Жизнь микеланджело буонарроти. Биография Микеланджело(1475–1564)
Микеланджело
Биография
Микеланджело Буонарроти – признанный гений эпохи Возрождения, который принес неоценимый вклад в сокровищницу мировой культуры.
6 марта 1475 года в семье Буонарроти Симони родился второй ребенок, которого назвали Микеланджело. Отец мальчика был мэром итальянского городка Карпезе и являлся отпрыском благородного рода. Дед и прадед Микеланджело считались преуспевающими банкирами, но родители жили бедно. Статус мэра не приносил отцу больших денег, но другую работу (физическую) он считал унизительной. Через месяц после рождения сына срок службы Лодовико ди Лионардо на посту мэра подошел к концу. И семья переехала в родовое поместье, находящееся во Флоренции.
Микеланджело Буонарроти
Франческа, мама малыша, постоянно болела, а будучи беременной, упала с лошади, поэтому не смогла самостоятельно выкармливать младенца. Из-за этого крошечного Мике поручили кормилице, и первые годы его жизни прошли в семье каменотеса. Малыш с раннего детства играл с камушками и долотом, пристрастившись к окультуриванию глыб. Когда мальчик подрос, то частенько говорил, что своим талантом обязан молоку приемной матери.
Портрет Микеланджело
Родная мама мальчика умерла, когда Мике исполнилось 6 лет. Это так сильно повлияло на психику ребенка, что он становится замкнутым, раздражительным и нелюдимым. Отец, беспокоясь за душевное состояние сына, отдает его в школу «Francesco Galeota». Рвения к грамматике ученик не проявляет, зато заводит друзей, которые прививают ему любовь к живописи.
В 13-летнем возрасте Микеланджело объявил отцу, что продолжать семейное финансовое дело не намерен, а будет обучаться художественному мастерству. Таким образом, в 1488 году подросток становится учеником братьев Гирландайо, которые приобщают его к искусству создания фресок и прививают азы живописи.
Рельефная скульптура Микеланджело “Мадонна у лестницы”
В мастерской Ghirlandaio провел год, после чего отправился изучать скульптуры в садах Медичи, где талантом юноши заинтересовался правитель Италии Лоренцо Великолепный. Теперь биография Микеланджело пополнилась знакомством с молодыми Медичи, которые потом стали римскими папами. Работая в Садах Сан Марко, молодой скульптор получил разрешение от Нико Бичелини (настоятеля церкви) на изучение человеческих трупов. В благодарность он подарил церковнослужителю распятие с лицом Христа. Изучая скелеты и мышцы мертвых тел, Микеланджело досконально познакомился со строением человеческого тела, но подорвал собственное здоровье.
Рельефная скульптура Микеланджело “Битва кентавров”
В 16 лет юноша создает две первые рельефные скульптуры – “Мадонну у лестницы” и “Битву Кентавров”. Эти первые барельефы, вышедшие из-под его рук, доказывают, что юный мастер наделен необычайным даром, и его ожидает блестящее будущее.
Творчество
После смерти Лоренцо Медичи на престол взошел его сын Пьеро, который политической недальновидностью разрушил республиканский строй Флоренции. В это же время на Италию нападает французская армия под предводительством Карла VIII. В стране вспыхивает революция. Флоренция, раздираемая междоусобными фракционными войнами, не выдерживает военного натиска и сдается. Политическая и внутренняя обстановка в Италии накаляется до предела, что отнюдь не способствует творчеству Микеланджело. Мужчина отправляется в Венецию и Рим, где продолжает обучение и изучает статуи и скульптуры древности.
Скульптуры Микеланджело «Вакх» и «Пьета»
В 1498 году скульптор создал статую «Вакх» и композицию «Пьета», которые приносят ему мировую известность. Скульптуру, где юная Мария держит на руках мертвого Иисуса, разместили в церкови Святого Питера. Через несколько дней Микеланджело услышал разговор одного из паломников, который заявлял, что композиция «Пьета» создана Christoforo Solari. Этой же ночью юный мастер, охваченный гневом, пробрался в церковь и высек надпись на нагрудной ленте Марии. Гравировка гласила: «MICHEL ANGELUS BONAROTUS FLORENT FACIBAT – это сделал Микеланджело Буонароти, Флоренция».
