Женское харакири как называется. Разница между харакири и сеппуку
Разница между харакири и сеппуку
Сложно представить себе более жестокий и безжалостный ритуал, чем харакири. В среде самураев данная форма самоубийства осуществлялась либо в качестве наказания, либо в добровольном порядке как способ демонстрации мужества. Однако, наряду с харакири, нередко употребляется термин «сеппуку». Что же он означает и в чем отличие этих понятий?
Определение
Харакири – вспарывание живота мечом. Данное слово японцы считают несколько вульгарным и употребляют его крайне редко, только в разговорной речи.
Сеппуку – ритуальное вспарывание живота по всем правилам. Письменный вариант термина.
Сравнение
Данные термины имеют, по сути, одинаковый смысл. Харакири и сеппуку даже обозначаются на письме одинаковыми иероглифами, но в разном порядке. В слове сеппуку первым идет иероглиф, обозначающий глагол «резать», второй иероглиф читается как «живот». Харакири обозначается теми же символами, но в другой последовательности. Данный термин несет чисто бытовой, а порой даже уничижительный оттенок. Сеппуку же подразумевает под собой ритуальный уход из жизни, совершенный по всем правилам кодекса самурая. Таким образом, слово «харакири» употребляется преимущественно в разговорной речи, в то время как «сеппуку» является его письменным аналогом. Европейцы чаще используют термин «харакири», потому что он кажется им более благозвучным.
В кодексе поведения самурая прописано, что сеппуку – это вид ритуального самоубийства, являющийся самым достойным способом ухода из жизни. Обряд должен быть совершен по всем правилам. Целью проведения ритуала служит демонстрация чистоты намерений и помыслов для самооправдания перед людьми и небом. К примеру, если в процессе боевых действий погиб хозяин самурая, то проведение сеппуку станет лучшим доказательством его верности и преданности. Данный обряд также мог применяться как способ казни посредством обезглавливания.
В 1968 году ритуал харакири, или сеппуку, был официально запрещен законом, однако по сей день встречаются случаи подобных самоубийств. Ведь для японцев жизнь – неизбежный предвестник смерти, им важно покинуть этот мир красиво и эффектно. И даже проснувшись солнечным утром, они стараются провести этот день так, как если бы он был последним.
Харакири и сеппуку
Харакири и сеппуку – что это? Разница между харакири и сеппуку, чем они отличаются
Сеппуку – древний японский самурайский ритуал самоубийства, совершавшийся по определенным правилам.
Сеппуку самурай делал, если был обесчещен, допустил гибель хозяина – дайме, либо по приговору. Совершая сэппуку, самурай показывал свое пренебрежение смертью, храбрость и верность своему сюзерену.
Харакири – слово, которое японцы используют в разговорной речи. Сеппуку и харакири пишутся одними и теми же двумя иероглифами, только поменянными местами. Если сэппуку предполагал четкое следование правилам, то харакири означает простое самоубийство без ритуала, вспарывание живота. Другими словами – харакири делали простолюдины, а сэппуку – самураи, хотя по сути это практически одно и то же.
Как совершался сеппуку? Процесс проведения обряда.
При проведении ритуала самоубийства самурай должен был оголить живот и особым образом его разрезать – крестом, двумя движениями, сначала от одного бока к другому, затем от груди до пупка. Другой способ – разрезание живота буквой X . В наиболее поздние времена стал общепринят не такой болезненный метод – самурай втыкал вакидзаси себе в живот, наваливаясь на меч всем телом.
При совершении сэппуку самурай был обязан вести себя достойно, не корчиться от боли, не кричать, не падать, стараться сделать свою смерть красивой. Если самурай терял контроль над собой во время самоубийства, это считалось большим позором. Для того, чтобы избежать этого, со временем сэппуку стало совершаться с использованием специального помощника – кайсякунина, который отрубал голову самураю, вонзившего в живот нож.
Моменты отрубания головы могли отличаться в зависимости от ситуации и предшествующих соглашений. Кайсяку желательно было таким образом отрубить голову, при котором голова оставалась висеть на полоске кожи, так как в противном случае она могла покатиться по полу, что считалось неэстетичным. После совершения обряда кайсяку протирал клинок белой бумагой, отсеченную голову поднимали за волосы и показывали свидетелям, после чего накрывали тело белой тканью.
Сэппуку также было распространено и среди женщин самурайского сословия, но они, в отличие от мужчин, вонзали кинжал себе в сердце или разрезали горло.
Приобретай оригинальную одежду и аксессуары по японской тематике в нашем магазине. Выделись среди серой массы, купив футболку, худи, штаны с изображением самурая!
Харакири и сеппуку: в чем разница?
Как вы думаете, где у нас находится душа? Там, где сердце или в небезызвестных пятках? Ответы, думаю, получатся у всех разными, а вот многие японцы верили, что самое ценное спрятано у них именно в области живота.
Именно отсюда и берет свое начало это знакомый многим японский ритуал самоубийства под названием ” харакири “, где ” хара ” с японского – ” душа “.
Как ” харакири ” связано самураями и чем оно отличается от загадочного ” сэппуку “?
