7 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Александр грин настоящее имя и фамилия. Бегство от действительности

Александр Грин: биография и творчество писателя

Русский писатель, автор приблизительно четырех сотен произведений. Его работы в жанре неоромантизма, философско-психологические, перемешанные с фантастикой. Его творения знамениты на всю страну, их любят взрослые и дети, а биография писателя Александра Грина очень насыщенна и интересна.

Ранний возраст

Подлинная фамилия писателя – Гриневский. Александр – первый ребенок в своей семье, где всего было четверо детей. Он рожден 23 августа 1880 года, в Вятской губернии, в городе Слободском. Отец – Стефан – поляк и воин-аристократ. Мать – Анна Лепкова – работала медсестрой.

Будучи мальчиком, Александр обожал чтение. Он рано обучился этому, и первое, что он прочитал, была книга о «Путешествиях Гулливера». Мальчику нравились книги о странствиях по миру и моряках. Он неоднократно сбегал из дома, чтобы стать мореплавателем.

В 9 лет маленький Саша начал учиться. Он был очень проблемным учеником и доставлял много хлопот: плохо себя вел, дрался. Однажды написал оскорбительные стихи всем учителям, из-за этого его отчислили из училища. Ребята, которые учились с ним, прозвали его Грин. Прозвище нравилось мальчику, потом он использовал его как писательский псевдоним. В 1892 году Александр был успешно зачислен в другое учебное учреждение, с помощью отца.

В 15-летнем возрасте будущий писатель потерял мать. Она умерла от туберкулеза. Не прошло и полгода, как отец женился снова. Грин не ладил с новой женой папы. Он ушел из дома и жил отдельно. Подрабатывал плетением и склеиванием книжных переплетов и переписывал документы. Плотно увлекался чтением и писал стихи.

Молодость

Краткая биография Александра Грина содержит информацию, что он очень хотел быть моряком. В 16 лет юноша окончил 4 класса училища, и с помощью отца он смог уехать в Одессу. Тот дал сыну небольшую сумму денег в дорогу и адрес своего друга, который мог бы приютить его на первое время. По приезде Грин не спешил искать отцовского друга. Не хотел стать обузой незнакомому человеку, думал, сможет добиться всего самостоятельно. Но увы, работу найти было очень тяжело, а деньги закончились быстро. Побродяжничев и оголодав, юноша все-таки разыскал отцовского товарища и обратился за помощью. Мужчина приютил его и устроил на пароход «Платон» матросом. Грин не прослужил на палубе долго. Матросский рутинный и тяжелый труд оказался для Александра чуждым, он покинул пароход, напоследок разругавшись с капитаном.

Как рассказывает краткая биография, Александр Степанович Грин в 1897 вернулся в Вятку, где прожил два года, а потом уехал в Баку «попытать счастья». Там он работал в разных отраслях. Занимался рыбацким делом, потом устроился чернорабочим, а после стал железнодорожником, но и тут не задержался надолго. Жил на Урале, работал золотарем и лесорубом, потом шахтером.

Весной 1902, устав от странствий, Александр заступил на службу в 213-м Оровайском резервном пехотном батальоне. Через полгода он дезертировал из армии. Половину срока службы Грин сидел в карцере за свои революционные настроения. В Камышине его поймали, но юноша опять умудрился убежать, на этот раз в Симбирск. В этом ему помогли эсеровские пропагандисты. С ними он общался в армии.

С тех пор Грин бунтовал против общественного строя и увлеченно разглашал революционные идеи. Через год за такую деятельность его арестовали, а позднее уличили в попытке бегства и отправили в тюрьму строгого режима. Суд состоялся в 1905 году, ему хотели дать 20 лет заключения в камере, но адвокат настоял на смягчении приговора, и Грина отправили в Сибирь на половину срока. Совсем скоро, осенью, Александра освободили досрочно и вторично арестовали через полгода в Петербурге. Во время отбывания наказания ему наносила визиты невеста, Вера Абрамова – дочь большого чиновника, втайне поддерживающая революционеров. Весной Грина отправили в Тобольскую губернию на четыре года, но благодаря отцу он достал чужой паспорт и под фамилией Мальгинов сбежал через три дня.