Чуть позже он раскаялся в своем приступе гордыни и решил больше не подписывать свои работы.
Надпись на скульптуре Микеланджело «Пьета»
В 26 лет Мике взялся за невероятно трудную работу – высечение статуи из 5-метровой глыбы испорченного мрамора. Один из его современников, не создав ничего интересного, просто бросил камень. Больше никто из мастеров не был готов облагородить искалеченный мрамор. Только Микеланджело не побоялся трудностей и спустя три года явил миру величественную статую Давида. Этот шедевр обладает невероятной гармонией форм, наполнен энергией и внутренней силой. Скульптор сумел вдохнуть жизнь в холодный кусок мрамора.
Скульптура Микеланджело «Давид»
Когда мастер закончил работу над скульптурой, была создана комиссия, которая определила место размещения шедевра. Здесь состоялась первая встреча Микеланджело с Леонардо да Винчи. Эту встречу нельзя было назвать дружественной, ведь 50-летний Леонардо сильно проигрывал молодому скульптору и даже возвел Микеланджело в ряды соперников. Увидев это, молодой Пьеро Содерини устраивает соревнование между художниками, поручив им роспись стен Большого Совета в палаццо Веккьо.
Картина Леонардо да Винчи «Битва при Ангиари»
Да Винчи начал работу над фреской по сюжету «Битва при Ангиари», а Микеланджело взял за основу «Битву при Кашине». Когда 2 наброска выставили на всеобщее обозрение, то никто из критиков не смог отдать предпочтение ни одному из них. Оба картона оказались изготовлены так умело, что чаша справедливости уравняла талант мастеров кисти и красок.
Картина Микеланджело «Битва при Кашине»
Так как Микеланджело слыл еще и гениальным художником, его попросили расписать потолок одной из римских церквей в Ватикане. За эту работу живописец принимался дважды. С 1508 по 1512 года разрисовал потолок церкви, площадь которого составляла 600 кв. метров, сюжетами из Ветхого Завета от момента Сотворения мира до Потопа. Ярчайшим образом здесь выступает первый человек – Адам. Изначально Мике планировал нарисовать только 12 Апостолов, но проект настолько сильно вдохновил мастера, что он посвятил ему 4 года жизни.
Сперва художник расписывал потолок вместе с Франсеско Гранакси, Джулиано Бугардини и сотней чернорабочих, но потом в припадке гнева уволил подручных. Моменты создания шедевра он скрывал даже от папы римского, который неоднократно порывался посмотреть на роспись. В конце 1511 Микеланджело настолько измучили просьбы жаждущих увидеть творение, что приоткрыл завесу тайны. Увиденное потрясло воображение многих людей. Даже Рафаэль, находясь под впечатлением от этой росписи, частично изменил собственный стиль письма.
Фреска “Адам” Микеланджело в Сикстинской капелле
Работа в Сикстинской капелле настолько утомила великого скульптора, что он пишет в своем дневнике следующее:
«После четырех замученных лет, сделав более чем 400 фигур в натуральную величину, я чувствовал себя настолько старым и уставшим. Мне было только 37, а все друзья уже не узнавали старика, которым я стал».
Также он пишет, что от напряженной работы его глаза почти перестали видеть, а жизнь стала мрачной и серой.
В 1535 году Микеланджело вновь берется за роспись стен в Сикстинской капелле. На этот раз он создает фреску «Страшный Суд», которая вызвала бурю негодования среди прихожан. В центре композиции изображен Иисус Христос, окруженный обнаженными людьми. Эти человеческие фигуры символизируют грешников и праведников. Души правоверных поднимаются в небеса к ангелам, а души грешников собирает на своей ладье Харон и гонит их в Ад.
Фреска “Страшный суд” Микеланджело в Сикстинской капелле
Протест верующих вызвала не сама картина, а именно обнаженные тела, которые не должны находиться в святом месте. Неоднократно звучали призывы к уничтожению крупнейшей фрески итальянского Возрождения. Во время работы над картиной художник упал с лесов, сильно повредив ногу. Эмоциональный мужчина увидел в этом божественный знак и решил отказаться от работы. Переубедить его смог только лучший друг, а по совместительству доктор, который помог больному исцелиться.
