А венецианов образ жизни в творчестве кратко. Школьная энциклопедия
Школьная Энциклопедия
Nav view search
Навигация
Искать
Книги
Login Form
Алексей Венецианов и его школа
Подробности Категория: Искусство России XIX века Опубликовано 23.03.2018 11:31 Просмотров: 1409
Творчество Венецианова способствовало интересу к национальному русскому пейзажу и народным образам.
Бытовой жанр в русской живописи начал формироваться в XVIII в., об этом вы можете прочитать здесь. В творчестве А. Венецианова этот жанр получил дальнейшее развитие.
Алексе́й Гаври́лович Венециа́нов (1780-1847)
А. Венецианов. Автопортрет (1811). Холст, масло. 67,5 × 56 см. Государственный Русский музей (Петербург)
А.Г. Венецианов родился в Москве в купеческой семье, происходившей из греческого рода Венециано. Будущий художник рано поступил на службу: сначала служил землемером при лесном департаменте, затем был переведен в Петербург, в почтовое ведомство. Там он начал самостоятельно заниматься живописью: копировал картины в Эрмитаже, писал портреты близких людей, в том числе своей матери. Затем некоторое время учился живописи у В. Боровиковского и даже жил в его доме в качестве ученика.
А. Венецианов. Портрет А.Л. Венециановой, матери художника (1801). Холст, масло. 74 х 66 см. Государственный русский музей (Петербург)
Первоначально Венецианов работал в основном в портретном жанре. За написанный им портрет инспектора Академии художеств К. Головачевского с тремя учениками А. Венецианов получил звание академика.
А. Венецианов. Портрет инспектора Академии художеств К. Головачевского с тремя учениками (1811). Холст, масло. 143,5 х 111 см. Государственный русский музей (Петербург)
Головачевский изображён в окружении трёх мальчиков. Каждый из них символизирует представителя живописи, скульптуры и архитектуры.
В центре композиции – рука Головачевского, лежащая на книге. Щедро раскрытая ладонь – символ дарования детям тайной премудрости знания. Головачевский слегка повернулся к будущему архитектору с большой папкой под мышкой и внимательно слушает его. Взгляд его полон живости, строгой доброты и сердечности.
Лица детей написаны с любовью, они одухотворены и полны внутренней чистотой, что сближает эту картину с портретами В. Тропинина.
А. Венецианов. Портрет М. А. Венециановой, жены художника (1810-е годы). Холст, масло. 67,5 х 52 см. Государственный русский музей (Петербург)
В 1819 г. Венецианов оставил службу и поселился с семьей (женой Марфой Афанасьевной и двумя дочерями – Александрой и Фелицатой) в деревне Сафонково Тверской губернии. С этого периода главной темой его творчества становится крестьянская тема.
А.Г. Венецианов погиб в результате несчастного случая во время поездки на лошадях по дороге в Тверь 4 (16) декабря 1847 г. в селе Поддубье Тверской губернии. Художник похоронен на сельском кладбище деревни Дубровское (ныне Венецианово) в Удомельском районе Тверской области.
Творчество А. Венецианова
Венециановым создана довольно большая портретная галерея его современников, в том числе выдающихся людей того времени: Н.В. Гоголя, Н.М. Карамзина, В.П. Кочубея.
А. Венецианов. Портрет Н.В. Гоголя. Литография 1834 г.
А. Венецианов. Портрет Н.М. Карамзина (1828). Холст, масло. Всеросийский музей А.С. Пушкина
Но наибольшую известность А. Г. Венецианову принесли написанные им образы крестьян. «Жнецы», «Спящий пастушок», «Захарка» и многие другие картины уже почти 200 лет привлекают зрителей своей свежестью и искренностью. Главными героями картин художника стали его собственные крестьяне. Большую роль играли пейзаж и интерьер. Новаторство этих картин заключалось в умении художника передать особую атмосферу деревенской простоты и естественности, близость земле, на которой они жили и которую обрабатывали своими руками. Иногда Венецианова упрекали в том, что крестьяне на его картинах слишком нарядны, слишком идеализированы. Но так хотел видеть их сам художник, и такими показал их нам.