Зрелые годы

Вскоре Александр Грин перестал числиться эсером. Они сыграли свадьбу с Верой Абрамовой. В 1910 году он уже был довольно известным писателем, и тогда до властей дошло, что беглец Гриневский и Грин – один и тот же человек. Писателя опять нашли и взяли под арест. Заслали в Архангельскую область.

Когда прошла революция, Грин был еще больше недоволен общественными устоями. Стали разрешены разводы, чем и воспользовалась Вера, его жена. Причинами развода стали отсутствие взаимопонимания и строптивый вспыльчивый характер Александра. Он пытался пойти на примирение с ней не один раз, но тщетно.

Через пять лет Грин встретил Марию Долидзе. Их союз был совсем недолгим, всего несколько месяцев, и писатель снова остался один.

В 1919 Александра призвали на службу, где Грин был связистом. Очень скоро он заразился тифом и долго находился на лечении.

В 1921 Александр вступил в брак с Ниной Мироновой. Они очень полюбили друг друга и считали свою встречу волшебным подарком судьбы. Нина тогда была вдовой.

Последние годы жизни

В 1930 году Александр с Ниной перебрались в Старый Крым. Тогда советская цензура мотивировала отказы в переиздании Грина фразой: «Вы не сливаетесь с эпохой». Для свежих книг поставили лимит: выпускать не больше одной в год. Тогда Гриневские «упали на дно нищеты» и жутко голодали. Александр пытался охотиться, чтобы добыть пропитание, но все впустую.

Через два года писатель умер от опухоли в желудке. Похоронили его на кладбище Старого Крыма.

Творчество Грина

Самый первый рассказ, под названием «Заслуга рядового Пантелеева», создавался в нелегкое для Александра время, летом 1906 года. Произведение стали публиковать спустя месяцы в виде агитационной брошюры для карателей. Говорилось в нем о служебных, воинских беспорядках. Грин был вознагражден, но рассказ изъяли из печати и уничтожили. Повесть «Слон и Моська» настигла такая же участь. Случайным образом были сохранены несколько экземпляров. Первое, что смогли прочитать люди, было произведение «В Италию». Эти рассказы писатель публиковал под фамилией Мальгинов.

С 1907 года он уже подписывался как Грин. Спустя один год в публикацию пошли сборники, по 25 рассказов за год. И Александру начали платить хорошие гонорары. Некоторые из своих творений Грин создал находясь в ссылке. Сначала он печатался только в газетах, а первые три тома с произведениями были напечатаны в 1913 году. Через год Грин уже стал подходить мастерски к писательству. Книги стали более глубокими, интересными и раскупались еще больше.

В 1950-х годах рассказы все так же печатались. Но стали выходить и романы: «Блистающий мир», «Золотая цепь» и другие. «Алые паруса» Александр Грин (биография это подтверждает) посвятил своей третьей жене – Нине. Роман «Недотрога» так и остался незаконченным.

После кончины

Когда не стало Александра Степановича Грина, то опубликовали сборник его произведений. Нина, его жена, осталась жить там же, но находилась в оккупации. Была заслана в Германию, в лагеря. Когда кончилась война, по возвращении домой ее обвинили в измене Родине и приговорили к десяти годам исправительно-трудовых лагерей. Все работы Грина запретили, а реабилитировали их после того, как скончался Сталин. Тогда стали снова выпускать новые книги. Пока Нина находилась в лагерях, их с Александром дом перешел к другим людям. Женщина долго судилась с ними, в итоге «отвоевала» его. Сделала музей, посвященный мужу-писателю, которому посвятила всю оставшуюся жизнь.

Характерные черты прозы Александра Грина

Автор признан романтиком. Он всегда говорил, что является проводником между миром мечты и человеческой насущней реальностью. Он считал, что миром правит хорошее, светлое и доброе. В своих романах и повестях он показал, как отражаются на людях хорошие поступки и дурные. Он призывал делать добро людям. Например, в «Алых парусах» через героя он передавал такое послание во фразе: «Новая душа будет у него и новая у тебя, только сотвори чудо для человека». Одной из самых высоких тем у Грина был выбор между добром и высокими ценностями и низкими желаниями и искушением сотворить зло.