Истоки
Изначально ритуал харакири был прерогативой исключительно таких храбрых воинов, как самураев, для которых спасение своей души и чести являлось наивысшей ценностью.
Лучше смерть, чем позор и презрение. Прибегали к этому шокирующему на первый взгляд действу лишь в крайних случаях: твоя армия терпит поражение и все вы оказываетесь в засаде и вот, с минуты на минуту тебя схватит недруг. Конечно же, он будет пытать и унижать.
Что делал храбрый муж? Демонстративно сводил счеты с жизнью, в очередной раз показывая свою гордость и подчеркивая, что именно он, но никто другой, является хозяином своей души и тела.
В некоторых случаях такой ритуал являлся крайне радикальным средством заглаживания своей вины и военного промаха. Такое самоубийство называлось ” coкoцycи “. Яркий пример coкoцycи – смерть Kaнcyке Ямoмoтo в битве при Kaвaнaкaдзимe в 1561 году. Тогда опытный и отважный генерал посчитал, что совершил стратегический промах и обрек армию на поражение.
Как читают историки, самым первым человеком, решившимся на харакири был небезызвестный вор по имени Хakaмaдapэ в 988 году. Тогда преступник вспорол себе живот и извлек оттуда свои внутренние органы, однако смерть застигла вора лишь спустя сутки, когда тот уже находился в тюремной камере.
Харaкири и cэппукy
Если более внимательно ознакомиться с этими двумя словами, то становится понятно, что между ними тесная связь: что харaкири, что cэппукy пишутся одинаково, только в разном порядке, но и на этом не все.
Дело в том, что для самих японцев, например, в литературе, слово “харaкири” практически не встретить, а если и доведется, то это означает не больше, чем, извините, вспарывание живота. Никакой тебе чести и самурайского флера. В японской разговорной речи “харaкири” также означает один из способов свести счеты с жизнью.
То ли дело для японца ” cэппукy”. В Бусидо – кодексе чести самурая “cэппукy” обозначает то самое ритуальное самоубийство самурая.
Однако большинство европейцев по-прежнему вкладывают особый смысл именно в “харакири”, да и прижилось это слово лишь из-за своей созвучности и мелодичности. Это как с “cyши” вместо правильного “cycи” – звучит красиво и лаконично.
С эппукy вчера и сегодня
Почему “cэппукy” в Бусидо считается ритуалом?
Ритуал, как правило, самурай совершал сидя, спустив по пояс свой наряд. Надрезы совершались либо буквой “х”, либо ровным крестом. В момент нанесения себе ран воину крайне важно было не подавать вида, что он испытывает сильную боль и мучение. Уходить из этого мира было необходимо красиво и с достоинством.
Если же случалось так, что самурай терял над своим телом контроль и не мог продолжать ритуал, то в таких случаях ему на помощь приходил ” kaйcякyнин ” – специальный ассистент, который должен был отрубить воину голову, но сделать это так, чтобы она не покатилась – будет “некрасиво”. По той же самой причине самурай подворачивал рукава своего наряда под колени, чтобы после смерти тело не опрокинулось назад.
По завершению действий голову показывали всем присутствующим, а тело накрывали белой тканью.
В старой Японии о “cэппукy ” рассказывали совсем еще юным воинам, поэтому кровавый и страшный ритуал не обходил стороной ни женщин, ни детей.
О женщинах-самураях я уже рассказывала ранее, их самоубийство отличалось от мужского – женщины перерезали себе горло, либо вонзали специальный кинжал прямо в сердце.
Ошибочно полагать, что ритуальные самоубийства в Японии остались где-то за задворках истории. Они встречались и в наше время, только гораздо реже.
Чего стоят летчики-камикадзе Второй Мировой, для которых смерть во имя своей родины была наивысшей ценностью и наградой. Во времена бурного экономического роста главы японских семей также решались на самоубийство, чтобы оставшиеся родственники могли воспользоваться причитающимися им сбережениями от страховой компании после гибели кормильца.
С течением времени, а именно с наступлением 1968 года, в стране официально запретили ритуал, но стоит ли говорить, что даже и сейчас, пусть и крайне едко, но подобные случаи происходят? Яркий тому пример – японский чемпион по дзюдо, Иcao Инoкyмa, совершивший в конце 2001 года харакири или всемирно известный писатель Юкио Мисима в 1970.
Ведь это для нас самоубийство – тяжкий грех согласно основной религии и культуре, когда как в Японии смерть и добровольное желание расстаться с жизнью ради высшей цели никогда не вызывало шок и осуждение, хотя и не поощрялось ни буддизмом, ни синтоизмом.
Понравилась статья?
Не стесняйся, ставь лайк и подписывайся на мой канал)
Источники:
https://thedifference.ru/chem-otlichaetsya-xarakiri-ot-seppuku/
https://jamato.ru/samurai/41-kharakiri-i-seppuku-chto-eto-i-chem-otlichayutsya
https://zen.yandex.ru/media/id/5b1d48e1799d9dc354bbcd96/5bd5f6bdd0549400ab5b59c2