А. Венецианов «Гумно» (1823). Холст, масло. 66,5 × 80,5 см. Государственный Русский музей (Петербург)
Художник изображает гумно (место, где молотили зерно). Образы крестьян написаны с чувством уважения к их труду и искренней симпатией. Умело передана перспектива.
Эта картина стала началом большой работы над изображением русской деревни. Венецианов разработал форму многофигурной жанровой картины на сельскую тему, в которой часто большую роль играет пейзаж или интерьер.
А. Венецианов «Жнецы» (1825). Холст, масло. 66,7 х 52 см. Государственный Русский музей (Петербург)
Художника привлекла романтическая жизненная картина: мать и сын любуются бабочками, присевшими на руку жницы (их занятие мы узнаём по заголовку картины и по орудиям труда в их руках). Мальчик воспринимает мир радостно и по-детски доверчиво. Мать устала, но и она не осталась равнодушной к красоте. Идея картины очевидна: крестьяне тоже могут чувствовать прекрасное (у Карамзина – «и крестьянки любить умеют»).
А. Венецианов «Спящий пастушок» (1823-1824). Дерево, масло. 27,5 х 36,5 см. Государственный русский музей (Петербург)
Спящий (или просто позирующий) пастушок изображён на фоне пространственного пейзажа. Венецианову удалось передать перспективу и единение природы и человека. Кроме мальчика, на картине мы видим девушку с коромыслом и фигурки рыбаков, и всё это показано в полной гармонии: и природа, и люди спокойны, умиротворены. Эта картины также стала новым словом в русской живописи – в то время на пленэре ещё не работали.
Другие виды работ художника
А. Венецианов также работал в технике пастели по бумаге и пергаменту, занимался литографией, писал иконы. Его кисти принадлежат иконы для собора всех учебных заведений (Смольного собора), для церкви Обуховской градской больницы. В последний год жизни художник работал над иконами для церкви пансиона дворянского юношества в Твери.
А. Венецианов «Предстательство Божией Матери за воспитанниц Смольного института». Запрестольный образ для Собора всех учебных заведений во имя Воскресения Христа Спасителя (Смольного собора) в Петербурге (1832-1835). Холст, масло. 489 × 249 см
Школа Венецианова
Вокруг Венецианова сложилась группа художников, которым был близок крестьянский жанр.
Художественная школа в Сафонково просуществовала 20 лет. За это время здесь прошли обучение более 70 художников, среди которых были Н. Крылов, А. Тыранов, К. Зеленцов, А. Алексеев, В. Аврорин, А. Мокрицкий, С. Зарянко, Г. Сорока, А. Венецианова и др.
Расскажем о двух из них.
Григо́рий Васи́льевич Соро́ка (настоящая фамилия Васи́льев), 1823-1864. Русский крепостной живописец.
Г. Сорока. Автопортрет
В 1842-1847 гг. он учился живописи в школе А. Г. Венецианова и был одним из любимейших его учеников. После обучения Сороку пришлось отправить обратно к барину. Венецианов просил помещика Милюкова дать вольную для Григория, чтобы тот мог продолжить образование в Академии художеств, но не смог добиться этого.
Молодой художник окончил жизнь самоубийством.
Г. Сорока «Вид в Спасском» (вторая половина 1840-х гг.)
Александра Алексеевна Венецианова (1816-1882) – дочь Венецианова. Художница, представительница художественной школы Венецианова.
А. Венецианов. Портрет дочери в возрасте 13 лет
Александра писала портреты, жанровые картины, натюрморты. Её работы – в Государственной Третьяковской галерее, Тверской областной картинной галерее. Её искусство называли очень искренним, хотя и несколько наивным.