Читать еще:  Значение немой сцены в комедии. Значение немой сцены в ревизоре

Александр умел вознести простую притчу так, чтобы в ней открылся глубокий смысл, объясняя все простыми, понятными словами. Критики всегда отмечали яркость сюжетов и «кинемотагрофичность» его произведений. Он освобождал своих персонажей от бремени стереотипов. От принадлежности их к религиям, к национальности и прочему. Показывал сущность самого человека, его личность.

Стихи

Написанием стихов Александр Степанович Грин увлекался еще со времен училища, но печатать их стали только в 1907 году. В автобиографии Александр рассказывал, как послал в разные газеты стихи. Они были об одиночестве, отчаянье и разбитости. «Словно писал сорокалетний Чеховский герой, а не маленький мальчик», – говорил он о себе. Печатать стали его поздние и более серьезные стихи, в жанре реализма. У него были лирические стихи, которые посвящались его первой, а после – последней жене. В начале 60-х публикация его сборников стихов потерпела неудачу. Пока не вмешался поэт Леонид Мартынов, который сказал, что стихи Грина печатать нужно, ибо это истинное наследие.

Место в литературе

У Александра Степановича Грина не было ни последователей, ни предшественников. Критики сравнивали его со многими писателями, но сходства с кем-либо все-таки было очень и очень мало. Он вроде бы и был представителем классической литературы, но, с другой стороны, особенным, уникальным, и неизвестно, как точно определить его творческое направление.

Своеобразность творчества заключалась в различиях жанра. Где-то была фантастика, а где-то реализм. Но ориентация на человеческие моральные ценности все же относит произведения Грина больше к классике.

Критика

До революции творчество Александра Степановича Грина критиковалось, многие к нему относились весьма пренебрежительно. Его осуждали за чрезмерный показ насилия, за экзотические имена персонажей, обвиняли в подражании зарубежным авторам. Со временем негатив критиканов ослабел. Стали часто говорить о том, что хочет сказать автор. Как он показывает жизнь в ее реальном отражении и как хочет донести до читателей веру в чудо, призыв к добру и правильным действиям. После 1930-х годов о произведениях Александра стали говорить иначе. Начали приравнивать его к классикам и называть мастером жанра.

Взгляды на религию

В молодости Александр нейтрально относился к религии, хотя был крещеным по православным обычаям еще в детстве. Его мнение о религии изменялось в течение жизни. Заметно это было по его произведениям. Например, в «Блистающем мире» он демонстрировал более христианские идеалы. Сцена, где Руна просила Бога сделать веру сильнее, была вырезана из-за цензуры.

С женой Ниной они нередко ходили в церковь. Александр Грин, биография которого представлена вашему вниманию в статье, любил праздник Святой Пасхи. Он писал в письмах своей первой жене, что они с Ниной боговерующие. Перед своей смертью Грин прошел причащение и исповедание у приглашенного в дом священника.

Интересные факты

Биография Александра Грина вам теперь известна. Напоследок хотелось бы рассказать некоторые интересные факты:

  • У Грина было множество псевдонимов, помимо известных двух, были еще такие: Один, Виктория Клемм, Эльза Моравская, Степанов.
  • На груди у Александра была большая татуировка с изображением корабля. Она была символом его любви к морю.
  • Интересным фактом в биографии Александра Степановича Грина является то, что всю жизнь он считал свою первую жену самым близким другом и не переставал переписываться с ней.
  • Именем Александра Грина назвали множество улиц, музеев и даже одну крохотную планету, обнаруженную в 80-х годах (Гриневия).
  • В Риге есть также улица Александра Грина, но ее назвали в честь его латышского тезки и коллеги.
  • К. Зелинский назвал выдуманную страну, где происходят действия нескольких романов писателя, «Гринландия».

Патография писателя Александра Грина

НАСТОЯЩАЯ ФАМИЛИЯ Александра Степановича Грина (1880 – 1932) – Гриневский. Его отец, сосланный в Белоруссию дворянин, «пил горькую», а мать умерла от чахотки, когда мальчику исполнилось 14 лет. Мачеха явно недолюбливала старшего пасынка и частенько составляла компанию за столом своему мужу. Она утешалась мурлыканьем песен, в основном скабрезных или воровских, и умерла тридцати семи лет. За водкой же им бегал старший сын – Саша Гриневский. Жила семья бедно, все часто ругались, так как «каждый рот был лишним».

