлежать пользователю.
3. Загружаемые фотографии не должны содержать:
3.1. узнаваемых людей, если они не предоставили разрешение опубликовать их фотографии на сайте «Твоя Италия»;
3.2. логотипы и торговые марки, если их правообладатели не предоставили «Твоей Италии» полномочий на их публикацию;
3.3. обнажённых тел, если речь не идёт о произведениях искусства, непристойных, аморальных, неприемлемых изображений;
3.4. любых объектов, нарушающих права третьих лиц;
3.5. размещая фотографию в фотогалерее, пользователи соглашаются с его размещением в данной галерее и в материалах сайта с явным указанием автора данной фотографии, а также в публикациях социальных сетей, связанных с настоящим сайтом.
4. Пользователи также соглашаются с тем, что с ними могут связаться представители «Твоей Италии», чтобы обсудить возможное иное использование предоставленной фотографии.
Национальный музей искусства MAXXI. «Город» внутри города, в который ведут все дороги
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Стоимость строительства MAXXI – 150 миллионов евро. Футуристическое здание музея предполагает небольшое количество постоянных экспозиций – большинство выставок будет периодически меняться, знакомя посетителей с произведениями современного искусства и архитектуры XIX – XXI столетий, открывая новые имена, освещая направления развития современной культуры.
По словам президента фонда MAXXI Foundation Пио Бальди (Pio Baldi), новое здание не станет очередным традиционным музеем. В его стенах будут проводиться исследовательские семинары, сопоставляющие тенденции развития различных языков искусства.
Это будет настоящая “фабрика творчества”, где дизайн, мода, кино, реклама будут устанавливать диалог с искусством и архитектурой. Культурная миссия музея может быть обозначена тремя ключевыми определениями: инновация, мультикультурализм и междисциплинарность.
По замыслу автора проекта, здание MAXXI должно стать центром обмена идей и культурной активности городской среды. Плотная текстура интерьера и экстерьера с текучими и динамичными линиями и формами взаимосвязаны и накладываются друг на друга.
Архитектура музея «вплетена» в городскую ткань. Его открытые свободные пространства призваны стать частью города, а не закрытой обособленной территорией.
Нейтральность внешнего вида сооружения задают такие простые материалы, как стекло (крыша), сталь (лестницы) и бетон (стены). В тоже время, прозрачная крыша с устройствами фильтрации солнечного света задает индивидуальность и обеспечивает музей необходимым количеством естественного освещения, а текучие волнистые формы бетонных конструкций создают довольно сложный пространственный узор.
На сегодняшний день частью коллекции музея являются более трехсот работ, среди которых есть уже ставшие классикой современного искусства произведения всемирно известных мастеров, а также проекты современных авторов последних лет.
Кроме выставочных галерей, MAXXI включает в себя библиотеку, медиа-библиотеку, зрительный зал, книжный магазин, кафе, лаборатории, места для учебы и отдыха.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Источники:
https://delovoy-kvartal.ru/muzey-maxxi-v-rime-zahi-hadid/
https://latuaitalia.ru/art/sovremennoe-iskusstvo-i-arhitektura-v-rime/
https://novate.ru/blogs/310510/14815/