Она оставила книгу воспоминаний об отце: Венецианова А. А. Записки дочери Венецианова. 1862 // Алексей Гаврилович Венецианов. Мир художника. Статьи, письма, современники о художнике / Составление, вступ. ст. и прим. А. В. Корниловой. Л., Искусство, 1980.
Александра Венецианова «Почтовая станция». Холст, масло. 57 x 62 см. Тверская областная картинная галерея
А венецианов образ жизни в творчестве кратко. Школьная энциклопедия
Венецианов Алексей Гаврилович биография и творчество художника. Родился в семье купца грека по происхождению Г. Ю. Венецианова. В детстве молодой художник полюбил рисование и осваивал основы живописи и рисунка, как самоучка. В юнные годы он часто копировал картины знаменитых живописцев. Интерес к миру русского крестьянина, трудовая жизнь вдали от столицы, бескорыстное обучение юношей из нищих слоев крестьянства – все это имело свои начинания в наиболее передовых воззрениях эпохи формирования декабристских обществ.
Более точной информации о его первых наставниках неизвестно, судя по его работам в юношеском возрасте можно с уверенностью сказать так, как начинающий художник он был очень наблюдательный и кто то с ним все таки занимался и показывал ему некоторые нехитрые премудрости в приготовлении необходимым материалов для работы и процесс живописного писания красками. Так сложилось Венецианов не получил официального художественного обучения, как мы видим это недоразумение ни чуть помешало художнику творчески развиваться и обратить на себя внимание.
Известно, что в 1807 году Венецианов приехал в столицу в Петербург, где первое время был принят на работу в почтовую службу. Будучи в столице он часто посещает картинные галереи и выставки, чувствую страсть к живописи он знакомится с различными художниками, среди которых оказался известный на то время художник Боровиковский, чье наставничество положительно сказалось в дальнейшей творческой судьбе Венецианова.
Вместе с Боровиковским художник работает в мастерской изучает процесс работы мастера, копирует знаменитые картины и совершенствует свои навыки в рисовании и написании различных портретов с натуры. Его первые заметные работы до 1809 отражены в портрете Бибикова, где он старался придерживаться стиля того времени, раскрывая в портретном образе черты характера просвещенного человека.
Некоторое время он принимает участие в карикатурном журнале, где пробует себя, как шаржиста. Конечно в карикатурах он не находит своего полного призвания, да и сам журнал впоследствии был под запретом в 1809 году, из за государственной цензуры тех времен. Тем не менее к карикатурному жанру он будет обращаться в последствии, после войны с Наполеоном 1812 году были популярны сатирические карикатуры высмеивающие дворян тяготевших к французскому стилю, моде и языку
В творческих и в последствии педагогических принципах Алексея Венецианова получил свое последовательное развитие и истолкование лозунг приближения к родной российской природе, любовь к натуре, к реальной действительности жизни, это было характерно для эстетических и культурных взглядов начала 19 века.
Именно в искусстве Венецианова бытовые сюжеты из жизни русских крестьян получают массовое общественное признание. Появление его небольших по размеру полотен было воспринято современным обществом того времени как становление исключительно родной национальной сферы в русской живописи.
1811 год для Венецианова Алексея Гавриловича является удачным этапом в его творчестве он создает первоклассные работы портрет инспектора Петербургской Академии художеств Головачевского Кирила Ивановича и также он пишет свой Автопортрет, за проделанную работу его он получает звание кандидата в академики или тем языком в академии это звание звучало, как назначенный художник. В этом же году после с отличием выполненного академического задания художник получает звание академика живописи.
В 1815 Алексей Венецианов женился, его избраннице становится Азарьева Марфа Афанасьевна, а в 1819 году он со своей семьей переезжает в ее небогатое имение в селе Сафонково расположенное в окрестностях Тверской губернии. Жизнь в селе в корни отличалась от столичной суеты, здесь художника вдохновляла совсем другая атмосфера, жизнь простых крестьян их повседневный быт казался художнику очень колоритным да и новым в его творчестве.