Личная жизнь
Вокруг личной жизни знаменитого скульптора всегда ходило множество слухов. Ему предписывают различные близкие отношения со своими натурщиками. В поддержку версии о гомосексуализме Микеланджело говорит и тот факт, что он никогда не был женат. Сам он объяснял это следующим образом:
«Искусство – ревниво и требует всего человека. Я имею супругу, которой весь принадлежу, а мои дети – это мои произведения».
Точное подтверждение у историков находят его романтические отношения с маркизой Витторией Колонна. Эта женщина, отличавшаяся незаурядным умом, заслужила любовь и глубокую привязанность Микеланджело. Более того, маркиза Пескара считается единственной женщиной, чье имя связано с великим художником.
Микеланджело с маркизой Витторией Колонна
Известно, что познакомились они в 1536 году, когда маркиза прибыла в Рим. Через несколько лет женщина была вынуждена покинуть город и отправиться в Витербо. Причиной послужило восстание ее брата против Павла III. С этого момента начинается переписка Микеланджело и Виттории, которая стала настоящим памятником исторической эпохи. Считается, что отношения Микеланджело и Виттории носили лишь характер платонической любви. Оставаясь преданной погибшему в бою мужу, маркиза испытывала к художнику лишь дружеские чувства.
Смерть
Микеланджело завершил свой земной путь в Риме 18 февраля 1564. За несколько дней до смерти художник уничтожил наброски, рисунки и незавершенные поэмы. Затем он направился в крохотную церковь Санта-Мария дель Анджели, где хотел довести до совершенства скульптуру Мадонны. Скульптор считал, что все его работы недостойны Господа Бога. И сам он не достоин встречи с Раем, так как не оставил после себя потомков, за исключением бездушных каменных изваяний. Мике хотел в последние свои дни вдохнуть жизнь в статую Мадонны, чтобы таким образом завершить земные дела.
Могила Микеланджело в церкви Санта-Кроче
Но в церкви от перенапряжения он потерял сознание, а очнулся к утру следующего дня. Добравшись до дома, мужчина падает в кровать, диктует завещание и испускает дух.
Интересные факты
Великий итальянский скульптор и живописец оставил после себя множество работ, которые до сих пор восхищают умы человечества. Даже на пороге жизни и смерти мастер не выпустил из рук инструментов, стремясь оставить потомкам только лучшее. Но присутствуют в биографии итальянца моменты, которые известны не многим.
- Микеланджело изучал трупы. Скульптор стремился к воссозданию человеческого теле в мраморе, соблюдая мельчайшие подробности. А для этого ему необходимо было хорошо знать анатомию, поэтому мастер провел десятки ночей в монастырском морге.
- Художник не любил живопись. Удивительно, но Буонарроти считал создание пейзажей и натюрмортов пустой тратой времени и называл эти картины «пустыми картинками для дам».
- Учитель сломал нос Микеланджело. Это стало известно из дневников Джорджо Вазари, детально описавший ситуацию, где учитель из зависти побил ученика, сломав ему нос.
- Тяжелая болезнь скульптора. Известно, что последние 15 лет жизни Мике страдал от сильных суставных болей. В то время многие краски были ядовитыми, а мастер вынужден постоянно дышать испарениями.
- Хороший поэт. Талантливый человек талантлив во многом. Эти слова можно смело отнести к великому итальянцу. В его портфолио находятся сотни сонетов, не опубликованных при жизни.
Творчество знаменитого итальянца принесло ему славу и богатство еще при жизни. И он смог в полной мере вкусить почитание поклонников и насладиться популярностью, что было недоступно многим его коллегам.
Микеланджело: жизнь и творчество художника
Микела́нджело ди Лодо́вико ди Леона́рдо ди Буонарро́ти Симо́ни (1475 — 1564) — великий итальянский скульптор, художник, архитектор, поэт, мыслитель. Один из величайших мастеров эпохи Возрождения.
СОДЕРЖАНИЕ
БИОГРАФИЯ МИКЕЛАНДЖЕЛО
Один из известнейших скульпторов, художников, поэтов, живописцев и архитекторов всех времён – Микеланджело Буонаротти родился 06.03.1475 в городе Капрез, где учился в начальных классах, а по окончании, в 1488 году, стал заниматься скульптурой, будучи учеником Бертольдо в мастерской величайшего живописца истории — Доменико Гирландайо.
