А судьи кто написал. Смотреть что такое “А судьи кто?” в других словарях
А судьи кто?
А судьи кто?
Из комедии «Горе от ума» (1824) А. С. Грибоедова (1795—1829). Слова Чацкого (действ. 2, явл. 5).
А судьи кто? за древностию лет
К свободной жизни их вражда непримирима,
Сужденья черпают из забытых газет
Времен очаковских и покоренья Крыма.
О презрении к мнению авторитетов, которые ничуть не лучше тех, кого эти судьи пытаются порицать, критиковать и пр.
Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. — М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .
А судьи кто? – За древностию лет К свободной жизни их вражда непримирима, Сужденья черпают из забытых газет Времен очаковских и покоренья Крыма.
Словарь крылатых слов . Plutex . 2004 .
Смотреть что такое “А судьи кто?” в других словарях:
А судьи кто? — Ср. Не я одинъ всѣ также осуждаютъ (Фамусовъ). Пер. «А судьи кто?» Грибоѣдовъ. Горе отъ Ума. 2, 5. Чацкій. Ср. Ничтожный судъ Толпы, въ рѣшеніяхъ пристрастной, И вѣтреной и разногласной. Жуковскій. См. Улица … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
А судьи кто? — Ср. Не я один все также осуждают. (Фамусов). Ср. А судьи кто? Грибоедов. Горе от ума. 2, 5. Чацкий. Ср. Ничтожный суд Толпы, в решениях пристрастной, И ветреной и разногласной. Жуковский. См. улица … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона
А судьи кто? — крыл. сл. Цитата из комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» (1824), д. 2, явл. 5, слова Чацкого: А судьи кто? За древностию лет К свободной жизни их вражда непримирима, Сужденья черпают из забытых газет Времен очаковских и покоренья Крыма … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого
Кто, если не я? — Жанр драма В главных ролях Мария Шукшина Игорь Гордин Константин Юшкевич Алена Хмельницкая Михаил Ремизов Юлия Ауг Виктория Лукина Марина Правкина Александр Нестеров Владимир Фоков … Википедия
Кто есть евреи? — Иудаизм основные понятия Портал Иудаизм … Википедия
Кто есть иудей? — Иудаизм основные понятия Портал Иудаизм … Википедия
Кто является евреем? — Иудаизм основные понятия Портал Иудаизм … Википедия
Мировые судьи — Это название в разных странах носят мало сходные учреждения. В Англии М. судьи созданы были при Эдуарде III (1360) как единоличная власть, призванная охранять общественный мир. Постепенно расширяясь, их компетенция уже в XV в. охватила все… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Жизнь и времена судьи Роя Бина — The Life and Times of Judge Roy Bean Жанр комедия мелодрама вестерн экранизация Режиссёр Джон Хьюстон … Википедия
А судьи кто?
А судьи кто? (значение) — применяется, как сомнение в том, что те, кто высказывает свое суждение по какому-либо вопросу, достоин того, чтобы судить об этом.
Цитата из комедии “Горе от ума” (1824 г.) русского писателя и дипломата Грибоедова Александра Сергеевича (1795 – 1829), действие 2, явление 5. С этой цитаты начинается, так называемый, “Монолог Чацкого”, в котором Чацкий Александр Андреевич [ 1 ] отвечает на критику в свой адрес Фамусова Павла Афанасьевича [ 2 ] :
“Фамусов (Чацкому)
Эй, завяжи на память узелок;
Просил я помолчать, не велика услуга.
Позвольте, батюшка. Вот-с Чацкого, мне друга,
Андрея Ильича покойного сынок:
Не служит, то есть в том он пользы не находит,
Но захоти: так был бы деловой.
Жаль, очень жаль, он малый с головой;
И славно пишет, переводит.
Нельзя не пожалеть, что с эдаким умом.
Чацкий
Нельзя ли пожалеть об ком-нибудь другом?
И похвалы мне ваши досаждают.
Фамусов
Не я один, все также осуждают.
Чацкий
(Примечание – далее следует Монолог Чацкого)
А судьи кто? — За древностию лет
К свободной жизни их вражда непримирима,
Сужденья черпают из забытых газет
Времен Очаковских и покоренья Крыма [ 3 ] ;
Всегда готовые к журьбе,
Поют все песнь одну и ту же,
Не замечая об себе:
Что старее, то хуже.
Где? укажите нам, отечества отцы,
Которых мы должны принять за образцы?
Не эти ли, грабительством богаты?
Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве,
Великолепные соорудя палаты,
Где разливаются в пирах и мотовстве,
И где не воскресят клиенты-иностранцы
Прошедшего житья подлейшие черты.
Да и кому в Москве не зажимали рты
Обеды, ужины и танцы?
Не тот ли, вы к кому меня еще с пелён,
Для замыслов каких-то непонятных,
Дитёй возили на поклон?
Тот Нестор [ 4 ] негодяев знатных,
Толпою окруженный слуг;
Усердствуя, они в часы вина и драки
И честь и жизнь его не раз спасали: вдруг
На них он выменил борзые три собаки.
Или вон тот еще, который для затей
На крепостный балет согнал на многих фурах
От матерей, отцов отторженных детей?!
Сам погружен умом в Зефирах и в Амурах [ 5 ] ,
Заставил всю Москву дивиться их красе!
Но должников не согласил к отсрочке:
Амуры и Зефиры все
Распроданы по одиночке.