Отражать крестьянские образы в картинах в того времени было не популярным занятием среди большинства художников, куда прибыльней было писать дорогие портреты дворян, тем не менее Венецианов пренебрег этим. В его картинах продемонстрированных на выставке в академии в 1824 году, как раз показаны крестьяне в качестве персонажей “Утро помещицы”, “Гумно”, “Крестьянская девушка с граблями и косой”, трогательная работа “Крестьянка с васильками” на что последовало много разных положительных откликов людей с демократически настроенным взглядом.
С еще большим воодушевлением проникся художник к крестьянской теме, из под его кисти выходят новые произведения “На пашне Весна”, и приблизительно в середине двадцатых годов картина “На жатве. Лето” и очень трогательные картины “Вот-те и батькин обед”, “Захарка”, “Спящий пастушок” в которых персонажи это крестьянские дети. Детей как мы видим Алексей Венецианов очень любил, он отлично понимал их обездоленность был добр к ним и обязательно желал раскрыть детские характеры в своих работах.
Конечно нетронутая до селе крестьянская тема была очень не по нраву руководству академии да и застойному дворянству вкупе, они яростно не признавали работы Венецианова, как искусство. Алексей Венецианов не раз предлагал открыть в академии классы для обучения крепостных крестьян, но там его и слушать не желали по этому поводу. Не смотря на это художник впоследствии за свой счет учредил художественное заведение для обучения одаренных крестьянских детей и сирот, всячески помогал им. Из под его руководства некоторые ученики стали настоящими художниками среди них художники Зарянко С., Тыранов А, Сорока Г.. Конечно содержать далеко не прибыльную школу, было тяжелым бременем для художника, помогали некоторые частные заказы по написанию портретов и даже иконописных образов для церквей.
1830-e годы можно считать более скромным творческим периодом художника. В его работах проявляется новое для него направление он создает картины в старом стиле жесткого классического академизма с обнаженными женскими фигурами в 1829 году картина “Купальщицы”, примерно 1832 год полотно “Вакханка” Несколько изменив тематику работы r более продвинутому живописному решению в начале тридцатых годов написан интерьерный Портрет Кочубея В. П. 1842. Вернувшись снова к крестьянской теме в этом же году создает картину “Гадание на картах”, считается одной из последних работ заслуживающих внимание. в 1843 в более скромных оттенках написана картина Крестьянская девушка за вышиванием”
В 1847 году 16 декабря жизнь талантливого художника была оборвана совершенно нелепым случаем, не управляемая упряжка испуганных и быстро несущихся с крутого холма лошадей в санях которых находился Венецианов перевернулась и на смерть придавила художника.
Значение вклада художника Венецианова Алексея Гавриловича в русском изобразительном искусстве имеет просто огромное значение. Он один из первых открывателей живописного направления связанного с крестьянским бытом и это в эпоху классического академизма, эпоху крепостного права, угодничающего и чванливого дворянства. Крестьянская тема, столь характерная для начала XIX века, наиболее глубоко продвинута в творчестве нашего русского живописца А. Г. Венецианова.
Живописные произведения этого талантливого художника донесшего отпечаток того времени и рассказавший нам о другой стороне жизни русского простого народа 19 века, просто неоценимо.
Венецианов Алексей Гаврилович – классик русского изобразительного искусства, утвердивший бытовой жанр в качестве равноправной области отечественной живописи.
Родился Алексей Гаврилович 7 февраля 1780 года в Москве. По семейному преданию корни рода Венециано происходили из Греции. Отец Венецианова достаточно широко занимался огородничеством и вместе с тем продавал картины. Очевидно, данное обстоятельство подтолкнуло будущего художника к выбору дальнейшего жизненного пути.