ЖИЗНЬ МАЛЬЧИКА из вятского захолустья сложилась не только трудно, но и странно. Действительно, вызывает удивление, что мальчишка, ничего не видевший кроме окрестных лесов и болот, был поглощён непонятной мечтой о море, которое он знал только по книгам. Учился при этом плохо, предпочитая целые дни просиживать над приключенческими романами. Тройка по поведению и предупреждения педагогов, заставляли отца принимать «жёсткие», но, как видно, неэффективные методы воспитания. Непоседливый и хулиганистый характер Саши сказывался в полной мере: во втором классе за стихотворение, в котором он высмеивал своих учителей и наставников, его на две недели исключили из училища.

За неимением другой достоверной информации можно предположить, что у мальчика имелся определённый антисоциальный личностный радикал, сформированный издержками воспитания и той средой, в которой он рос.

С чем повезло семье польского ссыльного, так это с книгами. В 1888 г. погиб на службе Сашин дядя, подполковник Гриневский. С похорон привезли наследство: три больших сундука, набитых томами на польском, французском и русском языках. Тогда-то восьмилетний мальчик впервые ушёл от реальности в завораживающий мир Жюля Верна и Майна Рида. Эта вымышленная жизнь казалась ему куда интересней: бескрайний морской простор, непролазные чащи джунглей, справедливая сила героев навсегда покорили мальчишку. Возвращаться к действительности из того мира совсем не хотелось.

О подросшем сыне его отец высказался так: «Александра я считаю человеком психически ненормальным. Такая ненормальность умственных способностей, по моему мнению, явилась наследственной; отец мой был ипохондрик, два брата отца, мои дяди, были умственно помешаны, но находились ли они в домах умалишённых – сказать не могу».

Речь, конечно же, идет не об «умственном помешательстве», а о богатстве внутреннего мира юноши, который мог проявить себя не в реальной скудной жизни, а лишь в аутистических фантазиях, во время чтения фантастических рассказов, где он в полной мере давал волю своему воображению.

БУДУЩИЙ ПИСАТЕЛЬ ОТЛИЧАЛСЯ НЕВЫНОСИМЫМ ХАРАКТЕРОМ. Им владела только одна страсть – изменять факты в угоду своему необузданному воображению. Он со всеми конфликтовал, не подчинялся ни одному правилу, ни одному требованию родителей и педагогов. Крайний индивидуализм и эгоцентризм явились причиной его социальной дезадаптации и послужили причиной «ухода в революцию». Подобная стеничность поведения характерна для «экспансивных шизоидов».

Закончив в 16 лет училище со средней отметкой «три», будущий писатель начал самостоятельную жизнь. Уйдя из дома, он шесть лет провёл в скитаниях: работал грузчиком, землекопом, плотогоном, железнодорожным рабочим, золотоискателем, переписчиком ролей, шпагоглотателем в бродячем цирковом балагане, матросом. За время своих странствий постепенно всё ниже и ниже опускался «на дно». Его спутниками стали голод, нищета и болезни. В 1901 г. Грина арестовали за сбыт краденого. Выход был один – он срочно записался добровольцем в резервный пехотный батальон, расквартированный в Пензе. За девять месяцев службы из-за своего строптивого характера три с половиной провёл в карцере. Наконец, сблизившись с эсерами, дезертировал и «ушёл в подполье». Был пойман, но товарищи по партии организовали ему второй побег. Перейдя окончательно на нелегальное положение, Гриневский активно включился в революционную деятельность, где и прославился как яркий оратор.

Здесь можно говорить о наличии дромоманического радикала. «Охота к перемене мест» и поиск себя в себе и в мире на годы определяет его поведение и род занятий. Не способный к конформизму и будучи антисоциальной личностью (не вписываясь в обычный обывательский жизненный уклад) он стремился к бунтарству и протестному поведению, которое неизбежно приводит к конфликтам с законом. Революционная деятельность, в этом плане, явилась для него самым комфортным выходом из сложившейся ситуации.