Внимание Лоренцо Медичи привлёк талант мальчика, поэтому он принял его в свой дом и финансово помогал Микеланджело развиваться. Когда Лоренцо умер, Буонаротти поехал в Болонью, где возвёл мраморного ангела с канделябром, а также статую для церкви святого Петрония. В 1494 году он снова возвращается во Флоренцию. Начался новый период его творчества, в котором он смело утрировал формы природы, чтобы выразить свои идеи и лучше передать характеры.
В 1503 году Микеланджело был приглашён в Рим Юлием II, чтобы соорудить надгробный памятник, который Юлий хотел изготовить себе ещё при жизни. Скульптор согласился и приехал. Спустя два года Буонаротти посчитал, что внимания папы к нему недостаточно и, обидевшись, вернулся во Флоренцию.
В Риме художник находился уже в 1508 году, куда был снова вызван Юлием II, чтобы продолжить начатую работу, а также выполнить новый заказ – украшение потолка Сикстинской капеллы во дворце Ватикана фресковой живописью. Юлий II скончался спустя пару месяцев после завершения росписи Сикстинского потолка.
Падение Флоренции, грозившее Микеланджело опасностью умереть, произвело в его душе серьёзное потрясение, а также ухудшило здоровье. И будучи итак необщительным и суровым, он стал ещё нелюдимее и мрачнее, погрузившись целиком и полностью в свой идейный мир, что никак не могло не сказаться на характере его творчества.
В 1532 году он получил приглашение от «нового» папы в Рим, дабы завершить украшение Сикстинской капеллы, изобразив «Страшный суд» на алтарной стене, а «Падение Люцифера» на противоположной. Только первая была исполнена Буонаротти в 1534-1541 без помощников.
Последними произведениями кисти Микеланджело были фрески в капелле дворца Ватикана. Буонаротти немного позже расстался со скульптурой, своей любимой отраслью, в которой работал, будучи в преклонном возрасте.
Художник занимался архитектурой, доживая свои последние годы. Он был назначен в 1546 году главным зодчим собора Петра, потому как Микеланджело был не только талантлив, но и опытен в деле строительства.
Микеланджело Буонаротти скончался в Риме 18 февраля 1564 года .
ТВОРЧЕСТВО МИКЕЛАНДЖЕЛО
Творчество Микеланджело принадлежит к эпохе Высокого Возрождения. Уже в юношеских произведениях, таких, как рельефы «Мадонна у лестницы», «Битва кентавров» (оба около 1490—1492 гг.), вырисовываются главные черты искусства Микеланджело: монументальность, пластическая мощь и драматизм образов, благоговение перед красотой человека. Спасаясь от гражданских беспорядков, возникших в результате правления Савонаролы, Микеланджело переезжает из Флоренции в Венецию, затем в Рим.
В течение пяти лет жизни в Риме он создал первые из своих знаменитых работ, включая скульптуры «Вакх» (1496— 1497 гг.) и «Пьета» (1498—1501 гг.) в соборе Святого Петра. В 1500 г. по приглашению граждан Флоренции Микеланджело с триумфом вернулся в этот город.
Вскоре в его распоряжении оказалась мраморная глыба четырёхметровой высоты, от которой отказались уже два скульптора. Три последующих года он самозабвенно работал, почти не выходя из своей мастерской. В 1504 г. монументальная статуя обнажённого Давида предстала на суд публики.
В 1505 г. властолюбивый Папа Юлий II повелел Микеланджело вернуться в Рим, заказав усыпальницу для самого себя. Ваятель целый год трудился над гигантской бронзовой статуей, которая должна была венчать монумент, чтобы чуть ли не сразу после окончания работы стать свидетелем того, как его создание было переплавлено на пушки.
После смерти в 1513 г. Юлия II его наследники настояли на выполнении ещё одного проекта надгробной скульптуры. На это, включая вызванные капризами заказчиков многочисленные переделки, ушло 40 лет жизни Микеланджело. В итоге он был вынужден отказаться от реализации своего замысла, предусматривавшего возведение надгробия как части внутренней архитектуры собора Святого Петра.
Колоссальный мраморный Моисей и статуи, известные под названием «Рабы», навеки остались впечатляющими частями незавершённого целого.
По свидетельствам современников, Микеланджело был замкнутым и погружённым в себя человеком, подверженным внезапным вспышкам буйства. В частной жизни он был почти аскетом, поздно ложился и рано вставал. Говорили, что часто он спал, даже не снимая обуви.