Вот те, которые дожили до седин!
Вот уважать кого должны мы на безлюдьи!
Вот наши строгие ценители и судьи!
Теперь пускай из нас один,
Из молодых людей, найдется: враг исканий,
Не требуя ни мест, ни повышенья в чин,
В науки он вперит ум, алчущий познаний;
Или в душе его сам бог возбудит жар
К искусствам творческим, высоким и прекрасным,—
Они тотчас: разбой! пожар!
И прослывет у них мечтателем! опасным!! —
Мундир! один мундир! он в прежнем их быту
Когда-то укрывал, расшитый и красивый,
Их слабодушие, рассудка нищету;
И нам за ними в путь счастливый!
И в женах, дочерях к мундиру та же страсть!
Я сам к нему давно ль от нежности отрекся?!
Теперь уж в это мне ребячество не впасть;
Но кто б тогда за всеми не повлекся?
Когда из гвардии, иные от двора
Сюда на время приезжали:
Кричали женщины: ура!
И в воздух чепчики бросали!”
Чацкий. Художник П. Соколов. 1866 г.
Примеры
Булат Окуджава
«Путешествие дилетантов (Из записок отставного поручика Амирана Амилахвари)» , 1971–1977 г.:
“— А судьи кто? — с пафосом вопросил фон Мюфлинг со своих небес.
— Ах, судьи… — сказал лекарь, скривившись весь, и глаза его наполнились слезами, — ваш сарказм, милостивый государь, не имеет силы, ибо я говорю не как судья, а как пострадавший, вот так.”
Примечания
↑ 1) Чацкий Александр Андреевич — главный герой произведения. Молодой дворянин, сын покойного друга Фамусова — Андрея Ильича Чацкого. Чацкий и Софья Фамусова раньше любили друг друга.
↑ 2) Фамусов Павел Афанасьевич — московский дворянин средней руки. Служит управляющим в казённом месте. Был женат, но жена умерла вскоре после родов, оставив супругу единственную дочь Софью. Фамусов дружил с покойным отцом Чацкого.
↑ 3) Времен Очаковских и покоренья Крыма — крепость и город Очаков был взят русскими войсками 6 (17) декабря 1788 года в Русско-турецкую войну 1787—1791 годов. Общее командование штурмом осуществлял князь Потёмкин, армией командовал полководец Суворов Александр Васильевич (1730 – 1800). По Ясскому мирному договору 1791 года крепость отошла России.
↑ 4) Нестор (ок. 1056—1114) — древнерусский летописец, монах Киево-Печерского монастыря.
↑ 5) Зефирах и в Амур — Зефир – древнегреческое мифологическое божество, самый мягкий из ветров, посланник весны. Амур – бог любви в древнеримской мифологии.
А судьи кто?
— Привет, сынок. Что делаешь?
— Сочинение пишу. Вот уже второй час пошёл.
— Интересно говоришь. О ком сочиняешь?
— «Образ Чацкого в комедии Грибоедова «Горе от ума».
— А судьи кто? — За древностию лет
К свободной жизни их вражда непримирима,
Сужденья черпают из забытых газет
Времён Очаковских и покоренья Крыма;
Всегда готовые к журьбе,
Поют всё песнь одну и ту же,
Не замечая об себе:
Что старее, то хуже.
— Ну ты, пап, даешь! Вот это память. Анна Петровна была бы в шоке.
— Я сам и не думал, что вспомню. В этом фрагменте что ни строка, то цитата. Вот, например, знаешь, откуда пошло выражение «а судьи кто?».
Благодаря Александру Сергеевичу выражение «А судьи кто?» действительно стало известным и популярным.
Однако Первоисточником этого оборота является Новый Завет.
В Соборном Послании Святого апостола Иакова мы читаем следующее:
«Не злословьте друг друга, братия: кто злословит брата или судит брата своего, тот злословит закон и судит закон; а если ты судишь закон, то ты не исполнитель закона, но судья. Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить; а ты кто, который судишь другого?»
Апостол пишет свое послание всему еврейскому народу.
Его послание было вызвано потребностями и состояниями религиозно-нравственной жизни их христианских общин и имело исключительно нравоучительный характер.
В приведённом нами фрагменте из четвертой главы, Апостол Иаков обличает человеческие грехи. Среди прочего, он предостерегает христиан от нетерпимого в христианской среде порока злословия и осуждения ближнего, как идущего врозь с добродетелью смирения. Апостол говорит о таком поведении, как о тяжком преступлении, потому что злословящий и судящий брата христианин, в сущности, злословит и судит сам закон, закон любви. Тем самым он пытается стать выше закона, создав свой собственный. Однако одному Богу дано право законодательства и суда. Потому Апостол делает вывод (цитата): «А ты кто, который судишь другого?» — намекая, что человек же самим ничтожеством своим выдает отсутствие у него права судить ближнего и закон. А если он делает так — судит, — то тяжко согрешает и навлекает на себя осуждение Божие.
В нашу речь слова Апостола Иакова, брата Господня, вошли оборотом: «А судьи кто?». Так говорят о людях, проявляющих некомпетентность и необъективность при высказывании каких-либо суждений, а также осуждающих других за то, в чём сами, возможно, повинны.
Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы не были, дома или в дороге.
Источники:
https://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_wingwords/30/%D0%90
https://dslov.ru/pos/p890.htm
https://radiovera.ru/a-sudi-kto.html