Читать еще:  Рассказы классика русской литературы. Русская классическая проза

В 1903 г. беглый солдат Гриневский был арестован за пропагандистскую работу среди матросов в Севастополе. За попытку побега переведён в тюрьму строгого режима, где провёл около двух лет, в 1905 г. амнистирован. В 1906 г. снова арестован и выслан на четыре года в Тобольскую губернию. Пробыл там всего 3 дня. С его слов, совершил побег, напоив полицейских. Достал чужой паспорт, по которому уехал в Москву. Здесь родился его первый политически агитационный рассказ «Заслуга рядового Пантелеева». Тираж был конфискован в типографии и сожжён. Литературный псевдоним «А.С. Грин» впервые появился под рассказом «Случай» только в 1907 г. по вполне убедительной причине. Появись в печати подлинная фамилия писателя, его сразу же водворили бы в места не столь отдаленные, из которых «поднадзорный Александр Гриневский» совсем недавно совершил побег.

Таким образом, не имея возможности вписаться в существующий порядок вещей, наш герой (безусловно имеющий литературный талант) нашел единственный для него выход – полностью уйти в мир собственных фантазий, мир собственного творчества. Революционная и другая антисоциальная деятельность так и не стала для него компенсацией, что позволяет предположить наличие выраженного инфантильного радикала, не позволившего ему сформировать стойкие мировоззренческие установки. Инфантильный мир фантазий одержал свою окончательную и бесповоротную «викторию».

ОПИСАНИЕ ПОРТРЕТА Александра Грина, заимствованное из полицейского протокола и относящееся к тому времени, нельзя назвать банальным, но он вполне сопоставим с нашими клиническими зарисовками: «Рост 177,4 см., телосложение среднее, волосы светло-русые, глаза светло-карие, правый зрачок шире левого, на шее родинка, на груди татуировка – корабль с фок-мачтой. Натура замкнутая, озлобленная, способная на всё, даже рискуя жизнью».

Видимо, полицейская характеристика была близка к истине. Так, в начале 1906 г. Грин влюбился в свою революционную наставницу Екатерину (кличка «Киска»). Разъяренный её отказом, выхватил наган и выстрелил в левую половину груди (метил в сердце, но не попал). Девушку доставили в больницу, она выздоровела, но Грина не выдала.

Он вообще был неразговорчивый и невесёлый человек. На вопросы отвечал резко, сговорчивостью и добродушием не отличался. Вёл безалаберный образ жизни, часто пил. Неоромантик по своему литературному стилю на удивление был требователен и занудлив в финансовых вопросах, прося деньги у всех, у кого можно: критика, редактора, издателя. При этом отношение к деньгам было инфантильное: получив их, Грин стремился поскорее истратить – черта, сохранённая до конца дней. Он часто оказывался без денег в ресторанах или гостиницах, откуда посылал записки и слёзные письма к издателям с просьбой его выручить, иначе «посадят в тюрьму». А к этому времени он уже был автором вышедшего в 1913 г. собрания сочинений в трёх томах.

Жена подметила основную черту Грина: «Грин – писатель и Грин – человек совершенно разные личности». Грин-человек безбожно пил, буянил, скандалил в общественных местах, а Грин-беллетрист писал всё лучше и постепенно становился известным российским писателем.

В 1914 г. Грин лечился от алкоголизма в «частной психиатрической клиники доктора Г.Я. Трошина», российского психиатра и невропатолога. Но, не окончив курса терапии, сбежал из больницы.

Из-за конфликта с властями, позволив себе непочтительный отзыв о царе, с 1916 г. был вынужден скрываться в Финляндии, но, узнав о Февральской революции, возвратился в Петроград.

Пьянство Грина также можно связать с расстройством личности. С одной стороны алкоголь мог способствовать некоторому раскрепощению и давал возможность для более легкого общения с окружающими. С другой – «раздвигал» границы его творческой фантазии. Демоническая же роль алкоголя проявилась у Грина в быстром (как и у многих индивидуумов с расстройствами личности) и раннем формировании алкогольной зависимости.

КАК ВСЕ НЕУДАЧНИКИ, Александр Грин постоянно надеялся на неожиданное счастье. Мечтами об «ослепительном случае» и нечаянной радости полны все рассказы Грина, но в наибольшей степени – его «повесть-феерия» «Алые паруса». А ведь эту пленительно-сказочную книгу он начал писать в Петрограде 1920 г., в тяжёлые послереволюционные годы, когда после сыпняка бродил по обледенелому городу в поисках случайного ежедневного ночлега. Повесть стала самым известным его произведением. Считают, что прообразом Ассоль была жена Грина. Поэт Всеволод Рождественский вспоминал: «Сидя часами в своей совсем холодной комнате,… он писал в это время самую удивительную солнечную феерию “Алые паруса”, и трудно было представить, что такой светлый, согретый любовью к людям цветок мог родиться здесь, в сумрачном, холодном и полуголодном Петрограде в зимних сумерках 1920 года, и что выращен он человеком внешне угрюмым, неприветливым и как бы замкнутом в особом мире, куда ему не хотелось никого пускать».