В 1547 г. он получил пост главного архитектора при реконструкции собора Святого Петра и спроектировал огромный купол, который по сей день остаётся одним из величайших шедевров архитектуры .
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ МИКЕЛАНДЖЕЛО
Микеланджело родился в семье беднейшего флорентийского дворянина Лодовико Буонаротти. Из-за нехватки средств еще грудного ребенка отдали на содержание другой супружеской паре Тополино. Именно они научили будущего гения разминать глину и работать резцом раньше, чем читать и писать. Сам Микеланджело говорил своему другу Джорджо Вазари:
«Если есть что хорошее в моем даровании, то это от того, что я родился в разреженном воздухе аретинской вашей земли, да и резцы, и молот, которыми я делаю свои статуи, я извлек из статуи моей кормилицы».
Известную статую Давида Микеланджело создал из куска белого мрамора, который остался от другого скульптора. Ценный камень перешел в другие руки только потому, что прежний владелец не смог выполнить работу из этого куска, после чего бросил его.
Когда Микеланджело закончил свою первую «Пьету» и её выставили в Соборе Святого Петра, до автора дошли слухи, что людская молва приписывает эту работу другому скульптору — Кристофоро Солари. Тогда Микеланджело высек на поясе Девы Марии: «Это сделал флорентиец Микеланджело Буонаротти». Позже он сожалел об этой вспышке гордости и больше никогда не подписывал свои скульптуры.
Великий мастер часто жаловался на убытки, и его считали бедным человеком. Всю жизнь мастер экономил буквально на всем. В его доме практически не было мебели и драгоценностей. Однако после смерти скульптора выяснилось, что Микеланджело собрал целое состояние. Исследователи подсчитали, что в современном эквиваленте его состояние равнялось десяткам миллионам долларов.
В Сикстинской капелле Микеланджело разрисовал около тысячи квадратных метров потолка и дальних стен капеллы. На роспись потолка у художника ушло четыре года. За это время здоровье мастера сильно ухудшилось – при работе огромное количество краски попадало в его легкие и глаза. Микеланджело работал без помощников, сутками расписывал потолок, забывая о сне, и спал на лесах, не снимая сапоги неделями. Но это, несомненно, стоило таких усилий. Гете писал:
«Не повидав Сикстинской капеллы, трудно составить себе наглядное представление о том, что может сделать один человек».
Зимой 1494 года во Флоренции прошёл сильный снегопад. Правитель Флорентийской республики Пьеро де Медичи, вошедший в историю под именем Пьеро Невезучий, вызвал Микеланджело и заказал ему вылепить снежную статую. Работа была выполнена, и современники отмечали её красоту, но никаких сведений о том, как выглядел снеговик или кого он изображал, не сохранилось.
Микеланджело изобразил на своей скульптуре Моисея с рогами. Многие историки искусства объясняют это неправильным толкованием Библии. В Книге Исхода говорится, что когда Моисей спустился с горы Синай со скрижалями, израильтянам было трудно смотреть в его лицо. В этом месте в Библии употреблено слово, которое с иврита можно перевести и как «лучи», и как «рога». Однако по контексту однозначно можно сказать, что речь идёт именно о лучах света — что лицо Моисея сияло, а не было рогато .
Микеланджело Буонарроти (1475 – 1564) – биография, интересные факты
Рождение и семья
Его отец, Лодовико, был обедневшим флорентийским дворянином. На протяжении нескольких поколений члены семейства Буонарроти работали мелкими банкирами, но отцу Микеланджело не удалось сохранить банк, из-за чего он был вынужден регулярно устраиваться на госслужбу, например, на должность главы администрации. О матери практически не сохранилось сведений, сам Микеланджело в обширной переписке с семейством тоже не упоминал о ней. Известно, что она рано вышла замуж и умерла, когда мальчику было 6 лет из-за истощения, вызванного частыми родами. Помимо Микеланджело, второго сына, от первого брака осталось еще 4 сыновей. Через 4 года после кончины супруги отец женился второй раз.