Сведения о первоначальном образовании Венецианова крайне скудны. Известно, что, обучаясь в частном пансионе в Москве, юный Алексей проявлял большие способности к рисованию. Его первым художественным наставником являлся некий Прохорыч (Пахомыч), под руководством которого Венецианов писал картины преимущественно в технике пастели, проявляя особый интерес к жанру портрета.
Однако занятия живописью для молодого человека являлись скорее увлечением. По настоянию отца Алексей Гаврилович определился чертежником в землемерное управление.
В 1807 году Венецианов перебирается в Петербург. Здесь он поступает на службу в почтовую канцелярию. Знакомство с Эрмитажем, столичными художниками заставляет молодого человека принять решение всецело посвятить себя изобразительному искусству. Он был представлен знаменитому живописцу Боровиковскому , который сыграл заметную роль в дальнейшем становлении художника.
В это же время Венецианов принимает активное участие в издании нового сатирического “Журнала карикатур”. На страницах издания поднимались острые проблемы социального и нравственного характера современного общества. Однако проблемы с цензурой привели к закрытию журнала в январе 1809 года.
Разочарованный молодой человек оставляет почтовую канцелярию и переходит на должность землемера в Лесной департамент Ведомства государственных имуществ. Венецианов решает получить официальное звание художника. Он представляет на конкурс Императорской Академии свой Автопортрет (1811 г.). Картина по достоинству была оценена Советом учебного заведения и Алексей Гаврилович получает звание “назначенного”, а также задание написать портрет преподавателя Академии. Живописец успешно справился с поставленной задачей. За “Портрет К. И. Головаческого, инспектора Академии художеств, с тремя воспитанниками” он был удостоен звания академика живописи.
Во время войны 1812 года в творчество Венецианова вновь входит сатира. Он выпускает офорты, высмеиваюшие увлечение высшего русского общества всем французским.
В 1815 году Венецианов женится на Марфе Афанасьевне Азарьевой. Вскоре (1819) Алексей Гаврилович оставляет службу. Он уезжает вместе с семьей в имение Сафонково Тверской губернии.
Сельская жизнь вдохнула новую струю в творчество Венецианова. Художник обращается в своих произведениях к окружающей действительности. Его картины отражают быт простых крестьян. Необходимо отметить, что согласно академическим установкам в это время не приветствовалось изображение простолюдин. Однако живописец отступил от общепринятых норм.
1 сентября 1824 года открылась Академическая выставка. Среди прочих работ Венецианова экспонировались картины “Гумно”, “Утро помещицы”. Произведения художника вызвали живой интерес публики, получили положительный отзыв критиков. Успех утвердил мастера в верности выбранного направления, у него появились влиятельные знакомые.
Пора 20-х годов оказалась периодом расцвета творческой деятельности Алексея Гавриловича Венецианова. В это время им были созданы замечательные картины “На пашне. Весна”, “На жатве. Лето”.
Довольно часто Венецианов обращался к детской теме. Такие картины как “Вот-те и батькин обед!”, “Захарка”, “Спящий пастушок” составляют заметную часть его творческого наследия. Трогательные, поэтичные детские образы проникновенно написаны мастером.
Венецианов Алексей Гаврилович вошел в историю русской живописи не только как основатель крестьянского жанра. Широко известна его педагогическая деятельность. Художник создал свою систему преподавания живописной науки. На свои средства Венецианов содержал художественную школу, где обучались дети крепостных крестьян и прочих выходцев из несостоятельных семейств. Его заведение позволило вырасти таким заметным художникам как Григорий Сорока, Алексей Тыранов, Никифор Крылов, Сергей Зарянко и др..
Погиб Венецианов трагически. 4 декабря 1847 года художник направлялся на встречу с заказчиком. Неожиданно лошади понесли повозку, испугавшийся кучер выпрыгнул из саней. Алексей Гаврилович попытался остановить лошадей, но его выбросило из повозки и захлестнувшие руку поводья стали причиной смерти Венецианова.