Чем больше он получал гонораров, тем «круче, с дореволюционным размахом» пил. Запойные состояния могли продолжаться месяцами. В мае 1924 г. Грин с супругой (третьей по счёту!) уехали из Петрограда. Жена хотела уберечь мужа от «петроградского пьянства», и по существу переезд их был ничем иным, как бегством. Отчаянная попытка убежать от самого себя оказалась, разумеется, бесполезной, так как периоды запойного пьянства, естественно, повторялись. Терпение жены истощилось, и она стала угрожать ему уходом. Вполне вероятно, что именно пьянство стало причиной того, что у Гринов не было детей.

Доставлявший столько радости читателям, в реальной жизни Грин никому не приносил счастья. Последние месяцы жизни, заболев раком желудка, он был ещё более угрюм, малоразговорчив и все деньги «просиживал в карты».

Писатель говорил: «Потребность необычайного – может быть, самая сильная после сна, голода и любви». Именно поэтому творческий процесс писателя крайне своеобразен. Создавая фантастический мир, Грин сам начинал жить воображаемой жизнью, придумывая не соответствующие истине отношения между людьми. И случалось так, что, поверив в собственные домыслы, вторгался в жизнь человека с поступками совершенно неадекватными и нелепыми.

Писатель М.Л. Слонимский вспоминает: «Как-то, явившись ко мне поздно вечером, он очень чопорно попросил разрешения заночевать у меня. Он был абсолютно трезв. И вот среди ночи я проснулся, ощутив неприятнейшее прикосновение чьих-то пальцев к моему горлу. Открыв глаза, я увидел склонившегося надо мной Грина, который, весьма мрачно глядя на меня, задумчиво сжимал и разжимал сильные свои пальцы на моей шее, соображая, видимо, задушить или нет. Встретив мой недоуменный взгляд, он, как очнувшийся лунатик, разогнулся и, не молвив ни слова, вышел. Грину представилось, что я обязан жениться на одной девушке. Он построил в воображении своём отчаянный сюжет, в котором я играл роль злодея, и, побуждаемый добрыми намерениями, в моём лице решил наказать порок».

Александр Грин – уникальный пример того, как личность автора растворяется в его творчестве, создавая воображаемую страну, города, людей и – главное! – особый литературный стиль. Иногда писатель говорил: «Мне снятся мои завтрашние вещи. Я читаю их ночью. Утром я прищуриваю глаза. Вижу их. И пишу. » Телепатические способности – не только одна из тем творчества Грина. Этими способностями, возможно, обладал и сам автор.

В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ГРИНА описано много явлений, которые проходят сегодня по ведомству неизвестного тогда понятия парапсихологии: внушение и чтение мыслей на расстоянии («Преступление Отпавшего Листа»), реализация творческого процесса под гипнозом («Сила непостижимого»); чудеса самовнушения («Загадка предвиденной смерти»). Зачастую сюжеты рассказов основываются на психическом расстройстве персонажей: амнезия («Возвращённый ад»), депрессия (глава «Вечер» в «Наследстве Мак-Пика»), делирий («Серый автомобиль»), онейроидное расстройство сознания («Путь»), бред величия («Канат»), сумеречное расстройство сознания («Ночью и днём»). Точность описания сложнейших психопатологических феноменов вызывает удивление современных специалистов. Вполне возможно, что в личности Грина присутствовали некие психопатологические феномены, которые он блестяще использовал в своём творчестве. Так или иначе, это являлось сущностью его таланта, одной из самых важных его составляющих.

Читать еще:  Семейный уклад у осетин. Исследовательская работа "традиции и обычаи осетин"

Несмотря на большое количество выпиваемого спиртного, писал Грин быстро, сосредоточенно и в любое время дня. Товарищи не помнят случая, чтобы обещанный журналу рассказ он не сдал в срок. Это свидетельствует о том, что Грин постепенно все глубже и глубже аутистически уходил в свой собственный внутренний мир, из которого и черпал сюжеты своих произведений, с филигранной точностью описывая собственные переживания и мысли. Постепенно алкоголь становился для него единственным мостиком, связывающим его с внешним миром.