Учеба и творчество
Отец Микеланджело не мог похвастать хорошим доходом. Денег едва хватало на всех детей, а потому маленького Микеланджело отдали кормилице. Предоставленный сам себе, он быстро научился разминать глину, а после и владеть резцом — еще до того, как начал читать и писать. В 10 лет Микеланджело отдали во флорентийскую школу да Урбино. Однако никакого рвения к учебе мальчик не показал, даже напротив, вместо учебы он предпочитал срисовывать фрески и иконы, а также общаться с художниками. В итоге отце сдался, и обучение Микеланджело пошло в соответствии с его наклонностями:
- В 1488 году Лодовико отправил 13-летнего сына в мастерскую Доменико Гирландайо, одного из ведущих флорентийских художников. Там мальчик познакомился с основными техниками и материалами, в это же время он сделал первые карандашные копии произведений художников, в которых проявляется его скульптурное видение. Считается, что в это время он написал картину «Мучение святого Антония».
- Через год Микеланджело переходит в школу скульптора Джаванни, патроном которого являлся Лоренцо Медичи (крайне влиятельный человек во Флоренции). Последний решил оказать покровительство молодому гению и пригласил к себе.
- В 1490—1492 годах Микеланджело находился при дворе Медичи. Скорее всего, в это время он создал барельефы «Мадонна у лестницы» и «Битва кентавров», а в следующие годы «Геркулеса», ныне утраченного.
После смерти Лоренцо Медичи в 1492 юноша вернулся домой.
Дальнейшая работа
В 1501 году мастер вновь вернулся во Флоренцию. На протяжении следующих лет он создал такие шедевры:
- «Давид».
- Алтарь Пикколомини.
- «Мадонна Дони».
- «Мадонна Питти».
- «Брюггенская Мадонна», второе название «Мадонна с младенцем».
- «Мадонна Таддеи».
Также он начал статую «12 апостолов», которая не была закончена. Фактически скульптор успел только сделать предварительную модель апостола Левия Матфея: были намечены контуры тела и нижней части лица, вырезана правая рука и обозначена поза (апостол стоит и опирается левой ногой о камень, держит в левой руке книгу). Из-за незаконченности работы в описаниях часто отмечают необычный эффект: будто апостол хочет вырваться из каменного плена. В 1505 году Микеланджело вызывал в Рим Папа Юлий II. У последнего был заказ на гробницу, работа над которой растянулась на 40 лет (с перерывами). Первые 8 месяцев мастер пробыл в городе Карраре, где выбрал необходимый мрамор. Для гробницы были созданы «Моисей», «Лия», «Связанный раб» и «Умирающий раб». В апреле 1506 года Буонарроти вернулся во Флоренцию, где написал «Битву при Кашине» для Апостольского дворца. Через полгода он уехал в Болонью, где помирился с Юлием II и отлил из бронзы его скульптуру (позднее разрушенную).
В феврале 1508 мастер вновь приехал во Флоренцию, а уже в мае по заказу Юлия II началась роспись потолка Сикстинской капеллы. Она продолжилась до октября 1512. За это время художником были расписаны тысячи квадратных метров потолка и дальней стены. Это негативно сказалось на здоровье Буонарроти: зачастую он работал один, не прерываясь на сон и еду, часто засыпал на лесах, постоянно вдыхал частицы краски. После смерти Юлия II в 1513 Папой Римским стал Джованни Медичи (после принятия сана — Лев Х), с которым Микеланджело связывала юношеская дружба. Договор на гробницу прошлого Папы был перезаключен, а в 1514 скульптор получил заказ на «Христа с крестом» и капеллу Льва Х (город Энгельсбург).
Последние годы жизни
- Он закончил 3 этаж фасада и карниз Палаццо Фарнезе для Папы Римского Павла III. Этот римский дворец в стиле Ренессанс был построен в городе Понте. Изначально над зданием работал архитектор Антонио да Сангалло Младший. После его смерти в 1546 году Микеланджело возглавил строительство и внес ряд изменений.
- Было спроектировано новое убранство Капитолия.
- В 1547 Буонарроти был назначен главным архитектором собора Святого Петра, что стало для него самым великим достижением в жизни. Над зданием поочередно трудились практически все крупные архитекторы Италии. В 1506 строительство было начато под руководством Донато Браманте, затем перешло к Рафаэлю Санти, после — к Бальдассере Перуцци и Антонио де Сангало Младшему. После их смерти строительство возглавил Микеланджело, заканчивали же работу Джакомо делла Порта и Джакомо Виньола.