Венецианов: дворянин во крестьянстве
Картину Алексея Венецианова «На пашне», хранящеюся в Государственной Третьяковской галерее, знает всякий культурный человек. Но знаменитый шедевр живописи современниками художника воспринимался неоднозначно. Потому что это была не просто картина, а настоящая революция!
Венецианов родился в 1780 году в семье небогатого московского купца, торговавшего ягодными кустами, саженцами плодовых деревьев, семенами и рассадой. Специальность Алексею выбрал отец — поскольку он имел самое прямое отношение к земле, решил, что его сын должен стать землемером. Так Венецианов оказался в пансионате, где и пристрастился к рисованию. Его первым наставником стал художник-самоучка, известный как Пахомыч. Он научил будущего классика рисовать пастелью. После учебы Алексей работал чертежником в Москве, затем был переведен помощником землемера в Петербург. Здесь он подрабатывал пастельными портретами, которые писал очень быстро — всего за три часа.
Уже начав заниматься живописью, Венецианов служил мелким чиновником в почтовом департаменте, затем в департаменте государственных имуществ. Он писал копии картин Эрмитажа и брал уроки у известного портретиста Боровиковского. Огромное желание стать настоящим художником позволило на все найти время и силы — и на работу, и на творчество, и на обучение.
В это время Алексей активно общался с будущими декабристами и даже издал журнал карикатур в лицах, который был тут же запрещен цензурой. Александр I лично выбранил молодого человека, возмутившись тем, что тот посмел изобразить в остросатирическом виде крупного чиновника. Есть свидетельства того, что царь сказал что-то в духе: «Служишь в своем почтовом департаменте — вот и служи, а в политику не лезь!» В политику Венецианов больше «не лез», но и от службы со временем отказался, чтобы полностью посвятить себя искусству. А к сатире он снова обратился лишь однажды, когда во время Отечественной войны 1812 года создавал карикатуры на русских дворян, слепо подражавших французам.
Поселившись в 1819 году в собственной деревне Сафонково Тверской губернии, Венецианов полностью посвятил себя искусству. Если еще в Петербурге художник решил разрабатывать народную тему, то здесь он осознал, что, изображая природу, надо отказаться от условности общепринятых цветовых схем, следовать правде, а не канону. Как говорил сам живописец, «творить подобно природе». Он называл свой метод «живописью a la natura».
В Сафонково Венецианов не только писал, разрабатывая «крестьянский жанр», но и преподавал, создав первую в России общедоступную художественную школу. В ней учились даже крепостные, у которых раньше в принципе не могло быть возможности приобщиться к искусству. Более того, на выставках академик показывал работы своих воспитанников наравне со своими. В его школе прошли обучение около 70 человек, в их дальнейшей судьбе принимал активное участие известнейший поэт В. Жуковский. Надо сказать, что даже такое высокое покровительство не всегда могло изменить судьбу талантливого крестьянина. Одним из учеников Венецианова был подававший большие надежды молодой крепостной Григорий Сорока. Но его помещик — возможно, потому что не особо разбирался в живописи, а быть может и из самодурства — решил сделать из Григория самого обычного садовника. Юноша покончил с собой.
Венецианов создал новый, бытовой жанр — живопись «в домашнем роде». Наиболее передовые современники художника расценили это как подвиг. Ведь именно он первым очень правдиво передал незатейливую крестьянскую жизнь, первым показал не просто красоту природы, а именно национальный сельский пейзаж. Это получилось по-настоящему талантливо, поэтому и не вызвало шока у искушенной публики, воспитанной на совершенно других сюжетах. Двести лет спустя, после передвижников и советских живописцев нам кажется вполне естественным, что на полотне — обычный косарь или пастух, а во времена Венецианова считалось не то что неуместным, а просто немыслимым изобразить, скажем, не Юпитера, а простого русского крестьянина. Кстати сказать, и природу до Венецианова изображали исключительно итальянскую.