СУДЬБА ПРОИЗВЕДЕНИЙ Александра Грина оказалась далеко непростой. С 1945 г. его книги не печатались, он даже посмертно обвинялся в «буржуазном космополитизме». И только усилиями Константина Паустовского, Юрия Олеши и других писателей в 1956 г. был возвращен в литературу. Его произведения сразу стали издаваться миллионными тиражами, а 13 из них – экранизированы. Не каждый писатель может похвастаться такой популярностью.

Подростковая симптоматика Грина свидетельствует о смешанном, мозаичном, варианте патохарактерологического формирования личности: мы наблюдаем черты, относящиеся как к истерическому, так и к эмоционально лабильному типам. А в последующем сформировалась типичная для некоторых типов психопатии (в частности, эпилептоидной) «дисфорическая личность». Зависимость от алкоголя у писателя носила выраженный клинический характер и лишь утяжеляла его психопатические декомпенсации. Но – что удивительно! – не мешала (а возможно и помогала, психопатологически расцвечивая) его творчеству.

МОЖНО ПРЕДПОЛОЖИТЬ, что творчество феноменального для отечественной литературы романтика-фантаста, создававшего идеальные образы Любви, Красоты, Добра, являлось для Александра Грина своеобразной отдушиной, где писатель мог скрываться от бытовых невзгод, неблагоприятных реалий своего времени. Художественное творчество Грина, находившего спасение в области грёз и сновидений, могло играть роль защитного механизма. Это своеобразное творческое самовыражение компенсировало и инфантилизм, и проявления антисоциальности, и прогрессирующее расстройство личности, усугубленное алкогольной зависимостью. Остается лишь удивляться богатству внутреннего мира автора и его вечному стремлению к ИДЕАЛЬНОМУ.

Сайт о псевдонимах и их носителях.

Одно имя дают родители. Совсем другое дает жизнь. Но подлинное имя мы даем себе сами. Но не у всех хватает духу признаться в подлинном имени. Даже себе.

Псевдоним – Александр Грин.

Александр Грин. Настоящее имя – Александр Степанович Гриневский. Родился 23 августа 1880 в городке Слободском Вятской губернии, умер 8 июля 1932 в Феодосии. Русский писатель, прозаик, представитель направления романтического реализма. Автор феерии «Алые паруса» (1923), романа “Блистающий мир” (1923) и столь же необычных рассказов.

Подпись “А.С. Грин” впервые появилась в 1907 под рассказом “Случай”. Впоследствии, именно так, псевдонимом с обоими инициалами, Гриневский подписывает почти все свои произведения. Фамилия Грин очень быстро стала неотделимой частичкой Александра Степановича. Порой, с трудом верится, что Грин не настоящая фамилия.

Александр говорил: «Я чувствую себя только Грином, и мне странным кажется, когда кто-либо говорит: Гриневский. Это кто-то чужой мне». Его третьей жене даже сделали паспорт на имя Нины Грин. Так и жили — Гринами. Также известно, что в школе Гриневского “Грин!” – так коротко окликали ребята Гриневского в школе, а “Грин-блин” – была одна из его детских кличек.

Позже Александр Степанович узнал, что есть западная писательница, да еще приверженная к «авантюрному» жанру, Анна Катарина Грин, т.е. А.Грин. Ее в то время охотно переводили на русский, и потому случались, конечно, недоразумения. Позднее объявился в Одессе еще один А.Грин, врач – венеролог, кроивший пьесы из чужих произведений.

Грин – писатель тяжкой судьбы, временами просто трагичной, перенесший через все горести своей жизни огромную любовь к морю, которую он отразил в своих литературных произведениях.

С детства Грин мечтал уйти в море матросом и, движимый этой мечтой, делал попытки убежать из дома.