Строительство было окончено только в 1626 году. Кисти Микеланджело принадлежали такие картины: «Сотворение Адама», «Страшный суд», «Всемирный потоп», «Отделение Света от Тьмы», «Ливийская сивилла». Микеланджело работал над ним до самой смерти 18 февраля 1564 года. Мастер не дожил до своего 89-летия несколько дней. Кончина наступила в присутствии 2 врачей, слуги и нескольких скульпторов, в том числе Томмазо Кавальери и Даниеле де Вольтерра. Последний сделал посмертную маску и бюст друга.
Папа Римский Пий IV собирался похоронить Буонарроти в римском соборе Святого Петра, построив там отдельную гробницу. До этого времени тело перенесли в базилику Санти-Апостоли, откуда в марте его тайно вывезли во Флоренцию. 14 июля Микеланджело Буонарроти был похоронен в церкви Санта-Кроче, рядом с могилой Макиавелли.
Личная жизнь
Важно отметить, что отношения между друзьями были исключительно платоническими. Некоторые исследователи считают, что Микеланджело был гомосексуалом и ценил в подруге ее целомудрие, даже называл ее мужчиной в юбке.
Внешность и интересные факты
- До него художники не имели права иметь гербы и носить настоящие фамилии. Обычно их называли в честь отцов, городов или профессии: например, Леонардо да Винчи — Леонардо из города Винчи.
- Во время пребывания во дворе Медичи Пьетро Торриджано в ходе ссоры последний ударом в лицо сломал Буанарроти нос, из-за чего на нем появилась горбинка.
- Сам Микеланджело был набожным человеком, однако один поступок мучил его до конца жизни. После завершения работы над «Пьетрой» для собора Святого Петра авторство было по ошибке приписано скульптору Кристофоро Солари. Возмущенный Микеланджело не стал терпеть это и высек на поясе Мадонны свою подпись: «Это сделал флорентиец М. Буонарроти». После он глубоко сожалел о вспышке гордыни и больше не подписывал работ, из-за чего его рисунки, живопись и скульптуры находят до сих пор.
- Скульптор всю жизнь жаловался на нехватку средств и жил крайне экономно: с минимумом мебели, почти без украшений. Однако после его смерти выяснилось, что Микеланджело скопил огромное состояние, в пересчете на современные деньги — около 10 миллионов долларов.
- Моисей в скульптуре Микеланджело изображен с рогами. Исследователи считают, что это произошло из-за путаницы в переводе Библии: когда Моисей со скрижалями Завета спустился с горы, людям было трудно смотреть на него. Причина обозначена ивритским словом, которое переводится как «лучи» или «рога». Из контекста ясно, что лицо Моисея сияло, то есть испускало лучи, но Буонарроти перевел слово иначе и изобразил неверное толкование.
- После того как Папа Римский доверил Микеланджело работы над архитектурой собора Святого Петра, Буонарроти пожелал, чтобы в указе было отмечено, что он не берет плату и трудится во имя святой любви к Господу. Так он хотел показать, что высоко оценил высказанное Папой доверие.
- Завещание Буонарроти было довольно кратко: «Отдаю душу Богу, тело — земле, имущество — родным».
Помимо скульптур, творчество Микеланджело Буонарротио включает в себя стихи и сонеты: их сохранилось около 300. В основном их содержание состоит из описания одиночества, разочарования и идеализации человека. Почти все бумаги Буонарроти сжег перед смертью, но все же уцелевшие стихи были выпущены в 1623 году племянником. Сонеты, посвященные его другу Виттории Колонна, были подвергнуты цензуре, так как вместо «она» было написано «он». При жизни некоторые стихи были положены на музыку. Микеланджело Буонарроти является не только одним из величайших скульпторов, архитекторов и художников Италии, но и великим мыслителем и стихотворцем. Еще при жизни он заслужил славу непревзойденного мастера, а после смерти надолго стал примером для подражания. Современники признавали, что скульптуры Микеланджело затмили не только современные ему работы, но также римские и греческие идеалы, например, «Аполлона».
Источники:
https://24smi.org/celebrity/4228-mikelandzhelo-buanarotti.html
https://allpainters.ru/mikelandzhelo.html
https://nauka.club/biografii/mikelandzhelo-buonarroti.html