«Наконец-то мы дождались художника, который прекрасный талант свой обратил на изображение одного отечественного, на представление предметов, его окружающих, близких его сердцу и нашему, — и совершенно успел в том», — писал Павел Свиньин, русский писатель, издатель, журналист, художник, историк, географ и коллекционер. Не менее лестно отзывался о творчестве академика художник и издатель журнала «Изящные искусства» Василий Григорович: «Венецианов известен как портретист и живописец сельского домашнего рода. Его произведения нравятся верностью и приятностью красок и чрезвычайной точностью исполнения света и тени. Лучшие и, можно сказать, отличнейшие в своем роде произведения его суть: внутренность гумна, спящий мужичок, деревенское утро, семейство за чаем».
«Весна. На пашне» — одна из знаковых работ, один из самых выдающихся шедевров Венецианова, созданных во время наивысшего расцвета его таланта. Картина несколько раз меняла название: «Женщина, боронящая поле», «Крестьянка в поле, ведущая лошадей», «Деревенская женщина с лощадьми» и, наконец, «Весна. На пашне». Дело в том, что впоследствии была создана целая серия работ, посвященных разным временам года.
Казалось бы, сюжет крайне прост, да его почти и нет — крестьянка боронит поле. Но на самом деле все гораздо сложней, гораздо тоньше.
Современные Венецианову критики недоумевали: почему он поэтизирует подневольный труд? Почему не показывает реальных тягот? А через полтора века после создания работы критики и вовсе разглядели, что женщина непропорционально высока, что она ведет упряжку неестественно легко, а кони идут, словно бумажные. Кроме того, крестьянка одета как невеста, а не как настоящая работница в поле, и вообще, судя по изображению, еще холодно, а ребенок сидит на земле раздетый… Да, это действительно так. Но почему? Неужели мастер, творивший «подобно природе» и всегда говоривший своим ученикам, что нет ничего опасней «поправки натуры», сам не сумел избежать этого? Ведь, по его собственному убеждению, при таком подходе нельзя достичь высшей степени мастерства. Неужели академик не сумел соблюсти свою собственную художественную истину?
Конечно же, нет. Критики, видимо, не поняли главного: на этом полотне изображена не просто голая правда — такой, как ее увидел бы современный реалист. Нет, Венецианов не показал усталую и полуголодную крестьянку в обычной обстановке. Он создал образ Весны, идущей по русскому полю, символ насыщения земли, благословления труда. Вот почему женщина не просто ведет коней, а как бы парит над землей, и ребенок — это не просто сын крестьянки, это символ материнства и плодородия.
У Венецианова не было прямых предшественников, не осталось и сколько-нибудь заметных последователей. Но семена, брошенные им в почву русской живописи, все-таки проросли. Тема простого народа и русской природы не была забыта, а черты именно венециановской школы живописи проявились в творчестве известнейших художников начала ХХ века — Архипова, Малявина и Петрова-Водкина.
Благодаря удивительному таланту и трудолюбию художник получил звание академика, совершенно не имея официального образования. В 1818 году он стал «назначенным», то есть кандидатом, предоставив на суд светил живописи свой автопортрет, а на следующий год — и академиком, написав портрет инспектора Академии художеств.
Кстати, самый выдающийся украинский классик, поэт Тарас Шевченко был выкуплен и получил свободу именно благодаря Венецианову. Художник бесплатно написал портрет хозяина Шевченко, помещика Энгельгардта. Крепостник затребовал еще и две тысячи рублей сверху, их собрал Жуковский.
Источники:
https://ency.info/mirovaya-khudozhestvennaya-kultura/russkoe-izobrazitelnoe-iskusstvo-i-arkhitektura/iskusstvo-rossii-xix-veka/802-aleksej-venetsianov-i-ego-shkola
https://dvoris.ru/na-vypusknojj/a-venecianov-obraz-zhizni-v-tvorchestve-kratko-shkolnaya-enciklopediya/
https://www.agroxxi.ru/stati/venecianov-dvorjanin-vo-krestjanstve.html