В 1896 г. по окончании четырёхклассного Вятского городского училища уехал в Одессу. Некоторое время бродяжничал в поисках работы. Перепробовал много профессий — был рыбаком, чернорабочим, лесорубом, золотоискателем на Урале. Проходил службу солдатом в 213-м Оровайском резервном пехотном батальоне, расквартированном в Пензе. Летом 1902 г. дезертировал, но был пойман в Камышине. После побега познакомился с эсерами. Зимой 1902 г. они устроили Грину повторный побег, после которого он перешёл на нелегальное положение и начал вести революционную деятельность. В 1903 г. был арестован за пропагандистскую работу среди матросов в Севастополе. За попытку побега был переведён в тюрьму строгого режима, где провел около двух лет. В 1905 г. освобожден по амнистии.

В первом плавании, на транспортном судне “Платон” он впервые увидел берега Кавказа и Крыма. Матросом Грин плавал недолго, – после первого или второго рейса его обычно списывали за непокорный нрав. Позднее был лесорубом и золотоискателем на Урале. Весной 1902 юноша очутился в Пензе, в царской казарме. Из казенного описания его наружности той поры: рост – 177,4, глаза – светло-карие, волосы – светло-русые; особые приметы: на груди татуировка, изображающая шхуну с бушпритом и фок-мачтой, несущей два паруса. Искатель чудесного, бредящий морем и парусами, попадает в 213-й Оровайский резервный пехотный батальон, где царили самые жестокие нравы, впоследствии описанные Грином в рассказах “Заслуга рядового Пантелеева” и “История одного убийства”. Через четыре месяца “рядовой Александр Степанович Гриневский” бежит из батальона, несколько дней скрывается в лесу, но его ловят и приговаривают к трехнедельному строгому аресту “на хлебе и воде”. Пензенские эсеры помогают ему бежать из батальона вторично, снабдив фальшивым паспортом и переправляют в Киев.

Оттуда он перебрался в Одессу, а затем в Севастополь. За пропагандистскую деятельность в Севастополе он поплатился тюрьмой и ссылкой. После освобождения из севастопольского каземата Грин уезжает в Петербург и там вскоре опять попадает в тюрьму. Грина ссылают на 4 года в г.Туринск, Тобольской губернии. После прибытия туда “этапным порядком” Грин бежит из ссылки и добирается до Вятки. Отец достает ему паспорт недавно умершего в больнице “личного почетного гражданина” А.А. Мальгинова и Грин возвращается в Петербург, чтобы спустя несколько лет, в 1910 году, опять отправиться в ссылку, на этот раз в Архангельскую губернию. Тюрьмы, ссылки, вечная нужда.

Недаром говорил Грин, что его жизненный путь был усыпан не розами, а гвоздями. В Петербург возвратился в мае 1912. Влившись в петербургские литературные круги, сотрудничал во многих журналах. В 1916 в Петрограде начал писать “повесть-феерию” “Алые паруса”. С конца 1916 вынужден был скрываться в Финляндии, но, узнав Февральской революции, вернулся в Петроград. В 1919, из Петрограда был призван в Красную армию, где служил связистом. В 1920 тяжелобольного Грина, заболевшего сыпным тифом, привезли в Петроград, где с помощью М.Горького ему удалось получить академический паек и комнату в “Доме искусств”.

Первый рассказ “Заслуга рядового Пантелеева” был конфискован и сожжен охранкой.

В 1908 вышел первый сборник “Шапка-невидимка” с подзаголовком “Рассказы о революционерах”. Не только в юности, но и в пору широкой известности Грин, наряду с прозой, писал лирические стихи, стихотворные фельетоны и даже басни. Закончив роман “Блистающий мир”, весной 1923 года Грин едет в Крым, к морю, бродит по знакомым местам, живет в Севастополе, Балаклаве, Ялте, а в мае 1924 года поселяется в Феодосии – “городе акварельных тонов”. В ноябре 1930 года, уже больной, он переезжает в Старый Крым. Умер Грин 8 июля 1932 года в Феодосии. В 1970 в Феодосии был создан литературно-мемориальный музей Александра Грина.

Копирование материалов сайта только с действующей прямой гиперссылкой на источник.
Рекламно-производственная компания в Москве; Лениниана; Телефоны доверия; Запчасти для автовозов.
Все вопросы и предложения по работе данного сайта направлять по адресу:

Источники:

https://www.syl.ru/article/388154/aleksandr-grin-biografiya-i-tvorchestvo-pisatelya
https://www.proza.ru/2019/08/05/423
https://propsevdo.ru/name.php?id=41

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Для любых предложений по сайту: [email protected]